Массандровский дворец история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мало кто из туристов уезжает из Крыма, не посетив Массандровский дворец. Располагается претенциозное сооружение недалеко от жемчужины Крыма Ялты. В оформлении дворца смешано множество стилей – готика, барокко, классика, романский. Это делает дворцовый комплекс эклектичным и неповторимым.

История дворцового комплекса

Начало строительства знаменитого дворца датируется 1880 годом. Предназначался шикарный дворцовый комплекс сыну графа М. С. Воронцова. Но все работы пришлось приостановить после внезапной смерти архитектора, который работал над проектом. Вскоре неожиданно скончался и владелец дворца.

Позднее сооружение было выкуплено для царя Александра Третьего. Достраивать дворец в Массандре было поручено известному русскому архитектору М. Е. Месмахеру. Строгий рыцарский замок постепенно стал превращаться в большой сказочный терем. Над двумя этажами пристроили третий, в фасад здания добавили декора. Строение дополнялось многочисленными террасами, балконами, витыми лестницами. Но и в этом случае все реконструкционные работы останавливались из-за смерти царя. И хотя великолепный комплекс во время правления Николая II почти удалось достроить, в качестве летней резиденции императорская семья предпочитала использовать более уютный и обжитый дворец в Ливадии. Сооружение в Массандре чаще служило охотничьим домиком.

Оригинальные экспозиции

Эклектичность и презентабельность – главные черты Массандровского дворца. Каждый владелец сооружения понемногу вносил свою лепту в его облик. Поэтому для посетителей довольно интересными являются и общий архитектурный вид, смешавший различные стили, и сохранившиеся интерьеры, и окружающий строение парк.

Богато обставленные комнаты на двух этажах считаются постоянной экспозицией дворца-музея. В зависимости от собственных предпочтений, туристы смогут найти для себя немало интересного:

  • изысканную отделку от высококлассных мастеров того времени – изразцовую плитку, резьбу по дереву, фрески, лепнину;
  • личные покои и официальные апартаменты монарших особ – столовые, спальни, рабочие кабинеты;
  • картины известных художников царских времен и портреты членов императорской семьи на стенах дворца.

Проходя по разным помещениям, гости Массандровского дворца смогут в полной мере ощутить дух времен царского правления. Туристы имеют возможность посетить строгую императорскую приемную, отделанную дубовыми панелями и резьбой. В торжественном кабинете царя находятся портреты членов царской семьи, а кабинет императрицы ненавязчиво украшают камин из коричневого мрамора и фарфоровые вазы. В уютной парадной столовой в стену встроен буфет, здесь же можно полюбоваться камином и изысканным столовым сервизом. Везде царит атмосфера тепла и уюта, которая передается даже сквозь время.

На третьем этаже здания организована художественная выставка. Посетители могут увидеть здесь скульптуры и картины, экспонаты этой выставки относятся к 40-50 годам XX столетия.

Живописная парковая зона

Прилегающая к дворцовому комплексу территория с обилием зеленых насаждений вызывает положительные эмоции посетителей. Парк разбит очень грамотно. Прогуливаясь по удобным дорожкам, летом можно полюбоваться полями лаванды, насладиться ароматом разных сортов роз.

Неподалеку находится шикарный бассейн из камня, привлекающий внимание посетителей оригинальным фонтаном и плавающими золотыми рыбками.

Растительность в парке достаточно разнообразна. Здесь можно увидеть более 250 видов кустарников и деревьев. Словно вечные стражи, над садом возвышаются вековые секвойи. В парке благополучно уживаются бамбук, можжевельник, кипарисы, кедр, средиземноморские сосны. Здесь же произрастают тис ягодный, катальпа, пиния, самшит, мускатный шалфей. Среди фруктовых деревьев преобладают апельсиновые, лимонные, фиговые.

В процессе проектирования в парке живописно расставили 29 статуй и 6 прекрасных декоративных ваз. Некоторые статуи сохранились до нашего времени.

Интересные факты

Отделка царских апартаментов не только выглядит богато, но и является таковой. Для декора использовалось красное дерево, цельные куски мрамора. Залы с лепниной успешно дополняют огромные люстры ручной работы.

Как добраться до Массандровского дворца

Свободно до Массандровского дворца можно добраться и на автомобиле. До музея от Ялты расстояние составляет 6 км. Координаты для более точного определения места: 44.517177°, 34.202713°.

Массандровский дворец – расположенный в Крыму, в окрестностях Ялты, памятник архитектуры конца XIX века. Не столь величественный, как Ливадийский или Воронцовский, дворец Александра III привлекает своим изяществом и теплой, домашней атмосферой уютных залов и окружающего здание ландшафтного парка. Заложенный при генерале Воронцове, он вскоре перешел во владение императорской семьи. При советской власти, после окончания Великой Отечественной войны, комплекс облюбовала партийная верхушка – Массандровский дворец на долгие годы стал резиденцией генсеков КПСС. После распада Советского Союза хорошо сохранившееся здание превратили в музей. Сейчас в залах дворца воспроизведены исторические интерьеры, дополненные подлинными экспонатами, принадлежавшими семейству Романовых.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Массандровский дворец

История Массандровского дворца

Окрестности Массандры перешли в собственность российского дворянства сразу после вхождения Крыма в состав империи. При Софье Потоцкой и ее дочерях был заложен Массандровский парк площадью около 42 га, однако достойный его помещичий дом начали строить только в 1881 году, когда владельцем земель стал князь Семен Михайлович Воронцов. Активный участник Крымских войн, генерал, он надеялся на старости лет обосноваться в собственном дворце. Мечтам его не суждено было сбыться: уже через год после начала работ Воронцов умер, а дом по проекту французского архитектора Этьена Бушара так и остался недостроенным. Наследники князя по боковой линии, графы Шуваловы, не нуждались в лишнем имении, поэтому в 1889 году перепродали его императорской семье.

Вид на дворец с Большой террасы. Начало XX века Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Начало XX века

Архитектурные особенности дворца Александра III

Заказывая проект дома французскому архитектору, князь Воронцов рассчитывал, что здание будет соответствовать лучшим европейским образцам. Этьен Бушар выбрал в качестве ориентира знаменитые своими готическими арками и башнями луарские дворцы конца XV века Амбуаз и Шенонсо с более поздним декором в стиле Людовика XIII. В отличие от белокаменных французских строений, Массандровский дворец возводили из местного природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Размерами здание значительно уступало французским замкам. Одинокий князь не нуждался в слишком большом доме, и впоследствии в трехэтажном здании нашлось место только для спален императора и императрицы, их кабинетов, нескольких комнат для отдыха наподобие бильярдной и служебных помещений для приближенных.

Экспозиция музея

Внутреннее убранство дворца в целом восстановлено по документам и изображениям предшествующей эпохи, но сохранились и подлинные детали: предметы мебели, дверные ручки, потолочная лепнина, декоративная плитка на стенах и полу. Обои, тщательно подобранные по стилю, были заменены в 80-е годы ХХ века. Интерьеры залов эклектичны – за это их и ценят посетители, успевающие за короткую экскурсию полюбоваться приметами различных архитектурных эпох.

Первый этаж: столовая и комнаты отдыха

Поднявшись по ведущей в здание лестнице, туристы попадают в вестибюль, похожий на залы средневековых рыцарских замков с низкими сводами и маленькими окнами-бойницами с цветными стеклами. Выбор архитектора в пользу романского стиля не случаен: так удалось обыграть недостаток пространства и малую высоту потолков. Чтобы помещение не казалось слишком мрачным, стены облицевали изразцами, расписанными в голубых тонах, на пол выложили ценную метлахскую плитку. Продуманное сочетание цветов облицовки создает в холле ощущение свежести и прохлады.

Для бильярдной был выбран стиль английского Возрождения: инкрустированные резные панели, выполненные лучшими русскими мастерами конца XIX века, сложная геометрия потолочной лепнины, чеканный медный камин с деревянной облицовкой. На стенах подлинные картины, современники дворца: пейзажи и исторические полотна работы Вильгельма Котарбинского, Владимира Орловского, Василия Верещагина.

В продолжение экскурсии гости переходят из бильярдной в столовую, возвращаясь к стилистике средневековой рыцарской Франции. Впрочем, присмотревшись, зрители обнаруживают множество деталей более поздних эпох: барочные настенные панели, камин и мебель в стиле Ренессанса, классические фарфоровые сервизы, изготовленные в конце XIX века на русских мануфактурах.

Второй этаж: спальни и кабинеты Романовых

Через южную башню дворца по винтовой лестнице можно подняться в личные покои императорской четы. Осмотр экспозиции начинается с приемной императрицы Марии Федоровны – самого изысканного помещения во дворце, украшенного сложной резьбой и гипсовой лепниной в стиле рококо. По коридору посетители проходят в приемную Александра III, в которой хранятся подарки, полученные императорской семьей на серебряную свадьбу. В просторном кабинете монарха, выдержанном в стиле ампир, можно увидеть портреты Александра III и его супруги. Кабинет со строгой деревянной аркой знаменит мебелью, выполненной по эскизу Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора.

Спальня императора оформлена в стиле рококо и обставлена мебелью работы знаменитого мастера Гамбса. Классицистический кабинет императрицы украшает спокойный коричнево-бежевый гарнитур, созданный столетием раньше. Дополняет декор комнаты немецкий фарфор. Картины на стенах – написанные 200 лет назад копии с портретов семьи Павла I, хранящихся в центральных музеях страны. Верхний вестибюль – еще одно эклектичное помещение Массандровского дворца с элементами стиля модерн и классицизм.

Кабинет царя Приемная императрицы

Картинная галерея третьего этажа

Ярким контрастом с императорскими интерьерами становится постоянная выставка, размещенная на третьем этаже Массандровского дворца. Здесь собраны произведения советских, преимущественно украинских художников и скульпторов 40-х-50-х гг., работавших в стиле соцреализма. Жанры и тематика картин разнообразны: это портреты героев труда и исторические полотна, зарисовки советских будней и традиционные композиции по мотивам жизни Ленина. Создатели экспозиции взывают к ностальгическим чувствам старшего поколения, но есть у массандровского верхнего этажа свой секрет, который привлекает посетителей любого возраста: с открытой террасы, выложенной метлахской плиткой, можно беспрепятственно любоваться парком и морем и делать отличные видовые фотографии.

Парк Массандровского дворца

Принципиальное различие между массандровским комплексом и замками-образцами кроется в ближайших окрестностях. Если рядом с Шенонсо разбит регулярный французский парк с ухоженными газонами, геометрическими клумбами и фигурно выстриженным декоративным кустарником, то Массандровский парк изначально выдержан в английском природном стиле. Разбитый в 1822 году, он остается одним из старейших в стране. В нем около 250 видов кустарников и деревьев, в том числе экзотический для Крыма гималайский кедр, криптомерия, гигантские секвойи. Все растения снабжены табличками с указанием отечественного и латинского названия, как в настоящем ботаническом саду.

В розарии в летний сезон благоухают десятки старинных и современных сортов королевы цветов. С ней соперничает сад ароматов с пряными запахами бархатцев, розмарина, шалфея. Террасы сада стараниями Месмахера выложены цветной плиткой. При императоре в парке было много статуй, но непрочный гипс рассыпался от времени – сохранились только фигуры играющих на древнегреческих музыкальных инструментах сатиров. Перед домом остался и действующий в теплый сезон фонтан со львами. Сегодня Массандровский парк создает ощущение заброшенности: здесь нет праздных гуляк, дорожки постепенно зарастают травой, ограды ломаются, но именно это и привлекает посетителей, любящих тишину и уединение.

Информация для туристов

В Массандровском дворце немало гостей и в разгар сезона, и зимой. Причина интереса туристов – отличная сохранность комплекса и экспонатов, связанных с именем Романовых, продуманность компактной экспозиции, занимательность экскурсий. В здании расположен бесплатный туалет для гостей и небольшое кафе. Среди недостатков филиала – отсутствие нормального подъезда для самостоятельных туристов и оборудованной парковки.

Массандровский дворец зимой

Как добраться до Массандровского дворца

Время работы и билеты

Массандровский дворец в Ялте

Массандровский дворец расположен в Крыму, на северо-востоке от Ялты, около небольшого поселка Массандра. Это один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма.

Дворец Александра III, сказочный замок посредине леса, привлекает своей легкостью и изяществом. Здание четко вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом гор.

История Массандровского дворца

История дворца загадочна и любопытна. Инициатором строительства был князь Семен Михайлович Воронцов. Боевой генерал, участник военных походов, он на старости лет решил завести собственные апартаменты в красивом и теплом месте.

К возведению Массандровского ансамбля приступили в 1881 году. Через год работы пришлось прекратить из-за ухода владельца в мир иной. Недостроенный дворец наследники Воронцова продали императорской семье.

Дворец Александра III

С 1889 года начинается история Массандры как императорской резиденции. Царь поручает достроить дворец крупнейшему русскому архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру.

Архитектор до неузнаваемости преобразил дворец, превратив аскетический рыцарский замок в сказочный терем. Под его руководством построили третий этаж, фасад сделали более пышным при помощи декоративных элементов.

Открытые галереи, витые лестницы, шикарные балконы и террасы придали строению презентабельный вид. Также были отделаны внутренние помещения, облицованы плиткой парковые дорожки и лестницы.

Месмахер выбрал для царского дворца стиль раннего барокко времен Людовика XIII. Проект предполагал постройку флигелей, работа продвигалась быстро, но неожиданная смерть Александра III прервала строительство.

По желанию сына Николая II в память об отце дворец был достроен и сохранил его имя. Особого же интереса к Массандре молодой царь не проявлял, лишь иногда останавливаясь здесь для отдыха после охоты. Новый дворец так и не был обжит.

В трехэтажном здании были построены только спальни императора и императрицы, их кабинеты, несколько комнат для отдыха и помещения для прислуги.

Дворец в стиле раннего барокко

Дворец очень компактный, он предназначался только для отдыха императорской семьи. В нем нет ни огромного бального зала, ни больших комнат для приемов. Царское семейство наведывалось во дворец, но ни разу не оставалось там на ночлег.

Назначение в советский период

В советское время в течение 12 лет дворцовый комплекс служил туберкулезным санаторием. После Великой Отечественной войны в нем обустроили институт виноградарства. Дворец облюбовала партийная верхушка, и с 1948 года он служил тщательно охраняемой резиденцией для генсека КПСС. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев.

После присоединения Крыма к России в 2014 году дворец передан под административную ответственность Управлению Делами Президента Российской федерации. 1 июня 2017 года на территории Массандровского дворца торжественно открыли бюст императора Александра III работы скульптора А.А. Аполлонова.

Фото из архива

После распада СССР здание превратилось в достопримечательность и является филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея. Сейчас в залах восстановлены исторические интерьеры, выставлены подлинные экспонаты семейства Романовых.

В музее находятся уникальные предметы быта: камин из цельного куска коричневого мрамора, люстра ручной работы, мебель из красного дерева, зеркала изначального интерьера. Во дворце и теперь так же уютно, как и 100 лет назад. Миллионы туристов со всего мира посещают ежегодно сказочный дворец-музей.

Архитектура дворца

Массандровский дворец возводили из природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Внешний вид его завораживает изящностью и сказочной красотой.

Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидное завершение башен, высокие каменные трубы придают строению устремленность ввысь. Дворец кажется легким и изящным.

Стреловидное завершение башен

Западный фасад обрамляется открытыми террасами и галереями, балюстрадами и витыми лестницам с ажурными решетками. Дополняет композицию разноуровневая фигурная кровля, мансарда, каменные фронтоны с резьбой, вазы.

Каменные резные колонны с факелообразным завершением предназначены для световых фонарей. В отделке фасадов архитектор применил метлахскую керамическую плитку. В интерьерах – витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской.

Гармонично соединенные элементы архитектуры и изобразительного искусства создают неповторимый облик в оформлении дворца.

Подпорная стена

Вся поверхность стены живописно выложена метлахской плиткой, украшена декоративными узорам, ее красота манит взгляд, очаровывает.

Кровля выложена чешуйчатым графитным шифером. Вокруг дворца были установлены 29 скульптур. Среди них статуи Цезаря, Софокла, Эсхила, а дальше скульптурный ряд продолжают сатиры и химерные драконы.

Сатиры – демоны плодородия, все они разные, и каждый изображен играющим на своем инструменте. Задача химер – отгонять злых духов, поэтому все они очень серьезные и сосредоточенные.

Церковь императора

Лестница в форме полукруга приводит к дороге, ведущей в храм, который возродил граф Воронцов. Новый храм оригинально смотрелся на фоне густого леса. Его колокольню тоже разместили на ветвях старого дуба.

Восьмиугольный бассейн с фонтаном

Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм заставляли задуматься о вечности. Освятили его в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Из-под алтаря церкви вытекал источник, который образовал небольшой водоем, украшенный иконами. Храм посещали члены императорской семьи. После революции храм снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох.

Интерьер дворцовых палат

В оформлении внутреннего убранства дворца сказались вкусы заказчика – Александра III.

Крупный и рослый мужчина, царь лучше чувствовал себя не в больших парадных апартаментах, а в маленьких уютных комнатах. Поэтому все они были небольшие с невысокими потолками. Каждая из комнат неповторима и оригинальна.

Зал с с невысокими потолками

Атмосфера уюта и тепла царит везде:

  • Просторный вестибюль с толстыми стенами, арками, узкими окнами
  • Строгая приемная императора с дубовыми панелями, с объемной резьбой. на дверях.
  • Бильярдная, украшенная картинами известных художников.
  • Приемная императрицы с лепниной на высоком потолке, зеркалом-трюмо и встроенным книжным шкафом.
  • Торжественный кабинет царя с портретами членов семьи.
  • Кабинет императрицы, украшенный фарфоровыми вазами и камином из коричневого мрамора.
  • Интимная опочивальня с резными шкатулками императрицы.
  • Уютная парадная столовая с камином, изящным столовым сервизом и встроенным в стену буфетом.
  • Нарядная праздничная гостиная императрицы, очень уютная, без помпезности.
  • Изящная винтовая лестница, ведущая на второй этаж.

Кабинет императрицы

Внутреннее убранство комнат очень красивое, их отделкой занимались лучшие мастера того времени.

Согласно моде, архитектор при убранстве комнат использовал разные породы дерева: дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украшены изразцами. Все двери – олицетворение искусства выжигания панно по дереву.

Разные породы дерева

Расписные и лепные потолки, резные панели, резьба по мрамору, красная медь в обшивке каминов, витражи, живопись по стеклу – все это создает особую атмосферу уюта, домашнего тепла.

Приглушенный мягкий свет, льющийся сквозь цветные стекла дверей, вызывает чувство покоя. Массандровский дворец предназначался для семейного отдыха без присутствия посторонних.

Лепные потолки

Задуман и построен дворец по последнему слову инженерной мысли – динамо-машина и мощный котел снабжали царский двор электроэнергией и теплом.

Придворцовый парк

После окончания строительства на территории имения заложили парк. На площади в 42 га растет более 150 видов зеленых насаждений. Обустройством садового комплекса занимался знаменитый немецкий садовник Карл Кебах. В 1822 году на месте грабового леса он заложил парк в английском стиле.

Парк формировался постепенно – местные дубово-грабовые леса ежегодно заменяли привозными экзотическими деревьями и кустарниками. Массандровский парк состоит из трех последовательно снижающихся уровней с секвойями-великанами и цветочными склонами по сторонам. Композиция дворца и парк создают уникальный неповторимый ансамбль.

Придворцовый парк

У самого дворца – газоны, цветники и невысокие кустарники. Все клумбы придворцового пространства засажены розами, наполняющими воздух пьянящим ароматом.

На территории растут разные виды роз, есть сад ароматов, где размещены душистые розмарин, лаванда, мелисса, шалфей, бархатцы. Уникальные столетние кедры дарят прохладу и тень.

Цветочные насаждения плавно переходят в сенокосный луг. Зеленое раздолье обширными полянами взбирается к самому подножию гор.

А дальше – лиственные леса чередуются с сосновыми. В лесу проложили дорожки, устроили аллеи, обрамленные лавровыми кустами, разбили цветники.

Парк поражает множеством экзотических насаждений. Здесь прекрасно уживаются можжевельники, кедры, бамбук, кипарисы, средиземноморские сосны. Фруктовые деревья: фиги, лимоны, апельсины, маслины – все свидетельствует об особенности парка. Радует глаз самшит, тис ягодный, пиния, катальпа, мускатный шалфей.

Сейчас это один из лучших ландшафтных парков площадью 42 га. Атмосфера уюта, тепла и отдыха постоянно присутствует в сказочном тереме – Массандровском дворце государя Александра III.

До 1796 года земли Массандры, расположенные недалеко от Ялты, числились в государственной казне. Позже имение сменило несколько хозяев, пока в 1830 году не перешло во владение детям графа Михаила Воронцова — Семену и Софье.

Спокойный уклад курортной жизни нарушила буря 1878 года, не пощадившая творение графа. Его сын Семен Михайлович Воронцов приступил к строительству нового дома и заказал проект французскому архитектору Этьену Бушару.

В 1881 году начались работы по строительству дворца, который в эскизах архитектора походил на средневековый замок. 30 ноября 1881 года Бушар скончался, не успев окончить проект. В 1882 году ушел из жизни и князь Семен Воронцов, завещав поместье и недостроенный дворец своей супруге Марии Васильевне, которая передала его на условиях пожизненной ренты Екатерине Андреевне Балашовой.

Дворец Александра III

В 1889 году начинается история Массандры как императорской резиденции. Новым владельцем становится Александр III, который вместе с семьей любил отдыхать в Крыму. Для того чтобы дворец соответствовал новому статусу, его необходимо было перестроить. Государь пригласил для этой цели архитектора Максимилиана Месмахера, чей проект был утвержден в апреле 1893 года.

Площадь дворца значительно увеличилась за счет дополнительных галерей, террас и балконов, за год строительства здание обрело новый облик. Месмахер выбрал стиль раннего барокко — говоря иначе, стиль Людовика XIV. По проекту предполагалась пристройка кухонного и конюшенного флигелей, но в связи со смертью императора работы были приостановлены. Николай II в память об отце повелел закончить дворец, были завершены отделочные работы, но особого интереса к Массандре молодой царь не проявлял, иногда останавливаясь здесь на отдых после пикников или охоты в окрестностях. Новый дворец так и не был обжит. Летнюю резиденцию Николая II обустроили в Ливадии.

Интерьеры дворца

На первом этаже располагались парадные залы, бильярдная комната с дубовыми панелями в стиле английского ренессанса, столовая, приемная и кабинет Его Императорского Величества. Нижний вестибюль при входе украшен сине-голубой изразцовой плиткой. Месмахер одним из первых в свою эпоху стал использовать изразцовые печи как элемент декора. На втором этаже находились комнаты для отдыха и царские опочивальни. Комнаты на третьем этаже планировались как спальни для императорских детей, но так и простояли пустыми долгие годы после строительства дворца.

Во внутреннем убранстве здания преобладает дерево разных пород: дуб, орех, клен, красное дерево. Потолки украшены лепниной и росписями. Полы внутренних помещений, террас и балконов отделаны различными по конфигурации и цвету метлахскими изразцами. В декоре комнат дворца соседствуют различные стили — готика и барокко, романский стиль и классицизм.

Максимилиан Месмахер также спроектировал придворцовую часть парка. Перед западным фасадом был разбит французский регулярный парк с террасами, цветочными партерами и фигурным бассейном. В парке были расставлены 29 статуй и 6 декоративных ваз. За террасами располагались фруктовые сады, высаженные еще при Воронцовых.

Массандровский дворец в XX веке

Музей во дворце

Начало музею было положено еще во времена Николая II; здесь, как и в других резиденциях, залы были украшены предметами декоративно-прикладного искусства и коллекцией живописи. В XIX веке можно было приобрести билет на посещение парка дворца, для особо важных персон выдавались именные приглашения.

В советское время дворец и территория парка были закрытым объектом. С 1 июня 1992 года дворец открыл свои двери для посетителей, в нем начал действовать музей. На первых двух этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера 2-й половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея.

Кроме убранства залов, посетители могут ознакомиться с документами и фотоматериалами, повествующими о жизни императора Александра III и Николая II, узнать историю Массандровского дворца. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки.

Дворец российского императора или как его принято называть – Массандровский дворец является самым высокогорным дворцом на южном берегу Крыма, так как расположился он на высоте 365 метров над уровнем моря. И многие связывают Массандровский дворец и город Ялта, однако, как уже понятно из названия, замок находится в поселке Массандра, которая входит в состав большой Ялты, но все же, считается отдельным населенным пунктом.

Центральный вход

Дворец является памятником архитектуры конца XIX века и был заложен в 1880 году сыном Воронцова, который в те годы был владельцем Алупки.

Боковой вид дворца

Посетить это место рекомендуем обязательно так как дворец является уникальным в своем роде ведь только тут (если сравнивать с другими похожими дворцами) сохранилась вся дворцовая отделка, которой уже более 100 лет.

История дворцового комплекса

История этого места начинается с того, что при графе Воронцове здесь был построен небольшой дом, который использовался как дача.

Статуи на стенах

После смерти графа его сын стал владельцем Массандры и принял решение старую постройку снести, а на его месте возвести небольшой дворец, типа охотничьего замка.

Проект дворца в стиле французского замка разрабатывал архитектор Эдмунд Бушанд в 1879 году.

Вид замка снизу

Строительство было не закончено до конца, так как сначала на стройке умер архитектор (от сердечного приступа), а еще через год и сын Воронцова. Его вдова покинула Россию и в 1889 году Массандру вместе с недостроенным дворцом передали во владение императора Александра III.

Великолепный вид сбоку

И достраивался Массандровский дворец на полуострове Крым уже для императора Александра III.

Рекомендуем прочитать нашу обзорную статью — Достопримечательности Ялты!

Для достройки дворца из Петербурга был приглашен новый архитектор Местмахер, который и превратил невзрачный и суровый замок в великолепный дворец.

Печальный факт – сам император так и не смог увидеть это место во всей его красе, так как скончался раньше завершения стройки и лишь в 1902 году Николай II дал дворцу имя своего отца.

Во дворце были проведены вентиляция, отопления, электричество и даже телефон.

Вид из парка

Интересный факт – в акте приемной комиссии, которая принимала ввод в эксплуатацию дворца было написано, что он не предназначен для комфортабельного проживания. Во дворце не было светильников и даже мебели, так распорядился Николай II. В Массандровском дворце никто из семьи Романовых никогда не жил и не ночевал. Они отдавали предпочтение Ливадийскому дворцу, а сюда изредка приезжали на пикники или для прогулок в горы.

Массандра рассматривалась Воронцовым, как экономическое поместье, то есть то место, которое должно было приносить ему доходы. Именно тут были разбито несколько плантаций табака, виноградника, винзавод с собственным винным подвалом, были разбиты сенокосные луга, фруктовые сады, конюшня, бахча, каменоломня, молочные птицефермы.

Вся территория, на которой было расположено добро, перечисленное выше, занимала 970 га земли.

Архитектурные особенности дворца Александра III

Пол дворца устелен Метлатской плиткой, которую привозили сюда из Санкт Петербурга, а изготавливали ее в Германии.

Кабинет императрицы

Отделка помещений была деревянная, ее изготавливали ремесленники Крыма. Великолепную резьбу из дерева делали в мастерской Августа Клодта в Петербурге.

Фото семьи

Для посещения туристов доступны:

  1. На первом этаже – комната отдыха, бильярдная, столовая, центральный вестибюль, южное крыло.
  2. На втором этаже – апартаменты императора и императрицы.

Бильярдная комната первого этажа выполнена в стиле Английского возрождения, вся сохранившаяся отделка изготовлена из мореного дуба, особое внимание заслуживает высокий угловой камин в Викторианском исполнении. На потолке лепка, выполненная учеником Клодта, а на стенах представлены подлинные картины XIX века и многие из них, из личной коллекции императора Александра.

В бильярдной

Из бильярдной, через массивную дубовую дверь туристы попадают в парадную столовую. Примечательно то, что от внимания архитектора не утаился ни один уголок и внутренний интерьер получился настолько самодостаточным и пышным, что это ощущается, даже через 100 лет. Казалось бы – обычная дверь, но над ней работало несколько мастеров и художников, а таких дверей во дворце еще много.

Столовая

Итак, столовая – в ее оформлении использованы элементы французской замковой архитектуры. Посредине комнаты стоит стол с выставленным на нем обеденным фарфоровым сервизом. Сама столовая обрамлена в дубовые декоративные панели, на потолке можно рассмотреть первоначальную роспись, во время экскурсии гид обязательно остановится на этом и расскажет о них более подробно.

Далее, туристов пригласят подняться на второй этаж по потайной винтовой лестнице в покои императора и императрицы.

Вид на кабинет

Первым делом вы попадаете в женскую половину так называемая приемная императрицы, полностью выполненная из дуба. И в этом помещении находится единственный уцелевший знак императрицы – ниспадающая буква М под женской головой, над дверью. Выглядит утонченно и в то же время величественно.

Экспозиция с камином

Далее группа проходит в приемную императора, который выполнен из красного дерева. Возвращаясь к вопросу о царской символике – на потолке уцелела лепка, и в центре полукруглых изваяний были символы императора, которые во время революции были уничтожены. Интерьер в этой комнате не самый пышный.

Приемная императора

В приемной можно увидеть встроенный книжный шкаф, в котором хранятся подлинные издания старинных книг и поздравительные открытки, которые император Александр III получал по случаю празднования серебряной свадьбы.

У камина

Далее туристы переходят в кабинет императора, который является и самым большим помещением во дворце. Кабинет выглядит очень богато, камин из крымского камня, великолепная лепка на потолке, огромный круглый стол с портретами молодого императора и императрицы, по стенам развешаны картины и портреты. Экскурсия по Массандровскому дворцу очень занимательная и хочется слушать ее и смотреть на убранство не один час, это ведь и прикосновение к истории государства.

Камин

Набор стульев

Из спальни просматривается балкон, оформленный уже в советское время и она сильно выделяется на фоне помпезности и роскоши остальных помещений.

Кабинет императрицы выполнен в светлых тонах, в каждом его уголке чувствуется, что это женское помещение. Камин выполнен из камня редкого молочного цвета, бежевые скамьи и стол. Комната, кажется заполненной с избытком, но все же в ней, как будто чего-то не хватает.

В кабинете государыни

После кабинета императрицы мы попадаем в парадную прихожую, которая оформлена в стиле модерн, на стенах современные обои, а вот роспись, которая была по стенам утрачена после революции, так как дворец 12 лет не отапливался и роспись была утрачена и до настоящего времени непонятно, будет ли реставрация или уже нет.

Парадная

Советский период и открытие музея

История дворца в послереволюционное время не такая обширная, как в дореволюционное время и тут будет достаточно краткий рассказ.

Статуя и дворец

После войны дворец был слегка отреставрирован и в его стенах 1,5 года находился институт Магарач, который занимался вопросами виноделия и виноградоводства.

С 1 июня 1992 года Массандровский дворец в Ялте открыл свои двери в качестве филиала Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника и по настоящее время значимых реставрационных работ в нем не проводилось.

Придворцовый парк

Массандровский дворец интересен не только внутри, но и снаружи есть на что посмотреть, и речь идет не о его фасаде, а о придворцовой территории или парке, который огромен (около 40га).

Дорожка

В центре Массандровского Придворцового парка расположился круглый бассейн с фонтаном, вокруг которого и по всей территории парка произрастает огромное количество роз всевозможных цветов и ароматов. Этой розовой красотой можно насладиться с самого начала лета и до первых заморозков (первая половина ноября).

Фигура на постаменте

Главная достопримечательность парка – величественные секвойи (мамонтовое дерево). Возраст деревьев около 137 лет, а высота около 30 метров. Находиться в тени этих великанов не просто приятно, но и очень уютно.

Полуразрушенная арка

Секвойи в летнее время сбрасывают с себя ветки, а их кора не гниет.

С западной и восточной сторон парка произрастают не менее высокие деревья, такие как пихта испанская, нумидийская и вечнозеленая секвойя.

Статуи тут везде

На территории парка огромное количество благоухающих кустарников и растений, которые наполняют воздух великолепным ароматом.

Бассейн

В парке оборудованы прогулочные дорожки со скамейками. Погулять в парке стоит и есть где сделать отличный фото и снять видео.

О чем нужно знать, планируя посещение?

На фоне гор

Как добраться, время работы, цены:

Перед тем как планировать поездку, ознакомьтесь с ценами во дворце. Билет для прогулки по Массандровскому парку покупать не нужно, он бесплатный. Если же вы планируете погрузиться в историю дворца полностью, то цена входного билета (по состоянию на 2020 год, кстати, в 2019 году она была такая же) составляла 400 рублей при посещении взрослым экскурсии с экскурсоводом (1 и 2 этажи), дополнительно нужно доплачивать за посещение третьего этажа – это еще 100 рублей. Можно приобрести общий билет – он на 50 рублей дешевле и включает в себя полный осмотр замка. Его цена – 450 рублей.

Лестница

Для детей стоимость ниже 200 рублей за 1 и 2 этажи + 100 рублей за 3 этаж.

В любом случае рекомендуем уточнять информацию через официальный сайт дворца.

Работа дворца зависит от времени года. Так режим работы в зимнее время с 9 утра до 17 вечера, в весеннее время часы работы увеличивают на час, а летом еще на час.

По субботам же дворец работает с 9 утра до 19 вечера, независимо от времени года.

Адрес дворца и парка можно посмотреть внизу – там представлена карта расположения, на ней же, кстати, можно посмотреть, где находится вход и как до него добраться.

Доехать до дворца можно на личном автомобиле или на городских или междугородних автобусах и троллейбусах. Общественный транспорт ходит достаточно часто (такая работа), а стоимость проезда 15-20 рублей.

Лучше всего садиться в маршрут 29, он отправляется из центра города. Также подойдет любой автобус следующий в направление Никиты, Гурзуфа, Алушты и Симферополя – доехать необходимо до станции — остановка Верхний Массандровский парк. Автобусы отправляются от автовокзала.

Если предпочитаете троллейбусы – то 2 маршрут ходит часто.

Автобусы останавливаются только на шоссе, и дальше предстоит идти пешком. Ориентируйтесь на статую орла, неподалеку от которой будет поворот на дворец. Когда через 500 метров окажетесь у парковки, поворачиваете налево и проходите мимо двухэтажных домов и лотков с овощами и фруктами (в низкий сезон их может не быть). Следуя так, как мы указали – упретесь в КПП, где продают билеты, но их можно купить и в самом дворце.

Если на машине, то летом машин на парковке много, надо это учитывать, а дальше парковки проезд закрыт. В низкий сезон бывает, что можно проехать прямо до КПП, тут уже как повезет.

Это был краткий путь, а если любите гулять по лесу, можем предложить вам поход по тропе сквозь лес. Тропинка спускается вниз и совсем несложная, пройти по ней можно даже в сланцах и даже ребенку. Отзывы о ней только положительные, но учитывайте, что ходу там около километра.

Экскурсии в Массандровский дворец: какие выбрать, где заказать?

Лучше всего брать экскурсии от местных жителей, они как бы пропитаны душой и местным колоритом, чем все эти стандартные обзорные экскурсии. Ниже представлено несколько вариантов, которые мы можем порекомендовать (работа экскурсовода интереснее, когда он делает ее непосредственно для тебя, индивидуальная экскурсия всегда была чем то особенным):

Читайте также: