Маршалл маклюэн биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Его идеи имеют важное значение для понимания развития современной цивилизации как глобального инфокоммуникационного общества.

Содержание

Биография

Маршалл Маклуэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Маршалл — это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении. В русских источниках можно встретить искажения фамилии Маклуэна как "Маклюэн" и т.д.

Его родители, Элси Наоми (англ. Elsie Naomi) и Герберт Эрнст (англ. Herbert Ernest), родились и всю жизнь прожили в Канаде. Кроме Маршалла у них был ещё один сын — Морис, который родился в 1913 году. Мать Маклуэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклуэна имел небольшое дело в области недвижимости. С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклуэнов переехала в город Виннипег, административный центр канадской провинции Манитоба[1].


В 1937 году Маршалл Маклуэн принял католичество. С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в 1939—1940 годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (Сент-Луис, США). Там он познакомился с Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году. У них родилось шестеро детей[4].

Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклуэна, хотя и далеко не сразу, получила широкое признание. В 1964 году он стал членом Королевского научного общества Канады, а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклуэн был назначен советником Комиссии по социальной коммуникации Ватикана[8].

В конце 60-х годов здоровье Маклуэна стало быстро ухудшаться. В 1967 году он перенес операцию по удалению опухоли головного мозга, в 1979 году случился инфаркт. Маршалл Маклуэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

Основные работы

Взгляды и направление исследований Маршалла Маклуэна претерпели серьезную эволюцию. Если вначале он, скорее, литературовед, критикующий современное западное общество за манипулирование сознанием масс и упадок интереса к классическому культурному наследию, то в дальнейшем характер его критики во многом изменяется. С 50-х годов Маклуэн изучал современное общество и культуру, в основном, как производный продукт электрических и электронных технологий коммуникации. Неслучайно интерес к работам Маршалла Маклуэна резко возрос с появлением Интернета теории коммуникации.

Влияние идей Маршалла Маклуэна

В "копилку" Маклуэна можно добавить популярность среди освоившихся в инфокоммуникационном обществе художников, скульпторов, архитекторов, инженеров, предпринимателей, кураторов музеев, школьных и вузовских преподавателей, кинематографистов, телевизионных продюсеров, специалистов по манипуляции общественным мнением, газетных репортеров, поэтов. О своей признательности Маклуэну заявил известный представитель алеаторической (то есть создаваемой и исполняемой из расчета на случайность) музыки Джон Кейдж.

В художественной литературе последователей идей Маклуэна также немало (в том числе среди представителей киберпанка).

Сейчас поисковые системы Интернета в ответ на запрос о Маршалле Маклуэне предагают множество научных исследований, использующих его теоретические разработки. Посредством того же Интернета осуществляется несколько международных проектов, в центре которых находятся представления Маклуэна о формирующей роли средств инфокоммуникации. В Интернете на протяжении мнгогих лет действует сеть Ассоциации по проблематике экологии средств инфокоммуникации (Media Ecology Association, U.S.A.) McLuhan List, изо дня в день сводящая воедино исследователей проблем глобального инфокоммуникационного общества из разных стран. В этой сети, в частности, плодотворно работает сын Маршалла Маклуэна Эрик Маклуэн.

Под влиянием Маршалла Маклуэна сформировались взгляды З. Бжезинского.

В философии идеи Маклуэна нередко соотносят с постмодернизмом. Сам Маклуэн показывал свои кардинальные расхождения с этим подходом.

В СССР взгляды Маршалла Маклуэна анализировались с 60-х годов в работах Э. Араб-оглы, В. Аверьянова, Р. Борецкого, А. Волкова, Н. Василенко, Н. Голядкина, Г. Григоряна, П. Гуревича, Ю. Давыдова, Ю. Каграманова, Е. Карцевой, И. Кравченко, А. Ковалева, Р. Копыловой, В. Коробейникова, В. Лындина, А. Мидлера, С. Можнягуна, В. Скибы, В. Терина, М. Туровской, О. Феофанова, Б. Фирсова, В. Царёва и других.

Переводы работ Маршалла Маклуэна на русский язык представляют собой большую сложность. Неудовлетворительным качеством ряда переводов во многом объясняется то, что теоретические разработки Маклуэна, несмотря на всю их важность для понимания современного общества, до сих пор остаются на периферии интересов российского научного сообщества.

Биография

Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Маршалл — это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении. Его родители, Элси Наоми (англ. Elsie Naomi) и Герберт Эрнст (англ. Herbert Ernest), родились и всю жизнь прожили в Канаде. Кроме Маршалла у них был ещё один сын — Морис, который родился в 1913 году. Мать Маклюэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала Первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклюэна имел небольшой бизнес в области недвижимости. С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег, административный центр канадской провинции Манитоба.

В 1937 году Маршалл Маклюэн принял католичество. С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в 1939—1940 годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (Сент-Луис, США). Там он познакомился со своей будущей женой Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году. Брак Маршалла и Корины был счастливым. Они вырастили шестерых детей.

Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклюэна получила большое признание. В 1964 году он стал членом научного Королевского общества Канады, а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклюэн был назначен советником Комиссии по общественным отношениям Ватикана.

В конце 60-х годов здоровье Маклюэна стало стремительно ухудшаться. В 1967 году он пережил операцию по удалению опухоли мозга, в 1979 году — инсульт. Маршалл Маклюэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

Герберт Маршалл Маклюэн — канадский философ, филолог, социолог, литературный критик, теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации.
Получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество.
Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Маршалл — это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении. Его родители, Элси Наоми и Герберт Эрнст, родились и всю жизнь прожили в Канаде.
Кроме Маршалла у них был ещё один сын — Морис, который родился в 1913 году. Мать Маклюэна сначала была учительницей…

Библиография

Библиография:

1942 — "The Place of Thomas Nashe in the Learning of His Time" (doctoral dissertation)
1951 — The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man
1960 — "Report on Project in Understanding New Media"
1960 — Explorations in Communication edited with Edmund Snow Carpenter
1962 — Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man
1964 — Понимание медиа: внешние расширения человека / Understanding Media: The Extensions of Man
1967 — The Medium is the Massage: An Inventory of Effects with Quentin Fiore
1967 — Verbi-Voco-Visual Explorations
1968 — Война и мир в глобальной деревне / War and Peace in the Global Village…

Библиография:

1942 — "The Place of Thomas Nashe in the Learning of His Time" (doctoral dissertation)
1951 — The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man
1960 — "Report on Project in Understanding New Media"
1960 — Explorations in Communication edited with Edmund Snow Carpenter
1962 — Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man
1964 — Понимание медиа: внешние расширения человека / Understanding Media: The Extensions of Man
1967 — The Medium is the Massage: An Inventory of Effects with Quentin Fiore
1967 — Verbi-Voco-Visual Explorations
1968 — Война и мир в глобальной деревне / War and Peace in the Global Village design/layout by Quentin Fiore
1968 — Through the Vanishing Point: Space in Poetry and Painting with Harley Parker
1969 — Counterblast design/layout by Harley Parker
1969 — The Interior Landscape: The Literary Criticism of Marshall McLuhan 1943–1962 selected
1970 — Culture is Our Business
1970 — From Cliché to Archetype with Wilfred Watson
1972 — Take Today: the Executive As Dropout with Barrington Nevitt
1976 — The Violence of the Media
1976 — Inside on the outside, or the spaced-out American
1976 — Seminar on Myth and Media
1976 — Misunderstanding the Media's Laws
1977 — City As Classroom: Understanding Language and Media with Kathryn Hutchon and Eric McLuhan
1988 — Laws of Media: The New Science with Eric McLuhan
1989 — The Global Village: Transformations in World Life and Media in the 21st Century with Bruce R. Powers
2003 — The Medium and the Light: Reflections on Religion edited by Eric McLuhan and Jacek Szlarek
2004 — Understanding Me: Lectures and Interviews edited by Stephanie McLuhan and David Staines
2006 — The Classical Trivium: The Place of Thomas Nashe in the Learning of His Time (first publication of McLuhan's 1942 doctoral dissertation)
2011 — Media and Formal Cause with Eric McLuhan

Герберт Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Его родители, Герберт Холл (Herbert Ernest) и Элси Холл (Elsie Hall), родились и всю жизнь прожили в Канаде; отец был продавцом недвижимости, мать была актрисой, а также зарабатывала пением в церковных хорах разных храмов. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег, административный центр провинции Манитоба, Канада.

В 1928 году Маклюэн поступил в Университет Манитобы, где взялся за изучение теологии, экономики, психологии, истории, астрономии, а также литературы и языков: в первую очередь латинского и английского. В 1933 году ему была присуждена степень бакалавра по инженерной специальности и вручена золотая медаль по науке и искусствам, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе. Интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл (Trinity Hall) Кембриджского университета (Англия), где в 1936 году он получил диплом бакалавра. После возвращения в Северную Америку в 1936 году Маклюэн начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента.

В 1937 году Маклюэн принял католичество. С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в Католическом Университете Сент-Луиса (США). Там он познакомился со своей будущей женой, преподавательницей словесности и риторики Кариной Льюис, на которой женился в 1939 году. В последний год пребывания Маклюэна в Сент-Луисе стали появляться его культурно-критические работы. В 1943 году Маклюэн познакомился с английским художником, писателем и критиком — Перси Уиндэмом Льюисом (Percy Wyndham Lewis), о котором позже неоднократно говорил, что знакомство с последним сильно повлияло на его мышление.

В 1946 году Маклюэн начал преподавать в Университете Торонто, где в 1952 году получил должность профессора. В годах был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся Фондом Генри Форда. В это время он заинтересовался влиянием технологий и медиа на общество. Значительное влияние на это направление исследований Маклюэна оказало его знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом (Harold Innis), учеником которого он впоследствии себя неоднократно называл. В годах Маклюэн был членом Департамента английского языка в Колледже Святого архистратига Михаила Университета Торонто.

В 1979 году Маклюэна в результате случившегося инсульта разбил паралич, что повлияло на его способность читать и писать и вынудило оставить преподавательскую работу. Он ушёл из жизни 31 декабря 1980 года в Торонто.

Творчество и деятельность

Маршалл Маклюэн создал концептуальную модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций, при этом смена коммуникационных технологий положена им в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории. В целом, творчество Маклюэна может быть типологически отнесено к методологической традиции технологического детерминизма, однако семантически его философские идеи выходят далеко за рамки философии техники. Несмотря на то, что расцвет популярности Маклюэна и его работ пришёлся на годы, с развитием Интернета его теории приобрели новый смысл и на рубеже столетий вновь оказались в центре теоретических дискуссий.

Для Маклюэна был характерен своеобразный стиль философствования, ориентированный в первую очередь не на академическое сообщество, но на массового читателя. Его работы полны афоризмов, идиоматических выражений, тем самым они ближе к литературным текстам, чем к научным рассуждениям. В силу этого работы Маклюэна неоднократно повергались критике со стороны приверженцев строгих критериев научности знания.

Теория типов коммуникации

В соответствии с этим в истории развития человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи:

Изменения, произведённые, по мнению Маклюэна, введением письма и печати, заключаются в следующем:

  1. Холодный однообразный визуальный мир — вместо эмоционального устного разнообразного мира:
    • потеря мистического элемента;
    • одна черта — рациональность мышления — вместо всего богатства чувств.
  2. Создание цивилизованного человека:
    • создание типа человека-мыслителя, индивидуума;
    • создание представления об унифицированности кодов, такого принципа работы, как расщепление, усреднение, пересобирание и механическое повторение (привычка к униформизму);
    • создание представления о линейности и непрерывности пространства и времени;
    • жёсткая причинно-следственная связь элементов системы;
    • невовлечённость — отчуждённость, пассивность.
  3. Общество:
    • индустриальность (возможность самовыражения в уединении и присоединении к другому уже с целью усиления мощи вели к созданию корпораций, военных и коммерческих), создание ситуации равного положения индивидов (например, перед законом);
    • массовый рынок;
    • доступное образование (книга — первая машина-учитель), универсальная литературность, специализация и фрагментация знания.
  4. Культура:
    • правильное написание и синтаксис, произношение (что отделило поэзию от песни, прозу от ораторства; теперь поэзия могла быть написана, но не услышана; музыка отделилась от слова);
    • появление Автора.

Теория холодных и горячих медиа

Согласно Маклюэну, все медиа можно разделить на две большие группы:

Основным критерием данной классификации выступает уровень вовлечения потребителя информации в процесс коммуникации. Таким образом, холодные медиа — включают, а горячие — исключают. Холодные медиа — это технологии племени, живого включения, участия; горячие — технологии цивилизации, абстрагирования, уединения, пассивности. Холодные медиа, появляющиеся сегодня, реплеменизируют общество; горячие — рецивилизируют. На их чередовании и основано развитие общества.

Теория медиа как ампутации

Например, ускорение процессов обмена информацией между племенами повлекло за собой ситуацию, в которой ноги и функция ходьбы или бега более не могли выдерживать необходимых нагрузок. Это повлекло за собой изобретение колеса и ампутацию ног (в том смысле, что их функция несколько изменилась, быстрое передвижение было изолировано от тела). Будучи отделена от тела, функция замыкается и достигает в себе высокой интенсивности, но такое усложнение опять воспринимаемо и переносимо нервной системой только оцепенением или блокировкой восприятия (второй по счёту). Самоампутация исключает самоузнавание.

Теория медиа и прогнозы

mcluhan_fp.jpg

Краткие биографические сведения

родился 21 июля 1911 г. в Эдмонтоне, провинция Альберта;
учился в Университете Манитобы (степени бакалавра и магистра); получил степень доктора в Кембридже;
в 1939 г. женился на Коринне Льюис;
в 1946 г. начал преподавать в Торонтском университете, где в 1952 г. получил должность профессора;
в 1953-1955 гг. был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям , проводившихся Фондом Форда
в 1963 г. основал Центр культуры и технологии при Торонтском университете;
в 1977 г. сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена Annie Hall;
скончался 31 декабря 1980 г.

The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man (1951)
The Gutenberg Galaxy (1962)
Understanding Media: The Extensions of Man (1964)
War and Peace in the Global Village (совместно с К. Фиоре) (1968)
Through the Vanishing Point: Space in Poetry and Painting (совместно с Г. Паркером) (1968)
Culture is Our Business (1970)
Laws of Media: The New Science (Совместно с Э. Маклюэн) (1988, опубликована посмертно)

Маршалл Маклюэн — один из самых выдающихся теоретиков XX в. в области культуры и коммуникаций. Он сам был превосходным изобретательным коммуникатором, легко умевшим наводить мосты между наукой и массовой культурой. Результаты его деятельности в торонтском Центре культуры и технологии принесли ему научную славу и сделали его в 1960-х гг. одной из знаковых фигур поп-культуры. Его работы, посвященные взаимосвязям культуры и коммуникаций оказали значительное влияние на рекламную деятельность; в двух его самых известных книгах The Mechanical Bride (“Механическая невеста”) и Culture is Our Business (“Культура — наш бизнес”) основное внимание уделялось вопросам рекламной индустрии. Его работы оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на ход дискуссий по проблемам глобализации.

1. Введение

В частности, благодаря этому имя М. Маклюэна навсегда вошло в историю науки.

2 Биографические данные

Герберт Маршалл Маклюэн родился в 1911 г. в городе Эдмонтоне, в канадской провинции Альберта. После получения степеней бакалавра и магистра в Университете Манитобы он защитил докторскую диссертацию в Гарварде и в 1936 г. получил первую преподавательскую должность в Висконсинском университете. Затем он преподавал в Университете Сент-Луиса, а после возвращения в Канаду в 1946 г. — в Торонтском университете.
Впервые имя М. Маклюэна получило известность после выхода в свет в 1951 г. книги The Mechanical Bride, посвященной американской рекламной индустрии. В 1952 г. М. Маклюэн стал профессором, а в 1953-1955 гг. руководил семинарами по проблемам культуры и коммуникаций, организовывавшихся Фондом Форда. Затем он заинтересовался влиянием новых технологий на медиа-средства; результатом этого увлечения стало появление в 1962 г. книги The Gutenberg Galaxy (“Галактика Гутенберга”). В 1963 г. М. Маклюэн основал Центр культуры и технологии при в Торонтском университете.
Международную известность принесла ему публикация книги Understanding Media (“Понимание медиа”) (1964) и в 1960-1970-х гг. М. Маклюэн начал приобретать все большее влияние как теоретик проблем взаимосвязи культуры, медиа и технологий, а также автор публикаций по данной тематике. Свыше дюжины книг и сотни статей М. Маклюэна были посвящены вопросам технологии (War and Peace in the Global Village (“Война и мир в глобальной деревне”)), искусства (Through the Vanishing Point (“Через нулевую отметку”)) и рекламы (Culture is Our Business (“Наш бизнес — культура”)). Он консультировал многих мировых лидеров, включая Джимми Картера и Пьера Трюдо, а в 1975 г. был назначен Ватиканом советником Комиссии по проблемам социальных коммуникаций. М. Маклюэн получил множество престижных званий и наград, в том числе он являлся членом Королевского научного общества Канады (1964) и кавалером Ордена Канады (1970). Он умер в 1980 г. в период работы над несколькими книгами и подготовки к выступлению на крупной международной конференции в США.

3. Основной вклад

В работах М. Маклюэна прослеживаются три основные темы. Первая посвящена рассмотрению концепции искусства как процесса познания, имеющему отношение к символическим средствам, которые присутствуют в различных визуальных обращениях — от произведений искусства до рекламы. Вторая тема связана с использованием технологий как способа расширения возможностей человека; ее суть состоит в том, что содержание любого послания неизбежно испытывает на себе влияние технологии, использованной для его распространения. Третья тема определяется убежденностью М. Маклюэна в том, что процесс человеческого развития прошел через две эпохи, примитивную и индустриальную или “типографскую”, и вошел в третью — технологическую.
То, что М. Маклюэн в своей первой, посвященной рассмотрению искусства как процесса познания, работе основное внимание уделил проблеме рекламы является типичным для его подхода к поискам взаимосвязей между искусством и поп-культурой. В The Mechanical Bride он проанализировал несколько образцов печатной рекламы, демонстрируя наличие в каждом из них символических элементов. Его вывод заключался в том, что реклама становится разновидностью фольклора; он возвращается к этой теме в Culture is Our Business, где он описывает рекламу как “пещерное искусство двадцатого века” (1970: 7). Однако отношение ученого к рекламе не было однозначно положительным.
Наше время является первой эпохой, в которой многие тысячи прекрасно образованных индивидов сделали своим постоянным занятием проникновение в коллективный общественный разум. Целью такого проникновение является осуществление манипулирования, эксплуатации и контроля. Его замысел состоит в создании принуждения, а не условий для осознанных действий. Удержание каждого человека в беспомощном состоянии, порожденном продолжительной ментальной привычкой, является результатом как рекламы, так и развлекательных мероприятий (1951: v).

Создание Understanding Media ознаменовало начало разработки М. Маклюэном второй его главной темы — о влиянии технологии на медиа-средства. Анализ начинался такими словами:
В культуре, подобной нашей, давно привыкшей к дроблению и разделению всех вещей как средству контроля, иногда кажется несколько шокирующим напоминание о том, что в реальной действительности сам носитель информации является посланием. Проще говоря, личностные и социальные последствия использования любого медиа-средства, то есть любого расширения нас самих, являются результатом применения новой системы исчисления, которая вводится в нашу жизнь путем развития нашей личности или любой новой технологии (1964: 7).

Далее М. Маклюэн описывает негативные и позитивные эффекты проявления этого правила. Например, автоматизация заменяет человеческий труд; но она также создает для людей новые роли в отношении их прежней работы, заменяя связи, разрушенные машинной революцией. Тот же вывод делается и в отношении медиа-средств; человечество, используя печатный станок, совершило переход от устной культуры к письменной, однако телевидение и радио вновь вернули людей к устной культуре.
Концепция кругового процесса или возвращения человечества к прежним формам существования с помощью новых технологий, составляет суть третьей темы работ М. Маклюэна. “Если технология И. Гутенберга воспроизвела древний мир и сбросила его на колени Ренессанса” — писал М. Маклюэн, — “то электрические технологии воспроизвели первобытный и архаический миры, прошлое и настоящее, частное и корпоративное, и бросили их на порог Запада для обработки” (1970: 7).
Возможно, наилучшее резюме основных идей Маклюэна можно найти в книге Laws of Media (“Законы медиа”), опубликованной через несколько лет после его смерти. Первоначально он собирался подготовить второе издание Understanding Media, но затем его исследование вышло за рамки исходной книги. В этой работе М. Маклюэн установил четыре фундаментальных принципа и дал уточнение их особенностей для коммуникаторов, действующих в каждой из областей, включая и рекламу. Эти принципы были сформулированы следующим образом:
1. Каждая технология расширяет возможности определенного органа или определенной способности пользователя.
2. Когда одна из областей ощущения усиливается или интенсифицируется, другая ослабляется или подавляется.
3. Каждая форма, доведенная до предела своих возможностей, изменяет свои характеристики.
4. Содержанием любого медиа-средства является более старое средство (то есть новое средство передачи включает в себя все более старые формы).
Обычно, формулируя эти “законы”, М. Маклюэн настаивал на том, что определение “закона” соответствует тому, которое было дано К. Поппером: научный закон устанавливается таким образом, чтобы обеспечить возможность его фальсификации. М. Маклюэн хорошо понимал, что придет время когда восприятие законов изменится, а к его теориям будут относиться как к устаревшим.

4. Оценка

С. Нейл отмечал, что критиковать идеи М. Маклюэна довольно трудно, так как его репутация настолько высока, что оказывает значительное воздействие на их восприятие людьми (Neil, 1993). В определенной степени М. Маклюэн был живым доказательством того, что медиа-средство является посланием: настолько трудно отделить этого человека от его идей. Сам С. Нейл резко критиковал многие из теорий М. Маклюэна как научно не доказанные, а возможно и недоказуемые. Он утверждает, что Laws of Media, возможно, является наилучшей книгой М. Маклюэна, так как в ней в ней имеются свидетельства лежащих в основе теорий ментальных процессов.
Дж. Кертис отмечает, что многие из теорий М. Маклюэна выдвигались другими авторами (Curtis, 1978). Несомненно, что идея о глобальной деревне была высказана Л. Мамфордом в рамках его концепции “единственного в мире человека” (Mumford, 1961). В то же время теории искусства и значений Дьердя Лукача и Франко Фортини весьма напоминают развивавшиеся М. Маклюэном концепции. Его исторические теории возвращают нас к модели истории как процесса Генри Бергсона.
Подобно большинству модернистов М. Маклюэн во многом переоценивал непосредственное влияние печатных изданий и недооценивал распространение рукописного слова в эпоху, предшествовавшую появлению И. Гутенберга; в результате он обращал большее внимания на технологии в ущерб необходимому для их использования образованию. На самом же деле главным препятствием для ассимиляции письменности был недостаток образования, а не технология. Его внимание к роли медиа-средств означало, что иногда М. Маклюэн игнорировал влияние других типов технологии; революция в средствах передвижения внесла столь же весомый вклад в создание глобальной деревни как и революция средств связи. Интересно отметить, что М. Маклюэн не смог предвидеть развитие компьютерной революции, обеспечившая людям возможности манипулировать медиа-средствами как до их получения, так и в момент их приема. От представления о медиа-средстве как о послании мы переходим к парадигме, в которой средством передачи информации является зритель.
Как уже отмечалось, четко заявленное М. Маклюэном представление о взаимном влиянии коммуникаций и культуры не утратило своего значения и по сей день. Его взгляды по прежнему дают богатую пищу дискуссиям по проблемам глобализации; многим обязаны М. Маклюэну такие приверженцы данного направления как Т. Левитт. Вот как резюмировал влияние ученого на рекламную индустрию Б. Дэй: “М. Маклюэн сообщает что-то, что воспринимает лично для себя каждый хороший специалист по рекламе, хотя и редко подходит к чему-либо с подобной степенью формализации” (Day, 1967: 1) .Представление о том, что используемые медиа-средства могут оказывать большее влияние, чем само послание, является жизненно важным для рекламодателей. Б. Дэй выделяет в работах М. Маклюэна пять чрезвычайно важных для рекламодателей моментов:
1. Реклама должна вызывать интерес во внешней среде.
2. Рекламодатели должны пытаться предсказать состояние внешней среды.
3. Каждое медиа-средство должно использоваться та, где его применение будет наиболее эффективным.
4. Аудитория, насколько это возможно, должна участвовать в процессе.
5. Изображение должно всегда сообщать “реальную” историю.
Взгляды М. Маклюэна на значение языка и символов менее известны, однако также чрезвычайно важны. Влияние появившихся в 1990-х гг. технических медиа-средств, таких как охватившее всю нашу планету спутниковое телевидение, очевидно, но М. Маклюэн определял средства распространения информации как любое “саморасширение”, и исходя из этого, включал изображения и слова в более обыденные коммуникативные формы. Он чувствовал, что язык является наиболее мощной метафорой всего. В одном из своих последних писем премьер-министру Канады Пьеру Трюдо М. Маклюэн писал:
Оратор, говорящий на любом языке, полагает, что этот язык является медиа-средством или маской, с помощью которой он особым способом воспринимает мир и связывается с людьми. … Слова, произнесенные адвокатом, судьей или бюрократом, имеют иное значение, чем те же слова, произнесенные друзьями или врагами … воздействия языка как средства передачи информации совершенно отличны от входных или подразумеваемых значений слов. Все исходные слова имеют побочные значения, которые обычно рассматриваются оратором или лицом, осуществляющим передачу текста, в качестве нерелевантных (Molinaro et. al., 1987: 542).

5. Выводы

Маршалл Маклюэн был одним из самых известных и наиболее четко выразившим свои идеи специалистом по проблемам изменений коммуникаций, культуры и общества второй половины XX в. Его наблюдения относительно развития новых технологий, медиа-средств и коммуникаций имеют большое значение для психологов и социологов, а также представителей бизнеса, в особенности тех, кто занимается вопросами рекламы и маркетинга. Однако на более глубоком уровне замечания М. Маклюэна о языке и символах имеют ценность для всех форм человеческих взаимодействий. Высказывание о том, что “медиа-средство является посланием” само по себе стало элементом фольклора и остается символом теоретических и практических достижений М. Маклюэна.

Читайте также: