Марксизм в ссср кратко

Обновлено: 08.07.2024

Работа философских учреждений страны (институты философии АН СССР и АН союзных республик, философское общество СССР, философские кафедры крупнейших вузов страны) охватила важнейшие направления развития совр. философского знания. Серьезно расширился круг исследований проблем материалистической диалектики, теории познания, диалектической логики, методологии и логики науки (работы Э. В. Ильенкова, М. М. Розенталя, П. В. Копнина и др.). Значительные результаты были достигнуты в исследовании философских вопросов естествознания. В работах советских философов (М. Э. Омельяновского, И. В. Кузнецова и др.) и естествоиспытателей (П. К. Анохина, Б. Л. Астаурова, Д. К. Беляева, А. И. Берга, П. Л. Капицы, Н. Н. Семенова, В. А. Фока, В. А. Энгельгардта и др.) было дано диалектико-материалистическое осмысление новейших открытий в физике, космологии, биологии, кибернетике и других конкретных науках. Плодотворно разрабатывались философские вопросы психологической науки (Б. Г. Ананьев, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Был воссоздан завещанный Лениным союз философов-марксистов и естествоиспытателей. В области исторического материализма исследовались вопросы теории исторического процесса, общественно-экономической формации, теории культуры. Развернулись исследования научно- технической революции и ее социальных последствий. Новое развитие получило изучение историко-философских проблем (А. С. Богомолов, Т. И. Ойзерман и др.). Началась разработка проблем этики (А. Ф. Шишкин, О. Г. Дробницкий и др.), эстетики (М. Ф. Овсянников, М. А. Лифшиц и др.). В 70-е и первой половине 80-х гг. в связи с усилением застойных явлений в советском обществе развитие ряда областей марксистской философии в СССР серьезно замедлилось. Правда, даже в эти годы продолжалась творческая разработка некоторых исследовательских направлений, в частности глобальных проблем, проблем человека, вопросов теории и методологии научного познания, истории философии. Новый этап в развитии марксистской философии в СССР связан с включением философских исследований в процессы перестройки всех сторон жизни нашего общества. На первый план перед советскими философами выдвигаются задачи разработки социально-философской проблематики, философских аспектов теории совр. социализма, комплексного изучения человека, гуманизации научного и технического прогресса, глобальных проблем цивилизации. В современных условиях усиливается синтезирующая, интегрирующая роль марксистско-ленинской философии, края объединяет усилия представителей общественных, естественных и технических наук для комплексного решения актуальных проблем. Значительно интенсифицируются историко-философские исследования, в особенности — проблем истории русской философии конца 19 — начала 20 века.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 243-244.

Маркси́зм-ленини́зм — одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Разрабатывалось В. И. Лениным, развившим учение Маркса и применившем его на практике. [1] [2]

В советской идеологической парадигме марксизм-ленинизм преподносился как претендующая на универсальность единственно истинно верная [3] научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества [5] .

По мнению доктора философских наук В.С.Семёнова сегодня в Китае правящая КПК заявляет курс на сочетание марксизма-ленинизма, теории Мао Цзэдуна, вклада Дэн Сяопина и учета китайской специфики [6] .

Председатель Центральной контрольно-ревизионной Комиссии КПРФ В.С.Никитин считает, что КПРФ в соответствии со своей Программой обязана творчески развить марксизм-ленинизм на основе отечественного и мирового опыта [7] .

Содержание

Возникновение и применение термина

История развития и краткое описание

В ходе этой эволюции марксизм—ленинизм стал состоять из следующих основных элементов [8] :

Основные отличия от классического марксизма

Идеал творческих марксистов - социализм советской модели, который имел весьма отдаленное сходство с марксистской первой фазой коммунизма. //… Творческие марксисты свели упразднение частной собственности в СССР лишь к огосударствлению средств производства и на этом поставили точку. //…вывод…, что при полном коммунизме останется коммунистическое разделение труда в виде несущественных различий между трудом рабочих и трудом руководящего состава, что останется государство, если будет существовать империалистическое окружение.




Идеал творческих марксистов - социализм советской модели, который имел весьма отдаленное сходство с марксистской первой фазой коммунизма. //… Творческие марксисты свели упразднение частной собственности в СССР лишь к огосударствлению средств производства и на этом поставили точку. //…вывод…, что при полном коммунизме останется коммунистическое разделение труда в виде несущественных различий между трудом рабочих и трудом руководящего состава, что останется государство, если будет существовать империалистическое окружение.


Маркси́зм-ленини́зм — учение, представляющее собой марксизм (учение К. Маркса и Ф. Энгельса) в его развитии В. И. Лениным.

Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества [1] .

Содержание

Отличительные черты

Соотношение с другими учениями и доктринами

Сталинизм

Маоизм

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

— Конституция СССР 1936 года

и с 1977 года, как

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

— Конституция СССР 1977 года

Соответственно, марксизм-ленинизм как идейная основа деятельности КПСС входил в общественную жизнь страны лишь опосредовано и ограниченно.

Полные собрания сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина, и до 1956 года Сталина) имелись во всех библиотеках СССР. Интерпретация этих трудов находилась в ведении профессиональных историков, работавших не только в Институте марксизма-ленинизма, но и исторических, философских и политико-экономических кафедрах высших учебных заведений страны. Выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию и развитию положений марксизма-ленинизма. Утверждение, что якобы все споры велись лишь вокруг незначительных вопросов, не соответствует действительности: по наиболее значимым предметам организовывались всесоюзные дискуссии.

Марксизм

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Марксизм

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксизм

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

Марксизм

Организации марксистов

Победа марксизма

Марксизм

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Читайте также: