Марксистская теория правопонимания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Убеждение в том, что преодолевать современный кризис правопонимания нужно на пути развития марксистской теории и формирования диалектической теории права, — это убеждение исходит из того факта, что до сих пор такая теория ни классиками марксизма, ни их последователями не выработана.

Анализируя превращение добавочной прибыли в земельную ренту, Маркс пишет:

«Некоторые историки выразили свое удивление по поводу того, что, хотя непосредственный производитель не собственник, а лишь владелец, и весь его прибавочный труд на деле de jure (юридически) принадлежит земельному собственнику, при этих условиях может вообще совершаться самостоятельное увеличение имущества и, говоря относительно, богатства у обязанных нести барщину или крепостных. Между тем ясно, что при том примитивном и неразвитом состоянии, на котором покоятся это общественное производственное отношение и соответствующий ему способ производства, традиция должна играть решающую роль. Ясно далее, что здесь, как и повсюду, господствующая часть общества заинтересована в том, чтобы возвести существующее положение в закон и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией, фиксировать как законные ограничения. Это же, — оставляя все другое в стороне, — делается впрочем само собой, раз постоянное воспроизводство базиса существующего состояния, лежащих в основе этого состояния отношений, приобретает с течением времени урегулированную и упорядоченную форму, и эти регулярность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола.

Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола. Он достигает этой формы при застойном состоянии как процесса производства, так и соответствующих ему общественных отношений, посредством простого возобновления их воспроизводства. Если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция и, наконец, санкционируется как положительный закон. Так как данная форма прибавочного труда, барщинный труд, покоится на неразвитости всех общественных производительных сил труда, на примитивности самого способа труда, то барщинный труд должен, естественно, отнимать у непосредственного производителя несравненно меньшую долю всего труда, чем при развитых способах производства и в особенности при капиталистическом производстве.

В этом замечании великого мыслителя содержится квинтэссенция понимания им связи общественных отношений с правом и вся суть его правопонимания.

Критикуя такого рода метафизические теории, П. И. Стучка констатировал, что

Наше определение права, убеждает далее автор, признает самым основным вопросом в праве отношение человека к человеку, тогда как мы в буржуазном обществе видим полное владычество мертвой нормы над живым человеком, где человек существует для права, а не последнее для первого.

«По нашей конструкции, все остальные правовые институты созданы лишь в целях обеспечения этого основного (частного, гражданского. — А. Ю.) права и поэтому имеют лишь вспомогательный характер, как бы ни показались они преобладающими над всеми прочими. Итак, вечное понятие права нами похоронено, оно похоронено на деле и буржуазной наукой. Одновременно гибнут и вечные, и расплывчатые буржуазные понятия общечеловеческой правды и справедливости, заменяемые у нас чисто классовыми понятиями… Кто усвоил себе образ мышления Маркса и Энгельса о капитале, деньгах и т. д., как об общественных отношениях, тот сразу поймет и наши слова о системе общественных отношений.

Приведенные критические замечания П. И. Стучки очень важны, чтобы оставить их без внимания, если мы действительно хотим выяснить природу правовых норм и понимание этой природы Марксом.

Главный вопрос, на который стремился дать ответ в своем учении о праве П. И. Стучка, заключался в том,

Он отвечал так: в системе конкретных отношений, заметив при этом:

Сопоставляя отдельные цитаты из Маркса, утверждал автор,

Поясняя этот момент, В. И. Ленин отмечал: характеризуя свое мировоззрение, Маркс и Энгельс называли его просто материализмом, и их

Из этого пояснения видно, что правовые отношения ни в какой форме не относятся к базису.

На самом деле, по Марксу, правовые отношения есть отношения волевые, а потому — идеологические, в отличие от объективных, не зависящих от воли и сознания людей экономических, или производственных, отношений.

Ситуация в этом случае подобна сложившейся в политико-экономической науке XІX в., на которую указывал К. Маркс. Исследуя диалектику общественного производства, он замечал:

В этой связи необходимо обратить внимание на еще один важный момент, который упускают из виду, говоря о марксистском правопонимании.

В вопросе об установлении объекта своего познания правовая теория, как и всякая научная теория, вступает в тесную связь с логикой. Но характер этой связи каждый раз ставит познающего субъекта перед одной и той же принципиальной проблемой — выбора метода. Познание права в его целостности, как органического единства, способна дать только диалектическая теория права, основывающаяся на марксистском диалектическом методе познания общественных явлений.

Между тем, со времени смерти Гегеля, замечал Ф. Энгельс, вряд ли была сделана хотя бы одна попытка развить какую-нибудь науку в ее собственной, внутренней связи. Маркс

Очевидно, что метод, лежащий в основе критики догматической юриспруденции, должен быть не в меньшей мере значим для формирования подлинно научной теории права. Ибо суть правопонимания по-марксистски не ограничивается пониманием права как всего лишь самого по себе отдельно взятого объекта познания, она полагает своим моментом еще и понимание имманентного собственной диалектике права, как явления, метода постижения последней; а этим методом является материалистическая диалектика. Вне указанного полагания ни о каком марксистском правопонимании не может идти речь. Только через единство объекта познания с методом его постижения раскрывается истинная сущность марксистского понимания истории и марксистского правопонимания.

Примечания

Разделы библиотеки
Хроника

22 апреля 1870 года родился Владимир Ильич Ленин.

«На самом съезде Советов Ленин изложил свое понимание “государственности”: “Пора отбросить всю буржуазную фальшь в разговорах о силе народа. Сила, по буржуазному представлению, это то.

Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. И являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).

В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.

Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.

Суть марксистской теории права составляют следующие положения:

Положительные стороны теории:

~ подведение экономического базиса под вопрос изучения права;

~ трезвая оценка роли государства и государственной элиты в созАи права;

~ показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

~ обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Основные недостатки теории:

преувеличение роли классовых антагонизмов;

недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);

отсутствие общечеловеческих критериев;

игнорирование культурных факторов;

ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных измерений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источников права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др.

Каждая концепция имеет свои достоинства и недостатки. Различные подходы к правопониманию, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия имеют определенную ценность в научных целях.

Нельзя считать тот или иной признак неприемлемым или наоборот существенным. Мера свободы и справедливости будет характеризовать содержание, а формальным свойством будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны государства.

Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права -- исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

С учетом положений различных теорий можно определить существенные черты права:

6. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека:

~ мера полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;

3. Право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права.

4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей и выражающееся через систему регулятивных средств различного уровня.

5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности, правом не является.

Мировоззрение людей обновляется каждую историческую эпоху. Это связано с развитием общества и принятыми в социуме нормами морали. Поэтому в мире существуют различные версии происхождения закона и государства. Основные теории правопонимания отражают процесс и результат изменения взглядов человечества. В современной науке нет общепринятой концепции, так как у каждого подхода есть как свои плюсы, так и минусы.

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

Основные характеристики правопонимания

Право — это сложное общественное явление. Сущность этого феномена интересовала мыслителей и государственных деятелей с древнейших времен. Например, в Древней Греции право отождествлялось со справедливостью. Позднее явление связывали с нравственностью и воспитанием человека, со свободой и равенством. Единого мнения о причинах появления и значении феномена так и не сформировалось. Плюрализм научных концепций наблюдается в силу исторических, философских и политических причин.

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

Разные точки зрения на понимание этого явления изучаются в рамках теории государства и права (ТГП). Субъектом правопонимания всегда является конкретная личность. Например, юрист, студент или пенсионер. Разные категории людей отличаются:

  • уровнем культуры и воспитания, образованием;
  • характером исторической эпохи, в которой они проживают;
  • религиозными и идеологическими традициями.

Именно из-за таких отличий понимание сущности права всегда субъективно. Объектом является право в его различных проявлениях. Таким образом, правопонимание в ТГП — это юридический критерий, который отражает процесс и результат мыслительной деятельности конкретного индивида. Содержанием правопонимания является знание человека о его правах, обязанностях, дозволенных и недозволенных действиях.

Плюсы и минусы существующих учений

Все известные теории правопонимания систематизированы на основании определённых критериев. Внимания заслуживают как классические, так и нетрадиционные концепции. Философы и исследователи использовали идеалистический или материалистический подход к изучению. У всех учений есть как свои преимущества, так и недостатки.

Естественно-правовая и психологическая теория

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

К представителям более поздней естественно-правовой школы относятся философы:

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

  • Дж. Локк;
  • Вольтер;
  • Монтескьё;
  • Жан-Жак Руссо.

Мыслители утверждали, что естественное право возникло намного раньше государства и институтов власти.

На первое место выдвигались такие явления, как свобода, равенство и справедливость. Этот фактор можно отнести к главным преимуществам теории. Однако естественные права часто являются устными, поэтому они лишены содержательной определённости.

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

Психологическая теория оказала огромное влияние на развитие уголовного права, судебной психиатрии и криминалистики. Петражицкий впервые отметил важную роль поведения и мышления человека в формировании системы правосудия. Однако концепция имеет односторонний характер, так как она абсолютно не связана с социальными и экономическими отношениями общества.

Позитивистская и нормативистская концепция

Позитивистская теория противопоставлена естественно-правовой концепции. Гоббс, Шершеневич и Дж. Остин отождествляли право с писаным законом. Направление имеет ряд характерных признаков:

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

Он представлял правовую систему в виде пирамиды. На ее вершине располагались общепринятые нормы, а у основания — индивидуальные. Согласно учению философа, первую категорию прав должны были создавать законодатели, а вторую — судебные и исполнительные органы.

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

Правоведы отмечают наличие противоречий между позитивистской и нормативистской концепцией. Главное отличие заключается в том, что Кельзен предлагал устранить из законодательства все элементы, чуждые юриспруденции. То есть полностью отделить право от политики, экономики, социальной и культурной сферы.

Благодаря закону право понимается одинаково всеми индивидами, что способствует установлению правопорядка в обществе.

К сожалению, нормативный подход не всегда справедлив. В истории известно немало примеров, когда законы способствовали закреплению рабства, тирании и геноцида. Еще одной проблемой позитивистского подхода является абсолютизация влияния государства на правовую систему страны.

Социологический и марксистский подход

В середине 19 века сформировалась социологическая теория. Ее сторонники утверждали, что право — это вовсе не то, что задумано и записано органами власти, а то, что получилось в итоге. Явление отождествляется с поведением людей.

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

Создавать законодательные нормы должны судьи, наблюдая за поведением людей, изучая обычаи и документы. Именно на социологическом подходе основываются принципы англосаксонской системы правосудия. К представителям этого направления можно отнести С. А. Муромцева, Р. Иеринга и Л. Дюги.

Основоположниками марксистской теории считают Ф. Энгельса, К. Маркса и В. И. Ленина. В рамках этой концепции право рассматривается как воля господствующего класса, закреплённая в законах. Главную роль в развитии общества играет экономика. Между государством и правом наблюдается тесная связь, эти явления почти неотделимы друг от друга. Теория применима только к конкретному историческому периоду и ограничена рамками классового общества. Кроме того, концепция жёстко связана с материально-производственными факторами.

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

Основные положения теорий правопонимания кратко описаны в таблице.

Теории правопонимания - основные концепции, плюсы и минусы

Концепция Основные положения
Естественно-правовая Право исходит от природы и Бога и выражается в нравственных представлениях общества о свободе и справедливости.
Психологическая Явление отождествляется с правовыми эмоциями и поведением людей.
Позитивистская Право выражено в текстуальных законах, имеет вид иерархической пирамиды норм.
Социологическая Явление выражается в общественных отношениях.
Марксистская Право — воля господствующего класса или всего народа, тесно связанная с материально производственными факторами.

В 21 веке принят гуманитарный и комбинированный подход к изучению правопонимания. Современные правоведы предпочитают учитывать положения всех известных теорий. Все концепции имеют как недостатки, так и преимущества, поэтому успешно дополняют друг друга.

Представленный материал может быть использован для составления шпаргалки или доклада по обществознанию или теории государства и права.

22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ).

Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством Признаки права:

1) государственно-волевой характер – выражает возведенную в закон общую волю (волю всего общества);

2) нормативность – содержанием права являются общеобязательные правила поведения, правовые нормы;

3) властно-регулятивная природа – регулирует общественные отношения, и это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы.

Для марксистского правопонимания характерно понимание сущности права в качестве возведенной в закон воли правящего класса.

Еще более древней (времена Цицерона) является идея естественного права. И человек, и общ-во тесно связаны с природой. Естеств. права человека – право на жизнь, на неприкосновенность личности на стремление к счастью. Эти права происходят от самой природы человека, всякий человек имеет их от рождения. Гос-во должно учитывать эти права.

Социологич. теория права возникла в нач. ХХ в в Австрии (Эрлих) на почве позитивизма и получила разв. на почве америк. прагматизма. Право отождествляется со сложившейся суд. практикой его применения. Реальное право существует не в законе, а в суде, в админ. и ином органе, применяющем право. Америк, юрист Паунд развил эту теорию – судья, принимая решение, должен учитывать не только предписания закона, но и потребности обществ, развития.

Читайте также: