Марк ротко биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Особенности творчества художника Марка Ротко: начав с относительно традиционной живописи, под влиянием европейских сюрреалистов увлекся созданием абстрактных сцен, навеянных древнегреческими мифами. Со временем окончательно отошел от предметных форм, сосредоточившись на цвете и его возможностях в передаче эмоций на холсте и прямом воздействии на зрителя. К началу 1950-х годов окончательно нащупал фирменный почерк: рваные прямоугольные формы на цветном поле. Работы начали стремительно пользоваться высоким спросом, выведя Ротко в десятку наиболее высокооплачиваемых художников своего времени.

Мальчик из интеллигентной семьи

Маркус Роткович рос в многоязычной среде: языком общения в семье были русский и идиш. Вскоре мальчику предстояло освоить еще один, на котором он будет говорить до конца жизни - английский.

Отец, будучи аптекарем, старался дать детям наилучшее образование. И, хотя традиционно в еврейских семьях делался большой упор на религиозное воспитание, Яков был сторонником марксистских идеалов и стремился просвещать своих четырех детей больше в сфере политики и экономики. Скорее всего, в то время и был заложен фундамент сложных отношений художника с большим капиталом и финансовыми магнатами, которые будут скупать его картины за шальные деньги.

Движимый страхом перед тем, что старших сыновей заберут в царскую армию, отец выезжает с ними в США. Несколько позже к ним присоединяются мать с Маркусом и младшей сестрой. Но воссоединение было недолгим: всего несколько месяцев спустя Яков умирает от рака. Эта трагедия будет первой в череде событий, что будут истязать душу чувствительного и эмоционального художника на протяжении всей жизни.

Смерть отца на какое-то время усилит связь Маркуса с религией (он был единственным ребенком в семье, кто посещал хедер, изучал иврит и талмуд – остальные получали традиционное школьное образование). Но после того, как он около года провел в местной синагоге, скорбя по усопшему родителю, то поклялся, что никогда больше ноги его там не будет.

Интеллектуальный вклад Якова в детей принес плоды: в американской школе Маркус перескочил из третьего класса сразу в пятый и окончил ее с почестями, а за отличный аттестат получил грант на первый год обучения в университете Йеля. Когда стипендия закончилась, ему пришлось работать посыльным и официантом, чтобы оплачивать учебу. Но альма матер показалась революционно настроенному студенту пристанищем снобов и расистов. Так что к концу второго курса он бросил учебу и вернулся туда лишь 46 лет спустя – для получения почетной докторской степени.

Удачно зашел

Сначала Маркус брал уроки живописи в школе дизайна Парсонс под началом Аршиля Горки – американского авангардиста армянского происхождения. Но большего взаимопонимания ему удалось достичь с Максом Вебером – иммигрантом еврейского происхождения, тоже из Российской империи.

Чем только ни приходилось зарабатывать на жизнь начинающему художнику во время обучения: работой в прачечной, рисованием карт для иллюстраций Библии, преподаванием рисования детям. В 1932 году он знакомится с будущей женой Эдит Сахар, дизайнером ювелирных украшений (ее родители были родом из Киева). Спустя всего пять лет они разъезжаются. И хотя их отношения возобновились спустя несколько месяцев разрыва, они по-прежнему оставались напряженными.

Главным источником страхов и растущей тревожности молодого художника в конце 1930-х годов был стремительный рост влияния нацистских идей в Европе. Боясь, что это может стать поводом к внезапной депортации евреев из США, в 1938 году Маркус подает документы на получение американского гражданства. Из-за роста антисемитских настроений в 1940 году он перестраховывается и сокращает имя до более привычного нам Марка Ротко. В этот же период он увлекается сюрреализмом в своей авторской интерпретации: вдохновляясь религиозными сюжетами и античными мифами, а также идеями Ницше, Фрейда и Юнга (1, 2, 3).

Мультиформы и живопись цветового поля

Трагедии Второй мировой войны, кажется, имели необратимые последствия для хрупкой психики художника. Его мечтой (ей не суждено будет осуществиться) станет написать цикл полотен для музея, посвященного Холокосту. На протяжении всей жизни в своих работах он стремился выразить глубину отчаяния и ужаса перед деяниями, на которые оказалось способным человечество.

В начале 1950-х Ротко вместе со второй женой Мелл Бейстл – протестанткой из среднего класса, младше его на 19 лет – предпринимает поездку по Европе. Библиотека Медичи во Флоренции, построенная по проекту Микеланджело, оригиналы работ любимых художников – Рембрандта, Тернера и Матисса – станут для него источником вдохновения на многие годы вперед.

Ротко никогда не стремился создавать работы, которые будут идеально смотреться в жилых интерьерах и бойко продаваться. Но вопреки всему ему удалось вписаться в конъюнктуру практически против собственной воли. Мода на беззаботный поп-арт в 1950-х и психоделическая революция 1960-х сформировали бурный спрос на яркие, а порой и кислотные картины Ротко. Его гонорары начинают расти как грибы после дождя, одну из картин приобретает Рокфеллер, а галереи соперничают за право принять у себя персональную выставку художника.

Великая депрессия

Все это привело к тому, что Ротко, который жил исключительно искусством, начал вообще сомневаться в своем праве называться художником. От пестрой и сияющей палитры он обращается к все более темным оттенкам, а затем и вовсе к серо-черной гамме (1, 2, 3).

В 1964 году он переселяется в студию, в которой полностью отсутствовали источники естественного освещения. Ротко отказывается от работы маслом, которое позволяло ему создавать светящиеся, полупрозрачные эффекты, и начинает писать акрилом.

Депрессия окончательно поглотила художника, и 25 февраля 1970 года ассистент Оливер Стейндекер, придя в студию, нашел Ротко лежащим без сознания на полу кухни. Рядом лежала бритва, которой он вскрыл себе вены, находясь под действием большого количества антидепрессантов.

Биография художника Ротко – один из наиболее поразительных примеров, когда мятущуюся душу творца не смогли примирить с действительностью ни всеобщее признание, ни многочисленные нули в чеках, которыми расплачивались с ним коллекционеры. И как это обычно бывает, его трагическая жизнь и смерть только работают на прирост этих нулей и по сей день.

Марк Ротко (Mark Rothko; родился 25 сентября 1903 — умер 25 февраля 1970 гг.) — американский художник XX века из русской семьи, прославившийся как живописец цветового поля. Марк Ротко (имя при рождении — Маркус Роткович) за почти 50 лет творческой деятельности писал картины в разных стилях, однако в результате исканий и под воздействием событий, происходивших в мире при его жизни, создал свой уникальный почерк. Сегодня Ротко считают одним из виднейших представителей абстрактного экспрессионизма.

Биография Марка Ротко

Марк Ротко родился в Двинске (ныне — Даугавпилс) 25 сентября 1903 года. Его родителями были русские евреи. Отец Маркуса, Яков, был аптекарем. Как образованный человек, он стремился дать детям лучшее образование, уделяя при этом особое внимание экономике и политике. Предполагают, что именно тогда сформировались сложные отношения Марка с миром капитала, с которым в будущем придётся столкнуться художнику.

Марк Ротко в 1913 году вместе с отцом переехал в США. Решение о переезде принял его отец — он боялся, что сына заберут в царскую армию. Чуть позже переехали мать и сестра Маркуса. Семейство воссоединилось, но единство длилось недолго — через несколько месяцев отец Маркуса умер от рака. Этот удар, несомненно, оказал влияние на чувствительную натуру будущего художника, что отразилось в его произведениях.

Учёба в школе давалась Маркусу легко — помогла интеллектуальная подготовка, которую ему обеспечил отец. Окончив школу с почестями, он получил грант в Йельский университет. Поступив туда в 1921 году, будущий художник изучал естественные и точные науки, философию, экономику и социологию. Через год деньги, полученные в рамках гранта, закончились — а с этим начались и бесчисленные мытарства студента. Кем только ни работал Ротко — и официантом, и посыльным, и всё для того, чтобы добыть средства для оплаты учёбы. Этот период, впрочем, длился недолго — в 1923 году Маркус бросил учёбу.

Навестив своего друга в Лиге художников Нью-Йорка, Ротко застал того за созданием картины с натуры. Для Маркуса это стало толчком — так началось его становление в качестве художника. Молодой Роткович писал картины в разных стилях, сначала — в реалистичном духе, немного позже (в 40-х годах прошлого века) — в стиле европейского сюрреализма. На создание многих из его картин художника вдохновили античные мифы.

В 1940 году Маркус Роткович, опасаясь антисемитских настроений, которые царили в то время, перестраховался и сменил своё имя на более короткое — Марк Ротко.

В 50-х и 60-х годах XX века Марк Ротко декорировал известные здания — в частности, корпус Гарвардского университета. В 1961 году состоялась персональная выставка художника, которую организовал Нью-Йоркский музей современного искусства. В 1964 году Ротко полностью отказался от естественного освещения в своей студии, и с тех пор из-под его кисти выходили картины с угнетающими оттенками — серыми, фиолетовыми, коричневыми.

Ротко дважды женился: в первый раз — на дизайнере ювелирных изделий Эдит Сахар (Edith Sachar), во второй — на протестантке из среднего класса Мэри Бэйстл (Mary Alice Beistle), которая была моложе его на 19 лет. От двух браков у художника родились двое детей — дочь и сын. Первая работает медиком-кардиологом, второй стал психологом и написал немало книг, посвящённых творчеству отца. Сам Марк Ротко, увы, не смог преодолеть овладевшую им депрессию. 25 февраля 1970 года его ассистент, придя в мрачную студию художника, обнаружил Ротко мёртвым — Марк перерезал себе вены. Художника похоронили на кладбище East Marion, что в штате Нью-Йорк.

Картины Марка Ротко

Среди других известных картин Марка Ротко:

Судьба Марка Ротко никого не оставляет равнодушным — и тем сильнее интерес к картинам, исполненным в абстрактном стиле. На онлайн-аукционах сайта Very Important Lot вы можете купить подобные произведения напрямую у их авторов.

Детство и юность

Марк Ротко, ранее именовавшийся Маркус Яковлевич Роткович, родился 25 сентября 1903 года в городе Витебской губернии, на месте которого сейчас находится Даугавпилс, административный и культурный центр Латвии. Мальчик получил всестороннее образование и научился говорить и читать на 3 языках. В среде, где воспитывались представители иудаистского вероисповедания, часто случались обвинения на религиозной и политической почве, поэтому с раннего возраста Марк с братьями и сестрами жил в притеснении и страхе.

Портрет Марка Ротко

Портрет Марка Ротко / Art SY

Парень смог получить образование в традиционной еврейской школе, а затем, чтобы оградить детей от воинской службы в подразделениях Российской империи, семья иммигрировала в Соединенные Штаты. Едва обосновавшись в Портленде, Ротковичи пережили трагедию, связанную со смертью кормильца, и это событие заставило их отказаться от безбедного существования и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Пока мать и старшие дети добывали средства на пропитание, Маркус в 1921 году окончил среднюю школу Линкольна и, овладев английским языком, стал активным членом еврейской общины и адептом дискуссий по вопросам политики. Увлекаясь проблемами интересов трудящихся и прав женщин на использование контрацептивов, Ротко оказался в центре радикальных рабочих собраний, где выступали известные американские анархисты Билл Хейвуд и Эмма Голдман.

Почувствовав призвание к искусству, молодой человек поступил в школу дизайна и прослушал курс лекций прославленного теоретика абстрактного экспрессионизма Аршила Горки, переехавшего в Америку в годы геноцида армян в городах Османской империи. После этого Маркус перешел в Лигу студентов-искусствоведов и попал под влияние Макса Вебера, ставшего известным благодаря работам в стиле кубизм.

Под руководством этого талантливого педагога Ротко сформировал собственный взгляд на живопись и понял, что картины можно использовать как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.

Живопись

Его полотна, представлявшие мрачные интерьеры и сцены из жизни горожан, были хорошо восприняты критиками. Экспозицию картин Ротко представили в галерее современного искусства в Нью-Йорке, и художник заслужил внимание искусствоведов благодаря использованию богатых цветовых полей в качестве протеста против эквивалентности буквальной американской живописи.

Стремясь выйти за рамки предметов, имевших социальное и политическое воздействие, Марк с последователями обратился к пространству человеческого сознания, выходящего за пределы конкретной истории и культуры. И с этого момента целью искусства для художника стало заполнение внутренней духовной пустоты.

Именно в таком формате полотна художника были представлены в знаменитом арт-центре, принадлежавшем Пегги Гуггенхайм, и, несмотря на резкую критику, некоторые из них были проданы по цене $150-750.

Коммерческий успех не радовал художника, и в середине 1960-х годов он задумал новый проект, названный Часовней Ротко. Интересен тот факт, что автор идеи, являвшийся иудеем по рождению, решил оформить помещение в римско-католическом стиле. В итоге работы, созданные в рамках этого проекта, стали кульминацией творчества за последние 10 лет, их можно увидеть на фото в каталогах и художественных альбомах.

Личная жизнь

В компании начинающих художников Ротко познакомился с дизайнером ювелирных изделий Эдит Сахар, и в 1933 году эта милая беззаботная девушка стала его женой. В 1937 году супруги расстались и после примирения так и не смогли полностью наладить личную жизнь. В 1943-м пара окончательно рассталась, художник пребывал в длительной депрессии, болезненно переживая произошедший разрыв.


Марк Ротко и его жена Мелл Бейстл / Haaretz

Впоследствии пара много путешествовала. Во время визита в Европу в 1950 году у них родилась дочь, которую назвали Кейт в честь матери Ротко. Но после болезни, вызвавшей импотенцию, художник развелся со второй супругой и последние годы прожил один.

Смерть

В 1968 году Ротко начал страдать приступами физической слабости, и после обследования врачи диагностировали легкую аневризму аорты и сделали ряд предписаний, исключавших перенапряжение и физические нагрузки. Но Марк пренебрег советами и продолжал работать, пить и курить.

В итоге он начал мучиться приступами депрессии и 25 февраля 1970 года покончил с собой. В день, когда последние работы прибыли в Часовню Ротко, тело художника обнаружили на полу мастерской. После вскрытия выяснилось, что причиной смерти стала передозировка барбитуратов, вызвавшая остановку сердца и кровоизлияние в мозг.

Марк Ротко (1903-1970)

Для Марка Ротко, одной из центральных фигур (наравне с Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом) в абстрактном экспрессионистическом движении, которое доминировало в мировом искусстве в течение десятилетий после Второй Мировой войны, живопись была связана с эмоциями и духовными чувствами.

Марк Ротко (Маркус Яковлевич Роткович) родился в Двинске в Российской Империи (современная Латвия) 25 сентября 1903 года. Он был младшим из четырех детей. Родители отправили пятилетнего Маркуса в хедер, традиционную еврейскую школу для детей, где он научился говорить на русском, идише и иврите. Английский был его четвертым языком, который он выучил после иммиграции в Америку. В 1913 году его семья покинула Россию и поселилась в Портленде, штат Орегон.

Перед Первой мировой войной в Двинске проживало примерно 90 000 человек, почти половина из которых были евреями. Двинск был оживленным железнодорожным узлом, и представлял из себя необычайно развитый промышленный город.

Отец Ротко умудрялся неплохо зарабатывать на жизнь, работая фармацевтом. Когда мальчику было семь лет, отец Ротко, Джейкоб, решил, что для его семьи будет лучше перебраться в Америку по примеру многих других русских евреев, переехавших в период между 1881 и 1914 годами.

Маркус был зачислен в американскую государственную школу, где он выучил новый язык с впечатляющей легкостью. В школьные годы он занимался продавал газеты - отец рано скончался, семье нужны были деньги. Он окончил среднюю школу в семнадцать лет. Во время учебы Ротко проявлял интерес к музыке и искусству.


В Америке художник учился в Йельском университете с 1921 по 1923 гг. Ротко присутствовал на собраниях промышленных рабочих и увлекся политической активностью в начале 1920-х годов. Йельский университет был не слишком приветлив к молодым еврейским иммигрантам – Маркус не мог вступить в студенческие братства или общества.

Переезд Ротко в Нью-Йорк стал поворотным пунктом в его жизни. Именно здесь он принимает окончательное решение стать художником. К январю 1924 года он был зачислен в классы рисования с натуры в Лиге студентов-художников. В середине 1920-х годов он проводил большую часть времени, посещая городские галереи и музеи, фаворитом среди которых у Ротко был Метрополитен-музей.


Ротко участвовал в своей первой групповой выставке в галерее Opportunity в Нью-Йорке в 1928 году. В начале 1930-х Ротко стал близким другом Милтона Эйвери и Адольфа Готлиба. Его первая персональная выставка состоялась в Художественном музее Портленда, штат Орегон, в 1933 году.

В период, начавшийся в 1928 году и продолжавшийся до начала 1930-х годов, Ротко пишет несколько обнаженных. Многие из произведений, созданных им в начале карьеры, показали потенциал, который он в конечном итоге будет реализовывать как художник.

Его сюрреалистические годы (с 1938 по 1946) совпали с кануном и последствиями Второй Мировой войны. Ротко прыгнул из настоящего в прошлое, из современной городской среды до далекого мифического мира.

В период 1940-х годов многие из созданных Ротко произведений были символами войны и американской жизни в этот период. Возрастающие символические черты включали биоморфные формы, на которые влияли сюрреалистические образы.

В 1946 году Бетти Парсонс открыла свою галерею и подписала контракт с тремя художниками: Джексоном Поллоком, Клиффордом Стиллом и Марком Ротко.

Прежде чем добиться успеха, Марк Ротко зарабатывал преподаванием живописи в Центральной Академии Бруклинского Еврейского центра, где он оставался до 1952 года. Он также поддерживал занятость в администрации прогресса труда (АПТ). В 1947 и 1949 годах Ротко преподавал в Калифорнийской школе изящных искусств в Сан-Франциско.

Через полотна плавающих форм и светящихся, подвешенных прямоугольников, Ротко стремился создать глубокую связь между художником, холстом и зрителем. Более того, он утверждал, что его работы не только выражали человеческие эмоции, но и стимулировали психологические и эмоциональные переживания у тех, кто их видел.

В 1958 году вместе с художником Марком Тоби, скульпторами Дэвидом Смитом и Сеймуром Липтоном Марк Ротко был выбран для представления Соединенных Штатов на 29-й Венецианской биеннале.

Хотя Ротко верил, что его картины говорят сами за себя, и постоянно высмеивал искусствоведов, которые пытались объяснить его практику словами, это не мешало художнику разрабатывать собственные теории о силе искусства и творческом процессе. На протяжении всей своей карьеры, с конца 1920–х годов до своей смерти в 1970 году, нью-йоркский художник дал ряд интервью и написал некоторое количество работ, в которых раскрыл свои взгляды на творчество. Он советовал художникам естественно выражать эмоции и переживания, как это делают дети, чтобы развить свой уникальный стиль.

Он также часто не давал своим картинам названия, позволяя зрителям реагировать на заполняющие их формы, а не на письменные подсказки. Ротко тяготел к большим холстам без рам, так что работа стала единым целым с окружающей аудиторией—интерактивным, как дверь или окно.

По мере развития своей карьеры художник все больше защищал свои картины и методы. Он даже скрывал свои приемы от ассистентов в студии. Благодаря многочисленным исследованиям, эксперты пришли к заключению, что при написании своих полотен он использовал не только натуральные (яйца, клей из кроличьей шкурки), но и искусственные вещества (модифицированные алкидные, фенолформальдегидные смолы). Ему было важно добиться быстрого высыхания разных слоев краски без их смешивания – он мог наносить новые слоя поверх старых. Ротко мог наносить до двадцати слоев, среди которых могли быть едва заметные слои, которые давали эффект мерцания и глубины.

Марк Ротко считается самым оригинальным среди пионеров абстрактного искусства, однако он никогда не считал себя частью движения и не был готов классифицировать свои произведения как абстрактный экспрессионизм или любым другим термином.

Художник дал точные указания для просмотра своих картин позднего периода. Он предложил зрителю встать в восемнадцати дюймах от полотна, чтобы ощутить близость, непосредственность, авторитет личности и ощущение неизвестности. Он объяснил, что его работы должны висеть относительно низко, так, чтобы они были полностью обращены к телу зрителя; зрители должны были занимать комнату, в которой висели картины только в небольшом количестве - один или два человека одновременно, чтобы обеспечить полное погружение в картину.

Несмотря на рекордные цены на его картины в современном художественном бизнесе, процветание и слава никогда не входили в число приоритетов Ротко. Так, в 1958 году Филипп Джонсон пригласил Ротко написать фрески для ресторана Four Seasons в здании Seagram. Написание фресок могла бы принести художнику немалые деньги, но он разорвал контракт. Подозревают, что Марк думал, что проект поставит под угрозу его целостность как художника и сделает его картины чисто декоративными в роскошной столовой.

Переполненный страхом и неуверенностью, он десятилетиями страдал от сердечной боли и пренебрежения, терпел болезненные личные потери и сокрушительную нищету, прежде чем, наконец, достиг признания.

Одно из выдающихся творений Марка – часовня, основанная Джоном и Домиником де Менилем в Хьюстоне, штат Техас. Они поручили художнику создать медитативное пространство восьмиугольного интерьера в 1964 году. Он заполнил интерьер часовни четырнадцатью картинами. Для работы над росписью часовни (1964 -1967 гг.), Ротко реконструировал интерьер своей студии на Манхэттене, чтобы воссоздать восьмиугольное пространство и освещение часовни. Картины, созданные Марком для часовни - одни из самых мрачных и задумчивых из всего творческого наследия художника. Часовня Ротко служит святилищем для всех, независимо от веры. К сожалению, Ротко так и не увидел открытия собора. Часовня открыла свои двери в 1971 году, через год после смерти художника.

На более поздних этапах своей карьеры, в 1960-х годах, картины Ротко начали отклоняться в сторону темноты, полный сдвиг от его прежнего внимания к ярким холстам, где цвет, казалось бы, занял центральное место. Темно-серые и почти черные цвета стали доминировать в его палитре, что многие сейчас считают предзнаменованием его самоубийства. Удивительно, но его последняя работа - кричащая кроваво-красная композиция.

Депрессия и уединение Ротко усугублялись его пьянством. В 1970 году Ротко был найден мертвым с перерезанными запястьями в своей студии. Ему было 66 лет. Главный судмедэксперт назвал смерть самоубийством. Художник не оставил предсмертной записки.

Картины Ротко говорят о своем авторстве сами по себе, даже без подписи в углу. На сегодняшний момент его полотна не являются исключительно редкими - ежегодно на аукционах можно встретить порядка 10 работ художника, не считая графики. Ротко – художник, картины которого уже вошли в историю искусства, но его работы все еще есть на рынке.

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, жизнь и творчество, аукцион, сотбис, sotheby's, рекорд, поллок, ротко, Марк Ротко, экспрессионизм.

Читайте также: