Мария магдалина и марфа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мария Магдалина — самая известная из жен-мироносиц, которые рано утром пришли к гробу Христову возлить на Его тело благовония и обнаружили, что Господь воскрес. С именем Марии связано немало легенд и мифов. Что же известно о ней достоверно, а где всего лишь домыслы?

Что о Марии Магдалине рассказали сами апостолы?

Самым надежным свидетельством о жизни Марии Магдалины остается Святое Евангелие, тем более что внимание ей уделяют все четыре евангелиста. Что же можно утверждать о Марии наверняка, опираясь на их рассказы?

Это может объясняться тем, что Мария почти наверняка была не замужем. Многие византийские толкователи Евангелия называли ее девой: святитель Модест, Патриарх Иерусалимский (VII в.), святитель Фотий Константинопольский (IX в.), Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.). Не исключено, что замужеству Марии помешала болезнь — одержимость бесами. Теми самыми, которых изгнал из нее Христос (Лк 8:2, Мк 16:9).

Впоследствии высказывались догадки, что будто бы до изгнания бесов Мария Магдалина была блудницей и вообще большой грешницей (дальше мы еще упомянем об этом). Но Модест Иерусалимский подчеркивал: Мария никогда не была блудницей, наоборот, она с юности сохранила девственность.

Мария Магдалина: кем она была на самом деле?

Распятие Христа.
Слева направо у Распятия изображены: Богородица, Мария Магдалина, апостол Иоанн
Нидерландская школа. Середина XVI века

А дальше рассказы евангелистов несколько (не так уж значительно) разнятся.

О чем можно поспорить?

В Евангелии есть несколько эпизодов, которые можно связать как с Марией Магдалиной, так и с другими женщинами, знакомыми Христу. И это создает пространство для разных предположений и дискуссий.

Мария Магдалина: кем она была на самом деле?

Мариотто ди Нардо. Встреча Марии Магдалины с воскресшим Христом (фрагмент)
XIII век

Например, святитель Кирилл Александрийский (376–444) обращал внимание, что даже перед фактом смерти Спасителя Мария Магдалина продолжала бесстрашно называть Его Господом, за что и сподобилась чудесного явления Ангелов, а затем личной встречи со Христом.

Мария Магдалина: кем она была на самом деле?

Христос в доме Симона Фарисея. XVII век

Эпизод 2. Женщина-грешница возливает на Христа драгоценное миро. Неоднократно высказывались предположения (особенно в Западной Церкви), что этой женщиной была как раз Мария Магдалина.

Речь идет об эпизоде, описанном евангелистом Лукой:

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. В ответ на это Христос пристыдил хозяина дома и сказал: …Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк 7:36–39, 47).

Мария Магдалина: кем она была на самом деле?

Караваджо. Марфа и Мария Магдалина. 1598
Мария Магдалина — справа

Мария Магдалина: кем она была на самом деле?

Дэвид Тенирс младший. Женщина, взятая в прелюбодеянии. 1626–1690

Эпизод 4. Христос избавляет женщину, взятую в прелюбодеянии, от побиения камнями. Рассказ об этом содержится только в Евангелии от Иоанна (Ин 8:3–11), и в основном в поздних рукописях. Часто считают, что это позднейшая вставка, лишь приписанная авторству святого апостола Иоанна. Как бы то ни было, этот эпизод не дает никаких оснований полагать, что женщина, которую книжники и фарисеи привели к Господу Иисусу и хотели побить камнями, и была Мария Магдалина. Такая версия до сих пор иногда звучит, но появилась она только в Средние века в католических источниках, и против нее есть сильные аргументы. Прежде всего тот, о котором мы уже сказали: встреча Христа с Марией Магдалиной почти наверняка состоялась в Галилее вскоре после Его выхода на проповедь, а эпизод с грешницей происходит в Иерусалиме, причем Христос иудеям уже хорошо известен.

Что говорит о Марии Магдалине церковное Предание?

Раннехристианских свидетельств о Марии Магдалине, за исключением Евангелия, почти не сохранилось. Единственный, кто упоминает о ней во второй половине II века, — это римский философ Цельс, непримиримый враг христиан.

По сведениям Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV век), благовестнические труды Марии Магдалины не ограничились Палестиной и Ефесом. Согласно этому византийскому историку, она прошла с проповедью всю Италию и Галлию (территорию, охватывающую север нынешней Италии, всю Францию и юго-запад Германии), побывала в Египте, Финикии, Сирии, Памфилии (южная провинция Малой Азии, ныне в составе Турции).

Житие, составленное на Афоне, называет местом мученичества Марии Магдалины Палестину. Жестоким пыткам ее подвергли иудеи, но в момент наивысших страданий тело Марии засверкало как кристалл — тогда-то мучители, испугавшись, и посадили ее вместе с другими учениками и ученицами Христа в неуправляемую ладью и пустили в море.

Каким сведениям о Марии Магдалине точно не стоит доверять?

Но еще более сильный аргумент против подобных домыслов — полное молчание евангелистов на этот счет. Если бы имелись хоть какие-то основания предположить, что Мария Магдалина была для Христа больше чем просто верная ученица, то почему же никто из евангелистов об этом не обмолвился? Ведь женитьба у иудеев ни в коей мере не порицалась, наоборот, люди стремились вступать в брак и рожать детей!


Образы Святой Марии Магдалины в христианских конфессиях детально различаются. В тексте Нового Завета женщина под именем Мария Магдалина несколько раз упоминается в Евангелиях, но нигде напрямую не называется блудницей или распутницей. Православные почитают ее как равноапостольную святую и жену-мироносицу, излеченную от семи бесов. Она сопровождала Христа, видела его распятие и воскресение. В этой традиции не говорится о блуде или распутной жизни святой до уверования.

В католической традиции образ Марии Магдалины другой. В нем смешались два персонажа евангельских текстов: безымянная блудница, омывшая ноги Христа миром и отершая их своими волосами, и евангельская Мария, сестра благочестивой Марфы и воскрешенного Лазаря. Отождествление этих женщин привело к тому, что в католической версии Мария Магдалина зарабатывала блудом, но после встречи с Христом раскаялась, оставила свое занятие и последовала за ним. Этот образ закрепился в западных гравюрах и живописных картинах на религиозные темы.

Рубенсовская Магдалина

Художник запечатлел момент глубокого раскаяния — по лицу Магдалины текут слезы, она подняла заплаканные глаза к небу в знак вступления на истинный путь. Ногой Мария отталкивает шкатулку с драгоценностями, отрекаясь от суетной жизни и земных богатств. На нее со смиренной улыбкой смотрит сестра — праведная Марфа. Вместе сестры образуют контраст между божественной любовью, навеянной размышлениями о вечном, и любовью земной, греховной, продолжающей род человеческий.

Приветствую Вас, Брат Александр!
Основываясь на одной только Библии мы не можем однозначно утверждать о том, является ли Мария Магдалина и Мария, сестра Марфы и Лазаря, одной и той же личностью, или нет. Библия не конкретизирует многих личностей, упоминая о них под разными именами. Например, сегодня я размышлял об учениках Иисуса Христа, и отметил для себя, что мы не можем с точностью идентифицировать, по крайней мере, двух учеников, которых разные евангелисты именуют по-разному: у Матфея в списке имеются ". Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит. ", Марк упоминает ". Фаддея, Симона Кананита. ", а Лука говорит про ". Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева. " При этом группировка учеников по двое представлена так, что создается впечатление, будто Симон Зилот - скорее Леввей Фаддей, а не Симон Кананит. А Симон Кананит должен быть Иудой Иаковлевым. Разные имена у одного человека - не редкость у народов Ближнего Востока библейских времен. И подчас только иудейская или христианская традиция помогает (а может быть мешает) нам определить, кто есть кто.
Говоря о Марии, мы можем обнаружить, что в Евангелиях упоминаются несколько женщин с этим именем. Интересно вначале проследить другую Марию, которую Марк называет по-разному: вначале у него появляется "Мария, мать Иакова меньшего и Иосии" (15:40), затем идет "Мария Иосиева" (15:47), и наконец она предстает нам как "Мария Иаковлева" (16:1). Первый текст и окружение этой Марии позволяют нам понять, что это одна и та же женщина, причем названа не по отцу и не по мужу, а по своим сыновьям. И это все мы находим в одном повествовании, что показывает, как евангелисты относились к именованию своих героев.
Что мы знаем о Марии Магдалине, и что знаем о Марии, сестре Марфы и Лазаря? Во-первых, Магдала располагается на берегу Галиллейского озера, неподалеку от Капернаума и Вифсаиды, откуда были первые ученики Христа. Марфа и Лазарь жили в Вифании, которая располагалась вблизи Иерусалима, что весьма далеко от Магдалы. Кажется, это обстоятельство должно сразу же перечеркнуть общность этих двух имен - Марии Магдалины и Марии из Вифании. Однако не будем торопиться, потому что найти простое объяснение такому не сложно, если учесть два обстоятельства: (1) Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Мк 16:9; Лк 8:2), после чего она с другими исцеленными и очищенными следовала за Иисусом по городам и селениям. (2) Мария из Вифании была той грешницей, которая вылила драгоценное миро на ноги Иисуса (Мф 26:7; Мк 14:3; Лк 7:37; Ин 11:2; 12:3). Мы видим, что обе Марии имели незавидное греховное прошлое. Обе Марии получили великое прощение от Господа, потому и последовали за Ним (Лк 7:47). Не потому ли другая безымянная грешница, прощенная Христом, традиционно ассоциируется и с Марией Магдалиной, и с Марией из Вифании? (Ин 8:11).
Мария Магдалина, женщина, взятая в прелюбодеянии и приведенная ко Христу, Мария, из которой изгнаны семь бесов, женщина, помазавшая ноги Иисуса драгоценном миро, Мария, сестра Марфы и Лазаря - традиционно христиане видели во всех этих женщинах одно и то же лицо. Проповедники, богословы, художники, поэты и певцы все эти события относили к Марии Магдалине, о которой, по словам Христа, должно быть возвещено везде (Мф 26:13; Мк 14:9). И хотя эти слова были сказаны о Марии из Вифании, но по всему миру даже среди не христиан именно Мария Магдалина известна как великая грешница, прощенная Господом. К этому можно добавить только одно: для тех, кто принимает Дух Пророчества ( Откр 19:10), как слова, исходящие от того же Святого Духа, Который руководил пером писателей Библии (2Пет 1:21), будет интересно узнать, что вестница Божья также рассматривала Марию Магдалину и Марию из Вифании как одно и то же лицо.
Благословений!
Василий Юнак

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

В истории Марфы и Марии показана противоположность темпераментов. Одни люди - по природе своей деятельны, активны; другие же - спокойны. Активно действующему человеку трудно понять того, кто спокойно сидит, и размышляет. А человек, склонный к спокойствию и созерцанию, может смотреть свысока на постоянно занятого человека. Здесь нет ни правых, ни виноватых, Бог не сотворил всех одинаковыми.

Богу нужны и Марии и Марфы.

Но из этих стихов мы узнаем нечто большее: они показывают нам ложную доброту и настоящее понимание Бога .

Стоит только подумать о том, что Иисус направлялся в это время в Иерусалим, чтобы умереть.

В Нем происходила интенсивная внутренняя борьба, приводившая Его волю в подчинение воли Божией. Приход Иисуса в город Вифанию был радостным днем, и Марфа старалась украсить стол всем лучшим, что было в доме. И поэтому она и заботилась и суетилась и варила; а этого Иисус как раз и не желал. Он желал только покоя.

Видя ожидающий Его впереди крест, внутренне напряженный, Он зашел в Вифанию, чтобы найти спокойное место. Он хотел удалиться от вечно требующей толпы. Этот покой давала ему Мария; а Марфа, в своей доброте, всеми силами пыталась нарушить его.

"Одно только нужно", - возможно значило: "Мне не нужно обильное угощение; одно блюдо, самое простое - достаточно".

Дело просто в том, что Мария поняла Его, а Марфа не поняла. В этом и состоит одна из трудностей в жизни.

Мы так часто хотим быть добрыми к людям, но добрыми по-своему. А если мы ошибаемся со своим участием, мы обижаемся и считаем, что нас недооценивают. Если мы действительно хотим быть полезными, то в первую очередь мы должны стараться заглянуть в душу человека, которому хотим помочь, забыть все свои планы и думать только о том, что нужно ему или ей.

Иисус любил Марфу, и Марфа любила Его, но Марфа была добра по-своему, а это в данных обстоятельствах действительно значило быть недоброй к Нему, сердце Которого остро жаждало покоя. Иисус любил и Марию, и Мария любила Его, и она поняла Его.

Евангелие от Иоанна позволяет нам увидеть эту историю еще с другой стороны.

Там приготовили Ему ве́черю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

Мария сидела у ног Иисуса и внимала Его словам, поэтому она единственная удивительным образом поняла и пророчески помазала Его тело драгоценным миром.

Если вы помните, когда Иисуса сняли с креста и положили в гробницу, рано утром в воскресенье женщины отправились в гробницу, чтобы помазать тело Иисуса, поэтому они взяли с собой с собой драгоценные масла. Их желания было добрым, но только вот они опоздали. Иисуса уже не было в гробнице, Он воскрес!

В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

Интересно, что Марии из Вифании среди них не было, она единственная верно поняла и смысл и время , в свое время помазав Иисуса драгоценным миром.

В этом есть большой урок для нас, читатель.

Те, кто имеют личные отношения с Иисусом, те лучше понимают время и срок, действуя Божьим водительством, когда другим это кажется странным и непонятным.

Многие хотят угодить Иисусу, но опаздывают, потому что не внимательны к Богу, как опоздали те женщины с маслами у пустой гробницы Иисуса или занимаются суетой, не тем, что нужно, как Марфа.

Хорошо быть как Марфа - по человечески, быть заботливым, добрым и гостеприимным по отношению к людям. Но как в отношениях с Богом как важно быть как Мария - уметь слушать и слышать Его, проводить с Ним время, быть внимательным к тому, что происходит, избирать единственно важное благое дело - познание Бога, ставя Бога в центр своей жизни.

Где вы оказались? Вы на канале " Ключи разумения. Апокалипсис " - то, что вы хотели знать о Боге, Библии, но вам не рассказали. А мы рассказываем ясно и просто, с картинками. Отвечаем на сложные вопросы. Вы здесь не случайно , поэтому обязательно подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи. Мы пишем, чтобы вы могли найти вечную жизнь и мир с Богом. Нас лучше всего читать по порядку с самого первого поста и далее.

Читайте также: