Мария александровна лопухина биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лит.: Висковатый, с. 213, 270, 279; Николева М. Ф., М. Л., Пятигорск, 1940, с. 30, 42—51, 55—56; Мануйлов (2), с. 38—41; Иванова Т. (1), с. 26—27, 131—34 [ср.: Иванова Т. (2), с. 148, 242—44, 286—87]; Эйхенбаум (12), с. 69; Гладыш, Динесман, с. 36, 37, 40—41, 47, 49—50, 53—59; Андроников (13), с. 95, 97, 184, 216, 218—19.

Е. М. Хмелевская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

Полезное

Смотреть что такое "Лопухина Мария Александровна" в других словарях:

Лопухина Варвара Александровна — ЛОПУХИНА (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (1815 51), сестра А.А. Лопухина и М.А. Лопухиной; одна из самых глубоких сердечных привязанностей Л. Пережив бурное увлечение Н. Ф. Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему семье… … Лермонтовская энциклопедия

Лопухина, Варвара Александровна — Варвара Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель Михаила Лермонтова Варвара Александровна Бахметева (1815 9 сентября 1851) русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова. Содержание 1 Биография … Википедия

Лопухина Варвара Александровна — Варвара Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель Михаила Лермонтова Варвара Александровна Бахметева (1815 9 сентября 1851) русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова. Содержание 1 Биография … Википедия

Мария Фёдоровна (жена Павла I) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мария Фёдоровна. Мария Фёдоровна Maria Feodorowna (Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa Prinzessin von Württemberg) … Википедия

Лопухина В. А. — Варвара Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель Михаила Лермонтова Варвара Александровна Бахметева (1815 9 сентября 1851) русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова. Содержание 1 Биография … Википедия

Лопухина Варвара — Варвара Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель Михаила Лермонтова Варвара Александровна Бахметева (1815 9 сентября 1851) русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова. Содержание 1 Биография … Википедия

Румянцева, Мария Андреевна — Мария Андреевна Румянцева Портр … Википедия

Бахметева, Варвара Александровна — Варвара Александровна Бахметьева Миниатюра Э.Мартена,1833 год. Имя при р … Википедия

Варвара Александровна Лопухина — Варвара Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель Михаила Лермонтова Варвара Александровна Бахметева (1815 9 сентября 1851) русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова. Содержание 1 Биография … Википедия

Варвара Александровна Бахметева — Варвара Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель Михаила Лермонтова Варвара Александровна Бахметева (1815 9 сентября 1851) русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова. Содержание 1 Биография … Википедия

Многие произведения искусства известны нам с детства. Мы так привыкаем к этим картинам, что перестаем интересоваться судьбой тех людей, которые на них изображены. А между тем произведения русского искусства могут многое поведать…

Расскажем об одном известном портрете кисти художника Владимира Лукича Боровиковского.

На портрете в эстетических традициях сентиментализма изображена юная графиня Мария Ивановна Лопухина, дочь известного генерала и масона Ивана Толстого. Портрет в 1797 году заказал ее муж Степан Лопухин, который был на 10 лет ее старше.

Художнику удалось показать аристократическую красоту героини, ее стремление к гармонии, обаяние юности и тонкие движение души. Используя холодные тона и пейзажные зарисовки, Боровиковский создает образ женщины-загадки, понять которую пытаются зрители.

Графиня красива, молода, умна и богата.

Однако счастье ей так и не удалось испытать.

Ее рано отдали замуж за человека, которого она почти не знала. Мария блистала в свете, но в 21 год, всего через 3 года после написания портрета, она скончалась от скоротечной чахотки, не оставив своего мужу детей. Степан Лопухин ненадолго пережил жену.

Даже в привычном к ранним смертям великосветском обществе ее уход воспринимался как необычное явление. Шептались о том, что ее отец слишком далеко продвинулся в оккультных масонских знаниях, и его дочь умерла в наказание за его дерзость перед высшими силами. Также говорили, что Иван Толстой с помощью мистических заклинаний поместил дух дочери в портрет, поэтому на него теперь нельзя смотреть молодым девушкам, иначе они повторят судьбу несчастной Марии.

Мистический страх перед портретом доходил до того, что даже перечисляли имена тех смотревших на портрет барышень, которые погибли такой же смертью, как Лопухина.

Все это возбудило интерес к произведению художника, и, несмотря на разговоры, портрет в конце 1880 годах захотел увидеть знаменитый купец-коллекционер Павел Третьяков. А увидев, приобрел его для своей галереи. С тех пор изображение Марии Лопухиной пребывает в стенах этого музея.

При этом сотрудники музея ни одного случая мистической смерти после просмотра портрета не зафиксировали.

Шились они из необыкновенно тонкого материала – муслина и выглядели как воздушные. Платья плотно облегали фигуру, но совершенно не грели тело. А модницы носили их и зимой, и летом. В промозглом балтийском климате Петербурга такие платья стали настоящим испытанием для здоровья юных дам. Они и приводили к многочисленным воспалениям легких, чахоткам, от которых петербургские красавицы умирали, пополняя число насельниц столичных некрополей…

Возможно, именно такое модное платье и стало причиной смерти Марии Лопухиной…

Но история этой молодой женщины, запечатленная на портрете, рождала сочувствие к ее короткой жизни. А окружающих учила любить жизнь и ценить каждое ее мгновение.

Недаром, увидев портрет этой красавицы в Третьяковской галерее, поэт Яков Петрович Полонский написал такие строки:

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

И. Бугаевский-Благодарный. Портрет художника В. Л. Боровиковского

В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной

Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет. Но люди склонны верить в мистические совпадения: говорят, что самая дорогая картина Мунка приносит несчастья, и перечисляют другие 10 фактов о картинах известных художников

Лопухина Мария Александровна

История дворянского рода, к которому относилась Мария Александровна Лопухина, уходит корнями в XIV век. Часто члены семейства служили при царском дворе, занимали важные должности, однако наибольшую известность фамилия получила в 1689 году, когда будущий Император Всероссийский Петр I женился на Евдокии Лопухиной, дочери окольничего.

Родителями Марии были Александр Николаевич Лопухин (1779-1833), уездный предводитель дворянства в Вяземской губернии, и Екатерина Петровна Верещагина. За годы брака в семье Лопухиных появилось 8 детей, но до взрослого возраста дожили лишь три дочери и сын. Сама Мария Александровна появилась на свет в 1802 году. Семья проживала в самом центре Москвы в районе Арбата – на Малой Молчановке.

Дальнейшая жизнь

Портрет Марии Лопухиной (худ. В. Л. Боровиковский, 1797)

Портрет Марии Лопухиной (худ. В. Л. Боровиковский, 1797)

Роль Марии Лопухиной в истории

Мария Александровна стала для гения русской литературы, Михаила Юрьевича Лермонтова, не только чутким другом, но и наставником. Она и её семья в разной степени повлияли на становление поэта, приняли участие в нравственном воспитании.

М.Ю. Лермонтов (1838)

М.Ю. Лермонтов (1838)

До сегодняшнего дня сохранилось множество писем Лермонтова к Лопухиной, которые помогли раскрыть важные факты из биографии поэта. К тому же именно она понимала сложную глубокую душу Михаила Юрьевича лучше всего остального его окружения.

Читайте также: