Марис лиепа биография кратко

Обновлено: 28.03.2024

Марис-Рудольф Лиепа — советский артист балета латвийского происхождения. В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино.

Детство и юность

Марис родился в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей, при этом довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.

Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.

Будущая звезда советского балета с первых дней невзлюбила занятия и даже начала прогуливать уроки. Но мать, которая изначально планировала, что сын станет медиком, нашла подходящие слова. Она объяснила, что никогда нельзя бросать дело на полдороги, а нужно доказывать себе и другим свою состоятельность.

Такие речи настолько впечатлили юного Лиепу, что до конца своих дней он будет отличаться упорством и целеустремленностью. Когда же кроме работы у станка началось освоение характерного танца, Марис буквально проникся искусством классической хореографии.

Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.

Правда, столичное училище не выделило для него стипендии, поэтому, чтобы сын мог заниматься в престижном вузе, родители продали свой дачный домик на Взморье. Марис отблагодарил их тем, что за два года не только не пропустил ни одного занятия, но и приходил к каждому уроку раньше преподавателя и отдавался работе полностью и с воодушевлением.

Балет


Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа — советский и латвийский артист балета, балетный педагог и киноактёр; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Двадцать лет служил в Большом театре Союза ССР.

Детство

В детстве Марис был болезненным и хрупким ребёнком. Чтобы укрепить его здоровье, мальчика отдали в балет. Правда его матери, Лилии Лиепа, хотелось, чтобы он стал врачом. Но мнение отца в этой семье было решающим.

Марис Эдуардович Лиепа

Помимо балета Лиепа занимался плаванием и спортивной гимнастикой. По плаванию он добился приличных результатов, в какой-то момент даже стал чемпионом Латвии среди юниоров.

Марис Эдуардович Лиепа

Москва

Марис Эдуардович Лиепа

Н Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года, где в жюри балетного конкурса председателем была сама Галина Уланова, Марис Лиепа был награждён золотой медалью.

Могут быть знакомы

Триумф и крах

В 1963 году Лиепу пригласили преподавать мастерство танца в Московском хореографическом училище. За семнадцать лет преподавательской деятельности он выпустил не одно поколение учеников, становившихся победителями балетных конкурсов.

Марис Эдуардович Лиепа

В дальнейшем он несколько раз появлялся на творческих вечерах театра и по-прежнему вызывал бурную реакцию зрителей.

В 1981 году на IV Международном конкурсе артистов балета танцовщик был удостоен золотой медали.

Марис Эдуардович Лиепа

Осенью 1986 года артист пытался занять вакантное место балетмейстера родного рижского театра оперы и балета, но ему отказали. Не помогла рекомендация бывшего главного балетмейстера театра Александра Лемберга, не дружба с Раймондом Паулсом, министром культуры Латвии на тот момент.

Когда Лиепа задумал создать в Москве свой собственный театр, министерство культуры дало своё согласие. В начале марта 1989 года начался набор танцоров. Однако осуществить задуманное он не успел.

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа

Имя Мариса Лиепы вписано в историю мирового балета.

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге. Учился в балетной студии при Латвийской опере, впоследствии преобразованной в Рижское хореографическое училище.

Был замечен балетными педагогами из Москвы и переведен в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 году: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н.Легата.

Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 года прошел удачно, и летом этого года он был принят в труппу Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

В 1960 году Лиепа получил приглашение в труппу Большого театра. Он активно танцевал, создавая партии в классическом и современном репертуаре, с 1963 года занимался педагогической деятельностью.

С середины 1960-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера Юрия Григоровича.

Конец 1960 - начало 1970-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание. В 1971 году Парижская академия танца назвала его лучшим танцовщиком года и наградила премией Вацлава Нижинского.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.

26 марта 1989 года Марис Лиепа умер от инфаркта в Москве. Ему было всего 52 года.

Солист балета ГАБТа М.Лиепа

Артист балета, солист Большого театра, народный артист СССР Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге (Латвия).

В возрасте семи лет Марис Лиепа поступил в хор мальчиков Рижского театра оперы и балета.

Позднее родители отдали его в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.

В апреле 1950 года на Всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Лиепа впервые выступил в Москве.

В 1953 году он перевелся в Московское академическое хореографическое училище (МАХУ), где два года учился в классе Николая Тарасова, ученика балетмейстера Николая Легата.

В 1955 году Лиепа с отличием окончил училище, имея все шансы остаться в Москве, но министерство культуры Латвии потребовало возвращения выпускника МАХУ в Ригу. За год работы в Государственном театре оперы и балеты Латвии он станцевал несколько сольных партий.

Специально к декаде латышского искусства в Москве в декабре 1955 года Лиепа подготовил ведущие партии в национальных балетах - русского воина Никиты в "Лайме" и скрипача Тотса в "Сакте свободы". В партии Тотса его увидела Майя Плисецкая, и по возвращении в Ригу Лиепа получил приглашение принять участие в ее гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в "Лебедином озере". Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 года прошел удачно.

Летом 1956 года Марис Лиепа поступил в труппу Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона. Первой партией в театре стал Зигфрид в новаторской для того времени редакции "Лебединого озера" Владимира Бурмейстера.

В сезоне 1956-1957 годов Лиепа станцевал партии Феба в "Эсмеральде", Конрада в "Корсаре" и Лионеля в "Жанне д'Арк". В 1957 году Лиепа участвовал в конкурсе классического и характерного танца в программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и получил золотую медаль. В 1958 году артист подготовил партии Чабана в "Лесной фее" и Синдбада в "Шехерезаде".

Последней работой Лиепы в Московском музыкальном театре стал Поэт в "Штраусиане" Владимира Бурмейстера (1959).

Летом 1960 года Марис Лиепа на гастролях Большого театра в Польше станцевал партии в балетах "Тропою грома", "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь" из "Фауста" в хореографии главного балетмейстера Большого театра Леонида Лавровского.

В 1960 году Лавровский пригласил Лиепу в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в "Дон Кихоте" состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра.

В 1961 году Лиепа подготовил новые партии в классическом и современном репертуаре: Зигфрид в "Лебедином озере" и Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за нее Лиепа впоследствии получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского. В том же году Леонидом Лавровским впервые "на Лиепу" был поставлен балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный мандарин", в которой артист станцевал партию Юноши.

1963 год стал в творческой биографии Лиепы годом "благородных" героев: Принц в "Золушке", принц Дезире в "Спящей красавице" и Жан де Бриен в "Раймонде". Помимо этого, Лиепа создал одну из своих лучших ролей - Ромео в балете "Ромео и Джульетта". В этом же году Лиепа начал педагогическую деятельность - он взял мужской класс в МАХУ, и началом творческой деятельности вне театра - Лиепа впервые подготовил свой творческий вечер, прошедший на сцене Концертного зала имени Чайковского.

С середины 1960-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера Юрия Григоровича. В 1965 году Григорович перенес из Кировского в Большой театр свою знаменитую постановку "Легенды о любви". В этом спектакле Лиепа создал одну из своих лучших ролей в советском репертуаре - Ферхада.

В сезоне 1964-1965 годов в репертуар Большого театра вошел экспериментальный балет-пантомима Игоря Стравинского "Сказка о солдате и черте". Начав репетировать роль Солдата, Лиепа по ходу репетиций "переключился" на многоликий образ Черта и "сделал" его центральным персонажем.

В 1968 году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Юрием Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 году за роль Красса Марису Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства - Ленинская премия.

В 1969 году Лиепа снялся в роли Гамлета в одноименном телебалете на музыку Дмитрия Шостаковича. В 1970 году артист станцевал в новой версии "Лебединого озера" Григоровича.

Конец 1960-х - начало 1970-х годов - период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в ходе которых Марис Лиепа получил мировое признание. В 1971 году он был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награжден премией Вацлава Нижинского.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. После Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетировал, но не исполнил партию Курбского в "Иване Грозном", не был занят в новой версии "Раймонды".

В 1976 году Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра "Спартак" в роли Красса. В этом же году был удостоен звания народного артиста СССР. В 1977 году он станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете "Чиполлино" Карена Хачатуряна. В этом же году за вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.

После опубликованной в 1979 году в газете "Правда" статьи Лиепы с критикой методов Григоровича по руководству театром около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого.

В этот период Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году станцевал Рогожина в "Идиоте" и солиста в "Автографах" вместе с Аллой Осипенко. В этом же году провел творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне, завершил учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет "Дон Кихот" и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета.

28 марта 1982 года по личному приказу министра культуры СССР Петра Демичева состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Однако триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене Большого: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

В 1970 - 1980 годах Лиепа снимался в кинокартинах и телефильмах: "В одном микрорайоне" (1976), "Могила льва" (1971), "Четвертый" (1972), "Детство Бемби" (1985) и "Юность Бемби" (1986), "Лермонтов" (1986), "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается" (1986) и других. В 1978 году снялся в популярном телевизионном цикле "Телебенефис" - в бенефисе знаменитой киноактрисы Людмилы Гурченко.

С 1963 по 1980 годы Лиепа преподавал в МАХУ, выпустил один мужской класс, затем вел класс поддержки.

В 1980 году поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождения".

Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги "Я хочу танцевать сто лет" (1980) и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986).

В 1983-1985 годах Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской народной опере в Болгарии, где поставил два балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу".

В 1989 году Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять он сам, а бывший ведущий артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором. Но 26 марта 1989 года Лиепа умер от инфаркта, а укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под руководством Сергея Радченко.

Марис Лиепа был женат трижды. Первой его женой была артистка Московского театра драмы имени Пушкина Маргарита Жигунова. В этом браке родились сын Андрис и дочь Илзе. Второй женой Лиепы была балерина Большого театра Нина Семизорова. Третья жена - Татьяна Шульц, в браке с которой родилась вторая дочь Лиепы Мария.

Андрис и Илзе Лиепа связали свою жизнь с балетом, Мария Лиепа - актриса, пробует свои силы на оперной сцене.

Читайте также: