Манифесты футуризма их пафос и проблематика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Футуризм возник как альтернатива символизма, как течение, резко отрицавшее его эстетические принципы. И первый футуристический манифест был направлен прежде всего против символистов. Несмотря на всю идейную сумбурность и противоречивость своих лозунгов, футуристы считали себя "левее" представителей буржуазного искусства, в частности, символистов и акмеистов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение.docx

Одним из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в 1916-1922 гг. преимущественно в Швейцарии среди анархиствующей интеллигенции, как протест против первой Мировой Войны, стал так называемый дадаизм, выражавшийся в “художественном хулиганстве”, антиэстетизме, эпатаже, заключающемся в бессмысленных и неожиданных сочетаниях слов и звуков, непонятных комбинациях таких предметов как: инструментов, банок, вырезок из газет и журналов.

Футуризм возник как альтернатива символизма, как течение, резко отрицавшее его эстетические принципы. И первый футуристический манифест был направлен прежде всего против символистов. Несмотря на всю идейную сумбурность и противоречивость своих лозунгов, футуристы считали себя "левее" представителей буржуазного искусства, в частности, символистов и акмеистов.

Однако бунтарские устремления футуристов, конечно, далеки были от подлинной революционности, больше смыкаясь с анархо-нигилистическими настроениями. Футуристы считали себя революционерами в искусстве, противниками буржуазного общества, но это скорее всего было индивидуалистическое бунтарство, протест, не выходивший за пределы эстетической сферы: требование безграничной свободы, творчества, интуитивизма, нигилистическое отрицание эстетических ценностей, провозглашение чистой формы как высшего достижения искусства.

«1. Мы хотим воспеть дух опасности, внушить энергию и отвагу.
2. Главными составляющими нашей поэзии будут храбрость, дерзость и мятеж.
3. До сих пор литература воспевала задумчивое бездействие, чувствительность и сон, мы провозглашаем агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака.
4. Мы заявляем, что великолепие мира обогащается новой красотой: красотой скорости. Гоночный автомобиль… прекраснее Ники Самофракийской.

7. Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа…
9. Мы хотим восславить войну – единственную гигиену мира – милитаризм, патриотизм…
10. Мы хотим уничтожить музеи, библиотеки, покончить с морализаторством, феминизмом и утилитаризмом.
11. …мы учреждаем сегодня футуризм, потому что мы хотим освободить Италию от омертвляющих ее профессоров, археологов, цицеронов и антикваров.

Футуризм в России.

Появление русского футуризма, конечно, не может быть объяснено лишь дружеским сближением непризнанных молодых поэтов или организаторской энергией Давида Бурлюка, придававшего объединению боевитость. Русский футуризм возник в результате того идейного кризиса, который охватил известные круги русской интеллигенции после поражения революции 1905 года. Футуризм был подготовлен общим кризисом буржуазного искусства, и прежде всего кризисом символизма.

Русский футуризм нельзя отождествлять с футуризмом итальянским, несмотря на общность названия. Русским футуристам была глубоко чужда и враждебна империалистическая агрессивность Маринетти и его последователей. Да и пафос индустриализма футуристов немецких (группа "Ниланд"), динамизма англичан и французов (группы "Фортекс" и пароксисты) ничего общего не имел с эстетикой русских футуристов. Отрицая подобную зависимость, Хлебников в письме Н. Бурлюку в 1914 году писал: "Нам незачем было прививаться извне, так как мы бросились в будущее от 1905 года.

Основные принципы футуризма были сформулированы впервые в манифестах - сборник "Пощечина общественному вкусу" (1912) и листовка того же названия (1913). Нигилистические лозунги провозглашали:

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. За этими боевитыми призывами следовала положительная программа: Мы приказываем чтить права поэтов: на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество): на непреодолимую ненависть к существующему до нас языку; с ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы; стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования. В наших строках . уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Программу подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников. Москва, 1912, декабрь".

Главным требованием этого футуристическою манифеста являлось провозглашение "Самоценною (самовитого) Слова". Именно это положение, объединявшее всех участников нового направления, объясняет, почему Хлебников являлся ведущей фигурой в русском футуризме. Его работа над словом, его "Заклятие смехом" явилось той закваской, из которой возник русский футуризм. Хлебников и определил национальный характер, русское лицо движения, которое в некоторых своих теоретических положениях совпадало с общественно-литературными течениями Запада.

В предисловии ко второму "Садку судей", вышедшему в 1913 году, провозглашалась прежде всего задача поиска художественной формы, обновления поэтических приемов: "Мы расшатали синтаксис", "Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике", "Нами сокрушены ритмы". Один лишь пункт представляет темы: "ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами".

В "Литературных манифестах до "Октября" В. Хлебников писал: "Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы - выдвинута впервые и осознана. Гласные мы принимаем, как время и пространство, согласные - краска, звук, запах".

А. Крученых в статье "Слово шире смысла" вторил В. Хлебникову: "Мы первые сказали, что для изображения нового и будущего нужны совершенно новые слова и новое сочетание их. Таким решительно новым будет сочетание слов по их внутренним законам, кои открываются речетворцу, а не по правилам логики и грамматики, как это делалось до нас"33.

Футуризм очень скоро стал модным явлением, и наряду с основной группой кубофутуристов "Гилея" появились различные объединения и групки: "Ассоциация эгофутуристов", "Мезонин поэзии", "Центрифуга". Всех их объединяли чисто формальные искания, интуитивистское обоснование принципов поэзии. Эгофутуристы типа И. Северянина, Василиска Гнедова искали популярности рядом с кубофутуристами. Иногда вместе, те и другие, устраивали вечера поэзии.

Необходимо отказаться от традиционного представления о футуризме как об единой и монолитной школе. Горький указывал на то, что "русского футуризма" нет как единого направления, а есть отдельные талантливые писатели. "Живое" слово В. Хлебникова, социальная острота поэм В. Маяковского, завораживающая музыка И. Северянина.

В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Термином "футуризм" обозначались самые разные тенденции русского авангардизма – неопримитивизм, лучизм, кубофутуризм, поиски художников, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов.

Наиболее известные русские художники-футуристы: Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер и другие. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана ("Анна Ахматова", 1914), Роберта Фалька ("Крымский дворик", 1915), Казимира Малевича ("Уборка ржи", 1912). Кубисты отказались от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы; объект в их произведениях представлен в виде множества пересекающихся плоскостей, отсюда многомерная перспектива; объект изображался одновременно с многих точек зрения, как комбинация геометрических фигур, благодаря чему зритель мог видеть разные стороны объекта. Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. Был узаконен коллаж как прием. Подчеркивалось изначальное сходство всех изображаемых предметов, состоящих из одних и тех же первоэлементов. Мы видим элементы кубизма, широко распространенные в изобразительном искусстве 1910-х годов, в "Уборке ржи" К. Малевича, где фигуры и пейзаж, толпа и снопы, живые и неживые тела трактуются одинаково. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности.

Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича "Авиатор" (1914). Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. В "Авиаторе" геометризованная, закованная в металлические латы фигура венчается головой в цилиндре. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. Здесь же присутствует пила, игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески ("аптека", что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Как бы парит и сама фигура авиатора. Пространство лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности.

Типичными кубофутуристическими "произведениями" стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского "Танго с коровами" (1914). Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме "Полутораглазый стрелец") так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: "Владимир пишет мой поясной портрет. Меня сейчас разложат на основные плоскости, искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внеш- него сходства, обнаружат досконально “характер моего лица”".

Начало XX века – это то состояние мира, которое чревато разрушительными революциями, войнами и тоталитарными системами. Футуризм не случайно опережает идеологемы итальянского фашизма: будущее часто предваряется художественной интуицией.

В действительности происходившее в европейском искусстве уже к концу XIX столетия отчетливо обнаруживает стремление к радикальным переменам. Воля к новому – это прежде всего воля к разрушению существующего порядка. Футуристическому манифесту – этому программно оформленному выступлению – предшествовали спонтанно возникшие яркие художественные течения, проложившие ему дорогу: фовизм, дивизионизм и кубизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Б) Зарождение русского футуризма

В) Манифесты русских футуристов

Г) Западноевропейский и русский футуризм

Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений (в России кубофутуризм, эгофутуризм, "Мезонин поэзии", "Центрифуга") 1910-х – начала 1920-х гг. ХХ века.

Основные признаки футуризма:

- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

- бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;

- культ техники, индустриальных городов;

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Футуризм претендовал на построение нового искусства – "искусства будущего", выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", которая заключалась в том, чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства".

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Вот один из пунктов программы Маринетти: "Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем не представляет больше абсолютно никакого интереса. Нас интересует твёрдость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз её молекул и электронов. Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины".

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. В своей основе русский футуризм был всё же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским. И течение оказалось более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками – В.Хлебников, В.Каменский, Елена Гуро, В.Маяковский, А.Кручёных, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, П.Филонов, Н.Гончарова, М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Б) Зарождение русского футуризма

1. Hа увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами (Слово — новшество).

2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.

Будетля́не — группа писателей, первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов. Некоторые ее члены называли этим словом течение, направление, а не только творческое объединение.

К будетлянам относились поэты Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных; художники Николай Кульбин, Казимир Малевич; композиторы Михаил Матюшин, Артур Лурье.

В 1909 году появился первый манифест Маринетти, а уже с 1910 г. в России начинают появляться стихи петербургских эгофутуристов и московских кубофутуристов.

Кубофутуризм - разновидность русского футуризма, в отличие от этого футуризма, культивировал поэзию социального действия, прибегал к жанрам основанным на ораторском пафосе, обращении к реальному лицу или группе слушателей (В. В. Маяковский) . Стоящие особняком утопические поэмы В. Хлебникова способствовали возрождению игнорировавшихся символизмом эпических форм. Современная тематика была магистральной для кубофутуризма, хотя некоторые футуристы и варьировали мотивы язычества и средневековья. В годы первой мировой войны обращение к современности приобрело политический акцент в антивоенных выступлениях В. Маяковского, В. Хлебникова, Н. Асеева

Футуристов невозможно себе представить без критики всего предыдущего литературного процесса, а для большинства из них "программные опусы" были важнее самого творчества. Но в принципе - полное отрицание литературы прошлого и представление "пред увядающим миром нового всего" - были в истории литературы далеко не новы.

К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм - разновидность русского футуризма, наиболее ярким представителем эгофутуризма был И. Северянин. С его характерным жанрово-тематическим определением "поэза". Эгофутуризм в противовес кубофутуризму, например, отличался ярко выраженной асоциальностью, в советское время сравнительно быстро угас, продолжаясь частично в эмиграции (И. Северянин и др.) .

С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Некоторые из авторов эмигрировали (например, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), некоторые умерли (Велимир Хлебников, в 1930 — Владимир Маяковский и Александр Богомазов), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак).

В) Манифесты русских футуристов

Пощечина общественному вкусу (1912)

Пощечина общественному вкусу [Листовка] (1913)

Первый всероссийский съезд баячей будущего (1913)

Театр, кинематограф, футуризм. В. Маяковский (1913)

Лучисты и будущники (1913)

Мы раскрашиваемся (1913)

Идите к черту! (1914)

Капля дегтя. В. Маяковский (1915)

Труба Марсиан (1916)

Манифест летучей федерации футуристов (1918)

Г) Западноевропейский и русский футуризм

Футуристы демонстрировали свою беззаботность по части идей, выступали за освобождение поэтического слова от идейности; но это вовсе не мешало тому, что каждый поэт – футурист выражал свои определенные идеи, бунтарские мотивы, направленные против буржуазной действительности и литературы.

И все-таки футуристы преимущественно использовали экспериментаторскую работу над словом Велимира Хлебникова, идя каждый своим путем.

Футуристы бросают за борт тяжелый груз прошлого. Поэзии тоскливого воспоминания они противопоставляют поэзию лихорадочного устремления к будущему.

В 1909 году появился первый манифест Маринетти, а уже с 1910 г . в России начинают появляться стихи петербургских эгофутуристов и московских кубофутуристов.

Содержание

В 1909 году появился первый манифест Маринетти, а уже с 1910 г . в России начинают появляться стихи петербургских эгофутуристов и московских кубофутуристов.

Футуристов невозможно себе представить без критики всего предыдущего литературного процесса, а для большинства из них "программные опусы" были важнее самого творчества. Но в принципе - полное отрицание литературы прошлого и представление "пред увядающим миром нового всего" - были в истории литературы далеко не новы.

К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Лидером движения был Игорь Северянин, к эгофутуризму также примыкали Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск Гнедов.

С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Некоторые из авторов эмигрировали (например, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), некоторые умерли (Велимир Хлебников, в 1930 — Владимир Маяковский и Александр Богомазов), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак).

МАНИФЕСТЫ РУССКИХ ФУТУРИСТОВ

  • Пощечина общественному вкусу (1912)
  • Пощечина общественному вкусу [Листовка] (1913)
  • Первый всероссийский съезд баячей будущего (1913)
  • Театр, кинематограф, футуризм. В. Маяковский (1913)
  • Лучисты и будущники (1913)
  • Мы раскрашиваемся (1913)
  • Идите к черту! (1914)
  • Капля дегтя. В. Маяковский (1915)
  • Труба Марсиан (1916)
  • Манифест летучей федерации футуристов (1918)

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ (Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912. Декабрь)

Только мы — лицо нашего Времени. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество.

Мы приказываем чтить права поэтов:

ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД БАЯЧЕЙ БУДУЩЕГО

Мы собрались сюда, чтобы вооружить против себя мир! Пора пощечин прошла:

Мы хотим, чтобы наши противники храбро защищали свои рассыпающиеся пожитки.

Мы приказывали тысячным толпам на собраниях и в театрах и со страниц наших четких книг, а теперь заявили о правах баячей и художников, раздирая уши прозябающих под пнем трусости и неподвижности:

МАНИФЕСТ ЛЕТУЧЕЙ ФЕДЕРАЦИИ ФУТУРИСТОВ

Старый строй держался на трех китах.Рабство политическое, рабство социальное, рабство духовное.

Февральская революция уничтожила рабство политическое.. Бомбу социальной революции бросил под капитал октябрь. Далеко на горизонте маячат жирные зады убегающих заводчиков. И только стоит неколебимый третий кит — р а б с т в о Д у х а.По-прежнему извергает он фонтан затхлой воды — именуемый — с т а р о е и с к у с с т в о.

Мы пролетарии искусства — зовем пролетариев фабрик и земель к третьей бескровной, но жестокой революции, революции духа.Требуем признать:

I. О т д е л е н и е и с к у с с т в а о т г о с у д а р с т в а.

Уничтожение покровительства привилегий и контроля в области искусства. Долой дипломы, званий, официальные посты и чины.

II. Передачу всех материальных средств искусства: театров, капелл, выставочных помещений и зданий академии и художественных школ — в руки самих мастеров искусства для равноправного пользования ими всего народа искусства.III. Всеобщее художественное образование ибо мы верим, что основы грядущего свободного искусства могут выйти только из недр демократической России, до сего времени лишь алкавшей хлеба искусства.IV. Немедленная, наряду с продовольственными, реквизиция всех под спудом лежащих эстетических запасов для справедливого и равномерного пользования всей России. Да здравствует третья Революция,Революция Духа!

Маяковский и футуризм. Романтические мотивы в ранней лирике: одиночество, тоска по идеалу, жажда любви. Эпатаж читателя как художественная и мировоззренческая позиция поэта, вызванная неприятием ценностей буржуазного мира. Поэтическое новаторство В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пла­стика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Противоречивость художественной доктрины поэта в послеоктябрьский период. Сатирические образы в творчестве Мая­ковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в.

С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную, утвердившуюся еще в XVIII столетии силлабо-тоническую систему стихосложения. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Стих, читаемый глазами, и стих речевой соединились. Это был крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь" - в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - трагедию "Владимир Маяковский", поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир".

Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию "площадей и улиц", обращенную к "низам", к широким массам. Он верил в близость наступающей революции. "В терновом венке революций грядет шестнадцатый год",- писал он в "Облаке". "Моя революция",- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г. Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции - "чтоб выволочь республику из грязи". Медные трубы и литавры боевого марша, эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности.

В замечательных лиро-эпических поэмах "Владимир Ильич Ленин" (1924) и "Хорошо!" (1927) Маяковский воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические черты эпохи. "Это Октябрь, отлитый в бронзу",- сказал о поэме "Хорошо!" А. В. Луначарский.

В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер буржуазных "свобод", раскрыл всемирно-историческое значение советского строя. В знаменитых "Стихах о советском паспорте" звучит голос Маяковского - великого патриота. Поэт весь был устремлен в будущее, в "завтра". "Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет!" - писал он.

Огромное влияние Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области стихотворных форм. Маяковский утвердил новый взгляд на поэта, на его роль в обществе как бойца. "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо",- требовал он. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию всего мира - у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне.

Источник: Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников. Москва, Просвещение", 1968.

Читайте также: