Макаренко фд 1 кратко

Обновлено: 03.07.2024

Будучи последней из серии о жизни трудовых колоний, данная книга является продолжением Марша 30-х годов и рассказывает о событиях 1930-1932 г.г. в жизни коммунаров-дзержинцев : о походе на Кавказ, посещении Баку, Тбилиси, Одессы, отдыхе в Сочи, а также об открытии первого завода, изготавливающего электросверла.

Эта произведение не было опубликовано при жизни писателя, поэтому некоторые его части были потеряны, пропущены куски текста и несколько полных глав. Ближе к концу вдруг появляются главы из Флагов над Башнями, где вместо Макаренко действующий герой Захаров, что может сбить с толку неподготовленного читателя.

Но в целом эта повесть по стилю очень напоминает Педагогическую поэму. Тут меньше подробностей про здание колонии и общей вводной информации, как в Марше 30-х годов, больше чувствуется стиль Макаренко, его обаяние, правдоподобные описания как счастливых дней колонии, так и трудностей, которые были в тот период. Если в Марше 30-х годов почти нет слов о сложностях, то здесь есть опасения заведующего о неправильной атмосфере в коллективе, о преобладании эгоистичных настроений среди колонистов, о том , что не всегда выбранные командиры были лучшими представителями отрядов и не все подходили на роль лидеров.

Так же откровенно пишет Макаренко и о бедности, с которой приходилось сталкиваться ребятам, о том, что кустарное производство позволило колонии выйти на самоокупаемость, но все же постоянно приходилось экономить, чинить часто ломающиеся станки, решать, что первостепенно из расходов и на чем можно сэкономить.

Решение построить завод, необходимый как стране (ведь до этого электросверла приходилось закупать за рубежом), так и самим колонистам для увеличения своего дохода и повышения мастерства, для того, чтобы их вдохновляла работа и они могли ей гордиться, хоть и было принято единогласно, но все же требовало большого напряжения сил и экономии расходов, в том числе и на еду. Об этом также написано на страницах этой повести.

Интересно было узнать о том, как по возращении из кавказского похода, ребята увидели не полностью законченное строительство и перепланировку здания колонии, а развал и отставание от плана по всем фронтам, так что пришлось срочно приводить все в порядок и спасать ситуацию. А также о том, что колонисты даже постройку дороги и то выполняли лучше, чем специально нанятые для этого рабочие.

картинка Tin-tinka

В общем, в этом небольшом произведении множество интересных историй и подробностей о жизни колонистов, так что советую к прочтению всем, кому интересно творчество Макаренко.

Любовь — основа любого воспитательного процесса, и вырастить счастливого человека без неё невозможно. Эта мысль советского педагога-новатора и писателя Антона Семёновича Макаренко выглядит очевидной, но не кажется понятной. Постараемся объяснить, что за любовь имел в виду Антон Семёнович, и раскрасим материал несколькими фактами.

За свои 50 лет Антон Семёнович успел очень много. Недаром ЮНЕСКО в 1988 г. включило его в список педагогов, определивших развитие своей науки в XX веке, наряду с итальянкой Марией Монтесорри, американцем Джоном Дьюи и немцем Георгом Кершентейнером.


Ценности

Почему к работам Антона Семёновича обращаются вновь и вновь, спустя десятилетия? Что ему удалось совершить?

То же, что и любому талантливому человеку: переосмыслить то, что было сделано до него и выработать собственные принципы. Педагогическая система Макаренко основана на идее коллектива, в котором успешно сосуществуют учителя и ученики. Грамотному руководителю удаётся управлять ими так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов.


Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне.

Антон Семёнович видел в каждом ребёнке положительное, большие возможности и творческое начало, которое при правильном воспитании всегда возьмёт верх. Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики. И ему, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.

Коммуны

Количество беспризорников в 20-е гг. XX века было огромно, а методов работы с ними не было. Педагогические коммуны стали решением.

Первая из них была создана в 1921 году недалеко от Полтавы на базе трудовой колонии и получила своё название в честь Максима Горького, который активно участвовал в борьбе с детской беспризорностью. Дети, разделённые на отряды по 7-15 человек, имели самоуправление, выборные должности и даже хорошо налаженное производство, которое позволяло коммуне не только обеспечивать себя, но и отдавать деньги в бюджет государства.



  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
  • Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
  • Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
  • Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.

Первая коммуна просуществовала пять лет, а затем Макаренко принял решение перенести её под Харьков. Одной из причин стало то, что многие ребята хотели освоить рабочие специальности, а такой возможности не было. На новом же месте уже существовали оборудованные мастерские и электростанция. Вторая причина: растущее неприятие другими педагогами системы Макаренко и невозможность дальше возглавлять коммуну.


На безе мастерских этой коммуны, названной в честь Феликса Дзержинского, был создан завод ФЭД (что и расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). На заводе в то время производились простейшие сверлильные машины и затем уже прославившиеся фотоаппараты.


Этой коммуной педагог руководил до 1935 года. Потом его перевели в Киев, а дальше в Москву, где он прожил до самой смерти.

Педагогика

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Советская критика

Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.


Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.

Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.

Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.

Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию — всё это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.


Детство

Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года, на три недели раньше положенного срока. Его родители – Семен Макаренко и Татьяна Макаренко (до замужества Дергачёва) тогда снимали квартиру на железнодорожной станции недалеко от деревни Белополье Сумского уезда Харьковской области. Отец работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, мама – дочь мелкого чиновника Крюковского интендантства, была домохозяйкой. В 1895 году в семье родился сын Виталий, позже семья пополнилась дочерью, но она скончалась еще младенцем. Виталий Макаренко служил в царской армии в чине поручика, участвовал в Брусиловском прорыве, был ранен и представлен к награде. После событий 1917 года вместе с другими белогвардейцами отправился за границу, умер во Франции в 1983 году.

Антон Семёнович Макаренко

Антон с детства не отличался крепким здоровьем, часто болел, причем мог простудиться даже от открытой на несколько минут форточки. По этой причине он никогда не гулял со сверстниками во дворе, предпочитая обществу мальчишек книгу. Благо, в доме отца имелась приличная библиотека. Хоть отец и был простым рабочим, но очень любил читать и эту любовь передал своим сыновьям.

Антон рос очень замкнутым, к тому же носил очки, ставшие предметом издевательств одноклассников. Над ним часто смеялись, причем, достаточно жестко. В 1895-м Макаренко начал обучение в двухклассной начальной школе, и нужно отметить, что она давалась ему с трудом. Не от того, что он не успевал по предметам, скорее наоборот, Антон сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями, и одноклассники издевались над ним с еще большей силой.

В возрасте тринадцати лет Антон с родителями сменил место жительства, семья поселилась в городе Крюкове. Отец решил, что там его сыновья смогут продолжить образование. Подросток стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием.

Антон Семёнович Макаренко

В 1904-м парень решил приобрести профессию, и понял, что его привлекает педагогика. На протяжении следующего года он учился на педагогических курсах, которые позволяли ему стать учителем начальных классов.

Педагогика

Горькому рассказ не понравился, и он безжалостно раскритиковал молодого автора. После такой негативной оценки своего труда Макаренко отбросил идею написания книг, и не притрагивался к перу на протяжении тринадцати лет. Однако на отношения с Максимом Горьким это не повлияло, Антон поддерживал их всю свою жизнь.

Вскоре у Макаренко появилась собственная система перевоспитания трудных детей, которую он сумел применить на практике, в трудовой колонии села Ковалевка, недалеко от Полтавы. Педагог придумал методику, суть которой состояла в том, что из трудных подростков формировались группы, занимавшиеся самостоятельным обустройством собственного быта. Вскоре на эту коммуну обратили внимание власти, но до них дошли сведения, что там избивают детей. На самом деле Макаренко только раз ударил одного из воспитанников, но за это лишился должности.

С новой работой Макаренко помог Максим Горький. Благодаря протекции писателя Антон перешел в колонию недалеко от Харькова. Мало того, Горький рекомендовал другу вновь заняться литературным творчеством.

Антон Семёнович Макаренко

Власти очень пристально следили за деятельностью педагога, и вскоре его преподавательские эксперименты были прекращены. Антон Макаренко получил новое назначение, он отправился в Киев, чтобы занять кресло помощника начальника трудовых колоний.

Антон Семёнович Макаренко

педагогическая поэма макаренко краткое содержание

Начало действий

Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Повествование ведется от лица самого автора (Антон Макаренко). "Педагогическая поэма" начинается с того, что главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники. Помимо самого Макаренко, педагогический коллектив колонии состоял из двух воспитательниц (Екатерины Григорьевны и Лидии Петровны) и одного завхоза (Калины Ивановича). С материальным обеспечением дела обстояли также сложно – большая часть казенного имущества была аккуратно разграблена ближайшими соседями колонии.

Первые колонисты

Первыми воспитанниками колонии стали шесть ребят (четверым было уже по 18 лет): Бурун, Бендюк, Волохов, Гуд, Задоров, и Таранец. Несмотря на радушный (насколько это позволяли условия колонии) прием, будущие колонисты своим видом сразу дали понять, что жизнь здесь их не особенно привлекает. О дисциплине речь не шла: колонисты просто игнорировали своих педагогов, могли вечером уйти в город и вернуться только под утро. Через неделю за убийство и ограбление был арестован Бендюк. Выполнять какие-то хозяйственные работы колонисты тоже отказывались.

педагогическая поэма макаренко

педагогическая поэма макаренко краткое содержание по главам

Правила в колонии

педагогическая поэма макаренко содержание

Становление коллектива

Постепенно в колонии формируется настоящий коллектив. Воспитанники ориентируются уже не только на себя, но и на других. Значимым моментом в произведении "Педагогическая поэма" Макаренко (краткое содержание тому подтверждение) является создание патрулирования. Колонисты организовывали добровольные отряды, охраняющие местные территории от грабителей, браконьеров и др. Несмотря на то что жители близлежащих земель с опасением относились к подобным отрядам, зачастую не отделяя их от местных бандитов, для самого коллектива колонистов это был серьезный шаг в развитии. Бывшие преступники смогли ощутить себя полноценными членами общества, приносящими пользу государству.

макаренко педагогическая поэма кратко

Новоселье

Есть место и историческим фактам в сочинении "Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание произведения не могло упустить этот момент: в 1923 году колония переезжает в заброшенное имение Трепке. Здесь колонистам удается реализовать свою мечту о сельском хозяйстве. Вообще, отношение воспитанников к колонии уже совсем не похоже на то, что было вначале. Все ребята по праву считают ее своим домом, каждый вносит свой собственный вклад в устройство быта и коллективные отношения. В ведомстве колонии появляется кузнец, столяр и др. Ребята постепенно начинают осваивать рабочие специальности.

У воспитанников колонии появляется новое увлечение – театр. Они ставят спектакли, приглашают на них местных жителей. Постепенно театр приобретает настоящую популярность. Также воспитанники начинают вести переписку с известным советским писателем Максимом Горьким.

антон макаренко педагогическая поэма

В 1926-м году ребята переезжают в Куряж, чтобы организовать жизнь в местной колонии, которая находится в плачевном состоянии. Не сразу местные воспитанники принимают горьковцев. С трудом удается вывести их на собрание. Первое время никто из куряжских колонистов не хочет работать – все работы приходится выполнять подчиненным Макаренко. Нередко возникают драки, для разбирательства даже приезжает следственная комиссия. Параллельно усиливается контроль со стороны начальства за деятельностью Макаренко. Его педагогические идеи и методы находят не только сторонников, но и противников, в связи с этим увеличивается давление на педагога. Тем не менее общими силами Макаренко и горьковцев постепенно удается наладить жизнь куряжских колонистов и организовать настоящий полноценный коллектив. Апогеем в жизни колонии становится посещение ее Максимом Горьким.

Заключение

Мехлис 1988 год специальным решением ЮНЕСКО был оглашён годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем.


Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, установивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Антон Семёнович Макаренко родился 13 (1) марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нем ценные воспоминания.
В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, пригород Кременчуга. Окончил четырёхклассное училище в Кременчуге (1904) и одногодичные педагогические курсы (1905). Работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская. Окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью (1917). В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В 1917--1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 г. переехал в Полтаву.
По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920--1928), с октября 1927 года руководил трудовой детской коммуной имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
Член Союза советских писателей (с 1934 года).
С лета 1935 года работал в Киеве на должности заместителя начальника трудовых колоний НКВД УССР. По совместительству некоторое время руководил трудовой колонией № 5 в Броварах.
В 1937 году г. переехал в Москву, где занимался в основном литературной, общественной и научной деятельностью. В начале 1939 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б), которое было поддержано партийным комитетом Союза советских писателей в марте того же года.
Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Был женат с 1927 года на Галине Стахиевне Салько (1891-1962).


ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

1888 г., 1 (13) марта А.С.Макаренко родился в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего, старшего маляра Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Отец - Семён Григорьевич, мать - Татьяна Михайловна, урожденная Дергачёва.

1895 г. Cемилетнего Антона отдают в двухклассное начальное училище.

1901 г., январь Семья Макаренко переезжает в г.Крюков и Антон становится учеником Кременчугского четырехклассного городского училища.

1904 г., июнь Окончил на "отлично" городское четырехклассное училище (по положению 1872 г., это было училище с 6-летним курсом обучения) в г. Кременчуге Полтавской губернии.

1904 г., август А.С.Макаренко становится слушателем одногодичных педагогических курсов при Кременчугском городском училище, имевших целью подготовку преподавателей начальной школы.

1905 г., август Окончил одногодичные педагогические курсы (при названном выше училище) и получил звание народного учителя, дающее право преподавать в начальной школе.

С 1 сентября 1905 г. по 24 сентября 1911 г. А.С.Макаренко работает учителем русского языка, рисования и черчения двухклассного железнодорожного училища министерства народного просвещения в посаде Крюков (на Днепре).

1905 г. А.С.Макаренко принимает активное участие в организации съезда учителей Южных железных дорог, выступает с речью на съезде, участвует в составлении резолюций по основным докладам.

С 25 сентября 1911 г. по 4 октября 1914 г. А.С.Макаренко учительствует в двухклассном железнодорожном училище Министерства народного просвещения на станции Долинская Южных железных дорог Херсонской губернии.

1914 г., 1 августа Поступил в Полтавский учительский институт .

1916 г., 20 сентября Призван на военную службу.

1917 г., 19 марта Демобилизован из армии по слабости зрения.

1917 г., 15 июня Оканчивает Полтавский учительский институт с золотой медалью, и становится учителем Полтавского Высшего начального училища, в котором он проработал до конца 1917 г.

1917 г., декабрь Назначен инспектором высшего начального железнодорожного училища на станции Крюков Южных железных дорог и членом коллегии Крюковского отдела народного образования.

1919 г., август После занятия Крюкова белогвардейцами Антон Семёнович переезжает в Полтаву.

С 9 сентября 1919 г. по 3 сентября 1920 г. Заведует 2-м начальным городским училищем в г.Полтаве.

1919 - 1920 гг. Избран членом губернского правления союза работников просвещения в г.Полтаве.

3 сентября 1920 г. А.С.Макаренко принимает предложение Полтавского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей.

С 3 сентября 1920 г. по 3 сентября 1928 г. Заведовал колонией имени М. Горького (имя М.Горького присвоено колонии в 1921 году).

1921 г. А.C.Макаренко избран членом Полтавского горсовета.

С 14 октября 1922 г. по 27 ноября 1922 г. Учится в Центральном институте организаторов народного просвещения Наркомпроса РСФСР. Он оставил институт, так как этого потребовали интересы колонии имени М. Горького.

1923 г. в Полтавской газете "Голос труда" появилась статья Макаренко "Колония имени Горького", а во второй книжке полтавского журнала "Новыми стежками" ("Новыми тропами") - статья "Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии имени М.Горького".

1924 г., ноябрь Закончилось восстановление усадьбы Трепке, и колония имени М.Горького, до этого времени рассредоточенная в двух местах, воссоединилась на берегах Коломака. К лету 1925 г. в колонии было 140 воспитанников - 130 мальчиков и 10 девочек. В этом же году решается вопрос о создании комсомольской организации.

1925 г., июль По инициативе А.С.Макаренко завязывается переписка колонистов с великим русским писателем А.М.Горьким. Первое письмо Антон Семенович Макаренко написал А.М.Горькому 8 июля 1925 г. А.М.Горький ответил А.С.Макаренко письмом 19 июля 1925 г. Переписка А. С. Макаренко с А.М.Горьким продолжается до самой смерти А.М.Горького.

1926 г. А.С.Макаренко выступил с докладом "Организация воспитания трудного детства" на Всеукраинской конференции детских городков. Доклад произвел большое впечатление на участников собрания.

1926 г., 15 мая Колония имени М. Горького переведена в Куряж (8 км. от г. Харькова), в усадьбу, где помещался детский дом Всеукраинской комиссии помощи детям, расформированный к приезду колонии. 280 воспитанников этого детского дома вошли в состав колонии.

1927 г., июнь А.С. Макаренко по приглашению ГПУ Украины участвует в организации детской трудовой коммуны в поселке Новый Харьков (пригород Харькова). В октябре этого же года заканчивается строительство здания для коммуны.

С 20 октября 1927 г. по 1 июля 1935 г. А.С.Макаренко работает начальником Харьковской трудовой коммуны имени Ф.Э.Дзержинского.

1927 г., 29 декабря Открытие трудовой коммуны имени Ф.Э.Дзержинского.

1928 г., 6 июля А.М.Горький приезжает в колонию, где гостит три дня, затем вместе с группой колонистов 9 июля посещает коммуну имени Ф.Э.Дзержинского.

1928 г., 3 сентября А.С.Макаренко вынужден уйти с поста заведующего колонией имени М.Горького. Он сосредотачивает свою педагогическую деятельность в трудовой коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.

1932 г., декабрь А.С.Макаренко в связи с пятилетием коммуны имени Ф.Э.Дзержинского за энергичную, преданную работу премирован: коллегией Государственного политического управления УССР грамотой и именными золотыми часами, правлением трудкоммуны — грамотой, значком и званием лучшего ударника, а также грамотой Народного комиссариата просвещения УССР.

1934 г., 1 июня А.С.Макаренко принят в члены Союза советских писателей СССР.

1935 г. А.С.Макаренко выбран членом Дзержинского районного совета г.Харькова.

1935 г., 1 июля Назначен помощником начальника отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР и переезжает в Киев.

1936 г., 27 июля Встреча А.С.Макаренко с читателями, писателями и критиками в Доме писателей (ныне Дом литераторов) Союза советских писателей в Москве.

С 10 октября 1936 г. по январь 1937 г. А.С.Макаренко, работая помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР, заведует (по совместительству) колонией в Броварах — пригороде Киева.

1937 г., февраль Переезд в Москву.

1937 г. Написан цикл лекций о воспитании детей в семье.

1939 г., 18 февраля А.С.Макаренко выступил в Москве на праздновании 20-летнего юбилея школы № 1 Ярославской железной дороги.

1939 г., 1 апреля Антон Семёнович Макаренко скоропостижно скончался на ст. Голицыно Белорусско-Балтийской железной дороги в вагоне пригородного поезда. Он умер от тяжелой болезни сердца в возрасте 51 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Читайте также: