Лужин о свидригайлове первая встреча раскольникова со свидригайловым кратко

Обновлено: 05.07.2024

“Преступление и наказание” – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого ведется много споров, так как это “идеологический” роман. Подобных произведений раньше не было ни в русской, ни в мировой художественной литературе. Писатель попытался решить в нем множество проблем: от социальных до нравственных и философских.

Главным образом, Достоевский решает их через своих героев.
В анализируемом нами эпизоде встречи Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова затрагиваются многие

ключевые вопросы романа.
Этот эпизод закрывает третью и открывает четвертую часть романа. Свидригайлов появляется в тот момент, когда Раскольникову снится его преступление. Видя в полусне Свидригайлова, Родион принимает его за продолжение своего кошмара. Все это неслучайно.

Испытывая муки совести во сне, Раскольников притягивает к себе Аркадия Ивановича, который испытывает такие же страдания, но не только во сне, но и наяву. Недаром он рассказывает Раскольникову о привидениях Марфы Ивановны и слуги Фильки, которые ему периодически являются.
Свидригайлов приходит к Раскольникову по поводу его сестры

Дуни. Душу Аркадия Ивановича пробудила любовь к Дуне. После того как он неожиданно пожалел ее, в нем заговорила совесть.

Он решает спасти Дуню от брака с мерзавцем Лужиным. Именно поэтому Свидригайлов приходит к Раскольникову и предлагает передать Дуняше десять тысяч рублей взамен ее отказа Лужину.
Но неожиданно разговор между героями переходит на личность Аркадия Ивановича. В этом эпизоде он раскрывается не только как человек глубоко порочный и циничный, но и как человек, страдающий и раскаивающийся. Об этом говорят его слова о вечности, которую он заслуживает: “… представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность.

Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится… А почем знать, может быть это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал. ”
В разговоре с Раскольниковым Свидригайлов упоминает о некотором “вояже”, который он собирается предпринять и который по прочтении романа оборачивается его самоубийством из-за больной совести. Намек на это есть в анализируемом нами эпизоде: “…в самом деле, я вам говорил про вояж… Ну, это вопрос обширный… А если б знали вы, однако ж, об чем спрашиваете! – прибавил он и вдруг громко и коротко рассмеялся.”
На мой взгляд, Аркадий Иванович Свидригайлов – это своеобразный “двойник” Раскольникова. Между ними много точек соприкосновения. Недаром сам Свидригайлов говорит, что между ними имеется “точка общая” и что “они одного поля ягоды”.

Мы приходим к мысли, что развратный и циничный Свидригайлов в глубине души осознает свою нравственную опустошенность. Он ни во что не верит и давно утратил различия между добром и злом, так же как и Раскольников. Я считаю, что теория Родиона Раскольникова о “правильном” преступлении в своем развитии непременно должна выродиться в свидригайловщину, то есть привести к полному моральному разложению личности, которой все дозволено.
Можно сказать, что Раскольникова спасло наказание правосудия. Каторга дает Раскольникову возможность осознать всю губительность своей теории, ее огромную разрушающую силу. Если бы не раскрытие преступления, как долго смог бы жить Родион, испытывая муки совести и внутренний раскол, вызванный несоответствием его теории и жизни.

Я думаю, он рано или поздно покончил бы с собой, как это сделал Свидригайлов. А до того страшного момента он вел бы свидригайловскую жизнь, пытаясь заместить физической греховностью греховность духовную.
Аркадий Иванович не видит другой возможности разрешить муки своей совести, кроме как застрелиться. В отличие от него Раскольников, который духовно стоит выше, способен увидеть путь к спасению. Благодаря Соне герой приходит к Богу.
И Свидригайлов, и Раскольников по сути своей люди неплохие, но они как-то морально раздавлены тем страшным временем, главная черта которого – аморальность, то есть невозможность различать добро и зло. Можно сказать, что каждый в мире Достоевского преступник и каждый жертва. В связи с этим фигуру Свидригайлова можно считать не только отталкивающей, но и трагической.

Вспомним, что в свое время Свидригайлов прошел “жизненную школу” в петербургских притонах. Потом неожиданно пришедшее богатство, жизнь хоть и сытая, но в полной зависимости от своей нелюбимой жены.
Достоевский открыто не обвиняет своего героя, поэтому окутывает его жизнь тайной. Мы не можем точно сказать, какие злодеяния действительно совершил Свидригайлов, в чем он повинен, что порождено больным воображением или клеветой.
Таким образом, эпизод знакомства Свидригайлова и Раскольникова играет важную роль в трактовке образов этих героев, помогает раскрыть их внутреннюю сущность, понять их “болезненность” и противоречивость. Именно данный отрывок романа показывает сходство и различие теорий Свидригайлова и Раскольникова, а также намечает их дальнейшую судьбу.

Выбранная для анализа встреча Раскольникова и Свидригайлова, произошедшая на рубеже третьей и четвертой частей, раскрывает все важные вопросы романа.

Аркадий Иванович Свидригайлов появляется как раз в то время, когда Родиону снится совершенное им преступление. Находясь в полудреме, молодой человек думает, что перед ним продолжение кошмара. Появление Свидригайлова неслучайно. Если Раскольников испытывает муки совести во сне, то Аркадий Иванович терзается ими наяву. Ему периодически являются привидения.

Цель визита Свидригайлова – сестра Родиона Дуня, которая пробудила в душе Аркадия Ивановича любовь. Девушка вызвала в мужчине жалость, и он хочет спасти ее от брака с Лужиным, предлагая за отказ этому мерзавцу десять тысяч рублей.

Разговор между героями затрагивает качества личности Свидригайлова. Если раньше он выступал только как человек безжалостный и порочный, то теперь мы видим совершенно иную личину – страдающую, испытывающую раскаяние.

Но у Раскольникова есть спасение от такого пути. И им становится каторга. За время нахождения там, он понимает, насколько разрушительна его теория. Он приходит к осознанию, чем вытаскивает себя из этого омута свидригайловщины. Да и Соня оказывает Родиону огромную помощь в выходе из заблудшего состояния.

А вот Аркадий Иванович не может найти спасение. Его мучает совесть, гложет день ото дня все сильнее. Мужчина находит только один выход – застрелиться.

Оба мужчины в глубине души не такие уж плохие, просто они оказываются слабыми под давлением общества того времени, абсолютно лишенного моральных рамок и человеческого достоинства. Именно встреча этих двух героев показывает, насколько они похожи и различны одновременно.

Раскольникову снится ужасный сон, а проснувшись, он видит в своей комнате Аркадия Ивановича Свидригайлова.
Раскольникову не удается изгнать непрошеного гостя. Тот желает выговориться. В юности Свидригайлов был шулером, кутил, делал долги, за которые его посадили в тюрьму. Марфа Петровна выкупила его за "тридцать тысяч сребреников". В течение семи лет они жили в деревне, никуда не выезжая. На именины жена подарила ему документ об этих тридцати тысячах, выписанный на чужое имя, а также значительную сумму денег.
Свидригайлов считает себя невиновным в смерти жены, но признается, что уже три раза видел привидение, на что Раскольников предлагает ему сходить к доктору. Свидригайлов считает, что "привидения — это, так сказать, клочки, отрывки дру гих миров, их начало. ". Кроме того, Свидригайлов оправдывается в своем поведении в отношении Дуни, пытается доказать, что он не преследовал невинную девушку, так как способен на глубокие чувства. Он предлагает свое содействие в расстройстве свадьбы Дуни с Лужиным, готов дать Авдотье Романовне десять тысяч рублей, которые ему не нужны. Просит Расколь-никова, чтобы он устроил ему встречу с сестрой. После этого уходит и сталкивается в дверях с Разумихиным.

чувства рождаются у Раскольникова от встречи со Свидригайловым?

Ответ или решение 1

1) Герой узнает, что Свидригайлов, хозяин Дуни, влюбился в нее и опорочил ее. Поэтому Дуня собирается замуж за Лужина, чтобы тот спас ее честь, а также чтобы они вышли из бедственного положения.

2) При первой встрече Раскольникова и Свидригайлова, Свидригайлов раскаивается перед Раскольниковым и даёт Дуне десять тысяч, в знак компенсации за то, что он опорочили ее. Он рассказывает, что видит призрак своей умершей жены, ведь он отправил ее. Также упоминает он о некоем "вояже", и это впоследствии окажется самоубийством.

Лужина и Свидригайлова считают в какой-то степени двойниками главного героя романа Родиона Раскольникова.

В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Лужина и Свидригайлова можно назвать двойниками Раскольникова по нескольким причинам:

  1. каждый их троих героев имеет свою теорию, эти теории похожи между собой;
  2. все трое — преступники;
  3. все трое — подлецы.


1. Три похожих теории

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. При этом у этих теорий есть нечто, их объединяющее.

Теория Раскольникова

Теория Раскольникова об обыкновенных людях и "Наполеонах" говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-"материал") и людей гениальных, выдающихся ("Наполеоны"). Согласно теории Раскольникова, "Наполеоны" идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:

"Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." (часть 3 глава V)


Теория Лужина

Экономическая теория Лужина о целом кафтане гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес и индивидуализм — это залог счастливого общества. Однако эта теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага:

"Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. " (Лужин о своей теории, часть 2 глава V)

". доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно рeзaть…" (Раскольников о теории Лужина, часть 2 глава V)


Теория Свидригайлова

Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления (см. Преступления Свидригайлова). Теория Свидригайлова по своей сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:

". своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (Свидригайлов о своей теории, часть 6 глава V)

Очевидно, что теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.

2. Все трое — преступники

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.

Из этих троих персонажей Лужин является самым "мелким" преступником. Лужин подбрасывает Соне Мармеладовой 100 рублей, а затем публично обвиняет ее в воровстве. Таким образом он совершает по сути два преступления — мошенничество (подбрасывание денег с целью извлечь выгоду) и публичное распространение клеветы о Соне:

"То значит, что вы. клеветник, вот что значат мои слова! — горячо проговорил Лебезятников. " (часть 5 глава III)

В свою очередь, господин Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он в прошлом был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Во-вторых, Свидригайлов также был замешан в "темных" уголовных делах со смертельным исходом. Кроме того, есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну:

". затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. " (часть 4 глава II)

". об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. " (часть 4 глава II)

Раскольников же становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы:

"Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу. ; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету." (часть 6 глава V)

3. Все трое — подлецы

Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами за их аморальные поступки. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, он сам себя считает подлецом.

О подлеце Лужине:


Это были материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Читайте также: