Локальное правотворчество это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер. [1]

Виды правотворчества

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Примечания

  1. ↑ Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества./Под ред. П.Е. Недбайло, В.М.Горшенева.- М.: Юрид. лит. - 1976. - с.85
  • Правотворчество
  • Теория государства и права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правотворчество" в других словарях:

правотворчество — правотворчество … Орфографический словарь-справочник

Правотворчество — стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов. Правотворчество представляется и в более широком значении как деятельность,… … Элементарные начала общей теории права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в … Юридический словарь

Правотворчество — деятельность по планированию правотворчества, разработке, принятию (изданию), подписанию, опубликованию и мониторингу правовых актов. Источник: ЗАКОН г. Москвы от 08.07.2009 N 25 О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ … Официальная терминология

Правотворчество — (англ. legislation) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права. П. рассматривается как… … Энциклопедия права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П … Юридическая энциклопедия

Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и… … Большой юридический словарь

Правотворчество — деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил правовых норм. П. охватывает установление новых, а также… … Большая советская энциклопедия

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено … Энциклопедия юриста

Правотворчество - это деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

- монопольную деятельность государства, т.к. все норм права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Правотворчество - это государственная деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

- созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

- процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным.

Виды правотворчества:

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды:

1. Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов.

2. Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

3. Непосредственное правотворчество (референдум) - самостоятельный вид правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Особенности:

- решения референдума обладают высшей юридической силой;

- эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

- референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

- организация и проведение референдума осуществляются государством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

4. Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в РФ не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов МСУ, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством.

В РФ практика делегированного законотворчества не применяется, однако известно законозаменяющее правотворчество Президента РФ, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику вряд ли можно признать правомерной. В данном случае происходят вторжение Президента в сферу законотворчества; подмена закона подзаконными актами; имеет место девальвация формы закона, появляется возможность решать основополагающие для жизни общества вопросы как второстепенные.

5. Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения.




Выделяют 3 вида ситуаций чрезвычайного характера:

- внешнего , например посягательства или угроза посягательств на внешнюю безопасность государства (акты агрессии, вооруженные конфликты);

- социально-политического и криминогенного (массовые беспорядки, террористические акты, попытка насильственного свержения конституционного строя).

- техногенного, экологического (стихийные бедствия, аварии, катастрофы и др.

Актам чрезвычайного правотворчества присущи следующие черты:

- назначение: предупреждение и устранение социальных катастроф, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;

- закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти

- устанавливают определенные правовые ограничения как для граждан, так и государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов

- содержат, как правило, императивные нормы и предписания

- имеют краткосрочное действие во времени и в пространстве

6. Собственное правотворчество органов МСУ, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы МСУ и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

7. Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые Между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работников, рабочего времени и времени отдыха. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

8. Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т. д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.

Правотворчество - это деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

- монопольную деятельность государства, т.к. все норм права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Правотворчество - это государственная деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

- созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

- процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным.

Виды правотворчества:

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды:

1. Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов.

2. Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

3. Непосредственное правотворчество (референдум) - самостоятельный вид правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Особенности:

- решения референдума обладают высшей юридической силой;

- эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

- референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

- организация и проведение референдума осуществляются государством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

4. Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в РФ не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов МСУ, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством.

В РФ практика делегированного законотворчества не применяется, однако известно законозаменяющее правотворчество Президента РФ, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику вряд ли можно признать правомерной. В данном случае происходят вторжение Президента в сферу законотворчества; подмена закона подзаконными актами; имеет место девальвация формы закона, появляется возможность решать основополагающие для жизни общества вопросы как второстепенные.

5. Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения.

Выделяют 3 вида ситуаций чрезвычайного характера:

- внешнего , например посягательства или угроза посягательств на внешнюю безопасность государства (акты агрессии, вооруженные конфликты);

- социально-политического и криминогенного (массовые беспорядки, террористические акты, попытка насильственного свержения конституционного строя).

- техногенного, экологического (стихийные бедствия, аварии, катастрофы и др.

Актам чрезвычайного правотворчества присущи следующие черты:

- назначение: предупреждение и устранение социальных катастроф, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;

- закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти

- устанавливают определенные правовые ограничения как для граждан, так и государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов

- содержат, как правило, императивные нормы и предписания

- имеют краткосрочное действие во времени и в пространстве

6. Собственное правотворчество органов МСУ, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы МСУ и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

7. Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые Между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работников, рабочего времени и времени отдыха. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

8. Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т. д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.


Рассматриваются взгляды некоторых ученых на проблему понимания локального правотворчества как особого вида юридической деятельности, указывается на необходимость научного переосмысления понятия, признаков и сущности локального правотворчества.

И.С. Кириленко,

Рассматриваются взгляды некоторых ученых на проблему понимания локального правотворчества как особого вида юридической деятельности, указывается на необходимость научного переосмысления понятия, признаков и сущности локального правотворчества. Обобщены и охарактеризованы признаки локального правотворчества, на основании чего уточняется определение понятия локального правотворчества, раскрываются особенности его осуществления в современных условиях.

Ключевые слова: правообразование, правотворчество, виды правотворчества, локальное правотворчество, признаки локального правотворчества.

Правотворческая деятельность — сложное явление правовой действительности, обеспечивающее создание, изменение и отмену правовых норм. Поэтому неудивительно, что вопросы содержания и сущности правотворческой деятельности — наиболее дискуссионные в научном плане, причиной чего стала неоднозначность понимания самого права как объекта и результата творчества. Повышает степень дискуссионности научного исследования вопросов правотворчества актуализация подходов к пониманию права, касающихся широкого толкования права как явления разноаспектного, сложного и неоднозначного. Правотворчество в научном понимании — наиболее дискуссионное явление, поскольку может быть определено как:

— особый способ государственно-властного установления правовых предписаний, которые являются средствами государственно-властного воздействия на общество и граждан;

— система приемов, способов и средств разработки, принятия и введения в действие правовых актов, содержащих общеобязательные правила поведения;

— сфера деятельности специально уполномоченных субъектов по формированию, развитию и совершенствованию системы права;

— способ формального выражения права в виде соответствующих форм права;

— средство формирования норм национального и международного права, обеспечивающее правовое регулирование общественных отношений на международном и внутригосударственном уровне;

— самостоятельное направление деятельности государства в лице государственных органов по реализации монополии государства на правотворческую деятельность и т.п.

Отдельно историография научного исследования вопросов локального правотворчества представлена работами ученых в области отраслевых юридических наук (О.Ю. Тычковой, С.С. Лукаш, Ю.М. Верес, А.А. Билеки), изучающих вопросы локальных нормативных актов в той или иной сфере правового регулирования. В юридической литературе локальное правотворчество как правовое явление и как особый вид юридической деятельности рассматривается неоднозначно. Кроме того, не все ученые выделяют этот вид правотворчества (А.В. Козина, Ю.Е. Сысоев) в качестве самостоятельного, мотивируя это нечеткостью формулировки такой характеристики, как локальность, а также дискуссионностью принадлежности локальных актов к системе нормативных правовых актов. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает научное исследование вопросов современного состояния локального правотворчества в системе правового регулирования общественных отношений, что и составляет предмет данной научной работы. Следует отметить, что отдельные ученые в той или иной степени уделяют внимание локальному правотворчеству. Поэтому попытаемся проанализировать существующие подходы к характеристике локального правотворчества, что позволит установить его понятийные особенности, место в системе юридической деятельности, особенно в современных условиях осуществления правового регулирования.

Локальное правотворчество рассматривается учеными как создание актов различными коллективами, организациями, которые регулируют деятельность этих сообществ, определяют их внутреннюю организацию, права и обязанности их членов. Примерами могут служить положения о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и т.д. [5]. Также локальное правотворчество определяется как реализация полномочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Такими актами регулируются конкретные производственные и другие управленческие вопросы. При этом локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие, поскольку они обязательны лишь для конкретной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т.д. [2].

Прежде всего следует отметить, что в юридической литературе сделана попытка установить место локального правотворчества в системе правотворческой деятельности как таковой. По мнению авторов учебника по теории государства и права под редакцией О.В. Зайчука и Н.Н. Онищенко, правотворчество является сложным явлением и может быть структурировано на виды в зависимости от определенных критериев. Выделяя критерии классификации правотворчества, ученые пришли к выводу, что в зависимости от субъектов, которые наделены правотворческими полномочиями, правотворчество подразделяется в том числе и на локальное (например, на предприятии, в учреждении и организации) [9].

Таким образом, ученые выделяют локальное правотворчество из системы правотворческой деятельности по признаку наличия особого круга субъектов, осуществляющих его, приводя в качестве примера правотворчество на предприятии, в учреждении или организации. Однако, по нашему мнению, такая позиция несколько сужает характеристику локального правотворчества, поскольку остается нерешенным вопрос о субъектах, на которых распространяется действие локальных актов, а также не решен круг вопросов, относящихся к правотворческой деятельности локального уровня. Также следует отметить и альтернативный подход ученых к выделению локального правотворчества из системы правотворческой деятельности. В качестве критерия классификации правотворчества предложено взять способ создания норм права. В результате такого подхода выделяется локальное правотворчество, которое выражается в принятии конкретным предприятием, учреждением, организацией уставов, положений, правил, издании приказов, распоряжений, должностных инструкций и т.п. [3]. Однако, по нашему мнению, такой подход также достаточно ограничен, поскольку отражает лишь такие характеристики локального правотворчества, как круг его субъектов и формы выражения локальных актов как его результата.

Альтернативным подходом является выделение локального правотворчества из системы правотворческой деятельности на основании критерия сферы социальной регуляции в обществе, что позволяет выделить в том числе правотворчество локального уровня [8, с. 529— 541]. С таким подходом следует согласиться, поскольку ключевой характеристикой локального правотворчества является специфика сферы регулирования (трудовые, корпоративные и другие отношения), однако опять же это не единственная характеристика локального правотворчества.

Указанное еще раз подтверждает то, что в целом ученые единогласно определяют локальное правотворчество как разновидность правотворчества в целом, однако критерии его выделения, а следовательно, и его особенности (содержание, понятие, сущность, значение и т.д.) имеют дискуссионный характер. М.Н. Марченко в своих исследованиях приходит к выводу, что главной особенностью локального правотворчества, позволяющей выделить его из системы правотворческой деятельности, является система правотворческих полномочий, которыми обладают администрации предприятий, объединений, учреждений, имеющих право принимать локальные нормативные акты, направленные на регулирование отношений внутреннего порядка [7, с. 342]. Таким образом, к особенностям локального правотворчества ученые относят:

— наличие системы полномочий по осуществлению локального правотворчества;

— осуществление локального правотворчества администрациями предприятий, объединений, учреждений;

— результатом локального правотворчества является принятие локальных нормативных актов;

— локальное правотворчество нацелено на регулирование отношений внутреннего порядка.

Указанные подходы к характеристике локального правотворчества не исключительны. А.М. Акопова в своем исследовании раскрывает признаки локального правотворчества, среди которых выделены следующие:

— обеспечивает правовое регулирование отношений между субъектами, находящимися в отношениях подчинения между собой, то есть имеющих управленческий характер;

— осуществляется субъектами, которые наделены функциями в сфере локального правотворчества, однако с участием субъектов, на которых в дальнейшем распространяются положения локальных нормативных правовых актов. В то же время субъекты, наделенные функциями в сфере локального правотворчества, принимают окончательное решение;

— цель локального правотворчества заключается в принятии локального решения и обеспечении законности при осуществлении локального правового регулирования [1].

В свою очередь, В.В. Форманюк указывает, что локальное правотворчество необходимо отличать от иных видов правотворчества путем выделения так называемых отличительных признаков, к которым ученый относит следующие:

1) имеет поднормативный характер;

2) осуществляется в четко определенных границах;

3) реализуется субъектами локального нормотворчества, которые наделены соответствующими полномочиями;

4) обладает механизмом, позволяющим проводить оценку результатов эффективности локального нормотворчества по так называемой линии обратной связи [10].

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод: подавляющее большинство подходов к пониманию локального правотворчества и его места в системе юридической деятельности имеет достаточно дискуссионный характер и не всегда дает конкретный ответ на указанные вопросы. Поэтому, основываясь на проведенном анализе взглядов ученых, попробуем их обобщить и обосновать собственное видение признаков и понятия локального правотворчества, раскрыть его самостоятельный характер как явления правовой действительности. Считаем, что локальное правотворчество — это особый вид правотворчества, осуществляемый уполномоченными субъектами на подзаконном уровне, предметом которого является разработка, принятие и введение в действие локальных нормативных правовых актов, распространяющих свое действие на четко определенный круг субъектов в пределах конкретного предприятия, учреждения, организации или их объединений, и касающихся вопросов их функционирования. Среди характерных признаков локального правотворчества можно выделить следующие:

1) является самостоятельным видом правотворчества и осуществляется в сфере правоотношений хозяйствования и (или) управления;

2) осуществляется специально уполномоченными субъектами единолично или коллегиально;

3) результатом является принятие локальных нормативных правовых актов как особого вида нормативных правовых актов подзаконного уровня;

4) осуществляется в соответствии и во исполнение положений нормативных правовых актов законодательного и общегосударственного подзаконного уровней;

5) обеспечивает локальное правовое регулирование общественных отношений;

6) имеет упрощенную процедуру разработки, принятия и введения в действие.

По своей сути локальное правотворчество соответствует содержанию правотворчества в целом, что связано с обеспечением общего правового регулирования путем разработки, принятия и введения в действие нормативных правовых актов локального уровня. Однако ключевой особенностью локального правотворчества является его предметный характер, поскольку позволяет обеспечить функционирование предприятий, учреждений, организаций и их объединений в соответствии и во исполнение положений нормативных правовых актов высшей юридической силы. Следует подытожить, что локальное правотворчество является самостоятельным видом юридической деятельности, особенность которого проявляется в субъектах, его осуществляющих, процедуре реализации и результатах в виде системы локальных нормативных правовых актов.

Локальное правотворчество занимает ключевое место в системе правотворчества, обеспечивая формирование и развитие локального уровня правового регулирования. В то же время следует отметить, что практика локального правотворчества имеет неоднозначный характер, поскольку зависит от конкретных субъектов локального правотворчества, предмета локального правового регулирования, состояния законодательного обеспечения и т.д. В связи с этим целесообразным представляется определение особенностей развития и осуществления локального правотворчества как явления юридической практики. Прежде всего следует отметить, что локальное правотворчество в практическом плане повышает свое значение, что обусловлено увеличением количества субъектов хозяйствования и управления, где с помощью локального правотворчества обеспечивается создание, изменение и отмена локальных нормативных правовых актов, содержание которых делает возможным обеспечение локального уровня правового регулирования. Кроме того, в условиях формирования законодательства в странах, находящихся на переходном этапе своего развития, наблюдается тенденция к активизации правотворчества в целом. В то же время повышается значение локального правотворчества, позволяющего максимально отразить потребности и интересы тех субъектов, которых оно касается (предприятий, учреждений, организаций и их объединений), при этом полностью обеспечить соответствие положениям актов, имеющих более высокую юридическую силу. Также следует отметить и такую тенденцию, как развитие транснациональных корпораций, которые становятся ключевыми субъектами локального правотворчества, обеспечивая локальное правовое регулирование отношений транснационального характера. В связи с этим нужно обратить внимание на такую особенность, как повышение роли локального правотворчества в системе правотворческой деятельности, что позволяет на локальном уровне оказывать дальнейшее влияние на правотворческую сферу подзаконного и законодательного уровней.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в современных условиях совершенствования правового регулирования, связанного с необходимостью сбалансирования его законодательного и подзаконного уровней, возникает острая потребность в научном переосмыслении локального правотворчества как особого правового явления, обеспечивающего наинизший уровень правового регулирования, — локальный. Именно благодаря локальному правотворчеству появляется возможность разработать и принять локальный нормативный правовой акт, который в соответствии с положениями нормативных правовых актов высшей юридической силы зафиксирует правовые нормы, максимально отражающие интересы и потребности предприятия, учреждения, организации и их объединений, а также субъектов, которые с ними связаны. Поэтому научное исследование локального правотворчества, особенно его теоретико-правовых вопросов, значительно актуализируется сегодня в аспекте развития юридической практики, реформирования правотворческой деятельности и системы нормативных правовых актов.

6. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. В.М. Сырых. — М., 2008.

7. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. М.Н.Марченко. — М., 2001.

8. Скакун О.Ф. Теория государства и права. — Харьков, 2000.

11. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. — М., 2006.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что:

оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Субъекты правотворчества - гос.органы.

Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.

К принципам относится:

- научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)

- профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица)

- законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)

- демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)

- гласность (открытость правотворческого процесса)

-оперативность (своевременное издание нормативных актов)

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

- правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)

- правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

- правотворчество органов местного самоуправления

- локальное правотворчество (предприятия)

- правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

- законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)

-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

-подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).

Читайте также: