Логика в эпоху средневековья кратко

Обновлено: 02.07.2024

В общем процесс развития логики можно разделить на несколько этапов: логика Древнего мира, античная логика, логика Средневековья, логика эпохи Возрождения, Нового времени и, наконец, современная логика.

Содержание

В общем процесс развития логики можно разделить на несколько этапов: логика Древнего мира, античная логика, логика Средневековья, логика эпохи Возрождения, Нового времени и, наконец, современная логика. Перейдем к рассмотрению каждого этапа, пройденного логикой в своем развитии.

1. Логика Древнего мира

Логика Древнего мира обязана своим появлением философам Китая, Индии и Греции. Известно, что на ранних этапах развития логические знания носили онтологический характер, т. е. законы мышления приравнивались к законам бытия. Большое внимание в этот период уделялось умозаключению, а последнее практически отождествлялось с доказательством.

Толчок к развитию логики дала риторика. Ораторское искусство использовало зачатки логических знаний для достижения основной цели говорящего – убеждения слушающих, а не для установления истины, как это имеет место в более поздние периоды. Логический элемент здесь носит характер подчиненный, является как бы составной частью ораторского искусства.

Философия как совокупность научных знаний зародилась и развивалась одновременно в государствах древности, имеющих разные взгляды на окружающий мир, с отличными подходами к его изучению и с разной совокупностью накопленных знаний. Поэтому философские знания Древнего мира можно условно разделить надвое в зависимости от государства, в котором они зародились. Одно из этих течений возникло в Древней Греции, другое в корне имело восточный подход к науке, характерный для философов Индии и Китая. Видоизмененное под влиянием времени греческое направление философии сейчас представлено в России, Западной Европе и Америке, куда попало через Римскую империю и Византию вместе с верой в единого бога. Индокитайское направление философии было принято в Монголии, Японии, Корее, Индонезии и других страна.

Следует рассмотреть поподробнее логику древних государств.

2. Древняя Индия и Древний Китай

Древняя Индия. Древняя Индия – это очень самобытная страна. Она известна великими мыслителями и многочисленными философскими направлениями. Древнеиндийская философия и по сей день считается содержательной и хорошо проработанной системой, точно отражающей многие особенности окружающего мира. Логические знания, накопленные древнеиндийскими учеными, также имеют достаточно четкую структуру и, что особенно важно, содержат логические понятия, подходы и способы, ставшие известными в системе западной логики лишь спустя несколько столетий.

Философские идеи в Древней Индии вырабатывались представителями 16 школ, основными из которых были школы чарвака, локаята (основаны Брихаспати и его учеником Чарвака), вайшешика (основатель Канада), ньяя (Гаутама) и джайнизм (Вардхамана Махавира). Эти школы принадлежали к материалистическому направлению философии, т. е. их представители считали, что материальный мир существует объективно, а материя первична по отношению к сознанию и существует вечно. Им противостояли представители философских школ, проповедующие идеалистический подход к изучению мира. Первичными они считали духовное начало, сознание и мышление, а материальный мир отодвигали на задний план. Таких идей придерживались йога и буддизм, а также миманса и веданта.

Необходимо упомянуть и о школе, придерживающейся промежуточной позиции, т. е. отводящей материальному и духовному (идеальному) началам равноправные позиции. В связи с таким разнообразием философских подходов немалое, а скорее, даже определяющее значение в развитии логики Древней Индии носили споры между представителями разных философских школ.

Главным и старейшим литературным памятником древнеиндийской философии на сегодняшний день считаются Веды. Это собрание философских идей и мыслей. Однако Веды носят общий характер, что привело к созданию брахманами Упанишад, которые трактуют, дают толкование положениям, содержащимся в Ведах. Логические же знания долгое время не имели систематического закрепления, а записывались в форме кратких афоризмов и систематизировались лишь в VI в. до н. э., начиная с Динанги.

Развитие логики Древней Индии насчитывает около двух тысячелетий, и отчасти потому до сих пор не изучено до конца. Это просматривается и в работах, посвященных логике и философии Древней Индии. Несмотря на солидное количество таких изданий, в них не содержится единого подхода к рассматриваемому вопросу. Однако это не мешает признанию того факта, что древнеиндийская логика обладает самобытным характером и особенностями, отличающими ее от логики Древней Греции. Так, силлогизм здесь разделен не на десять, а на пять членов (тезис, основание, пример, применение, вывод); дедукция и индукция считаются неразрывными; различаются речь мысленная и словесная; основанием восприятия считается приобретенный опыт, а суждение считается частью умозаключения.

Все подходы к изучению логики можно условно разделить на две ветви: классическую и неклассическую. Первая характеризуется наличием двух значений истинности, т. е. суждения могут быть либо истинны, либо ложны. Вторая же подразумевает бесконечное множество значений истинности, конструктивность методов доказательства и модальность суждений. Иногда могут исключаться отрицания, содержащиеся в классической логике.

Необходимо упомянуть, что современная, математическая логика содержит элементы как классической, так и неклассической логики.

Поздняя навья-ньяя, по мнению некоторых ученых, во многом превзошла достижения логики Аристотеля. Однако, несмотря на высокий уровень развития и завидное понимание законов логики, философы Древней Индии не использовали символов. Их заменила сложная система клише, используя которую, можно было получить множество различных выражений.

Древний Китай. В Древнем Китае большое внимание уделялось этическим, философским и политическим вопросам, которые закреплялись в большом количестве трактатов. Так развивалась наука об именах (теория имен), выявлялись законы мышления и специфика рассуждений и высказываний.

Китай всегда был очень самобытной страной с богатой культурой, развитым общественным строем и жестким чувством подчинения. Младший по возрасту должен подчиняться старшему, последний подчинялся старшему по положению и т. д. Мудрецы, старейшины всегда пользовались известными привилегиями. Такое положение не могло не отразиться на логике Древнего Китая. Сильное влияние на логические теории здесь оказывали политические и этические доктрины, а сама логика носила характер прикладной и использовалась для достижения риторических целей. Поэтому практически не было выведено четкой системы знаний об умозаключениях. Предпочтение перед формой отдавалось содержанию мышления. В результате, хотя логика в Древнем Китае и возникла по времени раньше, чем древнегреческая, ее структура так и не была выстроена и осталась в зачаточном состоянии.

3. Древняя Греция

Именно здесь проблемы логики были рассмотрены и разработаны наиболее обстоятельно. Логические вопросы здесь рассматривают такие философы, как Парменид и Зенон (представители элейской философской школы), Гераклид, софисты Протагор, Горгий и другие, Демокрит и Аристотель. Деятельность этих философов прямо или косвенно затрагивала вопросы логики. Идеи представителей элейского направления и приверженцев логики Гераклида вступали в конфликт в силу их противоположности. Элейская школа проповедовала метафизические теории, т. е. способ изучения явлений, при котором они рассматриваются отдельно друг от друга и в неизменном состоянии. Гераклитовская философия придерживалась идей диалектики (явления изучаются в развитии и взаимодействии).

Главной особенностью, характеризующей философский подход софистов, является то, что они в качестве объекта исследования предлагали человека, а не окружающий мир, как это было раньше. Софисты рассматривали логику не как науку, позволяющую установить истину, а как средство достижения победы в споре. Для этого они сознательно нарушали законы логики.

Проблемами логики занимались также Сократ (469–399 гг. до н. э.) и Платон (428–347 гг. до н. э.). В учении Сократа главным считался метод, который позволял получить истину, а также содержалась идея, что познание любого предмета становится возможным, лишь если свести его к общему понятию и на этой основе судить об этом понятии. Для достижения истины Сократ предлагал ученикам дать определение какому-либо явлению, особенности или характерной черте, присущей окружающему миру или человеку. Затем, если такое определение оказывалось, по его мнению, недостаточно полным или правильным, он, применяя примеры из жизни, указывал на ошибки, допущенные собеседником, а затем изменял и дополнял его.

Достижением знания Сократ считал нахождение закономерностей и определение понятия для ряда вещей. В процессе достижения знания учитывались общие черты предметов и различия между ними.

Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и разрабатывал теории познания и логики, опираясь на идеи учителя. Используя свои теории, Платон сначала получал новые понятия, а затем старался разбить их на виды и систематизировать.

Платон создал систему объективного идеализма, согласно которой духовное начало (в отличие от субъективного идеализма) существует независимо от сознания человека. В этой теории Платон использовал деление мира на материальный и идеальный (духовный) и поставил первый в зависимость от второго. Иными словами, материальный мир, по Платону, непостоянен и изменчив, в отличие от идеального, который существует независимо от материи и сознания человека. Идеи он считал вечными и неизменными, а материальный мир как бы проекцией идеального. Иными словами, вещь – лишь отражение идеи.

Платон развивал теорию суждения, создал два правила деления понятий, а также отличал отношение различия от отношения противоположности.

В этом труде содержится мнение о том, что законы логики неразрывно связаны с окружающим миром и с человеком и не могут существовать в отрыве от них. Этот вывод подтверждает и то, что логика соответствует культуре конкретного общества и отражает характеризующие эту культуру признаки. Например, в индийской логике отсутствует закон исключенного третьего, характерный для логики Аристотеля. По мнению ученых, эта тенденция прослеживается в культурах данных стран в целом. Так, население стран, в которых распространение получила логика Аристотеля, более тяготеет к прямым линиям, что хорошо просматривается на примере суждений о добре и зле, которым характерна бескомпромиссность, а также в архитектуре (античные колонны) и оружии (прямой меч). Восточным же странам ближе линия кривая (мусульманский полумесяц, кривые мечи, большая свобода суждений).

В заключение необходимо упомянуть о логике стоиков – системе знаний, разработанных приверженцами мегаро-стоической школы, стоиками Зеноном и Хризиппом и мегариками Диодором, Стилпоном, Филоном и Евбулидом. В результате деятельности этой школы современная логика получила анализ логических понятий отрицания, конъюнкции, дизъюнкции и импликации. Задачей логики они видели избавление от заблуждений и создание возможности правильно судить о вещах. Логика должна изучать не только словесные знаки, но и мысли, выражающиеся в них. Выходя за рамки формальной логики, представители мегаро-стоической школы делили логику на диалектику и риторику.

К сожалению, представления данной философской школы в области логики лишь частью дошли до нашего времени.

4. Средневековая логика

Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий. В основном изучались вопросы модальной логики, теория логического следования, теория семантических парадоксов, а также проводился анализ выделяющих и исключающих суждений. Основными направлениями, рассматривающими вопросы логики, были направление реалистов и номиналистов. Первые считали, что общие понятия существуют независимо от единичных вещей. Номиналисты стояли на противоположных позициях и считали, что общие понятия лишь именуют единичные вещи, которые являются реальными. Следует отметить, что оба эти подхода неверны.

Проводником между античной и арабоязычной логикой послужила наука, разрабатываемая в Сирии. Вопросами логики в арабском мире занимались такие ученые, как аль-Фараби, которого считают основателем сирийской логики, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроес).

Средневековая логика - исторический этап развития традиционной (общей или аристотелевской) логики, возникший в Западной Европе периода Средневековья; логико-философское направление исследований средневековья ческих философов, связанный с новыми логико-семантическим и семиотическими проблемами, а также дальнейшее развитие формального аппарата традиционной логик. Относительно логики средневековья (как и всей тогдашней культуры) существуют противоположные точки зрения. Одни ученые рассматривают эту эпоху как время упадка культуры, другие, отмечая проявления прогресса, — как необходимый этап развития человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

Средневековая логика - исторический этап развития традиционной (общей или аристотелевской) логики, возникший в Западной Европе периода Средневековья; логико-философское направление исследований средневековья ческих философов, связанный с новыми логико-семантическим и семиотическими проблемами, а также дальнейшее развитие формального аппарата традиционной логик. Относительно логики средневековья (как и всей тогдашней культуры) существуют противоположные точки зрения. Одни ученые рассматривают эту эпоху как время упадка культуры, другие, отмечая проявления прогресса, — как необходимый этап развития человечества.

Цель средневековой логики заключалась не в нахождении истины, поскольку истина уже дана в божественном откровении, а в изложении и доказательстве этой истины посредством разума.

Средневековая логика, как и философия в целом, была поставлена на службу религии. Главное ее задание заключалось в обосновании догматов религии, доведении существования Бога, объяснении вопросов сотворения мира и бессмертия человеческой души и тому подобное.

Особенности средневековой логики:

1 Логика развивалась в контексте дальнейшего развития диалектики, риторики, грамматики с целью совершенствования логических методов ведения споров и приемов аргументации й в дискуссиях, в Средневековье имели религиозный смысл

2 В контексте споров об универсалиях появились логико-философские проблемы о природе абстрактных понятий и их связи с объективной реальнос ю

3 Обособленные реальная (материальная), формальная (общая сущность вещи) и умозрительная (логическая) разница существования объектов вследствие мыслительного сравнения, конкретные и абстрактные понятия

4 Дальнейшее й развитие формального аппарата традиционной логики из-за введения искусственных символов А, Е, И, О для обозначения четырех видов атрибутивных суждений и \"логического квадрата\" для схематического изображения логики ческих отношений между ними

5 Дальнейшее развитие модальной логики( МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА – область логики, в которой изучаются логические операторы, называемые модальностями ) 6 Разработка основ семиотики (Семио́тика, или семиоло́гия — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и логической семантики (ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА - раздел логики, в котором изучаются отношения языковых знаков к обозначаемым ими объектам и выражаемому ими содержанию.)

Проводником между античной и арабоязычной логикой послужила наука, разрабатываемая в Сирии. Вопросами логики в арабском мире занимались такие ученые, как аль-Фараби, которого считают основателем сирийской логики, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Авер-роес).

Средневековая логика в истории философии получила название \"схоластическая логика\" (греч - школа, ученая беседа; лат - ученый, школьный) Весомый вклад в развитие традиционной логики сделали средневековые фил философ С Боэций, Т Аквинский, П Абеляр,П Испанский, Д Скотт

Средневековая логика (VI—XV вв.) — это особый тип мышления, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению средствами человеческого разума. Для средневековой логики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний, а также признание Аристотеля, с которым средневековые мыслители были знакомы через арабскую философию. Главной чертой средневековой логики была тесная связь ее с теологией.

Оглавление

• Ведение:
1. Понятие средневековой логики;
2. Принципы средневековой логики;
• Основная часть:
3. Цели средневековой логики;
4. Проблемы, которые разрабатывались в средневековой логике;
5. Основные направления средневековой логики;
6. Средневековые логисты
• Заключение

Файлы: 1 файл

Средневековаялогика.doc

  • Ведение:
  1. Понятие средневековой логики;
  1. Принципы средневековой логики;
  • Основная часть:
  1. Цели средневековой логики;
  2. Проблемы, которые разрабатывались в средневековой логике;
  3. Основные направления средневековой логики;
  4. Средневековые логисты
  • Заключение

Процесс развития логики можно разделить на несколько этапов: логика Древнего мира, античная логика, логика Средневековья, логика эпохи Возрождения, Нового времени и, наконец, современная логика.

В этом реферате я хочу рассмотреть этап средневековой логики.

Средневековая логика (VI—XV вв.) — это особый тип мышления, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению средствами человеческого разума. Для средневековой логики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний, а также признание Аристотеля, с которым средневековые мыслители были знакомы через арабскую философию. Главной чертой средневековой логики была тесная связь ее с теологией.

Средневековая логика основана на двух принципах - принципе согласования и принципе манифестации (прояснения). К 9 в. стало очевидно, что Отцы Церкви противоречат друг другу, противоречит самому себе и Священное Писание. Поэтому средневековые труды представляли собой сумму систематически непротиворечивых мнений по вопросам богословия. Каждое произведение состоит из двух частей, где излагаются противоречащие друг другу точки зрения и производится их систематизация (принцип согласования). Принцип манифестации построен на логическом анализе истинности изложенных мнений. Именно таким образом и происходит прояснение откровений авторитетов.

Цель средневековой логики заключалась не в нахождении истины, поскольку истина уже дана в божественном откровении, а в изложении и доказательстве этой истины посредством разума. Поэтому при помощи разума необходимо проникнуть в истины веры и таким образом приблизить их содержание к человеку. При помощи подобных методов религиозной истине придавалась систематическая форма. При этом исключалась критика святых истин, а использовались только логически выстроенные философские аргументы.

Проблемы, которые разрабатывались в средневековой логике:

Основными направлениями, рассматривающими вопросы логики, были направление реалистов и номиналистов. Реалисты (А. Кентерберийс-кий и Ф. Аквинский) , продолжая идеалистическую линию Платона, считали, что общие понятия существуют реально, вне и независимо от единичных вещей. Номиналисты (И. Росцелин, У. Оккам, И. Скот ) же, напротив, считали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия — лишь имена, названия для них. Оба взгляда были неправильными, однако номинализм был ближе к материализму. Промежуточное положение между номиналистами и реалистами занимал представитель концептуализма П. Абеляр.

Большое место в логике Средневековья занимали схоластические дискуссии о природе универсалий (общих понятий). Номиналисты И. Росцелин (около 1050 — около 1122), У.Оккам (1285-1349), И. Скот (около 1266-1308) признавали реально существующими только единичные тела природы, а общие понятия считали лишь именами сходных между собой вещей. Согласно средневековому реализму, общие понятия имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Реалисты фактически продолжали линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективной действительности, общего и единичного. Виднейшими представителями реализма были А. Кентерберийский (1033-1109) и Ф. Аквинский (1225-1274). Промежуточное положение между номиналистами и реалистами занимал представитель концептуализма П. Абеляр (1079-1142).

Одним из первых теологов, кто пытался поставить логику Аристотеля на службу богословия, был византийский богослов и философ И. Дамаскин (около 675 — около 753), который в сочинении "Источник знания" кратко изложил логику Аристотеля. В труде "Диалектика" византийский ученый раскрывает десять аристотелевских категорий, рассматривает суждение и категорический силлогизм. И. Дамаскин разработал четыре метода логики: 1) разделение родов на виды; 2) определение через род и видовое отличие; 3) разделение сложного на простые элементы; 4) связь двух мыслей посредством среднего термина

Средневековый философ И. Эриугена (около 810 — около 877) определяет логику как науку о форме познания и о правилах, которым должна подчиняться каждая наука. И. Эриугена рассматривал методы логики как способы деления родов на виды, а также обратные приемы сведения видов к родам. По мнению ученого, от самых высших родов следует идти к средним, а от них к наиболее частным видам. Он считал фундаментальной проблемой логики вопрос об универсалиях, утверждал положение о вечности идей, которые являются первичными причинами реальных вещей.

К XIII в. в Европе окончательно сформировалась схоластическая логика, которая в основном была ориентирована на искусство спора, аргументации.

Как самостоятельная наука логика развивается только в арабских странах, где философия и наука были относительно независимы от религии. Философ и ученый Востока аль-Фараби (870-950) исходил и из того, что средствами познания являются науки, которые он подразделял на теоретические (логика, философия и естественные науки) и практические (этика, политика). Первенство в системе наук аль-Фараби отдает логике, благодаря которой человек может отличить истинное знание от ложного. Его логика направлена на анализ научного мышления, на исследование гносеологии и грамматики. Аль-Фараби различает в логике две ступени: первая охватывает представления и понятия, вторая — суждения, выводы и доказательства.

Средневековый арабский философ Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Ибн-Сина резко критиковал софистику, отстаивал принцип единства логического мышления и опыта, разума и эксперимента. Он считал, что логика устанавливает законы правильного рассуждения, что логические построения и категории должны соответствовать предметам и вещам объективного мира.

В трактате "Логика" Ибн-Сина определил логику как науку о законах и формах мысли, которые извлечены из природы самой мысли и не зависят от ее конкретного содержания.

Логика выступает как наука об истине, которая изучает формы суждения и процесс доказательства. "Логика, — писал он, — есть наука, при помощи которой познаются различные методы перехода от вещей наличных в человеческом уме к вещам, познание о которых он стремится приобрести" [8, с. 230]. По Ибн-Сине, логика наряду с физикой и математикой входит в состав философии. Он считал, что логика анализирует четыре основных предмета: понятие, суждение, умозаключение и доказательство. Ибн-Сина исследовал связь общего и отдельного, субъекта и предиката в предложении.

В "Логике" Ибн-Сина рассматривает следующие вопросы: о цели логики, об определении и описании, о суждении, содержании суждений и их модальности, контрадикторности суждений и их обратимости, видах суждений, об условных силлогизмах и переменных силлогизмах, краткое разъяснение доказательности наук, о софистических силлогизмах.

Арабский философ и ученый Ибн-Рошд (Аверроэс, 1126-1198) в труде "О возможном разуме" комментирует и излагает основные положения логики Аристотеля. Без глубокого знания логики, утверждал Ибн-Рошд, человек не сможет стать счастливым. Цель логики состоит в том, чтобы научить путям и правилам перехода от данных,

полученных в ощущениях, к познанию истины с помощью абстрактного мышления, считал он. Ибн-Рошд большое внимание уделял исследованию модальных суждений и умозаключений.

Основателем номиналистической традиции в средневековой философии и логике является французский схоластик и богослов И. Росцелин. Реально, по И. Росцелину, существуют единичные, чувственно воспринимаемые вещи, общие же понятия — это лишь имена, названия, которые люди дают определенной совокупности сходных единичных предметов.

Французский философ, логик и теолог П. Абеляр считал основным вопросом логики вопрос об универсалиях. Универсалии, согласно П. Абеляру, не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь определенные вещи, однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления им отдельных свойств вещей. В основе истинного знания лежит чувственное восприятие. Идея существует только в божественном уме, способном в акте созерцания ясно и отчетливо схватывать любое множество.

П. Абеляр резко критиковал концепцию о том, что универсалии существуют до возникновения вещей. Если одна и та же субстанция подходит ко всем формам, то существо становится противоречивым, в таком случае невозможно сказать, что одна субстанция проста, а другая сложна, если в одной субстанции, не может быть ничего иного по сравнению с другой.

П. Абеляр в труде "Диалектика" рассматривает пять разделов этой науки:

1) о частях речи;

2) о категорических предложениях и категорических силлогизмах;

4) об условных предложениях и условных силлогизмах;

5) о делении и определении.

Логика, по П. Абеляру, — это наука об оценке и различении аргументов по их истинности и ложности. Логику он рассматривает как науку о речи, т. е. о выражении мысли в словах. Физику он рассматривает как предпосылку логики, поскольку физика изучает вещи, а логика — правильное употребление слов. Логику ученый делит на три учения:

1) о словах, не связанных между собой;

2) о предложениях;

3) о силлогизмах.

Путь познания в логике должен идти от простейшего и восходить к сложному. Истину, отмечал П. Абеляр, можно достигнуть лишь в результате сопоставления противоречивых высказываний по спорным вопросам. В трудах "Логика составных частей высказывания", "Логика", "Диалектика" П. Абеляр исследовал роль связки в суждении, анализировал силлогизм, приемы определения и деления объема понятия, разработал ряд проблем модальной логики.

Английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон (около 1214 — около 1292) осуждал схоластику и томизм, слепое преклонение перед авторитетами, призывал к экспериментальному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки, выступал за отделение философии и науки от теологии. Схоластической дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике.

В работах "Большой труд" и "О полезности наук" Р. Бэкон разрабатывает основы логики, грамматики, математики и практической физики. Логику он рассматривал как вспомогательную научную дисциплину наряду с грамматикой и пытался включить ее в учение о методе. Задача логики, по Р. Бэкону, заключается в построении рассуждений, которые направляют практический интеллект к цели^І любви, мужеству и счастью в будущем. Он считал, что человек познает окружающую действительность "посредством доказательства и посредством опыта. Доказательство дает решение вопроса, но не дает уверенности, пока истинность решения не будет подтверждена опытом.

Истину, полагал Р. Бэкон, можно найти только в сфере опыта, а не в сфере разума. Понимая опыт в самом широком смысле, мыслитель утверждал, что необходим опыт не только чувственных, но и сверхчувственных вещей, не только естественных, но и сверхъестественных. В познании истины, отмечал Р. Бэкон, исследователь встречает многочисленные помехи. К ним можно отнести: 1) преклонение перед ложным авторитетом; 2) тяготение к старому, привычному; 3) предрассудки невежественного человека; 4) гордыню мнимой мудрости.

Английский философ У. Оккам, логик, богослов развивал теорию двойственной истины, проводил идею отделения знания от веры. Он считал, что с помощью мышления нельзя ни познать бога, ни дать неопровержимое доказательство его существования. У. Оккам — решительный представитель средневекового номинализма. По У. Окка-му, реально существуют только единичные вещи, общие понятия (универсалии) — это знаки, термины, имена, обозначающие группы сходных между собой вещей и существующие только в уме. Общееесть не что иное, как единичное понятие, хотя оно и подразумевало бы какое-либо множество. У. Оккам разделил термины на два класса: категорематические (имена предметов) и синкатегорематические (свойства предметов). У. Оккам рассматривал логику, наряду с риторикой и грамматикой, как подлинно познавательное руководство, управляющее интеллектом в его деятельности, как практическую науку. По его мнению, логика должна заниматься анализом знаков. Помимо принятых в формальной логике двух значений истинности ("истинно" и "ложно") У. Оккам вводит третье значение истинности — "неопределенно. Он описывает характерные черты процесса абстрагирования. Абстракция у него базируется на отношении подобия между восприятиями и понятиями.

В средневековых университетах логику изучали на факультетах искусств. Логика давала право на изучение теологии, юриспруденции, медицины. На факультетах искусств логикой завершался тривиум (после грамматики и риторики), открывая собой квадривиум – арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

Великим вызовом времени было обновление теологии средствами диалектики и логики, здесь логика была чем-то вроде боевого арсенала и инструментарием аргументации. Поэтому на факультетах теологии логику преподавали как искусство.

Европейская средневековая логика

Оккам первым в европейской науке поставил вопрос о разведении логики и метафизики именно потому, что логика становилась формальной, а значит, могла использоваться схоластами независимо от метафизических споров.
Петр Испанский

В начале XIV века стал наблюдаться раскол между последователями Аристотеля, приспособленного к догмам веры, и модернистами, разрабатывавшими тончайшие логические переходы, в то время как томисты-консерваторы представляли традиции старого способа использования логики как искусства, полагая логические изыски первых бесплодными.

Характерной чертой средневековой логики была связь между латинским языком и логическими теориями, и выражениями. Язык средневековой логики базировался на анализе латинского языка, понимаемого не просто как идиома, но и как наиболее высокий уровень рациональности. Поэтому понятно, почему средневековые логики помимо формулировки логических законов еще и описывали эти законы.

Период нового искусства был связан с расцветом великих схоластических систем, в рамках которых философы использовали логический органон для теологических целей.

Напротив, модернисты, среди коих безусловным лидером был номиналист Оккам, культивировали логику не как органон, инструмент, но как речевую науку с аналитической функцией структуры языка науки с формальной точки зрения.

Для этого изобретались искусные аббревиатуры и мнемотехнические упражнения, обращённые к молодым умам, их профессиональной подготовке, в которой ни одна мелочь не должна быть упущена.

Уже в XIII веке существовало множество таких техник. Одна из формул циркулировала в виде четырех видов категорических пропозиций под названием логического квадрата Боэция с использованием первых четырех вокабул алфавита. Утверждает – А, отрицает – Е, оба, однако, всеобщим образом. Утверждает – А, отрицает – Е, но оба частным образом.

Правил, необходимых для соблюдения в корректном силлогизме, как минимум восемь:

  1. В силлогизме должно быть три термина, не больше и не меньше.
  2. Один термин не может иметь объем больший в заключении, чем в посылке.
  3. Средний термин должен быть подан во всем объеме хотя бы раз.
  4. Средний термин не может подменять собой термины заключения.
  5. Из двух негативных посылок не следует ничего.
  6. Из двух утвердительных посылок нельзя получить отрицательный вывод.
  7. Если одна из посылок негативная или частная, негативным и частным будет также и вывод.
  8. Одна из посылок должна быть универсальная.

Очевидно отсюда, что соблюдение этих правил гарантирует логическую корректность силлогизма, оставляя за скобками вопрос об истинности вывода. Вывод будет верным, если верны посылки. Выводы, по мнению схоластов, истинны, если посылки самоочевидны или получены из непосредственного опыта.

Абстрагируясь от гносеологических проблем получения посылок, их отношения к выводам суммированы двумя формулами:

  1. Из истинного не следует ничего, кроме верного.
  2. Из ложного высказывания следует всё, что угодно.

Вместе с тем уже Оккам различал термины, имеющие смысл как таковые, от тех, которые всплывают лишь как функции при определении точных модусов имен или глаголов. Эти последние принято обозначать греческим словом син- категоремата.

Важность этих различий стала очевидна после трактатов Вильяма Ширсвуда. Другим интересным моментом развивающихся логических операций представляется становление гипотетической логики.

Идея субпозиции утверждает, что функция существительного – заменять собой весь класс существ. Так, выражение человек смертен, предполагает стоящим за термином человек Петра, Павла, Ивана и прочих. После Ширс- вуда стали различать субпозиции материальную и формальную. Пример материальной субпозиции – человек – это существительное – показывает, что указывается не на объект, а на слово. Напротив, суждение человек смертен – пример формальной субпозиции, Оккам называл её ещё и персональной, имея в виду, что в субъекте есть существа Петр, Павел и пр. Ясно, что такое различение было необходимо для операций над живым языком, каким была тогда латынь. Теория субпозиции сегодня – это теория уровней языка.

Немало внимания логики посвятили так называемой софизмате, разделу логики, где различаются и уточняются различные экивоки, двусмысленности. Двести случаев были проанализированы Альбертом Саксонским. Один из софизмов: Все люди суть ослы, либо люди и ослы суть ослы. Такую пропозицию можно считать верной, если видеть соединенными две части: все люди суть ослы, либо люди; ослы суть ослы. Пропозиция ложна, если понимать ее как дизъюнкцию двух ложных частей: все люди суть ослы, люди и ослы суть ослы.

Вот средневековые вариации на эту тему:

  1. Это суждение ложно.
  2. Сократ говорит: сказанное Платоном ложно. Платон говорит: сказанное Сократом верно.
  3. Сократ: то, что говорит Платон, ложно. Платон: то, что говорит Цицерон, ложно.

Цицерон: сказанное Сократом ложно. Сложность приведенных конструкций в том, что предикат, спрятанный в пропозиции, относится к ней в целом.

Может ли термин быть наложенным на то, частью чего он является? Буридан и преподобный Павел выдумали такую каверзу: Платон стережёт мост через реку, предупреждая всякого хотящего проследовать вперед: Если первое же из твоих суждений будет истинным, пропущу тебя, если ложно, быть тебе в воде. Является

Сократ со словами: Ты же бросишь меня в воду. Ясно, какую ловушку изготовил Платону Сократ: ведь пропустив мудреца, он подтвердит верность его слов, значит, должен оставить Сократу дорогу по суше. Но и, не сделав этого, он рискует осрамиться, ведь тогда пропозиция Сократа окажется ложной, и чтобы сдержать слово, нельзя не бросить его в буйную реку.

Серьезной проблемой для средневековой логики стала теория следствий, консеквенций. После Абеляра стало принято говорить о пропозициях кондиционального типа: – если, то.

Согласно Псевдо-Скоту, в гипотетической пропозиции, если антецедент верен, то невозможно, чтобы следствие было ложным. Речь идет о понятии консеквенций с точки зрения ценности умозаключения, где вывод удостоверяется посылками.

Псевдо-Скот говорит о консеквенции второго типа, когда истинность первой посылки делает невозможной ложность второй. Как здесь: если гора Роза красна, то Розовая гора имеет окраску. Буридан писал: «Консеквенция называется формальной, если, сохраняя форму, имеет силу для всех терминов, в идеальном случае, это тавтология.

Таким образом, тематика античной традиции, углубленная и продвинутая, обогатилась новыми исследованиями в области синтаксиса, семантики, чего не знала античная логика. Глубокое изучение модальной логики увело далеко от того уровня, где её оставил Аристотель. Проблема семантических антиномий была снабжена дюжиной формулировок и решений, проработана во всех аспектах. Большую часть своих исследований средневековые логики подняли на методологический уровень, не просто конструируя формулы, но и описывая их, что в других системах логики делали чрезвычайно редко, за исключением разве что стоиков.

Читайте также: