Логическая структура исследования кратко
Обновлено: 08.07.2024
Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью шагов, т.е. логикой исследования. Организация и проведение исследования зависят от его содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий.
Основная работа по конструированию логики педагогического исследования выполняется с опорой на ожидаемый конечный результат и предположительные действия, которые обеспечат его достижение.
В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования и других факторов, а также определить логику и характер изложения.
1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.
2. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, идеи, исследовательского подхода. Выбор методов исследования.
3. Построение гипотезы исследования.
4. Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) с целью установления исходного состояния предмета исследования.
5. Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента.
6. Анализ, интерпретация и оформление результатов.
7. Апробация исследования и выработка практических рекомендаций.
Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом поиска становится сложная система взаимоотношений человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей человека. Это определяет высокие требования к логической обоснованности и целесообразности структуры научного поиска.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ
За последние столетия язык науки не претерпел существенных изменений. Это говорит об известном консерватизме научного познания. Его форма не зависит от его вида. Это значит, что различные исследовательские работы имеют единый язык и различаются лишь объемом выполняемой научной работы.
Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность, практическая значимость, проблема, объект, предмет, гипотеза, его цель, задачи, методика.
Актуальность исследования — это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Актуальность может быть связана с неизученностью выбранной темы. Второе направление актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
Практическая значимость. Здесь целесообразно выделить два основных направления. Первое связано с полученными результатами исследования и решения на их основе той или иной практической задачи или проведения дальнейших научных исследований.
Другое направление связано с используемой в нем методикой. Если в исследовании разработана новая методика, то практическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических задач и для проведения дальнейших исследований.
Следует иметь в виду, что поисковая работа по жанру может представлять собой не только научное исследование или диагностическое обследование, но и научно-методическую и практическую разработку.
Поисковая работа начинается с выбора объектной области исследования. В образовательной системе в качестве таких сфер выступают психология, педагогика, информатизация, управление и др. Выбор объектной области определяется такими факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность.
Следующий шаг — определение проблемы и темы исследования. Сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения темы необходимо выявить исследовательскую проблему.
Проблема часто отождествляется с вопросом. Каждая проблема — это вопрос. Но не каждый вопрос — это проблема. Проблема — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.
Проблема возникает, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Она понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное в науке. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.
Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекающие из проблем темы должны быть более конкретизированными, привязанными к определенным этапам и условиям педагогического процесса.
Объект исследования в педагогике и психологии — это некий процесс или явление. Но нельзя называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы, так как это не объект, а конкретная база, достаточно широкая сфера, не все элементы которой подлежат изучению.
Предмет исследования — это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.
Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, связи между факторами, влияющими на обучение, воспитание и развитие детей и др.
Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта. Встречается и такой подход к объекту и предмету исследования, когда объект определяется через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучается.
Целенаправленность — важнейшая характеристика деятельности человека. Поэтому уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. В целеполагании присутствуют и расчет, и анализ, и фантазия, и интуиция исследователя. Учитываются педагогические, психологические, социальные закономерности.
Цель педагогического исследования — это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности. Итак, цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.
Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Среди значительного количества задач важно выделить три группы:
—историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
—теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;
—практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.
Другие, более частные задачи относят чаще всего в качестве подзадач к основным.
В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие — модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.
Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным инструментом, организующим весь процесс. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.
К научной гипотезе предъявляются два основных требования:
—она не должна содержать понятий, которые не уточнены;
—она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
По мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки существующих объяснений, возникает потребность в новой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.
Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуществления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное предвосхищение и приводит к гипотезе-предположению.
Выдвижение идеи, претворение ее в замысле, а затем развертывание в гипотезу и представляет собой самый сложный, творческий элемент исследования, его творческое ядро.
ФУНКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Каждый этап исследования включает два аспекта: практический и исследовательский, которые обеспечиваются конкретными функциями исследователя.
Функция диагностики связана с изучением состояний и возможностей развития исследуемых процессов и явлений. Она сопутствует всему процессу поиска, но особо выделяют исходную и заключительную диагностики.
В широком плане к диагностике можно отнести изучение прошлого опыта, практику решения аналогичных проблем. В узком плане — это система диагностических процедур, осуществляемая с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследовательских методов и методик. Психолого-педагогическая диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов.
Функция уточнения логики и процедуры исследования заключается в осознании того, что было сделано на предшествующем этапе, какие результаты получены, какие задачи были решены, а какие нет. Не решенные на предшествующем этапе задачи переносятся на следующий этап.
Функция прогнозирования результатов. Речь идет о процедуре, аналогичной той, которая используется при выдвижении гипотезы. На каждом этапе исследования выявляются и оформляются элементы замысла, прогнозируются результаты следующего этапа.
Функция практического преобразования предполагает введение того новшества, ради которого велась вся подготовительная работа. Этот этап предусматривает конкретные действия по оптимизации условий на основе предварительного изучения опыта и знакомства с научной литературой.
Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность и последовательность применения методов, которая обеспечивает полное и достоверное решение поставленных задач. Совокупность методов составляет комплексную методику исследования, которая позволяет проверить и уточнить гипотезу.
Функция анализа, обобщения, апробации и изложения результатов. Главная задача при выполнении этой функции заключается в том, чтобы выявить решающие факторы успеха (или неуспеха), соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимосвязь замысла, содержания, средств и результатов. Оценка и интерпретация полученных результатов позволяют сформулировать предварительные теоретические и практические выводы, после осмысления которых переходят к апробации (обсуждению) и литературному оформлению результатов (написанию отчетов, рекомендаций и др.).
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ИССЛЕДОВАНИЮ
Выполнение и оформление курсовых и выпускных квалификационных работ — один из важных видов исследовательской деятельности в средних и высших педагогических учебных заведениях. Работа состоит из трех этапов.
1-й этап — подготовка к исследованию:
—определение методологических основ проблемы;
—подготовка к проведению исследования.
2-й этап — подготовка и проведение опытной работы:
3-й этап — оформление курсовой работы:
—составление списка литературы.
На этапе подготовки главным является:
а) определение методологических основ проблемы исследования:
—предварительный выбор темы на основе изучения литературы,
—определение объектной области исследования: объекта и предмета;
б) подготовка к организации и проведению исследования:
—анализ специальной методической литературы и педагогического опыта по теме исследования и написание текста,
—формулирование гипотезы, цели и задач исследования,
—выбор методов и конкретной базы для проведения исследования.
Курсовая работа и ВКР имеют определенную структуру, составные части. Как правило, они состоят из введения, основной части, заключения, библиографии и приложения. Основная часть может состоять из двух глав — теоретической и практической — или из нескольких параграфов (в курсовой работе).
Прежде чем выбрать тему курсовой работы, необходимо определить объектную область, объект и предмет исследования: объект вытекает из области, а предмет — из объекта, причем сужение происходит за счет более детального изучения.
Выделение объекта и предмета исследования логически ведет к определению проблемы научного поиска, а после этого формулируется тема.
Выбрать тему исследования помогают:
—просмотр каталогов защищенных научных работ, аналитических обзоров достижений науки в конкретной области знаний (можно повторить ранее выполненные исследования, но с использованием новых, более совершенных методов);
—теоретическое обобщение материалов, собранных в научных работах и отчетах;
—экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутой, но не проверенной ранее другими исследователями.
После уточнения темы приступают к выработке гипотезы о путях решения поставленной проблемы. Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования.
Цель — замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге. Она имеет две части: теоретическую и практическую. Задачи исследования — это составные части цели. Они обозначаются, как правило, в параграфах плана работы.
Цель практически любого исследования может укладываться в одну из следующих формулировок.
1. Разработка педагогических основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо.
2. Выявление, обоснование или экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических) условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо.
3. Обоснование содержания, форм, методов и средств обучения (воспитания, развития).
4. Определение и разработка критериев, требований, теоретических моделей или средств (пособий).
5. Характеристика педагогической концепции (указывается какой), доказательство ее значимости и роли в развитии современной педагогики (системы).
6. Анализ теории и практического опыта педагогов определенного периода по конкретному направлению, определение его значения для развития образования (системы, педагогики) на современном этапе.
Рассмотрим схему определения методологических основ исследования:
![]() |
Вся эта работа идет параллельно с изучением литературы по выбранному объекту исследования. По мере ее изучения тема курсовой работы может уточняться, конкретизироваться, как и отдельные этапы организации исследования.
Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам, т. е. логикой исследования. Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к логической обоснованности, а следовательно, экономичности, целесообразности структуры научного поиска.
Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер и последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее основную работу по конструированию логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
Можно выделить три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформи-тельско-внедренческий. Первый этап — от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы — в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Логика же второго — собственно исследовательского — этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — проверка гипотезы — конструирование предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного вывода). Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.
В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата. Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Наша задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвариантные элементы любой работы, а также показать, как эти элементы функционируют в исследованиях, раскрывающих взаимодействие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, человека и культуры, становление и развитие личности в разных образовательных системах.
Начнем с выяснения характера и последовательности шагов, осуществляемых на постановочном этапе работы.
Понятие о логике исследования
Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам, т. е. логикой исследования. Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к логической обоснованности, а следовательно, экономичности, целесообразности структуры научного поиска.
Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер и последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее основную работу по конструированию логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
Можно выделить три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформи-тельско-внедренческий. Первый этап — от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы — в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Логика же второго — собственно исследовательского — этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — проверка гипотезы — конструирование предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного вывода). Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.
В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата. Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Наша задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвариантные элементы любой работы, а также показать, как эти элементы функционируют в исследованиях, раскрывающих взаимодействие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, человека и культуры, становление и развитие личности в разных образовательных системах.
Начнем с выяснения характера и последовательности шагов, осуществляемых на постановочном этапе работы.
Написание любого исследования должно проходить постепенно с учетом предъявляемых к нему требований и параметров. Одними из обязательных постулатов при выполнении научного изыскания является соблюдение принципов логичности и последовательности. Давайте разберемся в них, определив место в студенческих работах, их проявление и роль.
Написание любого исследования должно проходить постепенно с учетом предъявляемых к нему требований и параметров. Одними из обязательных постулатов при выполнении научного изыскания является соблюдение принципов логичности и последовательности. Давайте разберемся в них, определив место в студенческих работах, их проявление и роль.
Логика исследования: понятие, параметры, и инструменты
Под логикой при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ понимают определенную схему действий, каждое из которых взаимосвязано с предыдущим и не имеет противоречий, нестыковок.
Логика исследования основывается на следующих принципах:
- Упорядоченность, то есть конкретные тенденции и действия, комбинация которых призвана привести к конкретному результату;
- Обоснованность – каждый шаг исследователь должен делать осознанно, понимая важность и роль, целенаправленность;
- Структурированность, под которой понимают четкую последовательность действий в рамках выбранной темы и ракурса;
- Вид исследования: каждое изыскание учитывает особенности научной отрасли и области, специфику задействованного инструментария и пр.
Логика в студенческих и научных работах выступает в качестве основного ориентира (план работы) и конкретных ограничений, способствующих более тотальному погружению в проблематику, тему, достижению изначально намеченной цели.
Логическая основа НИР
Данный инструмент зарождается в любом исследовании независимо от масштабов деятельности автора, темы, вида работы. Он свойственен как реферату, докладу, эссе, так и полноценным изысканиям (курсовым, дипломным, научным работам). Поэтому логичности уделяется особое место в системе оценок если материал не будет учитывать данный принцип, то он не сможет пройти нормоконтроль.
Логика материала начинается с первых шагов и видения исследователя. Эксперты выделяют три основных этапа разработки и конструирования логики исследования:
Основными инструментами логики исследования выступают следующие компоненты:
Логика исследования позволяет следовать действующим правилам, концепциям, а также актуализировать их с учетом реалий.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Последовательность исследования: понятие, правила построения, роль
Логика тесным образом связана со вторым понятием – последовательность, которая подразумевает четкую структурированность и поэтапность изыскания. Фактически последовательность выступает детализацией логики студенческого или научного труда.
Последовательность курсовой, дипломной или научной работы проявляется в следующих аспектах:
- Структурированность проекта с учетом заданных параметров и требований;
- Постепенное (поэтапное) погружение в тему от изучения основных терминов, приемов и возможностей до их реализации на практике, оценки на современном этапе научного развития и пр.;
- Планирование каждого шага: от выбора темы до защиты проекта. Важно понимать, когда и что следует предпринимать, изучать как пользоваться в дальнейшем полученными результатами. Например, после освещения теоретических моментов важно показать и действие, то есть использовать описанные приемы, понятия в практической главе и пр. Отклонения от намеченных планов должны быть строго обоснованными и минимальными, не доставлять неудобства автору и минимизировать погрешности в результатах.
Основные элементы научных исследований
В качестве основных инструментов в ходе утверждения последовательности исследования можно выделить:
-
, очерчивающие объем, общую схему проведения исследования, правила реализации и оформления;
- Интересы автора: здесь важно понять, что хочет показать автор, как он намерен раскрыть тему, какими творческими и профессиональными талантами обладает, видение и представление исследователя;
- Плавный переход от теории к практике или науке;
- Обоснованность каждого шага и взаимосвязь с предыдущим действием.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Роль логики и последовательности действий при выполнении НИР
Недооценить весомость указанных категорий в студенческой и научной среде невозможно. С одной стороны, требования по формированию логичного и последовательного текста является обязательными для каждого автора. Отсюда следует, что в случае подготовки несвязного текста, неясных перемещений по категориям и правилам быть не должно. Каждый шаг подлежит тотальному планированию с учетом заявленных требований, возможностей автора и намеченных целей.
Последовательность НИР представлена в виде утвержденного плана работы, то есть формирования глав и подпунктов с конкретизацией мыслей в каждом из них. Отклоняться от заданной траектории не рекомендуется.
Логика и последовательность НИР
Очевидно, что без соблюдения правил логичности и последовательности добиться успехов не удастся ни в одной научной области. Действие одного и того же правила должно быть адаптировано под реалии и возможности автора, поэтому со временем корректировка плана становится неизбежной и необходимой. Например, исследователь не располагает достаточными данными для использования выбранной методики анализа, тогда у него есть несколько вариантов для продолжения изыскания: выбрать другую (подходящую) методику или продолжить поиск недостающих первоисточников. Первый сценарий предполагает вполне обоснованное изменение плана мероприятий с учетом располагаемых ресурсов, а второй – продолжение изначально очерченной последовательности, но с дополнительными этапами (поиск дополнительной информации, достаточной для анализа).
Команда ОЦ Disshelp готова помочь в конструировании логики и последовательности студенческое или научного исследования с учетом действующих стандартов, мотивации и желания автора, гарантируя успех на защите. Оформить заявку можно на сайте или лично посетив офис.
Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных научных проблем.
Методологию можно разделить на две части:
¾ учение об исходных основах (принципах) познания;
¾ учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.
В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с миро-воззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования.
В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы.
Значение методология научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более эффективного направления дальнейшего 'исследования.
Главной задачей методологии научного познания является создание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие методов познания.
Следовательно, методология науки изучает те методы, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания, поэтому в методологии научного исследования выделяются динамический и статический аспекты. Динамический аспект методологии представлен ростом и развитием научного знания, а статический — имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Поэтому динамический аспект раскрывает методологию научного исследования, ориентированную на поиск нового знания, а статический — методологию структуры существующего знания.
Проводя классификацию методологии научных исследований, можно выделить их три вида:
• методологию как науку о всеобщем методе исследования (общефилософская);
• методологию как науку об общенаучных методах исследования (общенаучная);
• методологию как науку об общенаучных методах познания (конкретной отрасли науки).
Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности.
Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.
Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.
Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.
Таким образом, методология научного исследования — это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.
Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии в научном исследовании:
• построение предмета исследования;
• создание научной теории;
• проверка истинности теории путем обращения к практике;
• использование данной теории для создания других теорий;
• интерпретация полученных результатов.
Методологию научного познания иногда отождествляют с логикой научного исследования. Такое отождествление нельзя считать правильным. Содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Вместе с тем логика научного познания является наряду с методологией основным элементом процесса познания.
Под логикой научного исследования понимается определенный порядок движения научного поиска. Исследование требует определенной логической последовательности, основу которой составляет рациональное мышление, которое является отражением закономерностей реальной действительности. Для того, чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:
¾ быть определенным, т.е. быть точным, свободным от всякой сбивчивости;
¾ быть последовательным, т.е. быть свободным от внутренних противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где они необходимы;
¾ быть обоснованным, т.е. не просто формулировать истину, но и указывать на те основания, по которым она с необходимо¬стью должна быть признана истинной.
Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) — наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективной действительности. Основные задачи логики научных исследований:
• выявление условий достижения истинных знаний;
• изучение внутренней структуры мыслительного процесса;
• выработка логического аппарата и правильного метода познания.
Следовательно, она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.
Выделяют следующие типы мышления:
¾ интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;
¾ логическое (аналитическое) — связано с анализом действий;
¾ практическое — связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов;
¾ теоретическое — направлено на открытие законов, свойств объекта.
Рациональное мышление повинуется определенным законам. Закон мышления — это необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Строение мыслей облекается конкретной логической формой. Поэтому соблюдение законов логики является необходимым, непременным условием достижения истины в процессе конкретного познания.
Логические законы действуют независимо от воли и желания людей. Они являются отражением действительности связей и отношений вещей. Поэтому они универсальны и необходимы. Универсальность их вытекает из самого существа мышления. Это следующие законы:
Читайте также: