Логическая структура исследования кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эффективность научного поиска во многом обусловли­вается последовательностью шагов, т.е. логикой исследова­ния. Организация и проведение исследования зависят от его содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий.

Основная работа по конструированию логики педагоги­ческого исследования выполняется с опорой на ожидаемый конечный результат и предположительные действия, кото­рые обеспечат его достижение.

В каждом исследовании необходимо найти один из опти­мальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследова­ния и других факторов, а также определить логику и харак­тер изложения.

1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.

2. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, идеи, исследовательского подхода. Выбор методов исследования.

3. Построение гипотезы исследования.

4. Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) с целью установления исходного состояния предмета исследования.

5. Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента.

6. Анализ, интерпретация и оформление результатов.

7. Апробация исследования и выработка практических рекомендаций.

Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика психолого-педагогического иссле­дования определяется тем, что предметом поиска становит­ся сложная система взаимоотношений человека с окружаю­щей средой, все многообразие социальных связей человека. Это определяет высокие требования к логической обосно­ванности и целесообразности структуры научного поиска.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

За последние столетия язык науки не претерпел суще­ственных изменений. Это говорит об известном консерва­тизме научного познания. Его форма не зависит от его вида. Это значит, что различные исследовательские работы име­ют единый язык и различаются лишь объемом выполняе­мой научной работы.

Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность, практическая значимость, проблема, объект, предмет, гипотеза, его цель, задачи, методика.

Актуальность исследования — это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения сто­ящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Актуальность может быть связана с неизученностью выбран­ной темы. Второе направление актуальности связано с воз­можностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Практическая значимость. Здесь целесообразно выделить два основных направления. Первое связано с полученными результатами исследования и решения на их основе той или иной практической задачи или проведения дальнейших на­учных исследований.

Другое направление связано с используемой в нем методи­кой. Если в исследовании разработана новая методика, то прак­тическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практи­ческих задач и для проведения дальнейших исследований.

Следует иметь в виду, что поисковая работа по жанру может представлять собой не только научное исследование или диагностическое обследование, но и научно-методическую и практическую разработку.

Поисковая работа начинается с выбора объектной обла­сти исследования. В образовательной системе в качестве та­ких сфер выступают психология, педагогика, информати­зация, управление и др. Выбор объектной области определя­ется такими факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность.

Следующий шаг — определение проблемы и темы иссле­дования. Сама тема должна содержать проблему, следова­тельно, для сознательного определения темы необходимо выявить исследовательскую проблему.

Проблема часто отождествляется с вопросом. Каждая про­блема — это вопрос. Но не каждый вопрос — это проблема. Проблема — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Требуется найти способ получе­ния новой информации и получить ее.

Проблема возникает, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая си­туация, требующая разрешения. Она понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное в науке. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изуче­ния практики и научной литературы, выявления противоре­чий. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.

Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекаю­щие из проблем темы должны быть более конкретизирован­ными, привязанными к определенным этапам и условиям педагогического процесса.

Объект исследования в педагогике и психологии — это некий процесс или явление. Но нельзя называть объектом исследования, например, начальную школу или подростко­вые клубы, так как это не объект, а конкретная база, дос­таточно широкая сфера, не все элементы которой подлежат изучению.

Предмет исследования — это определенный аспект изу­чения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.

Предметом психолого-педагогического исследования мо­гут быть отношения в коллективе, связи между факторами, влияющими на обучение, воспитание и развитие детей и др.

Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что нахо­дится в границах объекта. Встречается и такой подход к объекту и предмету исследования, когда объект определяется через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучается.

Целенаправленность — важнейшая характеристика дея­тельности человека. Поэтому уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. В целеполагании присутствуют и расчет, и анализ, и фанта­зия, и интуиция исследователя. Учитываются педагогиче­ские, психологические, социальные закономерности.

Цель педагогического исследования — это результат пред­видения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процес­сов и явлений действительности. Итак, цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некото­рый образ будущего.

Важным и необходимым этапом исследования является кон­кретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задачи исследования — это те действия, которые необхо­димо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Среди значительного количества за­дач важно выделить три группы:

—историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

—теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;

—практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.

Другие, более частные задачи относят чаще всего в каче­стве подзадач к основным.

В процессе разработки системы задач необходимо опреде­лить, какие из них требуют преимущественно изучения ли­тературы, какие — модернизации, обобщения или комби­нирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в дан­ном исследовании.

Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и являет­ся основным инструментом, организующим весь процесс. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщатель­ное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследо­вания на основе опросов, анкет, тестирования и других ме­тодов, используемых в педагогике и психологии.

К научной гипотезе предъявляются два основных требо­вания:

—она не должна содержать понятий, которые не уточнены;

—она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

По мере накопления фактов, не укладывающихся в рам­ки существующих объяснений, возникает потребность в но­вой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.

Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуще­ствления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное пред­восхищение и приводит к гипотезе-предположению.

Выдвижение идеи, претворение ее в замысле, а затем развертывание в гипотезу и представляет собой самый слож­ный, творческий элемент исследования, его творческое ядро.

ФУНКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Каждый этап исследования включает два аспекта: прак­тический и исследовательский, которые обеспечиваются конкретными функциями исследователя.

Функция диагностики связана с изучением состояний и возможностей развития исследуемых процессов и явлений. Она сопутствует всему процессу поиска, но особо выделя­ют исходную и заключительную диагностики.

В широком плане к диагностике можно отнести изучение прошлого опыта, практику решения аналогичных проблем. В узком плане — это система диагностических процедур, осу­ществляемая с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследовательских методов и методик. Психолого-педагогическая диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов.

Функция уточнения логики и процедуры исследования зак­лючается в осознании того, что было сделано на предше­ствующем этапе, какие результаты получены, какие задачи были решены, а какие нет. Не решенные на предшествую­щем этапе задачи переносятся на следующий этап.

Функция прогнозирования результатов. Речь идет о про­цедуре, аналогичной той, которая используется при выдви­жении гипотезы. На каждом этапе исследования выявляют­ся и оформляются элементы замысла, прогнозируются ре­зультаты следующего этапа.

Функция практического преобразования предполагает вве­дение того новшества, ради которого велась вся подготови­тельная работа. Этот этап предусматривает конкретные дей­ствия по оптимизации условий на основе предварительного изучения опыта и знакомства с научной литературой.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность и последовательность применения методов, которая обеспечивает полное и достоверное решение постав­ленных задач. Совокупность методов составляет комплекс­ную методику исследования, которая позволяет проверить и уточнить гипотезу.

Функция анализа, обобщения, апробации и изложения ре­зультатов. Главная задача при выполнении этой функции заключается в том, чтобы выявить решающие факторы ус­пеха (или неуспеха), соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимосвязь замысла, содержания, средств и результатов. Оценка и интерпретация полученных результатов позво­ляют сформулировать предварительные теоретические и прак­тические выводы, после осмысления которых переходят к апробации (обсуждению) и литературному оформлению ре­зультатов (написанию отчетов, рекомендаций и др.).

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ИССЛЕДОВАНИЮ

Выполнение и оформление курсовых и выпускных ква­лификационных работ — один из важных видов исследова­тельской деятельности в средних и высших педагогических учебных заведениях. Работа состоит из трех этапов.

1-й этап — подготовка к исследованию:

—определение методологических основ проблемы;

—подготовка к проведению исследования.

2-й этап — подготовка и проведение опытной работы:

3-й этап — оформление курсовой работы:

—составление списка литературы.

На этапе подготовки главным является:

а) определение методологических основ проблемы исследования:

—предварительный выбор темы на основе изучения литературы,

—определение объектной области исследования: объекта и предмета;

б) подготовка к организации и проведению исследования:

—анализ специальной методической литературы и педагогического опыта по теме исследования и написание текста,

—формулирование гипотезы, цели и задач исследования,

—выбор методов и конкретной базы для проведения исследования.

Курсовая работа и ВКР имеют определенную структу­ру, составные части. Как правило, они состоят из введе­ния, основной части, заключения, библиографии и при­ложения. Основная часть может состоять из двух глав — теоретической и практической — или из нескольких пара­графов (в курсовой работе).

Прежде чем выбрать тему курсовой работы, необходимо определить объектную область, объект и предмет исследо­вания: объект вытекает из области, а предмет — из объекта, причем сужение происходит за счет более детального изуче­ния.

Выделение объекта и предмета исследования логически ведет к определению проблемы научного поиска, а после этого формулируется тема.

Выбрать тему исследования помогают:

—просмотр каталогов защищенных научных работ, аналитических обзоров достижений науки в конкретной области знаний (можно повторить ранее выполненные исследования, но с использованием новых, более совершенных методов);

—теоретическое обобщение материалов, собранных в научных работах и отчетах;

—экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутой, но не проверенной ранее другими исследователями.

После уточнения темы приступают к выработке гипоте­зы о путях решения поставленной проблемы. Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования.

Цель — замысел исследования, научный результат, ко­торый должен быть получен в итоге. Она имеет две части: теоретическую и практическую. Задачи исследования — это составные части цели. Они обозначаются, как правило, в параграфах плана работы.

Цель практически любого исследования может уклады­ваться в одну из следующих формулировок.

1. Разработка педагогических основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо.

2. Выявление, обоснование или экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических) условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо.

3. Обоснование содержания, форм, методов и средств обучения (воспитания, развития).

4. Определение и разработка критериев, требований, теоретических моделей или средств (пособий).

5. Характеристика педагогической концепции (указывается какой), доказательство ее значимости и роли в развитии современной педагогики (системы).

6. Анализ теории и практического опыта педагогов определенного периода по конкретному направлению, определение его значения для развития образования (системы, педагогики) на современном этапе.

Рассмотрим схему определения методологических основ исследования:



Вся эта работа идет параллельно с изучением литературы по выбранному объекту исследования. По мере ее изучения тема курсовой работы может уточняться, конкретизировать­ся, как и отдельные этапы организации исследования.

Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам, т. е. логикой исследования. Спе­цифика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей сре­дой, все многообразие социальных связей развивающегося чело­века. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к логической обоснованности, а следовательно, эко­номичности, целесообразности структуры научного поиска.

Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — слож­ный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер и последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе ра­боты результатами и возникшими трудностями. Тем не менее ос­новную работу по конструированию логики педагогического ис­следования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположитель­ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Можно выделить три этапа конструирования логики исследо­вания: постановочный, собственно исследовательский и оформи-тельско-внедренческий. Первый этап — от выбора темы до опре­деления задач и разработки гипотезы — в значительной мере мо­жет осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Ло­гика же второго — собственно исследовательского — этапа рабо­ты задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — проверка гипотезы — конструиро­вание предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного вывода). Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформ­ление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомен­дации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптималь­ных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня ос­нащения работы, возможностей исследователя и других факто­ров, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата. Ясно, что логи­ка каждого исследования специфична, своеобразна. Наша задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвари­антные элементы любой работы, а также показать, как эти эле­менты функционируют в исследованиях, раскрывающих взаимо­действие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, человека и культуры, становление и развитие личности в разных образовательных системах.

Начнем с выяснения характера и последовательности шагов, осуществляемых на постановочном этапе работы.

Понятие о логике исследования

Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам, т. е. логикой исследования. Спе­цифика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей сре­дой, все многообразие социальных связей развивающегося чело­века. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к логической обоснованности, а следовательно, эко­номичности, целесообразности структуры научного поиска.

Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — слож­ный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер и последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе ра­боты результатами и возникшими трудностями. Тем не менее ос­новную работу по конструированию логики педагогического ис­следования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположитель­ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.




Можно выделить три этапа конструирования логики исследо­вания: постановочный, собственно исследовательский и оформи-тельско-внедренческий. Первый этап — от выбора темы до опре­деления задач и разработки гипотезы — в значительной мере мо­жет осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Ло­гика же второго — собственно исследовательского — этапа рабо­ты задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — проверка гипотезы — конструиро­вание предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного вывода). Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформ­ление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомен­дации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптималь­ных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня ос­нащения работы, возможностей исследователя и других факто­ров, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата. Ясно, что логи­ка каждого исследования специфична, своеобразна. Наша задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвари­антные элементы любой работы, а также показать, как эти эле­менты функционируют в исследованиях, раскрывающих взаимо­действие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, человека и культуры, становление и развитие личности в разных образовательных системах.

Начнем с выяснения характера и последовательности шагов, осуществляемых на постановочном этапе работы.

Написание любого исследования должно проходить постепенно с учетом предъявляемых к нему требований и параметров. Одними из обязательных постулатов при выполнении научного изыскания является соблюдение принципов логичности и последовательности. Давайте разберемся в них, определив место в студенческих работах, их проявление и роль.

Написание любого исследования должно проходить постепенно с учетом предъявляемых к нему требований и параметров. Одними из обязательных постулатов при выполнении научного изыскания является соблюдение принципов логичности и последовательности. Давайте разберемся в них, определив место в студенческих работах, их проявление и роль.

Логика исследования: понятие, параметры, и инструменты

Под логикой при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ понимают определенную схему действий, каждое из которых взаимосвязано с предыдущим и не имеет противоречий, нестыковок.

Логика исследования основывается на следующих принципах:

  • Упорядоченность, то есть конкретные тенденции и действия, комбинация которых призвана привести к конкретному результату;
  • Обоснованность – каждый шаг исследователь должен делать осознанно, понимая важность и роль, целенаправленность;
  • Структурированность, под которой понимают четкую последовательность действий в рамках выбранной темы и ракурса;
  • Вид исследования: каждое изыскание учитывает особенности научной отрасли и области, специфику задействованного инструментария и пр.

Логика в студенческих и научных работах выступает в качестве основного ориентира (план работы) и конкретных ограничений, способствующих более тотальному погружению в проблематику, тему, достижению изначально намеченной цели.

Логическая основа НИР

Логическая основа НИР

Данный инструмент зарождается в любом исследовании независимо от масштабов деятельности автора, темы, вида работы. Он свойственен как реферату, докладу, эссе, так и полноценным изысканиям (курсовым, дипломным, научным работам). Поэтому логичности уделяется особое место в системе оценок если материал не будет учитывать данный принцип, то он не сможет пройти нормоконтроль.

Логика материала начинается с первых шагов и видения исследователя. Эксперты выделяют три основных этапа разработки и конструирования логики исследования:

Основными инструментами логики исследования выступают следующие компоненты:

Логика исследования позволяет следовать действующим правилам, концепциям, а также актуализировать их с учетом реалий.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Последовательность исследования: понятие, правила построения, роль

Логика тесным образом связана со вторым понятием – последовательность, которая подразумевает четкую структурированность и поэтапность изыскания. Фактически последовательность выступает детализацией логики студенческого или научного труда.

Последовательность курсовой, дипломной или научной работы проявляется в следующих аспектах:

  • Структурированность проекта с учетом заданных параметров и требований;
  • Постепенное (поэтапное) погружение в тему от изучения основных терминов, приемов и возможностей до их реализации на практике, оценки на современном этапе научного развития и пр.;
  • Планирование каждого шага: от выбора темы до защиты проекта. Важно понимать, когда и что следует предпринимать, изучать как пользоваться в дальнейшем полученными результатами. Например, после освещения теоретических моментов важно показать и действие, то есть использовать описанные приемы, понятия в практической главе и пр. Отклонения от намеченных планов должны быть строго обоснованными и минимальными, не доставлять неудобства автору и минимизировать погрешности в результатах.

Основные элементы научных исследований

Основные элементы научных исследований

В качестве основных инструментов в ходе утверждения последовательности исследования можно выделить:

    , очерчивающие объем, общую схему проведения исследования, правила реализации и оформления;
  • Интересы автора: здесь важно понять, что хочет показать автор, как он намерен раскрыть тему, какими творческими и профессиональными талантами обладает, видение и представление исследователя;
  • Плавный переход от теории к практике или науке;
  • Обоснованность каждого шага и взаимосвязь с предыдущим действием.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Роль логики и последовательности действий при выполнении НИР

Недооценить весомость указанных категорий в студенческой и научной среде невозможно. С одной стороны, требования по формированию логичного и последовательного текста является обязательными для каждого автора. Отсюда следует, что в случае подготовки несвязного текста, неясных перемещений по категориям и правилам быть не должно. Каждый шаг подлежит тотальному планированию с учетом заявленных требований, возможностей автора и намеченных целей.

Последовательность НИР представлена в виде утвержденного плана работы, то есть формирования глав и подпунктов с конкретизацией мыслей в каждом из них. Отклоняться от заданной траектории не рекомендуется.

Логика и последовательность НИР

Логика и последовательность НИР

Очевидно, что без соблюдения правил логичности и последовательности добиться успехов не удастся ни в одной научной области. Действие одного и того же правила должно быть адаптировано под реалии и возможности автора, поэтому со временем корректировка плана становится неизбежной и необходимой. Например, исследователь не располагает достаточными данными для использования выбранной методики анализа, тогда у него есть несколько вариантов для продолжения изыскания: выбрать другую (подходящую) методику или продолжить поиск недостающих первоисточников. Первый сценарий предполагает вполне обоснованное изменение плана мероприятий с учетом располагаемых ресурсов, а второй – продолжение изначально очерченной последовательности, но с дополнительными этапами (поиск дополнительной информации, достаточной для анализа).

Команда ОЦ Disshelp готова помочь в конструировании логики и последовательности студенческое или научного исследования с учетом действующих стандартов, мотивации и желания автора, гарантируя успех на защите. Оформить заявку можно на сайте или лично посетив офис.

Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных научных проблем.

Методологию можно разделить на две части:

¾ учение об исходных основах (принципах) познания;

¾ учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с миро-воззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы.

Значение методология научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более эффективного направления дальнейшего 'исследования.

Главной задачей методологии научного познания является создание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие методов познания.

Следовательно, методология науки изучает те методы, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания, поэтому в методологии научного исследования выделяются динамический и статический аспекты. Динамический аспект методологии представлен ростом и развитием научного знания, а статический — имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Поэтому динамический аспект раскрывает методологию научного исследования, ориентированную на поиск нового знания, а статический — методологию структуры существующего знания.

Проводя классификацию методологии научных исследований, можно выделить их три вида:

• методологию как науку о всеобщем методе исследования (общефилософская);

• методологию как науку об общенаучных методах исследования (общенаучная);

• методологию как науку об общенаучных методах познания (конкретной отрасли науки).

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.

Таким образом, методология научного исследования — это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии в научном исследовании:

• построение предмета исследования;

• создание научной теории;

• проверка истинности теории путем обращения к практике;

• использование данной теории для создания других теорий;

• интерпретация полученных результатов.

Методологию научного познания иногда отождествляют с логикой научного исследования. Такое отождествление нельзя считать правильным. Содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Вместе с тем логика научного познания является наряду с методологией основным элементом процесса познания.

Под логикой научного исследования понимается определенный порядок движения научного поиска. Исследование требует определенной логической последовательности, основу которой составляет рациональное мышление, которое является отражением закономерностей реальной действительности. Для того, чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:

¾ быть определенным, т.е. быть точным, свободным от всякой сбивчивости;

¾ быть последовательным, т.е. быть свободным от внутренних противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где они необходимы;

¾ быть обоснованным, т.е. не просто формулировать истину, но и указывать на те основания, по которым она с необходимо¬стью должна быть признана истинной.

Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) — наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективной действительности. Основные задачи логики научных исследований:

• выявление условий достижения истинных знаний;

• изучение внутренней структуры мыслительного процесса;

• выработка логического аппарата и правильного метода познания.

Следовательно, она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.

Выделяют следующие типы мышления:

¾ интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;

¾ логическое (аналитическое) — связано с анализом действий;

¾ практическое — связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов;

¾ теоретическое — направлено на открытие законов, свойств объекта.

Рациональное мышление повинуется определенным законам. Закон мышления — это необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Строение мыслей облекается конкретной логической формой. Поэтому соблюдение законов логики является необходимым, непременным условием достижения истины в процессе конкретного познания.

Логические законы действуют независимо от воли и желания людей. Они являются отражением действительности связей и отношений вещей. Поэтому они универсальны и необходимы. Универсальность их вытекает из самого существа мышления. Это следующие законы:

Читайте также: