Литература золотой орды кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1236 г. начался поход монголо-татар на Европу, во главе которого стоял внук Чингисхана Батый. Зимой 1237 г. грозные завоеватели вступили в Рязанское княжество. Рязанцы вынуждены были в одиночку выступить против могущественного врага: несмотря на просьбу рязанцев, владимирский великий князь на помощь не пришел. Поочередно были захвачены и разгромлены сначала города Северо-Восточной Руси, а позже и Юго-Западной (Киев был завоеван в 1240 г.). По возвращении из европейского похода (1243 г.) Батый обосновался на нижней Волге, где в районе современной Астрахани находилась столица Золотой Орды — Сарай. Значительная часть Руси попала в вассальную зависимость от золотоордынских ханов.

Русским землям в XIII в. приходилось бороться не только против монголо-татарских орд: на территории Северо-Западной Новгородско-Псковской Руси в 40-е гг. шла ожесточенная борьба с немецко-шведскими захватчиками.

Поражения в борьбе с внешними врагами Русской земли, проводимая Золотой Ордой политика на Руси усиливали процесс феодального дробления государства, обособления отдельных княжеств. Однако одновременно с этим процессом все настойчивее зрела идея необходимости объединения русских земель, в первую очередь находившая отражение в памятниках литературы. Эта идея возникала из сознания того, что именно раздробленность русских княжеств привела к поражению и установлению золотоордынского владычества. Внутренними стимулами ее были: единый язык (при наличии местных диалектов), единая религия, единая история, сознание этнического родства.

В XIII в. в литературе бытуют те же жанры, что и в предшествующее время, — летописание, агиография, ораторская проза. Но, как мы увидим далее, памятники этих жанров во многом отличаются своеобразием, выходят за рамки традиционных жанров.

1243 – Начало монголо-татарского ига

1243 – Начало монголо-татарского ига Последствия разгрома Руси монголо-татарами в 1237—1240 гг. оказались ужасными, многие потери – невосполнимыми. В те годы исторический путь Руси круто и резко изменился, страна вошла в иное, страшное время. В борьбе с монголо-татарами

Свержение монголо-татарского ига

Свержение монголо-татарского ига И все же главным событием правления Ивана III стало свержение монголо-татарского ига. К этому времени единой Орды уже не существовало. Шло образование нескольких ханств – Крымского, Ногайского, Казанского, Астраханского, Сибирского, хотя

2. Управление на Руси в период монголо-татарского нашествия

2. Управление на Руси в период монголо-татарского нашествия Образование государства у монголов С конца XII в. у монгольских племен, кочевавших в Центральной Азии, начался процесс разложения родоплеменного строя и зарождения феодальных отношений. Исследователи считают,

Глава 9. Начало монголо-татарского вторжения на Русь

Глава 9. Начало монголо-татарского вторжения на Русь § 1. Рождение монгольской державы В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведения доносили купцы из Индии и Средней Азии,

Проблема монголо-татарского иго

Проблема монголо-татарского иго Хотя я ставил перед собой цель выяснения истории славян от истоков до Рюрика и могу считать свою задачу выполненной, но, попутно получив материал, выходящий за рамки поставленной задачи, не могу не использовать его для освещения события,

Монголо-татарского иго не было. (Версия А. Максимова)

II. НАРОД И ФЕОДАЛЫ В ПЕРИОД УСТАНОВЛЕНИЯ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА

ПОСЛЕДСТВИЯ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ НА РУСЬ

III. РАЗРЫВ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РУСИ В РЕЗУЛЬТАТЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ XIII В.

Установление монголо-татарского ига

Установление монголо-татарского ига В 1235 году на курултае в столице монголов городе Каракоруме было принято решение о походе монголов для завоевания европейских стран. Во главе монгольских войск встал внук Чингисхана Батый. На пути в Европу лежала Русь. Ей предстояло

1240 Установление на Руси монголо-татарского ига

1240 Установление на Руси монголо-татарского ига Последствия разгрома Руси монголо-татарами в 1237–1240 гг. оказались ужасными, а многие потери невосполнимыми. В те годы исторический путь Руси круто и резко изменился, страна вошла в иное, страшное время. В борьбе с

148 °Cтояние на Угре. Свержение монголо-татарского ига

148 °Cтояние на Угре. Свержение монголо-татарского ига И все же главным событием правления Ивана III стало окончание монголо-татарского ига. К этому времени единой Орды уже не существовало, она распалась, и шло образование нескольких ханств – Крымского, Ногайского,

Глава 8. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ

Глава 8. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ § 1. Рождение монгольской державыО зарождении и развитии монгольского государства надо сказать особо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью

Сделать свой сайт бесплатно

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

Литература Волжской Булгарии

Татарская литература своими корнями уходит вглубь веков. Истоки татарской литературы восходят к фольклорному наследию и памятникам средневековой тюркской письменной культуры.

Ислам способствовал проникновению в Волжскую Булгарию арабского языка и письменности, а вместе с тем арабоязычной литературы. Принятие ислама имело ещё одно важное значение – он дал сильный толчок развитию просвещения, литературы.

Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся поэтов Востока того времени.

Булгары создали в средние века одну из ярких цивилизаций Европы.

Литература Золотой орды

Во 2 пол. 13 в. В Поволжье сформировалось сильное государство Золотая орда. В Золотой Орде получили широкое распространение творения Фирдоуси, Рудаки, Омара Хайяма, Низами, Руми, Саади и целого ряда других знаменитых поэтов Востока.

Кроме художественной ценности эти произведения являются еще и источником для изучения истории Золотой Орды.

Литература Казанского ханства

В культуре Казанского ханства слились воедино многие культурные традиции. Самыми богатыми были традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды. Среди жителей Казанского ханства, как и у булгар, была широко распространена грамотность. Грамотными были не только представители феодальной знати, духовенства, но и простые горожане, торговцы и ремесленники. Письменность была основана на арабском алфавите. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов – переписчиков книг.

Дальнейшее развитие получила художественная литература, поэзия. Широко известными поэтами были Мухаммадьяр, Кул Шариф, Умми – Камал.

Известный поэт Казанского ханства Кул Шариф, трагически погиб при осаде Казани в 1552 году. Каждое из его произведений воссоздает картину приближения человека к Богу. Создавал он в основном произведения небольшие по объему.

Татарская литература XVII начала XIX века

Постепенно татарская литература выходит из исламо – татарской орбиты с определенным влиянием суфизма. Национальное возрождение сопровождалось становлением современной татарской национальной литературы. Наиболее ранними выразителями этого литературного процесса стали Габдеррахим Утыз – Имәни (1754 - 1834), Габдельджаббар Кандалый (1797 - 1860), Гали Чокрый (1826 - 1889), Мифтахетдин Акмулла (1831 - 1895), Яков Емельянов (1848 — 1893).

С начала 19 века в татарской литературе и общественной мысли развивается рационалистическое течение.

Одним из первых представителей передовой мысли татарского народа 19 века был поэт Габдеррахим Утыз – Имәни. Он первым призвал татар изучать русский язык. Утыз Имәни был врагом невежества и считал, что и женщинам необходимо образование. Широко образованный человек своего времени он писал свои труды на татарском, арабском языках.

Ш. Марджани, К Насыри относились с большим уважением к Г. Курсави.

В начале 19 века в общественно – политической и социокультурной жизни России наметились существенные сдвиги: открытие Казанского университета (1804 г.), преподавание татарского языка в нем, открытие Азиатской типографии в Казани (1800 г.) стали теми факторами, которые способствовали развитию татарской литературы.

Татарская литература отличалась в целом религиозно – этическим содержанием. В целом она была далека от народа.

Явления реальной жизни нашло наиболее яркое и сильное отражение в устной народной поэзии: баитах, народных песнях.

Популярностью в то время пользовались и любовно – романтические поэмы Курмаши.

Со 2 пол. 19 века значительную роль в развитии татарской литературы сыграли М. Акъегет, З. Бигиев, Ф. Карими, Г. Ильяси, Ф. Халиди.

Зулейха красива, образованна, но бедна. Её жених Муса отказывается жениться на ней, т.к. перед ним открылась возможность жениться более выгодно на дочери богача. Зулейха кончает жизнь самоубийством.

Будет ли счастлива Хадича с капиталом или она достанется тому, кто победит в борьбе за эти деньги.

Татарская литература XX века

Идейным вождем литературного процесса безусловно был Гаяз Исхакый.

Художественное развитие 20-30гг. испытывало давление политических факторов. Октябрьская революция была воспринята художникаами слова неоднозначно: М. Гафури, Г. Ибрагимов, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин, К. Наджми восприняли революцию как обновление жизни, а а представители старшегот поколения: Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Дэрдменд, Думави оценивали ситуацию как разрушение.

Зачинателями новой литературы стали прославленные мастера слова: Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Г. Камал, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин.

В татарской литературе формируются новые жанры: трагедии, мелодрамы.

В поэзии на первый план вышел певец новой эпохи – Хади Такташ.

Облик литературы всего советского периода определили такие прозаики: К. Наджми, Г. Баширов, А. Шамов, И. Гази, А. Еники, Ф. Хусни, А. Абсалямов, М. Амир, чьи романы, повести и рассказы вызывали интерес не только у татарских читателей, но и во всем Советском Союзе.

В начале Великой Отечественной войны наблюдается усиление патриотического пафоса. А. Ерикей, Ф. Карим, М. Джалиль, С. Баттал, М. Садри призывают идти на фронт, больше внимания уделяют патриотизму солдат, тружеников тыла.

Известные поэты С. Хаким, Н. Арсланов вместе с аксакалом татарской поэзии Х. Туфаном составляют тройку великих татарских поэтов.

Поэты шестидесятники: Р. Ахметзянов, Р. Файзуллин, Р. Мингалим, Р. Харис, Р. Гаташ, Г. Рахим и пришедшие в поэзию после них интересные поэты Р. Валеев, Р. Миннуллин, Г. Мурат, Р. Рахман.

М. Магдеев, В. Нуруллин, Р. Тухватуллин хорошо пишут деревенскую прозу.

Литература имеет большое будущее, если у нее есть молодые писатели. Вот почему традиционно во все времена оставалась проблема преемственности литературы.

Молодежи, которая сегодня делает первые шаги в литературе, создавая свои произведения, вписываются не только в литературный процесс нашей республики, но и во всероссийский контекст.

Достойная плеяда молодых современных писателей: Ленар Шаех, Лилия Гибадуллина, Айдар Закиев, Рустам Галиуллин, Эльвира Хадиева, Рузаль Мухаметшин, Лейсан Фатхетдинова, Ильгиз Зайниев, Рифат Салах и др.

В мае месяце молодой татарский писатель Ильдар Абузяров получил Пушкинскую премию.

Татарская литература прошла многовековой путь своего развития и охватывает неисчислимое количество произведений, без которых невозможно представить объективно нашу национальную литературу.

Материал подготовила:

Н.К. Закирова

заведующ ая отделом обслуживания ЦБ

Елабужско й МБУ ЦБС,

Татарская книга

  • Рукописная книга
  • Первые печатные издания
  • История типографий
  • Издание книг на других тюркских языках
  • Буквари и учебники
  • Детская книга
  • Создание и оформление татарской книги
  • Цензура
  • Миссионерская книга
  • Деятельность издательств после 1917 года
  • Татарская книга в переводах
  • Библиотеки
  • Книжная палата
  • Татарское книгоиздательство за рубежом

В конце обзора стихотворение поэта Радифа Гаташа. Ода Татарской книге заканчивается словами:

Мы будем помнить мудрость тех времён.

Великий клич веков в сердцах мы сохраним!

О, книга, ты бессмертна, как народ!

Ты говори, ты говори.

ХIII в

ХIII–XV вв.

XVI в.

В середине XVI в. поволжские татары лишились государственности, подверглись христианизации и русификации, что крайне отрицательно повлияло на развитие литературы татарской. Были уничтожены ценные памятники письменности, подорваны творческие силы народа. Несмотря на это, татарское словесное искусство не прекратило своего существования, продолжали создаваться (хотя и в небольшом количестве) новые произведения.

XVII в.

В хикметах поэта второй половины XVII в. Мавля Колыя, произведениях его современника Габди отражаются важные общественные и нравственные проблемы эпохи. Для стихов Габдессаляма ибн Ураи характерны эмоциональность, близость фольклорным произведениям, особенно народным песням.

XVIII – XIX вв.

С конца 1980-х – начала 1990-х гг. литература становится ареной борьбы за возрождение татарской нации, восстановление ее государственности, сохранение культуры, языка. Появились писатели, для которых характерны ярко выраженная нравственно-философская оценка прошлого и настоящего, острая тревога за будущее народа; реализм стал принимать национальную окраску (А.Халим, А.Адиль, Ф.Байрамова, Рашит Ахметзянов, Г.Муратов, З.Хаким, З.Хуснияр, Р.Зайдулла).

В конце ХХ в. в литературу пришли молодые писатели: Сулейман, Р.Аймат, Л.Янсуар, М.Закир и другие, чьи творческие поиски позволяют оптимистически оценивать будущее татарской литературы.

См. также Драматургия татарская, Поэзия татарская, Проза татарская.

Литература

История татарской советской литературы. Москва, 1965.

Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX в. – Казань, 1966.

Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана: Библиографический справочник. Казань, 1970.

Гайнуллин М. Татарская литература XIX в. Казань, 1975.

Галиуллин Т. Здравствуй, поэзия. Очерки о современной татарской поэзии. Москва, 1987.

Миннегулов X. Татарская литература и Восточная классика. Казань, 1993.

Средневековая татарская литература VIII–XVIII вв. Казань, 1999.

История татарской литературы нового времени. Казань, 2003.

Даутов Р.Н., Нуруллина Н.Б. Совет Татарстаны язучылары: Биобиблиографик белешмә. Казан, 1986.

Очевидно, в 1795 – 1796 гг. была сделана писарская копия с текста рукописи для Екатерины II. Копия эта затем затерялась в архиве и была обнаружена лишь в 1864 г. П. П. Пекарским.

В 1812 г. рукописное собрание Мусина-Пушкина погибло в огне московского пожара. В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями.

Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому, удалось в 1183 г. создать небольшую коалицию южнорусских князей, которые приняли участие в летнем походе против половцев 1184 г. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, хан Кобяк захвачен в плен. Успех окрылил князей, и Святослав стал готовиться к летнему походу 1185 г. В походе 1184 г. должны были принять участие новгород-северские князья во главе с Игорем Святославичем. Однако дружина Игоря не могла поспеть вовремя из-за гололедицы.

Выступая весной 1185 г. в поход против степных кочевников, новгород-северский князь понадеялся на удачу, мечтая о своей собственной славе и желая, возможно, поискать древнего Тмутараканя, которым некогда владели черниговские князья, и в частности дед Игоря Олег. Однако поход закончился страшным разгромом русских войск. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска остались в живых лишь 16 человек.

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна – в составе севернорусской Лаврентьевской, другая – южнорусской Ипатьевской летописи.

Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается подробным последовательным описанием событий. Изложение проникнуто горячим сочувствием к участникам похода, их поражению. Летописная повесть не лишена художественности: ей присущи драматизм, образность и выразительность отдельных мест, живость повествования. Автором ее был либо непосредственный участник событий, либо человек, стоящий близко к новгород-северскому князю.

Перед нами две различные редакции исторической повести: одна из них была создана на юге Руси человеком, принимавшим близко к сердцу несчастья, постигшие северских князей и все южнорусские княжества; вторая появилась на северо-востоке, где события далекого юга уже мало волновали летописца, и рассказ о поражении Игоря он использовал в религиозно-дидактических целях.

Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает, какие тягостные последствия это поражение имело для всей Русской земли. Он подчеркивает, что в результате разгрома Игоревых войск сведены на нет успехи коалиционного похода киевского князя Святослава против половцев.

Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.

Ветры, Стрибожъи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Здесь и отражение реальной обстановки – действительно, во время боя ветер благоприятствовал половцам – и в то же время яркий художественный символ.

Герои средневекового эпоса неотделимы от своей дружины, воинов, которые добывают правителям славу в бою.

В ряде эпических произведений певец постоянно обращается к слушателям и держит их всегда в поле своего зрения.

При всей типологической общности средневекового эпоса различных народов важны и те неповторимые особенности, которые имеет каждое произведение, отражающее исторические особенности национальной жизни своего народа.

Областные литературы

Развитие производительных сил феодального общества приводит к образованию новых экономических, политических и культурных центров, в которых начинается интенсивный процесс формирования областных литератур. Этот процесс проявляется прежде всего в развитии местного летописания и агиографии.

В XII – первой половине XIII в. политическая роль Киева падает. Выдвигаются новые культурные центры – Чернигов, Переяславль Южный, Владимир Волынский, Холм, Галич. Галицкие князья держат в своих руках торговые связи Руси с Западной Европой, сдерживают натиск венгерских и польских феодалов.

Из литературных памятников этой области до нас дошла лишь Галицко-Волынская летопись, да и то в неполном составе. Это связано с тем, что в XIV в. прикарпатская Русь была захвачена польскими феодалами, которые насаждали там католичество, а католическое духовенство истребляло памятники древнерусской национальной культуры.

Галицко-Волынская летопись, дошедшая до нас в составе Ипатьевской летописи, состоит из двух частей: Галицкой летописи, излагающей события с 1205 по 1264 г., и Волынской – с 1264 по 1292 г.

Галицкая летопись представляет собой связное высокохудожественное повествование о княжении Даниила Галицкого. Составитель летописи отходит от хронологического принципа изложения, он ставит в центр повествования историческую личность князя и создает его биографию. Главное внимание уделяется политическим и военным событиям: борьбе Даниила Романовича с боярами, нашествию монголов. Церковная жизнь вовсе не интересует летописца.

В этом рассказе отсутствует религиозно-моралистическая дидактика, в нем лаконично при помощи художественно емких словесных формул воинских повестей изложены факты, связанные с осадой и штурмом Киева вражескими войсками.

По-видимому, рассказ о пребывании Даниила в Орде написан очевидцем событий, лицом, сопровождавшим князя.

Поэтический героический стиль Галицкой летописи оказал большое влияние на повествовательный стиль северо-восточной Руси, в частности на стиль жизнеописания Александра Невского.

Даниил противопоставляет доброго и злого господина, щедрого и скупого князя. Симпатии его на стороне первых, ибо, служа доброму господину, можно получить свободу.

Тем самым идеал князя мыслится автором как воплощение лучших качеств героев всемирной истории.

Афоризмы-гномии служили весьма удобной, емкой обобщающей формой, позволявшей автору заявить о незаурядности своей собственной личности, своем умственном превосходстве над обществом, обратить внимание на его противоречия, общественный и социальный быт, увидеть расхождения между идеалом и действительностью. Впервые в русской литературе человек заявил о своем праве на уважение не по положению, занимаемому им в обществе, а по своим внутренним качествам, своему уму – высшей ценности личности.

Симон подчеркивает культурное значение Киево-Печерского монастыря для всей Русской земли: из его стен вышли знаменитые деятели христианского просвещения, и Симон перечисляет славные имена Леонтия и Исаи Ростовских, митрополита Илариона, Германа и Нифонта – епископов Великого Новгорода, Ефрема Суздальского и др., отмечая, что всего можно насчитать до 50 знаменитых имен.

Патерик открывается сказанием о создании и росписи Печерской церкви, построенной в 1073 г. и посвященной Успению Богоматери. Она послужила архитектурным образцом Успенских соборов, которые затем сооружаются в Ростове, Суздале, Владимире на Клязьме, Владимире Волынском.

Возникновение Печерской церкви легендарное сказание патерика связывает с варягом Шимоном, пришедшим на службу к киевскому князю Всеволоду Ярославичу. Образ будущей церкви дважды является и видении Шимону: во время бури на море и во время битвы с половцами. Размеры церкви указаны Шимону Богородицей. Она же посылает из Царьграда зодчих и живописцев. Место строительства церкви определяется самим богом, посылающим знамения: росу, столп огненный, небесный огонь. Мерой церкви становится золотой пояс, украшавший распятие в варяжской земле и привезенный с собой Шимоном. Все эти многочисленные чудеса подчеркивали особое положение Киево-Печерского монастыря, находящегося якобы под непосредственным покровительством самого Бога и Богородицы.

Большое место в рассказах патерика занимает изображение взаимоотношений монахов с великим киевским князем. Как правило, при столкновении монастыря со светской властью победа остается всегда за монахами. Так, старец Прохор, умевший превращать золу в соль, посрамляет Святополка Изяславича. В рассказе о Прохоре-лебеднике в фантастической форме ярко отражены реальные отношения: монастырь был серьезным конкурентом великого князя и киевских купцов в торговле солью, и в этой борьбе он одерживает победу.

Старцы Федор и Василий настолько сильны духом, что Мстислав никакими пытками не может заставить их выдать тайну клада, найденного Федором в Варяжской пещере. Патерик обличает корыстолюбие и жадность Мстислава Святополковича. За свою жестокость он несет наказание: той стрелой, которой князь прострелил Василия, Мстислав, по предсказанию старца, сам был смертельно ранен в битве с Игорем Давидовичем.

Жестокая кара постигает всякого, кто не почитает монастырь и его старцев, – такова мораль рассказа об иноке Григории, которого приказал утопить в Днепре князь Ростислав. За это последний жестоко расплачивается – он сам тонет в реке, спасаясь от преследования половцев.

Много места патериковая легенда отводит рассказам о борьбе иноков с бесами. Бесы выступают олицетворением низменных побуждений, страстей и помыслов. Они принимают различные обличия: собаки, иноземца-ляха, монаха и даже ангела. Борьба обычно заканчивается торжеством благочестивых монахов и посрамлением бесов, которые вынуждены работать на святую обитель: молоть зерно, печь хлебы, таскать тяжелые бревна. В последнем случае нанятые монастырем извозчики обращаются к судье, который за данную истцами мзду решает дело не в пользу монастыря. Так сквозь религиозную фантастику просвечивают черты реальных отношений. Монахам, оказывается, свойственны и лицемерие, и зависть, и корыстолюбие, и стремление вернуться к прежней мирской жизни.

В условиях феодальной раздробленности, когда Киев утратил значение политического центра, патерик напоминал о матери градов русских, о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря – символа единства Русской земли.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

11. Каковы идейно-художественные особенности Галицко-Волынской летописи? Как изображаются летописцами князья Роман и Даниил?

14. Как и где сформировался Киево-Печерский патерик? Каковы его идейно-художественные особенности?

Повести о монголо–татарском нашествии

События, связанные с монголо-татарским нашествием, получили широкое отражение в литературе той поры.

Органически не связанными со всем содержанием повести являются религиозно-моралистические рассуждения о причинах гибели Рязани: попустительство божие, наказание за грехи. Эти рассуждения автора не могут заслонить главной причины – забвение владимирским великим князем интересов всей Русской земли.

Гордый ответ русского князя вызывает ярость Батыя. По приказанию хана Федор и все посольство перебиты.

Первая часть повести завершается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев.

Третья часть посвящена прославлению подвига Евпатия Коловрата. Это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю. Основное внимание уделено изображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переносится подвиг всей дружины. Он бесстрашно разъезжает по ордынским полкам и бьет их нещадно – так, что его острый меч притупился. Самого Батыя охватывает страх, и он посылает против Евпатия своего шурина богатыря Хостоврула (типично эпическая былинная ситуация).

В этом ответе обнаруживается отзвук былевого народного эпоса (ср. разговор Ильи с Калином царем).

Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов (сообщается об участии в битве Всеволода Пронского – умер ранее 1237 г.; о гибели в бою Олега Красного, хотя он остался жив), но она верно передает настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.

Более лаконичен и менее образен рассказ летописи о взятии Батыем Владимира в 1238 г. и битве на реке Сити с князем Юрием Всеволодовичем, павшим в этом бою.

Серапион в нашествии иноплеменников видит карающий перст Божий, возмездие за грехи и призывает людей к покаянию, говорит даже о приближении скорого конца мира.

Е. В. Петухов, исследуя творчество Серапиона Владимирского, отмечает простоту и непосредственность его поучений, отсутствие приемов книжного ораторства. Он относит Серапиона к категории тех писателей северо-восточной Руси XIII в., которые являются соединительным звеном между северо-востоком и Киевом, придерживаются традиций киевской школы, в частности поучений Феодосия Печерского и Климента Смолятича, но живут новой жизнью, черпая из нее материал для своих сочинений.

Таким образом, события 1237 – 1240 гг., связанные с нашествием монголо-татарских полчищ, получили широкое отражение в воинской исторической повести, поучении.

К. Г. Евлентьевым и опубликованное в 1892 г. X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в 30-е годы нынешнего века И. Н. Заво–локо и опубликован В. И. Малышевым в 1947 г.

Прославлению Александра – защитника православия – посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

Переводная литература

Как полагают исследователи, обе повести были переведены в начале XIII в. в Сербии: первая – с латинского языка, вторая – с восточного оригинала.

Таким образом, на основании традиций литературы Киевской Руси во второй трети XII – первой половине XIII в. начинается формирование местных областных литератур. Установление их особенностей – одна из насущных задач нашей медиевистики. Она может быть решена только после тщательного и всестороннего их изучения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каких произведениях древнерусской литературы и как отразились события монголо-татарского нашествия?

Читайте также: