Литература зодчество иконописание в древней руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI – начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII – началу XIII в. относится появление новгородских былин о “госте” Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо (“черты” и “резы”). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица – более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.

Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного. (В отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания – византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие”, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определенные политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием “Повесть временных лет” и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть”), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). “Повесть” отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов, она вобрала в себя тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее

Повесть временных лет”, в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов. С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если раньше центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое “Слово о Законе и Благодати” княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона (40-е гг. XI в.). Содержанием “Слова” стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. “Памяти и похвале Владимиру”, написанном монахом Иаковом, а также в “Сказании о Борисе и Глебе” – о первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются поучения ж хождения (путевые заметки). Наиболее яркими примерами служат “Поучение детям”, составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое “Хождение”, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор “Слова” принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главной идеей “Слова” стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русской земли, его призыв направлен к согласию в действиях, к прекращению междоусобий и княжеских распрей. Видимо, эти идеи автора “Слова о полку Игореве” не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи “Слова” – оно сохранилось в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение, сохранившееся в двух основных редакциях, – “Слово”, или “Моление”, Даниила Заточника (конец XII – первая четверть XIII в.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, возможно, дружинника, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного оградить их от произвола “сильных людей”, преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Хв., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор – замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за Киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045–1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII–XIII вв. отличает меньшая монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей – скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный.

Русское средневековое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению.

Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.
В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Культура Древнерусского государства формировалась под влиянием внешних экономических связей, военных действий, христианизации в Х веке. Основным фактором развития культуры Руси были связи с Византией – могущественной империей, главным экономическим и политическим партнером.

Развитие письменности

  • Глаголица – первый алфавит ранних славян, использованный для перевода текстов для богослужений, создан в IX веке. Территория создания – Древняя Русь, Хорватия, Болгария. Древнейшая запись при помощи глаголического письма датируется 893 годом – найдена в церкви царя Симеона в болгарском городе Преславе.

Глаголическое письмо

Глаголическое письмо

  • Кириллица – еще один древний вариант письменности, который существенно отличается от глаголицы. Этот алфавит стал базой более чем для 100 языков, включая белорусский, украинский, русский, сербский, болгарский и другие славянские языки.

Создателем кириллицы традиционно считают Кирилла (он же создатель глаголицы), но это мнение не находит прямого подтверждения в источниках. Более вероятная версия: автор кириллицы – ученик Кирилла, Климент Охридский, что подтверждает житие этого святого. Говорится, что новая (кириллическая) письменность была создана после Кирилла и Мефодия. Дополнительное подтверждение более позднего периода создания кириллицы – при повторном использовании пергамента с него соскабливали старый текст – не встречается случаев, когда соскабливалась кириллица, она всегда идет вторым слоем.

Основной толчок к развитию письменности дало принятие христианства Древнерусским государством во время правления Владимира Великого. Богослужебные книги массово переписывались монахами с латинского и греческого языков.

Грамоте обучали при церквях, при Ярославе Мудром активно открывали библиотеки, мастерские для переписывания книг при монастырях. Владимир Великий положил начало практике открытия школ – изначально, это были учебные заведения для детей бояр, знатных лиц.

Основными целями активного использования письменности были:

  • Необходимость в получении богослужебной литературы;
  • Летописание

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк.

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты

Оригинальные литературные памятники:

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства.

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде).

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Неоригинальные памятники литературы

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте.

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек.

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси.

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого.

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений.

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше.

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец.

Архитектура и монументальное зодчество

В языческие времена развитие архитектуры базировалось на применении наиболее распространенных материалов, которые можно было найти. Для большей части территории Руси – это дерево. Ранние славяне строили наземные и подземные дома, полуземлянки.

До принятия христианства знать строила крепости, терема тоже из дерева. Но с принятием христианства на территорию государства пришло монументальное каменное зодчество в характерном византийском стиле. Известно, что наиболее ранние христианские храмы были деревянными, они не сохранились до наших дней.

Первая каменная церковь – Десятинная, располагалась в Киеве, построена приблизительно в 989-996 гг. За время функционирования пережил ремонт и перестройку. Есть гипотеза, что храм был частично разрушен в следствие землетрясения. Во время захвата Киева татаро-монголами церковь была полностью разрушена.

Уникальный архитектурный памятник – Софиевская церковь, построена в первой половине XI века, во время княжества Ярослава Мудрого. Храм перенес перестройки в XVII-XVIII веках, но сохранил изначальный облик. На данный момент, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древнерусская культура восходит корнями к моменту образования государства и проходит свой путь вплоть до татаро-монгольского нашествия. Культура Древней Руси развивалась в период с X по XIII в. и была напрямую связана с социальной, политической и экономической ситуацией в обществе.

Главная характеристика данного этапа развития государства – это земледелие, обусловившее неторопливое развитие культуры в целом. Вместе с тем главная роль в видении мира принадлежала христианству, которое активно развивалось в государстве на тот момент. Все творения приписывались Божьим заслугам, а любая деятельность творческих людей пропадала в тени религии.

Выделяют два этапа развития культуры Древней Руси, которые появились в разные периоды ее становления:

  • Культура Киевской Руси в XI веке
  • Первая половина XII – начало XIII века, период феодальной раздробленности

Первоначально древнерусская культура развивалась достаточно быстро, в связи с чем Русь именовалась одним из самых развитых государств. Об этом говорят два источника, послужившие данной тенденции процветания культуры:

  • Язычество, считавшееся первой восточнославянской культурой, оказавшей влияние на развитие всей культуры Средних веков.
  • Византийская культура, которая формировалась в условиях христианства.

После того, как в 988 г. Русь стала христианской, и религия стала одним столпов на которых держится государство, активное развитие получили философия, литература, зодчество, язык, образование и политика. После принятия христианства и при проведении новых реформ начали появляться школы и библиотеки, которые повлияли на рост грамотности населения.

В X веке Кирилл и Мефодий, которые были двумя православными монахами, придумали первый русский алфавит, что позволило распространить образование не только в высшем обществе, коим являлись духовенство, князья и знать, но и сделать его доступным для всех остальных – купцов, ремесленников, пользовавшихся им в быту.

Литература Древней Руси

Исторически развитие литературы в Древней Руси принято делить на два этапа:

  • В IX-XII вв. литература активно развивалась вместе с объединением двух ключевых городов – Новгорода и Киева в качестве неотъемлемой части культуры государства Древней Руси
  • По мере того как развивались другие древнерусские центры (Суздаль, Смоленск, Владимир) в литературу начали вносить изменения, в ней появлялись иные особенности, обычаи и течения.

Больше влияние на развитие литературы Древней Руси оказали религиозные тексты, которые переводили и переписывали с греческого и латыни. Авторы Древней Руси придерживались только христианской трактовки своих мыслей, т.к. религиозное мировоззрение доминировало на этой территории.

Все книги писали на пергаменте от руки, владеть ими могли лишь состоятельные слои общества.

Важной частью древнерусской культуры были фольклор и устная поэзия, благодаря которым информация в обществе передавалась из поколения в поколение.

Архитектура Древней Руси

Архитектурное искусство также получило большой импульс во времена возникновения христианства. Каменные здания сменили деревянные постройки. Создавали их не только греческие мастера, но и русские. Все здания старались строить в однообразной стилистике. Постепенно росло число храмов, церквей и соборов.

Живопись Древней Руси

Религия также оказала значительное влияние на искусство живописи. Так, в X веке на Руси появился новый жанр, перенятый у Византии – иконопись. Иконы писали на деревянных досках с помощью натуральных красок. Обычно изображали Богоматерь, Иисуса и разнообразных святых.

Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней. Это объясняется тем, что на том этапе социально-экономическое развитие Руси, её социальная структура в целом мало чем отличались от других стран Европы. Свою роль сыграла и христианизация, во многом определившая магистральное направление культурного развития.

Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.

Традиционность жизненного уклада средневекового человека определяла весь его жизненный путь. Уже при рождении он имел определённый сословный статус, изменить который у него возможности практически не было. Исходя из сословной принадлежности человек получал и профессию, даже не задумываясь о её смене в будущем. Мальчиков, родившихся в крестьянских семьях, уже с малых лет брали на полевые работы, приучая к тяжёлому повседневному труду. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства. В то же время сын ремесленника перенимал у отца секреты его ремесла, а отпрыск боярина или дружинника с детства обучался ратному делу.

Традиционные семейные отношения на Руси исключали конфликты отцов и детей. Наоборот, каждое следующее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения и почтения к старшим, послушания родителям. Даже когда дети создавали собственные семьи, они перед совершением какого-либо важного поступка должны были обращаться за родительским благословением, что создавало прочную религиозно-нравственную основу взаимоотношений между поколениями. Именно на том этапе были заложены фундаментальные основы общинной психологии русского крестьянства, определившие его развитие на многие столетия вперёд.

Тем не менее, нельзя говорить о полном бесправии женщин на Руси. Они были наделены правом собственности: боярыни владели сёлами, крестьянки — своим приданым. Женщины могли требовать развода в случае, если уличат мужей в краже, пьянстве или насильственном принуждении к вступлению с ними в интимные отношения.

Многолетние наблюдения за окружающей природой привели к созданию народного календаря, имевшего неразрывную связь с сезонными работами крестьян: жатвой, посевом, сенокосом, сбором овощей и др. Эти же наблюдения стимулировали развитие народной медицины, основанной на знании о лекарственных свойствах многих трав и растений. Тем не менее, знание природы, бережное к ней отношение в большинстве случаев не спасало современников Древней Руси от последствий стихийных бедствий, голодных лет или эпидемий. Об архаичности их мышления свидетельствует и наличие огромного количества суеверий, не поддающихся рациональным объяснениям.

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.

Кирилл и Мефодий

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.

Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.

О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.

В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.

Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.

Нестор

Литература

Архитектура

При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.

Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.

Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.

Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.

Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Живопись

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.

Алипий Печерский

Алипий Печерский (1065-1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Первый древнерусский живописец из названных по имени.

Фольклор

Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой. Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Ремесло

Славилась Древняя Русь и своими ремёслами. По подсчётам историков, в домонгольский период ремесленниками было уже освоено свыше 60 различных специализаций. В домах горожан нередко располагались кожевенные, ювелирные, ткацкие и прочие мастерские. Во всей Европе пользовались спросом изделия русских кузнецов: замки, самозатачивающиеся ножи и др. Также ремесленники занимались литьём колоколов, изготовлением стекла. С середины X в. получило широкое распространение производство кирпича — плинфы, пользовалась популярностью многоцветная керамика, совершенствовалась обработка дерева и кожи. Славились древнерусские ремесленники и как высококлассные мастера по изготовлению оружия (мечи, сабли, копья) и доспехов (кольчуги, шлемы, щиты). В XII в. оружейники уже освоили производство арбалетов с гранёными стрелами.

Христианская культура и языческие традиции

Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.

Ключевые даты

Основные понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите факторы, оказавшие, на ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование культурного пространства Древней Руси.

Ответ. Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она так же испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Большое значение имело принятие христианства.

Автором какого произведения древнерусской литературы является киевский князь Владимир Мономах?

Запишите термин, о котором идёт речь.

Художественное изображение, получаемое путём компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и прочих материалов.

Читайте также: