Литература в период перестройки кратко

Обновлено: 30.06.2024

Советским правительством началась проводиться политика демократизации общественной жизни, что означало снятие многих ограничений для деятелей искусства, ведь ранее советская культура подвергалась цензуре. Во второй половине 1980-х гг. происходят следующие процессы:

Литература

Готовые работы на аналогичную тему

Кино и театр

Чем больше было дано свободы, тем очевиднее становилось стремление сделать кино коммерческим. Таким образом, спрос начал определять, что показывать в прокате. На экранах появилось большое количество низкопробных картин с насилием, порнографией, преступным миром.

В 1986 г. состоялся учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения по дальнейшему развитию театральной сферы: планировали открыть новые студии, а цензура в театре ликвидировалась.

Однако вскоре театр оказался в трудном положении. Он не был в состоянии заработать столько, чтобы покрыть расходы на костюмы, декорации и т.д. Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров. Политические постановки с запретными до недавнего времени персонажами были слишком неглубоки. Следствием этого стало снижение интереса к театру у общества.

Общественные отношения

Гласность открыла и многие частные коллекции советских коллекционеров. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров, который провел несколько выставок в Москве и Ленинграде, а также в городах за рубежом.

Таким образом, перестройка, несмотря на свои минусы, открыла возможности для развития русской культуры. Начали открываться новые виды учебных заведений (лицеи, колледжи), гражданам была предоставлена возможность получить второе высшее на платной основе.

  • демократизация;
  • плюрализм;
  • многоукладность;
  • вариативность;
  • альтернативность;
  • народность и т.д.

Гласность разрушила и социалистическую идеологию: начался процесс отрицания прошлого – от сноса исторических памятников до объявления деяний большевиков в 1917 г. изначально ошибочными. Вся советская культура и история стала представляться только в негативных красках.

Тотальный рост цен привел к падению тиражей газет, журналов, книг, сокращению выпуска научной литературы, учебников. Театра, музеи становятся малодоступного для основной части населения, так как билеты туда стали дороже. Начинают издаваться низкосортные произведения, которые пользовались спросом, но вели к безнравственности и духовной опустошенности общества.

В таких условиях потерянности общества (особенно молодежи) начинает возрастать роль религии и церкви.

Общие условия развития культуры . 1985–1991 годы стали для СССР поистине революционными. Весьма плодотворной была внешняя политика. М.С. Горбачеву удалось разрушить образ воинственной державы, готовой ради распространения идей социализма на любые действия.

В тоже время, важным шагом на пути к демократизации общества стала гласность, что обусловило оживление общественно-политической жизни со второй половины 80-х годов. Общество осмысливает прошлый исторический опыт и приходит к весьма неутешительным выводам.

Ситуация ухудшалась тем, что тотальный рост цен приводит к падению тиражей книг, газет, журналов, сокращению выпуска научной литературы, учебников. Театры, концертные залы, музеи становятся малодоступными для абсолютного большинства населения, опять же по причине дороговизны входных билетов. В погоне за прибылью издаются низкосортные произведения, пользующиеся спросом – детективы, фантастика, эротика. Идеологизированную культуру, фактически, заменили на эрзац-культуру, что ведет к безнравственности и духовной опустошенности общества.

В особенно сложной ситуации оказалась молодежь. Поток разоблачений, пересмотр исторического прошлого, чаще в негативном варианте, посеяли в душах полную неразбериху. Материальное стало заслонять духовное. Отсюда, абсолютное безразличие к собственной истории и культуре, фактическое предательство старшего поколения.

Правительство, в свою очередь, предпринимает попытки восстановить равновесие в обществе. В ноябре 1990 г. состоялась встреча М.С. Горбачева с творческой интеллигенцией. Впервые руководители сами спрашивали совета. Участникам встречи была предложена анкета. Фактически, все опрошенные выразили уверенность в том, что наше общество способно духовно возродиться.

Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы, включая вузы.

Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

В точных науках бесспорное лидерство принадлежало атомной энергетике. Самым мощным оставался ядерно-оружейный комплекс, где было занято более 100 тысяч человек. В нашей стране работали 29 атомных блоков, которые вырабатывали 12% производимой электроэнергии, а в европейской части России – около 30%. Причем, атомный реактор – это не только источник тепла и электричества, но и возможность воспроизводства ядерного и термоядерного топлива, синтеза искусственных элементов, наработки радиоактивных изотопов для медицины.

Пальма первенства в научных изысканиях принадлежала двум крупнейшим центрам: Арзамас–16 и Челябинск–70. Здесь проводились фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, натурные испытания образцов вооружения на ядерных полигонах. Одним из важных аспектов деятельности Минатома России стало осуществление утилизации ядерных боеприпасов в соответствии с программой сокращения ядерных вооружений.

Однако атомная энергетика принесла нам не только успехи. Серьезнейшим испытанием для многих наших современников, да и для самой идеи развития и использования ядерной энергии стала Чернобыльская катастрофа.

Год от года советская наука испытывает все большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Основные тенденции в литературе и искусстве . Художественное творчество окончательно и без сожаления расстается с социалистическим реализмом. Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности.

В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии, реформах, состоянии русской культуры). Идет крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодежи. Пожалуй, впервые, делается попытка понять умонастроение народа на разных исторических этапах, ответить на вопросы: «Почему соотечественник уничтожал соотечественника? Почему мы такие? И, вообще, какие мы?

При чем, ситуация с прокатом постоянно ухудшалась. Чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Прокат начал диктовать уровень. На экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

В 1986 г. прошел учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актеров.

Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров даже в Москве. Политические пьесы с запретными до недавнего времени персонажами были слишком поверхностны. Зрительский интерес к театру падает, часто спектакли идут при полупустых залах.

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства. Известный врач А.Я. Абрамян несколько лет назад подарил свое собрание Еревану, на ее основе возник музей русского искусства. В Москве при ГМИИ им. Пушкина создан музей частных коллекций, куда отдали или завещали свои коллекции такие знаменитые собиратели, как И. Зильберштейн и А. Рамм.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

Власть и церковь в годы перестройки регулярно конфликтовали. Периодические гонения вызывали недовольство в православном мире. Основная причина недопонимания заключалась в радикальном экономическом, политическом реформировании. Они старались изменить консервативные взгляды жителей СССР, прервать застой, изменить мировоззрение людей.

Духовная жизнь в годы перестройки практически не изменилась, однако культурный, экономический, социальный сектора потерпели колоссальные перемены. Одной из главных задач стала адаптация фундаментальных, социалистических принципов к ценностным ориентирам человека. Однако власти действовали непоследовательно, неуверенно. Это положило начало распаду КПСС. Советский Союз как крупнейший государственный синдикат прекратил свое существование в августе 1991 года.

Культура в годы перестройки – кратко

Молодой политический активист, деятель – Горбачев – первым заложил идею обновить социализм. Культура во время перестройки сильно изменилась. Люди настолько привыкли к ограничениям, цензуре и запретам, что исчезновение жестких рамок стало для них шагом в новое будущее. Советское общество стало активно развивать разнообразные формы культурного самовыражения – искусство, литературу, музыку, танцы и другое. Россия – страна талантов, для которой гласность стала еще одним значимым аспектом.

Государственные учреждения стали открытыми для народа, система из работы – прозрачная и понятная для каждого гражданина. Информация появилась в открытом доступе, люди смогли делиться мнениями, дискутировать, не опасаясь наказания. В СССР на протяжении долгих лет была запрещена критика власти, при Горбачеве жители страны могли высказывать свой взгляд на государство. Ключевые моменты культурных изменений:

  • Значительное сокращение материальной поддержки культурного направления со стороны государства. Переход к самостоятельному финансированию;
  • Смягчение идеологической диктатуры. Это сопровождалось печатью множества произведений, запрещенных при Союзе за осуждение социализма или руководства. Первые годы перестройки большое внимание уделялось публицистике, шестидесятники выпускали статьи, опусы, остро критиковавшие сталинский режим. Со временем они стали выказывать свое отношение к коммунизму;
  • Прикладная и фундаментальная наука столкнулась с кризисом. Государство сократило финансирование отраслей, практически перестало давать заказы. Особенно сократился военный сектор, направление конструкторских разработок. Научные учреждения СССР не имели современных технологий, поэтому не могли соответствовать уровню западной науки;
  • Писатели активно занялись развитием темы личности, духовного мира. Они изучали, как человеческая душа меняется под давлением социальных сложностей;
  • В театре появилось множество новых пьес, некоторые из них можно отнести к резонансным произведениям;
  • Появился первый русский рок, талантливые музыканты смогли выйти из тени, открыто выступать, собирать концертные залы. В 1980 году им не приходилось бояться осуждения, гонений или тюрьмы за свои выступления.

Духовная жизнь общества в период перестройки – перемены

В духовной сфере произошли разительные перемены. Что касается религии и веры, война с церковью более не велась столь ожесточенно, как это было еще десять лет назад. Люди вольны были выбирать самостоятельно свои религиозные предпочтения, читать Библию, посещать храмы и церкви. Другие важные перемены:

Выступления писателей: В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Ю. Бондарева, С. Залыгина, Ч. Айтматова, А. Адамовича и др. Систематическая публикация писем читателей в самых разных изданиях.




Недоверие в критике рубежа 80—90-х гг. к отвлеченному теоретизированию. Эмоциональное решение проблем художественного метода в критике второй половины 80-х гг.

Пересмотр основных ценностей русской литературы XX в. Суровая оценка пути советской литературы в статьях М. Чудаковой, В. Воздвиженского, Е. Добренко и др. Неисторические крайности, излишне эмоциональные, однозначно резкие выпады, особенно в непрофессиональной критике, против М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова и иных безоговорочно почитавшихся ранее писателей. Опровержение такого рода выступлений в статьях В. Баранова, Ад. Михайлова, С. Боровикова и др. Периодическое появление новых сугубо разоблачительных статей при сравнительно небольшом интересе к ним читателей.

Усиление внимания к жанрам критики. Возрастание значения жанра проблемной статьи. Выборочные обзоры журнальной продукции по месяцам. Годовые обзоры литературы, анкеты о состоянии журналов, о современной критике и публицистике, социологические данные об успехе у читателей тех или иных произведений и периодических изданий.

Выступления писателей: В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Ю. Бондарева, С. Залыгина, Ч. Айтматова, А. Адамовича и др. Систематическая публикация писем читателей в самых разных изданиях.

Недоверие в критике рубежа 80—90-х гг. к отвлеченному теоретизированию. Эмоциональное решение проблем художественного метода в критике второй половины 80-х гг.

Пересмотр основных ценностей русской литературы XX в. Суровая оценка пути советской литературы в статьях М. Чудаковой, В. Воздвиженского, Е. Добренко и др. Неисторические крайности, излишне эмоциональные, однозначно резкие выпады, особенно в непрофессиональной критике, против М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова и иных безоговорочно почитавшихся ранее писателей. Опровержение такого рода выступлений в статьях В. Баранова, Ад. Михайлова, С. Боровикова и др. Периодическое появление новых сугубо разоблачительных статей при сравнительно небольшом интересе к ним читателей.

Усиление внимания к жанрам критики. Возрастание значения жанра проблемной статьи. Выборочные обзоры журнальной продукции по месяцам. Годовые обзоры литературы, анкеты о состоянии журналов, о современной критике и публицистике, социологические данные об успехе у читателей тех или иных произведений и периодических изданий.

Читайте также: