Литература китая кратко самое главное

Обновлено: 05.07.2024

Классический язык и нео-конфуцианская классическая литература

Китайская империя на всем своем протяжении имела общую письменность около 2000 лет. Не имело никакого значения, каков был разговорный язык, так как наиболее образованные люди во все времена, начиная с периода династии Хань и заканчивая династией Цин, могли читать древние тексты конца династии Чжоу (1045-255 до н.э.) и также владели письменностью. Таким образом, китайская литература до революции 1912 года, представляет своего рода непрерывное литературное течение охватывающее 2400 лет. Если бы Европа имела свою собственную литературную историю такую же как Китай, это выглядело бы так, словно большинство европейских писателей до 20-го века пытаются писать свои труды на древнем классическом греческом, который стал мертвым языком уже более двух тысячелетий назад. Этот литературный язык был императорской письменностью правящих слоев населения периода династии Сун около 1000 лет. Почти всем бюрократическим правителям необходимо было знать наизусть нео-конфуцианскую классическую литературу, труды которой были написаны на этом классическом языке.

Нео-конфуцианское литературное течение представлено нам Четырьмя книгами и Пятью томами классических произведений (四书五经), которые содержали политическую философию Конфуция и другое. В эпоху династии Сун, все эти девять книг были собраны воедино и систематизированы. Пять книг классических произведений, полагают, были написаны самим Конфуцием, остальные же Четыре книги, как считали, содержали в себе материал из учений конфуцианской школы, но были собраны воедино в эпоху Сун. Все эти девять работ в основном заучивались теми, кто имел своей мотивацией занимать административные должности в императорском правительстве. Те же, кто прилагал все усилия, чтобы как можно лучше сдать экзамен для вступления в административную должность, в основном заучивали все произведения. Все должностные лица изучали одинаковые работы о социальном поведении в обществе и философии, что в свою очередь содействовало единству и нормализации модели поведения каждой империи и на протяжении изменений династии. Ученые-бюрократы имели общую стратегию модели понимания мира, согласно которой они доносили саму суть людям. Те же, кто сдавал самый трудный экзамен, были высоко чтимы, даже если и не получали руководящий пост. Высшее образование в этой системе считалось предшествующим фактором зарождения знати.

Пять книг произведений литературной классики и остальные Четыре тома были сотворены на языке классической письменности. Пять книг включают в себя такие произведения: Книга Перемен, Классика Поэзии, Сборник обрядов, которая была воссозданием первоначальных Классических обрядов Конфуция, которые были потеряны во время книжной ревизии династии Цинь; Классическая история, а также Весенняя и Осенняя Летопись, произведения, в основном исторического характера о родном государстве Конфуция Лу. Четыре книги включают в себя следующие издания: Литературный сборник Конфуция, который является наиболее содержательной книгой высказываний, приписываемых Конфуцию и записана его учениками; Мэн-цзы, который является коллекцией политического диалога, автором которой считают конфуцианца Менция; Доктрина срединного и Великого учения, которая является книгой о образовании, самосовершенствовании и великом Дао. Для иностранцев, которые хотят ознакомиться с конфуцианской философией, чтение Сборника афоризмов Конфуция является наиболее хорошим ознакомительным этапом с высказываниями, обладающими простым смыслом и содержащими общую глубинную суть понимания.

Другие древние классические тексты

Для подавления оппозиции и утверждения своей собственной власти, первый император (Цишихуан, чья Терракотовая армия в Сиане признана одним из восьми чудес Света), император первой крупной китайской империи Цинь (221-206 гг. до н.э.) приказал, чтобы все религиозные и философские тексты, кроме легизмических текстов, а также вся литература не соответствующая его идеологии была уничтожена, и запретил чтобы люди писали какие-либо противоречивые его взглядам и убеждениям тексты. Он лишь позволил создавать тексты на основе политической философии Легизма, так как принципы этой философии полностью поддерживали его модель правления. Он также разрешил дабы некоторые виды научных книг были сохранены. Это также называлось "Книжное сжигание и захоронение ученых", и это действительно была литературная катастрофа, так как большинство древних философских и религиозных писаний и даже некоторые научные знания инакомыслящих философов были запрещены и уничтожены. Те, которые сохранились каким-то образом - это некоторые конфуцианские и даосские тексты и некоторая другая литература, а также несколько текстов извлеченных из могил. Наиболее важными работами, отличающимися от конфуцианских произведений, которые, как полагают, сохранились со времени эпохи Хань и прежде, являются трактаты Лао-цзы и Чжуан-цзы, легизмические тексты, некоторые научные документы, и древние исторические тексты.

В эпоху Хань, философская и религиозная школа под названием Даосизм в основе своих изложений ссылалась к двум главным книгам, как к источнику своего священного писания. Дао Дэ Цзин является основным текстом даосской философии. Дао Дэ Цзин повествует о Каноне пути и благодати. Говорят, что Лао-цзы написал этот трактат в промежутке приблизительно от 300 до 600 гг. до н.э. Но историки по сей день ведут свой спор о том, написал ли именно он этот текст, когда он жил, и был ли он реальной исторической личностью. Следующим даосским текстом, написание которого, как говорят, относится к периоду эпохи Чжоу, называется Чжуан-цзы.

Император Цинь покровительствовал философской школе, которая называлась легизм (法家). Философия этой школы, несомненно, встретила поддержку со стороны императора, так как основным ее принципом считалось положение о полноправной власти правителя и беспрекословном подчинении ему людьми. Главенствующим философом этой школы и имперским правителем династии Цинь был Ли Сы который учил тому, что человеческая природа, по своей натуре эгоистична и что лишь жесткое императорское властвование со своими строгими законами необходимо для установления и поддержания общественного порядка. Политические и правовые произведения Ли Сы, а также другие тексты этой философской школы имели весомое влияние на политическое мышление во времена династии Хань и последующих затем эпох.

Из-за того что многие исторические тексты были утеряны в эпоху Цинь, возникла необходимость в исторических произведениях. Империя Хань тотчас же последовала за империей Цинь. В период Хань, Сыма Цянь сделал исторические записи, которые являются одной из основных исторических работ общей истории Китая еще до династии Шан и к династии Хань. Прозаический стиль написания книги считался великолепным образцом для писателей последующих династических эпох. Его достоверные повествования о истории считаются надежной основой для последующих династий. Другая достаточно важная историческая работа касается самой по себе династии Хань. Некоторые научные труды этой эпохи также считались важными.

Китайские литературные произведения Поэзия, Классические новеллы Все они суть китайской литературы. Китайская литература развазывается через многие этапы, имеется глубокую суть, которая включает судьбы Китая и другие многие о Китае.

Китайские классические новеллы общее, что объединяет все эти четыре повести, - это то, что они были написаны на разговорном языке того времени, в отличие от большинства произведений стародавней литературы, которые были изданы на классическом языке.

Китайская поэзия всегда была любимым литературным жанром для человека на протяжении многих тысяч лет.

Китайская классическая проза написанная в период древнего и досовременного Китая отличалась от поэзии тем, что в своей речевой структуре имела менее четкую.

Китайские научные тексты дают нам представление о уровне знаний в династические эпохи. На протяжении нескольких эпох, китайские ученые и изобретатели представили миру новые идеи и познания в различных областях.

Китайские литературные произведения включают в свой жанр художественную литературу, философские и религиозные произведения, поэзию и научные труды. Литературу Китая разделяют эпохи династий, которые рассматриваются и изучаются каждая по отдельности.

Династии Чжоу и Шан литературы это была небольшая империя которая располагалась в северной центральной части Китая. Развитие китайской письменности и основная философская и религиозная литература в династии Чжоу и Шан.

Первый крестьянский предводитель сверг правление империи Цинь. Эпоха династии Хань продлилась 400 лет. В начале эпохи, конфуцианское течение было возрождено. Конфуцианские тексты были переписаны и переизданы.

Династия Тан была большой империей, что было выгодно со стороны торговли с Западом по Великому шелковому пути, в сражениях с Тибетской империей, и способствовало растущему влиянию в организации буддийской религии.

Литература династии Сун о путешествии, в которой авторы писали о своих поездках и о различных направлениях стала популярной литературой для чтения, возможно, потому, что издания можно было дешевле купить.

Литература династии Юань Это была большая империя со своей высоко оборудованной техникой, большим населением и огромной армией. Когда у них это все было они решили попробовать подкорить себе все страны, которые их окружают.

Китайцы подняли восстание против монгольских завоевателей, и эпоха династии Мин началась около 1368 года. Монголы и правительство Мин все еще продолжали иногда вести сражения.

После победы коммунистов, была одобрена только Современная литература, содержание которой соответствовало мировоззрению и идеологии правительства.

Напишите нам и наши русскоговорящие эксперты будут рады помочь организовать Ваше путешествие. Мы максимально быстро предоставим Вам выгодное предложение туристической программы, отвечающей Вашим пожеланиям, и ответим на все интересующие вопросы.

Китайская литература зародилась еще в древности, поэтому имеет длинную историю развития и своего становления.

китайская литература

Всю литературу можно разделить на 8 основных этапов развития , каждый из которых имеет свои преобладающие жанры литературного творчества. Это:

  • Древние времена: мифы и легенды
  • Начало Династии Цинь: историческая проза, рассказы о мастерах
  • Восточная и Западная Династии: стихи, частушки, песни Юэфу и историческая проза
  • Вэй, Цзинь, Южная и Северная Династии: поэзия и другие типы творчества
  • Династия Тан: поэзия
  • Династия Сун: лирика
  • Династии Юань: поэтическая Драма
  • Династий Мин и Цин.: художественная литература

Китайская литература начала Династии Цинь

Начало Династии Цинь было ознаменовано рождением эпохи китайской культуры, наступлением китайского литературного развития. Литература, созданная в этот период была весьма примитивной, построенной на древних мифах и легендах, передающихся из поколения в поколение, из уст в уста с древних времен.

Однако, ее культурный дух оказал сильное влияние на дальнейшее развитие литературного творчества Китая. С историческим прогрессом появляются различные литературные вариации с особенностями, произошедшими в ходе правления Династии Ся и Шан, Западной династии Чжоу, Весеннего и Осеннего периода и в период Воюющих государств.

Ход истории оказывал наибольшее влияние на становление литературы в период династии Цинь. Литература Династий Ся и Шан оказалась под сильным влиянием мастеров культуры и первобытной религии.

Вотчинная система, практикуемая в начале династии Чжоу, повлекла за собой новый этап в истории Китая. Культура Лию (Liyue) была самой распространенной в литературе того времени и отражала политические идеалы этого периода.

китайская литература

Во время Весеннего и Осеннего периода, в каждой стране были свои книги с историческими записями, но наиболее представительной была летопись Конфуция “Весна и Осень” – летопись государства Лу. Эта работа подчеркнула важность социальной этики и принятия во внимание истории при планировании будущего общества.

Конфуций очень верил в ценность всего общества и много вложил усилий в составление этой летописи . В конце периода Весны и Осени были созданы еще 2 других великих произведения: “Цзо Чжуань ” и “Гуо Ю”.

Эти работы унаследовали практический стиль Летописи “Весны и Осени” и поддерживали убеждения школы Конфуция, также были за соблюдение ритуалов, верности империи, консолидации государства и за защиту граждан.

Помимо исторических трудов, создавались и произведения, обращающие внимание людей на личную и социальную жизнь общества, выдвигались различные взгляды на общественное развитие того времени.

Создавались крупные произведения содержащие идеи Конфуция, Мо-Цзы, Лао-Цзы , которые по сути своей являлись сочетанием прозы и рифмы.

В период Воюющих государств произошли важные перемены в историческом и культурном развитии Китая. В это время представители различных школ мысли начинают писать книги, в которых критикуют нынешнюю эпоху и выражают свое мнение о политике, решают различные спорные моменты между собой, этот период также известен как”Сто школ думали и спорили”

В ранний период Династии Западная Хань, Тан Сима разделил философов и “Сто Школ” на следующие основные 6 школ:

  • Школа Инь-Ян
  • Конфуцианская Школа
  • Моизм
  • Школа Мин
  • Школа Права
  • Школа Нравственности

Лю Синь добавил еще 4 школы в течение Поздней Хань. Это были Школы Нонг, Школа Закона, Смешанные Школы и Школа Сяошу (художественная литература). Эти школы обсуждали различные вопросы, касающиеся природы, общества, жизни, политики и философии с разных точек зрения.

Самыми влиятельными философами этих школ были Чжуан Чжоу – даосизм, и Менг Ke – конфуцианство, Хань Фей – школа Права, и Школа Чжун и Хэн. Хотя они и придерживались различных мнений, каждый из этих философов разделял общую точку зрения под влиянием уникального культурного периода Воюющих государств .

Помимо философов, упомянутых Тан Симом, другая великая личность, Цюй Юань в период Воюющих государств, внес огромный вклад в развитие древнекитайской литературы , и поэтому считается одним из величайших литературных фигур в истории.

ду фу

Позже, Цюй Юань был дискредитирован клеветнической кампанией выдвинутой правящими кругами. Он был, естественно, возмущен и разочарован и, не имея каких-либо других средств оправдать себя, вылил все свои эмоции в описательную поэзию и прозу вперемешку со стихами.

В результате незаконного приговора управленческой структуры, красочности и привлекательности слов, а также богатого и непринужденного воображения, Цюй Юань высказывал свои политические идеалы и чувство патриотизма, в результате чего был создан еще один самобытный жанр в развитии китайской поэзии.

Вопросы культуры, мысли и идеи, которые преобладали в период Воюющих царств породили “Сто Школ Мысли” и были ответственны за метательное развитие и популярность у будущих поколений китайской литературы, не говоря уже о том, что подтолкнули к рождению новых стилей прозы, поэзии и оды в манере, которую прежде никто никогда не создавал.

Хань, Вэй, Цзинь, Южная и Северная Династии

Фу – это стиль описательной прозы вперемешку с поэзией, который является уникальной формой китайской литературы. Он возник во времена Династии Хань, этот период был единственным в истории Китая, когда страна процветала.

Фу – это жанр китайской художественной литературы , которому способствовало выдающиеся развитие государства. Сочетая в себе поэзию и прозу, этот литературный стиль был очень мощным и выразительным. Наиболее влиятельным представителем этого литературного стиля был Сыма Сян-жу, уроженец Чанду, говорят, что он был вызван к императору, после того, как он прочел одно из его произведений, но возможно эта присказка была добавлена уже много позже.

Китайская литература династии Суй и Тан

Китай – это страна поэзии, а поэзия династии Тан достигла небывалого совершенства и мастерства. В начале Династии Тан, жили такие поэты, как Шангуань И, Чэнь Цанци, Сонг Венжи, которые основали стиль Люши (l?shi), он имеет строгую структуру, в которой всего 8 строк, каждая состоит из 5-7 символов, выдержанных в рифме и строгом тоне.

Выдающиеся поэты Ван Бо, Ян Цзюн, Лу Чжаолинь и Ло Биньван старались ликвидировать эти стилистические ограничения стихотворениях, популярных в государстве Лян и Ци, тем самым расширяя границы китайской поэзии.

Ночью провожаю Чжао Цзуна

Любезнейший Чжао, как яшмовый диск совершенен,
Что был в Поднебесной увенчан немеркнущей славой.
Его провожаю – ведь Чжао на родину едет,
И ярко нам светит луна над речной переправой!
Ян Цзюн

Их теории и практическое применение создали совершенно новый стиль в поэзии Династии Тан, который стал причиной дальнейшего появления множества поэтических стилей и жанров. Идеология Ван Вэя и Мэн Хао-жаня сосредоточила внимание на стихотворном изображении природных ландшафтов.

Их стиль отображает свежесть и идиллию мира в тихой, спокойной манере. Контрастом им послужила поэзия Цэнь Шеня и Гао Ши – первые, кто выразил жизнь писателя в рифмах, захватив дух всех литераторов идеей творческой помощи в управлении государством. Они хотели принести миру мир своим духом упорства и смелостью. Поэзия быстро-развивающейся династии Тан достигла своего расцвета, романтичный стиль Лю Бая и реализм Ду Фу, стали основными контрастами этого периода.

Поэзия Лю Бая была сосредоточена на противоречиях идеала и реальной жизни, поэт выразил вызов мраку общества своим стремлением к свободе и к индивидуальности. Его творчество полно отличительных знаков, богатых образов, храбрых преувеличений, свежести языка, фантастического воображения и смелости форм, которыми он сознательно нарушал правила классической поэзии.

Ему противопоставлена поэзия Ду Фу , в которой он изображает реальную жизнь в саркастической форме, обнажая плохой характер современных правителей.

И долга, и тяжка за горы Саньба тропа
По неверным камням – на все десять тысяч верст…
В громождениях скал лютеет снежная ночь
У свечи одинокой – в чужом краю человек…
С каждым шагом в пути все дальше плоть от костей
И из близких со мной – один лишь мальчик-слуга
Как же вытерпеть мне скитания без конца.
Прояснился рассвет, и вот уже новый год…

Мэн Хао-Жань (пер. Александра Матвеева)

Стихи Ду Фу продемонстрировали резонанс с рабочим классом, страсть к жизни и пьянящие надежды на светлое будущее.

Гениальность его поэзии в том, что с одной стороны она выражала его выдающиеся способности, с другой она была потрясающе художественной и давала резкий анализ реальной жизни, с точки зрения простых людей, создавая неповторимый стиль, в в котором выражена сила чувств и эмоций через ясный, смелый и аккуратный язык.

троецарствие

Среди всех стилистических прорывов, произошедших во время династии Тан, одним из самых заметных было создание Школы Юэфу в лице поэта-реалиста Бая Цзюйи. Он говорил: “Проза должна быть написана для размышлений о времени и поэзии для интерпретации жизни”.

В середине династии Тан появился еще один жанр, который представляла Школа поэзии Ханьмен, ее представляли такие поэты, как Ли Хэ, который был “коронован” как “Эталон Поэзии” или “Монстр Поэзии”.

Также отмечался подъем поэзии Ли Шанъинь и Ду Му, которых вместе называют “Маленькой ЛиДу” Помимо поэзии, достигла своего пика и китайская проза. В середине Династии Тан, возникло “Движение Старого Стиля”, инициаторами которого были Хан Ю и Лю Цзун-юань, они настоятельно требовали настоятельно требовал замены параллельного стиля прозы, прозой, популярной в ранний период династии Цинь и Хань.

Проза Хан Ю была богата содержанием и разнообразием форм , а проза Лю Цзун-юаня приняла форму сатирических очерков и путевых заметок, и была широко принята всем обществом. Период Тан был ознаменован и развитием классического романа. Также в этот период возникла еще одна форма поэзии – тексты песен .

Китайская литература династий Цзинь и Юань

В период правления Династии Юань драмы и романы стали мейнстримом художественного творчества, а поэтическая драма с музыкой приобрела еще большую популярность. Местные классической оперы в Южном Китае стали все более востребованы. С другой стороны развитие поэзии и прозы, ранее признанных в качестве православной литературы, снижается.

Литература Династии Мин и Цин

В период правления династий Мин и Цин, развитие китайского романа прошло через 3 важных этапа . Были популярны романы в записках, романы – легенды в период династии Тан, и романы в песнях во время правления Юань.

Эти 3 этапа достигли своего пика в период Мин и Цин и в последствии завершились, как художественная форма литературы. Самые известные романы этого периода – это “Троецарствие” Ло Гуаньчжуна, “Речные заводи” Ши Найаня, “Путешествие на Запад” У Чэн-эня, “Сон в красном тереме” Цао Сюэциня, “Цветы сливы в золотой вазе” авторство приписывают Ланьлинскому насмешнику, настоящее имя которого не известно. Первые 4 произведения были удостоены звания “ Четыре классических романа Китая” .

В завершение стоит сказать, что китайская литература стоит того, чтобы не единожды обратиться к ее произведениям и всерьез заинтересоваться ее самобытностью и оригинальностью идей.

В китайская литератураНаряду с ивритом и индийским языком, это одна из старейших литературных традиций, которая не прерывалась с момента ее зарождения. Иначе и быть не может, если учесть, что Китай - одно из мест, где человечество развило первые элементы цивилизации.

Протописьменство возникло в Китае 5000 лет назад, и в ходе своего длительного исторического процесса оно изобрело чернила, бумагу и, намного позже, печать, почти за пять веков до Запада. И все же мы мало знаем о его литературе.

Китайская литература имеет почти такую ​​же долгую историю, как и история страны, в которой она возникла, начиная с 2200 г. до н.э., когда возникла династия Ся. Однако многие авторы датируют начало этой литературы примерно 6 веком до нашей эры, когда пять классических произведений были написаны, составлены или составлены. Ву jīнг.

История Китая - это история ряда королевств и династий, которые следовали друг за другом до возникновения республики в 1911 году, и, хотя он пережил длительные периоды изоляции, его культура оказала влияние на соседние страны, такие как Корея и Япония, а также на некоторые из ее стран. классика, как Тао Дэ КингЛао-цзы, И Цзин, или Искусство войны, написанные Сунь-Цзы, являются частью культурного наследия человечества.

Характеристики китайской литературы

Влияния

На протяжении всей своей истории с 6 века до нашей эры. До начала двадцатого века китайская литература находилась под заметным влиянием двух философских течений китайского происхождения: конфуцианства и даосизма.

Конфуцианство

Также известное как конфуцианство, это была религиозная и философская доктрина ритуального выражения, созданная Конфуцием (V век до нашей эры).Он постулирует, что изначальный порядок, ухудшавшийся на протяжении всей истории, восстанавливается с помощью двух практик: практики обучения и практики добродетелей.

Поскольку его целью является не индивидуальное спасение, а то, чтобы каждый человек участвовал в преобразовании общества, которое должно восстановить гармонию с законом Тиан или небеса, его также можно отнести к этико-политической доктрине.

Пять классиков

Пять классических произведений представляют собой компиляции древних текстов: Ши Цзин (Классик поэзии или Книга Од), Шу Цзин (Классик истории), Йи Цзин (Книга Перемен или Книга Мутаций), Ли Хи (Классика обрядов) Y Чун Цю (Летопись весны и осени).

У третьего было несколько изданий по всему миру под названием И Цзин и последнее, Летопись, Он приписывается Конфуцию и рассказывает историю Китая до того, как он был объединен под властью династии Цинь.

Четыре конфуцианские книги

В Да Сюэ (Отличное знание) Y Чжон Йонг (Доктрина посредственности) являются частью Классика обрядов; Лун Ю (Аналекты) представляет собой сборник высказываний Конфуция; Y Мэн Цзы (Mencius), собирает работы этого конфуцианского философа.

Даосизм

Дао - это принцип абсолютного единства и в то же время изменчивый; это то, что составляет высшую реальность всего, его онтологический и космогонический принцип. Итак, для даосизма Дао - это субстанция всего сущего.

Даосская классика

В Дао Цзин (Классика пути и добродетели), приписываемый Лао-цзы (4 век до н.э.); в Ли Цзы (Классика идеальной пустоты); и Чжуан Цзы или Чжуан-цзы, от одноименного философа.

Пять классиков (Ву Джīнг), четыре конфуцианские книги (Да шу) и даосская классика занимают центральное место в китайской литературе.

Вариации названий произведений и авторов

Поскольку китайская литература была написана с помощью синограмм (китайских иероглифов), часто можно увидеть имена писателей, мыслителей и произведения, написанные по-разному при преобразовании в латинский алфавит.

Например: Лао-цзы или Лао-цзы, Чжуан-цзы или Цзуан-цзы, Дао Де Цзин или Тао Дэ Кинг, Y Йи Цзинили И Цзин, среди многих других.

Этапы истории китайской литературы

Критики разделили историю китайской литературы на четыре части:

  • Классический период, от написания классических текстов (между 6-м и 4-м веками до нашей эры) до 2 века нашей эры, когда империя была объединена.
  • Средневековье, с 3 по 13 век.
  • Современная эпоха, с четырнадцатого века до расцвета республики в 1911 году.
  • Современное время, с 1912 года до наших дней.

Эта ситуация изменилась в последние десятилетия, когда китайская литература продвигалась в Азии и за ее пределами с большей свободой, но по-прежнему находилась под наблюдением и потенциальной цензурой режима.

Жанры, представители и произведения

Поэзия

Поэзия - один из древнейших литературных жанров, возникший около 3000 лет назад. Большая часть древней поэзии собрана в Ши Цзин, также называется Сборник песен. Большинство этих стихов были написаны для исполнения на традиционных церемониях под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Но, кроме того, поэзия присутствует в самом известном даосском произведении в мире. Дао Цзин или Дао ты король, том стихов, приписываемых Лао-цзы, хотя есть те, кто сомневается в существовании этого философа.

Золотой век китайской поэзии пришелся на период династии Тан, между 618 и 907 годами, не только благодаря качеству поэтов, но и благодаря развитию бумаги и изобретению печатного станка в 10 веке, что позволило большее распространение поэтических текстов.

Из этого периода выделяются поэты Ван Вэй, Ли По и Ду Фу, которые в своих текстах выразили философские течения того времени (конфуцианство, буддизм и даосизм) и уступили место первым любовным стихам китайской литературы.

Современные поэты появились между 60-ми и 80-ми годами прошлого века, и среди них выделяются голоса Бэйдао, Шу Тина, Цзян Хэ, Тянь Сяоцин, Захи Юнминь и Лу Иминь. Поэзия по-прежнему является широко читаемым жанром в Китае.

Эссе и другие прозаические тексты

Исторические сборники, а также философские тексты относятся к V веку до нашей эры и присутствуют в классических текстах.

В периоды, предшествующие объединению империи, известные как периоды Весны и Осени и Сражающихся царств (722-221 гг. До н.э.), была создана среда, способствующая политическим и философским дискуссиям, что нашло отражение в многочисленных хрониках и эссе. .

Повествование

Истоки китайской повествовательной литературы восходят к биографическим отчетам, анекдотам и историям о привидениях, собранным в сборники, такие как Zuozhuan (около 300 г. до н.э.) и в Чун Цю (Летопись весны и осени).

Истории, собранные в этих произведениях, вдохновлены 200 г. до н.э. C. Чжан Го Се (Стратегия воюющих государств) анонимным автором, который, несмотря на то, что считается историческим текстом, сыграл фундаментальную роль в развитии китайского повествования.

Эти четыре работыРомантика трех королевств (1330), Ло Гуанчжун; У кромки воды (1573) Ши Найан; Путешествие на запад (1590), приписывается У Чэнъэ; и Мечта о красной комнате (1792), Цао Сюэцинь и Гао Э.

Китайская литература 20-го века была сильно отмечена идеологией Коммунистической партии Китая, хотя в 21-м веке произошло изменение позиции, позволившее публиковать романы, хотя позже они подвергались цензуре.

Это случай Шанхайский ребенок (1999) Wei Hui, опубликовано, а позже запрещено; и из Пепел любви (2003) Му Цзимей, который также успешно зашел в социальные сети. Еще один роман конца века, который стоит выделить: Фей ду (Lв бесполезный капитал, 1993) Цзя Пингва.

В 21 веке китайский роман также исследовал жанр научной фантастики с такими авторами, как Лю Цисинь, автор книги. Трилогия трех тел; o Баошу, автор Искупление времени.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962—1978.

КИТА́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра кит. народа, одна из самых древних лит-р мира; ее непрерывная письм. традиция насчитывает около 3000 лет. Первые иероглифич. памятники — надписи на костях животных и панцирях черепах, гл. обр. записи гаданий, относятся к 18 и последующим векам до н. э. К нач. 1-го тысячелетия до н. э. относятся надписи на бронзе. Существовавшая, по-видимому, в глубокой древности развитая система мифологии лишь частично реконструируется на основании позднейших разрозненных записей.

школа Ян Чжу и др. Однако их значение для лит-ры было неизмеримо меньшим. Большую популярность приобрело в то время иск-во устной полемики, дискуссии и убеждения, что сказалось на композиции мн. философ. и историч. соч.

Первая пол. 8 в. была временем расцвета Танской империи; к этому периоду относится творчество целого созвездия больших мастеров стиха. Старшие по возрасту среди них — Мэн Хао-жань (689—740), лирик редкой простоты и задушевности, и певец сельской идиллии Чу Гуан-си (ум. ок. 760). Разностороннее и сложнее их был Ван Вэй (701—761) — поэт, художник, музыкант и каллиграф. У него тоже много пейзажных и буколических картинок, но много и размышлений о жизни (с течением времени все более окрашивавшихся в буддийские тона), сатирич. выпадов против власть имущих, а также стихов о сражениях на зап. границах. Стихи о тяжелом ратном труде воинов, отстаивавших от кочевников пределы гос-ва, широко представлены также у Гао Ши (702—765) и Цэнь Шэня (715—770). Отдал дань этой теме и Ван Чан-лин (698—765), однако не менее интересны его стихи, воспевающие девичью

Над этим соцветием талантов возвышаются два самых любимых народом поэта Китая — Ли Бо и Ду Фу. Ли Бо (701—762) почти всю жизнь провел в путешествиях, в общении с друзьями, среди стихов, музыки и вина, не связывая себя путами чиновничьей службы. Его муза жизнерадостна, пытлива и до дерзости свободна. Поэту тесно в рамках обыденности, тем более претит ему придворная жизнь. Воображение увлекает его к островам бессмертных из даосской мифологии. Поразительна творч. смелость, с к-рой он впитал достижения предшествовавшей лит-ры и нар. поэзии. Свободное от украшательства творчество Ли Бо гуманистично по духу и доступно по форме.

В 960 после полувекового периода распада и войн, Китай объединился под властью Сунской династии. Начало правления Сунов внутри страны характеризовалось тенденцией к абсолютизму, новым расцветом экономики

Примечат. жанром К. л. 13—14 вв. была песенная лирика саньцюй, развившаяся из нар. мелодий, причем не только ханьских, но и др. народностей. Саньцюй ближе к фольклору, нежели цы. Саньцюй писали Лу Чжи (1235—1300), Чжан Кэ-цзю (ок. 1280—1330), Цяо Цзи (1280—1345), Гуань Юнь-ши (1286—1324), а также многие видные драматурги. Классич. жанры поэзии и прозы в этот период, в связи с общим упадком феод. старой интеллигенции, отошли на второй план. В творчестве таких поэтов, как Лю Инь (1249—93), Ван Мянь (ум. 1359) и др., есть правдивые картины жизни страны в годины войн, но ни один из них не обладал крупной индивидуальностью. Из прозы на классич. языке познават. интерес представляют многочисленные бицзи — сб-ки нередко не связанных между собой записей случаев из жизни, наблюдений, поверий и т. д. Продолжалось также составление повестей хуабэнь.

С изгнанием в 1368 монголов в Китае устанавливается власть Минской династии, продолжавшаяся до маньчжурского завоевания (1644). Несмотря на попытки правителей сохранить в неприкосновенности феод. уклад и его идеологию — основанное Чжу Си в 12 в. неоконфуцианство, в стране возникают ростки бурж. отношений, распространяются вольнодумные учения. В лит-ре все

сделанные Янь Фу (1853—1921). С 1909 появляются первые точные переводы рус. писателей, принадлежащие будущему основоположнику новейшей К. л. Лу Синю (1881—1936). Кит. романисты нач. 20 в. уже использовали нек-рые приемы зап. лит-ры.

Писатели из реформаторского лагеря — Кан Ю-вэй, Тань Сы-тун, Янь Фу — широко использовали публицистику для пропаганды своих взглядов. Много сделал в этой области Лян Ци-чао, писавший на сравнительно доступном языке. В период революц. подъема 1900-х гг. выдвигается плеяда литераторов революц.-демократич. направления. Среди них пламенные публицисты Чжан Тай-янь (1868—1936), Чэнь Тянь-хуа (1875—1905) и Цзоу Жун (1885—1905), призывавшие народ к свержению Цинской монархии, поэтесса Цю Цзинь (1875—1907), жизнью своей подтвердившая выраженную в ее стихах готовность пожертвовать собой во имя освобождения страны. Важность революц. лит-ры как средства духовного пробуждения народа отстаивал в статьях 1907—08 Лу Синь. Незадолго перед Синьхайской революцией 1911 образовалось Южное общество — крупная (ок. 200 участников) организация поэтов, стоявших на позициях решительной борьбы с цинским самодержавием. Из ее членов более известны Лю Я-цзы (1887—1958), Чэнь Цюй-бин (1874—1933), Гао Сюй (1877—1925). Все они в той или иной степени восприняли творческие установки Хуан Цзунь-сяня и Тань Сы-туна. Причудливым сочетанием влияний — от Байрона и Гюго до буддийской философии — отмечено творчество члена общества поэта, прозаика, переводчика и художника Су Мань-шу (1884—1918).

Бянь Чжи-линь и др. сблизились с демократич. лагерем). При всей ошибочности платформы этих групп, в творчестве многих их представителей звучат патриотич. и гуманистич. мотивы.

Большое место в лит. жизни занимала публицистика. Ей посвятили последние годы жизни Цюй Цю-бо и Лу Синь, множество боевых статей, фельетонов, очерков создали другие прогрес. литераторы. В публицистике выступали также противники революц. лит-ры — Ху Ши, Чжоу Цзо-жэнь, Линь Юй-тан и др., чьи взгляды находили отклик у части буржуазии и европеизиров. интеллигенции.

В конце 20-х — нач. 30-х гг. устанавливались и укреплялись организационные и творч. связи прогрессивной К. л. с мировым революц. лит. движением, особенно с сов. лит-рой. Несмотря на цензурные преследования, широко переводились произв. сов. писателей и прогрес. писателей др. стран. Международная лит. общественность активно поддерживала кит. писателей в их борьбе, разоблачала террор чанкайшистов. В 1936 Лига левых писателей объявила о самороспуске в целях более широкого объединения патриотически настроенных литераторов для отпора япон. агрессии. Создание в стране единого антияпон. фронта облегчило условия работы прогрес. писателей.

Сразу после начала широкой агрессии Японии в 1937 начался бурный рост боевой патриотич. лит-ры, поначалу гл. обр. малых форм — очерк, рассказ, рассчитанные на декламацию стихи, агитац. пьесы. Нек-рые поэты обратились к бытовавшим в народе жанрам сказа, песни и традиц. драмы. Многие приняли участие в агит. работе среди солдат и населения. Группа писателей направилась в Пограничный район, находившийся под контролем народно-освободит. войск. С этого времени и до победы революции 1949 в развитии К. л. четко выделяются две струи — лит-ра освобожденных районов и лит-ра гоминьдановского тыла (кроме того, нек-рые литераторы, в их числе коллаборационисты, находились в оккупированных японцами районах). Большинство писателей работало в районах чанкайшистского господства. Примерно до конца 1938 гоминьдан под влиянием патриотич. подъема в народе не препятствовал деятельности литераторов, посвятивших свое творчество национально-освободит. войне. Писатели-патриоты, объединившиеся в марте 1938 во Всекитайскую ассоциацию работников литературы и искусства по отпору врагу (пред. Лао Шэ), немало сделали для пробуждения в народе сознания опасности, угрожающей стране, и ненависти к япон. империализму. Среди непосредственно связанных с фронтовой тематикой выделяются рассказы и очерки Цю Дун-пина (1915—41),

Литература Китайской Народной Республики. Накануне провозглашения народной республики в Пекине в 1949 состоялся первый Всекитайский съезд работников лит-ры и иск-ва, сплотивший писательские силы всей страны и призвавший литераторов к активному участию в социалистич. строительстве, в работе по воспитанию нового человека. В числе важнейших задач кит. писателей была названа необходимость творчески воспринять все лучшее в нац. наследии, всемерно использовать опыт сов. лит-ры, а также революц. лит-ры др. стран. Эти положения были подтверждены и развиты на 2-м съезде кит. писателей (1953). В годы, последовавшие за освобождением страны, ведущей темой К. л. стало изображение современников, в напряженном труде преобразующих родную землю и переделывающих самих себя. Характерно, что мн. писатели стали жить и работать среди своих героев; с др. стороны, в лит-ру пришло много способной молодежи, принесшей с собой подлинное знание жизни.

Лит.: Васильев В. П., Очерк истории кит. лит-ры, СПБ, 1880; Алексеев В. М., Кит. лит-ра, в кн.: Лит-ра Востока, в. 2, П., 1920; его же, Кит. лит-ра, в кн.: Китай. История, экономика, культура. М. — Л., 1940; Федоренко Н. Т., Кит. лит-ра, М., 1956; Конрад Н. И., Краткий очерк истории кит. лит-ры, в кн.: Кит. лит-ра. Хрестоматия, т. 1, М., 1959; Сорокин В. Ф. и Эйдлин Л. З., Кит. лит-ра, М., 1962; Позднеева Л. Д., Древнекитайская лит-ра, в кн.: Никитина В. Б. [и др.], Лит-ра Древнего Востока, М., 1962; Эйдлин Л. З., О кит. лит-ре наших дней, М., 1955; Вопросы культурной революции в КНР. Сб. статей, М., 1960; Маркова С. Д., Кит. поэзия в период нац.-освободит. войны 1937—1945 гг., М., 1958; Меньшиков Л. Н., Реформа кит. классич. драмы, М., 1959; Скачков П. Е. и Глаголева И. К., Кит. худож. лит-ра. Библиография рус. переводов и критич. лит-ры на рус. языке, М., 1957; Скачков П. Е., Библиография Китая, М., 1960; Лу Синь, Чжунго сяошо ши люэ, Пекин, 1953;Чжэн Чжэнь-до, Чатубэнь чжунго вэньсюэ ши, т. 1—4, Пекин, 1957; Чжунго вэньсюэ ши. Бэйцзин дасюэ. т. 1—4, Пекин, 1959; Чжунго вэньсюэ ши, Чжунго кэсюэюань Вэньсюэ яньцзюсо. т. 1—3, Пекин, 1962; Чжунго вэньсюэ ши. Ю Го-энь дэн чжубянь, т. 1—4, Пекин, 1964; Лу Кань-жу, Фэн Юань-цзюнь, Чжунго ши ши, т. 1—3, Пекин, 1956; Чжоу И-бай, Чжунго сицзюй ши чанбянь, Пекин, 1960; Го Шао-юй, Чжунго вэньсюэ пипин ши, Шанхай, 1961; Чжунго миньцзянь вэньсюэ ши, т. 1—2, Пекин, 1958; Ван Яо, Чжунго синь вэньсюэ ши гао, т. 1—2, Шанхай, 1954; Лю Шоу-сун, Чжунго синь вэньсюэ ши чугао, т. 1—2, Пекин, 1956; Чжунго сяньдай вэньсюэ ши цанькао цзыляо, т. 1—3, Пекин, 1957; Giles H. A., A history of Chinese literature, N. Y., 1958; Margouliès G., Histoire de la litérature chinoise. Prose, P., 1949; его же, Histoire de la littérature chinoise. Poésie, P., 1951; Bertuccioli G., Storia della letteratura Cinese, Mil., 1959; Chén Shou-yi, Chinese literature. A historical introduction, N. Y., 1961; Průšek J., Die Literatur des befreiten Chinas und ihre Volkstraditionen, Prag, 1955.

Читайте также: