Литература и революция кратко

Обновлено: 03.07.2024

2017-й – год столетия революционных событий 1917 года, а следующий 2918 год – гражданской войны. Революция 1917 г. в России завершила идейную борьбу в начале XX в. Победило материалистическое миропонимание с его установкой, что человек должен сам творить свою новую жизнь, разрушив старый уклад до основания и отодвинув в сторону целесообразные законы эволюции.

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.

3.Н. Гиппиус, воспитанная на старой, христианской морали, оставила такие строки о сути происходившего:

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты.

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь.

И не смолкает грохот битв

По всем просторам русской степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнитв.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

По Волошину, виноваты и красные и белые, считавшие свою правду единственно верной. Эти строки интересны и личным отношением поэта к враждующим сторонам.

Дом их – это центр, средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя, например поэтов-романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покой были символом мещанства и пошлости, у М. Булгакова дом – это средоточие духовной жизни, его обитатели дорожат традициями дома и даже в трудное время стараются их сохранить.

Мифтахов Михаил Николаевич,

гр. ПОИО (б)-31, Педагогический институт ТОГУ (Хабаровск)

Научный руководитель

Сливко Станислав Вадимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной и всеобщей истории Педагогического института ТОГУ


На фото: РАППовцы

СОГЛАСИВШИЕСЯ . О готовности сотрудничать с Советской властью практически сразу заявили авторы, приобретшие известность к 1917 году:

и многие другие.

  • А.А. Ахматова,
  • М.А. Волошин,
  • М.М. Пришвин,
  • И.Г. Эренбург,
  • Л.М. Леонов,
  • Б.А. Пильняк,
  • А. Белый.

ПОЛУЧИВШИЕ ИЗВЕСТНОСТЬ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ. В начале 1920-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями:

  • Д. Фурманов,
  • Вс. Иванов,
  • М.М. Зощенко,
  • К.А. Федин,
  • И.Э. Бабель,
  • М.А. Булгаков.

Многие крупные писатели (например, Ахматова, Замятин, Мандельштам, Сологуб) не входили ни в одно из объединений.


Москва, 1934. Открытие Первого съезда советских писателей в Доме Союзов.

В 1922 году учреждён ГлавлитГлавное управление по делам литературы и издательств, организация, занимавшаяся цензурой художественных произведений и охраной государственной тайны. В декрете о создании Главлита были сформулированы общие принципы, которыми нужно было руководствоваться при запрещении издания или распространении произведений:

Запрещённые книги отправлялись в спецфонд Библиотеки имени Ленина, и за годы советской власти таких книг накопилось несколько десятков тысяч наименований.

В период с 1921 по 1934 гг. русская литература несёт невосполнимые утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921), Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1930), Максимилиан Волошин (1932), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934).

В 1934 году было принято решение о создании единого Союза писателей СССР, который возглавил Максим Горький.

Соцреализм – это художественный метод искусства и литературы, который представляет собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира.

Влияние революции 1917 года на развитие русской литературы

Октябрьская революция 1917 года привела к тотальному изменению роли писателей в обществе, типа писателя и самой литературы в целом. Несмотря на идеологическое давление на литературу, она не переставала развиваться. Развитие литературы происходило потоками, литературный процесс носил многомерный характер. Можно выделить три основных направления литературы этого периода:

  • Русская советская литературы, в основном – литература социалистического реализма;
  • Литература русского зарубежья;
  • Литература андеграунда (запрещенная литература, потайная литература).

Развитие этих направлений происходило параллельно, они практически не пересекались между собой. Это обусловило особенности каждого направления. Литература русского зарубежья практически утратила связь с современностью, с родной почвой, потеряла своего читателя. Ведущими темами этого направления стали русская история и тема революционного времени.

Развитие литературы андеграунда происходило под запретом, подпольно. Писатели этого направления выработали свой собственный стиль и эзопов язык, а при первой возможности она утекла на запад. Вписаться в перестроенную Россию послевоенного периода эта литература так и не смогла.

Однако больше всего пострадала советская литература, признанная официально. Попытка установить собственные законы провалилась, литература оторвалась от мирового литературного процесса.

В послереволюционный период произошло размежевание и в писательской среде.

Писатели, которые вошли в литературу еще до октябрьской революции, разделились на тех, кто принял новую власть, на тех, кто был против нее и на тех, кто колебался.

Готовые работы на аналогичную тему

Революция разделила прозаиков и поэтов по идейной направленности, а не по степени их таланта. Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский приветствовали это событие. Тот, кто революцию не принял, не принял новую идеологию заплатил за это изгнанием, а некоторые даже жизнью. Среди них были Иван Бунин, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Иван Шмелев, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Михаил Булгаков и другие.

Отношение некоторых поэтов к революции

Иди – и не бойся с ним рядом встать.

Твое одиночество веку под стать.

Владимир Маяковский принял революцию с восторгом, и это отношение проходит красной нитью через все его творчество. Однако поэт осознает, что смена власти – это общественное потрясение, которое несет не только свободу простому народу, но и голод, разруху, болезни, пьяный разгул. В поэзии Маяковского доминирующим пафосом становится героика и оптимизм. Революционный романтизм – основной метод творчества поэта, а главная тема – борьба за утверждение нового общества. Будущее и коммунизм для Маяковского стали практически синонимами.

Лицо Настоящего Двадцатого Века, начавшегося в европейской истории Первой мировой войной, в России окончательно определилось в 1917 году. Две революции, произошедшие в начале и конце одного года, не только изменили название страны, но и на многие десятилетия определили новые правила ее жизни.

Отношения писателей к революции оказались частью общей проблемы, которую Цветаева обозначила в заглавии своей статьи: поэт и время.

В 1922 году было организовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит ), могущественное цензурное учреждение, которое почти семьдесят лет определяло судьбы журналов, книг, отдельных писателей. С этого времени в СССР установилась предварительная цензура: обязательное рассмотрение всех печатных изданий до их публикации. В условиях свободы, таким образом, русская литература жила меньше двух десятилетий: цензура была отменена во время революции 1905 года.

Сумрак тает. Рассветает.

Пар встает от желтых льдин,

Желтый свет в окне мелькает.

– Что сегодня, гражданин,

– Я сегодня, гражданин,

Душу я на керосин




По мере утверждения советской власти большевики обращают на литературу все более пристальное внимание. Вожди революции еще с императорских времен занимались литературным трудом. Литераторами в той или иной мере были и В. И. Ленин, и Л. Д. Троцкий, и Н. И. Бухарин. Первым народным комиссаром просвещения стал литературный критик и драматург А. В. Луначарский.

Когда-то в семнадцатом веке произошел раскол русской церкви: его последствия сказываются более трех столетий. После революции такой же великий раскол переживают русская культура и русская литература: его последствия придется изживать весь двадцатый век.

Лицо Настоящего Двадцатого Века, начавшегося в европейской истории Первой мировой войной, в России окончательно определилось в 1917 году. Две революции, произошедшие в начале и конце одного года, не только изменили название страны, но и на многие десятилетия определили новые правила ее жизни.

Отношения писателей к революции оказались частью общей проблемы, которую Цветаева обозначила в заглавии своей статьи: поэт и время.

В 1922 году было организовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит ), могущественное цензурное учреждение, которое почти семьдесят лет определяло судьбы журналов, книг, отдельных писателей. С этого времени в СССР установилась предварительная цензура: обязательное рассмотрение всех печатных изданий до их публикации. В условиях свободы, таким образом, русская литература жила меньше двух десятилетий: цензура была отменена во время революции 1905 года.

Лицо Настоящего Двадцатого Века, начавшегося в европейской истории Первой мировой войной, в России окончательно определилось в 1917 году. Две революции, произошедшие в начале и конце одного года, не только изменили название страны, но и на многие десятилетия определили новые правила ее жизни.

Отношения писателей к революции оказались частью общей проблемы, которую Цветаева обозначила в заглавии своей статьи: поэт и время.

В 1922 году было организовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), могущественное цензурное учреждение, которое почти семьдесят лет определяло судьбы журналов, книг, отдельных писателей. С этого времени в СССР установилась предварительная цензура: обязательное рассмотрение всех печатных изданий до их публикации. В условиях свободы, таким образом, русская литература жила меньше двух десятилетий: цензура была отменена во время революции 1905 года.

Сумрак тает. Рассветает.

Пар встает от желтых льдин,

Желтый свет в окне мелькает.

– Что сегодня, гражданин,

– Я сегодня, гражданин,

Душу я на керосин

По мере утверждения советской власти большевики обращают на литературу все более пристальное внимание. Вожди революции еще с императорских времен занимались литературным трудом. Литераторами в той или иной мере были и В. И. Ленин, и Л. Д. Троцкий, и Н. И. Бухарин. Первым народным комиссаром просвещения стал литературный критик и драматург А. В. Луначарский.

Когда-то в семнадцатом веке произошел раскол русской церкви: его последствия сказываются более трех столетий. После революции такой же великий раскол переживают русская культура и русская литература: его последствия придется изживать весь двадцатый век.

Читайте также: