Лирика пушкина кратко 6 класс

Обновлено: 08.07.2024

Предлагаю вариант анализа стихотворений А.С.Пушкина, изучаемых в 6 классе.

ВложениеРазмер
лирика А.С.Пушкина 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе для 6 класса по теме

технологии исследования в обучении

Задачи: 1) дальнейшее знакомство учащихся с биографией А.С.Пушкина,

2) обучение выразительному чтению,

3) работа над выразительными средствами языка.

2. Слово о поэте.

- Наш сегодняшний урок посвящён творчеству А.С.Пушкина. На прошлом уроке мы начали знакомство с биографией Александра Сергеевича. Что вы узнали о поэте?

(пересказ статьи учебника о лицейских годах А.С.Пушкина)

- Обратимся к учебнику. Прочитайте статью на странице 42 и скажите, с кем встречался А.С.Пушкин в Кишинёве.

(чтение стихотворения учителем)

- Как вы думаете, кто же является главным героем, лицом стихотворения?

- Каким вы себе представляете орла?

( гордый, свободная птица, надменный взгляд)

- Перечитайте слова, которые хочет вымолвить орёл.

- Как вы думаете, почему именно эти слова хочет вымолвить эта гордая птица?

(орёл отождествляется со свободой)

- К чему же он призывает узника?

(к свободе – естественному состоянию каждого существа)

- Только ли о личной свободе идет речь?

(освобождение народа, его права)

- Давайте посмотрим, меняется ли картина на протяжении стихотворения. Какая она в первой строфе?

- Какие слова (эпитеты) помогают нам понять это?

- А в последней строфе?

- Итак, какова же идея этого стихотворения?

(призыв к свободе)

- Прочитаем это стихотворение. ( 2 ученика)

- С давних пор есть у нашего народа такой обычай: 25 марта выпускать птиц на волю, до этого всю зиму томившихся в клетках. В этот весенний праздник множество пернатых пленников вылетало на волю, наполняя воздух своим радостным щебетанием. Соблюдал этот обычай и Пушкин.

( чтение стихотворения учителем)

- Как вы думаете, когда оно было написано? Почему?

(дух свободы, чужбина)

- Но не только Пушкин описал весенний праздник. Одно из стихотворений на эту тему принадлежит перу современника Пушкина, поэту В.И.Туманскому.

- Обратите внимание на доску (при помощи проектора отображаются тексты стихотворений Пушкина и Туманского).

(Вчера я растворил темницу

Воздушной пленнице своей.

Я рощам возвратил певицу,

Я подарил свободу ей.

Она исчезла, утопая

В сиянье голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы молилась за меня.)

- Сравните эти стихотворения.

- О чем идет речь у Туманского?

(о благодарности птички отпустившему её на волю человеку)

Как вы думаете, кто здесь главный герой?

- Почему отпускает птичку?

- А что же чувствует отпускающий на волю птичку человек?

( чувствует себя в неволе, сам в клетке)

- Прошли годы. Уже прославленным поэтом Пушкину пришлось прожить 2 года в ссылке в селе Михайловском. Ни родных, ни друзей, только няня Арина Родионовна разделяла его одиночество; да бывал он у соседей в Тригорском. И вот однажды ранним морозным утром к поэту приехал лицейский друг Пущин. Это была их последняя встреча. Через несколько месяцев Пушкин так о ней напишет:

Поэта дом опальный,

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

- Пущин учавствовал в восстании декабристов и был осуждён на каторгу. В самый день приезда в Читу он получил посвящённые ему стихи друга.

- Когда и где познакомились Пушкин и Пущин? (чтение статьи учебника на стр. 39)

- Как вы думаете, как прошла эта встреча? Попробуйте описать.

- Какие строки стихотворения помогли вам представить её?

- Передайте эти чувства при чтении стихотворения. (2-3 человека)

6 . Объяснение домашнего задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина"(9 класс)

Урок по любовной лирике А.С. Пушкина, анализ стихотворного текста и произведения изобразительного искусства.

Использование ИКТ на уроках литературы в старших классах в рамках изучения темы "Лирика А.С. Пушкина"

Презентация по теме "Лирика А.С. Пушкина".


Презентация к уроку литературы "Пейзажная лирика А.С.Пушкина" 8 класс

Презентация к уроку.


Урок "Тема творчества в лирике А.С.Пушкина" 9 класс


Научно-методическое обоснование урока "Тема творчества в лирике А.С.Пушкина" 9 класс

Научно-методическое обоснование урока.

Проверочный тест по лирике А.С. Пушкина. 10 класс

Проверочный тест по лирике А.С. Пушкина 10 класс.


Урок на тему "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)

Обучающиеся анализируют стихотворения А.С.Пушкина о любви.Технология построения урока: ТРКМ.Приёмы: синквейн, "Практикум начинающего литературоведа", сочинение -эссе.

Александр Сергеевич Пушкин по праву считается одним из самых выдающихся писателей и поэтов России. Заслуги Пушкина-прозаика велики, ведь именно он положил начало реалистичным, жизненным повестям, которые стали школой мастерства для других писателей. Однако поэтическое наследие поэта не менее значимо. В его лирике можно выделить следующие жанры.

Эпиграмма. Краткое, емкое по смыслу сатирическое стихотворение, которое адресовано кому-либо.

Романс. Лирические повествования о чувствах.

Элегия. Романтические размышления о жизни, о людях, о будущем, о жизни и смерти.

Сатирические стихотворения. Ироничность Пушкина к слабостям общества, к его порокам видна в посвящениях недругам или в стихотворных размышлениях о жизни света.

Любовная лирика. Любовь Пушкина не страдания, но нормальное состояние человека, которое необходимо для жизни. Любовь — счастье, любовь — свобода и несвобода от любимых — вот идея Пушкина.

Философская лирика. Многие из стихотворений Пушкина вскрывают проблемы современного ему общества, взаимоотношений разных сословий людей, власти и народа.

Множество лирических стихотворений Пушкина указывают на мировосприятие автора, на его настроения и желания.

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.


Тематика лирики А.С. Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

✓ философские и др.




Биография и творчество Пушкина

Но стоит обратить внимание на другое обстоятельство, которое нам хорошо известно, но не всегда соотносимо с этим отрывком, ведь все эти периоды биографической Пушкинской жизни были не просто не свободными периодами, а были периодами, организованными не Пушкинской волей: лицей – это решение его родителей; служба в Коллегии иностранных дел – тоже навязанная; юг – это недобровольный перевод по службе; Михайловское – действительная ссылка, которая оканчивается удивительно: Пушкин оказывается единственным официально помилованным ссыльным, что являлось волей императора, а не самого Пушкина. Когда же речь идет о втором Петербургском этапе жизни Пушкина, то мы понимаем, что эта ситуация не меньшей свободы. В 1831 году после женитьбы Пушкина молодожены проводят медовый месяц в Царском Селе, что, вероятно, тоже символично. Пушкин в начале своей новой семейной жизни возвращается в свою юность, в Царское Село. Там же по случаю холеры оказалась царская семья. Николай I

Рис. 1. Император Николай І ()

смотрит на возмужавшего Пушкина и отправляет его на службу в Министерство иностранных дел с особенным заданием: он теперь работает над историей Петра Великого.

Рис. 2. Император Петр Великий ()

Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

• написано в жанре дружеского послания;

• наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;

• развивается гражданская тема;

• присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;

• противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;

• описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:

— труд как непременное условие жизни в деревне;

— точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;

— динамика в изображении явлений;

• отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;

• использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;

• усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;

• использование дерева как символа смерти и зла;

• осуждение рабства, деспотизма;

• утверждение свободы человеческой личности.

Жанр(от фр.genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы – эпос, лирика, драма. (Например, повесть – вид эпического жанра, комедия – вид драматического жанра, послание – вид лирического жанра, поэма – вид лиро-эпического жанра.) Каждый жанр обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:

• развивает мотив одиночества;

• дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;

• написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);

• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

✓ стихи, посвященные Ивану Пущину.

Тема свободы в творчестве Пушкина

Эта работа, которая открыла Пушкину возможность посещения исторических архивов, работы с закрытыми документами, привязывала его к Петербургу, из которого Пушкин хотел уехать куда угодно, но император его не пускал. Единственные две поездки, которые он совершил, это поездка без разрешения на Кавказ в 1829 г., за что был наказан, и единственная официально разрешенная командировка – это поездка в Оренбургскую губернию, когда Пушкин официально работает над сбором материала в связи с историей Пугачевского бунта. Он рвется из Петербурга, и единственное, что ему удается, это Михайловское и Болдино. Представить себе менее несвободную судьбу российского дворянина просто невозможно.

Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

• рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

• раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

• имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

• необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

• жанр стихотворения — элегия — воспоминание;

• раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

• выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

• описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

• имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

• используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

• кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

Подражание в творчестве Пушкина

Сначала это будет творчество Батюшкова,


Рис. 8. К.Н. Батюшков ()

Рис. 9. В.А. Жуковский ()

Рис. 10. Ф.Ф. Юрьев

таким образом: нервно сжав листок с рукописью этого стихотворения, заметит, что если этот юнец так и дальше пойдет, то нам на Парнасе больше делать нечего. Те открытия, к которым старшие современники Пушкина шли длительным художественным развитием, этот по сути подросток воспроизводит с необычайной легкостью. Таким образом, перед нами удивительное свойство Пушкина, которое много позже Гнедич

Рис. 11. Н.И. Гнедич ()

в одном из посланий, обращенных Пушкину, неслучайно соотнесет его с Протеем –

древнегреческим мифологическим существом, способным принимать самые разнообразные формы. В итоге перед нами обнаружится изумительная особенность Пушкина художественно проникать не только в стили других авторов, но и в стили других народов и культур. Ведь в последующем он с точностью будет воспроизводить в своем творчестве, скажем, не только миры библейского Ветхого завета,


Рис. 13. Ветхий завет ()

но и книг Корана.

Он изобразит нам Средневековую Англию, Испанию. Поэтому ту удивительную особенность, которую много позже Достоевский

Рис. 15. Ф.М. Достоевский ()

определит как всемирную отзывчивость Пушкина, можно обнаружить в этой необычайной способности Пушкина улавливать и воспроизводить явления окружающего мира, иногда даже чуждые самому Пушкину.

Богами вам еще даны

Златые дни, златые ночи,

И томных дев устремлены

На вас внимательные очи.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный…

Все это сильно напоминает поэтическую мысль Батюшкова с призывом наслаждаться жизнью. А финальная строчка звучит так:

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнуся я.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

• отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

• имеет мотивы декабристской поэзии;

• проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

• включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

• описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

• указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

• носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

• используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

• дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

— недопустимость дидактики и морализаторства;

— воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

— свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.


Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) ()

И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.

Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) ()

Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.

Рис. 10. В.Л. Пушкин (



)

Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I


Рис. 11. Император Александр I ()

как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

Рис. 12. М.М. Сперанский ()


Рис. 13. А.М. Горчаков ()

солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина

Рис. 14. И.И. Пущин ()

Рис. 15. В.К. Кюхельбекер ()

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

Рис. 16. А.А. Дельвиг ()

Рис. 17. Н.М. Карамзин ()


Рис. 5. Г.Р. Державин ()

Рис. 6. Екатерининский сад (Источник)

созерцая памятники воинским победам эпохи Екатерины ІІ,

Рис. 7. Императрица Екатерина ІІ ()

В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы.

План урока:

Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)

Лицей в Царском селе (г.Пушкин)

Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.

Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок

Это была эволюция темы свободы в лирике Пушкина: на смену первоначальным призывам к восстанию и свержению самодержавия приходят мысли о возможности перемен путем государственных реформ.

Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина

В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.

Пушкин и Гончарова

Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика

Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы

Словарь

1. Оппонент – лицо, публично высказывающее свои возражения.

3. Цензор – должностное лицо, осуществляющее надзор за содержанием печатных текстов.

4. Крамольный – бунтарский, мятежный.

5. Элегия – лирической произведение, передающее личные переживания автора.

6. Аллегорически – иносказательно.

7. Пророк – человек, имеющий силу предвидения, посредник между людьми и Богом.

8. Предание – сказание, отличающееся от легенды тем, что имеет историческую основу.

Читайте также: