Лирический цикл это в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

>>> Лирическим циклом мы называем объединённое общим заглавием упорядоченное множество самостоятельных поэтических текстов, реализующих разноуровневые межтекстовые связи, благодаря которым порождаются новые смысловые комплексы, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного текста. Поэтический текст актуализирует те поэтические смыслы, которые конструируют и обуславливают смысл целого, т.е. лирического цикла, редуцируя те из них, которые для смысла целого не актуальны.

Источник - Акопян Л.Г. Лирический цикл как тип текста // Семантические и коммуникативные категории текста: (Типология и функционирование). - Ереван, 1990
Точность цитирования - дословно

>>> Лирический цикл, сосуществуя с лирической поэмой и порой с ней сближаясь, не уподобляется ей, а знаменует собой качественно новую форму особого типа. Цикл характеризуется более распространённой и сложной - по сравнению с поэмой - системой развития определённых идей, символов, скреплённых меньшим числом интегрирующих признаков - чаще всего лишь единством лирического героя. Переход от поэмы к лирическому циклу рассматривается З.Г. Минц как движение от "романной" к "мифоподобной" эпичности; цикл становится функциональным заместителем поэмы.

Источник - Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А. Блока и проблемы циклообразования у русских символистов. Автореферат. - Тарту, 1988.
Точность цитирования - дословно


Л. Я. Гинзбург, З. Г. Минц, П. П. Громов, Л. К. Долгополов, обратившись к материалу блоковских циклов, создали основу для фундаментального изучения проблемы. В теоретическом плане она была обозначена (тоже на материале блоковского творчества) В. А. Сапоговым.

На протяжении 1960–90–х г. г. изучение литературных циклов шло в двух направлениях. Во-первых, накапливался богатый фактический материал по изучению лирических и прозаических циклов различных авторов XIX–ХХ веков. Во-вторых, собственно теоретическое изучение явления циклизации, порожденное стремлением осмыслить его в соотношении с прочими фактами и закономерностями литературной жизни в целом.

Наиболее исследованной областью цикловедения является история и теория лирического цикла (В. А. Сапогов, Л. Е. Ляпина, М. Н. Дарвин и др.), где основные наблюдения и выводы делаются преимущественно на материале русской поэзии XIX века и рубежа ХIХ–ХХ веков, а ведущей темой оказывается вопрос о жанровом статусе цикла и поиск относительно универсальных циклообразующих связей для интерпретации творчества целого ряда поэтов.

В 1970–80–х г. г. появились фундаментальные исследования, посвященные русским прозаическим циклам: 1820–30–х г. г. — А. С. Янушкевича [18; 19], 1840–60–х г. г. — Ю. В. Лебедева [20]; лирическим циклам пушкинской эпохи —М. Н. Дарвина [21], поэтике лирического цикла — И. В. Фоменко [10].

Сложившаяся практика изучения прозаического цикла характеризуется тем, что в основном исследователи анализируют циклообразующие связи, что позволяет выявить особенности конкретных текстов, но не дает общего представления о поэтике прозаического цикла. Этой же практики в данной работе будем придерживаться и мы.

Н. Н. Старыгина же отмечает, что в современном литературоведении сложилось три концепции цикла:

1) Цикл понимается как жанр (Ю. В. Лебедев, В. Ф. Козьмин, А. С. Бушмин, Г. И. Соболевская);

2) Цикл как наджанровое или сверхжанровое объединение (М. Н. Дарвин, С. Е. Шаталов, А. В. Чичерин, и др.);

3) Цикл как средство для создания новых жанров (А. Белецкий, Б. М. Эйхенбаум, Ю. В. Лебедев и др.).

Это ведет к формированию авторских циклов, которые обладают, как отмечает И. В. Фоменко, следующими специфическими чертами:

2) взаимодействие текстов рождает новые смыслы, недоступные при отдельном восприятии произведений, входящих в цикл;

3) писатель получает возможность воплотить авторскую концепцию.

Таким образом, авторские циклы представляют собой однозначно заданную автором систему текстов, организованных особым образом в соответствии с авторской концепцией и представляют собой систему авторских взглядов, художественный образ мира глазами отдельного писателя.

− наличие нескольких произведений, связанных друг с другом внутренними смысловыми связями;

− концептуальность, зависящая от порядка расположения произведений в цикле, характеризующаяся выраженным отношением автора к окружающему миру;

− некий сюжет (развитие центрального мотива);

− общность ряда системных элементов цикла (жанровых, стилистических, ритмических, образно-метафорических, лексико-фразеологических, интонационных и звуковых).

Внутренняя структура сборника рассказов предельно открыта, каждый рассказ самостоятелен. Они могут вступать в диалогические отношения, но при этом каждое из них остается самостоятельной единицей контекста, лишь соотнесенной с другими.

Цикл ироман. Главное отличие цикла от романа состоит в том, чтоэлементы цикла не могут быть фрагментами, хотя в основе построения лежит монтажная композиция. Элементы романа не обладают законченностью и цельностью структуры и имеют следующие структурные особенности:

Сложность в разграничении данных художественных образований состоит также в том, что роман — это неканонический жанр, а цикл, как жанр, до сих пор не определен.

Относительность границ между собственно циклом, сборником рассказов и романом нередко определяется тем статусом, которым обладает тот или иной текст в глазах автора или читателя. Причем, статус может быть со временем пересмотрен в зависимости от новых условий или эстетических задач, особенностей замысла и т. д.

Л. Я. Яницкий выделяет три функции циклов, которые повлияли на широкое распространение данного явления в литературе и, шире, культуре XX века, а также определили и его дальнейшее существование в культуре XXI века:

На сегодняшний день не существует единой классификации циклов, типологий много. Литературоведы делят циклы на первичные (задуманные заранее) и вторичные (составленные из произведений, написанных в разное время и по разному поводу) (М. Н. Дарвин).

Существует классификация цикла по автору (И. С. Фоменко), где все циклы делятся на авторские (автор-создатель и автор-составитель совпадают) и неавторские (автор-создатель и автор-составитель не совпадают). Среди неавторских выделяют еще особую группу циклов — несобранные (рецептивные), то есть это циклы, которые выделяются в творчестве писателей на основании некоего объединяющего принципа читательского восприятия.

По особенностям речевой структуры циклы можно разделить на: стихотворные и прозаические, по родовой принадлежности на: лирические, эпические, драматические [7, с. 28].

Е. Ю. Афонина разделяет все циклы по принципу построения системы персонажей на циклы со сквозными персонажами и циклы слинейным построением системы персонажей, то есть персонажи не повторяются.

Таким образом, цикл — это сверхжанровое единство, структура которого обладает достаточно большой подвижностью. История осмысления данного термина тесно связана с таким явлением, как циклизация, поскольку любой цикл является результатом циклизации.

Основные термины (генерируются автоматически): цикл, прозаический цикл, лирический цикл, произведение, автор, внутренняя структура, Нестеров, отдельное произведение, ряд произведений, сборник рассказов.


Цикл - слово, несущее в себе огромное разнообразие значений. Если внимательно посмотреть вокруг, окажется, что в мире все подвержено повторности, начиная с окружающей среды. Постоянная смена времен года - круговорот? Несомненно! Развитие и падение цивилизаций тоже подчиняется этим правилам. Смена поколений, рождение и смерть - все повторится на новом витке, ибо цикл - это варианты повторения чего-либо.

времена года

Как это слово отзовется?

Где с цикличностью считаются?

В конце ХХ века израильский ученый в области управленческой теории Адизес тщательно изучил и описал в литературе жизненные циклы организации, издав целых две книги на эту тему. Его научные труды пытаются прервать бесконечные жизненные повторы хотя бы в одной сфере жизни.

Теория Адизеса - экономические циклы

Литература в круговороте

Что такое цикл в литературе - определение трудно объяснимое. Приглядываться к нему начали только в конце прошлого века и обнаружили даже в мифах и легендах. Как трактуют это понятие современные лингвисты и филологи?

Конан Дойл

Студенческая библиотека онлайн в интернете предлагает серьезное исследование вопроса циклизации в литературоведении (автора найти не удалось). Теория настолько запутала мысли, посвятив сериям детских книг более сорока печатных листов научных изысканий, что точно понятно одно: в ХХ веке авторы пользовались этим для объединения сюжетов и героев.

Доктор филологических наук Михаил Дарвин считает цикл историко-философским понятием. Профессор-филолог Наталья Старыгина, изучив мнения маститых литературоведов, вычленила три концепции в этом вопросе:

Литературные циклы бывают разными

Но есть в этой теме и вполне понятные ответы на вопросы. Ученые-филологи разделяют циклы на поэтический и прозаический. Лирический учеными более изучен и разобран, с прозой много спорного и непонятного. Михаил Дарвин считает, что поэтический - это два варианта:

  • первичный - создание отдельных текстов для задуманного сборника;
  • вторичный - объединение стихов одного поэта, написанных в разное время по какому-то признаку.

Профессор кафедры теории литературы Игорь Фоменко, написавший немало трудов о поэтической повторяемости, называет это авторским и читательским циклами. Многие исследователи склонны применять это разделение и к прозе.

Жанр или .

Почему так непросто с определением понятия? Вот пример: сборник рассказов - это цикл? Их же собирали по какому-то общему признаку, значит. Ничего это не значит! Сборник может и не иметь цикличности. Это показывает, как легко можно перепутать жанровые образования. Чтобы было проще, на переходный период наджанровому образованию приписали конкретные свойства:

  • несколько произведений должны иметь общие смысловые связи;
  • структура сборника вторична, каждое сочинение может существовать отдельно, если убрать одно повествование, суть и смысл остальных не потеряются;
  • монтажная композиция - должна быть связь между текстами, хотя бы ассоциативная;
  • отношение автора к миру позволяет создать концепцию с помощью упорядочения источников;
  • наличие центрального сюжета и развитие его во всех публикациях серии;
  • общие черты в основных элементах (стилистика, метафоры, лексика, фразеология и др.).

При наличии этих составляющих сборник назовут циклом. Вот несколько примеров циклов в литературе.

Леля и Минька - цикличная проза

Михаил Зощенко

Для детей удобней

Николай Носов

Виктор Драгунский

Ученые-филологи изучили творчество трех писателей и вынесли вердикт: материалы являются авторскими циклами. И наличие повторности было не случайным. Как это влияет на восприятие? Отдельный рассказ, помещенный в группу подобных, не теряет своей индивидуальной значимости. Но обрастает дополнительными знаниями о героях, месте действия, читатель получает более полную картину. Кстати, с такими произведениями неплохо было бы в начальной школе изучать литературу, как предмет эстетического цикла. Обучают детей хореографии, музыке, живописи, надо бы и нравственности, заодно книги почитают, подумают.

И классики были цикличны

Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый


А что сегодня?

Архаичная структура, первооснова гармонии и порядка, повторность прочно закрепляется в современной прозе. Новый век меняет нормы целостности в литературных произведениях. Человек с девайсами привыкает к интернет-общению, предпочитает смотреть, а не вчитываться. Но это не означает, что россияне перестают читать. Иное восприятие требует других способов передачи информации. И колесо здесь оказалось в нужное время в нужном месте. Яркий пример - блогеры, создающие клипы о современной действительности.

книги о войне

В продаже есть сборник бизнесмена Александра Коротенко, в который он собрал 12 личных нестандартных историй. Серия сюжетов из современной жизни по всем параметрам. Проза современника, военного писателя Германа Садулаева, будет серией книг о войне. Автор в каждом произведении отслеживает роль человека в истории страны, национальные проблемы, нравственные, горе, мужество - вот сцепка в единое. И наличие одного героя - самого автора.

Максим Кантор

Читайте также: