Линия в музыке это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Музыкальные узоры . Точки и линии: донотная запись музыки.

ВложениеРазмер
inovatsii_muzykalnye_uzory.docx 814.54 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки.

Подготовила Рябцева Л. В.

МКДОУ д.с. с. Тимирязево

В своей работе я использую такой метод как музыкальные узоры.

Цели: развитие детского голоса; развитие представлений детей

о простейших способах графической фиксации звуков - о музыкальных линиях и точках; формирование слухо-двига-тельно-зрительных представлений о музыкальном пространстве (верх-низ) и музыкальном времени (долгий -короткий).

1.Дать возможность детям исследовать и изучить на практике возможности своего голосового аппарата.

  1. Сформировать представление в сознании детей о неразрывной связи звука (музыки) и движения.
  2. Дать понятие о возможных вариантах движения музыкальной линии (прямые, ломаные и кривые).
  3. Показать детям прерывистую звуковую линию в контрастном сопоставлении с непрерывной: линии и точки в пространстве.
  4. Соединить имеющиеся у детей элементарные слуховые представления о типах движения звуков в пространстве с соответствующим движением и пластикой тела.
  5. Перевести слуховые представления и линии пластического движения звуков в графику: в точки и линии на бумаге.
  6. Развивать фантазию детей в поисках способов фиксации звуков.

Прежде чем перейти непосредственно к последовательному изложению заданий, мне хотелось бы пояснить для педагогов некоторые моменты. Это позволит точнее понять как саму идею графической записи музыки в целом, так и данного материала в частности.

Как известно, традиционная нотная запись характеризуется высокой степенью абстрактности ее знаков и крайне трудна для понимания и осознания детьми. Графическое письмо же моделирует в изображении одновременно лишь 1 -2 характеристики звучания. Используя графическое письмо, можно разъединить и представить по отдельности два самых трудных для восприятия и осознания детьми параметра музыкального звука: высоту и ритм. Графическое письмо помогает установить связь между характеристиками звука и их изображением, что крайне трудно понять детям в традиционной нотации.

Запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов является интеллектуально-фантазийной игрой. Цель этой игры состоит в установлении в сознании ребенка связи между звучанием и знаком, в появлении самой мысли о том, что всевозможные линии и точки могут обозначать звуки. Важнейшим педагогическим достоинством данного вида записи является свободное пространство для размышлений ребенка о различных способах ее озвучивания. Действовать ему приходится по схеме: слушаю - воображаю и фантазирую - озвучиваю.

Главная цель работы с графической записью заключается не столько в озвучивании ее, сколько в побуждении детей к подобной записи.

представляет собой промежуточный этап в освоении традиционной нотации, это символическое изображение отдельных свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), особенностей фактуры, формы и др. Фактически графическое письмо представляет собой донотную запись музыки.

Исторически музыкальное мышление развивалось определенным образом, и этот путь по-своему проходит каждый ребенок:

Эти простейшие ступени можно, конечно, игнорировать, что многие десятилетия и делают музыкальные педагоги. Но доколе же? Графическое письмо проще и понятней детям, потому что

Графическое письмо является одним из эффективных побудительных способов к сочинению и записи музыки, постепенно подготавливая детей в творческой игре к осознанию закономерностей традиционной нотации. Оно развивает символическое мышление, творческую фантазию и слуховое воображение у детей. К предлагаемому занятию прилагаются графические карты, данные здесь в уменьшенном виде. Для успешной работы с детьми каждую из них надо нарисовать фломастером на листе формата А4.

Все упражнения и задания в уроке даны в логической последовательности, которую целесообразно сохранить для лучшего усвоения детьми предложенного материала. Однако данное количество материала предназначено не для одного занятия. Работа над осознанием детьми закономерностей донотной записи - это длительный процесс, в котором понимание зреет в тесной связи с постепенным развитием простейших слуховых представлений.

Работу можете растянуть до тех пор, пока это будет детям интересно и пока озвучивание записи и самостоятельная фиксация звука не станут более или менее осознанными. Однако целью не должна стать тренировка какого-либо навыка и доведение его до автоматизма. Целью всех заданий и упражнений являются исследование, творческое открытие знания, игра с этим новым знанием, импровизация.

Используя упражнения в качестве голосовой разминки, уже через пару месяцев будет увиден замечательный результат!

Предложите сидящим в кругу детям по очереди петь какой-нибудь протяженный звук и одновременно сделать похожее движение рукой в любом направлении. Покажите и спойте несколько своих вариантов, чтобы детям стало понятным ваше задание. Можно сказать, что вы все вместе нарисуете в воздухе много невидимых линий.

То же самое задание выполните с движением в пространстве. Дети могут двигаться сначала по очереди, а потом и все вместе. Закончив рисовать одну линию, могут начать другую, но при этом изменить и звук.

Завершением данного исследования может быть рисование: на листе ватмана каждый проведет свою линию цветным мелком и споет ее.

Дети выполняют это задание друг за другом, постепенно добавляя линию за линией (линии могут быть разной длины, идти в любом направлении, пересекаться друг с другом).

Представляя детям этот пример, обязательно сопровождайте звук движением руки. Затем предложите нескольким парам детей спеть две разные линии: вверху и внизу. После этого покажите им 2 листа бумаги, на которых нарисовано по одной линии: вверху и внизу. Сделайте линии разного цвета, расположенную внизу линию изобразите заметно потолще. Спросите детей, какой рисунок подходит для высокого звука, а какой - для низкого.

Установив таким образом для детей крайние границы высоты звуков и определив их местоположение на листе, предложите детям двигаться в зале, пропевая то высокий, то низкий звук, сопровождая это движением в разных направлениях пространства.

Пение с закрытыми глазами на ощупь

Покажите детям лист ватмана, разложенный на полу, на котором приклеены вверху и внизу две линии из тесьмы или веревки разной толщины и текстуры (их разница должна отчетливо ощущаться на ощупь). Покажите, как вы споете эти линии, закрыв глаза и ведя по ним пальцами. Многие дети захотят сделать так же.

Покажите детям лист, на котором нарисованы две лини: одна высоко, а другая - низко. Скажите, что сейчас между ними нарисуете голосом серединку. Начертите фломастером спетый вами звук и предложите детям спеть по очереди все три линии: сначала сверху вниз, а затем наоборот.

Маленькие и большие волны

Скажите детям, что сейчас споете линию, и попросите их показать рукой, какая она получится. Первый раз спойте линию, раскачивая звук в узком диапазоне (тон или полутон), а второй раз увеличьте амплитуду, глиссандируя голосом вверх-вниз, как по волнам.

Волны и дорожки

Предложите нескольким детям спеть две линии в любом месте: прямую, а потом извилистую или наоборот. Каждый ребенок на своем листе должен нарисовать это задание, а затем некоторые попробуют спеть то, что у них нарисовано, обращая внимание на взаимное высотное положение линий.

Дорожка и горка

Делая соответствующее движение рукой, спойте большие и маленькие восьмерки. Покажите детям их на рисунке и затем спойте вместе с ними. Поработав с данными картами аналогично всем остальным, предложите детям нарисовать круги различного размера в движении, сопровождая рисование голосом. Это игра-исследование: дети могут рисовать телом большие круги, маленькие и совсем крошечные. Очень важно, чтобы при этом менялся звук.

Звуковысотная сторона мелодии, т.е. мелодическая линия, играет важную роль в создании эмоционально-образного строя и динамического тонуса музыки. Для выразительности мелодии существенны соотношение разных направлений мелодического движения и сочетание в ней скачкообразного движения с поступенным.

3. Скрытая полифония (скрытое многоголосие) - расслоение мелодии на два, реже - на бóльшее количество голосов, представляющих собой подобие контрапункта или имитационного многоголосия (Н.Мясковский Соната №1, I ч., тема фуги; Бах тема фуги h moll из I тома ХТК). Мелодии со скрытым многоголосием отличаются рельефным звучанием, они встречаются в произведениях композиторов-полифонистов, часто - в произведениях для скрипки, виолончели, флейты соло.

4. Типы мелодического движения:

1) поступательное - движение в одном направлении (восходящее или нисходящее, не обязательно поступенное);

3) горизонтальное - движение на одной высоте;

4) движение рассредоточенного типа - волнообразное мелодическое движение в нешироком диапазоне без ярких кульминаций (Бетховен Симфония №9, хоральная тема из финала);

6) смешанные типы мелодического движения - сочетание двух или нескольких разных типов мелодического движения (поступательного с вращательным; горизонтального с вращательным или др.).

IV. ДИНАМИКА МЕЛОДИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(имеется в виду энергия, степень напряжённости движения)

Мелодическое развитие, как и музыку в целом, организуют ритмы постоянных смен нарастаний динамического напряжения и спадов. Большинство мелодий представляет собой динамическую волну нарастания напряжения к кульминации с последующим спадом.

Кульминация является смысловым центром мелодии, моментом максимального напряжения в мелодическом развитии. Она подготавливается многими средствами:

1) восходящей направленностью мелодического движения;

2) последовательным расширением диапазона мелодии;

3) усложнением интервалики в интонационных оборотах;

4) накоплением ладовой неустойчивости;

5) активизацией ритмического движения;

Усилением громкости.

Характерными приёмами развития при подготовке кульминации являются восходящие секвенции и движение с преодолением мелодического сопротивления.

Кульминация подчёркивается мелодической вершиной, ритмической остановкой (крупной длительностью) или сбоем (синкопой), неустойчивым звуком лада, громкостным акцентом.

В послекульминационной зоне осуществляется динамический спад, благодаря преобладанию нисходящего мелодического движения, уравновешивающего подъём к кульминации; благодаря ритмическому торможению, разрешению ладовой неустойчивости, ослаблению громкости.

Динамический уровень мелодического развития зависит от соотношения энергии подъёма к кульминации и её нейтрализации после кульминации, а также - от местоположения кульминации в мелодии.

В наиболее законченных и уравновешенных по развитию мелодиях кульминация приходится на точку золотого сечения (0,62) или на зону золотого сечения (третью четверть целого).

Золотое сечение - это такая совершенная пропорция при делении целого на две неравные части, при которой бóльшая часть относится к меньшей, как целое относится к бóльшей части.

Точка золотого сечения (ТЗС) в музыке обычно связана либо с кульминацией, либо с расчленением формы на разделы.

Расчёт ТЗС в произведении (или любой его части): общее количество тактов (или метрических долей в небольших построениях) нужно умножить на 0,62; результат - такт (или метрическая доля), на который (на которую) приходится ТЗС.

Разновидности кульминаций по местоположению в форме:

1) кульминация располагается в точке золотого сечения (см. выше);

Другие разновидности кульминаций:

1) по значению и местоположению - главная (смысловая, общая) и местные (кульминации отдельных разделов);

2) по эмоциональному тонусу:

3) по масштабу:кульминация-точка (в небольших произведениях и в отдельных разделах) и кульминационная зона (целая фраза в романсе или раздел в крупном произведении).

Разновидности мелодических вершин: вершина-источник (в плачах) и вершина-горизонт (в эпических и лирических песнях).

Мелодия - ведущий голос музыкальной ткани, в котором в концентрированной форме запечатлеваются существенные черты содержания музыки. Комплексное изучение мелодии помогает обрести основу для познания и интерпретации смысла, воплощённого в музыке.

План анализа мелодии:

1. Вступление (место и значение произведения в творчестве композитора; краткая история создания произведения; формулировка цели анализа мелодии).

2. Основная часть - анализ мелодии произведения:

- образное содержание:

- жанровая основа;

- интонационная основа;

- ладовая основа;

- особенности мелодической линии;

- динамика мелодического развития.

3. Заключение (обобщение результатов анализа мелодии в соответствии с целевой направленностью работы).


Любая мелодия, независимо от того в каком стиле она написана, всегда следует логике движения, которая основана на взаимодействии опорных нот. Если очистить мелодию от второстепенных ноты (опевания, вспомогательные ноты и т.д), то мы увидим простейшую линию, которую можно записать в виде целых или половинных ноты.

Это называется линией второго порядка или мелодическим контуром.

Чтобы Вы поняли о чем идет речь приведу пример. Верхняя строчка это мелодия, а внизу подписан мелодический контур.


От выразительности мелодического контура и его логичности зависит в целом звучание мелодии, ее выразительность.

Что мы должны знать о мелодическом контуре?

В первую очередь — это его разновидности.

Выделяют следующие виды по типу направленности.

1. Восходящий

Простейшее движение, как правило основанное на секундовых соотношениях ступеней. Однако здесь имеет значение общий контур мелодии, который вырисовывается в каждой конкретной фразе. Его можно обозначить с помощью восходящей линии. Пример такой линии:


2. Нисходящий
То же самое, но в обратном направлении.


Как вы можете заметить в данных примерах используются не только секунды, но и терции и кварты, а также заполнение скачков. Однако общий нисходящий характер движения тем не менее очевиден.

3. Арка

Движение арочного типа более интересно и основано на чередовании восходящего и нисходящего движения. Это может быть равное соотношение (например 2 такта восходящее 2 такта нисходящее), и не пропорциональное (восходящее 3 такта, нисходящее 1 такт и т.д)



4. Обратная арка

Сначала движение вниз, потом вверх.


5. Линеарное
Движение мелодии вокруг одной целевой ноты


Использование одинаковых видов движения создает монотонное не мелодичное движение, которое достаточно предсказуемо и лишено контраста.

Сочетание же разных видов движения более типично для большинства мелодий.
Используя разные виды движения при создании мелодического контура, Вы можете создавать дополнительный контраст во фразировке, обеспечивая не только синтаксическое, но и линеарное разнообразие.

Недостаточная проработка мелодического контура наиболее распространенная ошибка, которая встречается у начинающих композиторов.

Попробуйте найти данные виды движения в известных мелодиях и используйте при создании своих.

6 комментарий (-ев) к статье "Приемы создания мелодии - Мелодический контур"

Когда написано то ,что хотела сказать душа, с помощью контура, можно улучшить -не помешает…

Сочинение наполовину магия. еще Чайковский говорил, что до конца не понимает этот процесс. Но определённая закономерность все равно есть.Данная тема интересна, но как правило композиция — это уже записанная и оформленная импровизация. и в процессе сочинения все эти приемы движения: восходящие нисходящие, арки и т д проходят уже на подсознании, потому что процесс этот идет слишком быстро и мозг не успевает все проанализировать. Ведь в единицу времени нужно
1. Придумать план схему
2. Сюжетную линию произведения
3, Стиль жанр примерный тональный план
4. Фактуру, темп, динамику
5.итд. и все это идет в процессе непосредственно импровизации. бЕЗУСЛОВНО КАКОЙ ТО АНАЛИЗ ВО ВРЕМЯ НЕЕ ЕСТЬ, НО ОН СКОРЕЕ ИДЕТ УЖЕ НЕОСОЗНОВАЕМО, ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ОГРОМНЫЙ ОПЫТ ИГРЫ. кОГДА СЫГРАНЫ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ НОТ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО И НОТНОГО МАТЕРИАЛА ЭТО ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ ВЫЛИВАЕТСЯ В ЕСТЕСТВЕННУЮ ПОТРЕБНОСТЬ СОЧИНЯТЬ. Поэтому многие считают что сочинительство это дар. Да дар но процентов на 50 все остальное — синтез Огромного количестванот+ знание+ теории гармонии полифонии композиции+ опыт слушания других музыкантов и композиторов+большая любовь к своему занятию умение заставить себя когда не хочется заниматься+ высокая самооценка в сочетании с умением взглянуть объективно на свои творения.

Спасибо.очень полезный материал.

Хороший материал! Очень интересная подача! А главное — становится при таком объяснении понятно, каким образом достигается родство интонационного контура и мелодического контура:) Денис, замечательный у Вас инфопродукт! И вовремя на рынке. Очень актуально!

Alex Preston на счет самооценки вы правы в двойне, без нее сиди дома и не дергайся, как говорится.

Всякая звуковысотная линия представляет собой чередование подъемов и спадов, скачков и поступенного движения, разного рода повторения звуков различной протяженности, мотивов, фраз. От сочетания этих элементов зависит характер выразительности звуковысотной линии.

Предпосылки музыкальной выразительности проявляются, в частности, в направлении движения. Так, общее нисходящее движение может ассоциироваться со спадом напряжения, с успокоением, а восходящее — с увеличением напряжения, накоплением динамики развития.

Эти общие предпосылки выразительности связаны с особенностями нашего восприятия: слушая ту или иную мелодию, мы мысленно как бы пропеваем ее, при этом, независимо от нашего желания, мысленному пропеванию соответствует напряжение или успокоение голосовых связок.

Напряжение голосовых связок происходит при движении мелодии вверх, успокоение — при движении вниз.

Общему спокойно-задумчивому характеру мелодии из Четвертой симфонии Чайковского (пример 302) во многом способствует уравновешенность подъемов и спадов звуковысотной линии.

Значительно более динамичными являются мелодии, где чередование подъемов и спадов приводит к ярко выраженной кульминации — высшей точке напряжения, приходящейся обычно на самый высокий звук мелодии.

Важную роль играет и местоположение кульминации, часто падающей на так называемую точку золотого сечения. Эта точка находится примерно в середине второй половины мелодии, а точнее — в третьей четверти от общей протяженности мелодии*

[Точка золотого сечения — понятие, взятое из математики, где оно означает такое деление (например, отрезка прямой), при котором бОльшая часть относится к меньшей, как целое к большей части. В классической музыке — как в небольших построениях, так и в крупных разделах музыкальной формы (например, частях симфонии) — точка золотого сечения обычно совпадает с кульминацией]:

Adagio assai Л. Бетховен. Симфония № 3, ч. II


Существенную роль в звуковысотной линии играет соотношение скачков и поступенного движения. Поступенное движение придает мелодии плавность, певучесть.


Этот принцип заключается в том, что после скачка следует поступенное движение (а иногда и скачок) в противоположном направлении, что и придает скачку напевность.

Allegretto А. Варламов. Красный сарафан


И наоборот, в том случае, если поступенное движение прерывается скачком, то он, как правило, бывает в противоположную сторону:

Умеренно П. Чайковский. Сладкая греза


Если же количество скачков в мелодии велико или они не сочетаются с противонаправленным поступенным движением, напевность мелодии снижается, что нередко можно наблюдать в мелодике инструментальной, чаще всего заметно отличающейся от мелодики вокальной. Такова, например, мелодия побочной партии из Седьмой симфонии С. Прокофьева:

[Moderato] С. Прокофьев. Симфония № 7, ч. I

В приведенном примере почти отсутствует поступенное движение, преобладающие скачки не уравновешиваются не только противоположным поступенным движением, но хотя бы противоположными скачками: скачки следуют подряд в одном направлении.

Читайте также: