Лихачев по велению совести кратко

Обновлено: 05.07.2024

Добро (правда) и красота понятны человеку из любого народа. Обращаясь к молодому читателю, автор показывает, почему каждый из нас, и общество в целом, должны идти путем добра.

Письмо 1. Большое в малом

Письмо 2. Молодость – вся жизнь

Письмо 3. Самое большое

Письмо 4. Самая большая ценность – жизнь

Ценна жизнь твоя, чужая, живой природы и культуры. Надо уметь видеть хорошее во всем, не жить пустяками, только бытом.

Письмо 5. В чем смысл жизни

Без цели, принципов, идеалов, достоинства жить нельзя. Нужно прожить так, чтоб не было стыдно. То есть, без эгоизма и вранья, с умением признавать и исправлять свои ошибки.

Письмо 6. Цель и самооценка

Какая главная цель у человека, таков и он сам. Да, нужно думать и о себе, но карьера и деньги не главное. Ведь если человек потеряет то и другое, то жизнь его будет разрушена. А добро, любовь к людям, стране, польза профессии (к примеру, врача) неуничтожимы.

Письмо 7. Что объединяет людей

Письмо 8. Быть веселым, но не быть смешным

Письмо 9. Когда следует обижаться?

Письмо 10. Честь истинная и ложная

Письмо 11. Про карьеризм

С детства человек учится ради своего будущего. И пусть это будет не только построение карьеры, на которую тратится жизнь и портятся отношения с людьми.

Письмо 12. Человек должен быть интеллигентен

Письмо 13. О воспитанности

Письмо 14. О дурных и хороших влияниях

Молодому человеку естественно поддаться влиянию, хотеть одобрения друзей. Надо только не поддаваться дурному влиянию.

Письмо 15. Про зависть

Письмо 16. О жадности

Жадность унижает, разрушает отношения, порабощает ум.

Письмо 17. Уметь спорить с достоинством

В спорах видно, кто уважает людей и себя, а кто нет. Умейте выслушать, возражать, не обвиняя.

Письмо 18. Искусство ошибаться

Ошибся – работай над ошибками, не падай духом.

Письмо 19. Как говорить?

Язык – часть нашей личности и поведения в жизни. Речь должна быть спокойна, без грубостей, жаргона.

Письмо 20. Как выступать?

Выступайте по-доброму, и так, чтобы слушатели понимали, что вам не все равно, самому интересно.

Письмо 21. Как писать?

В одних работах нужна образность, в других (научных) хватит простоты, понятности, точности мысли.

Письмо 22. Любите читать!

Читайте с интересом, не торопясь, не только для школы. Выбирайте с умом, перечитывайте и классику, и современную литературу.

Письмо 23. О личных библиотеках

В такой библиотеке должно быть только лучшее, не на один раз.

Письмо 24. Будем счастливыми

Письмо 25. По велению совести

Эти письма – не инструкция. Учитесь сами ходить дорогами добра и правды.

Письмо 26. Учитесь учиться!

Без знаний, образования нет в жизни пользы. Любите учиться, пока молоды, найдите в любом предмете какую-то радость.

Письмо 27. Четвертое измерение

Знайте и храните историю своей семьи, города, народа.

Письмо 28. Быть вместе

Игра – вещь воспитательная, которая сплачивает людей.

Письмо 29. Путешествуйте!

Путешествуйте по своей стране, и чужим странам, по улицам родного города. Думайте, узнавайте, мечтайте.

Письмо 30. Нравственные вершины и отношение к ним

Письмо 31. Круг нравственной оседлости

Воспитание привязанностей начинается в семье. Хорошо знать историю своей семьи, беречь могилы предков. Отсюда родится любовь к народу.

Письмо 32. Понимать искусство

Письмо 33. О человеческом в искусстве

Искусство дорого человечными, трогательными деталями.

Письмо 34. О русской природе

Приволье и простор нашей природы исстари ценится в русской культуре. Именно в такой обстановке создавался национальный характер с его широтой души, свободолюбием, удалью.

Письмо 35. О русской пейзажной живописи

Тончайшая передача смены времен года – примета русской живописи.

Письмо 36. Природа других стран

В родной природе – душа народа. Ее надо беречь. У каждой страны своя красота.

Письмо 37. Ансамбли памятников искусства

Письмо 38. Сады и парки

Добрый человек веками облагораживает природу. Сады и парки – часть культуры.

Письмо 39. Природа России и Пушкин

Через русскую природу (имения, где бывал и жил) поэт понял русскую жизнь, характер, саму Россию.

Письмо 40. О памяти

Культура и совесть основаны на памяти. Мы обязаны беречь это богатство.

Письмо 41. Память культуры

Наша общая цель – сохранить культуру предков, их памятники. Современность не должна их губить.

Письмо 42. Уметь заметить красоту наших городов и сел

Нужно сберечь не только отдельное историческое здание, но и подлинный культурный, природный ландшафт вокруг него.

Письмо 43. Еще о памятниках прошлого

Патриотизм воспитывается через любовь к корням, родному краю.

Письмо 44. Об искусстве слова и филологии

Чтобы приобрести богатство души, необходимо любить словесную культуру своего и других народов.

Письмо 45. Космический Эрмитаж

Не стоит замыкаться только на национальном, еще есть общечеловеческое, космическое.

Письмо 46. Путями доброты

Нужно жить не только для себя, но и других, служить добру, какому-то хорошему делу. Счастье – делать счастливыми других.

Сюжет

46 писем, обращенных к молодежи. Главное в них: человек должен ставить перед собой достойные цели, служить добру, а значит, другим людям, оставить по себе хорошую память. Такой человек любит свою семью, школу, город, страну, историю, с уважением и интересом относится к чужой культуре. Он везде одинаково интеллигентен: дома, на работе. У него есть любимое дело. Он неидеален, но отзывчив, прост, искренен, умеет слушать, спорить, красиво и точно говорить и писать, любит учиться, читать, дорожит идеалами и друзьями юности. Он и ценит, хранит культуру своего народа, и помнит, что принадлежит к общей семье человечества.

Отзыв

Автор не дает готовых рецептов, жестких правил, однако убеждает каждого юного человека сделать выбор в пользу добра, а не зла. Пути доброты – залог чистой совести, личного счастья, любви окружающих, успехов в любимом деле, светлой памяти о человеке. Это советы почти на все случаи жизни, ориентир, чтобы стать гармонично развитой личностью.

Письма учат ценить вечные ценности, дорожить временем, молодостью, любовью, дружбой, профессией, быть сострадательным, интеллигентным человеком, патриотом, хранителем родной культуры, ценителем культуры мировой. Учит жить по совести, быть благодарным, нравственным, учиться и трудиться с удовольствием, радоваться жизни.

Автор рассуждает о том, что потребность в совершении добрых дел является самым ценным личностным ориентиром. Он говорит, что далеко не всегда это присуще человеку с рождения и что потребность в совершении добра самостоятельно воспитывается индивидом по мере его жизненного пути, когда правда и честность являются приоритетными качествами личностями.

Также Лихачёв рассуждает о проблеме воспитания потребности совершать добро, сравнивая её с обучением ездить на велосипеде.

Сначала человек следует инструкциям и советам, придерживается различных правил, но по прошествии некоторого времени начинает двигаться самостоятельно и принимать решения интуитивно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Письма о добром и прекрасном (письма №№24-25. Жить по совести). Д.С. Лихачёв

2594-53

Письмо двадцать четвертое
БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ
(ответ на письмо школьника)

Письмо двадцать пятое
ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ

Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость – она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.

Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму.

Но вот на что обратите внимание. Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. А когда научились и не думаете– вы почти неутомимы. И вот мой совет: научитесь не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко.

Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.

Школа русского языка Димы Даля | ЕГЭ 2022

Школа русского языка Димы Даля | ЕГЭ 2022

Школа русского языка Димы Даля | ЕГЭ 2022 запись закреплена

💀

Проблема совести

✉

Письмо 25. "По велению совести"

📝

Аргумент:
Также в качестве примера можно привести произведение "Письма о добром и прекрасном" Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

В части под названием "По велению совести" публицист, размышляя о подобной "душевной необходимости", говорит, что она всегда должна быть безотчетна. Как считает публицист, потребность поступать хорошо только лишь по велению сердца - наивысшая ценность человека.

Автор пытается показать нам, что совесть, пробудившись в человеке, должна оставаться с ним навсегда. Она способна подсказывать и показывать ему, как, не задумываясь, нужно поступать в той или иной ситуации. Именно подобный "автоматизм" Д. С. Лихачёв считает таким важным.


Письма о добром и прекрасном
Автор: Лихачев Дмитрий Сергеевич
Письмо двадцать пятое
ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ

Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость – она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.

      Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму.

      Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определенным несложным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь. А вскоре ездим, не думая уже ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь.

      Но вот на что обратите внимание. Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. А когда научились и не думаете– вы почти неутомимы. И вот мой совет: научитесь не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко.

      Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.

Читайте также: