Личностный подход в педагогике кратко
Обновлено: 04.07.2024
Личностно-ориентированный подход имеет ряд своих сложностей в реализации. В условиях современного мира его нужно не только сохранять, но и уметь совершенствовать.
Личностно-ориентированный подход и его особенности
Что такое личностно-ориентированный подход? Это метод, помогающий усовершенствовать систему образования.
Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности.
В контексте такого педагогического подхода, образование рассматривается как базис для подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе. Это относится к философии новейшего образования. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида:
- Способность к самостоятельному выбору
- Умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения
- Поиск своего предназначения
- Склонность к творчеству
- Ответственность
Весь процесс сосредоточен вокруг ученика – он является главным действующим лицом. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.
Личностно-ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого индивида. Универсальность личности становится основой всей воспитательной работы, в ходе которой происходит становление творческого потенциала ребенка. Упор преподавателя направлен на раскрытие независимости, самодостаточности, полноценности и самоконтроля.
Работа над воспитанием начинается с оценки успехов. Важно, что не стоит сравнивать личность с кем-либо. Следует сосредоточить внимание на личных победах ребенка. Если он сделал что-то лучше, чем вчера, превзошел самого себя, то это стоит отметить на словах. Акцент при этом делают на стараниях и здравом стремлении стать лучше.
Ключевыми становятся успехи в творчестве, в самостоятельности и инициативности. Как правило, похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы и возможности. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.
Личностно-ориентированное воспитание – это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центр всего, что происходит. В процессе учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка, отношение к ребенку на равных.
Существует ряд особенностей системы, направленной на развитие личности ребенка:
- Запрещается ориентировка на среднего ребенка
- Человеческие особенности учитываются в ходе воспитательного процесса
- Используются личные программы развития и прогнозирование
Личностный подход зациклен на специальной подготовке преподавателя. Она базируется на понятии о том, что в детский сад приходят дети уже являющиеся самостоятельными личностями. Задача воспитателя заключается в предоставлении уважения, внимания и защиты. Интерес педагога должен быть направлен индивидуально на каждого ребенка – это реализуется с помощью различных педагогических приемов.
Составляющие личностно-ориентированного подхода
Подход состоит из трех главных составляющих: понимание, принятие, признание.
Понимание сосредоточено вокруг внутреннего мира ребенка. Важную роль отыгрывает степень внушаемости, которую должен уметь определить воспитатель. При высокой степени внушаемости, ребенок легко поддается воздействию, неустойчив к эмоциональным проявлениям и экстремальным ситуациям. Состояние аффекта и истерические проявления свойственны этого типу детей. От педагога в работе с такими индивидами требуется внушение им веры в себя и собственные силы.
Уровень принятия – это полностью положительное отношение к любым проявлениям характера ребенка. Этот этап – один из самых важных, ведь включает в себя не только целиком позитивное восприятие личности, но и уверенность в том, что в обществе его приняли со всеми его особенностями и недочетами. Важно дать понять ребенку, что у него есть возможность быть таким, каким он есть. Тогда у него появляются силы и желание бороться с недостатками.
Признание – этап, в котором наступает осознание ребенком собственной индивидуальности. Он имеет право быть лично собой с полным одобрением взрослыми его взглядов и суждений. Взрослые могут не воспринимать некоторые взгляды и приоритеты чада, но принятие их означает веру в его самосовершенствование. На этом этапе можно не разделять, но ни в коем случае нельзя осуждать.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это создание комфортных условий для формирования личности. Для этого следует разнообразить систему обучения, вводить в процесс игры и работу в команде. Ребенок не должен чувствовать себя хуже остальных, и должен понимать свои сильные стороны, и именно воспитатель обязуется раскрыть их.
Сущность и принципы личностно-ориентированного подхода в образовании
Упор на личность и ее основные свойства является приоритетным направлением развития современной педагогики. Учебно-воспитательный процесс сегодня строится на основе уважительного отношения к личности каждого воспитанниками, ее специфическим характеристикам, интересам, потребностям и направлениям деятельности. Организация учебно-воспитательного процесса ориентирована на создание благоприятной среды для саморазвития личности, полноценного протекания каждого возрастного периода развития и подготовку к последующей самостоятельной жизнедеятельности в социуме.
Учебно-воспитательный процесс строится на базе лично-направленного подхода. Он предполагает формирование и саморазвитие гуманистических свойств личности путем привития основных общечеловеческих ценностей.
Каждый ребенок должен сформироваться как личность и осознать себя ею. Для этого воспитательный процесс ориентируется на развитие природных задатков, самосознания, самоутверждения, самодостаточности личности ребенка.
Личностно-ориентированный подход в педагогике представляет собой специально организованное педагогическое воздействие на воспитанника, нацеленное на принятие основных личностных качеств воспитанника, отношении к нему, как самосознательному субъекту своего развития и участнику воспитательного сотрудничества. При таком подходе первостепенное место в педагогической системе занимает личность с ее самобытными качествами, самоценностью. Содержание образования строится на основе учета этих критериев.
Применение этого педагогического подхода нацелено на обеспечение личностного роста и развития всех субъектов учебно-воспитательной деятельности. Это касается и учащихся и педагогов. В его основу положены идеи гуманизма, а также теоретические концептуальные учения философии и педагогической антропологии.
Готовые работы на аналогичную тему
Организация учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода осуществляется с учетом возможностей и ресурсной базы, необходимой для формирования и раскрытия индивидуальных свойств личности и построения диалога между педагогом и учащимся.
Рисунок 1. Сущность личностно-ориентированного подхода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Личностно-ориентированный подход основывается на следующих принципах:
- Принцип самореализации – предполагается пробуждение и активное задействование умственных, физических, творческих способностей. Дети должны быть заинтересованы в раскрытии своих природных талантов и стремится к практическому применению, имеющихся знаний, навыков, талантов, приобретенного социального опыта в своей жизнедеятельности.
- Принцип индивидуальности – ведущий принцип подхода и педагогической системы в целом. Он предполагает разработку условий для личностного развития в заведениях образования и воспитания. При построении учебно-воспитательной работы должны быть учтены все индивидуальный особенности развития каждого учащегося и созданы условия для их дальнейшего развития.
- Принцип субъективности – предполагает разработку такой образовательной и воспитательной системы, при которой каждый ее участник станет полноценным и полноправным субъектом социальной жизнедеятельности, что поможет сформировать и обогатить его субъективную компетенцию.
- Принцип выбора – предоставление ребенку прав самостоятельного выбора цели, направлений деятельности, способов и методов организации своей жизнедеятельности. Необходимо обучать навыкам осознанного выбора и несения ответственности за него.
- Принцип творческого начала – развитие индивидуальности ребенка возможно только посредством организации персональной и групповой творческой деятельности. творчество помогает раскрыть природные задатки и определить какие стороны личности ребенка являются более развитыми и сильными, а какие, напротив, требуют глубинной разработки.
- Принцип доверительного отношения и оказания помощи – ребенку нужно доверять в его выборе направления деятельности. Нельзя требовать от него ориентироваться на те направления, которые близки педагогу или иным участникам образовательного процесса. От педагога требуется помощь и поддержка, направление на верный путь, способствование развитию внутренней мотивации и стремлений ребенка.
При построении взаимоотношений с детьми каждый педагог берет за основу своей деятельности личностно-ориентированный подход. К учащемуся нужно относиться как к неповторимому, исключительному явлению, независимо от того, какие индивидуальные характеристики ему присущи.
Условия организации личностно-ориентированного воспитания
Организация учебно-воспитательного процесса на базе личностно-ориентированного подхода имеет определенную специфику. Чтобы развитие индивидуальных качеств личности имело положительные результаты необходимо соблюдать некоторые условия:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Идеи развития личностного подхода рассматривались еще в античное время Сократом, и были продолжены в эпоху возрождения.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В.[2], Якиманская И.С.[23] и т.д. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Актуальность личностного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Вместе с тем сущность личностного подхода все еще является предметом споров теоретиков и практиков.
Объект исследования: личностный подход в воспитании.
Предмет исследования: становление и развитие личностного подхода в процессе воспитания.
Цель: изучить теоретические основы становления и развития личностного подхода и рассмотреть его практическое применение в процессе воспитания.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что в процессе воспитания наиболее успешное всестороннее развитие ребенка происходит при применении личностного подхода.
- провести анализ литературы по проблеме личностного подхода в педагогике;
- рассмотреть историю развития личностного подхода, опыт и направление развития;
- проанализировать понятие личностного подхода;
- провести практическое исследование вопроса;
- выявить правила построения процесса воспитания с применением личностного подхода.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научно-педагогической литературы, учебно-методические документы, количественно-качественный анализ.
Глава 1. Теоретические основы личностного подхода в педагогике
История развития личностного подхода
Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены еще в античное время. По мнению А.Н. Джуринского основоположником идеи был Сократ, а продолжили ее развитие его ученики, которые полагали, что при обучении следует учитывать личные склонности учащегося.[6, 60].
В эпоху Возрождения личностный подход к ученику нашел в развитие в гуманистических воззрениях. В Новое время мысль о развитии личности, ее способностей как непременной составляющей обучения и воспитания находят отражение в идеях Ж.Ж. Руссо и др. Ж.Ж. Руссо утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Задача заключается в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу. По его мнению, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. [14]
Эти и другие прогрессивные педагоги стремились воспитать свободную личность, сделать ученика центром внимания во время обучения, предоставить ученику возможность активно познавать мир через самостоятельную, творческую деятельность.
В XIX веке различные аспекты личностного подхода в воспитании и обучении рассматривались в педагогических системах К.Д. Ушинского [22] и др. В своих работах К.Д. Ушинский показал, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей. Люди не могут быть одинаково всесторонне умны. Неодинаково их общественное положение, и это определяет различия в постановке воспитательных целей. [4]
Идея личностного подхода разрабатывалась с нач. 80-х гг. некоторыми учеными Российской Федерации (Мудрик А.В.[10] и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. В этот период основной целью личностно ориентированного образования становится развитие личности учащегося.
Однако личностный подход ещё не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом.
В последнее десятилетие XX века стали по-настоящему востребованы идеи личностно ориентированного обучения, развития творческих способностей каждого учащегося, формирование предметных и надпредметных умений у школьников.[6]
Таким образом, проанализировав историю становления и развития личностного подхода показал, что ориентация на личность ученика в педагогике существует давно. Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены учеными еще в античности, нашел свое развитие в эпоху Возрождения, Новое время, различные аспекты рассматривались в 19в. и продолжают развиваться с 20в.
Понятие личностного подхода
Факторы, которые привели к созданию данного направления педагогической теории и практики:
1) демократические преобразования – самоценность личности;
3) опыт педагогов-новаторов;
4) духовный кризис общества. Его проявления:
· нетерпимость, агрессия как форма внутригруппового сплочения
· вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории, экономики и культуры
Для воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности в современном обществе нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника.
Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике личностный подход. [ 9 ]
В педагогическом словаре личностный подход рассматривается как последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. [12]
И.П. Подласый рассматривает понятие личностного подхода как опору на личностные качества, которые выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. [15 ]
И.З.Гликман считает, что личностный подход требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей личности, а также природных и социальных возможностей личности школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.); условий, в которых происходит ее развитие.
Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера. [ 3 ]
На мой взгляд, наиболее точно понятие личностного подхода сформулировал Л.А. Григорович. По его мнению личностный подход – это ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Личностный подход предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий. [ 5 , 18]
Выделяют три составляющие личностного подхода:
Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести: индивидуальность; личность; самоактуализированная личность; самовыражение; субъект; субъектностъ; Я-концепция; выбор; педагогическая поддержка. [2]
Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода.
1. Принцип самоактуализации. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения.
3. Принцип субъектности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.
6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.[8]
Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.[2]
Личностный подход (Степанов Е.) – предполагает рассмотрение воспитанника как личности, самостоятельно и ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений, в том числе и в сфере воспитания.
В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека.
По мнению автора личностный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.[9, 9]
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. [15,42]
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе.
В.А Сластенин считает, что личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. [19]
Реализация личностно-ориентированного воспитания требует разработки такого содержания, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (детей, учителей, родителей).
Необходимы также особые процедуры отслеживания характера и направленности развития подростка; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (определение динамики развития подростка в сравнении с самим собой).
Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного воспитания подростков в школе, необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.[11]
Опыт и направление развития личностного подхода
Личностный подход реализуется личностно ориентированными технологиями. [ 18 ]
Обучение по этим технологиям наиболее легко вписываются в учебный процесс. Они позволяют достигать поставленных целей по каждому учебному предмету; обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим. Они требуют самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей.[20]
В воспитательном процессе можно выделить концепцию Е. В. Бондаревской. Личностно-ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей.
Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта соавтора. Поэтому с раннего возраста главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности: независимости, самостоятельное самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.
Педагогическое управление осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. Основными принципами воспитания в данной концепции выступают: принцип культуросообразности воспитания, который проявляется в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.
Идеи и принципы личностно ориентированного подхода основываются на признании за учеником права выбора направления саморазвития, т.е. права на самоопределение личности.[2]
В настоящее время приоритетом в содержании школьного образования является реализация личностно-ориентированной развивающей модели, оказание помощи в реализации способностей каждого и создание условий для индивидуального развития ребенка.
Одним из научных оснований современной концепции образования является личностно-ориентированный подход.
Одним из основных направлений работы школы является реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как средство повышения качества их образования.
Личностный, или индивидуальный, подход в воспитании – отношение учителя к ученику как к личности, ответственному субъекту личного развития. Этот подход состоит в ориентации педагогов в процессе воспитания на личность, ее индивидуальность и творческий потенциал ребенка, которые и обусловливают методы взаимодействия. Базу этого подхода составляет глубокое знание ребенка, его врожденных качеств и потенциалов, способности к саморазвитию, сведения того, как его воспринимают другие и он сам. В процесс воспитания вводятся специально ориентированные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в школе.
Деятельностный подходв воспитании придает главную роль видам деятельности, способствующим развитию личности. Результатом этого подхода стало создание новой воспитательной системы, созданной на идее цельности сознания и деятельности.
Личностно-деятельностныйподход к воспитанию предполагает, что школа должна снабдить деятельность человека, становление личности.
Творческий подход ставится в центре творчества учителя и ученика в процессе воспитания.
Отношенческий подходможно разбирать как часть деятельностного подхода, так и независимо от него. Он соединен с идеями корректировки, с появляющимися в общей деятельности и общении детей связями, их гуманизацией при помощи преднамеренно создаваемых ситуаций.
Событийный подход.Этот подход следует рассматривать также как один из аспектов деятельност-ного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.
Ценностный (аксиологический)подход. Его основная задача – овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.
Средовый подходвошел в педагогику сравнительно недавно. Суть этого подхода – во введении школы в среду, а среды в школу. Однако эта идея сре-дового подхода не нова. К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи и П. Натору полагали, что нужно по возможности употреблять среду в процессе обучения. Средовый подход – это объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. Итогом этого будет региональная система воспитания.
Личностный подход(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
Основные принципы личностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектностив развитииребенка.
- Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
- Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.
- Принцип амплификацииразвития(А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Деятельностный подход(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.
В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Основные принципы деятельностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектностив развитииребенка.
- Деятельность является движущей силой развития ребенка.
- Принцип амплификацииразвития(А.В.Запорожец).
При построении развивающей программы методологические принципы развития должны дополняться методологическими ориентирами. В качестве главных методологических ориентиров основной (примерной)развивающей дошкольной образовательной программы можно назвать следующие:
♦ В качестве основной цели ставить развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные).
♦ Решать задачи развитияребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития.
♦ За результаты освоения Программы принимать качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), возникающие в виде новообразований к концу каждого возрастного периода.
♦ Исходить из положения о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, когда преемственность понимается как создание в результате дошкольного образования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и интеллектуальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ.
♦ Ориентироваться при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие.
Личностный, или индивидуальный, подход в воспитании – отношение учителя к ученику как к личности, ответственному субъекту личного развития. Этот подход состоит в ориентации педагогов в процессе воспитания на личность, ее индивидуальность и творческий потенциал ребенка, которые и обусловливают методы взаимодействия. Базу этого подхода составляет глубокое знание ребенка, его врожденных качеств и потенциалов, способности к саморазвитию, сведения того, как его воспринимают другие и он сам. В процесс воспитания вводятся специально ориентированные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в школе.
Деятельностный подходв воспитании придает главную роль видам деятельности, способствующим развитию личности. Результатом этого подхода стало создание новой воспитательной системы, созданной на идее цельности сознания и деятельности.
Личностно-деятельностныйподход к воспитанию предполагает, что школа должна снабдить деятельность человека, становление личности.
Творческий подход ставится в центре творчества учителя и ученика в процессе воспитания.
Отношенческий подходможно разбирать как часть деятельностного подхода, так и независимо от него. Он соединен с идеями корректировки, с появляющимися в общей деятельности и общении детей связями, их гуманизацией при помощи преднамеренно создаваемых ситуаций.
Событийный подход.Этот подход следует рассматривать также как один из аспектов деятельност-ного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.
Ценностный (аксиологический)подход. Его основная задача – овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.
Средовый подходвошел в педагогику сравнительно недавно. Суть этого подхода – во введении школы в среду, а среды в школу. Однако эта идея сре-дового подхода не нова. К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи и П. Натору полагали, что нужно по возможности употреблять среду в процессе обучения. Средовый подход – это объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. Итогом этого будет региональная система воспитания.
Личностный подход(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
Основные принципы личностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектностив развитииребенка.
- Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
- Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.
- Принцип амплификацииразвития(А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Деятельностный подход(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.
В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Основные принципы деятельностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектностив развитииребенка.
- Деятельность является движущей силой развития ребенка.
- Принцип амплификацииразвития(А.В.Запорожец).
При построении развивающей программы методологические принципы развития должны дополняться методологическими ориентирами. В качестве главных методологических ориентиров основной (примерной)развивающей дошкольной образовательной программы можно назвать следующие:
♦ В качестве основной цели ставить развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные).
♦ Решать задачи развитияребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития.
♦ За результаты освоения Программы принимать качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), возникающие в виде новообразований к концу каждого возрастного периода.
♦ Исходить из положения о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, когда преемственность понимается как создание в результате дошкольного образования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и интеллектуальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ.
♦ Ориентироваться при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие.
Читайте также: