Личностные опросники мотивации кратко

Обновлено: 06.07.2024

Кроме опросников, диагностирующих типы личности, комплексы личностных черт, в психодиагностической практике к настоящему времени выработано большое число методик, ориентированных на выявление и оценку отдельных личностных качеств. Их примером являются многочисленные опросники мотивов личности.

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. До настоящего времени не достигнуты еще теоретическая определенность и однозначность взглядов на явление мотивации. Термином ≪мотивация≫ объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких, как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.

В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое [24].

В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А. Г. Ковалев), и как предмет потребности (А. Н. Леонтьев), и отождествляется с потребностью (П. С. Симонов) [42; 52; 62]. В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую. По мнению С. Л. Рубинштейна [81], свойства характера — это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. Рубинштейн имел здесь в виду именно обобщенное содержание мотива.

Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство, если не все сферы психической деятельности. X. Хекхаузен различает мотив и мотивацию следующим образом [93]. Понятие ≪мотив≫ включает такие составляющие, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д.

Мотив задается целевым состоянием отношения ≪индивид-среда≫. Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей или классов отношений ≪индивид-среда≫. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру, силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше связан с возможностью достижения цели (действенный мотив).

Человек и потребности

. личности. Он связывал потребность с конкретным предметом — материальным или идеальным — и рассматривал предмет потребности как мотив деятельности. Основной функцией мотивов Леонтьев считал функцию побуждения к действию. В концепции мотивации поведения Леонтьев .

Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.

Мотивация же понимается как процесс выбора между различными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. Короче, мотивация объясняет целенаправленность действия. О деятельности говорят, что она мотивирована тогда, когда она направлена на достижение конкретной цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы функциональные ресурсы и способности человека, его интересы и устремления.

Мотивацией также объясняется выбор между возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство субъекта в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов.

Ниже рассмотрены некоторые популярные опросники, используемые для диагностики различных сторон мотивации.

Список личностных предпочтений А. Эдвардса(Edwards Personal Preference Schedule) является опросником, который измеряет силу потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к ТАТу [10, т. 2]. Этот перечень был сокращен до 15 и включал следующие потребности: в достижении, уважении, порядке, проявлении себя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, агрессивности. Для каждой из 15 шкал опросника были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений).

Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. А. Эдвардс использовал метод вынужденного выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности [115].Показатели каждой из шкал оцениваются как в процентилях, так и в нормах по Т-оценкам. Эти нормы были установлены на выборке студентов (1500 чел.) и взрослых (около 10000 чел.).

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. .

. и психиатрии вызвали необходимость изучать роль и действие неусведомленных факторов, определяющих потребности и поезда личности, ее поведение. Образовалось психоаналитическое направление в психологии (З. . Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование .

Показатели надежности удовлетворительны, а в отношении валидности данные противоречивы, что объясняют спецификой опросника, оценивающего силу каждой потребности не в абсолютных единицах, а относительно силы других потребностей индивида. При таком оценивании нормативная выборка не может служить точкой отсчета.

Опросник для измерения мотивации достижения(Resultant Achievement Motivation Test — RAM) А. Мехрабиана [131]имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе его пунктов учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях. Пункты опросника построены в форме сравнительных утверждений, поэтому выявляют результирующую тенденцию мотивации достижения, образуемую как разницу в проявлениях мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Высокие показатели означают тенденцию достижения, а низкие — тенденцию избегания. При конструировании опросника был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения. Психометрические показатели опросника оцениваются как удовлетворительные.

Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержениютого же автора. Под аффиляцией здесь понимается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих как повседневный, так и фундаментальный характер: завязывание и поддержание отношений с другими людьми, преследующими разные цели (как произвести впечатление, как властвовать над другими, как получать и оказывать помощь и др.).

Эта методика измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора это стремление называется аффилятивной тенденцией) и страх отвержения (чувствительность к отвержению).

Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24. Шкалы, по мнению автора, оценивают в первом случае общие ожидания человека о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором случае — негативные ожидания соответственно.

Русскоязычные варианты обоих опросников А. Мехрабиана разработаны в МГУ М. Ш. Магомед-Эминовым [62].__

Примеры похожих учебных работ

Опросник Басса-Дарки

. является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. При составлении опросника использовались . в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности. Агрессивные проявления можно .

Опросник выявления эмоционального выгорания

. люди. Обработка результатов Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (9 утверждений), "деперсонализация" (5 утверждений) и "редукция личных достижений" . своих собственных потребностей, потребностей клиентов и потребностей руководства. .

Психофизиология мотивации

. способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать . для реализации поискового целенаправленного поведения и достижения результата. Возникновение эмоций, как правило, отрицательных стенических, .

24.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

. потребности подчиненных. Потребность - состояние нужды организма, личности в чем-либо, что обеспечивает равновесие организма. Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком поведения, под воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) .

Психофизиология мотивации 2

. больших полушарий. В результате человек начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности. Эффективным методом исследования нейрофизиологических механизмов различных мотиваций является метод самостимуляции, .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. качеством которой будет психическая энергия. Потому, для достижения высшей духовности, мы должны трансмутировать и сублимировать . и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может .

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Тест юмористических фраз (ТЮФ), разработанный А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой, предназначен для экспресс-диагностики структуры мотивационно-потребностной сферы личности, соединяет в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. ТЮФ позволяет быстро определить наиболее напряжённые и фрустрированные потребности человека — источник его нервно-психического неблагополучия, а также выбрать адекватное направление психотерапевтического воздействия. Определение проводят по 10 темам при помощи 43 юмористических фраз.

К числу проективных методик относится тематический апперцепционный тест (ТАТ). В связи с тем, что в классической методике ТАТ шкалирование оценок основано на опыте и интуиции интерпретатора, Р. Хейнс, Д. Верофф и Д. Аткинсон усовершенствовали эту методику, разработав структурированный ТАТ для измерения мотивов аффилиации (стремления к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми), доминирования и достижения.

40. Самосознание как объект психодиагностики.(Самосвідомість як об’єкт психодіагностики. )

С точки зре­ния выявления и анализа структуры личности в современной психо­логической диагностике наиболее распространенными являются две большие группы методов — опросники и проективные методики.

Личностные опросники(стандартизированные самоотчеты) — это совокуп­ность методических средств, используемых для выявления и оценки отдель­ных свойств и проявлений личности.

К настоящему времени создано огромное число личностных опрос­ников самых различных типов. При разработке личностных опросни­ков различия в подходах проявляются в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов.

Все многообразие личностных опросников может быть классифи­цировано в следующем виде:

2) опросники черт личности на основе выделения черт личности(16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; опросник EPI Айзенка, в 1975 г. Г. Айзенк дополнил опросник новой шкалой — шкалой психотизма,которая направлена на выявление склонности индивида к противостоянию социальным воздействиям - новый опросник EPQ);

3) опросники мотивов(Опросник для измерения мотивации достижения А.Мехрабианаимеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории моти­вации достижения Дж. Аткинсона;опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствитель­ности к отвержениютого же автора. Под аффиляцией здесь понима­ется определенный класс социальных взаимодействий, имеющих как повседневный, так и фундаментальный характер: завязывание и под­держание отношений с другими людьми, преследующими разные цели (как произвести впечатление, как властвовать над другими, как по­лучать и оказывать помощь и др.). Эта методика измеряет два обоб­щенных мотива: стремление к принятию (у автора это стремление называется аффилятивной тенденцией) и страх отвержения (чувстви­тельность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24. Шкалы, по мнению автора, оценивают в первом случае общие ожидания человека о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором слу­чае — негативные ожидания соответственно).

4) опросники интересов; В отечественной практике в целях профориентации широко применя­ются Таблица для ориентировочного определения предпочтитель­ного типа будущей специальностиЕ. А. Климова и Ориентировочно-диагностическая анкета интересовС. Я. Карпиловской (ОДАнИ).Первый из названных опросников разработан на основе типологии профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира. Выделены пять типов профессий: человек-приро­да, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художествен­ный образ, человек-человек. В пунктах таблицы отражены занятия, со­ответствующие этим профессиям, а также успешность этих занятий по оценкам самого индивида и окружающих. Показатели дают оценку выраженности интересов к каждому из пяти типов профессий.

5) опросники ценностей (ценностные ориентации М. Рокича; исследование соотношения “ценности”и“доступности” Фанталовой)

6) опросники установок (аттитюдов) К опросникам установок относятся методики, направленные на ди­агностику самосознания и самоотношения. Отношение к самому себе, к собственной личности является одним из важнейших отношений социального психологического бытия человека.(Опросник самоотношения (ОСО)и Методика исследования самоотношения (МИС), авторами которых являются В. В. Столин и С. Р. Пантилеев).

Черты личности понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся изме­рить базисные или универсальные черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристи­кам стиля деятельности.

Мотивация -движу­щая сила поведения и деятельности человека.

Под интересами в психологии понимается форма проявления позна­вательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориенти­ровке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.

Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испы­туемых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:

- шкала лжи (L); для оценки искренности испытуемо­го; измеряет сознательную или неосознанную установку испытуемого на сокрытие своих недостатков.

- шкала достоверности (F); для выявления недостовер­ных результатов, связанных со стремлением подчеркнуть тяжесть свое­го состояния, многочисленность конфликтов, а также для выявления технических ошибок, совершаемых испытуемым или эксперимента­тором;

- шкала коррекции (К), чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью иосторожностью при обследо­вании; является пока­зателем неосознанного контроля своего поведения, неосознанной иден­тификации себя с социально желательным образом вследствие высокой конформности.

К базисным шкалам MMPI относят следующие: ипохондрии, депрес­сии, истерии, психопатии, женственности—мужественности, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании, социальной интроверсии.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн. Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Личностные опросники мотивации. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде: 1) типологические опросники; 2) опросники черт личности; 3) опросники мотивов; 4) опросники интересов; 5) опросники ценностей; 6) опросники установок (аттитюдов).

Личностные опросники мотивации В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. В самом широком смысле мотивация определяет: пристрастность, избирательность конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности,. а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое.

Мотивация же понимается как процесс выбора между различными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний И под­держивающий эту направленность. Короче, мотивация объясняет це­ленаправленность действия. О деятельности говорят, что она мотиви­рована тогда, когда она направлена на достижение конкретной цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направле­нии будут использованы функциональные ресурсы и способности че­ловека, его интересы и устремления. Мотивацией также объясняется выбор между возможными дей­ствиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство субъекта в осуществлении выбранного действия и дости­жения его результатов.

Список личностных предпочтений А. Эдвардса является опросником, который измеряет силу по­требностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюррером Этот перечень включал следу­ющие потребности: в достижении, уважении, порядке, проявлении се­бя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, аг­рессивности. Для каждой из 15 шкал опросника были выделены инди­каторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынуж­денного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс по­требности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой по­требности относительно других потребностей из перечня. А. Эдвардс использовал метод вынужденного выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности. Показатели каж­дой из шкал оцениваются как в процентилях, так и в нормах по оценкам. Эти нормы были установлены на выборке студентов (1500 чел.) и взрослых (около 10000 чел.). Показатели надежности удовлетвори­тельны, а в отношении валидности данные противоречивы, что объяс­няют спецификой опросника, оценивающего силу каждой потребности не в абсолютных единицах, а относительно силы других потребностей индивида. При таком оценивании нормативная выборка не может слу­жить точкой отсчета.

Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствитель­ности к отвержению А. Мехрабиана Под аффиляцией здесь понима­ется определенный класс социальных взаимодействий, имеющих как повседневный, так и фундаментальный характер: завязывание и под­держание отношений с другими людьми, преследующими разные цели (как произвести впечатление, как властвовать над другими, как по­лучать и оказывать помощь и др.). Эта методика измеряет два обоб­щенных мотива: стремление к принятию (у автора это стремление называется аффилятивной тенденцией) и страх отвержения (чувстви­тельность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24. Шкалы, по мнению автора, оценивают в первом случае общие ожидания человека о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором слу­чае — негативные ожидания соответственно.

Личностные опросники интересов, установок, ценностей, мотивации

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде: 1) типологические опросники; 2) опросники черт личности; 3) опросники мотивов; 4) опросники интересов; 5) опросники ценностей; 6) опросники установок (аттитюдов).

Личностные опросники интересов, установок, ценностей, мотивации

Личностные опросники интересов, установок, ценностей, мотивации

Личностные опросники интересов, установок, ценностей, мотивации

Выполнила: студентка 4 курса, ФДиКПиП, Богомолова Екатерина

Классификация Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности

Классификация Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности.
Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде:
1) типологические опросники;
2) опросники черт личности;
3) опросники мотивов;
4) опросники интересов;
5) опросники ценностей;
6) опросники установок (аттитюдов).

Личностные опросники мотивации

Личностные опросники мотивации

Личностные опросники мотивации

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.
В самом широком смысле мотивация определяет:
пристрастность,
избирательность
конечную целенаправленность психического отражения
и регулируемой им активности,.
а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое.

В личностных опросниках мотивации испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы (слова), в качестве которых выступают утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, прямо не соответствующих мотивам, но…

В личностных опросниках мотивации испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы (слова), в качестве которых выступают утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, прямо не соответствующих мотивам, но…

Примеры Список личностных предпочтений

Примеры Список личностных предпочтений

Список личностных предпочтений А. Эдвардса
Опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана
Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствитель­ности к отвержению

Личностные опросники интересов

Личностные опросники интересов

Личностные опросники интересов

Под интересами в психологии понимается форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.
Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее.

С первых обращений к измерению интересов исследователи обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы об его интересах оказываются чаще всего ненадежным методом…

С первых обращений к измерению интересов исследователи обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы об его интересах оказываются чаще всего ненадежным методом…

С первых обращений к измерению интересов исследователи обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы об его интересах оказываются чаще всего ненадежным методом их выявления и оценки. Анализ результатов применения этого прямого метода позволил сделать два важных вывода:
1) большинство людей имеет ограниченную информацию о различных видах деятельности и поэтому не в состоянии судить о том, понравится ли им предлагаемое в прямом опроснике занятие;
2) индивид редко глубоко осознает свои интересы в различных областях деятельности.

Примеры Протокол профессиональных предпочтений

Примеры Протокол профессиональных предпочтений

Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера
Таблица для ориентировочного определения предпочтитель­ного типа будущей специальности Е. А. Климова
Ориентировочно-диагностическая анкета интересов С. Я. Карпиловской (ОДАнИ)

Опросники личностных ценностей

Опросники личностных ценностей

Опросники личностных ценностей

Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.

Примеры Методика ценностных ориентации

Примеры Методика ценностных ориентации

Методика ценностных ориентации М. Рокича
Тест смысложизнен-ных ориентации (СЖО)

Личностные опросники установок

Личностные опросники установок

Личностные опросники установок

Примеры Опросник личностной зрелости

Примеры Опросник личностной зрелости

Опросник личностной зрелости. М. Крозом под руководством Л. Я. Гоз-мана
Опросник самоотношения (ОСО)
Методика исследования самоотношения (МИС)

Читайте также: