Личность и социум кратко

Обновлено: 07.07.2024

Невротические механизмы, по Перлзу, — это одна из (многочисленных) форм фиксации психологического аспекта этой культурно-исторической ситуации. Опоры на самого себя (self-support) требуют от человека не идеологические фантазии human potential movement, а реальная жизнь современного общества.

В добротной традиционной культуре человеку противопоставить этому нечего. Если мир изначально, всегда и по сути устроен, например, так, что лучшие куски мяса отдаются мужчинам, а женщины и дети подъедают объедки, что членов чужого племени нужно при каждой возможности убивать, а в некоторых специальных ситуациях — съедать, с этим вряд ли можно что-либо поделать.

Так или иначе, нечто становится темой размышлений и проработки, находятся альтернативы имеющемуся положению дел, и после этого делается возможным тот самый выбор, который превращает прозябание в экзистенцию, а Обусловленного Человека — в Личность.

Уникальность понятия личности состоит в том, что она подразумевает сознательного человека, который в самом начале и на протяжении всей жизни включился в общую систему социализации индивидов, получил воспитание, образование, жизненный опыт, приобрел профессию и самореализовался. Социализация любого индивида начинается в раннем детском возрасте и продолжается весь жизненный период. Личность взаимодействует с разными субъектами, вырабатывая характер, авторитет, создавая личностный портрет, достигая статуса и борясь за место в социуме. Но на всех этапах общественной жизни, действуя пассивно или активно, она способна накапливать знания и умения для того, чтобы передавать знания будущим поколениям.

Личность

Особенности понятия личности

Как субъект общества, личность имеет значимые черты и качества, приобретаемые в течение нескольких жизненных циклов.

  1. Детские годы.
  2. Юность.
  3. Средний (зрелый) возраст.
  4. Пожилой период.

Чтобы личность вошла в общество, ее социализацией занимаются агенты – люди, плотно взаимодействующие с индивидом, и имеющие на него психологическое влияние.

  • родителей;
  • воспитателей;
  • педагогов;
  • руководителей;
  • СМИ;
  • армию;
  • церковь;
  • уполномоченные государственные органы.

Каждый агент прививает навыки, обучает, воспитывает, требует, помогает в любых начинаниях и делах. В некоторых случаях воспитатели-агенты даже служат примером принятого и приемлемого для общества поведения, нравственных принципов и поступков, на которые равняется их подопечный – индивид, проходящий социализацию.

Личность раскрывается постепенно, она характеризуется:

  • самосознанием (нормальным или девиантным);
  • определенной степенью восприятия происходящих процессов;
  • поступками и действиями;
  • чертами характера (врожденными или приобретенными);
  • психологическим портретом;
  • наличием целей и задач;
  • желанием самосовершенствования и достижения определенного социального уровня;
  • степенью взаимодействия с другими субъектами.

Помимо агентов, на становление личности влияют общеобразовательные и другие виды учреждений (школа, институт, предприятие, библиотека, научный центр и т. д.). Институты в жизни индивида, проходящего социализацию, нужны для того, чтобы он обучался образцам правильного поведения и осуществлял контроль за нормами поведения, усвоенными уже состоявшейся личностью.

Достижения

Процесс социализации субъекта

Процесс вхождения индивида в общественную жизнь характеризуется первичной и вторичной социализацией. Первичная включает в себя все степени прохождения адаптации в социальной среде, которая происходит под воздействием институтов и агентов.

Вторичная социализация состоит из двух понятий – ресоциализации и десоциализации, которые также могут присутствовать в жизни индивидов и заключаются в следующем:

  1. Ресоциализация – это возврат индивида к нормальному образу жизни. Ее можно рассматривать как новый адаптационный процесс человека после тяжелой продолжительной болезни, после многолетнего нахождения в местах заключения, после терапии наркомании или алкоголизма. В данном случае человек был лишен нормальной здоровой среды и общался в основном с асоциальным окружением, за исключением тяжело болевших (онкологические, спинальные, инсультные больные). Небольшими шагами, деликатным положительным общением, помощью в физическом и психическом восстановлении, врачи, социологи и психологи в идеале должны участвовать в возвращении человека в общество. Причем, работу социолога вполне может выполнять психолог, коллектив, образовательное учреждение в лице педагогов или семья. На практике, само нахождение человека среди уравновешенных, целеустремленных, интеллектуально образованных индивидов, помогает ему стать личностью, и принять правила социального поведения.
  2. Десоциализация – это сознательный отказ от общественных ценностей и выполняемой роли. В данном случае человек будет демонстрировать полное неприятие нравственных и моральных правил, ценностей, социальных и правовых норм. Это может проявляться в асоциальных поступках, которые зачастую приводят к совершению неправомерных действий, участию в правонарушениях и преступлениях. Чаще всего, данное понятие проявляется тогда, когда человек испытал моральное потрясение. Возможно, его права не были защищены, или когда-то несправедливо наказали. Поэтому здесь имеют значение полученные в детстве психотравмы, социальная среда, в которой рос и развивался индивид. Своим поведением человек будто бы мстит социуму. Здесь требуется длительная кропотливая работа психолога, социолога или любого другого агента, направленная на изменение сознания индивида и возвращения его в общество.

При первичной и вторичной социализации любая личность может быть субъектом, но при этом она всегда проходит стадии адаптации к окружающим ее социальным условиям, определяя для себя формы взаимодействия с другими людьми и степенью подчинения установленным нормам и правилам, существующим в обществе.

Успехи

Роль личности в социуме

Понятие личности включает в себя индивидуальность и неповторимость. Люди различаются друг от друга не только по внешним данным, но и по мировоззрению, сознанию, интеллекту, образованию, восприятию, способам коммуникации – по всем тем особенностям, которые характеризуют личность. Каждый человек выполняет в обществе собственную роль.

Место, положение и роль людей в обществе зависят, прежде всего, от образования, выбранной профессии (специализации) и занимаемого места (должности) трудовой деятельности. Занятое социальное место позволяет иметь квалификацию, ранг, статус. Поэтому наличие престижной должности может способствовать тому, что у людей может быть неравное социальное положение. Одни субъекты работают физически, другие – умственно, третьи – руководят.

Человеческому обществу нужны разные категории социальных субъектов, за исключением асоциальных лиц. Первые способствуют экономическому, политическому и культурному развитию социума, вторые требуют более тщательного контроля за ними, принятия мер безопасности, использования социологических, педагогических и психологических способов воздействия.

Роль личности определяется стремлениями, желаниями, поставленными целями, потребностью материальных, культурных и духовных благ. Индивид не просто биологически существует, он набирается жизненного, профессионального, социального опыта, формирует мировоззрение, учится коммуникации, на основании чего планирует события в своей жизни, в соответствии с принципами и нормами поведения.

Уважение

Факторы социализации субъекта

На процесс становления личности, на всех этапах социализации, большое значение оказывает окружение человека. Главная роль отводится семье, в которой человек растет до совершеннолетия. Родители, а также старшее поколение (бабушки и дедушки) вначале являются образцами поведения для ребенка, который во всем (поведение, общение, этикет) подражает им, и обучается основным навыкам ухода за собой.

В семье субъектам первично прививаются многие ценности, которые помогают ребенку строить отношения с другими людьми. Человек учится манерам общения, правильному поведению в семье и общественных местах, уважению, состраданию, взаимопомощи. Культурные и духовные начала, которые затем человек разовьет в течение всей жизни, также ребенок получает от родителей.

Если родители мудрые, то они поддерживают человека советами и поддержкой в непростой подростковый период, помогают определиться с профессией и целями. В школе, образовательных учреждениях, а затем на работе, человеку придется взаимодействовать и строить коммуникации с разными субъектами, поэтому уровень культуры и этикета, нравственные и моральные правила помогут лучше адаптироваться при социализации, выстроив хорошие отношения с оппонентами.

Договор

В качестве факторов социализации субъекта имеет значение возраст, среда (семья и круг общения на работе и социуме), экономическая и политическая обстановка. Замечено, что при нестабильности экономики или политики государства, в обществе увеличивается количество безработных и асоциальных людей, что не может говорить о здоровой среде в обществе, для полноценного развития личности.

И, наоборот, в экономически развитом государстве социальное общество активно развивается, повышается его правовой и культурный уровень, самосознание людей не отличается девиантностью. Здесь личность находит для себя деятельность, от которой получает удовольствие и чувствует себя полностью реализованной, приносящей пользу обществу.

Человек и социум: кто главнее? Это все равно что спросить, что было раньше, курица или яйцо? Социальное взаимодействие — суть общественной жизни. Сотрудничество, альтруизм, любовь — положительные стороны этого процесса. А каковы отрицательные? И как нам бороться с тем негативом, который неизбежен при социальных контактах?

Социальное влияние — что это?

Многие с детства помнят о том, как родители заставляли их есть манную кашу или пить молоко с пенкой. А семейные советы, где решали — за нас! — в какой нам вуз поступать? А дебаты, убеждающие отдать голос за определенного кандидата, или реклама, навязывающая новый продукт? Все это — примеры социального влияния, то есть преднамеренной попытки изменить наши установки, убеждения, а в результате и поведение.

черная овца

И реагируем мы на это по-разному. Никто не будет ссориться с родителями из-за молочной пенки, мы выпьем молоко, но любить его не станем. Это уступка. Иногда аргументы другого человека нас убеждают, и мы меняем свои взгляды, это интернализация. А бывает, что давление вызывает несогласие, гнев и даже агрессивную реакцию, это психологи называют сопротивлением.

Уступить или сопротивляться?

Вполне жизненной является ситуация, когда в группе вы со своим мнением оказываетесь в меньшинстве. Бывает, что мы доверяем опыту большинства и согласны с ним. Но если вы считаете, что все-таки правы? Что вы сделаете, уступите или начнете отстаивать свою точку зрения?

В реальной жизни ситуации, когда наше мнение может показаться спорным, как правило, возникают, когда нужен ответ на трудный вопрос, в котором мы боимся проявить субъективность: как снизить инфляцию, например, или какая картина более эстетична. Здесь конформизм понятен, он позволяет не стать единственной белой вороной в группе черных собратьев. Но оказывается, склонность к соглашательству проявляется и в ходе чисто научных экспериментов, где ответы совершенно, даже математически очевидны. Почему же?

бойкот

В 1880 году британский управляющий имения Чарльз Бойкотт отстаивал несправедливую арендную плату за землю. В ответ общество подвергло его изоляции: соседи перестали с ним разговаривать, магазины отказывались обслуживать его, в церкви никто не садился рядом с ним. Такой метод сопротивления в большинстве языков мира сегодня называется бойкотированием

Меньшинство и большинство

Если меньшинство не догматично, не проявляет упрямства и высокомерия, а последовательно и аргументированно отстаивает свою позицию, ссылаясь на известные и проверенные данные, то большинство начинает воспринимать его как более компетентную часть общества. В этих случаях происходит не просто соглашательство, чаще наблюдается изменение убеждений, то есть интернализация.

И даже когда меньшинству не удается переубедить большинство, ему, как правило, удается раздвинуть границы допустимого в глазах общества, заставить большую часть посмотреть на проблему с иной позиции и тщательно обдумать ситуацию.

Почему мы подчиняемся?

Наиболее яркий и ужасающий пример подчинения личности являл собой в свое время нацистский режим Германии. Трудно представить, что чудовищное зло, которое принес нацизм, творилось не какими-то монстрами, а по большей части обычными людьми, но это неоспоримый факт.

Что же заставляло людей выполнять приказы? Некоторые факторы имеют влияние на всех нас, практически вне зависимости от моральных убеждений.

Социальные нормы. Как установили психологи, даже во время экспериментов отказ от дальнейшего участия вызывает в человеке чувство вины, ведь он нарушает нормы этикета, проявляет невежливость. Что уж говорить об отказе подчиниться военному командиру!

Надзор. В отсутствие наблюдателя на экспериментах уровень подчинения и точного выполнения неприятного задания падает с 65% примерно до 20%.

Буферы. Чем дальше человек от непосредственного акта насилия, тем спокойнее он выполняет указания. Есть огромная разница между тем, чтобы нарубить дров для инквизиции, и тем, чтобы сунуть горящий факел в костер, на который привели живого человека.

Идеологическое оправдание. Наиболее важный фактор, определяющий добровольное подчинение, это идеология. Если вы верите в право вышестоящего отдавать такие приказы, то исполняете их, ведь большая часть ответственности лежит не на вас.

Фридрих Ницше

Но не будем отчаиваться: всему отрицательному и низменному мы всегда можем противопоставить светлые стороны нашей натуры. Помните, добрых людей все равно больше, просто плохие заметнее!

Совместные решения

В обычной жизни многие решения мы принимаем не единолично, а совместно с другими людьми. Семья решает, куда поедет в отпуск, парламент обсуждает государственный бюджет, совет нескольких государств ищет совместный выход из сложной экономической ситуации. Групповые решения — благоразумнее они или опрометчивее? Лучше или хуже индивидуальных?

азиаты

Исследование, проведенное в 33 странах с участием почти 7000 человек, показало, что самые вольные в социальном и поведенческом аспекте культуры — восточноевропейские, а самыми строгие — азиатские

Есть вопросы, которые в одиночку не решить. Но надо иметь в виду, что сплоченная группа с авторитарным лидером может попасть в ловушку группового мышления, когда личное несогласие подавляется ради согласия всего коллектива. Это порождает иллюзию неуязвимости и единодушия и неизбежно приводит к неудачным решениям. Чтобы избежать этого, нужно стараться сохранять атмосферу открытого спора, привлекать внешних экспертов и обсуждать все сомнительные моменты.

Человек – существо социальное; в отличие от животных, которые объединяются в группы ради безопасности и охоты, современный представитель рода людского не может обойтись без социума по куда большему количеству причин. Именно в обществе мы в основном реализуем себя и совершенствуемся – и, баланса ради, именно с окружающими нас людьми связано абсолютное большинство личных проблем, в том числе и психологических.

Существует огромное количество методик, теорий и систем, направленных на нормализацию внутреннего состояния человека и улучшение его отношений с окружающими. Некоторые из этих практик имеют древние корни, например, те же медитация или йога, другие разработаны недавно и только набирают популярность. Каждый может подобрать именно ту систему, которая подходит лично ему и наиболее эффективна для решения конкретных проблем.

С этим материалом еще читают:

Ревность может стать причиной болезни Альцгеймера


Ревнивые, тревожные и с легкостью поддающиеся переменам настроения женщины намного чаще страдают от проблем нейродегенеративного характера. Это было подтверждено в результате длительных исследований, проведенных учеными из Университета Гетеборга, сообщает Science World Report. Их участницами стали 800 женщин, средний возраст которых к моменту начала исследований составлял 45 лет. Специалисты наблюдали за ними в течение 38 лет. Женщины проходили тесты, целью которых являлось

Развитие личностных качеств у муравьёв формирует среду обитания


Специалистами из американского института штата Аризона на днях была успешно закончена работа по изучению поведенческой модели и развития муравьев, пребывающих в лабораторных условиях и естественной, природной среде. Эксперты, составляющие исследовательскую группу, пришли к выводу, что среда, где обитают эти крохотные насекомые, оказывает серьезнейшее влияние на уровень развития их личности. Насколько бы это не показалось странным, но это

Человек пережил четыре стадии эволюции


Эксперты исследователи установили, что человек прошёл через четыре этапа эволюции в развитии личности. Теперь специалисты уверены, что тело человека изменялось за время эволюционного развития иначе, а не так, как представлял Дарвин. За время исследовательской работы эксперты изучили костные ткани нескольких представителей древнего мира. Возраст останков, исследуемых учеными, составил 430 тысяч лет. Они были найдены в одной из провинций

Читайте также: