Личность и ее структура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что изучает когнитивная психология и какие проблемы исследует? Как проходит сеанс когнитивно-поведенческой терапии и какие могут быть результаты?

Что такое когнитивные нарушения? Как они упрощают жизнь, но лишают рационального мышления и позволяют нами манипулировать?

Что такое психология масс и психология толпы? Как меняется личное сознание внутри большой группы людей? 9 способов распознать стандартные схемы манипуляторов

Что такое психология цвета и какие вопросы и закономерности исследует? Как используется в бизнесе и психотерапии? Как любимые цветовые предпочтения помогают в самодиагностике?

Что такое грусть и почему нам бывает грустно? Как избавиться от грусти: лучшие способы поднять настроение. Может ли быть польза от грусти?

Что такое паническое расстройство, как с этим жить? Как распознать, проводить профилактику тревожных атак, помогать себе и близким во время приступов?

Что такое типы темперамента и какая их классификация? Как определить свой темперамент и зачем это нужно? Что дает понимание своего темперамента?

Что такое положительные эмоции и можно ли их вызвать? Чем полезны отрицательные эмоции и как они помогают распознать проблему?

Что такое биполярное расстройство и какие его признаки? Какие бывают методы лечения? Как себя вести родственникам? Советы по выбору психотерапевта.

Что такое метод Сильва и каким техникам он учит? Четыре шага для исполнения задуманного. Возможные препятствия на пути новичков.

Что такое реверсивная психология и почему она построена на феномене сопротивления и двойственности человеческой натуры? Действует ли она на всех?

Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. По мнению Б.Г.Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается единством таких макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Индивид – человек как единичный представитель биологического вида homo sapiens и отдельного типа, выделяемого в его рамках. Система индивидных признаков человека: темперамент, задатки, конституция, половые особенности, биогенные потребности, сенсомоторная координация, метаболизм, нейродинамика.

Личность – человек как представитель какого-либо типа социальной общности. Система личностных признаков человека: направленность, склонности, социогенные потребности, структура общения, социальный статус, притязания, социальные роли, этнические особенности.

Субъект – человек как субъект определенного вида деятельности; характеристика человека через структуру различных типов человеческой активности (труд, общение, познание, игра, спорт). Система субъектных признаков человека: характер, способности, структура деятельности, психогенные потребности, конативные, креативные, когнитивные, эмотивные процессы.

Индивидуальность – человек как единичный вариант реализации тех возможностей, которые встречались на его жизненном пути; неповторимое, уникальное сочетание черт как индивида, личности и субъекта. Система индивидуальных признаков человека: совесть, самосознание, самореализация, самоопределение, саморегуляция, самоидентификация, самочувствие, самооценка.

Человек как целостность – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством в нем биологического и социального.

Существуют разные подходы к структуре личности.

С.Л. Рубинштейн предложил следующую структуру личности:

1) направленность); 2) знания, навыки умения; 3) индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.




В процессе формирования личности развивается ее самосознание, выделяются три его этапа:

II этап (дошкольный возраст) – длительный период развития самооценки, основывающейся первоначально на мнении значимых взрослых (родителей и воспитателей). Представления дошкольника о себе ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.

III этап (школьный возраст) – развивается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Подросток сопоставляет разные мнения о себе и на их основе вырабатывается собственное мнение. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются рациональные, на этой основе формируется моральная самооценка.

Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В классической концепции У.Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.

Самооценка = успех / уровень притязаний.

Самооценка может быть низкой (заниженной) или высокой (завышенной), адекватной и неадекватной.

Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению).

Высокая самооценка демонстрирует уверенность человека в себе, своих возможностях, силах. Важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной.

Адекватная самооценка свидетельствует о соответствии самооценки реальным возможностям субъекта и оценки его другими субъектами.

Неадекватная самооценка – нереально высокая/низкая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы (непринятие, отрицание критики в свой адрес, утверждение, что этого не существует и т. д.).

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т. е. трансформация влечений. В качестве основных форм сублимации обычно описывают интеллектуальную деятельность, художественное творчество.

Интеллектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. По мнению Б.Г.Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается единством таких макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Индивид – человек как единичный представитель биологического вида homo sapiens и отдельного типа, выделяемого в его рамках. Система индивидных признаков человека: темперамент, задатки, конституция, половые особенности, биогенные потребности, сенсомоторная координация, метаболизм, нейродинамика.

Личность – человек как представитель какого-либо типа социальной общности. Система личностных признаков человека: направленность, склонности, социогенные потребности, структура общения, социальный статус, притязания, социальные роли, этнические особенности.

Субъект – человек как субъект определенного вида деятельности; характеристика человека через структуру различных типов человеческой активности (труд, общение, познание, игра, спорт). Система субъектных признаков человека: характер, способности, структура деятельности, психогенные потребности, конативные, креативные, когнитивные, эмотивные процессы.

Индивидуальность – человек как единичный вариант реализации тех возможностей, которые встречались на его жизненном пути; неповторимое, уникальное сочетание черт как индивида, личности и субъекта. Система индивидуальных признаков человека: совесть, самосознание, самореализация, самоопределение, саморегуляция, самоидентификация, самочувствие, самооценка.

Человек как целостность – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством в нем биологического и социального.

Существуют разные подходы к структуре личности.

С.Л. Рубинштейн предложил следующую структуру личности:

1) направленность); 2) знания, навыки умения; 3) индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.

В процессе формирования личности развивается ее самосознание, выделяются три его этапа:

II этап (дошкольный возраст) – длительный период развития самооценки, основывающейся первоначально на мнении значимых взрослых (родителей и воспитателей). Представления дошкольника о себе ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.

III этап (школьный возраст) – развивается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Подросток сопоставляет разные мнения о себе и на их основе вырабатывается собственное мнение. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются рациональные, на этой основе формируется моральная самооценка.

Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В классической концепции У.Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.

Самооценка = успех / уровень притязаний.

Самооценка может быть низкой (заниженной) или высокой (завышенной), адекватной и неадекватной.

Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению).

Высокая самооценка демонстрирует уверенность человека в себе, своих возможностях, силах. Важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной.

Адекватная самооценка свидетельствует о соответствии самооценки реальным возможностям субъекта и оценки его другими субъектами.

Неадекватная самооценка – нереально высокая/низкая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы (непринятие, отрицание критики в свой адрес, утверждение, что этого не существует и т. д.).

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т. е. трансформация влечений. В качестве основных форм сублимации обычно описывают интеллектуальную деятельность, художественное творчество.

Интеллектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

структура личности фото

Структура личности. Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры - это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры - это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств индивида, которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально - типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов — внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.


Понимание, что такое личность, позволяет лучше разобраться в себе, изучить свои способности, темперамент, мотивацию и позволяет применять полученные знания на практике. Личность человека достаточно сложное и многогранное понятие, каждый человек дополнительно вкладывает в это понятие свой смысл.

Личность – это совокупность индивидуальных, психологических, социальных свойств поведения и характера.

Все психические процессы личности такие как память, мышление, внимание носят активный избирательный характер и зависят от особенностей личности, ее мотивации, целей, интересов, характера.

Ребенок становится личностью в момент начала общественных отношений. Человек вначале формируется как индивид – это представитель человеческого рода. Человек является индивидом по праву рождения.

Далее у него формируется индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от другого.

После формирования индивидуальности, в момент соприкосновения человека с обществом, формируется личность.

Личность – это человек, который обладает определенным набором психологических свойств, на которых основываются его действия, его поступки, имеющие значение для общества.

Под личностью также понимается совокупность личностных и социальных ролей человека, опыта, привычек, знаний, которые он применяет при взаимодействии с другими людьми. Личность самостоятельно контролирует свою жизнь, и несет за нее полную ответственность.

Человек существо многогранное, поэтому понятие личности рассматривается с разных сторон.

Характеристиками личности являются активность, устойчивость, целостность.

Структура личности – это взаимодействие и связь различных компонентов, способностей, качеств, характера, эмоций, опыта и прочее.

На развитие структуры личности влияет генетика, это родственные связи до 7 колена.

Пример структуры личности по влиянию разных областей: 40% влияние генетики, 25% влияние социума, 25% личность (травмы, опыт, иллюзии, развитие), 10% случай. У каждого человека эти показатели индивидуальны, их можно корректировать.

Самый первый уровень личности – это половые свойства психики, врожденные, возрастные.

Второй уровень – это развитие, память, способности, мышление, ощущения, восприятие они зависят от врожденных факторов и их развития.

Третий уровень – это индивидуальный опыт человека, приобретенные знания, навыки, умения, привычки, убеждения. Они формируются и корректируются в течение всей жизни.

Четвертый уровень – это область, в которую включены желания, интересы, взгляды, ценности, идеалы. Этот уровень хорошо отражает то общество, в котором растет и развивается человек.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял три компонента: Оно, Эго, Супер Эго.

Оно – это энергия человека, отвечающая за либидо, желания, инстинкты.

Эго – это сознание, которое контролирует Оно. Эго анализирует обстоятельства, условия, чтобы желания не противоречили правилам общественности и удовлетворяет или не удовлетворяет эти желания.

Супер Эго – это место морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководствуется в поведении. Они формируются в детском возрасте с помощью внушений родителей.

​Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три составляющих: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное.

Сознание – это поверхностный уровень. Он включает в себя социальные роли, статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми.

Индивидуальное бессознательное – это мысли, переживания, убеждения, желания. Бессознательное является хранилищем для всех переживаний, мыслей, ненужных знаний, оно трансформирует все это в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу.

Коллективное бессознательное включает в себя воспоминания, образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей, это наследие предков, сформировавшееся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В подтверждение этому Юнг приводил повторяющиеся у разных народов культуры, обычаи, ритуалы, символы, образы.

Свойства личности – это то, как проявляется человек в своей деятельности во взаимоотношениях с окружающими. В ее структуру входят способности, характер, темперамент, воля, эмоции, мотивация.

Типы личности: экстраверты и интроверты

Эти два типа одновременно присутствуют в каждом человеке, и проявляются в большей степени, в зависимости от ситуации.

Экстраверт – это человек, который проявляет активный интерес к внешнему миру, эти люди активные и энергичные.

Интроверт – это человек замкнутый, немногословный, склонный к одиночеству.

Основным критерием для определения типа личности служит его отношение к окружающему миру. Важно понимать на что именно человек направляет свою энергию.

Особенности интроверта – это самодостаточность, человек не зависит от окружения, не нуждается в постоянной компании и отлично переживает одиночество. Интроверты не избегают общения, для них важно чувствовать себя комфортно, чтобы люди ему были хорошо знакомы. Это естественная потребность человека в безопасности, которая ярко выражена. Интроверты не стремятся первыми без надобности вступать в диалог, он может находиться рядом с толпой и чувствовать себя ее частью.

Интроверты в большем своем проявлении всегда действуют обдуманно, у него хорошая фантазия и воображение, он очень внимателен и ответственный, легко справляется с монотонными задачами, усидчив, контролирует эмоции и умеет избегать конфликтов.

Интроверты очень ранимы, не выставляют свои эмоции напоказ, хотят чувствовать себя нужными и ценными.

Экстраверты не переносят одиночества, в такие моменты они теряют смысл жизни. Им важно движение, путешествия, сторонний шум (например, постоянно включенный телевизор). Экстраверты много говорят и мало слушают, очень зависимы от мнения окружающих. Всегда заботятся о своей репутации и статусе в обществе.

Экстраверты легко приспосабливаются к новым ситуациям, легко идут на контакт с незнакомыми людьми, общительны, прямолинейны, не боятся публичных выступлений, весьма импульсивны, что порой мешает им достичь своей цели.

В работе им важно получить признание публики и реализовать свои умения.

Возможно ли интроверту стать экстравертом? Конечно, возможно тренировать преобладание одного типа личности над другим.

Для тренировки необходимо вносить корректировки в свой привычный ритм жизни.

Для начала выйти из зоны комфорта. Например, на мероприятиях самому первому начинать знакомства. Если вы предпочитаете обедать в одиночестве, пообедайте с коллегами.

Сделайте что-то спонтанное, не обдуманное. Выйдя на прогулку, загляните на выставку, без сбора информации о ней.

Посещайте семинары, тренинги, мастер классы, заводите больше новых знакомств. Больше общайтесь в реальной жизни, чем в интернете.

С непривычки, такие на первый взгляд легкие действия могут вызвать массу дискомфорта. Это нормально, ваша задача в этот момент прочувствовать для себя, что есть другая линия поведения, и что она абсолютно безопасна для вас.

В обществе принято делить людей на категории, для упрощения при взаимодействии. Но все деления, как например, экстраверт и интроверт они очень поверхностны, на самом деле, каждый психотип намного глубже и интереснее, чем мы привыкли считать. И это не врожденное свойство, которое нельзя изменить. Человек существо очень гибкое и адаптивное, ему свойственны изменения, в том числе и психологические.

Развитие личности является частью общего развития человека, поэтому важно уделять этому особое внимание и тренироваться. Развитие личности может происходить как естественным образом, так и целенаправленным и осознанным, естественно результаты будут существенно отличаться. Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество, тем самым имеет все шансы изменить его в лучшую сторону.

Читайте также: