Личное и коллективное бессознательное юнг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Коллективное бессознательное является одной из форм проявления бессознательного, единой для всего общества и являющейся продуктом наследуемых структур мозга на генном уровне.

Еще одним отличием является то, что коллективное бессознательное основывается не на индивидуальном опыте личности, а на опыте, накопленном в процессе существования общества в целом начиная с момента его возникновения и до современного этапа его развития.

Карл Юнг обозначил коллективное бессознательное как глубокий слой личности человека, включающий в себя не только прямые значения явлений и объектов, воспринимаемых человеком, но и скрытые слои, смысли и содержания, которые раскрываются именно на бессознательном уровне.

В процессе формирования основных положений теории о коллективном бессознательном Карл Юнг подверг глубокому анализу понятие символа. В процессе анализа религиозных символов он пришел к выводу о том, что они по своей сути выполняют охранительную функцию и их отсутствие в жизни человека может привести к потере психической энергии и непредсказуемым последствиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика коллективного бессознательного по Карлу Юнгу

Коллективное бессознательное это одно из понятий аналитической психологии, сформулированное Карлом Юнгом и обозначающее совокупность универсальных и неосознаваемых психических структур, которые наследуются человеком на генетическом уровне. Данные структуры передаются из поколения в поколение как концентрат психического бытия, которое включает в себя полученный предыдущими поколениями психический опыт.

В соответствии с теорией Юнга основным содержание коллективного бессознательного являются архетипы и инстинкты. Он утверждал, что коллективное бессознательное является идентичным у всех людей и направлено на образование всеобщего основания душевной жизни каждого, являясь по своей природе сверхличным.

Данный слой человеческой психики теснейшим образом связан с инстинктами человека, которые являются наследуемыми факторами. Исходя из содержания своей теории Юнг считал, что основной задачей психотерапии является процесс восстановления нарушенных связей между разными уровнями и системами психики человека.

В рамках обоснования теории о коллективном бессознательном Карл Юнг разработал типологию характера человека, основой которой выступало выделение преобладающей психической функции человека: мышления, ощущений, интуиции или чувств.

Исследовав широчайший круг проблем и вопросов, начиная от мифов и обрядов и заканчивая религией и астрологией Юнг пришел к выводу о том, что церковь может являться источником психологического кризиса западной цивилизации в связи с ее строгими взглядами и существующими запретами на принятие реальных фактов общественной жизни как в прошлом, так и в настоящем времени. Именно это по мнению ученого послужило толчком к широкому распространению атеизма в тот момент времени.

Несмотря на эти выводы Юнг в тоже время считал, что эта тенденция может являться новой эпохой в эволюции культуры Запада.

По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, который обитает внутри каждого человека, и соответственно в коллективном бессознательном. Следовательно, если человек перестает верить в данный символ, он сталкивается с Богом лицом к лицу. Таким образом у человечества появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира.

Ученый уделял большое внимание разработке уникальной концепции личности, согласно которой основное содержание психической жизни человека является стремление личности к наиболее полной реализации собственных возможностей и существующего потенциала.

Амплификация – процесс расширения сознания, которое имеет способность постигать собственные глубинные процессы и основания.

Ученый считал, что основой культуры, как источника развития коллективного бессознательного, выступает прогресс символообразования. Процесс развития культуры в свою очередь выступает как подавление инстинктивной природы человека, что приводит к возникновению универсальных человеческих неврозов, который значительно осложняется по мере развития прогресса культуры и деградации окружающей среды.

Еще одним фактором, влияющим на развитие коллективного бессознательного человека, является процесс индустриальной революции, которая еще больше отдаляет человека от бессознательного и общения с природой. Эти процессы приводят к возникновению коллективных иррациональных сил, психической инфляции, обезличиванию и атомизации людей.

В результате по мнению Карла Юнга, опасность развития массовых психозов значительно возрастает. Основным средством борьбы с данными процессами ученый считал демократию, выступающую в качестве особой формы организации общественной жизни и гуманистического изменения жизненных ориентаций индивидов.

Аналитическая психология — это одно из направлений неофрейдизма, основанное последователем З. Фрейда, швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом.

Содержание

Карл Юнг (1875-1961) продолжал развитие психоаналитической теории. Он сотрудничал с Зигмундом Фрейдом и играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Но в дальнейшем Юнг не следовал фрейдовским традициям, а пошёл своим путём, создав аналитическое направление. Потому сотрудничество Фрейда и Юнга не было столь уж долгим.

Структура личности по К. Юнгу

По Юнгу, структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

Аналитическая психология Карла Юнга

2. Под уровнем сознания находится личное бессознательное. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события могут быть восстановлены в сознании с помощью некоторых усилий.

Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.

Аналитическая психология Карла Юнга

Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем.

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Аналитическая психология Карла Юнга

Комплексы — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности.

3. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Аналитическая психология Карла Юнга

Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Опыт, находящийся в коллективном бессоз­нательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

Аналитическая психология Карла Юнга

В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества.

Архетипы

Архетипы — это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, которые являются внутренними детерминан­тами психической жизни человека.

Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаружива­ют себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.

Аналитическая психология Карла Юнга

Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга в его приверженности идее коллективного бессознательного.

Четыре таких архетипа встречаются чаще других — это Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.

1. Архетипы Аниме и Анимус — это две составляющие одного целого. Они отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характери­стики противоположного пола.

Анима отражает женские бессознательные (феминные) черты в мужском характере, а Анимус — мужские бессознательные (маскулинные) характеристики в женском.

Аналитическая психология Карла Юнга

Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

2. Архетип Персона (Маска)— это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения.

Аналитическая психология Карла Юнга

Персона представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Она может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие Персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, по нашему мнению, люди ожидают, что мы поступим в тех или иных ситуациях.

Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений.

3. Архетип Тени – это центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; это некая обратная, темная сторона Я. Он наиболее глубоко укоренен в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.

Аналитическая психология Карла Юнга

Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его Персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она — источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.

4. Архетип Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.

Аналитическая психология Карла Юнга

Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека, к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Аналитическая психология Карла Юнга

Интроверты и экстраверты

Аналитическая психология Карла Юнга

Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.

Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Такие люди склонны к созер­цательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

Аналитическая психология Карла Юнга

Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний.

В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интровертированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов (психологических типов). Он считает, что все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем ориентиро­ваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление и чувство относятся к рациональным психическим функциям, а ощущение и интуиция к иррациональным.

Аналитическая психология Карла Юнга

Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга

Чем же взгляды Фрейда отличались от взглядов Юнга? Давайте выделим некоторые отличия.

Аналитическая психология Карла Юнга

1. Главные отличия аналитической психологии Карла Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга либидо — это жизненная энергия вообще, в которой сексуальная активность присутствует только как один из компонентов и проявляется в росте и размножении, а также в других наиболее важных для конкретного человека видах деятельности.

2. Так же, Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка, и способностью матери их удовлетворять.

Аналитическая психология Карла Юнга

По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладыва­ются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике.

3. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

Аналитическая психология Карла Юнга

По убеждению К. Юнга, самоактуализации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (35-40 лет) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития — рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные преобразования.
Таким образом, для Юнга наиболее важным этапом личностного развития является отнюдь не детство, как у Фрейда, а, напротив, зрелые годы, время, когда он сам прошел через душевный кризис и смог преодолеть его.

4. Еще одно различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (т.е. коллективное бессознательное).

Мысль о существовании глубоко скрытого слоя в нашей личностной структуре высказал Карл Юнг и назвал это явление коллективным бессознательным. Оно представляет собой вместилище завуалированных следов человеческого бытия и даже отголоски памяти наших предшественников. В коллективной бессознательности нашли отражение мысли, чувства, черты поведения, которые присущи людям, что в совокупности и составляет всеобщее эмоциональное прошлое.

  • Первооткрыватель теории
  • Концепция феномена
  • Краткое изложение
  • Структура явления
  • Базовые архетипы
  • Мишель Фуко и его мнение
  • Проявление у русского народа
  • Некоторые возможные примеры
  • Возникновение в семейной жизни

Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

Первооткрыватель теории

Известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг.

При рассмотрении этой теории Юнг продвинулся дальше и обогнал Фрейда, несмотря на принятие от своего учителя то, что его основополагающие идеи о сознательном процессе никак не объясняются физиологией и структурой человеческого мозга, а также то, что по своей воле человек не может творить психику.

Концепция феномена

 Эго — ядро области сознания,

Если говорить об этой теории кратко, то в своей концепции знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Юнг доказывал, что личность человека состоит из трёх разных, но взаимосвязанных между собой структур. Эго — ядро области сознания, являющееся центральным компонентом, представляющим собой совокупность мыслей, чувств, ощущений и памятных воспоминаний, с помощью которых человек имеет способность осознавать своё единство и воспринимает себя в виде отдельно взятого индивидуума.

Бессознательное личное сочетает в себе конфликты, моменты и жизненные воспоминания, которые когда-то были значимы для нас, но теперь стали забыты. Это понятие можно также представить как подавленные в сознании эмоциональные впечатления, которым не хватило значимости и яркости, чтобы запомниться.

Краткое изложение

Теория Юнга говорит, что массовое бессознательное представляет собой феномен, исходя из понятия которого каждый индивидуум является носителем опыта всеобщего развития. Он проходит импульсами через структуру мозга и находит своё выражение в схемах поведения, которые активируются в какой-то отдельно возникшей ситуации. Стоит выделить несколько основополагающих тезисов:

Отголоски жития предков-животных.

Теория коллективного бессознательного Юнга гласит, что для максимальной связи с ним требуется амплификация, то есть расширение сознания, осмыслившего свои глубинные основания. Через неё психолог видел не только связь с бессознательным, но и возможность терапии невротических расстройств. Он полагал, что налаживание этой связи ведет, как это ни парадоксально, к индивидуации.

Архаическое наследие человечества,

Юнг всегда старался акцентировать внимание на том, какой мощью и опасностью наделено архаическое наследие человечества, которое таится в конструкциях КБ. Ученый отмечал, что психологически все разумные существа на планете до сих пор находятся на этапе детства. У них нет необходимого опыта для развития и биолого-психической фиксации фактов культуры.

В качестве ресурсов для сдерживания закоренелой агрессивности людей и их постоянного стремления к власти Юнг предлагал провозглашение гуманизма в социуме и демократический строй как форму организации коллективной жизни.

Автор других трудов по психологии, Карл Густав, утверждал: личное сознательное, которое состоит из возможных содержаний, являвшихся когда-либо осознанными, было забыто и вытиснилось из памяти. КБ подразумевало собой, что его составляющие никогда не существовали в самом сознании и ни разу не были приобретены индивидуально, а являются элементом всеобщего наследия.

Структура явления

Важно изучить подробнее глубинный перечень составляющих КБ, чтобы понять его структуру. Краткое содержание параметров коллективной бессознательности:

Структура явления

  • наследственность;
  • совокупность архетипов, которые являются хорошими образцами проявления инстинкта;
  • историческая формация в природе, где поведенческие образы у всех народов абсолютно идентичны, всё это может являться у каждого единственным основанием для утверждения факта жизни души;
  • невозможность воли осуществлять контроль.

Иначе говоря, мы все с рождения подключены к КБ, это передается нам по наследству, информация, поступающая из КБ, не поддается сознанию и явлениям психики, имеющим к ней отношение (воля).

Базовые архетипы

Если исследовать архетипы коллективного бессознательного, то можно отметить такой момент: у всех народов в их опыте КБ присутствуют образы с какими-либо сюжетами, которые повторяются между собой и имеют глубоко спрятанное родство (например, мифы, легенды, предания).

Базовые архетипы

Это понятие может быть обнаружено в человеческой психике посредством снов и во время вовлечения себя в изменённые сознательные состояния. Следуя философии Юнга, главными архетипами КБ будут рассматриваться следующие:

  1. Мать, олицетворяющая исток альтруизма в личности человека, ощущение связи с ней и природой, поглощение этими составляющими до лишения собственного Я.
  2. Герой, символизирующий своё рвение к борьбе за независимость, к отстаиванию свободы, направляющий себя на преодоление любых препятствий и нацеленный на достижение возвышенной цели.
  3. Старик, олицетворяющий философское мировосприятие, знакомый с нормами, правилами и ограничениями, прошедший через трудности и знающий на собственном опыте их решение, передающий личный и накопленный временем опыт.
  4. Дитя, символизирующее высокую положительную внутреннюю энергетику, независимость в действиях и направленность на творчество.

Мишель Фуко и его мнение

Мишель Фуко и его мнение

У психолога и философа Мишеля Фуко, который был научным представителем антипсихиатрии и основателем Первой французской кафедры психоаналитики, бытовало мнение, что общественная коллективная бессознательность в области психологии — это глубинная совокупность архетипов, а в философии она представляет собой бессознательное в культуре (культурное) и истории (историческое).

Проявление у русского народа

Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества. Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину,

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.

Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.

Некоторые возможные примеры

Примеры коллективного бессознательного в реальности можно выявить во время анализа поведения человека, который пребывает в толпе. Здесь оно проявляется посредством следующих поведенческих типов (говоря научными терминами):

Объединяющее массовость поведения

  • объединяющее массовость поведение во время забастовок и различных выступлений — единый заряженный эмоциональный фон;
  • разъединяющее массовость поведение — тип, где паника и хаос;
  • эмоциональное потрясение людей и механизмы поведения в неординарной ситуации начинают работать с выработанным инстинктом выживания.

Возникновение в семейной жизни

Более простой пример проявления КБ — смерть одного из членов семьи, где есть маленький ребенок. Факт внезапного отключения из коллективного сознательного умершего оставляет соответствующую информацию в психологическом пространстве. Это чувствует маленький человечек, он владеет этой информацией, она относится к нему. Но сознание этого факта не воспринимает, поскольку оно принадлежит малышу и еще не имеет достаточной базы для возможности осмыслить.

Как уберечь ребенка от стресса

Стараясь уберечь ребенка от стресса, от него скрывают, что родной человек умер, то есть выключен из общего психического пространства. К примеру, они говорят, что близкий уехал надолго или улетел в космос. В силу своего возраста малыш верит словам взрослых, он иначе не может.

Но в какой-то момент ребёнок начинает словно оплакивать это событие так, будто знает правду. Он может стать капризным, неуправляемым и постоянно плакать из-за сущих мелочей. Он способен потребовать некую вещь (в том числе принадлежащую умершему) и, не получив ее, начнёт отчаянно оплакивать факт того, что не может прикоснуться к ней. Это и будет ярким проявлением действия коллективного бессознательного.

Вопрос бессознательного очень обширен, в разное время он рассматривался различными исследователями.

Попробуем разобраться в этом.

О видах и признаках нарушения сознания человека узнайте из нашей статьи.

Что это такое в психологии?

Что это такое в психологии: определение

Бессознательное представляет собой совокупность различных психических состояний и процессов, которые осуществляются под воздействием неких явлений окружающей действительности и о воздействии которых индивид не отдает себе отчета.

Реальность, отражаемая человеком, совмещается с имеющимися у него переживаниями.

Важной особенностью данного психического процесса является то, что осуществлять контроль над ним невозможно.

Бессознательное человека является предметом изучения таких областей знания, как психология и психоанализ.

Соотношение с сознанием

В целом, психические явления подразделяют на две группы:

  • сознательные, то есть те, которые человек непосредственно осознает,
  • бессознательные, которые человеком не осознаются.

Именно совокупность этих процессов представляют собой психику. Совместно они помогают человеку приспособиться к внешнему миру.

При этом в область влияния сознания входит управление сложнейшими формами поведения, которые требуют контроля и внимания индивида.

Несмотря на это, следует отметить, что большинство поведенческих актов совершаются именно на бессознательном уровне.

Структура

Структура и компоненты

В структуру данного психического явления входят:

  1. Неосознаваемые действия. Сюда относят жесты, мимику, вегетативные реакции (дрожь в руках, покраснение или побледнение лица и т.д.)
  2. Неосознаваемые установки. Они представляют собой готовность к определенным реакциям или действиям.
  3. Неосознаваемые автоматизмы. Под ними понимают такие действия, которые совершаются без непосредственного участия.

Сюда относят дыхание, ходьбу, плавание и т.д.

Классификация выглядит следующим образом:

  1. Врожденное. Как видно из названия, мы имеем его изначально, с самого рождения. Подразделяется на индивидуальное (влечение, инстинкты) и коллективное. Ниже мы рассмотрим архетипы коллективного бессознательного, кто их открыл и в чем их суть.
  2. Социальное. Сюда входят установки, ценности и убеждения, которые появляются и формируются у нас в ходе воспитания, под воздействием окружающих , в первую очередь семьи.

Виды и формы

Как самостоятельно развить эмоциональный интеллек? Читайте об этом здесь.

Бессознательные действия человека: примеры

К таким неосознанным действиям, как мы уже говорили, относятся такие процессы, которые протекают неосознанно.

Как пример можно еще привести некоторые навыки, которые мы приобретаем. К примеру, вождение автомобиля или плавание. Сперва человек учится, разбирается в этих процессах.

Затем, в результате многочасовой практики, он уже не задумывается, какие движения нужно сделать, чтобы поплыть или припарковаться.

Теории и учения кратко

Фрейд

Фрейд и его учения

Само данное понятие обрело популярность благодаря работам З.Фрейда.

Согласно его теории, объем бессознательного значительно превышает объем сознания.

Приведем классический пример: представьте себе айсберг. Его верхушка, находящаяся на поверхности , это сознание. Весь массив, расположенный под водой , это как раз то, что мы не осознаем.

В бессознательное вытесняется все то, что противоречит общественным нормам морали. То есть это все фантазии, желания, чувства, неодобряемые окружающими.

Но при этом, они имеют большое значение в жизни человека. Именно из-за них у человека чаще всего возникают психологические проблемы, неврозы, тревожность и т.д.

Согласно теории Фрейда, в бессознательном главным образам содержатся психологические содержания, эмоции и влечения, недопустимые для сознания.

То есть в сознательной части возникает какая-то мысль, потребность или желание, но мы понимаем, что по какой-то причине она недопустима. Поэтому она переносится в бессознательное, где и господствует.

Бессознательное функционирует на основе представлений или какой-то информации, которая однажды была осознана человеком, но промелькнула с некой степенью интенсивности.

Это может быть как одна мысль, так и целый набор переживаний, которые почему-то ушли из сознания и, можно даже сказать, забылись.

О бессознательном по Зигмунду Фрейду в этом видео:

К. Юнг и его теория

К. Юнг является последователем Фрейда, который стал дальше разрабатывать идеи своего наставника.

В своей концепции он основывается на двух понятиях:

  • личное бессознательное,
  • массовое бессознательное.

Им были также открыты архетипы массового или коллективного бессознательного. Согласно его теории, они имеются в каждом человеке и объединяют всех людей. Под коллективным бессознательным он понимает память целого человечества о прошлом.

Архетип представляет собой общую для всех людей форму мысли, которая идет еще из древности. Он довольно абстрактен и выражается разными способами.

В качестве примера возьмем архетип матери. Когда ребенок появляется на свет, то он сразу же наследует данный архетип и бессознательно знает, как вести себя по отношению к матери.

Суть архетипов заключается в том, чтобы наделить человека необходимыми понятиями, которые пригодятся нам в жизни. Среди них можно выделить архетипы времени и пространства, рождения и смерти, родителей и т.д.

Гельмгольц

Гельмгольц и его концепция

Согласно ее положениям, человек воспринимает три вида образов: первичный, перцептивный и образ представления.

Под первичным образом понимают некую совокупность впечатлений, которые образовались в результате ощущений, не имеющих следов прошлого опыта.

Образ представления представляет собой впечатления, которые основываются исключительно на предыдущем опыте и не имеют чувственную основу в настоящем.

Перцептивный же образ формируется в результате совмещения первичного образа и образа представления. Осуществляется он как раз с помощью бессознательных умозаключений.

Что касается бессознательных умозаключений, то они не осознаются человеком и поэтому их невозможно преодолеть. Поэтому они имеют важное значение в жизни человека.

Лейбниц

Г. Лейбниц стал одним из первых философов, который затронул вопрос бессознательного в своих работах.

Он считал, что психика человека , это нечто такое, что содержится в нем в качестве каких-то смутных представлений.

В связи с этим он бессознательным называет все, что по какой-то причине ушло из непосредственного понимания или сознания индивида. Сюда он относил, например, жизненный опыт и приобретенные знания и умения.

Способ анализа

Известные способы анализа

С бессознательным можно работать.

Ведь оно помогает выявить скрытые страхи и тревоги, понять истинную сущность человека.

К наиболее известным способам относят анализ сновидений, жестов и оговорок человека. Именно в этих трех категориях бессознательное проявляется наиболее сильно.

Методы исследования

Методы анализа или исследования были разработаны З. Фрейдом и его сторонниками, это:

  • метод свободных ассоциаций,
  • метод анализа сновидений.

Первый метод основан на том, что психоаналитик расшифровывает непрерывный поток слов, воспроизводимый пациентом. Он ищет в них закономерность и на ее основе делает заключение о возможных причинах психического состояния человека.

Как пример данного метода можно назвать ассоциативный эксперимент. Психоаналитик называет слово, а пациент должен в ответ сказать первое, что пришло ему в голову.

Рано или поздно у пациента начнут проявляться слова, которые как раз и связаны с его скрытыми переживаниями.

Анализ сновидений осуществляется также на выявлении переживаний у человека. Он основан на теории, что сне контроль сознания осуществляется гораздо слабее, в связи с чем в сновидениях могут всплыть настоящие тревоги и желания индивида.

Работа: техники

Работа: техники и приемы

Существуют различные техники работы с бессознательным, которые помогут разобраться в своих скрытых чувствах и влечениях.

Рассмотрим некоторые из них.

И вот тут очень важно не контролировать себя, просто записывать все мысли, которые возникают. Именно ответное письмо и станет проявлением вашего бессознательного.

Проблема в психоанализе

Проблема в психоанализе личности

Проблема бессознательного активно изучается еще начиная с начала 20 века.

Различные исследователи и ученые пытались понять его сущность, определить значение для человека, проанализировать.

И по сей день проблема бессознательного продолжает разрабатываться в психологии и психоанализе.

На данный момент становится очевидным, что развитие исследований о данном явлении представляет собой необходимо условие для формирования общего представления о психической жизни индивида.

Бессознательное является важным элементом психики человека. Работа с ним при помощи различных методик и техник дает возможность выявить скрытые желания и тревоги.

Читайте также: