Летописание 17 века кратко
Обновлено: 05.07.2024
Новгородское летописание возникло между 1039 и 1042 годами как сокращённая выборка или копия ранней киевской Летописи (возможно, Древнейшего свода), которая впоследствии несистематически продолжала пополняться до 1079 года. Около 1093 года создан Новгородский свод, который опирался на предшествующую новгородскую традицию и киевский Начальный свод (по мнению А.А. Гиппиуса, Т.В. Гимона). В середине - 2-й половине 1110-х годов составлен т. н. свод Всеволода, в котором Новгородский свод был пополнен выписками из киевского летописания и заметками о новгородских событиях конце XI - начале XII веков, записанными в основном по памяти. В дальнейшем погодные записи в Новгороде велись регулярно. Исследователями выделяются новгородский владычный свод, составленный Германом Воятой во 2-й половине 1160-х годов и продолженный им до 1188 года. Впоследствии владычное летописание велось практически без перерывов до 1430-х годов. По мнению Гиппиуса, Германом Воятой также создан летописный свод Юрьева монастыря, на основании которого около 1195 года в этом монастыре был составлен новый свод.
Важным этапом новгородского летописания стало создание Новгородской 1-й летописи, дошедшей до нас в 2 изводах (редакциях) - старшем и младшем (ряд списков с середины XV века). Следующий этап новгородского летописания отразился в 2 подборках Новгородской Карамзинской летописи, оканчивавшихся 1411 и 1428 годами и сохранившихся в единственном списке конца XV - начала XVI веков. Составитель этих подборок впервые уделил внимание не только местным новгородским, но и общерусским событиям. Данная тенденция получила своё развитие в Новгородской 4-й летописи старшей (изложение событий до 1437 года; списки 1470-х годов и 1-й четверти XVI века) и младшей (до 1447 года; списки с последней четверти XV века) редакций. Её особой переработкой является Новгородская 5-я летопись (изложение до 1446 года, список конца XV века), в которой заметна тенденция вернуться преимущественно к изложению местных новгородских событий. Летописание Новгородской республики за 1447-1469 годы сохранилось в наиболее полном виде в составе т. н. Летописи Авраамки (1-я часть до 1469 года создана в конце 1460-х - начале 1470-х годов; 2-я часть - в 1495 году); более краткие версии летописания 3-й четверти XV века - в некоторых списках Новгородской 4-й летописи, а также (до 1461 года) в Летописце епископа Павла (список 2-й половины XVI века). Несмотря на утрату Новгородской республикой независимости (1478), летописная работа в Новгороде продолжалась и в XVI веке. В 1539 году по повелению архиепископа Макария составлен летописный свод, известный под названием Новгородской летописи Дубровского (или Новгородской 4-й летописи по списку Дубровского) (изложение доведено до 1539 года; сохранилась в списке конце XVI - начале XVII веков). Ещё одна Летопись XVI века - Новгородская 2-я, доведённая до 1572 года, - по сути, незавершённая заготовка, в которой собраны выписки из различных Летописей без соблюдения хронологич. порядка.
На рубеже XVI и XVII веков составлена Новгородская Уваровская летопись (непрерывный текст до 1606 года, отдельные известия 1612, 1645 и 1646 годов), заключительная часть которой (с 1500 года) основана на несохранившихся новгородских источниках. Возобновление летописной работы в Новгороде (1670-1680-е годы) связано с деятельностью патриарха Иоакима. В это время созданы Новгородская 3-я летопись (пространная редакция в первоначальном виде относится ко времени между 1674 и 1676 годами, в окончательном виде - к 1682 году и, возможно, нескольким последующим годам; краткая редакция в полном виде составлена между 1682 и 1690 годами, в кратком - между 1690 и 1695 годами), а также крупнейшая как по объёму, так и по обилию и разнообразию использованных источников Новгородская Забелинская летопись (изложение доведено до 1679 года; составлена между 1680 и 1681 годами). Последним значительным памятником новгородского летописания стала Новгородская Погодинская летопись (составлена в 1680-1690-х годах), доведённая до конца XVII века, а в некоторых рукописях продолженная до конца XVIII и даже начала XIX веков. Особенностью новгородских Летописей конца XVII века является появление в них систематических ссылок на источники и даже отдельных элементов критики источника.
Переяславское летописание возникло в 1-й четверти XII века в городе Переяславль (Русский), первоначально как епископский летописец (до 1175 года), на смену которому пришёл княжеский летописец, ведшийся как минимум до 1228 года.
На основе анализа сохранившихся Летописей выделяется и домонгольское черниговское летописание, представляющее собой летописец князя Святослава Ольговича, возникший в 1140-х годах и продолженный при его сыновьях - Олеге Святославиче (умер в 1180 году) и Игоре Святославиче (умер в 1201 году).
В Ростово-Суздальской земле летописные записи прослеживаются с середины XII века, систематические летописные записи в Северо-Восточной Руси стали вестись с конца 1150-х годов во Владимире. В 1177 году при Успенском соборе составлен первый владимирский летописный свод. В последующих великокняжеских сводах (1193, 1212 и 1228 годы) местные известия также сочетались со сведениями из летописных сводов Переяславля (Русского). К памятникам владимирского летописания XIII века относится Радзивилловская летопись, сохранившаяся в 2 списках XV века. (Радзивилловский список проиллюстрирован более чем 600 миниатюрами). В XIII-XV веках постоянная летописная работа велась и в Ростове, фрагменты ростовского летописания сохранились в составе общерусских сводов XV-XVI веков.
К XIII веку относится начало псковского летописания, что было связано со стремлением псковичей приобрести независимость от Новгородской республики. С начала XIV века летописание велось при Троицком соборе, руководили им посадники. Протограф дошедших до нас псковских Летописей создан в 1450-х или начале 1460-х годов в результате соединения широкого круга источников (псковских летописных записей, хронографически материалов, смоленско-литовского источника и др.). Согласно А.Н. Насонову, в результате его дополнения возникли своды 1464, 1469, 1481 и конца 1480-х годов. Древнейшая сохранившаяся псковская Летопись - Псковская 2-я летопись (изложение доведено до 1486 года), представленная единственным Синодальным списком (середина 1480-х годов), являвшимся, по мнению Насонова, копией её протографа, а по мнению Б.М. Клосса, - её подлинником. На основе свода 1481 года возникли 2 направления в развитии псковского летописания, сохранившегося и после присоединения Псковской республики к Русскому государству (1510). Первое из них представлено сводом 1547 года (Псковская 1-я летопись), составитель которого сочувствует московским государям, но обличает их наместников; второе - сводом игумена Псково-Печерского монастыря. Корнилия 1567 года (Псковская 3-я летопись), отражающим настроения боярства, оппозиционного Москве.
По мнению А.Н. Насонова, с конца XIII века и до присоединения Тверского великого княжества к Русскому государству (1485) непрерывно велось тверское летописание. Однако тверской летописный материал сохранился лишь в виде отдельных кусков и отрывков, т. к. был поглощён московским летописанием, а частично, возможно, намеренно уничтожен московскими книжниками. Тверской материал содержался в великокняжеском своде 1305 года, ставшем основой Лаврентьевской летописи. Исследователями выделяются тверские своды 1327, 1409 годов и др. Тверские источники использовались при составлении Рогожского летописца 1-й половины XV века (список середины XV века). Сохранилась Тверская летопись (Тверской сборник), содержащая фрагменты тверского летописания конца XIII - конца XV веков (списки XVII века).
Важнейшей Летописью 1-й трети XVII века стал Новый летописец, охватывающий период с конца царствования Ивана IV Васильевича Грозного до 1630 года. Вероятно, он составлен в окружении патриарха Филарета и основывался на многочисленных и разнообразных источниках, включая официальные грамоты и документы периода Смутного времени, различные Летописи и др. Он оказал значительное влияние на последующее развитие русского летописания, позднее созданы его многочисленные продолжения и переработки.
В XV-XVI веках получили широкое распространение краткие летописцы, составлявшиеся в монастырях: Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Троице-Сергиевом, Соловецком, Спасо-Ярославском. Развивалось провинц. летописание в Вологде, Великом Устюге и некоторых других городах. Значительным своеобразием отличаются летописи белорусско-литовские, созданные на территории Великого княжества Литовского в XIV-XVI веках и посвящённые его истории. В начале XVI века появился новый тип исторического повествования, который представлен в Русском хронографе (т. н. редакции 1512 года) (смотри в статье Хронографы). В XVII-XVIII веках летописная форма изложения устойчиво сохранялась только в провинциальном летописании, а к концу XVIII века прекратила своё существование.
Языку Летописей свойственны как разнообразие и пестрота, так и некоторое единство, обусловленное работой редакторов. Язык Летописей не представляет собой однородную систему. В нём, кроме двух стилистических типов древне-русского литературного языка - книжного (смотри Церковнославянский язык) и народно-разговорного, - нашли отражение диалистического отличия. Отдельные языковые черты, например в фонетике и лексике, указывают на их источник разной региональной локализации; грамматические и синтаксические явления локализовать труднее.
С кон. 15в. летописание все более жестко контролируется государственной властью. Летописи 16в. становятся проводниками государственных политических концепций, послушными выразителями официальной идеологии. В летопись начинают проникать вымысел, политическая легенда, использованные летописцами для пропаганды идей, возвеличивающих Московскую Русь и ее правителей. Характерной чертой летописания этого периода является тяготение к созданию монументальных по объему сводов, насыщенных материалами нелетописного характера (делопроизводственная документация, литературные произведения).
Московский летописный свод конца 15в. послужил основой для развития последующего официального московского летописания. Одним из его важнейших этапов было создание в начале 40-х годов Воскресенской летописи, доведенной до 1541г. В описаниях битв, посольских приемов и других событий видно стремление прославить великокняжескую власть. Той же цели служили и включенные в Воскресенскую летопись статья по истории Византии, в которых проводилась идея о преемственности власти московских князей от византийских императоров.
Самым обширным общерусским сводом 16в. является Никоновская летопись. Первоначальная редакция Никоновской летописи, доводившая изложение до 1520г., была составлена в конце 20-х годов 16в. Затем работа над летописью продолжалась в 1550-1560г.г. При составлении Никоновской летописи было привлечено множество разнообразных источников. В основу свода были положены Новгородская 5 летопись, а также значительное число местных летописей, сказаний и повестей, большинство из которых в самостоятельном виде не дошли до нас.
Никоновская летопись имеет два основных списка: Оболенского и Патриарший. Можно считать, что список Оболенского в части до 1510г. является не только древнейшим списком, но и оригиналом Никоновской летописи, с которого скопирован Патриарший список. Остальные части списка Оболенского, сделанные в более позднее время, не повлияли на патриарший список, имевший свой собственный протограф.
События времени царствования Ивана Грозного нашли отражение не только в официальном летописании, но и в одном из летописцев частного происхождения, известном под названием Пискаревского (по фамилии его владельца в 19в.). Пискаревский летописец завершается описанием событий 1615г. В основе летописца лежат своеобразные воспоминания двух москвичей, ярко и непосредственно передающих события тех лет.
С кон. 15в. летописание все более жестко контролируется государственной властью. Летописи 16в. становятся проводниками государственных политических концепций, послушными выразителями официальной идеологии. В летопись начинают проникать вымысел, политическая легенда, использованные летописцами для пропаганды идей, возвеличивающих Московскую Русь и ее правителей. Характерной чертой летописания этого периода является тяготение к созданию монументальных по объему сводов, насыщенных материалами нелетописного характера (делопроизводственная документация, литературные произведения).
Московский летописный свод конца 15в. послужил основой для развития последующего официального московского летописания. Одним из его важнейших этапов было создание в начале 40-х годов Воскресенской летописи, доведенной до 1541г. В описаниях битв, посольских приемов и других событий видно стремление прославить великокняжескую власть. Той же цели служили и включенные в Воскресенскую летопись статья по истории Византии, в которых проводилась идея о преемственности власти московских князей от византийских императоров.
Самым обширным общерусским сводом 16в. является Никоновская летопись. Первоначальная редакция Никоновской летописи, доводившая изложение до 1520г., была составлена в конце 20-х годов 16в. Затем работа над летописью продолжалась в 1550-1560г.г. При составлении Никоновской летописи было привлечено множество разнообразных источников. В основу свода были положены Новгородская 5 летопись, а также значительное число местных летописей, сказаний и повестей, большинство из которых в самостоятельном виде не дошли до нас.
Никоновская летопись имеет два основных списка: Оболенского и Патриарший. Можно считать, что список Оболенского в части до 1510г. является не только древнейшим списком, но и оригиналом Никоновской летописи, с которого скопирован Патриарший список. Остальные части списка Оболенского, сделанные в более позднее время, не повлияли на патриарший список, имевший свой собственный протограф.
События времени царствования Ивана Грозного нашли отражение не только в официальном летописании, но и в одном из летописцев частного происхождения, известном под названием Пискаревского (по фамилии его владельца в 19в.). Пискаревский летописец завершается описанием событий 1615г. В основе летописца лежат своеобразные воспоминания двух москвичей, ярко и непосредственно передающих события тех лет.
Особенностью этого периода летописания можно считать становление погодной сетки летописного повествования. Мы не знаем, какую форму имели самые первые летописные тексты. Есть основания предполагать, что погодная форма записи не была единственной и появилась не сразу. Идея Погодных статей могла возникнуть под влиянием календарных таблиц, которые встречаются в богослужебных книгах. В XIX в. были обнаружены книги, в которых одновременно присутствуют и календарное упоминание бытия, соотнесенное с датой таблицы, и развернутая летописная погодная запись о том же событии, помещенная вне рамок блицы. Календарные таблицы, используемые православной церковью, возможно, закрепляли практику точной фиксации событий.
В период существования Древнерусского государства летописание велось в самых крупных городах — в Киеве и Новгороде. По сохранившимся поздним летописям наиболее полно можно восстановить киевское летописание, которое не ограничивалось киевскими событиями и регистрировало многие события, происходившие на всей территории тогдашнего государства. Таким образом, киевское летописание XI — начала XII в. можно определить как общерусское.
Летописание периода феодальной раздробленности (30-е гг. XII — конец XV в.)
На данном этапе отличительной чертой летописания было расширение его географии. Кроме Киева и Новгорода новые летописные центры возникли в Чернигове, Переяславле Южном иПереяславле Суздальском, Владимире Южном и Галиче Южном, Владимире на Северо-Востоке, Твери, Москве, Смоленске, Пскове и т.д. Здесь создавались разнообразные по формам и содержанию сочинения. Помимо крупных летописных произведений, охватывавших события от библейских времен до времени работы последнего летописца, стали появляться краткие родовые и личные княжеские летописцы, объектом внимания которых был ограниченный круг лиц и событий. Следы подобных летописцев обнаружены исследователями во многих поздних летописях. В условиях феодальной раздробленности содержание создаваемых летописей, как правило, отражало местные события.
Летописание различных центров изучено сегодня неравномерно, причиной этого является недостаточная источниковая база. Обрывочные свидетельства о летописании в ряде княжеств не позволяют более или менее полно восстановить и охарактеризовать своды, создававшиеся местными авторами. В центре внимания исследователей находятся киевское, новгородское, владимирское, московское, галицко-волынское летописания, следы которых обнаруживаются в летописях, созданных в XIII —XVвв.
Летописание Русского централизованного государства (XVI — XVII вв.)
В период существования единого Русского централизованного государства летописание претерпело определенные изменения. Они были обусловлены в первую очередь политическими факторами, среди которых главным стало установление в России самодержавия. Для поддержания новой политической системы создавалась новая официальная идеология, отраженная во многих исторических и литературных сочинениях как светских, так и церковных авторов.
Летописцы XVI в. также внесли свой вклад в разработку и распространение новых политических идей. Особенно большую роль в этом сыграли московские официальные летописи, носившие общерусский характер. Так же, как и авторы литературных сочинений, летописцы XVI — XVII вв. более обстоятельно и подробно, чем раньше, рассказывали о деятельности и жизни великих князей (с 1547 г. — царей).
Не могло не отразиться на летописании XVI — XVII вв. и нарастание объема информации, которая сохранялась в письменном виде. Этот рост был обусловлен в первую очередь созданием в XVI в. системы постоянно действующих государственных органов управ-1ения, где письменно регистрировались этапы принятия и исполнения решений по самым разным вопросам. Делопроизводственный материал воспринимался летописцами не только как новая разновидность источников, но и как доказательство достоверности сообщаемого известия.
В XVI в. в работе некоторых летописцев, причастных к официальному летописанию, отмечается новый момент: они стали создавать черновики сочинения.
Начальный период летописания Сибири датируется в литературе первыми четырьмя десятилетиями XVII века. Сибирские летописи - русские летописи истории Сибири (Есиповская, Ремезовская, Строгановская и др.) конца XVI-XVIII веков - основной источник ранней истории русской Сибири.
Есиповская летопись - одна из Сибирских летописей, составленная в 1636 году подьячим сибирского архиепископа Нектария Саввой Есиповым, посвящена памяти Ермака.
Членами Императорской археографической комиссией были установлены следующие редакции Сибирских летописей:
I. Строгановская, разделяющаяся на 1) основную, 2) распространенную 3)сокращенную редакции.
II. Есиповская, тоже разделяющаяся на 1) основную, 2) распространенную 3)сокращенную, при чем типов сокращений - пять.
Формирование источниковедения как научной дисциплины происходит к концу XIX века. Впервые теория получила отражение в работах Э. Бернгейма. Он считал, что источник-материал, из которого наука берёт познания. И деятельность историка определяется, прежде всего, внутренними причинами. По Ключевскому В.О. источники - это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ.
Исторический источник – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе.
Если рассматривать исторический источник как феномен культуры, то любой исторический источник является в первую очередь объектом культуры, так как создан человеком и несет на себе отпечаток человеческой деятельности. Будь это документ или другой вещественный предмет (как указано в определении) он является собой частью культуры, в которой он создан, носит на себе ее отпечатки. Феноменальность исторического источника заключается в том, что он сохраняет в себе частичку той культуры, в которой он был создан и проносит ее через время, отдавая исследователю.
Исторический источник является частью реальности несущей в себе часть информации, которая скрыта в нем. При помощи этой информации исследователь может воссоздать историческую ситуацию или какой либо факт или объект. Но при этом исторические источники в силу своей не однородности и разновидности требуют специальных методов познания. Реализация этих методов отвечает задачи наилучшего и качественного изъятия содержащийся в источники информации.
Таким образом Исторический источник является и феноменом культуры частью которой он является и с собой несет и реальным объектом познания, который служит для исторической реставрации.
ЛЕТОПИСАНИЕ (от др.-рус. лето — год) — исторический жанр древнерусской литературы XI-XVII вв., представляющий собой погодную запись событий.
Текст летописей разделен на статьи, соответствующие одному году. Пополнявшиеся на протяжении столетий все новыми и новыми известиями, летописи являются важнейшими источниками научных знаний о Древней Руси.
Чаще всего составителем или переписчиком летописи был ученый монах. По повелению князя, епископа или настоятеля монастыря он проводил за написанием летописи долгие годы. Рассказ об истории своей земли было принято начинать с глубокой древности, постепенно переходя к событиям последних лет. Поэтому летописец опирался на труды своих предшественников.
Летописец считал историю проявлением воли Бога, наказывающего или милующего людей за их дела. Свою задачу летописец видел в том, чтобы донести до потомков деяния Бога. При описании событий своего времени летописец руководствовался собственными записями, воспоминаниями или свидетельствами участников событий, рассказами осведомленных людей, иногда он мог воспользоваться документами, хранившимися в княжеском или епископском архиве. Итогом этой большой работы становился летописный свод. Спустя какое-то время этот свод продолжался другими летописцами или использовался при составлении нового свода.
Летопись несла память о прошлом, была учебником мудрости. На страницах летописей обосновывались права династий и государств.
Создание летописи было не только трудным, но и дорогим делом. До появления в XIV в. бумаги летописи писали на пергамене — специально выделанной тонкой коже. Известны две летописи (Радзивилловская и Лицевой свод), в которых текст сопровождается красочными миниатюрами.
После распада Древнерусского государства летописание продолжилось во многих русских княжествах. Летописные памятники русских земель эпохи раздробленности отличаются по литературной манере, кругу интересов, приемам работы. Многословное летописание Южной Руси совсем не похоже па лаконичное и деловитое новгородское. А летописи Северо-Востока отличаются своей склонностью к велеречивому философствованию. Местные летописцы стали замыкаться в границах отдельных княжеств и смотрели на все события через призму политических интересов своего князя или города. Получили распространение княжеские летописи, повествующие о жизни и подвигах того или иного правителя. Летописными памятниками этого времени являются Ипатьевская, Новгородская первая и Лаврентьевская летописи.
Монголо-татарское нашествие 30-х гг. XIII в. нанесло сильный удар и по летописанию Руси. Во многих городах летописание прервалось вовсе. Центрами летописной работы в этот период оставались Галицко-Волынская земля, Новгород, Ростов.
Читайте также: