Леонид енгибаров творчество кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Биография

Родился 15 марта 1935 года в Москве, в семье повара и портнихи. Всю жизнь прожил в старом деревянном доме в Марьиной Роще.

С детства полюбил стихи Пушкина, сказки Андерсена и кукольный театр. Ещё будучи школьником, стал заниматься боксом. После школы поступил в институт физкультуры. Но вскоре ушёл из него, поняв, что профессиональный спорт — это не его призвание.

В 1955 году поступил в Цирковое училище на отделение клоунады. Его режиссёром-педагогом стал Юрий Павлович Белов. Это был единственный режиссёр, с которым работал Енгибаров на протяжении всей своей жизни. (Не считая кинорежиссёров, в фильмах которых он снимался). Ещё будучи студентом, Енгибаров стал выступать (с 1956 года) на эстраде в качестве мима.

1960 год — гастролировал в Харькове, Тбилиси, Воронеже, Минске и других городах. 1961 год — гастроли в городах Одесса, Баку, Москва. Первые гастроли в Москве, в цирке на Цветном бульваре. Оглушительный успех. Первые заграничные гастроли — в Польше — Краков, Варшава. Тоже успех.

1962 год — гастроли в Ленинграде, где Енгибарову вручили медаль за лучший номер года. В Ленинграде он познакомился в Марселем Марсо и Роланом Быковым. Быков стал его близким другом на всю жизнь.

Июль 1972 года — Енгибаров в Москве, формально он находится в отпуске, репетирует новый спектакль, но времени для его создания остаётся слишком мало… 25 июля 1972 года Енгибарова не стало. 28 июля 1972 года Леонид Енгибаров был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.



Люблю: море, осень. Винсента Ван-Гога.

Боюсь: благополучия.

Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас.

Творчество

Леонид Енгибаров вошёл в историю цирка как яркий представитель философской клоунской пантомимы. Рано поднявшись на вершину славы, он приковал к себе внимание прессы. О нём много написано, многое он сказал о себе сам в книгах, статьях и интервью.

Награды и звания

  • Народный артист Армянской ССР (1971).
  • В 1964 году на Европейском конкурсе клоунов в Праге получил первую премию — кубок Э. Басса.

Память

Книги

Фильмы

Поэзия

Филателия

  • В 2000 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая Енгибарову.

Памятники

Фильмография

    — Путь на арену. — Тени забытых предков. — Айболит-66 — эпизод. — Берег юности. — 2-Леонид-2. — Ожерелье для моей любимой. — Печки-лавочки.

Библиография

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 марта
  • Родившиеся в 1935 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 25 июля
  • Умершие в 1972 году
  • Умершие в Москве
  • Народные артисты Армянской ССР
  • Цирковые артисты России
  • Цирковые артисты СССР
  • Клоуны
  • Выпускники ГУЦЭИ
  • Похороненные на Ваганьковском кладбище
  • Умершие от инфаркта миокарда

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Енгибаров, Леонид Георгиевич" в других словарях:

ЕНГИБАРОВ Леонид Георгиевич — (15 марта 1935 1972), российский артист цирка, один из лучших отечественных клоунов 20 века. В юности Леонид Енгибаров занимался боксом, по окончании школы учился в институте рыбного хозяйства и институте культуры. В 1959 году окончив цирковое… … Энциклопедия кино

Енгибаров Леонид Георгиевич — Енгибаров, Леонид Георгиевич Дата рождения: 15 марта 1935 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 25 июля 1972 (37 лет) … Википедия

ЕНГИБАРОВ Леонид Георгиевич — (1935 72) российский цирковой актер, клоун мим, народный артист Армении (1971). Выступал также на эстраде … Большой Энциклопедический словарь

Енгибаров Леонид Георгиевич — (р. 15.3.1935, Москва), советский цирковой артист, клоун пантомимист, народный артист Армянской ССР (1971). В 1959 окончил училище циркового искусства (Москва). В своих выступлениях широко использует приёмы пантомимы, акробатики, эквилибристики,… … Большая советская энциклопедия

Енгибаров, Леонид Георгиевич — ЕНГИБАРОВ Леонид Георгиевич (1935 1972), российский артист цирка, клоун мим. Образ маска артиста мечтательный шут, ребенок и поэт в душе. Выступал на эстраде с “Вечерами пантомимы”, снимался в кино, разрабатывал идею “авторской клоунады”. Сочинял … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Енгибаров Леонид Георгиевич — (1935 1972), цирковой актёр, клоун мим, народный артист Армянской ССР (1971). Выступал также на эстраде. Снимался в кино. Обладал неповторимой индивидуальностью, создал образ грустного шута философа и поэта. * * * ЕНГИБАРОВ Леонид Георгиевич… … Энциклопедический словарь

Енгибаров, Леонид Георгиевич — Род. 1935, ум. 1972. Артист цирка, клоун мим, с 1971 г. народный артист Армении … Большая биографическая энциклопедия

Енгибаров, Леонид — Георгиевич Дата рождения: 15 марта 1935 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 25 июля 1972 (37 лет) … Википедия

Енгибаров — Енгибаров, Леонид Георгиевич Енгибаров, Леонид Георгиевич Дата рождения: 15 марта 1935(1935 03 15) … Википедия

Леонид Енгибаров (Leonid Engibarov) фотографии

Родился 15 марта 1935 года в Москве.
Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, Енгибаров перепробовал несколько других профессий.
Окончив среднюю школу в 1952 году, он поступил в институт рыбного хозяйства, а через полгода перевёлся в институт физкультуры. Профессионально занимался боксом и к середине 1950-х годов сумел достичь на этом поприще хороших результатов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952-1953 годов Енгибаров одержал 9 побед и потерпел одно поражение (от соперника из Львова). Начав в 1952 году с 3-го разряда, он в 1954 году имел уже 1-й разряд по боксу.

В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы.

В 1959 году окончил училище циркового искусства в Москвае.

В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнёра Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров создал эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил в свет спектакль "Звёздный дождь".

В день смерти Леонида Енгибарова, 25 июля 1972 года, в Москве была небывалая жара и засуха. Уже неделю в Подмосковье горели торфяные болота. Енгибарову стало плохо, врач диагностировал отравление. Но Леонид умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет…
Когда 27 июля Леонида Енгибарова хоронили на Ваганьковском кладбище, в Москве начался проливной дождь. Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Юрия Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи.
На могиле великого клоуна и сейчас постоянно стоят живые цветы.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

Рубрики

Наша Среда online

Вы можете следить за материалами в соц.сетях либо получать их по почте.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

О нас

Леонид Енгибаров. Автобиография. Избранные новеллы

КУЛЬТУРА

АВТОБИОГРАФИЯ

Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. Его отец (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы «Метрополь”, мать была домохозяйкой (родом из Тверской губернии). Жила семья Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще.

Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, Енгибаров перепробовал несколько других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 году, он поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего полгода, перевелся в институт физкультуры. В то время он профессионально занимался боксом и к середине 50-х сумел достичь на этом поприще хороших результатов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952-1953 годов Енгибаров одержал 9 побед и потерпел одно поражение (от соперника из Львова). В итоге он занял 3-е место в своей весовой категории. Начав в 1952 году с 3-го разряда, он в 1954 году имел уже 1-й разряд по боксу.

В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы.

Закончив училище в 1959 году (в его аттестате была всего лишь одна тройка — по технике безопасности), Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского циркового коллектива. Он делает первые самостоятельные шаги на профессиональной цирковой арене. Стоит отметить, что в отличие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и, наверное, впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Уже с первых своих шагов на арене Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа «думающего клоуна”. Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрекся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.

В 1962 году артисту предложили сыграть в кино… самого себя. Режиссеры «Арменфильма” Г. Малян и Л. Исаакян задумали снять фильм о цирковом клоуне и назвали его «Путь на арену”. Картина была тепло принята зрителем и подняла популярность Енгибарова еще на одну ступеньку.

Через год после выхода картины на экран к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил 1-ю премию — кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь несколько лет назад мало кто воспринимал всерьез.

В 1971 году Енгибаров покидает Союзгосцирк и создает эстрадный театр пантомимы, с которым выпускает в свет спектакль «Звездный дождь”.

Умер Леонид Енгибаров скоропостижно 25 июля 1972 года.

ИЗБРАННЫЕ НОВЕЛЛЫ

ЯБЛОНЯ

НЕ ОБИЖАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА

ШАР НА ЛАДОНИ

В цирке люди делают сложнейшие трюки.
Они летают под куполом, жонглируют десятком предметов и еще стоят на руках, и этому, я утверждаю, особенно трудно и сложно научиться.
И сложно это не только потому, что по ночам у вас будут болеть плечи от бесконечных тренировок, распухать кисти рук и наливаться кровью глаза…
Все это, конечно, тяжело, и все-таки это рано или поздно забывается. Вот только одно никогда не забывается, это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар.

ЖОНГЛЁР

Гремит барабан, рассыпается сухая дробь, между тремя булавами мечется фигурка жонглера.
— Не урони! Не урони!
Три булавы вылетают из-за спины, выскакивают из под ног, вот они над головой, вот у самой земли, и то бешено крутятся, то будто замирают в воздухе.
— Не урони, как однажды уронил свое счастье. Эти три деревяшки забрали у тебя все, а что дали взамен. Но об этом потом. Сейчас твои ладони в кровавых трещинах, и беспощадные прожекторы бьют, до слез бьют по глазам.
— Не урони! Ты жонглер! Сплети еще одно прекрасное кружево, выдумай еще одну невероятную линию, которая мелькнет и исчезнет…
Потом, когда кончится дробь барабана и подойдет к концу жизнь, тебе скажут, что ты был несчастлив в жизни, потому что ты всегда работал и ни на что другое у тебя не оставалось времени.
Но зато ты делал невозможное — человек, чьи ладони в кровавых трещинах…
Разве это не Счастье?

ЕЙ БЫЛО ТОСКЛИВО…

У короля клоунов была девушка, которая никогда не улыбалась. Она была манекенщица. Но ведь это же странно — манекенщица, которая никогда не улыбается!
Нет, улыбалась, но только тогда, когда была с ним, с королем клоунов. Да и то редко. Потому что он надолго забывал ее.
Ей было тоскливо и больно.
Но когда они случайно встречались, она все-таки улыбалась. Оказывается, она просто не умела сердиться на него.
Ведь он король!

ДЕВЧОНКЕ, КОТОРАЯ УМЕЕТ ЛЕТАТЬ

Ты только не бойся. С тобой никогда ничего не случится, потому что у тебя два сердца. Если в воздухе на секунду замрет одно, то рядом забьется второе.
Одно из них дала тебе твоя мать.
Она смогла это сделать потому, что девятнадцать лет назад сумела полюбить, полюбить… Ты не смейся, это очень трудно — полюбить.
А второе сердце дал тебе я. Носи в груди мое шальное сердце.
И ничего не бойся.
Они рядом, если замрет на секунду одно, то забьется второе.
Только за меня не волнуйся, мне легко и прекрасно идти по земле, это понятно каждому.
Мое сердце в твоей груди.

АПЛОДИСМЕНТЫ

Каждый вечер в огромном зале я собираю тысячи аплодисментов, тысячи всплесков человеческих рук, и охапками приношу их домой.
Ты сидишь на тахте с книжкой в руках, укрывшись пледом. Я включаю свет, чтобы ты могла разглядеть то, что я принес, и закрываю окно, чтобы они не разлетелись. Аплодисменты заполняют всю комнату, плещутся у твоих ног, фонтанчиками взлетают к потолку, а ты радуешься, как маленькая. Я сажусь в кресло и жду, когда все утихнет и успокоится. Ты продолжаешь играть, и мне становится грустно, потому что всякая игра рано или поздно надоедает.
Я встаю и распахиваю настежь окна, аплодисменты вырываются на улицу и разлетаются… Минута, другая, вот и стих последний хлопок.
Я поворачиваюсь к тебе, хочу, чтоб ты меня разглядела, я устал, я голоден, и у меня болят плечи. Но ты ничего не видишь и не слышишь, тебя оглушил огромный зал и закрыл меня.
Завтра я снова пойду собирать для тебя то, без чего ты уже не можешь жить.

В БОЮ НИЧЬИХ НЕ БЫВАЕТ

НЕТ И ДА

Я над пропастью между Нет и Да. От твоего Нет я иду к своему Да по тонкому канату, сплетенному из желаний, робости и любви.
Он дрожит и качается, а надо мной бездонное Одиночество и Да, которое казалось таким заманчиво близким. Теперь кажется недоступным.
Но я иду, балансируя тяжеленным шестом — Гордостью. И старый добрый вальс Надежды, который всегда звучит при исполнении сложных номеров, придает мне силы.
Я иду, стараясь не смотреть вниз и не думать, что вдруг, пока я иду к твоему Да, кто-то уже поднялся к тебе, подставив для этого лестницу Благополучия.
Мне все труднее и труднее, меня качает ветер отчаяния и когда он становится невыносимым, ты вдруг совершенно неожиданно сама устремляешься ко мне.
Я роняю тяжелый шест. Ты обнимаешь меня, и мы падаем, или летим — какая разница — на одну из ярких звезд, что ждут нас включенные в ночной бесконечности августа.
— Милый, — говоришь ты, гладя мои волосы, -разве можно было так рисковать, ты мог бы сорваться в ужасное Одиночество. Глупый, зачем все это?
— Но ведь ты сама сказала вначале Нет, и мне пришлось смертельно рисковать.
— Разве сказала? — удивляешься ты, — я что-то не помню.

ЛЕСТНИЦА

Однажды я встретился с лестницей. Это была лестница, ведущая вверх, по которой так часто скатываются вниз. Мы долго беседовали с ней, и я многое понял из ее рассказов.
Ошибаются те, кто думает, что главное в жизни человека — дороги. Нет, главное — лестницы, по ним мы поднимаемся и спускаемся (не всегда и не все самостоятельно), по лестницам мы карабкаемся, а иногда счастливо взбегаем, перепрыгивая через две ступеньки к прекрасным мраморным площадкам успеха, порой таким непрочным. Оттуда мы больше видим, и все видят нас. После чего очень важно бывает определить, стоит ли подниматься выше и по какой лестнице, или лучше вызвать лифт и передвигаться то вверх, то вниз, в зависимости от механизма моды, общественного мнения, да мало ли чего, что управляет капризным лифтом.
Есть еще любители взбежать, отдав все силы сердца и мозга, на самый верх самых коварных и шатких лестниц, а оттуда съехать по перилам, испытывая наслаждение от оваций за безрассудство и храбрость. Здесь есть опасность не удержаться в конце и шлепнуться, но у того, кто спускается по перилам такой лестницы, дух захватывает и кружится голова. А аплодирующие?
Они же собираются не ради падения.
Да, главное в нашей жизни — лестницы, потому что ведь в конце любая дорога — это та же лестница, только вначале незаметная. И особенно опасны кривые, когда из-за поворотов не чувствуешь, что опускаешься все ниже и ниже.
Вот что рассказала мне старая лестница, ведущая вверх, которая очень страдала, когда по ней скатывались вниз.
Не обижайте лестницы!

ХУДОЖНИКУ

Дорога — это единственное, что тебе никогда не изменит. Наскучит уют, остынет любовь, и останется только Дорога, и где-то далеко впереди — Надежда, что будет любовь, покой… А сегодня ты снова в Дороге, и с тобой снова Тревожность. И не лги себе: без нее ты не можешь. Любовь и покой — это только мираж, без которого не бывает Дороги.

ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ

Я подарю тебе звездный дождь. В жизни каждого человека бывают звездные дожди, чистые и удивительные: если не дни, то хоть редкие часы, полные звездного света, или хотя бы минуты, пусть даже мгновения, бывают, обязательно бывают, стоит только вспомнить…
Помнишь, когда ты совершила самый гордый поступок…
День и час, когда ты увидела человека, ставшего самым любимым…
Миг восторга от встречи с искусством…
Счастливые минуты смеха, развеявшие горе и боль… И многие-многие, сверкнувшие прозрением мгновения нашей жизни люди называют звездными.
Я дарю тебе звездный дождь.
Взгляни, его капли я принес тебе в ладонях.

КАРМАННЫЙ ВОР

Я карманный вор. Я король карманных воров. Я богат и счастлив. Я почти что счастлив.
Вот только жаль, что никто не носит сердце в кармане!

ТЕНЬ

ЛИСТЬЯ

На гибких ветвях человеческих жизней — узорчатые зеленые листочки. Листья Добра — их больше всего, нежные листья Любви и листья Страха — они обычно растут где-то внизу, их мало.
Листья Верности, может быть, не самые красивые, но наверняка самые необходимые…
Есть листья не похожие на другие, ни в каких гербариях не описанные, они встречаются редко, и их надо особенно беречь.
Качаются под ветром живучие гибкие ветви, но рано или поздно приходит осень, облетают пожелтевшие от времени листья, и очень важно, чтобы узор ковра, который они выстелят на земле, был светлым, звонким и чистым.
Это очень важно для будущей Весны.

ПАРЕНЬ, КОТОРЫЙ ПРИДУМАЛ КОЛЕСО

В двадцать пятом веке, наконец, разыскали, воскресили и стали чествовать того, кто изобрел колесо.
А он ходил, печальный, с одного молочного банкета на другой, и каждый раз, захмелев от парного, бил себя в грудь:
— Братцы, что вы меня хвалите, я-то что? Колесо, ведь оно, как луна, как солнце, опять же круги по воде идут, если камень бросишь… Не много ума надо, чтоб до колеса допереть… А вот кто ось придумал — это да!
Хороший был этот парень, который придумал колесо.

ПОД СТАРЫМИ ЛИПАМИ

На автобусной остановке под старыми липами сидела на скамейке девчонка в подвенечном платье с красивой белой вуалью, а в руках у нее были розы, тоже очень красивые, снежно-белые.
А вокруг стояли люди. Кто ехал с работы, кто в театр, а кто на стадион; кто ждал семерку, а кто одиннадцатый. И, понятно, на девушку в белом подвенечном платье никто не обращал внимания, потому что в таком платье обычно приходят на конечную остановку, где заканчивается маршрут автобуса, где можно оглядеться, выбрать, с кем поехать дальше, а она стояла на обычной автобусной остановке под старыми липами.
Гордая девчонка. Она верила, что увидев ее, кто-то должен бросить все свои дела, протиснуться к двери и выпрыгнуть на ходу или, придя на остановку и увидев ее, поехать совсем в другую сторону.
Но люди редко бросают начатые дела посредине, и они только улыбались, глядя на нее, потому что подвенечное платье было модное. Я видел ее только однажды. Может быть, потом она с кем-то уехала, а, может быть, белые розы, которые она держала в руках, стали ронять свои лепестки, и она ушла.
А я все жду и каждый раз прижимаюсь лбом к стеклу, может быть, она появится снова, и не могу себе простить, что в тот день не смог вырваться из толпы и проехал остановку под старыми липами.

ФОНАРИ

Ночь.
Идет мелкий дождь.
Капли дождя видны, когда попадают под свет фонарей, и кажется, что фонари вдоль улицы плачут.
О чем?
Фонари плачут дождливой ночью только о том, что не удалось людям, потому что сами они — просто фонари, своей печали у них нет.
И плачут они целую ночь от одиночества, от того, что идет дождь, и завтра нелетная погода, и кто-то не встретится, кто-то недолюбит, недоцелует…
И оттого, что завтра нелетная погода, этой ночью вдоль улицы плачут фонари.

ПРИЗНАНИЕ

Опали с деревьев листья и высохли травы и цветы. Вот что ты сделала со мной, когда перестала смотреть на меня.
Не будет больше снега и дождя. И солнце распухло и стало исполинским. Вот что ты сделала со мной, когда перестала целовать меня.
Море затянуло ряской и река обмелела. Вот что ты сделала со мной, когда ушла от меня.
А люди вокруг меня видят совсем другую землю -осеннюю, добрую, золотисто-зеленую, и только я брожу по дорогам, где в пыли валяются мертвые жаворонки. Вот что ты сделала со мной, когда перестала любить меня.

ЖЁЛТЫЕ ЗВЁЗДЫ

СО МНОЮ ТЫ…

Дорога. Из всех дорог я помню черную ленту асфальта, мокрую от росы, и листья ясеня на ней, дорогу, по которой мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня до завтра, до послезавтра было только сегодня, счастливое сегодня. Потому что эта дорога — начало, середина и конец, потому что по этой дороге я иду не один: со мною ты.

Испокон веков клоун заполнял паузы между выступлениями артистов. Таков был неписаный закон цирка. В 60-е годы XX века, впервые в истории цирка, этот закон был нарушен — артисты заполняли паузы между репризами клоуна. Клоуном этим был Леонид Енгибаров.Он родился 15 марта 1935 года в Москве.

Енгибаров не нуждался в словах. Язык тела, жестов, мимики, сложнейших акробатических трюков говорил убедительнее любых фраз.

Но это не была традиционная пантомима. Енгибаров не просто работал на арене, он творил, изобретая новый жанр — сплав цирка и театра, виртуозной акробатической техники и потрясающего актерского мастерства. Впервые клоун заставлял зрителя грустить. Грустный клоун? Клоун, после реприз которого наворачиваются слезы?

Парадокс, но зрители Москвы, Еревана, Одессы, Праги и сотен других городов мечтали о лишнем билетике, чтобы посмотреть, как тихо и безысходно уходит герой Енгибарова с манежа, как он мирно спит посреди арены и как по-детски переживает, когда разбиваются тарелки или лопается красный воздушный шарик.

Леонид Енгибаров — глубочайший актер, открывавший шлюзы воображения зрителя, заставлявший думать, переживать. В центре его реприз всегда была личность — нечто совершенно новое для советского зрителя, привыкшего к размалеванным клоунам в рыжих париках. Непроизнесенные слова Енгибаров предоставлял воображению зрителя, поднимая его до уровня соавтора. Поэтому его неизменно провожали овациями.

И вполне закономерен его успех на международной арене — в 1964 году Енгибаров получил первую премию на Международном конкурсе клоунов в Праге — Кубок имени Э.Басса.Юрий Никулин вспоминал:

Енгибаров всегда выкладывался без остатка. Постоянные мучительные поиски нового. Ежедневные изнуряющие репетиции и тренировки, кровавые мозоли на руках… И все ради единственной цели — быть первым, лучшим. И он был им. Кто искренне, а кто нехотя, но признавали это все.

Кино, литература, театр — Енгибаров был талантлив во всем. Те, кто не видел его на манеже, ни за что не сказали бы, что это — клоун. Это был очень серьезный, малоразговорчивый человек, больше похожий на инженера или математика. Но на манеже он полностью преображался, превращаясь в своего героя — озорного мальчишку по имени Леня.

Современный — один из главных эпитетов Енгибарова. Современный во всем — начиная с творческих приемов и заканчивая внешним видом. Модная полосатая футболка, шелковый платок на шее, узкие стильные брюки, никаких париков, почти никакого грима, — таков был образ Лени, стоящего на одной руке под мелодию Армстронга и играющего в хоккей собственной шляпой. И еще одна черта — минимум реквизита.

С одним чемоданом простейших предметов он отрабатывал феерическую двухчасовую программу.

Его восхищала женская красота. Поклонницы ездили к нему со всех концов страны. Почти ежедневно он вручал коллеге список: кого надо встретить или проводить. Женщины были для него источником вдохновения, он сочинял для них и исполнял перед ними свои номера, новеллы.

Однако умевший любить и покорять женщин как никто другой, Леонид Енгибаров всю жизнь был невероятно одинок и погружен в свой собственный, им созданный мир. Единственной женщиной, с которой он никогда не расставался, была его мать — Антонина Андриановна.

Деньги Енгибаров не копил, а тратил. Советские артисты зарабатывали неплохо, в расцвете своей славы Енгибаров получал уже персональную ставку — 25 рублей за выступление. За месяц артист отрабатывал от 40 до 60 спектаклей.

Выходила очень приличная сумма. Но у Енгибарова через пару дней после получки в кармане — ни копейки. Все заработанные деньги уходили на цветы женщинам, на подарки.Однажды он попросил у своего коллеги Соса Петросяна его новую замшевую куртку:

Вообще, с деньгами он обращался, как ребенок, мог дать сто рублей ассистенту и попросить купить 4 бутылки минеральной воды, а потом не вспомнить про сдачу.Как это часто бывает, яркая индивидуальность Енгибарова у многих вызывала непонимание, раздражение и зависть.

Усугублялось все трудным характером артиста, его высоким честолюбием. Наивно и подчас по-детски он требовал признания своей гениальности, ужасно расстраивался, если его не узнавали. Впрочем, слава любила его и была с ним до конца жизни.

В ереванском аэропорту, где его встречали коллеги, мог достать булавы и начать жонглировать прямо перед глазами сотен случайных людей — ему всегда нравилось быть на виду, в центре внимания.Не всем приходилась по душе и его требовательность к себе, и жесткие требования к партнерам:

В 1970 году, после многочисленных конфликтов с начальством, Енгибаров покинул Союзгосцирк и создал эстрадный театр пантомимы — смелая затея по тем временам! Далось ему это нелегко — в Министерстве культуры встретили это начинание весьма прохладно, а пресса обходила его стороной.

И это было хоть и частичное, но признание его таланта, маленькая победа большой личности над системой, победа, оказавшаяся последней.

Ну а он, как будто в воду канув,

Вдруг при свете, нагло, в две руки

Крал тоску из внутренних карманов

Наших душ, одетых в пиджаки……

Этот вор, с коленей срезав путы,

По ночам не угонял коней.

Умер шут, он воровал минуты,

Грустные минуты у людей.

Спустя ровно восемь лет, день в день, 25 июля ушел из жизни и автор этих строк, посвященных Енгибарову — Владимир Высоцкий. Оба они похоронены на Ваганьковском кладбище, в нескольких метрах друг от друга.

Читайте также: