Леонардо да винчи механика кратко

Обновлено: 30.06.2024

I. Математические науки; универсальность их применения в науке и природе. – Общие принципы механики. – Теория рычага. – Центр тяжести твердых тел.

II. Динамика: закон равномерного движения. – Ускоренное равномерное движение: законы падения тел. – Соединение сил. – Наклонная плоскость. Закон трения.

III. Равновесие и движение жидкостей. – Передача давления. – Сообщающиеся сосуды. – Вытекание воды. – Теория водоворота.

IV. Теория образования и распространения волн. – Морские волны. – Волны. – Применение теории волн к свету и звуку.

Только путем искусственного анализа можно отделить у Леонардо метод от самой науки. Только рассматривая его действия, можно узнать, как он действует. Правильность логических приемов этого великого ума выражается только в прямолинейном стремлении к истине. В рукописях видим мы его за работой. Мы имеем материалы, но у нас нет законченного сочинения. В сущности говоря, его работа такова, что человеческий ум продолжает ее уже в течение трех столетий. Вместо создания законченной системы он положил начало науке, которая никогда не кончается. Ничто не может заменить чтения его записных книжек, где мы видим, как его идеи рождаются, умножаются, постепенно объединяются и комбинируются, дело идет здесь не об их воспроизведении. Отличительным признаком его научного гения служит то, что наряду с тщательным наблюдением, вникающим во все детали факта, он угадывает законы, постепенно ведущие от разнообразия явлений к единству общих и простых принципов. Он направляет человеческую мысль к истине. Из его беспорядочных заметок мне хочется в особенности извлечь оригинальные мысли, плодотворные взгляды, которые делают Винчи предвестником современной науки.

I




В то же время Леонардо возобновил работы Архимеда над центром тяжести твердых тел. Когда дело идет о системе тел, то он сначала ищет центр тяжести каждого тела, взятого в отдельности, затем он, по закону рычага, комбинирует эти тела попарно и отыскивает центр параллельных сил, который вместе с тем является центром тяжести всей системы[47]. Он помещает центр тяжести пирамиды на четверти высоты прямой, соединяющей вершину с центром тяжести основания; между тем Коммандин и Мавролико оспаривали друг у друга честь этих открытий.

II

III

Многочисленные рисунки показывают, что закон не изменяется от изменения формы сосудов: один из них представляет схему, еще до сих пор употребляемую в наших учебниках, для объяснения принципа передачи давлений и его применения к гидравлическому прессу. Если жидкости обладают неодинаковой плотностью, то высота обеих жидкостей над поверхностью перегородки должна быть обратно пропорциональна их плотности.

IV

Посредством теории образования и распространения волн современная наука приводит к единству все физические силы, а их законы сводит к законам движения. Изучение воды навело Леонардо на размышления о волнообразном движении: он мастерски набрасывает эту теорию и предвидит всеобщность ее применения.


Изучение воды. Ок. 1495 г.

Я совсем не желаю преувеличивать последовательность и единство этих разрозненных заметок, но мне кажется, что при их сопоставлении обнаруживается самый дух современной науки. Леонардо не только открывает новый путь и твердо идет по нему, но он ясно видит, куда он ведет. При изучении самых различных явлений он никогда не упускает из виду великие принципы, которые должны проявляться во всем. Он уже доказывает, что звук и свет – только формы движения, а законы их распространения – только следствия законов общей механики. Он начинает тем, чем мы заканчиваем: механика есть наука par excellence , от нее он исходит, к ней он возвращается; она указывает цель; только с ее помощью возможно связать естественные науки с математикой.

Занимаясь машинами и механизмами, конструируя и ставя опыты, Леонардо нигде так и не сформулировал общих принципов механики, честь открытия которых принадлежит английскому ученому Исааку Ньютону, – три основных закона механики и закон всемирного тяготения.


Леонардо да Винчи. Архимедовы винты и водяные колеса. Лист с чертежом из Атлантического кодекса. Перо, чернила

Однако Леонардо подошел вплотную к формулировке одного из законов Ньютона – а именно третьего.

Кто знает, может, именно здесь Леонардо не хватило серьезной математической подготовки?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 3 Исповедь механика-водителя танка

Глава 3 Исповедь механика-водителя танка На военной базе неподалеку от Граца находился штаб одной из танковых дивизий австрийской армии. Я узнал это, потому что в Австрии все молодые мужчины должны были пройти военную службу, и я искал способ приспособить армию к своим

Рыцарский крест для механика-водителя

Рыцарский крест для механика-водителя О немецких механиках-водителях во время войны говорили немного. Они послушно водили танки, подчиняясь приказам командиров. Однако и они могли сыграть решающую роль в бою, как показали действия унтершарфюрера Ганса Талера,

Друзья Леонардо

Друзья Леонардо Леонардо и Джакомо Андреа были старыми друзьями. Они познакомились в 1482 году, почти сразу после приезда Леонардо в Милан. Джакомо Андреа да Феррара был приглашен герцогом в Милан двумя годами раньше. Джакомо был не только архитектором и ученым, но и

IV t 26. Мадонна Леонардо

IVt 26. Мадонна Леонардо в требуемую атмосферу. Повторилось, но в еще большей степени то что я уже испытал в России в острый период своего увлечения Царским Селом и Петергофом. И на сей раз я доходил подчас до чего-то близкого к галлюцинации — особенно когда я, получив на то

3.6. Квантовая механика в начале 30-х годов

Винчи Леонардо да

Винчи Леонардо да (род. в 1452 г. – ум. в 1519 г.) Гениальный итальянский художник, архитектор, инженер, изобретатель, ученый и философ, проявивший себя практически во всех областях естествознания: анатомии, физиологии, ботанике, палеонтологии, картографии, геологии,

Леонардо

Леонардо По приглашению "Вся-Индия Радио" Святослав сделает радиопередачу 21 Октября в Лагоре — "Мона Лиза". Святослав знает эту тему. Материалы: Вазари, Зейдлиц, Аллаш и многие другие. Но вот беда! Год смерти Леонардо варьируется разными авторитетами на шесть лет. И все это

3. Попытки Ефима Черепанова выйти в отставку. Смерть старшего механика


Леонардо верил в то, что механика является ключом к тайнам мироздания. Он изучал поведение воды, воздуха, света и сумел определить механизм их движения в различных условиях.
Да Винчи создал множество рисунков с изображением вихревого потока воды в водовороте, потока воздуха и природы света с его тенями и отражением. Все это время главным принципом его работы было стремление понять скрытые от человеческого глаза физические и механические принципы.
Да Винчи считал человеческое тело сложной и развитой машиной, способной двигаться на основании принципа, сходного с механическим. Он изучал, каким образом анатомия формирует поведение человека и животных, как человек выражает свои чувства, и какие скрытые механизмы управляют жизнью.
Ученый предположил, что, поскольку принцип работы человеческого тела и силы природы известны, на основании этого можно сделать выводы о принципах работы машин, которые бы подражали природе. Он изучал анатомию, физиогномику и механику, которые легли в основу большинства его научных открытий и изобретений. Сегодня они в значительной степени могут помочь понять мысли величайшего ученого, изобретателя и художника.
К наиболее известным изобретениям Леонардо в области механики относятся: маховик, шарикоподшипниковая система, спиральная пружина, устройства для трансформации движения, эксцентриковый кулачок.

Самоходная телега
Этот рисунок – один из самых известных технических чертежей Леонардо. Изображенный аппарат считается прототипом современного автомобиля. Судя по всему, Леонардо планировал использовать эту машину в качестве реквизита в своих многочисленных театральных постановках при королевском дворе Милана. Самоходная телега могла ехать по прямой и поворачивать. Она двигалась с помощью арбалетного механизма, который через пружины передавал энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имели дифференцированные приводы и могли вращаться независимо друг от друга. На сцене телега могла передвигаться самостоятельно.




Подъёмный кран с кольцевой платформой.
В период с 1420 по 1436 архитектор Филиппо Брунеллески проектирует кирпичный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Осуществление этого проекта поставило перед архитектором ряд чрезвычайно сложных технических задач, т.к. купол должен был быть построен без единой деревянной опоры и поддержки.
Спустя десятилетия, изучая работы Брунеллески, Леонардо создаст рисунки нескольких его аппаратов с целью их усовершенствования.
В этом подъёмном кране груз мог перемещаться как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении при помощи системы винтов и противовесов.


Подъемное устройство на телеге
Леонардо спроектировал множество подъемных кранов, некоторые из которых представлены на этой выставке. На его рисунке изображен высокий кран, установленный на тележку, который мог передвигаться вдоль направляющего каната, протянутого над ним. Такое устройство могло применяться при строительстве куполов многих известных соборов во Флоренции. Из документов известно, что с самых ранних своих лет Леонардо воображал и проектировал конструкции, способные поднимать тяжелые грузы. Среди работ да Винчи даже встречается проект по поднятию Баптистерия св. Иоанна для строительства под ним фундамента, на который затем снова можно будет опустить церковное сооружение.




Автоматический блокирующий механизм.
В любом механическом процессе с участием тяжелых предметов важно, чтобы в случае неполадки движение колеса в устройстве не вышло из-под контроля. Леонардо занимался изучением нескольких разновидностей системы, позволяющей блокировать вращение колеса в неверном направлении в процессе поднятия груза. Задвижка на устройстве зажимает зубцы колеса, не давая ему вращаться в противоположную сторону, бросив груз. Изначально идея использовалась при зарядке катапульт. Сегодня тот принцип лег в основу храпового механизма.



Вращающийся шарикоподшипник
В этом устройстве три шара двигались свободно, независимо друг от друга и располагались в специальном основании в форме полусферы. Шары передавали силу трения, создаваемую посредством давления на них вертикального столба. Леонардо заметил, что необходимы три сферы, а не четыре. Четыре сферы двигались бы неравномерно и производили бы большее с противление, что сделало бы устройство менее эффективным.
Как и многие другие изобретения Леонардо, это устройство не вспоминали на протяжении нескольких веков, и лишь в 1791 году в Уэльсе этой идеей воспользовались при изготовлении карет.




Устройство для поднятия столбов.
Эта модель представляет собой простое устройство для поднятия колонн и столбов. Колонна устанавливалась на двухколесной платформе и тянулась вперед при помощи горизонтального или наклонного каната. Горизонтальный канат наматывался через лебедку на рукоятку, что требовало меньшего усилия, т.к. при подъёме колонны сила трения оставалась постоянной. При использовании наклонного или косого каната нагрузка значительно увеличивалась, и в конечном итоге весь вес колонны приходился на канат.





Спорная находка
Находка рисунка велосипеда среди рукописей Леонардо вызвала множество споров в период работы над реставрацией Кодекса Атлантикус в 1960-е годы. Некоторые ученые полагают, что этот рисунок мог быть выполнен одним из молодых учеников Леонардо по имени Салаи, который скопировал оригинальную идею мастера или его рисунок. По сути, имя ученика – единственное слово на наброске. Безусловно, стиль рисунка во многом напоминает стиль мастера. Однако последние исследования показали, что, скорее всего, эта работа является подделкой, выполненной в 20 веке, и следует считать, что Леонардо вообще не изобретал велосипед. На рисунке велосипеда отсутствовали типичные для работ Леонардо жирные, ярко выраженные линии, видимые на оборотной стороне листа. Также было установлено, что рисунок был выполнен графитом (графитовым карандашом), изобретенным лишь спустя десятилетия после смерти да Винчи.



Спиральный механизм
Этот механизм для передачи вращательных движений встречается в работах Леонардо довольно часто. Спираль в верхней части устройства контактировала с зубчатым колесом по всей его дуге, а не только по отдельной его части. Поскольку спираль захватывала сразу несколько зубцов, сила распространялась на большую площадь, что сокращало риск повреждения в случае поломки под давлением одного зубца. В этом устройстве Леонардо продолжал развивать принципы Архимедова винта. Механизм да Винчи обладал мягкой трансмиссией, характерной для современных приборов.



Телега с ручным приводом
Один из рисунков показывает способ передачи движения на ось телеги. Рукоять поворачивает зубчатое колесо, которое приводит в движение проекторный механизм, соединенный с осью телеги, которая начинает вращать колеса. При повороте телеги движение передавалось только одному колесу, таким образом, второе колесо могло вращаться с другой скоростью. Работа дифференциала в конструкции привода современного автомобиля основана на этом же принципе.



Шестереночный механизм
Зубчатое колесо, изобретенное Архимедом в 3 веке до н.э., было хорошо известно во времена Леонардо, который работал над усовершенствованием различных видов механизмов, способных передавать движение и усилие. Сочетание зубчатого колеса с цевочной шестерней неоднократно встречается в разработках Леонардо. Цевочная шестерня представляет собой несколько маленьких цилиндров, находящихся между дисками. На рисунке Леонардо изображено зубчатое колесо с перпендикулярными штырями, расположенными по окружности колеса. Устройство передавало движение в момент , когда рукоять поворачивала цевочную шестерню, цеплявшуюся за штыри зубчатого колеса и вращавшая колесо.
Во втором варианте устройства рукоять приводила в действие зубчатое колесо. Схожий механизм применяется в устройстве некоторых современных часов.


Многие из чертежей и рисунков да Винчи являются настоящими произведениями искусства. Другие же выполнены в форме черновых набросков и в большей степени сконцентрированы на конструкции того или иного аппарата. Зачастую такие наброски включали заметки, написанные зеркальным почерком, о том, как оптимизировать эффективность устройства и увеличить его скорость. Нередко таким образом да Винчи удавалось усовершенствовать уже существовавшие на тот момент аппараты.
Интерес к механике не угасал у Леонардо на протяжение всей его жизни. Даже будучи в преклонном возрасте, да Винчи продолжал вносить изменения в свои работы в области металлургии, текстильных и строительных машин с целью их дальнейшего совершенствования.

Маховик
Маховик представляет собой механическое устройство для стабилизации скорости вращения. Согласно идее Леонардо, если достаточно быстро раскрутить рукоять, четыре сферических шара поднимутся вверх благодаря центробежной силе, в конечном итоге цепи натянутся и примут горизонтальное положение. Когда будет достигнута максимальная скорость вращения, шары и рукоять будут вращаться с постоянной скоростью. Маховик должен был поддерживать скорость вращения и сокращать усилия для её сохранения. На момент создания рисунка Леонардо было известно об использовании такого принципа в работе гончарного круга.



Прокатный стан
Данная машина предназначалась для производства листов металла. Леонардо предполагал её применение для изготовления узких листов жести. Рукоять поворачивала верхний цилиндр, после чего начинали вращаться другие два цилиндра. Металлические листы прокатывались между цилиндрами, и благодаря давлению производимый лист был однородно гладким. Этот принцип работы прокатного стана не изменился по сей день.






Устройство для нарезки винтов
Винт играл большую роль во многих изобретениях Леонардо да Винчи в области механики и использовался в механизме многих его аппаратов. Во времена Леонардо на смену деревянным винтам стали приходить металлические. На рисунке представлен проект устройства для нарезки винтов. Прут, изображенный на рисунке в центре устройства, предназначался для изготовления винта. При повороте рукояти двусторонние винты двигали устройство с винторезом, одновременно вращая центральный прут. В нижней части конструкции располагались приводы разных размеров, которые могли менять шаг винта.



Трансформация постоянного движения в возвратно-поступательное.
На рисунке Леонардо показан способ трансформации постоянного движения в возвратно-поступательное. Рисунок был создан для проекта текстильной машины. Он демонстрирует способ равномерного наматывания нити на катушку.
Когда колесо начинало вращаться, рычаг, присоединенный к шатуну, приводил в движение вал воль оси вперед и назад. Катушка на конце вала двигалась вместе с ним, таким образом, намотка нити осуществлялась равномерно.






Идеальный город
В 1484 году старые грязные узкие и многолюдные улочки способствовали быстрому распространению чумы во многих итальянских городах. После эпидемии архитекторы задумались над совершенствованием городской среды.
Идея Леонардо состояла в создании многоуровневого города с домами, соединенными улицами, проходящими над водой. Широкие улицы в таком городе были задуманы перпендикулярно друг к другу, здания имели несколько функциональных уровней, а каналы обеспечивали связь города с морем.
Некоторые из спроектированных Леонардо зданий с арочными колоннадами повторяют формы классической архитектуры.




Одометр (для измерения расстояний)
Это устройство для точного измерения расстояния. Одометр Леонардо представлял собой тачку зубчатыми колесами. Каждый раз после того, как колесо тачки совершало полный оборот, маленькое вертикальное колесо перемещалось на один зубец. В свою очередь горизонтальное колесо также поворачивалось на один зубец и выбрасывало через маленькое отверстие камень или деревянный шарик в специальный ящик. Сбор и подсчет этих шариков (камней) давал возможность установить точное количество оборотов колеса на земле, и тем самым измерить расстояние. Устройство Леонардо являлось доработанным вариантом инструмента, спроектированного римским архитектором и инженером Витрувием.



Трансформация вращательного движения
Когда зубчатое колесо такого устройства начинало вращаться, поршневой шток, расположенный на оси горизонтальной перекладины, двигался вперед и назад по горизонтальной оси. Благодаря системе рычагов рукоять поворачивала колесо, присоединенные стержни двигались вперед-назад. Современные косилки работают по такому же принципу.
Помимо этого данный принцип заложен в устройстве работы поезда с паровой тягой.


Одной из самых ярких звёзд на научном небосклоне Эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи, универсальный гений которого прославил его в веках как великого механика, военного инженера, художника, скульптора и изобретателя.

Он был незаконнорожденным сыном красавицы крестьянки Катарины и преуспевающего флорентийского нотариуса Пьедро да Винчи. Появившись на этот свет 15 апреля 1452 г., вскорости лишился матери и был взят на воспитание в семью отца, где в период детства и юности сменилось три мачехи, две из которых были практически одногодками Леонардо.

Юные матроны хорошо относились к Леонардо и всячески потакали его увлечениям. Когда будущему гению исполнилось 14 лет его, как это было принято в приличных семьях, отдали в ученики талантливому тасканскому живописцу и скульптору Вероккио.

Выбора не было, ранее увлечение Леонардо живописью и несомненные успехи определили судьбу. В некоторых из многочисленных биографий описывают случай, когда совсем юный художник, собрав в коробке несколько жуков, стрекоз, ящериц, жаб и прочих черепахоподобных, изобразил на холсте некое фантастическое чудовище. Когда отец вошёл в комнату сына и в свете заходящего солнца увидел картину, он пришёл в ужас и закрыл дверь, потребовав убрать этот шедевр.

В 20 лет, т.е. всего через 6 лет после начала обучения он был провозглашён мастером и с этого времени стал самостоятельно зарабатывать на жизнь. Живопись и скульптура часто небыли востребованы обществом.

Европа в средние века, впрочем, как и всегда, находилась в состоянии перманентной войны. Сильным мира не требовалась красота, им нужны были средства уничтожения. Леонардо да Винчи становится одним из популярных в Европе военных инженеров-механиков.

Приведём письмо Леонардо да Винчи герцогу Милана Лодовико Моро, где он предлагает свои услуги, в основном, в качестве военного инженера:

  1. Я знаю способ, как во время осады какого-нибудь места спустить воду из рвов и как сделать множество мостов, кошек и лестниц и других приспособлений, нужных в таких предприятиях;
  2. Также, если благодаря высоте стен, или укреплённости места, или его положения при осаде его невозможно будет пользоваться бомбардами, я знаю способ разрушить всякую цитадель, или другого рода крепость, если только она не построена на скале, и т.д.
  3. Кроме того, я знаю системы удобнейших и лёгких в перевозке на новое место бомбард (рис. 1.26), умею метать ими камни наподобие бури и их дымом нагонять великий ужас на врага с большим для него уроном и смятением и т.п.;


  1. Также я знаю способы прокапывать тайные изогнутые ходы без всякого шума, даже если бы при-
  1. Также я могу сделать закрытые, совершенно неуязвимые повозки, которые со своей артиллерией, ворвавшись в ряды врагов, вызовут поражение силы любой величины. За ними может следовать пехота совершенно безопасно и без затруднения.
  2. Также, если потребуется я смогу сделать бомбарды, мортиры и огнемёты целесообразной формы, не похожей на обычные;


  1. Где нельзя применять бомбарды, я сконструирую катапульты, манганты, стреломёты и другие орудия удивительного действия и не похожие на обычные (рис. 1.27). И вообще в соответствии с каждым данным случаем могу сконструировать бесконечное множество разных приспособлений для нападения и защиты;
  2. И если случится быть на море, я знаю множество систем приспособлений для нападения на суда и

Из текста письма следует, что этот совсем молодой человек, Леонардо да Винчи, имел невероятно разносторонние дарования. Природа, как бы опомнившись от средневековой дрёмы, подарила миру такую звезду, каких ещё не встречалось на небосклоне человеческого творчества.

Леонардо живописец (рис. 1.28), Леонардо скульптор - хорошо был известен

во все времена, потому что его творения были лучшими украшениями самых известных коллекций мира, а вот научная и техническая сторона его многогранного таланта стала известна относительно недавно.


Среди почитателей его художественных талантов найдётся совсем незначительное число знатоков, которые, хотя бы в общих чертах могли охарактеризовать научно-техническое наследие Леонардо да Винчи.

Судя по оставленным о нём записям, Леонардо да Винчи был хорошо сложён, с типично античными чертами лица, он был участником турниров и состязаний.

Будучи натурой страстной, он прекрасно плавал, виртуозно фехтовал, был отменным наездником, обожал шутливый стиль изложения своих мыслей в светских беседах, обладал не дюжинным талантом рассказчика, был галантным кавалером, любил танцы и музыку, писал совсем недурные стихи и музыку.

В области естественных наук Леонардо можно с уверенностью назвать математиком, механиком, астрономом, геологом, ботаником, биологом, анатомом, военным инженером, философом-материалистом, гидромехаником и аэромехаником.

Судьба Леонардо-учёного менее успешна, чем Леонардо-художника, научное наследие было востребовано людьми спустя много лет после смерти в 1519 г. В XVII в. с.л. следы его могилы с лаконичной записью LEONARDUS VINCIUS, были почти случайно обнаружены искусствоведом Арсеном Гуссе.


Научное наследие Леонардо да Винчи было сосредоточено, в основном, в большом числе тетрадей и записных книжек, содержащих огромное число фрагментарных заметок, часто носящих конспективную форму. Заметки, наряду с текстами, в большом количестве содержали рисунки, эскизы, зарисовки, чертежи и даже законченные рисунки.

Как правило, Леонардо да Винчи не датировал свои записи, поэтому время их появления устанавливали по косвенным признакам, что не способствовало созданию более или менее точной хронологии научного творчества.

Временами на полях текстов появлялись математические формулы, относящиеся совершенно к отвлечённой теме. Чертежи же и схемы возникали, без каких бы то ни было пояснений и замечаний.

Как бы, между прочим, за 40 лет до Коперника, Леонардо да Винчи делает заметки на полях, из которых следует, что Земля не является Рис. 1.29. Фрагмент дневника центром Мира, а наряду с другими планетами


кчмч y-/\U TI.M.VіфГ


Hi’-. v[.+..і«'.Еу/Г ?ь ij/A:‘' яуї5,Гф,іі'.« и* if ї

p«jjA •Жф' ^ 4* IvA-.ViV фК'и/Ь.^',

f* rJM uu-Ljj-. О Іу.ио-

I.ult;Цgt;|lt; ТслігіЦ [gt;-.фмл цЦу. U'.y

ГЦд *Дд« «Uf.(W.Cet|k!ilr7^9


ІГ ’^«біН'тЧЧ ¦ Ч4„^ W-ф,

І+ЦЧ'- *) ¦'їД'- Ь 'І/*' яь1'Гы|

lt;1 НІ (V «'.bl/Wdr. c|' pb '• O/.' trt-'-

UJulbLr^lJui/bt лиЛліл ‘/«•гИ J 1,1

Рис. 1.30. Фрагмент шифрованной работы

вращается вокруг Солнца.

Многие свои работы Леонардо да Винчи шифровал и писал с помощью зеркала, так что записи непосвящённому казались непонятными каракулями (рис. 1.30). Исследователи творчества Леонардо да Винчи единодушны во мнении, что к настоящему времени сохранилась только незначительная часть научных записей, значительное число рукописей Леонардо были безвозвратно утеряны, так как сразу после его смерти, практически никто не придавал им серьёзного значения.

Теперь же остатки их хранятся в разных городах и странах: в Милане, Турине, Париже, Лондоне, Москве. При жизни рукописи Леонардо да Винчи не издавались, но влияние некоторых из них прослеживается в более поздних трактатах.

Например у Джиролано Кардано, Бернальдино Бальди и Виллалпандо. Однако это совсем малое число работ Леонардо, в большинстве своём, крупнейшие научные открытия и инженерные решения оставались утраченными и позднее были сделаны заново.

Леонардо да Винчи пытался давать определения основным механическим величинам. Прежде всего, заслуживают внимания мысли Леонардо о силе: «Что та-

Теоретические представления Леонардо да Винчи в большинстве своём опирались на сочинения Аристотеля, который, как отмечалось ранее, был в средневековой Европе непререкаемым авторитетом.

В отличие от Аристотеля Леонардо да Винчи совершенно по новому подходит к классификации движений, как основных категорий механики: «Движения бывают двоякой природы. Природа одних называется простой, а природа других - сложной.

Позже, основываясь, в частности на идеях Леонардо да Винчи, при создании теоретических основ кинематики сложное движение назовут составным, а качение колеса - плоским, и будут рассматривать плоское движение, как состоящее из двух более простых поступательного и вращательного.

Уравнения свободного паления тел записаны Галилеем

Леонардо да Винчи был одним из первых, кто при рассмотрении движения учитывал влияние среды. Занимаясь специально вопросами полёта снарядов и ядер, он экспериментально установил особенности влияния силы сопротивления на траекторию и дальность их полёта.

Интуитивно полагая, что действие, производимое силами, зависит от интервала времени, в течение которого происходит изменение состояния тела, Леонардо да Винчи много внимания в своих механических исследованиях уделяет удару.

Рис.1.31. Свободное падение капель

Особенности удара, как быстропротекающего механического процесса, описаны в нескольких заметках: «Я утверждаю, что удар есть конец быстрого движения, произведенный телами в предметах, оказывающих сопротивление. Он является причиной

Несмотря на то, что именем Леонардо да Винчи не назван ни один из множества гидродинамических и гидростатических законов, его труды были использованы потомками, которые, используя его совершенно уникальные эксперименты и наблюдения, пошли дальше, обобщив их в виде живущих и поныне теорий движения жидкостей и газов. Несомненно, Леонардо да Винчи можно считать отцом не только современной механики, но и аэрогидромеханики.

В эпоху Возрождения, несмотря на ожесточённое сопротивление церкви, продолжают развиваться прогрессивные астрономические идеи, которые возбуждали, прежде всего, интерес к кинематическим характеристикам движения. Уточнение календаря, в частности, потребовало уточнения, а в конечном счёте и пересмотра теории движения небесных тел.

Развитие мореплавания поставило насущные задачи, связанные с определением географических координат посредствам астрономических наблюдений. Практические требования целого ряда отраслей знаний и практические потребности настоятельно требовали пересмотра средневековых представлений о кинематических особенностях движения планет, требовалась новая система устройства мира. И она появилась стараниями Николая Коперника.

Человек во все времена предпочитал переменам стабильность. Как было просто: Земля центр Мира, она неподвижна, всё прочее по воле Господней движется вокруг неё. Человечество могло быть спокойным, никакие глобальные перемены ему не грозили. Был авторитет - Аристотель, его любили церковь, его преподавали в университетах, однако геоцентрическая система Мира при внимательном рассмотрении не выдерживала критики. Но те, кто были уверены в несостоятельности учения Аристотеля об устройстве Мира, в лучшем случае делились своими открытиями только с очень близкими людьми, или как Леонардо да Винчи, информацию такого рода шифровали.

Читайте также: