Легитимность и эффективность власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Легитимность и эффективность власти (политология)

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом является легитимность - признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил. Исторически сформировались несколько типов легитимности:

Легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основой данного типа является общее понимание норм, установленных законом;

Идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа – идеологические ценности;

Традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа такого типа легитимности – традиции, традиционное сознание;

Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа – специфические политические структуры;

Персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа – личный авторитет правителя;

Политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Такая легитимность характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Признаками падения легитимности власти являются:

a) Рост степени принуждения;

b) Ограничение прав и свобод;

c) Запрещение политических партий и независимой прессы;

d) Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

e) Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти.

Следует также отметить, что крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

Эффективность государственного управления рассматривается как результат сложного взаимодействия различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий, социально-экологический факторы. С такой точки зрения эффективность власти должна оцениваться по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства.

Таким образом, можно попытаться выделить следующие критерии эффективности социального управления:

степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем ее параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника.

законность решений и действий соответствующих управленческих структур и работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления.

реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов, поскольку любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и, в конечном счете, не обеспечат и реального функционирования и развития.

глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей.

характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллективами, широким кругом людей, демократизм деятельности, который при любых издержках всегда повышает ее обоснованность и результативность.

авторитетность решений и действий управленческих структур и работников.

правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и работниками.

Политология: Учебник для ВУЗов / Под ред. С.В.Решетникова. – Мн., 2000.

Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты //Советское государство и право, 1990, №8.

Курс политологии: Учебник. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. - 460 с.

Политология: Учеб. пособ. / Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, Т.В. Бакулина и др.; Под ред. Б.И. Кретова. — М.: Высш. шк., 2001. —303 с.

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.

Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с наименьшими издержками.

Критериями эффективности являются:

1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов. В Казахстане эти условия реализуются противоречиво. С одной стороны, уникальные запасы стратегически важных природных ресурсов, научный и культурный потенциал дают возможность в создании эффективной власти. С другой стороны, в результате распада СССР, преимущественно сырьевого развития Казахстана в предшествующие годы, неравномерного проведения реформ, а также использование определенными группами чиновников власти в узкокорыстных целях привело к тому, что геополитические, экономические, силовые ресурсы власти оказались не столь эффективными.

2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти. Вертикальная структура обеспечивает единство власти сверху вниз, горизонтальная структура отражает координацию примерно равноправных субъектов власти. Главное в вертикальной структуре - эффективное количество промежуточных звеньев при движении властных распоряжений от основного субъекта к основному объекту. Здесь могут возникнуть две опасности: первая – появление излишних промежуточных структур, что ведет к раздуванию аппарата и размыванию властных распоряжений, вторая – отсутствие промежуточных звеньев в управленческой цепи.

3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений. Главное в его налаживании – организационное, кадровое, техническое обеспечение. В современных условиях, когда от объектов управления идет большой поток противоречивой информации возникает ситуация переизбытка информации, что ведет к тому, что контролирующий орган не в состоянии перерабатывать поступающие материалы.

4. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам. Применение санкций и их действенность зависят от всех звеньев, однако наибольшую опасность несут отсутствие законодательной базы, корыстная избирательность в применении законов, неэффективная работа правоохранительных органов. Главное в механизме санкций – неотвратимость наказаний по всей вертикали власти.

5. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет). Опираясь на прошлые достижения и ошибки, власть должна видеть пределы, за которые нельзя заходить, должна чувствовать пределы превращения разумного риска в авантюру.

Важным показателем эффективности власти является ее авторитет – степень признания обществом деловых качеств субъекта власти. Разумеется, при тоталитарных режимах объективные оценки авторитета невозможны (например, согласно туркменским исследованиям в 2000 году уровень политической активности в Туркменистане составляет 79%, что, скорее всего не отражает реальной политической картины).

Критериями авторитета власти являются:

- результаты выборов лидеров страны, руководителей местных органов власти;
- текущие рейтинги лидеров страны;
- характер и частота обращений граждан в СМИ;
- степень международного авторитета страны.

Для эффективного функционирования государственной власти можно предложить множество способов, механизмов и средств. Например, последовательное осуществление аксиом государственной власти, выдвинутых И. Ильиным. Он утверждал, что: государственная власть не может принадлежать никому, помимо правового полномочия; в пределах каждого политического союза она должна быть едина; власть должна осуществляться лучшими людьми, соответствующими этическому и политическому цензу; политическая программа должна включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес; программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы; государственная власть принципиально должна быть связана с распределяющей справедливостью, она имеет право и обязанность отступать от нее только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа и другие.

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность (legitimus с лат. - согласный с законами, правомерный) означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

В научный обиход термин легитимность ввел Макс Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Многие могущественные мировые державы, казавшиеся вечными и незыблемыми, становились достоянием истории именно вследствие потери большинством граждан веры в его способность обеспечить их безопасность, благополучие и справедливость. Особенно показателен в этом отношении Советский Союз, который, несмотря на внешнюю монолитность, фундаментальность, распался в одночасье, потому что народ перестал верить в его легитимность.

Как отмечают американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил. Легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные силы, которые негативно относятся к ней и ее политике. Так, по результатам исследований, проведенных в 2004 году в 12 странах мира, режим нелегитимным склонны считать 9% американцев, 3% немцев, 7% канадцев, а вот во Франции доля тех, кто воспринял его как нелегитимный составляла 26 %, в Великобритании - 24%, в Индии 41%. В последнем случае, налицо признаки того, что легитимность снижается. Легитимность государственной власти в Казахстане обуславливается рядом компонентов.

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Средства поддержания легитимности власти:

1. изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями;
2. стремление опираться на традиции при проведении государственной политики и законотворчестве;
3. поддержание в обществе законности и правопорядка;
4. мобильное реагирование на происходящие в обществе процессы и т. д.

Показателями легитимности являются:

1. уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь;
2. наличие попыток свержения правительства;
3. сила проявления гражданского повиновения;
4. результаты выборов и референдумов;
5. наличие и массовость демонстраций, митингов, пикетов и др.

Делегитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе, национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, возникновение внутри правящей элиты острых социальных противоречий. Казахстан в определенной степени переживает кризис легитимности государственной власти. Безответственность отдельных политических руководителей, несоответствие между ожиданиями различных социальных групп и реальными результатами социальной политики, коррупция и т. д. – все это может привести к утрате властью легитимности.

Отметим, что легитимность – явление политическое, а легальность – юридическое. Легальность рациональна, поскольку опирается на обоснованное законодательство, а легитимность может быть иррациональной (например, харизматическая). Для граждан легальность состоит в повиновении закону, легитимность политического явления означает его добровольную поддержку.

Легальное господство – основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений. К такому типу господства Вебер относил современные ему европейские государства: Англию, Францию и США. В таких государствах и управляемые, и управляющие подчиняются не личности, а четко установленным законам. Таким образом, принцип, лежащий в основе легального господства - это правовое начало. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Правда, с оговоркой, что никакое государство не может быть полностью бюрократичным. Легальный тип господства (рациональная бюрократия) наиболее соответствует формально-рациональной структуре рыночной экономики. Правление бюрократии - это господство посредством знания, и в этом заключается его специфический характер.

В условиях легального господства всегда существует опасность превращения слуги общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Чтобы этого не произошло, следует регулярно проводить ротацию кадров и осуществлять контроль над ними со стороны общества.

В традиционном обществе Вебер выделял различные виды: геронтократическую (власть старейшин), патриархальную (власть вождя), патримониальную (власть монарха), султанизм как разновидность последнего.

Харизматическое господство. Понятие харизмы (греч.– божественный дар), особые способности, свойства индивида, выделяющие его из всех остальных. Это качество не столько приобретенное, сколько дарованное человеку от природы. К ним Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Он возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей - харизматиков, отличающихся политическим радикализмом и стремящихся подорвать основы существующего порядка. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят легальному господству как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а, прежде всего, эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность ей. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю. Однако заметим, что харизматическая легитимность постепенно исчезает в результате процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Чисто харизматический тип легитимности пока сохраняется в традиционных обществах Африки, где харизма остается ведущей формой организованного политического поклонения.

КритерииЛегальное господствоТрадиционное господствоХаризматическое господство
Нормы и правила, лежащие в основеРационально разработанные правилаПатриархальные или сословные нормы--------
Глава системы (тип господина)Избранное должностное лицо или органМонарх или религиозный советникПророк, Военачальник, Демагог, Лидер
Источник авторитетаДелегирован на основе принципа большинстваТрадиция или передача по наследствуЭмоциональное доверие свиты к лидеру
Форма легитимности системыЦеле-рациональная вера предписанной системе нормВера в святость традицийВера в качества, и харизму политического лидера
Доминирующий тип социального поведенияИнструментальное или иное рациональное социальное поведениеТрадиционное социальное поведениеЭмоциональное, недетерминируемое социальное поведение

Уровни легитимности власти

Исторически сформировались три уровня легитимности: идеологический, структурный, персональный.

Идеологический уровень легитимности подразумевает признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью. Основа - идеологические ценности.

Структурный уровень правомочности власти вытекает из убеждения в законность и ценность установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Основа – специфические политические структуры.

Персональный уровень легитимности – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Основа – личный авторитет правителя.

Описанные уровни легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

В современных системах легитимизации в той или иной мере сохраняют актуальность все названные Вебером типы. Например, одной из опор, на которых держится английская политическая система, являются традиционные институты власти и палата лордов. Еще большее значение для ее сохранения и эффективного функционирования имеют начала рациональной организации, право, законность, парламентаризм и др. В определенных условиях в общественном мнении прочность прерогатив правительства может быть усилена харизмой политического руководителя (например – М. Тэтчер). Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты, открытые формы недовольства режимом.

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.

Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.

Критериями эффективности являются:

-Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов

-Рациональность вертикального и горизонтального строения власти

-Действенный контроль за выполнением властных распоряжений

-Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).

-Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.

-Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Делегитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты.
3 типа легитимности:

В основе легитимизации – традиция (обычай). Этот тип основан на убежденности в святости старых добрых традиций и в незыблемости справедливости и законности прав власти. Так было – так есть – так будет, так должно быть. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями.

3) рациональное (легальное)

Вебер считал, что негде нет этих типов в чистом виде, но он считал их идеальными.

Уровень легитимности - степень подготовки гражданской власти.

Возможны кризисы легитимности, поэтому власть, уважая мнение общественности, обязано реальными делами поддерживать свою легитимность, умело использовать конституционные средства и методы преодоления кризиса тенденций в различных сферах жизни.

Теория разделения властей.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена ДжРазделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.
История

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.

Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.

Критериями эффективности являются:

1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов

2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти

3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений

4. Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).

5. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.

6. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.

Немецкий политолог М.Хеттих пишет о том, что легитимация - это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

Как отмечают американские политологи Г.Алмонд и С.Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.

Истон главное условие легитимности видел в определенных социально-психологических отношениях, которые обеспечивают согласие с требованиями власти. Данный подход позволил выделить диффузную и специфическую легитимность. Первая представляет собой общую, фундоментальную поддержку идеям политической власти, независимо от результатов ее деятельности, вторая ситуативна, т.е. связана с определенной ситуацией и ориентирована на результат, она, как правило, кратковременна.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Свойства поддержания легитимности власти:

4. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями

5. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве

6. Поддержание в обществе законности и правопорядка.

Показателями легитимности являются:

6. Уровень принуждения

7. Наличие попыток свержения правительства

8. Сила гражданского повиновения

9. Результаты выборов и референдумов

10.Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.

Читайте также: