Легенда про оборотней кратко

Обновлено: 03.07.2024

Легенды об оборотнях известны во всех странах, где волки представляли реальную опасность для жителей. На Британских островах уже в эпоху средневековья волков было очень мало, и последнего дикого волка там убили еще в XVIII в.
Открытие реальной, но очень редкой и странной болезни ликантропии способствовало распространению слухов об оборотнях. Любой больной ликантропией объявлялся оборотнем. При этой болезни люди иногда ведут себя так, как если бы они и в самом деле были волками. Особенно много случаев заболевания ликантропией отмечено во Франции.
Яростные и неустрашимые норвежские воины - берсеркеры - во многом содействовали появлению легенд об оборотнях. Они одевались в звериные шкуры, носили длинные волосы и бороду и вообще отличались устрашающей внешностью. Жители оторванных друг от друга деревушек, подвергшись нападению берсеркеров, и впрямь принимали их за полулюдей-полузверей. Согласно некоторым легендам, берсеркеры во время сражения могли превращаться в страшных медведей и волков.
Согласно одной ирландской саге, некий священник, заблудившись в лесу, наткнулся на волка, сидевшего под елью. Волк этот говорил человеческим голосом; он попросил священника совершить отпевание его умирающей жены. Волк объяснил, что на их семействе лежало заклятие, по которому один мужчина и одна женщина из их рода должны были прожить семь лет волками. Если им удавалось выжить в течение этих семи лет, они могли вновь стать людьми. Священник не поверил словам волка до тех пор, пока лежавшая неподалеку волчица не сбросила с себя волчью шкуру, показав, что она на самом деле человек.
В одной норвежской саге рассказывается о том, как чародей напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и Синиотом, которые нашли приют в лесной хижине. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот украли шкуры у хозяев хижины. Кто надевал эту шкуру, уже не мог ее сбросить. Зигмунд и Синиот, превратившись в волков, стали выть, нападать на людей и даже начали грызться друг с другом. По истечении десяти дней чары шкур утратили свою силу, и воины сбросили и сожгли их.
Во Франции существует немало легенд о волках-оборотнях. В одной истории времен средневековья рассказывается об охотнике, на которого в лесу напал огромный волк. Ему удалось отрубить одну из лап зверя, но тот сумел вырваться и убежать, и охотник положил свою добычу в сумку. Возвратившись домой, он был очень удивлен, увидев, что лапа превратилась в женскую руку. Но на одном из пальцев он узнал кольцо, которое некогда подарил своей жене. Взбежав по лестнице, он увидел, что его жена лежит в постели, истекая кровью от множества ран; на одной руке у нее была отрублена кисть.

Мальчик-волк из Франции

В Северной Америке бытует немало легенд о людях, способных превращаться в животных, однако далеко не всех их можно считать оборотнями. Старинные предания индейцев часто повествуют о браках между людьми и животными. Считалось, что многие животные были способны сбрасывать свою шкуру и превращаться в обычных людей. Некоторые племена, веря в то, что они происходят от таких браков, связывали свое происхождение с конкретными животными. Рассказывали даже, что некоторые воины обладали способностью вселять свой дух в тело какого-нибудь животного, чья гибель влекла за собой и смерть воина.
Канадские индейцы, считающие себя христианами, нередко утверждали, что они являются оборотнями. Согласно легенде, они по ночам выворачивали кожу наизнанку, превращались в волков и убегали в леса, где подстерегали благочестивых христиан.
В Канаде было основано немало французских колоний, жители которых принесли на новые земли и свою веру в оборотней. Колонисты рассказывали друг другу о гигантских волках-оборотнях, раскапывающих по ночам могилы и пожирающих трупы. Считалось, что Бог в наказание за грехи может на семь лет превратить человека в оборотня, который должен будет каждую ночь убегать в лес -- до тех пор, пока ему не отпустит грех священник или пока он не будет убит серебряной пулей.
В июле и декабре 1767 г. газеты сообщили об оборотне, которого видели в окрестностях Сен-Роше в Квебеке. Считалось, что днем он бродил по улицам в лохмотьях нищего, а ночью превращался в громадного, кровожадного волка.

Культ волка у племени Нутка

Каждой зимой, в полнолуние, индейцы, жившие на северо-западном побережье Америки, устраивали обряд посвящения молодых воинов. Люди из племени нутка называли эту церемонию "кульвана". Во время ее исполнения мужчины племени изображали волков. Они надевали себе на голову одеяло, стянутое особым образом в виде волчьей морды, так как маску волка мог носить только вождь племени. Молодые воины нутка проходили особые испытания на выносливость и мужество.
У племени нутка сохранился миф, рассказывающий о возникновении кульваны. Нутка говорят, что некогда на их остров приплыли четверо спасшихся братьев, в то время как их племя было уничтожено в войне с соседями. Самый младший из братьев, Ха-Сасс, хотел получить знания и мудрость от волков, которые, по поверьям индейцев, были самыми мудрыми существами и знали все тайны жизни. Он надел на себя шкуру тюленя, чтобы волки не почуяли запах человека. Найдя его, волки утащили с собой, намереваясь скормить своим волчатам.
Когда же Ха-Сасс предстал перед ними в облике человека, волкам настолько понравилась его хитрость, что они позволили ему участвовать в их ритуалах, благодаря чему он стал сильным, как они. Во время ритуальных танцев волки надевали маски людей. После четырехдневного обучения волки дали Ха-Сассу волшебный жезл и отпустили домой, чтобы он научил своих братьев и других молодых воинов тайнам волчьей силы и могущества.

Люди-волки из племени Навахо


И сегодня мы хотим поговорить о существе, которое хоть и имеет славянские корни, но образ его широко известен во всех мифологиях мира, а способность этого существа – является одной из самых распространенных.

Оборотни – что это за существа

Пожалуй, это один из немногих случаев, когда мы начинаем наше повествование не с того, как появилось это существо, а с того, кем оно является. Как мы уже сказали ранее, оборотни упоминаются практически во всех мифах и легендах, дошедших до наших дней. Поэтому мы поговорим не столько о нем самом, сколько о его собирательном образе.

оборотни мифология

Итак, древние народы верили, что оборотень – это существо (человек, божество или демон), способное изменять свое обличие и превращаться в другое существо. Как правило, оборотня отождествляли с превращением в животного, чаще всего – в волка. Тем не менее, существует ряд фактов, указывающих, что оборотни могли превращаться и в других существ. Также, в зависимости от мифологии, считалось, что оборотни могут превращаться в волка как по собственному желанию, так и в зависимости от определенных факторов. Например, от полной луны, воя других волков или запаха крови.

В отличие от европейских, славянские оборотни отнюдь не считались силами тьмы. Считалось, что даже в облике животного человек сохраняет свой разум и рассудок, а также держит эмоции в узде. Срывы, конечно, бывали, но считалось, что буйствовали исключительно молодые оборотни, которые толком еще не научились держать под контролем свои способности.

оборотни в славянской мифологии

Кроме того, если во многих европейских легендах оборотничество – это проклятие, от которого невозможно излечиться, то в славянской мифологии дела обстоят иначе. Проклятие (если это оно) можно было снять, если доказать людям и богам то, что ты искупил свои деяния. В этом случае оборотни получали возможность превращаться в животных по собственному желанию, либо лишались этой способности, если таковы была их воля. Однако от таких волшебных способностей редко отказывались, более того, некоторые оборотни приобретали совершенно новый уровень силы, получая способность превращаться еще и в неживые предметы, а то и вовсе, в стихии.

Например, существуют легенды, что оборотни нередко превращались в реки или ураганный ветер, чтобы защитить свою семью и родственников от нападок врагов. Как правило, даже у умелых оборотней это получалось не всегда, а новички – попросту погибали от истощения. Но благодаря этому мы узнаем об их высоких моральных и духовных качествах.

В отличие от европейских, славянские оборотни отнюдь не считались силами тьмы. Считалось, что даже в облике животного человек сохраняет свой разум и рассудок, а также держит эмоции в узде. Срывы, конечно, бывали, но считалось, что буйствовали исключительно молодые оборотни, которые толком еще не научились держать под контролем свои способности.

Как появились оборотни

Как мы уже сказали выше, оборотни сильно разнились, в зависимости от регионов и легенд, приписываемых ими. Так, например, исконно славянские оборотни – это люди, которые добровольно сумели научиться принимать облик животных, что очень ценилось и почиталось, а также являлось поводом для гордости.

оборотни в скандинавской мифологии

  1. На несколько дней, в качестве устрашения и угрозы.
  2. На несколько лет, если проступок был более тяжел. Этого времени хватало, чтобы человек образумился и исправил свое поведение.
  3. Навсегда – если поступок был невероятно тяжким, но недостаточным, для смертной казни.
  4. До определенного момента – должно было что-то произойти, чтобы человек возвратил себе нормальный облик.

Именно последняя категория оборотней чаще всего встречается в русских народных сказках. Например, лебедь (сказка о царе Салтане) или та же Царевна-лягушка. А, например, Сивка-Бурка или конек-горбунок – представители третьей категории оборотней.

Что касается передачи способностей посредством укуса, то это никак не относится к славянским оборотням. У наших предков оборотничество было или подарком, или наказанием, в зависимости от того, как на это смотреть. Что касается непосредственно укуса, то подобные истории встречаются в восточно-европейских странах, например, в той же Румынии. У них оборотничество считалось болезнью, поэтому она и передавалась через укус.

имена оборотней в мифологии

У древних славян существовало поверье, что оборотнем можно вообще родиться. Хорошего, в этом, правда было мало, но с другой стороны – это открывало широкие перспективы для селения. Так, например, ребенок рождался оборотнем, если его зачали в неподходящее время, например, в запретные дни религиозных праздников.

Также оборотень мог родиться, если родители его нарушили какой-то строгий церковный запрет, например, работали после захода солнца, либо же работали в выходные или праздничные дни. Также считалось, что оборотнем рождается ребенок, мать которого увидела в лесу зверя и который ее напугал (отсюда и различие обликов славянских оборотней).

Виды славянских оборотней

Прообраз оборотней впервые встречается именно у наших предков, у древних славян. Считалось, что и другие мифологические существа также являются оборотнями, т.к. они обладали способности, именуемых оборотническими. Так, например, менять свой облик могли русалки, лешие, домовые, водяные и т.д.

Северные легенды

В старинной норвежской саге повествуется о колдуне, который зачаровал на две волчьи шкуры. Каждый, кто к ним прикасался, на время становился волком. Как-то раз шкуры нашли воин Зигмунд и его сын Синиот, которые спасались от врагов. В поисках приюта они остановились в заброшенном лесном доме. Не зная о колдовстве, Зигмунд и Синиот коснулись шкур, превратились в животных и стали нападать на людей. Спустя некоторое время, когда чары потеряли силу, Зигмунд снова стал человеком, но успел убить своего сына.

Римские и греческие легенды

Оборотень упоминается ещё во времена создания Рима. Он наводил ужас и на жителей Древней Греции. Одна легенда повествует, что первый раз именно Зевс превратил царя Ликаона в волка, когда на него прогневался.

По мнению древнего Диодора Сицилийского, одним из первых, кто принял животный облик, был бог Осирис. Он стал волком, чтобы спасти Египет от злых сил, которые хотели захватить народ сразу после сотворения мира.

Восточные сказания

В Индии есть легенды с рассказами об оборотнях, которые становились тиграми, обезьянами, змеями. Из японских мифов становится известно об оборотнях-лисицах. В японских преданиях 929 года описана ситуация, когда в императорском дворце нашли следы неизвестного существа.

В 1042 году жители Константинополя напугались, когда на улицах города одновременно появилось 15 волков. А в 1149 году в пригороде Дели появился волк огромных размеров, который стал причиной смерти 30 человек.

Славянские легенды

На Руси волк был излюбленным мифическим существом. По некоторым древнерусским легендам, даже Киевский князь Всеслав по ночам превращался в волка. Правление князя Всеслава пришлось в XI веке. Власть он получил в результате междоусобных войн. Его же считают прообразом героя былин Волхва Всеславовича, который умел превращаться в волка, горностая, тура, щуку или сокола.

Что интересно, он имел способность превращать в зверей и других людей. В одной из былин рассказывается о князе, войско которого превратилось в полчища муравьёв. А когда они были у ворот, Волхв снова вернул им человеческий облик. Так все враги были повержены.

Религия существенно повлияла на легенды об оборотнях. В странах, где больше всего получило распространение христианство, оборотень ассоциировался с чёрной магией и сатаной. Считалось, что именно благодаря магическим силам колдуны превращаются в животных. И после крещения Руси власти всячески преследовали колдунов, а обычные люди старались их избегать.

Существует даже особый перечень названий всех известных разновидностей оборотней. Так, ликантроп — это оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик. Волколаком или волкодлаком называют ликантропа в славянской мифологии. Верфольф — оборотень у немцев и англосаксов. Кицунэ — оборотень-лисица в Японии. Аниото — люди-леопарды у народов Африки и Азии. Шелки (селки) — люди-тюлени у кельтов.

Говорят, что существует несколько способов стать оборотнем: посредством магии; в результате проклятия, укуса оборотня или будучи зачатым от него. Кроме того, оборотнем можно стать, съев мозг волка, сделав глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая, накинув волчью шубу и т.д.


При этом в наиболее наукообразных трудах говорится, что обращение происходит в результате заражения крови человека неким зловредным вирусом. Ему даже придумали название WW (Word of wolfs).

Некоторые исследователи также полагают, что оборотни в какой-то мере находятся по соседству с вампирами, о которых мы поговорим чуть позднее. Во всяком случае, считается, что один из способов убить вечно живущего вампира — с помощью укуса оборотня.

Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, ночным зрением, долгой жизнью.

Но убить оборотня все же можно, например, поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесенные оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причиненная зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.

Селки - человек-тюлень в Ирландии


На стене висела отцовская сабля. Схватила ее девушка, взмахнула, и лапа с железными когтями отскочила, а кошка с визгом пропала в темном углу.

Долго не выходила из светлицы своей молодая жена сотника, а на третий день вышла с перевязанною рукой. И поняла бедная панночка, что мачеха ее ведьма-оборотень и что она ей перерубила руку.

Кроме того, как полагают, убить оборотня можно, как и другую нечисть, серебряной пулей или серебряным холодным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека.

Но самый верный способ — убить того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращенные им люди снова становятся нормальными.


Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами. Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.

То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело — наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях — закономерен. На нее влияет множество факторов, среди которых генетические отклонения, продукты и способы питания, климат.

В этой связи Ли Иллис замечает, что не случайно в западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а например Цейлон вообще не знаком с подобной бедой.

Открытие Ли Иллиса, безусловно, сенсационно. Однако и оно не дает ответа на ряд вопросов, главный из которых такой: каким образом оборотень вновь приобретает человеческий облик, причем иногда очень быстро?

Читайте также: