Латинская америка на пути к модернизации кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ключевая идея: процессы модернизации в странах Африки, Азии и Латинской Америки сталкиваются со значительными трудностями.

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история ХІХ — начало ХХІ в. 11 класс
Книга: § 30 Модернизационные процессы в странах Азии, Африки и Латинской Америки
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 5 Март 2022, 03:30

Оглавление

1. Суть теории модернизации

В 50-х гг. ХХ в. учеными-обществоведами была создана теория модернизации для объяснения исторического прошлого и современности. Согласно этой теории, модернизация рассматривается как процесс обновления всех сфер жизни того или иного общества. Она выражается прежде всего в переходе от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. Первыми на этот путь стали страны Запада. Поэтому его называют примером первичной модернизации, то есть модернизации не заимствованной, а происходившей благодаря внутренним факторам. Вторичная, или догоняющая модернизация происходила как ответ на вызов со стороны более развитых, западных стран.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки являются примером догоняющей модернизации. Элементы этого типа модернизации, как, например, европейские культурные и научно-технические достижения, начали внедряться еще в период колониального существования. После обретения независимости этот процесс заметно углубился и приобрел масштабный характер. При этом догоняющая модернизации в развивающихся странах делала ставку на индустриализацию, с помощью которой, как считалось, экономически отсталая страна может достичь уровня высокоразвитых стран.

2. Япония, Китай, Индия


Эти три крупнейшие страны мира олицетворяют собой различные модели, или варианты модернизации. Модернизационные процессы в этих странах начались еще в XIX в.

Япония представляет собой один из наиболее успешных примеров модернизации. Свой путь развития она выбрала после революции Мэйдзи и довольно последовательно шла по нему. Модернизация происходила на базе заимствований у Запада, но при сохранении национальных традиций и культуры.

Китай входит в особую группу восточноазиатских стран. К ней относятся также Корея и Вьетнам. Все три страны прошли через революции, гражданские войны и политический раскол. Причем разделились из-за главного вопроса: по какому пути проводить модернизацию — социалистическому или капиталистическому.


В конце 1970-х гг., после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайшего окружения, ситуация в Китае изменилась. Стало ясно, что сталинско-маоистская модель развития не работает. Новое китайское руководство во главе с Дэн Сяопином с начала 1980-х гг. стало на путь рыночных реформ, сознательно копируя опыт Тайваня и Южной Кореи. Народные коммуны были распущены, крестьянские семьи получили возможность вести собственное сельскохозяйственное производство. После аграрной реформы началась приватизация китайской экономики. Было разрешено создание частных предприятий, постепенно происходил переход к свободному рыночному ценообразованию Положительные результаты реформ не замедлили сказаться. Экономика Китая стала одной из крупнейших и ведущих в мире.


Таким образом, важнейшей особенностью китайской модели модернизации является то, что рыночную фактически капиталистическую экономику строят под руководством правящей коммунистической партии. При этом в стране сохраняется достаточно высокий уровень имущественного неравенства.

Индия исторически представляет колониальный тип модернизации. Процесс европеизации, а затем и модернизации страны начался сразу после ее завоевания англичанами.

В период британского правления в Индию пришло то, что мы называем современным прогрессом — новые идеи, технологии, европейское образование. Впервые частная собственность на землю была введена в Бенгальской провинции. Многие новые заминдары (землевладельцы) стали банкирами и лидерами индуистского возрождения. Революционным фактором изменений было широкое распространение английского языка, который открыл двери для западного образования, науки и литературы. В XIX в. дыхание промышленной революции коснулось и Индии. Появились почта и телеграф, текстильная промышленность и железные дороги.

После достижения независимости Индия проделала большой путь от когда-то крупнейшей колонии до крупнейшей демократии мира. В начале 1990-х гг. она вступила в эпоху глубоких реформ, приватизации, освобождения промышленности от контроля со стороны государства. При этом индийское руководство не отказывалось от прошлого. Преобразования развивали то лучшее, что было достигнуто раньше. Регулирующая роль государства сохранялась и в экономической, и в социальной жизни. В XXI в. Индия превратилась в аграрно-индустриальную страну с развитой промышленностью. Приоритетными отраслями промышленного производства стали автомобилестроение, станкостроение, черная металлургия и нефтехимия, электроника и информационные технологии. Экономика Индии в 2014 г. по объему ВВП вышла на третье место в мире после Китая и США.

Таким образом, главной особенностью современного развития Индии является органичное сосуществование индустриального и традиционного секторов экономики. Для страны характерно национальное, религиозное и языковое многообразие. Большая часть бедного и крайне бедного населения принадлежит к низшим кастам.

3. Новые индустриальные страны (НИС)

Новыми индустриальными странами (НИС) принято называть группу развивающихся стран, которые за короткий срок совершили качественный переход от отсталой экономики к высокоразвитой, достигли впечатляющих социально-экономических показателей.


Южная Корея и Тайвань составляют группу стран Восточной Азии, которые изначально пошли по капиталистическому пути. По меркам развитого мира это были очень бедные на момент провозглашения независимости. У них практически не было природных ресурсов, основное население составляли крестьяне. Неплохо обстояли дела лишь с начальным образованием, однако специалистов с высшим образованием катастрофически не хватало.


В этих условиях авторитарные режимы, стоявшие у власти, сделали ставку на единственный имевшийся ресурс — дешевую и качественную рабочую силу. Сырье и технологии ввозили из-за границы. Готовая продукция шла на экспорт. Ориентированная на экспорт продукция стала основой экономического рывка на Тайване и в Южной Корее. Сначала ставка была сделана на легкую промышленность, где можно было использовать неквалифицированную рабочую силу. Значительную роль сыграла американская поддержка. В условиях холодной войны для США была очень важна стабильность восточноазиатского региона. Со временем, по мере накопления капитала и опыта, в Южной Корее возникло мощнейшее автомобилестроение и судостроение.

4. Модернизация стран Латинской Америки и Африки

Модернизация стран Латинской Америки и Африки дает особенно яркое представление о сложности, противоречивости и неоднозначности этого процесса.

Особое место во всемирно-историческом процессе второй половины ХХ — начала XXI в. занимают страны Латинской Америки. Решающий вклад СССР в победу сил антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне привел к значительному росту популярности коммунистической идеологии в латиноамериканских странах. В результате вплоть до конца 1980-х годов в странах региона революционный коммунистический проект развития сохранял свою актуальность наряду с консервативным и реформистским проектами.

В некоторых странах революционные силы одержали победу (Куба, Никарагуа), в других возобладали консервативные или правоавторитарные режимы (Чили, Аргентина, Бразилия). В ряде стран революционное движение в той или иной степени продолжается и поныне (Мексика, Перу).

Страны Африки демонстрируют наименее удачный вариант развития. Особенно страны Тропической Африки. Этот регион насчитывает 48 государств, которые в своем большинстве оказались фактически неспособными к заимствованиям.


Условия модернизации в странах Тропической Африки были крайне неблагоприятными. Регион ограничен природными ресурсами. Почти все крупнейшие месторождения (золото, алмазы, платина и т.д.) расположены на территории ЮАР. Производительные силы во многих странах находились на уровне докапиталистических отношений, сохранялась родоплеменная структура общества. Трудовые ресурсы довольно значительные, но слишком молоды и не имели даже элементарной квалификации. Внутриполитическая обстановка отличалась крайней нестабильностью, этническим и религиозными конфликтами и даже гражданскими войнами.

Тем не менее в 1960 — 1970-е гг. африканские страны Тропической Африки довольно активно начали проводить модернизацию, основное содержание которой составляла индустриализация. При этом использовались противоречия между двумя супердержавами — США и СССР, которые вели острую борьбу на мировой арене за сферы влияния. Ряд стран Тропической Африки, получив помощь от Советского Союза, стали на путь социалистической ориентации (Гана, Гвинея, Мали, Сомали, Танзания, Ангола, Мозамбик, Бенин, Конго, Эфиопия). Однако ни капиталистический, ни социалистический варианты модернизации в конечном счете не привели к ожидаемым результатам. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 странах Африки к югу от Сахары.

К настоящему времени в странах Тропической Африки сложилась еще более неудовлетворительная ситуация. Большинство стран региона относится к наименее развитым, самым бедным странам мира по уровню социально-экономического развития. По-прежнему в них сохраняет живучесть племенная структура и племенные пережитки. В Тропической Африке проживают свыше 3000 различных племен, каждое из них говорит на своем языке. Жители региона до сих пор ощущают свою принадлежность в первую очередь к тому или иному племени, а не к государству. Народность банту, например, проживает на территории 7 государств. Племенное сознание — извечный источник сепаратизма и религиозных конфликтов, которые являются серьезным препятствием на пути поступательного развития.

Вопросы


1. Объясните суть теории модернизации. Почему страны Азии, Африки и Латинской Америки относят к странам догоняющей модернизации?

2. Какова роль государства в развитии модернизационных процессов в странах Азии, Африки и Латинской Америки?

3. Проведите сравнительный анализ моделей модернизации в Японии, Китае и Индии.

4. Какие страны называют «новыми индустриальными странами? Какими общими чертами они характеризуются?

5. Представьте пример успешной модернизации на примере одной из стран НИС.

6. Объясните, почему Япония, практически не имеющая природных ресурсов, сумела стать одной из самых развитых экономик мира, в то время как Венесуэла, крупный производитель и экспортер нефти, не может в течение длительного времени обеспечить устойчивый рост своей экономики.

7. С какими проблемами в процессе модернизации сталкиваются страны Африки и Латинской Америки?

Основные тенденции развития во второй половине XX века

Для стран Латинской Америки во второй половине XX века характерны те же самые тенденции развития. Которые определяли историю всего мирового сообщества.

К ним можно отнести:

При общем развитии стран Латинской Америки с мировым развитием внутри этих государств сохранялись патриархальные черты давно ушедших эпох.

Латинская Америка – это объединяющее название для государств, расположённых южнее США. Эти страны когда-то являлись колониями Испании и Португалии, чьи языки произошли от латинского. Ещё одно их название – Иберо-Америка.

В 1950-1990-е годы страны Латинской Америки осуществляли различные попытки вырваться из вечной отсталости и преодолеть зависимость. Эти попытки можно отнести к категории политических и социальных экспериментов.

Пути модернизации государств Латинской Америки

В годы второй мировой войны военные действия на территории латиноамериканских государств не проводились. Эти ужасные, особенно для европейских стран, годы Латинская Америка использовала с выгодой для себя. Регион превратился в главный источник сырья для воюющей Европы. Поставки сырья подняли экономику и способствовали общему развитию латиноамериканских государств

История всех государств Латинской Америки в послевоенный период можно разделить на несколько групп, для которых характерны общие черты в проведении модернизации. Один из путей предполагает создание союза национально-патриотических сил для достижения более высокого уровня развития. Популистская политика, направленная на получение социальной поддержки населения, приводила к власти популистских лидеров. Они проводили модернизацию за счёт мобилизации всех внутренних резервов и формировали импортозамещающую промышленность. На такой путь развитии встали Аргентина и Бразилия.

Готовые работы на аналогичную тему

Бразилия и Чили пошли по иному пути: они решились на установление военных диктатур. Диктаторы привлекали иностранные инвестиции для осуществления модернизации, использовали новейшие технологии.

В Никарагуа и Кубе при проведении модернизации власти опирались на помощь Советского Союза. Соответственно, в этих странах к власти пришли левые силы. Они установили жёсткий контроль над всеми сферами жизни общества, строили плановую экономику и проводили преобразования по образцу СССР.

Но в массе своей государства Латинской Америки избрали демократический путь развития. Они проводили модернизацию постепенно, осуществляли гарантированную социальную политику. Демократические режимы формировали экономику, ориентированную на экспорт.

Особенности развития латиноамериканских стран

Для латиноамериканских стран характерно установление военных диктатур (хунт). Например, для Аргентины установление хунты проявилось в виде перонизма. Правительство Перона проводило реформы через создание обширного государственного сектора в экономике. Для этого были национализированы предприятия, владельцами которых были иностранцы. Перрон пользовался поддержкой широких слоёв населения. Причиной массовой поддержки явилось принятие трудового законодательства, что улучшило положение трудящихся.

Важное место в истории стран Латинской Америки занимает революция на Кубе. Выступление революционеров под руководством Фиделя Кастро завершилось в 1959 году свержением режима Батисты. К власти пришли коммунисты, которые занялись строительством социализма.

Политика хунт к концу XX века заставила общество признать их непригодность для демократического пути развития. В 1980-1990-е годы происходит свержение военных режимов в Бразилии, Уругвае, Парагвае и Чили.

Латинская Америка на пути экономической модернизации

Ответственный редактор Л.Н. Симонова

М.: ИЛА РАН, 2013. - 256 с.

Авторский коллектив: Холодков Н.Н., Бобровников А.В., Симонова Л.Н., Лавут А.А., Николаева Л.Б., Железнова О.В.
Статистическое приложение:

Семенов В.Л., Симонова Л.Н., Разумовский Д.В.

В коллективной монографии исследуются процессы экономической модернизации в Латинской Америке, включая макроэкономические, структурные, технологические и институциональные изменения, произошедшие в регионе за последние два десятилетия. В работе представлен анализ основных направлений модернизационной политики Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу и Чили, обладающих разными экономическими и научно-техническими потенциалами.

Основной акцент при анализе направлений модернизационной практики латиноамериканских государств сделан на инновационной составляющей, которая является одним из определяющих элементов в стратегии повышения конкурентоспособности и ускорения социально-экономического развития ведущих стран региона. В работе отражены результаты реформ институционального характера, направленных на укрепление национальной инновационной системы и повышение эффективности научных исследований и разработок.

Особое внимание уделено выявлению проблем и противоречий, с которыми сталкиваются страны Латинской Америки на пути построения инновационной экономики.


Глава 1. Этапы экономической модернизации в странах Латинской Америки


Глава 2. Аргентина. В поисках экономической стабильности

2.1. Свет и тени модернизационной политики
2.2. Разворот в сторону экономики знаний
2.3. Уровень и тенденции развития инновационной экономики


Глава 3. Инновационные аспекты макроэкономической стратегии Бразилии

3.1. Бразильский проект экономической модернизации
3.2. Экономические реформы 2003-2010 годов
3.3. Успехи и трудности промышленного и научно-технического развития
3.4. Новые приоритеты модернизационной политики


Глава 4. Мексика. Ассоциативная модель модернизации

4.1. Макроэкономическая политика в условиях либерализации
4.2. Особенности инновационной траектории модернизации
4.3. Императивы формирования национальной инновационной системы


Глава 5. Колумбия. Рывок в информационную экономику?

5.1. Становление политики конкурентоспособности как основы модернизации
5.2. Стратегия научно-технического развития
5.3. Достижения и перспективы трансформации экономики


Глава 7. Чили. Экспорториентированная модель развития

7.1. Приоритеты модернизационной стратегии
7.2. Инновации в системе государственной политики
7.3. Потенциал и пределы экспорториентированной модели

Заключение
Статистическое приложение
Список принятых сокращений

В подавляющем большинстве латиноамерикан­ских стран процесс индустриализации иниции­ровался сверху, государством, и проводился через государственные и иностранные монопо­лии. В итоге получалась не гомогенная соци­альная структура, а причудливый комплекс не связанных экономически друг с другом секто­ров, каждый из которых самостоятельно выхо­дил на внешний рынок. В сельской местности наряду с мощными иностранными монополия­ми сохранялся влиятельный традиционный сек­тор, представленный помещичьими латифунди­ями и полунатуральными крестьянскими хозяй­ствами. При покровительстве государства в ряде стран действовали влиятельные коопера­тивы, которые, однако, также проявляли черты

госмонополии, как, например, в случае с мекси­канскими крестьянскими эхидо или пероновски-ми кооперативами. Здесь не оставалось просто­ра для свободного фермерства и процветали кабальные формы найма рабочей силы. На каж­дого члена кооператива приходилось несколь­ко наемных работников.

Простор для частной инициативы открывался в принципе только в так называемом неформаль-


Рассмотрим более конкретно некоторые факторы, которые могут ускорить либо замедлить преобразовательные процессы в отстающей стране.

Революция сверху предполагает, что инициатором реформ должно вы­ступать само государство, которое почувствовало потребность общества в обновлении. Только при широкой поддержке реформ обеспечен их успех. Но именно этого чаще всего и не происходит. Во-первых, государство — это не абстрактная конструкция, витающая в безвоздушном эфире, а вполне конкретная совокупность живых людей, начиная с президента, его аппа­рата, правительства с огромным штатом и парламента, за которым стоят (или он только делает вид, что стоят) широкие массы. Даже в этом треу­гольнике никогда заранее нельзя сказать, какой будет расстановка полити­ческих сил, интересов и социальных весов, кто сейчас сильнее и способен продавить законопроект, чьи интересы отражает правительство, кого под­держивает президент и т.п.

В любом случае речь идет не об одном человеке и не о малой группе лю­дей, а о политической и экономической элите общества, которая в такой крупной и исконно бюрократизированной стране, как Россия, является до­статочно многочисленной. Выразимся точнее, элита в нашем обществе об­ладает всеми признаками большой социальной группы, а это непосредствен­ный предмет исследования социолога.

Будучи большой группой, элита автоматически является а) разнородной (векторы интересов направлены в разные стороны, противонаправлены либо

хлопок, медная или оловянная руда, нефть, мясо и кожи). Индустриализация привела к тому, что это сырье перерабатывалось или обрабатыва­лось на месте и вывозилось уже в виде полуфаб­риката, а позднее даже в виде готовых изделий. Появились собственная сборка автомашин, су­достроение, станкостроение, электроника, хи­мическое и фармацевтическое производство, нефтехимия и т.д. Но монополистический харак­тер производства сохранялся. В госсекторе об­разовался при этом довольно значительный средний слой, но не из числа предпринимате­лей, а за счет управленческого персонала, чи­новничества.




частично перекрещиваются), б) неуправляемой. Стало быть, сколотить ко­манду сторонников реформ даже очень талантливому президенту крайне не­просто. Для того чтобы элита воспринимала модернизационные устремле­ния, она должна видеть, какую выгоду от реформ она получит. Разнонаправ-ленность векторов и их частичное пересечение предполагают, что разные отряды элиты будут искать совершенно разные выгоды. А это означает, что реформы пойдут в разном направлении, а часть преобразований будет гасить­ся, тормозиться, разворачиваться вспять. Как минимум общество теряет на этом скорость и часть сторонников.

Итак, первые и весьма нешуточные барьеры на пути модернизации мы встречаем там, где не ожидали, а именно наверху. Хотя только такое и воз­можно в отсталых странах.

Однако кроме элиты, которую можно именовать в расширительном смыс­ле высшим классом, существуют еше два — средний и низший классы. А уж


их-то интересы совершенно несовме­стимы с интересами и выгодами выс­шего класса. О среднем классе можно выразиться и помягче: частично его мотивация все же совпадает с мотива­цией элиты. К примеру, любой пред­ ставитель элиты, приобретающий сколько-нибудь значительный вес, стремится к монополии в своей отрасли и максимальной близости к рыча­гам политического управления. Олигарх по своей природе монополист, но именно монополизм — злейший враг среднего класса. В борьбе с мафией, коррупцией и олигархией, т.е. по существу с высшим классом, средние слои заинтересованы ничуть не меньше, чем низшие.

В результате векторы интересов у среднего и низшего классов не совпа­дают. Оба они выступают против высшего класса, но вместе с тем и друг против друга. Для низшего класса защитники существующего строя автома­тически превращаются во врагов. Если учесть, что после 1992 г. в нашем

обществе до 80% населения оказались за чертой бедности или в опасной бли­зости от нее, то сторонников у грабительских (по оценкам неудачников мо­дернизации) реформ не так уж и много. По мере их успеха число защитни­ков должно увеличиваться. Так оно и есть. Процент сочувствующих эконо­мическим реформам, поданным социологических исследований, за период с 1992 по 2002 г. изменялся примерно в следующем порядке (цифры округ­лены): с 40 до 20, 30, 20, 50 и 60% 26 . Приведенные цифры показывает, что потенциал модернизации в нашей стране неустойчив, он меняется в зависи­мости от достигнутых в данном году успехов, мероприятий правительства и динамики ожиданий. Взметнувшаяся ввысь кривая в завершающей части объясняется приходом к власти президента Путина, сильной и властной политикой, а также общей стабилизацией обстановки в стране. От прежнего президента многого ожидали, но быстро разочаровались, серьезно ему не доверяли. Повышение рейтинга Путина и рост числа сторонников модерни­зации вызваны не столько впечатляющими экономическими завоеваниями или борьбой с коррупцией, сколько естественной для людей надеждой на лучшее, повод для которой они получили при более твердой власти. Образ­но говоря, люди устали разочаровываться. Небольшая стабилизация, поли­тическое признание России, некоторое оздоровление криминальной обста­новки оказались достаточными для эмоционального подъема. Это пока еще неустойчивый сдвиг, который в любой момент может смениться разочаро­ванием. Тем не менее ряд признаков — рост конкурса в вузы, улучшение материального положения населения, приток инвестиций — служат весьма надежными свидетельствами того, что в обществе происходят фундаменталь­ные подвижки к лучшему.

Подведем итоги и постараемся выразить суть сказанного в графической форме (рис. 16).

Поэтапный процесс модернизации в двух словах обозначает вот что. До тех пор, пока элита не удовлетворит свои аппетиты и не получит всех выгод от модернизации, она, во-первых, не станет ее активным защитником, во-вторых, не даст поживиться тем классам, которые стоят ниже по социаль­ной лестнице.

Парадокс отстающей страны заключается в следующем. При крайне неболь­шом национальном богатстве, чтобы насытить высший класс, надо почти до­чиста опустошить казну и догола раздеть большинство населения. Но чем боль­ше опустошают первую и раздевают второе, тем меньше стимулов у людей трудиться производительно, т.е. наращивать богатство, восполняя недостачу, и тем меньше сторонников будет у модернизации. Скромного обогащения немногочисленных представителей высшего класса в российских условиях не получилось. Богатыми желают быть очень многие, а потому элита расширя­ется. Бедная страна крайне болезненно переживает появление очень богатых, считая такой процесс обременительным для себя и безнравственным.

26 Оценки рассчитаны нами по совокупности всех, часто противоречащих друг другу или не стыкую­щихся между собой эмпирических данных, полученных самыми разными исследовательскими груп­пами и опубликованных в бумажных и электронных СМИ. Разумеется, такой гладкой кривой с круглыми цифрами в реальности нет. как нет и единства мнений среди ученых. Мы лишь стреми­лись количественно выразить обшую тенденцию, которая прослеживалась в целом по всему массиву публикаций.


Рис. 16. Поэтапный характер модернизационных реформ

думается замкнутый круг: реформы будут реальными, лишь когда их поддер­жит основная масса населения, а она не делает этого потому, что реформы не принесли ей никаких улучшений. Это историческая ловушка, в которую по­падают все страны, серьезно задержавшиеся в эволюционном восхождении.

В подавляющем большинстве латиноамерикан­ских стран процесс индустриализации иниции­ровался сверху, государством, и проводился через государственные и иностранные монопо­лии. В итоге получалась не гомогенная соци­альная структура, а причудливый комплекс не связанных экономически друг с другом секто­ров, каждый из которых самостоятельно выхо­дил на внешний рынок. В сельской местности наряду с мощными иностранными монополия­ми сохранялся влиятельный традиционный сек­тор, представленный помещичьими латифунди­ями и полунатуральными крестьянскими хозяй­ствами. При покровительстве государства в ряде стран действовали влиятельные коопера­тивы, которые, однако, также проявляли черты

госмонополии, как, например, в случае с мекси­канскими крестьянскими эхидо или пероновски-ми кооперативами. Здесь не оставалось просто­ра для свободного фермерства и процветали кабальные формы найма рабочей силы. На каж­дого члена кооператива приходилось несколь­ко наемных работников.

Простор для частной инициативы открывался в принципе только в так называемом неформаль-


Рассмотрим более конкретно некоторые факторы, которые могут ускорить либо замедлить преобразовательные процессы в отстающей стране.

Революция сверху предполагает, что инициатором реформ должно вы­ступать само государство, которое почувствовало потребность общества в обновлении. Только при широкой поддержке реформ обеспечен их успех. Но именно этого чаще всего и не происходит. Во-первых, государство — это не абстрактная конструкция, витающая в безвоздушном эфире, а вполне конкретная совокупность живых людей, начиная с президента, его аппа­рата, правительства с огромным штатом и парламента, за которым стоят (или он только делает вид, что стоят) широкие массы. Даже в этом треу­гольнике никогда заранее нельзя сказать, какой будет расстановка полити­ческих сил, интересов и социальных весов, кто сейчас сильнее и способен продавить законопроект, чьи интересы отражает правительство, кого под­держивает президент и т.п.

В любом случае речь идет не об одном человеке и не о малой группе лю­дей, а о политической и экономической элите общества, которая в такой крупной и исконно бюрократизированной стране, как Россия, является до­статочно многочисленной. Выразимся точнее, элита в нашем обществе об­ладает всеми признаками большой социальной группы, а это непосредствен­ный предмет исследования социолога.

Будучи большой группой, элита автоматически является а) разнородной (векторы интересов направлены в разные стороны, противонаправлены либо

хлопок, медная или оловянная руда, нефть, мясо и кожи). Индустриализация привела к тому, что это сырье перерабатывалось или обрабатыва­лось на месте и вывозилось уже в виде полуфаб­риката, а позднее даже в виде готовых изделий. Появились собственная сборка автомашин, су­достроение, станкостроение, электроника, хи­мическое и фармацевтическое производство, нефтехимия и т.д. Но монополистический харак­тер производства сохранялся. В госсекторе об­разовался при этом довольно значительный средний слой, но не из числа предпринимате­лей, а за счет управленческого персонала, чи­новничества.

частично перекрещиваются), б) неуправляемой. Стало быть, сколотить ко­манду сторонников реформ даже очень талантливому президенту крайне не­просто. Для того чтобы элита воспринимала модернизационные устремле­ния, она должна видеть, какую выгоду от реформ она получит. Разнонаправ-ленность векторов и их частичное пересечение предполагают, что разные отряды элиты будут искать совершенно разные выгоды. А это означает, что реформы пойдут в разном направлении, а часть преобразований будет гасить­ся, тормозиться, разворачиваться вспять. Как минимум общество теряет на этом скорость и часть сторонников.

Итак, первые и весьма нешуточные барьеры на пути модернизации мы встречаем там, где не ожидали, а именно наверху. Хотя только такое и воз­можно в отсталых странах.

Однако кроме элиты, которую можно именовать в расширительном смыс­ле высшим классом, существуют еше два — средний и низший классы. А уж


их-то интересы совершенно несовме­стимы с интересами и выгодами выс­шего класса. О среднем классе можно выразиться и помягче: частично его мотивация все же совпадает с мотива­цией элиты. К примеру, любой пред­ ставитель элиты, приобретающий сколько-нибудь значительный вес, стремится к монополии в своей отрасли и максимальной близости к рыча­гам политического управления. Олигарх по своей природе монополист, но именно монополизм — злейший враг среднего класса. В борьбе с мафией, коррупцией и олигархией, т.е. по существу с высшим классом, средние слои заинтересованы ничуть не меньше, чем низшие.

В результате векторы интересов у среднего и низшего классов не совпа­дают. Оба они выступают против высшего класса, но вместе с тем и друг против друга. Для низшего класса защитники существующего строя автома­тически превращаются во врагов. Если учесть, что после 1992 г. в нашем

обществе до 80% населения оказались за чертой бедности или в опасной бли­зости от нее, то сторонников у грабительских (по оценкам неудачников мо­дернизации) реформ не так уж и много. По мере их успеха число защитни­ков должно увеличиваться. Так оно и есть. Процент сочувствующих эконо­мическим реформам, поданным социологических исследований, за период с 1992 по 2002 г. изменялся примерно в следующем порядке (цифры округ­лены): с 40 до 20, 30, 20, 50 и 60% 26 . Приведенные цифры показывает, что потенциал модернизации в нашей стране неустойчив, он меняется в зависи­мости от достигнутых в данном году успехов, мероприятий правительства и динамики ожиданий. Взметнувшаяся ввысь кривая в завершающей части объясняется приходом к власти президента Путина, сильной и властной политикой, а также общей стабилизацией обстановки в стране. От прежнего президента многого ожидали, но быстро разочаровались, серьезно ему не доверяли. Повышение рейтинга Путина и рост числа сторонников модерни­зации вызваны не столько впечатляющими экономическими завоеваниями или борьбой с коррупцией, сколько естественной для людей надеждой на лучшее, повод для которой они получили при более твердой власти. Образ­но говоря, люди устали разочаровываться. Небольшая стабилизация, поли­тическое признание России, некоторое оздоровление криминальной обста­новки оказались достаточными для эмоционального подъема. Это пока еще неустойчивый сдвиг, который в любой момент может смениться разочаро­ванием. Тем не менее ряд признаков — рост конкурса в вузы, улучшение материального положения населения, приток инвестиций — служат весьма надежными свидетельствами того, что в обществе происходят фундаменталь­ные подвижки к лучшему.

Подведем итоги и постараемся выразить суть сказанного в графической форме (рис. 16).

Поэтапный процесс модернизации в двух словах обозначает вот что. До тех пор, пока элита не удовлетворит свои аппетиты и не получит всех выгод от модернизации, она, во-первых, не станет ее активным защитником, во-вторых, не даст поживиться тем классам, которые стоят ниже по социаль­ной лестнице.

Парадокс отстающей страны заключается в следующем. При крайне неболь­шом национальном богатстве, чтобы насытить высший класс, надо почти до­чиста опустошить казну и догола раздеть большинство населения. Но чем боль­ше опустошают первую и раздевают второе, тем меньше стимулов у людей трудиться производительно, т.е. наращивать богатство, восполняя недостачу, и тем меньше сторонников будет у модернизации. Скромного обогащения немногочисленных представителей высшего класса в российских условиях не получилось. Богатыми желают быть очень многие, а потому элита расширя­ется. Бедная страна крайне болезненно переживает появление очень богатых, считая такой процесс обременительным для себя и безнравственным.

26 Оценки рассчитаны нами по совокупности всех, часто противоречащих друг другу или не стыкую­щихся между собой эмпирических данных, полученных самыми разными исследовательскими груп­пами и опубликованных в бумажных и электронных СМИ. Разумеется, такой гладкой кривой с круглыми цифрами в реальности нет. как нет и единства мнений среди ученых. Мы лишь стреми­лись количественно выразить обшую тенденцию, которая прослеживалась в целом по всему массиву публикаций.


Рис. 16. Поэтапный характер модернизационных реформ

думается замкнутый круг: реформы будут реальными, лишь когда их поддер­жит основная масса населения, а она не делает этого потому, что реформы не принесли ей никаких улучшений. Это историческая ловушка, в которую по­падают все страны, серьезно задержавшиеся в эволюционном восхождении.

Читайте также: