Кувейтский кризис 1990 1991 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Конфликт известен невиданным в истории размахом применения авиаударов, и, по мнению многих специалистов, знаменовал новую эпоху в военном искусстве. Один из наиболее известных военных конфликтов второй половины XX века.

Содержание

Предпосылки

Ирак оккупировал Кувейт в августе 1990 года, снова, как в 60-е годы, предъявив претензии на право управлять эмиратом, каковой в иракской традиции считается бывшей частью Османской империи, обвинив южного соседа в воровстве нефти из приграничных месторождений, а также — и эта версия жива среди иракцев до сих пор — в участии в неком международном противоиракском заговоре.

До вторжения

Оккупация Кувейта

Вторжение

Ночью 2 августа 1990 года четыре регулярные дивизии иракской армии вторглись в Кувейт. Ввиду полного военного превосходства противника наземные подразделения вооружённых сил Кувейта вели сдерживающие бои, в то же время отступая на территорию Саудовской Аравии. Основная часть авиации ВВС Кувейта успела перебазироваться на саудовские аэродромы. К исходу дня Эль-Кувейт находился под контролем иракских сил.

Успех операции по оккупации Кувейта был предопределён значительным количественным и качественным перевесом войск вторжения над национальной кувейтской армией. Тем не менее, Ирак потерпел серьёзную неудачу, сказавшуюся на дальнейшем развитии кувейтского кризиса: иракскому спецназу не удалось захватить кувейтского эмира Ас-Сабаха. Попытка вертолётного десанта в Эль-Кувейте с целью захвата эмира натолкнулась на противодействие ПВО страны, при этом силы спецназа понесли значительные потери. Ас-Сабах успел эвакуироваться в Саудовскую Аравию, однако его брат погиб при штурме дворцового комплекса.

Реакция мировой общественности

Совет Безопасности ООН продолжал регулярно возвращаться к кувейтскому кризису и принимать резолюции (в общей сложности к концу года таковых было вынесено 12). На Ирак был наложен ряд санкций, введена морская блокада. В ответ на это в Ираке были задержаны граждане тех стран, которые приняли участие в санкциях. Эти люди оказались фактически на положении заложников и использовались Ираком для политического манипулирования. Лишь в декабре проблема иностранных граждан в Ираке была окончательно решена.

Международные правозащитные организации отмечали, что многие кувейтские мужчины подвергались пыткам, а женщины изнасилованиям.

Многонациональные силы


В различных источниках указывается разная численность воинских группировок стран МНС и предоставленной ими техники и снаряжения. Ниже приведены обобщённые данные. Данные по странам, внёсшим небольшой вклад в МНС, взяты в основном из этого компилятивного источника (pdf-файл).

Потери сторон

Потери МНС

Данные по потерям международной коалиции носят разрозненный характер. Наиболее полные данные существуют по потерям США. В приведённый ниже список не включены некоторые потери других стран-участниц МНС, понесённые до начала боевых действий и после их окончания.

Потери Ирака


Существуют разные оценки потерь Ирака в войне 1991 года. Сразу после завершения боевых действий в западных СМИ сообщалось, что число погибших иракцев может достигать 100 тыс. человек. Некоторые авторы придерживаются ещё более высоких цифр — до 200 тыс. погибших [13] .

Согласно официальным данным иракского правительства, опубликованным после войны, жертвами воздушных налётов в 1991 году стали 2278 мирных жителей [14] . Потери иракской армии официально не сообщались. По оценке исследователя Карла Конетты, в результате воздушных бомбардировок и наземных боевых действий иракские вооружённые силы потеряли около 20 тыс. человек убитыми [14] . В Кувейте в период с начала оккупации до начала военной активности МНС погибло около 200 иракских солдат, из них 126 в результате гибели военно-транспортного самолета, сбитого членами кувейтского подполья [15]

  • Авиация. Уничтожено 104 самолёта (из них 36 в воздушных боях) и 19 вертолётов (из них 5 в воздушных боях). Кроме того, 137 самолётов перелетели в Иран[17] .
  • Бронетехника. Уничтожено, выведено из строя, захвачено 3700 танков, 2400 других единиц бронетехники. [18]
  • Артиллерия. Уничтожено, выведено из строя, захвачено 2600 стволов артиллерии.
  • Корабли. Уничтожено 19 кораблей ВМС Ирака.

В общей сложности уничтожено или утратило боеспособность 42 дивизии вооружённых сил Ирака. Силы США захватили в плен 71 204 иракских военнослужащих (информация о количестве пленных у войск других стран коалиции отсутствует).

Израиль

Формально не участвовавший в боевых действиях Израиль пострадал от военной активности иракской армии, конкретно запуска ракет по своей территории; его потери составили 4 убитых и 300 раненых. [19]

Первая, активная фаза иракского кризиса пришлась на 1990-1991 гг. Именно тогда в районе Персидского залива разразился так называемый Кувейтский кризис. В ночь с 1 на 2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска в ко­личестве более 100 тыс. человек на территорию Кувейта, и в те­чение дня иракские войска оккупировали весь Кувейт. Вскоре (8 августа 1990 г.) президент Ирака С. Хусейн объявил об аннек­сии Кувейта, а затем (28 августа 1990 г.) провозгласил его в ка­честве 19-й провинции Ирака. В свою очередь, эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед ас-Сабах и пра­вительство Кувейта покинули страну и вскоре оказались в со­седней с Кувейтом Саудовской Аравии.

Наряду с этим были приняты и другие практические меры для введения санкций против Ирака. Так, например, поскольку более 90 % экспортируемой Ираком нефти транспортировалось тогда через нефтепроводы, проходящие по терри­тории Саудов­ской Аравии и Турции, уже на следующий день, 7 августа 1990 г., последние полностью прекратили транспортировку иракской нефти.

Вскоре к международным санкциям подключились все страны Запада, для чего в со­ответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №665 от 25 августа 1990 г. была установлена морская блокада Ирака, участие в которой приняли военно-мор­ские силы США и Великобритании, а также Фран­ции. 25 сентября 1990 г. в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №670 было прекращено и воздушное сооб­щение с Ираком.




Вслед за США агрессию Ирака против Кувейта осудил также СССР, который тогда выступил с совместным с США заявлением по этому поводу. Причем уникальность возникшей ситуации заключалась в том, что СССР, который фактически с самого момента провоз­глашения в Ираке республики в 1958 г. имел с ним доста­точно близкие связи, также осудил действия Ирака: уже 2 авгу­ста 1990 г. президент СССР М.С. Горбачев и министр иностран­ных дел СССР Э.А. Шеварднадзе сделали соответствую­щие за­явле­ния.

США были полностью поддержаны Великобританией и вскоре присое­динившейся к ним Францией, а также Европейским сооб­ществом в целом. Жесткую позицию в отношении действий Ирака заняло Государство Израиль.

Кроме того, критика в адрес Ирака прозвучала и со сто­роны стран Востока: почти все страны-члены Лиги арабских госу­дарств (ЛАГ), страны Северной Африки (Алжир, Марокко и Ту­нис), Иран, Индия и Пакистан, Япония и Китай осудили Ирак и его руководство, а также призвали вывести свои войска из Ку­вейта.

Таким образом, реакция, которая последовала в мире вслед за состоявшимся 2 августа 1990 г. захватом Кувейта Ира­ком, была однозначной: международное сообщество осудило Ирак. И фактически в той или иной мере поддержку Ираку ока­зали только Ор­ганизация освобождения Палестины во главе с Я. Арафатом, Иордания, Йемен и Судан, а также Ливия.

Примечательно, что уже в первые дни возникшего Ку­вейтского кризиса среди некоторых представителей между­народного со­общества и, в первую очередь, США, возобладало мнение, что проблему из­гнания иракских войск с территории Кувейта можно решить только путем военной операции. В этих условиях США приступили к созданию под своей эгидой широкой антииракской коалиции.

Когда же 14 сентября 1990 г. иракские войска посягнули на иммунитет дипломатических и консульских представи­тельств в Кувейте, Совет Безопасности ООН принял еще одну ре­золюцию - №667 от 16 сентября 1990 г.

В результате все это способствовало тому, что мнение о необхо­димости военной операции против Ирака стало преобла­даю­щим. К 10 августа 1990 г. Президент США Дж. Буш провел со­ответствую­щие консультации с руководством стран Запада с целью полу­чить от последних согласие на объединение усилий в борьбе с режи­мом Саддама Хусейна в Ираке. Поэтому на чрезвычайной сессии Совета НАТО, состояв­шейся 10 августа 1990 г. в Брюсселе на уровне министров ин­остранных дел стран-членов НАТО, были одобрены международ­ные санкции против Ирака, а также поддержаны мероприятия США и Великобритании по наращиванию их воо­руженных сил в районе Персидского залива.

Важным этапом на пути создания широкой антииракской коалиции стала чрезвычайная сессия Западноевропейского союза (ЗЕС) на уровне министров иностранных дел и министров обо­роны (Париж, 21 августа 1990 г.). На ней страны, входящие в эту военно-политическую структуру, хотя и выступили за мирное урегулирова­ние Кувейтского кризиса, однако поддержали санкции междуна­родного сообщества против Ирака, а в район Персидского залива отправили свои ВМС.

Силам антииракской коалиции противостояли вооруженные силы Ирака, общая чис­леность которых достигала 790 тыс. солдат и офицеров.

Цель, которую тогда поставили перед собой союзники по антииракской коалиции, заключалась в следующем: прежде всего обеспечить защиту территории Саудовской Аравии от возможного вторжения иракских войск, заставить Ирак вывести свои войска из Кувейта, а затем нанести решительное поражение режиму Саддама Хусейна и стабилизировать обста­новку в районе Персидского залива.

Вместе с тем, не отрицая того, что в отношении Ирака может быть применена сила, представители международного сообщества старались также искать иные пути выхода из Ку­вейтского кризиса 1990-1991 гг.

Больше всего в этом тогда преуспели Франция и СССР, для которых существовала альтернатива войне – дипломатия. Именно с помощью последней они предполагали способство­вать разрешению Кувейтского кризиса 1990-1991 гг., о чем сви­детельствовали их инициативы. Так, например, 24 сентября 1990 г. во время 45 сессии Ге­неральной Ассамблеи ООН президент Франции Ф. Миттеран предложил мирный план, который включал четыре пункта, а именно: во-первых, вывод иракских войск из Кувейта и освобождение заложников, во-вто­рых, вывод из района Персидского залива всех иностран­ных войск, в-третьих, восстановление независи­мости, суверени­тета и территориальной целостности Кувейта и, в-четвертых, органи­зация международной конференции, во время которой были бы решены все существующие проблемы Ближнего и Среднего Востока, в том числе арабо-израильский конфликт. Подобного рода попытка была предпринята Францией и в январе 1991 г.: 14 числа Франция внесла предложение в Совет Безопасности ООН, в котором содержался проект плана по мир­ному выходу из создавшегося положения. Францию тогда под­держал СССР, но США, а также Великобритания отклонили проект Франции. При этом СССР действовал и самостоятельно, не­однократно предлагая свое посредничество, с тем чтобы урегу­лировать возникший конфликт, однако какого-либо положительного результата так и не было достиг­нуто. Усилия СССР в деле нормализации ситуации вокруг Ирака оказались фактиче­ски безуспешными.

Война в Персидском заливе началась в 0 часов по Грин­вичу (3 часа утра по багдадскому времени), когда на Ирак был обрушен первый мощный удар.

Итогом первого этапа войны в Персидском заливе стал нанесенный урон вооруженным силам Ирака, а в целом – значи­тельное ослабление Ирака. Однако нередко все это сопровож­далось жертвами и среди гражданских лиц. Так, например, в ночь с 12 на 13 февраля 1991 г. в резуль­тате бомбардировки Ба­гдада погибли сотни мирных жителей столицы Ирака.

Примечательно, однако, что в условиях начавшейся войны в Пер­сидском заливе руководство Ирака изменило свою тактику: по­сле 17 января 1990 г. акцент был сделан на использование ди­пломатических средств, с тем чтобы прекратить военные дейст­вия. Причем для этого Ирак, фактически впервые после 2 авгу­ста 1990 г., был готов выполнить положения резолюции Совета Безопасности ООН №660 от 2 августа 1990 г., а также всех его последующих резолюций.

В 8.00 28 февраля 1991 г. иракские войска прекратили со­противление по всему фронту. В эти же часы по решению пре­зидента США Дж. Буша были приостановлены боевые действия в районе Персидского залива. Тогда же со стороны США в ультимативной форме были поставлены условия прекращения войны, и в результате прези­дент Ирака С. Хусейн принял эти условия.

Таким образом, благодаря успешным действиям сил анти­иракской коалиции войска Ирака были вытеснены с территории Кувейта, и уже 3 марта 1991 г. между представителями сил ан­тииракской коалиции и войсками Ирака было подписано пере­мирие.

Каковы же были итоги в целом не очень длительной – всего 1,5 месяца – войны в Персидском заливе?

По официальным данным, вооруженные силы Ирака понесли большие потери, как людские (несколько десятков тысяч были убиты, еще больше – ранены), так и материальные: армия Ирака была фактически раз­громлена. Многочисленные жертвы (несколько тысяч человек) имелись и среди гражданских лиц. В финансовом плане Ираку был нанесен ущерб в сотни млрд. долларов, при этом его значи­тельная часть явилась следствием того, что введенные в отно­шении Ирака международные санкции – эмбарго в сфере тор­говли, финансов и на поставку оружия – негативно сказались на развитии экономики Ирака.

Силы антииракской коалиции также имели потери, хотя и не столь существенные, как Ирак: 795 человек были убиты (в том числе: 246 – США, 26 – Велико­британии и 9 – Франции), несколько тысяч ранены. Убитые и раненые имелись и в контингентах войск арабских стран.

С финансовой точки зрения, война в Персидском заливе обошлась США – в 61,1 млрд. долларов, Великобритании – 1,2 млрд. долларов, Франции – 1,2 млрд. долларов. Из араб­ских стран самую значительную сумму затратила Саудовская Аравия – 60 млрд. долларов.

Однако главным итогом войны в Персидском заливе стало то, что иракские вой­ска были из­гнаны с территории Кувейта, хотя достигнута эта цель была вы­сокой ценой.

Первая, активная фаза иракского кризиса пришлась на 1990-1991 гг. Именно тогда в районе Персидского залива разразился так называемый Кувейтский кризис. В ночь с 1 на 2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска в ко­личестве более 100 тыс. человек на территорию Кувейта, и в те­чение дня иракские войска оккупировали весь Кувейт. Вскоре (8 августа 1990 г.) президент Ирака С. Хусейн объявил об аннек­сии Кувейта, а затем (28 августа 1990 г.) провозгласил его в ка­честве 19-й провинции Ирака. В свою очередь, эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед ас-Сабах и пра­вительство Кувейта покинули страну и вскоре оказались в со­седней с Кувейтом Саудовской Аравии.

Наряду с этим были приняты и другие практические меры для введения санкций против Ирака. Так, например, поскольку более 90 % экспортируемой Ираком нефти транспортировалось тогда через нефтепроводы, проходящие по терри­тории Саудов­ской Аравии и Турции, уже на следующий день, 7 августа 1990 г., последние полностью прекратили транспортировку иракской нефти.

Вскоре к международным санкциям подключились все страны Запада, для чего в со­ответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №665 от 25 августа 1990 г. была установлена морская блокада Ирака, участие в которой приняли военно-мор­ские силы США и Великобритании, а также Фран­ции. 25 сентября 1990 г. в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №670 было прекращено и воздушное сооб­щение с Ираком.

Вслед за США агрессию Ирака против Кувейта осудил также СССР, который тогда выступил с совместным с США заявлением по этому поводу. Причем уникальность возникшей ситуации заключалась в том, что СССР, который фактически с самого момента провоз­глашения в Ираке республики в 1958 г. имел с ним доста­точно близкие связи, также осудил действия Ирака: уже 2 авгу­ста 1990 г. президент СССР М.С. Горбачев и министр иностран­ных дел СССР Э.А. Шеварднадзе сделали соответствую­щие за­явле­ния.

США были полностью поддержаны Великобританией и вскоре присое­динившейся к ним Францией, а также Европейским сооб­ществом в целом. Жесткую позицию в отношении действий Ирака заняло Государство Израиль.

Кроме того, критика в адрес Ирака прозвучала и со сто­роны стран Востока: почти все страны-члены Лиги арабских госу­дарств (ЛАГ), страны Северной Африки (Алжир, Марокко и Ту­нис), Иран, Индия и Пакистан, Япония и Китай осудили Ирак и его руководство, а также призвали вывести свои войска из Ку­вейта.

Таким образом, реакция, которая последовала в мире вслед за состоявшимся 2 августа 1990 г. захватом Кувейта Ира­ком, была однозначной: международное сообщество осудило Ирак. И фактически в той или иной мере поддержку Ираку ока­зали только Ор­ганизация освобождения Палестины во главе с Я. Арафатом, Иордания, Йемен и Судан, а также Ливия.

Примечательно, что уже в первые дни возникшего Ку­вейтского кризиса среди некоторых представителей между­народного со­общества и, в первую очередь, США, возобладало мнение, что проблему из­гнания иракских войск с территории Кувейта можно решить только путем военной операции. В этих условиях США приступили к созданию под своей эгидой широкой антииракской коалиции.

Когда же 14 сентября 1990 г. иракские войска посягнули на иммунитет дипломатических и консульских представи­тельств в Кувейте, Совет Безопасности ООН принял еще одну ре­золюцию - №667 от 16 сентября 1990 г.

В результате все это способствовало тому, что мнение о необхо­димости военной операции против Ирака стало преобла­даю­щим. К 10 августа 1990 г. Президент США Дж. Буш провел со­ответствую­щие консультации с руководством стран Запада с целью полу­чить от последних согласие на объединение усилий в борьбе с режи­мом Саддама Хусейна в Ираке. Поэтому на чрезвычайной сессии Совета НАТО, состояв­шейся 10 августа 1990 г. в Брюсселе на уровне министров ин­остранных дел стран-членов НАТО, были одобрены международ­ные санкции против Ирака, а также поддержаны мероприятия США и Великобритании по наращиванию их воо­руженных сил в районе Персидского залива.

Важным этапом на пути создания широкой антииракской коалиции стала чрезвычайная сессия Западноевропейского союза (ЗЕС) на уровне министров иностранных дел и министров обо­роны (Париж, 21 августа 1990 г.). На ней страны, входящие в эту военно-политическую структуру, хотя и выступили за мирное урегулирова­ние Кувейтского кризиса, однако поддержали санкции междуна­родного сообщества против Ирака, а в район Персидского залива отправили свои ВМС.

Силам антииракской коалиции противостояли вооруженные силы Ирака, общая чис­леность которых достигала 790 тыс. солдат и офицеров.

Цель, которую тогда поставили перед собой союзники по антииракской коалиции, заключалась в следующем: прежде всего обеспечить защиту территории Саудовской Аравии от возможного вторжения иракских войск, заставить Ирак вывести свои войска из Кувейта, а затем нанести решительное поражение режиму Саддама Хусейна и стабилизировать обста­новку в районе Персидского залива.

Вместе с тем, не отрицая того, что в отношении Ирака может быть применена сила, представители международного сообщества старались также искать иные пути выхода из Ку­вейтского кризиса 1990-1991 гг.

Больше всего в этом тогда преуспели Франция и СССР, для которых существовала альтернатива войне – дипломатия. Именно с помощью последней они предполагали способство­вать разрешению Кувейтского кризиса 1990-1991 гг., о чем сви­детельствовали их инициативы. Так, например, 24 сентября 1990 г. во время 45 сессии Ге­неральной Ассамблеи ООН президент Франции Ф. Миттеран предложил мирный план, который включал четыре пункта, а именно: во-первых, вывод иракских войск из Кувейта и освобождение заложников, во-вто­рых, вывод из района Персидского залива всех иностран­ных войск, в-третьих, восстановление независи­мости, суверени­тета и территориальной целостности Кувейта и, в-четвертых, органи­зация международной конференции, во время которой были бы решены все существующие проблемы Ближнего и Среднего Востока, в том числе арабо-израильский конфликт. Подобного рода попытка была предпринята Францией и в январе 1991 г.: 14 числа Франция внесла предложение в Совет Безопасности ООН, в котором содержался проект плана по мир­ному выходу из создавшегося положения. Францию тогда под­держал СССР, но США, а также Великобритания отклонили проект Франции. При этом СССР действовал и самостоятельно, не­однократно предлагая свое посредничество, с тем чтобы урегу­лировать возникший конфликт, однако какого-либо положительного результата так и не было достиг­нуто. Усилия СССР в деле нормализации ситуации вокруг Ирака оказались фактиче­ски безуспешными.

Война в Персидском заливе началась в 0 часов по Грин­вичу (3 часа утра по багдадскому времени), когда на Ирак был обрушен первый мощный удар.

Итогом первого этапа войны в Персидском заливе стал нанесенный урон вооруженным силам Ирака, а в целом – значи­тельное ослабление Ирака. Однако нередко все это сопровож­далось жертвами и среди гражданских лиц. Так, например, в ночь с 12 на 13 февраля 1991 г. в резуль­тате бомбардировки Ба­гдада погибли сотни мирных жителей столицы Ирака.

Примечательно, однако, что в условиях начавшейся войны в Пер­сидском заливе руководство Ирака изменило свою тактику: по­сле 17 января 1990 г. акцент был сделан на использование ди­пломатических средств, с тем чтобы прекратить военные дейст­вия. Причем для этого Ирак, фактически впервые после 2 авгу­ста 1990 г., был готов выполнить положения резолюции Совета Безопасности ООН №660 от 2 августа 1990 г., а также всех его последующих резолюций.

В 8.00 28 февраля 1991 г. иракские войска прекратили со­противление по всему фронту. В эти же часы по решению пре­зидента США Дж. Буша были приостановлены боевые действия в районе Персидского залива. Тогда же со стороны США в ультимативной форме были поставлены условия прекращения войны, и в результате прези­дент Ирака С. Хусейн принял эти условия.

Таким образом, благодаря успешным действиям сил анти­иракской коалиции войска Ирака были вытеснены с территории Кувейта, и уже 3 марта 1991 г. между представителями сил ан­тииракской коалиции и войсками Ирака было подписано пере­мирие.

Каковы же были итоги в целом не очень длительной – всего 1,5 месяца – войны в Персидском заливе?

По официальным данным, вооруженные силы Ирака понесли большие потери, как людские (несколько десятков тысяч были убиты, еще больше – ранены), так и материальные: армия Ирака была фактически раз­громлена. Многочисленные жертвы (несколько тысяч человек) имелись и среди гражданских лиц. В финансовом плане Ираку был нанесен ущерб в сотни млрд. долларов, при этом его значи­тельная часть явилась следствием того, что введенные в отно­шении Ирака международные санкции – эмбарго в сфере тор­говли, финансов и на поставку оружия – негативно сказались на развитии экономики Ирака.

Силы антииракской коалиции также имели потери, хотя и не столь существенные, как Ирак: 795 человек были убиты (в том числе: 246 – США, 26 – Велико­британии и 9 – Франции), несколько тысяч ранены. Убитые и раненые имелись и в контингентах войск арабских стран.

С финансовой точки зрения, война в Персидском заливе обошлась США – в 61,1 млрд. долларов, Великобритании – 1,2 млрд. долларов, Франции – 1,2 млрд. долларов. Из араб­ских стран самую значительную сумму затратила Саудовская Аравия – 60 млрд. долларов.

Однако главным итогом войны в Персидском заливе стало то, что иракские вой­ска были из­гнаны с территории Кувейта, хотя достигнута эта цель была вы­сокой ценой.

Кувейтский кризис 1990-1991 годов — военное столкновение между Ираком и Кувейтом. Последний поддержала коалиция 36 стран во главе с США. Иное наименование — Вторая война в Персидском заливе.

Причины

С. Хусейн закрепился на Ближнем Востоке после Ирано-иракской войны 1980-1988 годов. По ее окончании Ирак имел большую задолженность: более 80-ти миллиардов долларов США. Финансирование оборонки, восстановительных работ и импорта продовольствия достигалось за счет поступлений в бюджет, полученных от экспорта нефти. Хотя цена на нее снизилась на четверть в течение первого полугодия 1990 года.

С. Хусейн снова предъявил территориальные претензии на Кувейт. Они обосновывались тем, что во времена господства Порты Кувейт являлся частью Басрийского вилайета, большая часть которого далее включилась в Ирак. В июле Хусейн отправил жалобу в ОПЕК — Организацию стран-экспортеров нефти. Кувейт обвинили в превышении норм нефтедобычи и расхищении посредством наклонно-направленного бурения залежей, находящихся в приграничье с месторождением Румайла.

Багдад потребовал от Эль-Кувейта повысить цены на нефть на 20 процентов, если сравнивать с 1989 годом. Помимо этого:

  • списать часть долга Ирака;
  • заплатить за незаконную выкачку нефти;
  • выплатить 30 миллиардов долларов как защитнику арабского мира от иранской агрессии;
  • сдать в долгосрочную аренду острова Варба и Бубиян для строительства военно-морских баз.

Боевые действия

Отказ от требований Хусейн назвал недружественным актом в интересах Штатов. В августе 100 тысяч иракских солдат пришли в боевую готовность. Стратегически важные пункты Кувейта были заняты за считанные дни. Кувейтская авиация перебазировалась в Саудовскую Аравию. Национальная гвардия под командованием эмирского племянника Ааль Сабаха пала у дворца, чтобы дать время на вылет в Эр-Рияд эмиру Джаберу III.

Мировая реакция

Временное правительство объявило о добровольном вхождении в состав Ирака в качестве 19-й провинции под наименованием Казима. Ее губернатором стал сподвижник Хусейна Али Хасан Абд аль-Маджид. Совбез ООН осудил Ирак и потребовал немедленно вывести войска. СССР и Организация Исламская конференция поддержали эти тезисы. На Ирак наложили санкции, а также морскую и воздушную блокады.

Ирак захватил стратегические запасы пищи и медикаментов. Под контроль попали СМИ. Началась пропаганда, освещающая события в Кувейте как освобождение от тирании. Несмотря на это, большинство жителей сохранили лояльность Джаберу. Сам эмир сформировал в Эт-Таифе правительство в изгнании. Эмират покинуло 300 тысяч человек. Тысячи человек арестовали, сотни — похитили и казнили (впоследствии 400 трупов гражданских лиц нашли в братской могиле в Ираке).

Саммит ЛАГ (Лиги арабских государств) одобрил применение иностранной армии, чтобы предотвратить аннексию Кувейта. На этой базе возникло юридическое сотрудничество с Лондоном и Вашингтоном. Хусейн заявил, что выведет войска, если то же самое сделают Сирия в отношении Ливана и Израиль в адрес Сектора Газа и западного берега реки Иордан. На стороне Хусейна оказались многие лидеры Палестины, включая ООП (Организацию освобождения Палестины).

Схема войны в Персидском заливе

США раскритиковали позицию Ирака. Хусейн принял несколько дипломатических миссий, но своего решения не изменил. Тогда Совбез ООН принял резолюцию 678. Она санкционировала наземную и военно-воздушную операции против иракских сил в Кувейте.

В ноябре США усилили присутствие в Персидском заливе в два раза. Дж. Буш дал время на вывод иракских сил из Кувейта до января 1991 года. Очередной раунд переговоров провалился.

Самым значительным был контингент американских и британских войск. За ними следовали силы Саудовской Аравии, Египта, Сирии и Франции. В январе 1991 года коалиция расширилась до 34 государств. Объединенные силы выросли до 500 тысяч человек, служащих в сухопутных, военно-воздушных и военно-морских войсках.

Итоги

К власти в Кувейте вернулся Джабер. Коалиция ввела войска на юг страны. Хусейн признал резолюции ООН. В марте Ирак, Штаты и Саудовская Аравия заключили договор о прекращении огня. В апреле вышла резолюция 687 Совбеза ООН. Согласно ей, Ирак обязывался:

  • не нарушать иракско-кувейтскую границу;
  • уничтожить оружие массового поражения и заводы по его производству;
  • выплатить компенсации Кувейту.

При отступлении иракцы уничтожили гражданские объекты, инфраструктуру и нефтяные скважины. 950 тысяч кубометров нефти выгорело, нанеся огромный урон окружающей среде. Образовались мазутные озера. Часть топлива вытекла в залив. Еще 15 миллионов кубометров нефти выгорело, пока шла ликвидации аварий, занявшая девять месяцев. Восстановление инфраструктуры длилось два года. Ущерб оценивался в 50 миллиардов долларов. Общий ущерб экономики Кувейта составил 100 миллиардов долларов.

В благодарность за помощь коалиция получила от Эль-Кувейта 17 миллиардов долларов. Эмират подписал соглашения о взаимопомощи с Британией, Францией и Штатами. Россия присоединилась к договоренностям в декабре 1993 года.

Кувейтский кризис поляризовал арабские режимы и политические движения на западе Азии. Последняя противопоставляла Кувейт и Саудовскую Аравию Ираку и Иордании. Прошла волна арестов проиракски настроенных палестинцев (около 400 тысяч человек). Впоследствии их отправили в Иорданию, конфисковав имущество на 8 миллиардов долларов. Отдельные исследователи заявляют о пытках и убийствах.

В дальнейшем Хусейн отказался исполнять резолюции Совбеза ООН. В ответ коалиция наложила санкции и оккупировала Ирак в марте-апреле 2003 года.

Война в Персидском заливе (1990-1991) – самый крупный по масштабу конфликт после окончания Второй Мировой войны — стала образцом ведения войн нового поколения. Речь идёт не только о новейших технических достижениях, использованных на Ближнем Востоке (высокоточное оружие, радиоэлектронные способы борьбы и т. д.), но и о статусе, который этой войне придавали США и степени освещённости в прессе.

Причины войны в Персидском заливе

Основными причинами начала войны были: борьба за богатые нефтяные месторождения, состояние топливного рынка в 1990-е и историческая ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке. Крошечный Кувейт (всего лишь город-порт Эль-Кувейт с небольшой прилегающей к нему областью и несколькими маленькими островами) всегда привлекал взгляды более сильных и богатых держав. Сначала он был предметом распрей между Великобританией и Османской империей. Долгое время Кувейт был частью Британской колониальной империи, но при этом колониальный статус здесь был не таким обременительным, как, например, в Индии. В 1930-х годах тут обнаружили огромные залежи нефти. В 1961 году Кувейт стал независимым, а в 1970-1980-х годах государство стало одним из главных поставщиков нефти на запад. Экспорт нефти был очень прибыльной отраслью: за считанные годы бедный Кувейт превратился в одну из богатейших стран региона. Успехи Кувейта не давали покоя его соседям: Саудовской Аравии и Ираку. Обе страны предпринимали попытки аннексии и всячески пытались препятствовать дальнейшему развитию Кувейта. В Багдаде традиционно рассматривали Кувейт как исконную часть Ирака и претендовали на обладание этим маленьким эмиратом с самого первого дня его независимости.

В описываемый период времени Ирак был одним из мощнейших государств региона. Его сильная армия позволяла Багдаду претендовать на лидерство на Ближнем Востоке. В 1988 году завершилась ирано-иракская война (её ещё называют первой войной в Персидском заливе), в которой Ирак одержал победу. Кувейтский эмир в этом конфликте поддержал Ирак, поскольку в Иране началась Исламская революция, экспорта которой опасались многие государства региона. Кувейт выдал иракским властям в долг около 15 млрд. долларов на ведение военной кампании. Несмотря на победу, Ирак к концу войны был обескровлен, казна опустела, велики были человеческие потери. Ирак не мог вернуть долг Кувейту из-за глубочайшего финансового кризиса, поэтому начал свою игру.

В конце весны – начале лета 1990 года Багдад выдвинул Эль-Кувейту несколько претензий:

  • На съезде глав арабских стран глава Ирака — Саддам Хусейн — заявил, что многие страны ОПЕК (прямо иракский лидер их не называл, но все понимали, что речь шла о Кувейте и Саудовской Аравии) препятствуют развитию иракской экономики. Они добывают нефть в больших масштабах, невзирая на установленные квоты. Из-за этого цена на нефть падает, и Ирак недополучает деньги за поставляемое на запад топливо (эту претензию в какой-то степени можно считать справедливой: незадолго до описываемых событий цены на нефть действительно упали с 18 долларов за баррель до всего 7 долларов, Саддам же считал оптимальной цену в 25 долларов);
  • Также в Кувейт была направлена дипломатическая нота, где были выражены обвинения в незаконной добыче нефти из иракских месторождений при помощи технологии наклонного бурения.

В качестве компенсации Саддам Хусейн потребовал полного списания иракского долга и выплаты дополнительных 2 млрд. долларов в багдадскую казну. Кувейт ответил решительным отказом и также обвинил Ирак в воровстве нефти. В намечающемся конфликте на стороне Кувейта выступила Саудовская Аравия, а вот Ирак получил поддержку от своего недавнего врага – Ирана.

Впрочем, лидеры большинства арабских стран были заинтересованы в мире, поэтому египетский президент Хосни Мубарак стал посредником в переговорах между Багдадом и Эль-Кувейтом. 1 августа в Джидде (Саудовская Аравия) начались переговоры, но параллельно Ирак начал наращивание военного контингента на границе. На переговорах Кувейт отверг все требования соседа и война стала неизбежной.

Ход военных действий

В ночь с 1 на 2 августа 1990 года 120 тысяч иракских солдат пересекли границу Ирака и Кувейта. Кувейт почти ничего не мог противопоставить своему врагу. Вся численность кувейтской армии и на тот момент составляла всего 20 тысяч человек. К тому же, несмотря на накалённость обстановки армия не была приведена в состояние боевой готовности. Но, несмотря на это, Кувейт пытался обороняться: отдельные части показали себя очень храбро в сражениях с превосходящими силами противника. Основные бои развернулись прямо в столице у Дасманского дворца. Кувейтскому эмиру и его советникам удалось покинуть дворец раньше, чем сюда прибыла иракская армия, но в бою за Дасман погиб брат эмира. Дворец был взят только к концу дня.

Джордж Буш высказал мнение, что ради установления порядка на Ближнем Востоке следует ликвидировать режим Саддама Хусейна, который американский президент называл антидемократическим. При этом США вовсе не стремились полностью уничтожать военную мощь Ирака. Для сохранения баланса и недопущения возрастания влияния Ирана, США были заинтересованы в сохранении относительно сильного Ирака. В рамках умиротворения региона США и другие страны (всего в войне официально принимали участие военные силы 41 государства, в том числе, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Израиля и др.) провели следующие акции:

Ирак мог противопоставить западным союзникам 780 тысяч человек, 5 тысяч танков, 7 тысяч боевых машин, 700 боевых самолётов и несколько тысяч артиллерийских систем. Вопреки распространённому мнению, Ирак располагал весьма неплохим оружием, примерно 30% боевой техники были вполне современными.

Развёртывание западной группировки войск в Саудовской Аравии продолжалось несколько месяцев. Если бы Саддам Хусейн решился ударить по союзникам до окончания переброски людей и вооружений, возможно, ему удалось бы, если и не победить в войне, то, по крайней мере, нанести противнику серьёзный ущерб. Но тут в дело вступил психологический фактор. Иракский лидер опасался начинать войну и упустил удобный момент.

29 ноября 1990 года Совет ООН принял резолюцию о выводе иракских войск из Кувейта. Резолюция гласила, что если после 15 января 1991 года Кувейт всё ещё будет оставаться оккупированным, объединённые силы НАТО немедленно начнут военные действия против Ирака.

Однако ситуация, в которой противник планомерно уничтожает важные наземные объекты, оставаясь при этом вне досягаемости, отрицательно сказывалась на моральном духе иракцев. Поэтому в конце января Саддам решился на вылазку в районе города Хафджи (Саудовская Аравия), где находилась важная магистраль, и где располагались военные части Саудовской Аравии и Катара. Иракским войскам удалось взять город. Однако к 1 февраля союзники выбили иракские части из Хафджи.

Перед наземным столкновением американцы стали изматывать противника, чередуя авианалёты с бомбардировками. Таким образом, было уничтожено примерно 50% боевой техники Ирака. Багдад всё ещё пытался добиться компромисса. 15 февраля иракская сторона пообещала покинуть Кувейт при условии, что союзники также отведут свои войска и выплатят Ираку компенсацию. Но Джордж Буш потребовал немедленного и безоговорочного вывода армии из Кувейта. Ирак начал готовиться к обороне. Ночью 24 февраля союзники перешли к наступательной наземной операции, основной целью которой было окружение и уничтожение иракской армии.

С инженерной точки зрения, укрепления иракцев, построенные ими в конце февраля, были безупречны. Они проявили немало изобретательности для защиты и маскировки важных объектов. Однако против современных механизированных частей союзников подобный подход мало что мог дать. Уже после вступления на территорию Ирака союзники применили свои боевые трактора М9, которые сносили укрепления противника, одновременно погребая заживо находящихся в траншеях иракских солдат.

Наступление союзников началось с левого фланга. Французским частям удалось после непродолжительного боя взять иракский город Салман. Параллельно были перекрыты важнейшие шоссе, и началась высадка десанта на побережье. Войска коалиции, продвигавшиеся внутрь Ирака, практически не встречали сопротивления, что позволило им развить большую скорость.

Утром 25 февраля коалиционные войска столкнулись с сопротивление в районе Эль-Кувейта. Но уже на следующий день союзникам удалось вытеснить иракцев из Кувейта. Прорываясь всё дальше вглубь Ирака, 27 февраля коалиционная армия открыла себе дорога на Басру – один из крупнейших городов страны. Утром 28 февраля иракская сторона была вынуждена признать поражение и объявить по радио о прекращении сопротивления. Джордж Буш также отдал приказ о прекращении огня.

Итоги войны в Персидском заливе

2 марта 1991 года Совет ООН принял резолюцию, согласно которой, Ирак должен был:

  • Оставить попытки аннексировать Кувейт и возместить весь ущерб;
  • Освободить всех военнопленных;
  • Сообщить о расположении своих минных полей;
  • Отказаться от оружия массового поражения;
  • Назначить лиц для проведения мирных переговоров.

Войскам союзников было предписано оставаться на определённой линии.

Одной из главных причин победы сил НАТО в войне традиционно считают их техническое превосходство над армией Ирака. Вполне можно сказать, что эта война также была яркой демонстрацией силы НАТО всему миру. В ходе войны страны, участвовавшие в антииракской коалиции, использовали все имеющиеся у них виды вооружений (кроме ядерного и химического оружия). Однако объяснять исход войны единственной причиной было бы не совсем верно. К тому же, нельзя утверждать, что армия Саддама была абсолютно небоеспособна и воевала исключительно устаревшим и некачественным оружием. В американском штабе рассчитывали, что Ирак располагает в основном советским оружием и будет использовать тактические приёмы, практикуемые в советской армии. Однако это оказалось не так. Ирак располагал весьма разнообразным арсеналом, в который входили образцы вооружения, используемые странами – членами антииракской коалиции. По меркам того времени, иракская сторона была весьма неплохо оснащена. Армия хорошо ориентировалась на местности, была опытна и обучена быстрому проведению очень сложных маневров. Но в генеральном штабе не было единства, высшее офицерство не умело действовать заодно, а младшие офицеры боялись брать на себя инициативу.

В целом, война в Персидском заливе привела к:

  • Окончательному обнищанию Ирака и восстаниям курдов и мусульман-шиитов;
  • Экономическому кризису в Кувейте;
  • Экологической катастрофе в регионе (иракцы поджигали кувейтские нефтяные месторождения и спускали нефть в воду, в результате были отравлены вода и почва, погибло множество птиц, рыб и животных);
  • Серьёзной бреши в американском бюджете (огромные средства были потрачены на переброску людей и техники обратно в США, процесс их отправки затянулся до сентября);
  • Установлению контроля сил НАТО над Ираком (Саддам попытался избавиться от этого надзора, но это привело к свержению иракского лидера и его дальнейшей казни в 2006 году).

Что же касается цен на нефть, из-за которых и началась эта война, то, несмотря на прогнозы международных наблюдателей, ожидаемого резкого роста стоимости барреля не произошло.

Читайте также: