Куприн поединок проблематика кратко

Обновлено: 03.07.2024

Вместо того чтобы как следует готовить солдат к защите родины, офицерский состав погряз в беспробудном пьянстве. Большинство командиров занимается рукоприкладством, моральным издевательством, позволяют себе садистские выходки. Солдат – абсолютно бесправное существо, а многие офицеры носят форму лишь от безвыходности, не имея средств, образования для устройства в гражданской жизни.

Жалование в пехоте совершенно недостаточное, офицеры погрязли в долгах, некоторые из них занимаются казнокрадством. Создается впечатление полнейшей безысходности. На офицерское жалование невозможно содержать семьи, многие в полку – одинокие беспросветные алкоголики.

Русская пехота того времени представляла собой совершенно обособленный, абсолютно никчемный орган. Армия, где солдаты боятся офицеров и не доверяют им, в принципе не может быть победительницей. Все живое, думающее в полку загонялось в жесткие рамки, вольготно чувствуют себя только служаки и садисты вроде Осадчего.

Только пятая рота полка, которой командует капитан Стельковский, представляет собой полноценное воинское подразделение. У этого офицера – настоящий талант, он умеет установить дисциплину без зуботычин. Унтер-офицеры его роты прилежно обучают солдат положенным воинским премудростям. Рядовые, в свою очередь, выглядят не запуганным человеческим стадом, а настоящими русскими воинами, бравыми, умелыми, подтянутыми.

Представительницы женского общества тоже далеко не идеальны. Многие замужние дамы, изнывая от безделья и скуки, заводят интрижки с холостыми офицерам. Особенно неприятен образ Раисы Петерсон, заманивающей в любовную ловушку молоденьких офицеров. Есть и такие, как Шурочка, изо всех сил заставляющая нелюбимого мужа делать карьеру.

Подпоручик Ромашов – один из немногих офицеров, вызывающих у читателя искреннюю симпатию. Он молод, влюблен и полон радужных надежд. Но его избранница Шурочка Николаева вовсе не так проста, как кажется. Она гораздо опытнее своего поклонника и не собирается ради него разрушать собственное благополучие. Она уже ошибалась, сделав ставку на полковника Назанского, и больше не желает испытывать сокрушительного поражения.

В сущности, она ничем не лучше Раисы Петерсон, сумевшей отомстить Ромашову за то, что он ее бросил. Свою молодость, свежесть и очарование эта женщина желает продать подороже. Она слишком практична и рассудочна, и это приводит все ее предприятия к краху. Ради заветной академии для своего мужа Шурочка приносит в жертву Ромашова, уговаривая его согласиться на поединок. С ее стороны нет любви, это обыкновенный обман и стремление добиться своей цели любой ценой.

История создания

Считается, что замысел масштабного произведения о русской армии появился у Куприна в начале 1890-х годов. В это время выходит множество рассказов, посвященных этой теме, но за усиленную работу писатель принимается только к 1903-му году.

Жанр и направление

Особое внимание уделяется описанию эмоций и чувств, в частности, тех, что связаны с любовными переживаниями.

Композиция

Суть: о чем повесть?

Молодой подпоручик Георгий Ромашов полтора года состоит на службе в небольшом городе. Он командует полуротой, но мечтает о более почетном положении. Тем не менее, ему непонятно, зачем люди участвуют в войнах и понапрасну губят себя, если можно просто решить все мирным путем.

Серые будни Ромашов разбавляет поездками в гости и случайными интрижками с замужними женщинами – сначала с Раисой Петерсон, затем с Александрой Николаевой. В доме последней бывает достаточно часто – ему кажется, что она из тех немногих, кто способен по-настоящему понять. Но как раз чувства к ней и приведут Георгия к трагическому финалу.

На майском смотре полурота героя переживает настоящий позор – захваченный ощущением собственного величия, Ромашов совершенно забывает о правилах, и полностью разрушает построение. Униженный перед всеми, он окончательно отстраняется от людей, считая себя презренным существом. Тут же появляется и муж Шурочки с обвинениями в распространении сплетен и развратном поведении – оказывается, кто-то посылает анонимные письма с намеками на любовные отношения между Георгием и Александрой. Доведенный до предела подозрениями, Николаев в один из вечеров серьезно ссорится с Ромашовым. Дело доходит до суда, на котором назначают дуэль.

Уверенный, что ему не причинят вреда – к нему приходит Шурочка и говорит, что супруг не станет в него целиться – герой отправляется на поединок. На следующий день он умирает от выстрела в живот.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Основная идея

Чему учит?

Художественные особенности

Благодаря большому количеству монологов и диалогов, мы можем глубже понять персонажей. Вдохновенные речи Назанского, мысли Ромашова, циничные фразы Раисы и Александры – все это создает нужный образ и содержит вложенные автором смыслы.

Критика

Критик А. А. Измайлов отметил некоторую небрежность писателя и скомканность финала, но согласился с остальными и выразил радость относительно того, что в литературе появился новый талант.

И не только дуэль, которой завершается повесть, олицетворяет поединок. Жизнь главного героя сложно назвать простой и однообразной. Автор четко показывает внутренние переживания, открытые противостояния персонажей. Действие повести происходит во время, когда поединки получили официальное разрешение. Противостояние между офицерами.

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку.

Спасаясь от мертвящей скуки армейской жизни, офицеры стараются придумать для себя какое-то побочное занятие. Для большинства это, конечно, пьянство и карты. Некоторые занимаются коллекционированием и рукоделием. Подполковник Рафальский отводит душу в своем домашнем зверинце, капитан Стельков-ский превратил в хобби развращение молоденьких крестьянок.

Главный герой — офицер Ромашов. Он благородный и порядочный человек. Многие литературоведы считают, что некоторые черты характера главного героя он позаимствовал у самого себя. Ромашов оказался втянут в армейскую казарменную жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Именно в этом месте персонаж ощутил на себе всю несправедливость мира и неправильность взаимоотношений между людьми. Суровая школа отложила неизгладимый отпечаток на всей его дальнейшей судьбе.

Но в чем же заключается трагизм Ромашова? Интеллигенция оторвана от народа. Ей присущи безнравственность, духовная нищета и отсутствие моральных ценностей. Но только ли трепетное и нежное чувство к Шурочке Ромашова и Назанского стало причиной их физической гибели? Вряд ли. Кроме того, несчастная любовь к милой девушке послужила поводом для внутренней борьбы и духовной смерти персонажей.

Изящная и обаятельная героиня считает дуэли необходимым атрибутом нормальной жизни. По мнению Шурочки, каждый уважающий себя офицер обязан приминать участие в подобных столкновениях. Риск — дело благородное и для военнослужащих обязательное. Шурочка, несмотря на свою образованность и острый ум, заявила, что оскорбления смываются исключительно кровью. А для чего еще нужны бравые офицеры, если не для войны?!

Как еще могут доказать военнослужащие свою смелость, отвагу и готовность в любой момент сразиться с противником, если не на дуэли?! Рассуждения Шурочки поражают своим легкомыслием и полным обесценением человеческой жизни. Более того, такого же мнения придерживаются не только красивые женщины, но и большинство служащих в гарнизоне мужчин. Главный герой, напротив, занимает абсолютно противоположную позицию.

Большинство офицеров в гарнизоне с воодушевлением рассказывает о невероятных испытаниях, с которым им пришлось столкнуться: детский плач, пожары, угрозы смерти. Они готовы рассказывать о своих отважных подвигах часами. Их влекут поединки, кровопролитные и ожесточенные битвы. Главный герой не разделяет их точки зрения и с ужасом выслушивает очередной рассказ с подробностями.

Поэтому Ромашов не понимает, как он может находиться в полку. Его существование в армейских казармах — вечное противостояние с самим собой, конфликт с военными предрассудками. Ромашов совершенно другой. У главного героя другие взгляды на жизни, ценности и приоритеты. Персонаж идеализировал военную службу. Однако, попав в полк, он разочаровался в армейских ценностях.

А.И. Куприн своей повестью изобличает неправильные порядки, которые приняты в офицерских кругах. О всех проблемах военной службы мастер слова знал не понаслышке.

Главный герой оказался втянут в эту атмосферу хаоса и неправильности человеческих взаимоотношений. Главный герой, сам того не осознавая, начинает подражать офицерскому составу. Но его отличает уверенность и четкость в высказываниях. Он все больше и больше презирает зверское обращение высших слоев управления с простыми солдатами и бесперспективную жизнь в армейских казармах.

Мелкие столкновения и конфликты Ромашова сопровождают читателя на протяжении всей книги. Итог получился безрадостный: дуэль главного героя с Николаевым. Логичное завершение повести, наполненной внутренними противоречиями и нарастающим недовольством Ромашова относительно офицерских ценностей. Главный герой оказался обманут женщиной, которая была его самой большой любовью. Он был слеп от всепоглощающего чувства, за что и поплатился своей жизнью.

Повесть “Поединок” отображает армейский быт и нравы военной среды. Картина жизни пехотного полка достигает большого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, “поединком с царской армией”. В повести представлены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой – жестокие, нравственно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические персонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает индивидуальность.

с тем он показывает то общее, что свойственно всем солдатам, – все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщенности становится фигура доведенного до крайней степени отчаяния Хлебникова.

Тщедушный, больной, с лицом “в кулачок” и с глазами, в которых “застыл тупой покорный ужас”, этот “солдатик” – объект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве.

Куприн показывал, что солдаты “с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком”.

Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой – социально типизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от народа, несшее в массе своей “службу, как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее”. Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры.

Опустившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее считают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего.

Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность грубого средневекового завоевателя, готового уничтожать все равно кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский.

Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы “какого-то злого, сумбурного демона”. Они сами иногда “ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием”.

В повести ставится проблема разрушения человеческой личности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления разрушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ромашова.

Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцентризме, Назанский – в сверхиндивидуализме.

В образе Назанского особенно важна обличительная направленность. Он выступает против самодержавия:

“…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности”. Назанский предчувствует неотвратимость социальных потрясений. Он мечтает о “грядущей богоподобной жизни”, но путь к ней видит в теории сверхчеловека.

Осознание своего “я”, пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романтические мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощущает свое “одиночество, затерянность среди чужих”.

Ромашов начинает размышлять о положении человеческой личности в обществе, о возможности исправления несправедливого мира. Его “ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности”, а отсюда и индивидуальностей других. Ромашов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийство: “Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара.

Не смеет даже отклонить головы”.

В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное “распрямление” личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, заканчивается гибелью Ромашова.

Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.

Читайте также: