Куперен трактат искусство игры на клавесине кратко

Обновлено: 05.07.2024

ГЛАВА III
Искусство рококо и французский клавесинизм XVIII столетия.
Клавесинная миниатюра в творчестве Ф. Куперена и Ж-Ф. Рано. Исполнительские принципы французских клавесинистов и проблема интерпретации их сочинений

Гармонию рождают Ваши руки.
Очарованьем неземным и сладостным объят,
Смущенный, отдаю мой дух ему во власть.
Смотрю, как пальцы легкие, подобные Амуру —
О чародеи ловкие! О нежные тираны! —
Блуждают, бегают по клавишам послушным,
Летают с тысячью пленительных проказ.
Киприды дети, как они резвы и милы,
Но, чтоб похитить сердце, и без них
Довольно, чтоб их брат и мать их, торжествуя,
Царили на устах у Вас и искрились в очах** (153, с. 465).
(Перевод Е. Н. Алексеевой).


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для удобства прочтения авторские цитаты выделены курсивом, ниже – комментарий.

Как можно заметить, рекомендация автора сохраняет свою актуальность. Сейчас, правда, существует масса направлений, предлагающих раннее развитие ребенка – практически с двух-трех лет, но для начала занятий на фортепиано рекомендуется именно этот возраст – пять-семь лет.

Данные рекомендации и по сей день считаются основой посадки за инструментом. Некоторые школы 20-го века предлагают, однако, держать кисть выше пальцев (например, методика Т. Лешетицкого [3], также сторонником такой посадки был современник Куперена Рамо. Однако подход Куперена считается классическим.

Насчет расслабленных колен – актуально. Что касается положения корпуса и правой ноги – сейчас подобное положение не практикуется, так как пианист века двадцать первого не общается с публикой так, как это делал клавесинист семнадцатого столетия.

Еще относительно недавно педагоги рекомендовали этот способ (например, Бенедетто Микеланджели). Также рекомендуется ставить зеркало сбоку от себя, чтобы таким образом следить за осанкой и посадкой. Однако, манера игры времен Куперена куда более консервативна, а в наши дни лицо музыканта отражает (иногда чересчур отражает) переживаемые эмоции, и это не является дефектом.

Интересный способ. Наверняка действенный, но на сегодня не применим, педагог исправляет подобные дефекты, приводя кисть ученика в нужное положение.

Джазовые пианисты здесь поспорили бы! А классические, конечно, согласятся.

И снова – поразительно актуально. Те же принципы звукоизвлечения работают и для фортепиано.

Меньше, да лучше – такой подход хорош и сегодня, когда дело касается обучения маленьких пианистов. И даже время занятия – 45 минут – как раз подходит для начинающих.

При работе с взрослыми начинающими – очень верно. Да и опытные пианисты часто, прежде чем начать работу над произведением, не гнушаются размять пальцы на гаммах и этюдах.

Куперен стал одним из первых, кто ввел пятипальцевую аппликатуру (до этого была четырехпальцевая, без участия большого пальца). О важности правильной аппликатуры много говорится и сейчас, недаром существуют различные редакции с разной аппликатурой, ведь от нее зависит многое – удобство исполнения, интонация.

В наши дни табулатура (запись в виде цифр) не применятся, ее заменила более удобная запись на нотном стане. Первые уроки для детей действительно обходятся без нот, однако сейчас даже для самых маленьких существуют сборники простых мелодий и пьес. Что, конечно, не отменяет полезного навыка заучивания этих пьес наизусть.

Очень интересное замечание. Как известно, клавесин - куда менее мощный инструмент, чем рояль, где от исполнителя требуется немало сил для извлечения звука. Возможно, отчасти поэтому большинство великих пианистов – мужчины. Так что касательно рук, то для рояля мужские все же предпочтительней. Интересно и наблюдение о меньшей гибкости той руки, которой больше трудятся – в моем случае это так, я левша, и моя левая рука менее гибка, чем правая. Совпадение?

В наш век с его быстрым развитием постоянно появляются новые школы и течения. Разнообразные методики, новейшие авторские техники представлены в изобилии на любой вкус. Что-то опровергается и забывается, что-то модернизируется. Однако, нередко, чтобы найти ответ на интересующий вопрос, стоит обратиться к трудам мастеров прошлого.

Как можно увидеть, многие принципы Франсуа Куперена остаются актуальны и по сей день. Все-таки рояль – преемник клавесина, а значит, мы, даже живя в двадцать первом веке, можем руководствоваться рекомендациями педагогов семнадцатого-восемнадцатого столетия, особенно таких, как Куперен. Конечно, нужно учитывать некоторые изменения – в устройстве инструмента, в манерах эпохи, в целом роли музыканта. Но основы остаются неизменны. Таким образом, можно заключить – и для исполнителя аутентичной музыки, и для пианиста с разножанровым репертуаром трактат Франсуа Куперена об искусстве игры на клавесине станет ценным подспорьем в исполнительской практике.

Список использованной литературы:

Перекличка Птиц

Перекличка Птиц запись закреплена

НАУКА КЛАВЕСИНА.
ФРАНСУА КУПЕРЕН, ФРАНЧЕСКО ДУРАНТЕ

В этой программе клавесинная музыка барокко раскрывается
не только в своём непосредственном — звуковом — измерении,
но и в теоретическом ключе. Слушатели могут выступить
также читателями, открыв один из основополагающих трудов
в области клавесинного исполнительства —
"Искусство игры на клавесине" от великого мастера
музыки этого инструмента Франсуа Куперена.
Содержание книги живое и практичное,
и потому если говорить шире о "науке клавесина",
то наука эта здесь не столько фундаментальная, сколько прикладная,
и располагается она не только в музыковедческой,
но и в музыкально-образовательной, методической плоскости.
Композитор обучает читателей игре на клавесине, используя
в качестве иллюстративного материала собственные сочинения,
но одновременно он обучает исполнению именно своей музыки —
Великий Куперен мог себе такое позволить,
король же его моральное право на то с лихвой признал —
прочтите предваряющий издание любопытный монарший текстик .

Итак, клавесинный трактат и сборник прелюдий к нему
от Великого Куперена — таково первое отделение программы.
Во втором отделении в аналогичном дидактическом плане
прозвучат сонаты для клавесина в форме упражнений
от ровесника И. С. Баха и Д. Скарлатти Франческо Дуранте.

П е р в о е . о т д е л е н и е
Франсуа Куперен
"Искусство игры на клавесине" (1716)
8 прелюдий и 1 аллеманда — 9 пьес из дидактической работы
"L`Art de toucher le Clavecin"
. 1. Premier prélude en Ut majer
. 2. Second prélude en ré mineur
. 3. Troisième prélude en sol mineur
. 4. Quatrième prélude in Fa majeur
. 5. Cinquième prelude in La majeur
. 6. Sixieme prélude in si mineur
. 7. Septième prélude en Si bemol majeur
. 8. Huitième prélude en mi mineur
. 9. Allemande prelude en ré mineur
Кристоф Руссе, клавесин

В т о р о е . о т д е л е н и е
Сонаты для клавесина в форме упражнений и дивертисментов
Sonate per cembalo divise in studii e divertimenti
.. 1. Studio primo. Allegro
.. 2. Divertimento primo. Allegro
.. 3. Studio secondo. Allegro
.. 4. Divertimento secondo. Allegro
.. 5. Studio terzo. Fuga
.. 6. Divertimento terzo. Canon
.. 7. Studio quarto. Fuga
.. 8. Divertimento. Quarto
.. 9. Studio quinto. Fuga
. 10. Divertimento quinto
. 11. Studio sesto. Adagio - Allegro
. 12. Divertimento sesto. Allegro
Лаура Альвини, клавесин, 1997

Франсуа Куперен / François Couperin

На протяжении XVII в. во Франции сложилась замечательная школа клавесинной музыки (Ж. Шамбоньер, Л. Куперен и его братья, Ж. д’Англебер и др.). Передававшиеся из поколения в поколение традиции исполнительской культуры, композиторской техники достигли наивысшего расцвета в творчестве Ф. Куперена, которого уже современники стали называть великим.

Инструмент, весьма ограниченный в своих выразительных возможностях, становится у Куперена гибким, чутким, по-своему красочным.

Серьезность и возвышенность мыслей отличает духовную музыку Куперена — органные мессы (1690), мотеты, 3 предпасхальные обедни (1715).

Читайте также: