Культурное наследие славян кратко

Обновлено: 07.07.2024

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Удача улыбнется вам!

Традиционная духовная культура славян и особенности материальной культуры

Восточные славяне были одной из ветвей крупной славянской общности. Впоследствии они сформировали Древнерусское государство (Киевскую Русь) и дали начало населению современной России, Украины и Белоруссии. Поэтому развитие восточных славян, их уклад и образ жизни представляют для нас интерес. А еще больше нас привлекает духовная и материальная культура восточных славян. Последняя представляет собой комплекс всех сфер жизни наших предков: их занятия, их досуг, их верования, нормы морали и многое другое.

Материальная культура восточных славян

Главные занятия славян.

Начнем с материальной культуры. Она, как и у многих народов, изначально была завязана на земледелии, скотоводстве и других занятиях, которые так или иначе позволяли человеку выжить. Славяне, расселяясь по огромным территориям, осваивали их, придумывали разные способы обработки земли. Самыми популярными было подсечно-огневое и по типу перелога. Чуть позже появилось и пахотное. Разумеется, что у восточных славян были простейшие орудия труда – плуг, соха, рало, борона другие. Чем лучше обрабатывали землю, тем богаче был урожай. Такая простая закономерность дала мощный толчок для развития земледелия, а вместе с ним и скотоводства.

Традиционная духовная культура славян и особенности материальной культуры

Конечно, почетное место в материальной культуре восточных славян занимали и ремесла. Они отличались большим разнообразием: гончарное дело, кузнечное дело и обработка металлов, выделка кожи, обработка дерева и камня. Была своя работа и у женщин: ткачество, вышивка. Можно сказать, что земледелие и скотоводство были базисом, основой культурной пирамиды славян. А ремесла, в свою очередь, стали вторым ее пластом, не менее важным. Ведь благодаря им восточнославянская культура стала отличаться от культур других народов. Она стала уникальной, самобытной. Те же узоры на резьбе по дереву, камню, те же орнаменты на вышивке, те же причудливые фигуры и детали из металла! Именно по ним археологи и историки могут сказать, что это без сомнения объекты культуры восточных славян.

С ремеслами тесно связано одна из самых главных сторон жизни любого человека – его жилище, его дом. Жилища восточных славян эволюционировали медленно, но верно. Сначала это были землянки, затем – полуземлянки, а чуть позже (к девятому веку) появились и первые избы. Последние, как известно, строились без единого гвоздя. Но они были невероятно устойчивыми, крепкими и красивыми. Почетное место в избах занимала печь, роль которой трудно переоценить. Она была не только источником тепла в доме, но и средством для приготовления вкуснейшей пищи. Те, кто пробовал стряпню, приготовленную в русской печи, точно с этим согласятся!

Быт и хозяйство.

Традиционная духовная культура славян и особенности материальной культуры

Следующей частью пирамиды стоит назвать непосредственно предметы и вещи, которыми пользовались восточные славяне. Это касается посуды, одежды, предметов обихода, разных приспособлений (прялок, например), оружия, украшений и многого другого. Взять к примеру одежду. По ней мы можем очень многое сказать о человеке. Так вот, у восточных славян она всегда закрывала большую часть тела, была опрятна и украшена вышивками и узорами. Вообще разного рода орнаменты и символы были очень распространены. Причем выполняли они не только функцию украшения, но и защиты от всего плохого.

Очень важно отметить, что славяне всегда были необычайно чистоплотным народом. Женщины убирались в избе, никогда в ней не было мусора и грязных вещей. Кстати, перед многими праздниками традиционно было принято выбрасывать весь накопившийся хлам. Любили восточные славяне посещать бани, купаться. Никогда у них не было такого, как в Европе, что люди не мылись годами. Вот она, славянская мудрость!

Мужское и женское.

Стоит остановиться и на оружии. Вообще восточным славянам приходилось воевать с некоторыми соседствующими народами и племенами. Поэтому изобретать оружие было необходимостью. Пользовались в древности луком и стрелами, копьями, мечами и щитами. Да, все это было очень примитивным, однако у врагов тоже еще не имелось ничего более мощного и совершенного.

Традиционная духовная культура славян

Говоря об этом вопросе, конечно, мы обращаемся к язычеству, а также Славяно-арийским Ведам. Верования восточных славян были аналогичны тем, которые существовали в то время почти у всех народов. Каковы же характерные черты духовной культуры славян?

Традиционная духовная культура славян и особенности материальной культуры

  • Многобожие, или политеизм. Вера в нескольких богов, каждого из которых почитали и славили. В основном это было так или иначе связано с природой и природными явлениями, а также плодородием земель и урожаем. Славяне посещали языческие храмы (капища и святилища), приносили богам жертвы, устраивали в их честь праздники. Были у них и волхвы (жрецы) – посредники между богами и человеком.
  • Обожествление природы, культ природы. Вытекает эта особенность из предыдущей. Нам, кстати, есть чему поучиться у наших предков: они относились к ней невероятно трепетно, как к живому существу.
  • Культ предков, уважительное отношение к старшим. У славян старшие члены семьи, а тем более умершие, всегда были объектом особого почтения. Для усопших проводили специальные поминальные дни, которые сохранились и сегодня. А во время существования родовой общины, племенных союзов всегда обращались к старейшинам, если возникал спорный вопрос или проблема.
  • Морально-нравственные ценности восточных славян заключали в себе следующие черты: милосердие, помощь слабому, защита Родины и Рода, взаимоуважение и взаимопонимание в семье, сохранение своей чести (было важным как для девушек, так и для мужчин), воспитание детей в соответствие с законами Рода. Это далеко не все особенности, но уже и так можно заметить, насколько высокоморальными были восточные славяне. Даже на войне с врагом, когда брали его в плен, они обращались гуманно, человечно. Они никогда не превозносили себя выше других народов и других людей. Ведь язычество и языческая культура предполагала под собой равенство всех людей перед природой, перед богом.

Таким образом, культура восточных славян – это уникальнейший феномен, это богатейшее наследие. Не удивительно, что сегодня люди пытаются возрождать ее, восстанавливать. Ведь новое – это хорошо забытое старое, а в прошлом часто можно найти ответы на вопросы, которые ждут нас в будущем. Поэтому не будем предавать забвению эту величайшую культуру, культуру наших предков – восточных славян.

Многотысячелетняя история праславянских народов оставила глубокий след в истории всего человечества. Благодаря их знаниям и умениям, было освоено земледелие, тонкости множества ремесел и технологий. Звучит фантастически, ведь нас долгое время убеждали в том, что славяне – один из самых молодых народов, что их всему научили чужеземцы, и даже письменность им сконструировали и подарили. Однако современные научные данные, археологические находки, исследования в области генетики и лингвистики не оставляют сомнения в том, что славянское наследие – одно из самых значимых в истории мировой цивилизации.

slavyanskoe-nasledie-1.jpg

Обратимся к научным данным. Во времена, когда не было ни Древнего Египта, ни Шумера, древнейшая Русь существовала уже не один десяток тысячелетий. Только в центральной части нынешней России поселений эпохи мезолита (15–6 тысяч лет до нашей эры) насчитывается более 1200. Судя по материалам археологических раскопок, эти люди умели изготавливать самую сложную одежду, сани и многое другое, знали все тонкости рыбной ловли, обладали знаниями в области химии, умели делать композитные материалы, причем, их композитные клеи прошли испытание временем - склеенные ими поверхности держатся и сегодня. По виду эти люди практически не отличались от нынешних восточных европейцев. Характерно, что древние люди Русской равнины на протяжении десятков тысячелетий практически не изменили свой облик. Об этом можно судить, рассматривая реконструкцию лиц и костенковца (около 35 - 45 тысяч лет до н.э.), и оленеостровца (около 2 тысяч лет до н.э.), и волосовца (3065 – 1840 лет до н.э.), и фатьяновца (2 тысячи лет до н.э.).

slavyanskoe-nasledie-2.jpg

Практически, во всех культурах найдены скульптурные изображения Богини Макоши. Но на территории Руси они существовали уже с 40-го тысячелетия до нашей эры.

Еще одно важнейшее славянское наследие - календари, которые насчитывают не менее 25 тысяч лет (раскопки в г.Владимире, поселение Сунгирь). Причем записи календарно-астрономического содержания совмещены с предметами искусства. Обнаружены свидетельства того, что уже в те далекие времена праславяне владели арифметическим счетом.

slavyanskoe-nasledie-3.jpg

slavyanskoe-nasledie-4.jpg

На 10-20 тысяелетий древнее Сунгиря еще одна научная сенсация – археологические раскопки у села Костенки (Воронежская область). На площади около 10 квадратных километров было обнаружено более 60 стоянок возрастом от 15 до 45 тысяч лет! Найденные предметы свидетельствуют, что и в те далекие времена у наших Предков были развитые культура и искусство. Первые раскопки проводил один из выдающихся антропологов Иван Поляков еще в 1879 году. В прошлом веке началось более детальное изучение Костенок. Достаточно назвать такие известные в научном мире имена как Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский. Уже в наше время к ним присоединились американские исследователи, не только подтвердившие, но и на 2-3 тысячелетия углубившие древность Костенок. Более подробно об этом, а также об упомянутых ниже Трипольских протогородах можно будет прочесть в наших других статьях.

slavyanskoe-nasledie-5.jpg

Но, пожалуй, самое главное славянское наследие – это язык, древняя образная речь. Сегодня множество ученых из самых разных стран мира подтверждает, что и древнейший санскрит, и шумерская письменность, и все современные европейские языки вышли из одного протославянского корня. Именно поэтому в санскрите и современных славяно-балтских языках так много общего, именно поэтому забытые этрусские письмена смогли прочесть лишь тогда, когда за основу ключа взяли славянскую письменность и язык.

Наш портал – это возможность прикоснуться к волшебному миру Предков, осознать древность своих корней и начать по крупицам возвращать бесценное наследие славян. И на этом пути еще столько удивительных открытий!

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

Культура Древнерусского государства формировалась под влиянием внешних экономических связей, военных действий, христианизации в Х веке. Основным фактором развития культуры Руси были связи с Византией – могущественной империей, главным экономическим и политическим партнером.

Развитие письменности

  • Глаголица – первый алфавит ранних славян, использованный для перевода текстов для богослужений, создан в IX веке. Территория создания – Древняя Русь, Хорватия, Болгария. Древнейшая запись при помощи глаголического письма датируется 893 годом – найдена в церкви царя Симеона в болгарском городе Преславе.

Глаголическое письмо

Глаголическое письмо

  • Кириллица – еще один древний вариант письменности, который существенно отличается от глаголицы. Этот алфавит стал базой более чем для 100 языков, включая белорусский, украинский, русский, сербский, болгарский и другие славянские языки.

Создателем кириллицы традиционно считают Кирилла (он же создатель глаголицы), но это мнение не находит прямого подтверждения в источниках. Более вероятная версия: автор кириллицы – ученик Кирилла, Климент Охридский, что подтверждает житие этого святого. Говорится, что новая (кириллическая) письменность была создана после Кирилла и Мефодия. Дополнительное подтверждение более позднего периода создания кириллицы – при повторном использовании пергамента с него соскабливали старый текст – не встречается случаев, когда соскабливалась кириллица, она всегда идет вторым слоем.

Основной толчок к развитию письменности дало принятие христианства Древнерусским государством во время правления Владимира Великого. Богослужебные книги массово переписывались монахами с латинского и греческого языков.

Грамоте обучали при церквях, при Ярославе Мудром активно открывали библиотеки, мастерские для переписывания книг при монастырях. Владимир Великий положил начало практике открытия школ – изначально, это были учебные заведения для детей бояр, знатных лиц.

Основными целями активного использования письменности были:

  • Необходимость в получении богослужебной литературы;
  • Летописание

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк.

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты

Оригинальные литературные памятники:

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства.

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде).

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Неоригинальные памятники литературы

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте.

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек.

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси.

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого.

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений.

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше.

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец.

Архитектура и монументальное зодчество

В языческие времена развитие архитектуры базировалось на применении наиболее распространенных материалов, которые можно было найти. Для большей части территории Руси – это дерево. Ранние славяне строили наземные и подземные дома, полуземлянки.

До принятия христианства знать строила крепости, терема тоже из дерева. Но с принятием христианства на территорию государства пришло монументальное каменное зодчество в характерном византийском стиле. Известно, что наиболее ранние христианские храмы были деревянными, они не сохранились до наших дней.

Первая каменная церковь – Десятинная, располагалась в Киеве, построена приблизительно в 989-996 гг. За время функционирования пережил ремонт и перестройку. Есть гипотеза, что храм был частично разрушен в следствие землетрясения. Во время захвата Киева татаро-монголами церковь была полностью разрушена.

Уникальный архитектурный памятник – Софиевская церковь, построена в первой половине XI века, во время княжества Ярослава Мудрого. Храм перенес перестройки в XVII-XVIII веках, но сохранил изначальный облик. На данный момент, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: