Культурное наследие индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Далёкой и сказочной страной казалась жителям евразийского континента Индия, отделённая от всех огромными горами и широкими морями. Немногочисленные путешественники, попадавшие в её приделы, привозили оттуда специи, ткани, удивительные изображения индийских богов и волшебные сказки и легенды, будоражащие воображение и пробуждающие фантазию.

Определённая территориальная изолированность Индии от остального мира, позволила сформироваться и развиться в этой стране очень самобытной и яркой культуре, которая практически не была подвержена внешним влияниям.

Приведем некоторые значимые для всего человечества успехи индийской научной мысли.

Своеобразно развивалась индийская медицина, которая рассматривалась как наука о долголетии и основывалась на различных религиозно-философских практиках и связанных с ними физических упражнениях (например, йога). Здоровье и продолжительность жизни человека изучались в Индии также и с точки зрения антропогеографии – влияния на человеческий организм, условий окружающий среды.

Индия стала родиной одной из трёх мировых религий – Буддизма, который широко исповедуется в разных странах мира и сегодня.

История индийской культуры занимает не одно тысячелетие и уходит корнями в глубокую древность. Она прошла различные стадии развития, каждая из которых была по-своему значительна и важна для формирования самобытной культуры этой страны. Периодизация истории культуры Индии такова:

1. Древнейший период:

  • Индская или Хараппская культура – 3–2 тыс. до н.э.

2. Древняя Индия:

  • индо-арийский период – 2 тыс. до н.э. – первая половина 1 тыс. до н.э.
  • эпоха Маурьев – 4 в. до н.э. – 2 в. до н.э.
  • Кушанская империя – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э.
  • эпоха Гуптов – 4-5 вв. н.э.

3. Средневековая Индия:

  • раннее средневековье, период феодальной раздробленности – 6–13 вв.
  • Делийский султанат – 13–15 вв.
  • Империя Великих Моголов – 16–18 вв.

Кратко охарактеризуем эти периоды.

В начале 20 века археологи обнаружили на территории Индии остатки городов, которые принадлежали цивилизации, развивавшейся здесь в 3 – 2 тысячелетиях до н.э. Она получила название Индской (от наименования реки Инд) или Хара́ппской (по названию мест, где были обнаружены древнейшие города Хара́ппа и Мохенджо-Да́ро ). Скорее всего, это была весьма развитая культура, подобная древнеегипетской или месопотамской.

Правда, таких монументальных памятников как египетские гробницы или дворцы и храмы Междуречья здесь обнаружено не было. Зато, изумила учёных удивительно рациональная, чёткая планировка и застройка городов. В них были проложены ровные улицы, пересекающиеся под прямыми углами, функционировала водопроводная и канализационная системы. Жилые дома в городах были двух- и трёхэтажными, причём, когда наводнения или пожары разрушали здания, жители восстанавливали жилища, возводя их на старых фундаментах. Благодаря этому прежняя планировка домов и улиц сохранялась, а основания зданий Хараппы и Мохенджо-Даро за множество истекших веков ушли в глубь земли почти на десять метров! Население этих городов, по оценкам учёных, составляло десятки, а возможно, даже сотни тысяч человек.

В результате раскопок археологами были обнаружены, выполненные с большим мастерством, изделия мелкой пластики, скульптуры, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода, керамика и глиптика, что свидетельствует о высоком уровне развития в древнейшей Индии художественной техники и ремёсел.

Самобытность культурного наследия Индии определяется особенностями этноса, населяющего страну.

Многие обычаи, художественные стили являются результатом смешений различных традиций как коренных народностей, населяющих территорию современной Индии, так и европейских, сформировавшихся в то время, когда страна была колонией Великобритании.

Характерные черты индийской культуры:

  • многообразие религиозных и философских учений, положенных в основу культурного развития;
  • обращенность одновременно внутрь человеческого мира, стремление постичь тайны души, и ко Вселенной, слиянию с ней;
  • музыкальность индийской культуры;
  • важность телесного начала.

Наследие духовной культуры Индии

"Махабхарата" признана самой крупной в мире поэмой. Она состоит из 100 000 строф, в каждой из которых по меньшей мере 32 слога. Её справедливо считают энциклопедией раннего индуизма.

Объекты культурного наследия Индии

В список культурного наследия ЮНЕСКО вошли 25 памятников культурного наследия, расположенных на территории Индии.

Уникальными памятниками являются пещерные храмы в Аджанте и Эллоре. Пещерные храмы в Аджанте - комплекс буддистских монастырей, включающий 29 пещер, вырубленных в скале в виде подковы (II в до н.э. – V в. н.э.). Пещеры делятся на две группы: чайтья (молельные залы) и вихара (кельи монахов). Множество статуй Будды и настенная роспись пещер отражает панораму общественной жизни, буддистские мифы. В XIII в. комплекс был покинут монахами.

Готовые работы на аналогичную тему

Пещерные храмы в Эллоре - включают 34 пещерных храма, 20 из которых – индуистские, 12 – буддийские и два – джайнские, вырубленные в VI–XI вв.

Рисунок 1. Пещерные храмы Эллоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В скалах проложены галереи, площадь ряда залов достигает 40х40 м, стены украшает каменная скульптура и рельефы. Эпическим произведением искусства является храм Кайлас, посвященный богине Шиве, высеченный в скале. Храм покрыт каменной резьбой на религиозные и мифологические темы.

Древний город Фатехпур-Сикри. Бывшая столица Империи Великих Моголов в 1571–1589 гг. Характерен синтез индуистского, могольского и исламского архитектурных стилей. Архитекторы задумали город как череду искусственных террас с дворцами и строениями из красного песчаника. Крепостные стены окаймляют город только с трех сторон. Шедевры архитектуры: Диван-и-Хас – зал личных встреч; Диван-и-Ам – зал для встреч с общественностью; Наубат-Хана – дом, из которого барабанной дробью оповещали о прибытии правителя; дворец Мариям-аз-Замани; мечеть Джама-Масджид и мавзолей Салима Чишти

Памятники Паттадакала - комплекс из девяти индуистских храмов и джайнского святилища, возведенный в VII–VIII вв. Внутреннее убранство построек украшено колоннами с резьбой из эпизодов Махабхараты и Рамаяны, бытия Кришны. Храм Папанатха – крупнейший в комплексе, включает два зала с роскошными колоннами, примыкающими к святилищу. Снаружи храм расписан барельефами, изображающими повествования Рамаяны. Южнее высится джайнский храм Раштракута (IX–X вв.), изваяния слонов украшают вход в два внутренних зала и портик.

Мавзолей Тадж-Махал расположен на севере Центральной Индии в Агре. Жемчужина индо-исламской архитектуры, сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Правитель Шах-Джахан (правил в 1627–1658 гг.) воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены Арджуманд Бану (или Тадж-Махал), умершей в 1631 г. при рождении четырнадцатого ребенка. Усыпальницу строили более 20 лет 20 тыс. человек, включая лучших зодчих из Персии, Турции, Самарканда и Венеции. Высота мавзолея (с куполом) достигает 74 м. По его углам расположены четыре минарета высотой по 42 м. Тадж Махал восхищает изящной резьбой, ажурными решетками и драгоценными камнями.

Горные железные дороги Индии. Выдающиеся технические и инженерные решения, с помощью которых были созданы горные железные дороги Индии, сделали их классикой инженерной мысли. Дарджилинг-Гималайская железная дорога построена в 1879–1881 гг. в Западной Бенгалии, ее длина – 86 км. Поднимается с высоты около 100 м в Силигури до высоты 2200 м в Дарджилинге. Самое опасное место – Крутая петля (Место мучений) над километровой пропастью. Одноколейная дорога Нилгири отличается тем, что перепад ее высот – около 2000 м.

Рисунок 2. Горная железная дорога Дарджилинг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Храмовый комплекс Махабодхи в Бодх-Гайя площадью 4,8 га включен в список Всемирного наследия в 2002 г. Храмовый комплекс считается величайшей святыней буддизма и расположен в месте, где Сиддхартха Гаутама под священным деревом Бодхи (баньян) обрел просветление и стал именоваться Буддой. Центральное место в храме занимает огромная статуя Будды, установленная в III в. В центре комплекса находится пирамидальная башня высотой в 52 м; четыре подобных же, но меньших, окружают ее. Они покрыты голубоватыми и позолоченными изображениями сцен из жизни Будды и бодхисатв – богоподобных существ, достигших вершины совершенства в нирване. Вокруг храма Махабодхи сгруппировались монастыри и духовные буддийские миссии разных стран мира

Культура древней Индии

Древняя Индия - одна из старых цивилизаций, имевшая необычайную высокую ступень культурного развития. Об этом свидетельствуют найденные на ее территории остатки материальной культуры, соответствующие определенному периоду, а также имеют соответствующие временные отметки. Были найдены стоянки с наскальной живописью, где изображены как люди, так и животные, большие охотничьи сцены.
Современное общество, несомненно, имеет преимущества, имеет потенциал, постоянно наращивает все новое и новое, появляются новые разработки, но основе ранее полученных данных, исследуют неисследованное и т.д. У древних цивилизаций же не было ничего, без чего сегодня, современный человек не имеет представления, не то что жизни, но и развитие этого самого прогресса.
Тем не менее, жители древней Индии достигали высот во многих сферах. Секрет их мастерства не разгадан и по сей день. Доказательством их развития служат многочисленные исследования. Доказано, что представители древней Индии были сильны в астрономии – их календарный год длился 12 месяцев. В календарном месяце было 30 дней. На каждый пятый год – добавлялся день, в високосном году. Приблизительно в V- VI в. н. э было известно о земном притяжении, а также в Индии знали о том, что земля круглая и о ее вращении вокруг оси.

Становление культуры, религии и науки древней Индии

Культурное наследие древней Индии

В VI в до н.э. развился буддизм, который в последствии стал одной из великих мировых религий.
Нужно отметить, что основа буддизма в особом учении. А именно – в постижении страдания и причинах такого страдания. Также освобождения и пути к нему. Стремление к идеалу приведет к нирване, тому состоянию, когда нет никаких человеческих, земных желаний, нет необходимости в жизненной привязанности и ко всему миру.
Изучение истории, верований и взглядов жителей древней Индии в большой степени раскрывается в религиозных собраниях, Ведах. Это священные книги, написанные на санскрите в II тыс. до н.э. Самым древним, из таких собраний является Ригведа. В ней изложены религиозные гимны, воспевающиеся богам. Также есть Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Раскрывает облик древнеиндийской культуры эпическая литература. А именно главные из нее - Махабхарата и Рамаяна, записанные санскритом. Ученый Панини в V- IV вв. до н.э. приложил к санскриту особое усилие, обработав язык поздневедической литературы, вследствие чего – санскрит стал особым языком для общения между разнообразными народностями и племенами.
Говоря об Махабхарата и Рамаяна, то эти поэмы востребованы и в современности, а их герои Кришна и Рама, соответственно – обожествлены. Их принято считать воплощением Вишну – наиболее важным божеством в современном индуизме.
Культ сыграл огромную роль в развитии драматургии, беря свое начало в танцевальной пантомиме, сопровождаясь комментарием. Позже в такой пантомиме уже начали разговор и актеры. В древнеиндийской культуре был свой классик драматургии, именовавшийся Калидаса, живший в IV- V вв.. Благодаря ему, раскрывался внутренний мир героев, сопровождалось выступление прозаическими диалогами, монологами в стихотворной форме, а также танцевально-песенной интермедией.
Музыка в древнеиндийской культуре занимала не последнюю нишу, она была неотделимой частью, выражала единство пения и танца, инструментальной музыки и богатства мимики.
Развитие культуры в Индии распространилось и на изобразительное искусство, а также зодчество. Практиковалось и ваяние и фресковая живопись, оттачивались художественные ремесла.

Особый устрой жизни

Культура древней Индии развивалась вместе с жесткой дифференциацией древнеиндийского общества. В зависимости от социального происхождения и характера деятельности, были сформированы замкнутые группы, иногда именуемый варно-кастровый строй :
- по сословиям. Их принято разделять на варны. Их четыре: брахны и кшатрии, вайшьи и шудры.
-по кастам распределение ведется исходя из профессиональной деятельности (их 3500)
Те, кто относится к брахманом считаются аристократами, они участвуют в контакте с наивысшим божеством, им позволено управлять страной. Как правило, представители этой касты происходили родом из жреческого рода.
Кшатрии – воины, знать. Наряду с брахманами живут дружно, у них обоюдное взаимопонимание и согласие, оказывают поддержку и помощь друг другу.
Вайшьи и шудры – те, кто призван обеспечивать хозяйственностью другие касты.
Вайшьи интересовало лишь земледелие и торговля. Шудры же прислуживали всем другим кастам, их доля безмолвна, они не имели своего права и собственности. Были и те, кто не входил в касты – рабы или представители презираемых профессий. Со временем такие стали основателями касты неприкасаемых.
Брахманы были именно той кастой, которая отвечала за хранение традиций и духовных традиций, отвечали за наставничество других людей, исключением были шудры. Они не занимались никаким физическим трудом, а занимались изучением священного писания, разрабатывали законы и положения, они способствовали управлению общества и руководству по судебными делами. Из брахманов могли получиться и Жрецы, только после совершенного изучения Ведов, а также правильного их толкования смысла. Согласно законам Ману – главному правовому документы древней Индии, именно эта варна, могла принимать милостыню и подарки, за исключением еды, и могли претендовать на все, что захочет. Брахманы были настолько привелегированы, что даже сам главнокомандующий государством не имеет права и власти оказать на них какое-либо воздействие, включая физическое воздействие или финансовые посягательства, потому как счистилось, что тело и имущество брахмана неприкасаемы.
Кшатрии были призваны защищать и управлять. Именно эта каста порождала будущих правителей и чиновников, военачальников и прочих главенствующих. В отличии от брахманов, кшатрии были свободны в пище, в частности им полагалось принимать мясо. Для этой касты не было запрета, они принимали в дар, в том числе еду даже от самих брахманов.
Примечательно, что и брахманам и кшатриям запрещалось вступать в браки с низшими сословиями. Исключением могла быть ситуация, когда мужчина из высшего сословия берет себе жену из низшего сословия.
Варны были свободным народом, занимались производством материальных благ. На них полагались управленческие организаторские функции.
Для черновой работы кастовый строй предусмотрел шудр. Они рождались уже не свободными и никогда не могли получить свободу. Они не приобретали и не продавали имущество. Этой касте запрещено использовать обряд упанаяма – дважды рожденным.

В культуре Древней Индии принято выделять следующие основные направления:

  • Письменность и литература,
  • Религия,
  • Наука,
  • Искусство.

В древние времена индийцы поклонялись силам природы, от которых напрямую зависела вся их деятельность и производство, а также божествам, покровительствовавшим этим силам.

Среди самых почитаемых божеств был бог Индра, который повелевал дождем и бурями, боролся с духами, насылающими засуху и был вооружен молнией. Еще один из почитаемых богов был Сурия, покровительствующий солнцу. Индийцы полагали, что он каждое утро выезжал на золотой колеснице, в которую были запряжены огненно-рыжие кони. Древние индийцы молились богам и совершали жертвоприношения.

Люди считали, что если верно произнести заклинания при просьбе к богу, а также правильно принести жертву, то бог не сможет отказать в помощи человеку.

Когда общество трансформировалось, появились классы и государство, то изменились и боги – боги природы превратились в богов, покровительствующих государству и царской власти.

Характеристика религиозных верований

Религией Древней Индии был брахманизм, являвшийся особой жреческой религиозной системой. Жрецы-брахманы были единственными знатоками священного знания и их задачей было хранить его. Жрецы видели себя в качестве божеств, принявших облик человека. Благодаря брахманизму укрепилась кастовая система, которая была выгодна рабовладельцам. В связи с этим в Древней Индии развилось протестное движение, направленное против данной системы и, соответственно, против брахманизма, который ее поддерживал.

Протесты отразились в появлении новой религии – буддизма. Поначалу буддизм выступал против того, чтобы делить людей на касты. Приверженцы новой религии проповедовали то, что все люди должны быть равны, вне зависимости от того, к какой касте они принадлежат. Тем не менее, это не была борьба против общественной несправедливости и кастовой системы, т.к. в основе буддизма лежало положение об отказе от всяческой борьбы.

Наиболее широко распространился буддизм в Древней Индии с середины первого тысячелетия до н.э. Затем уже оттуда он пришел в соседние страны, и на сегодняшний день буддизм является одной из самых распространенных восточных религий.

Искусство и наука

Самое крупное культурное достижение древних индийцев – это создание алфавитной письменности. Индийское письмо состояло из 50 знаков и было намного проще, чем иероглифы египетского письма и клинопись.

В V в. до н.э. индийский ученый Панини изложил основные правила письма в написанных им грамматических учебниках.
Самые первые памятники литературы Древней Индии – это гимны богам, которые индийские певцы исполняли уже в XI – X вв. до н.э. Сборники с этими гимнами называются Ведами и в них содержатся древние легенды и сказания, которые позже легли в основу произведений художественной литературы. В литературе Древней Индии было много сказок, в которых народ отразил свое отношение к угнетателям. Обычно героями становились жадные и глупые жрецы, против которых выступали смелые и находчивые простые люди.

Древние индийцы были знакомы с тем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также имеет шарообразную форму. Они много путешествовали, что поспособствовало развитию географии.

Также успешной была и медицина – в Древней Индии активно развивалась узкая специализация: хирургия, глазные болезни, внутренние болезни и т.д. Врачи Древней Индии были знакомы со многими болезнями и знали способы их лечения. Они обладали знаниями о проведении сложных операций и могли готовить лекарства из разных трав и солей.

Архитектурное искусство Древней Индии

Древняя Индия славилась великолепными дворцами и храмами, известными благодаря необычайной тщательности их отделки.

К примеру, царский дворец в Паталипутре отличался особым великолепием. Многие полагали, что этот шедевр архитектуры создавали боги, а не люди. Он представляет собой огромное деревянное здание, которое украшено колоннами, увитое позолоченными лозами винограда, в которых прятались отлитые из серебра птицы. Ворота храма богаты резьбой и скульптурой и представляют собой сложное архитектурное сооружение.

Также интерес представляют и древние пещерные монастыри и храмы, которые древние индийцы вырубали в скалах и украшали цветной росписью и резными колоннами.

Читайте также: