Культурная жизнь советского общества 1950 1960 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Литературная интеллигенция раскололась на два лагеря:

Наиболее популярные артисты: Л. Утёсов (1895–1982), М. Бернес (1911–1969), К. Лучкó (1925–2005) и др.

Наука.После смерти Сталина были пересмотрены многие устаревшие схемы развития науки. Ключевым звеном научной стратегии стал научно-технический прогресс (НТП). В связи с разработкой ракетно-ядерного щита возрос авторитет науки. В 12 раз выросли расходы государства на науку, числен­ность научных работников увеличилась в 6 раз и со­ставила 1/4 всех учёных мира. Активизировалась научная мысль. Были открыты новые исследова­тельские институ­ты: электронных управляющих машин (ЭВМ), полупроводников, физики высоких давлений, радиационной био­логии. Возродились исследования в области гене­тики. Советские учёные-физики Л. Ландау, Н. Басов, А. Прохоров, Н. Семёнов, П. Черенков, И. Франк, И. Тамм в 1956–1964 гг. стали лауреатами Но­белевской премии.

Советские учёные первыми в мире сконструировали и построили:

-АЭС в г. Обнинске (1954 г.), затем – в Новосибирске и Воронеже;

реак­тивный пассажирский самолет ТУ-104 (1955 г., А. Тýполев);

-синхрофазотрон – протонный ускоритель (1957г., В. Векслер).

Образование.Рост потребностей в специалистах стимулировал уве­личение числа вузов, прежде всего, связанных с пе­редовыми технологиями: ядерной энергети­кой, электроникой, реактивной техникой и др. На первый план вышло вечернее и заочное образо­вание для людей, занятых на произ­водстве (от 28 % всех студентов в 1946 г. до почти 52 % в 1961 г.). Отменена плата за обучение. В 1957 г. по новым правилам приёма в вузы льготы получили лица, имев­шие стаж работы не менее 2 лет или демобили­зованные из ар­мии. Наряду с положительными моментами это имело и ряд отрица­тельных: снизились успеваемость и качество знаний студентов.

Минусы реформы: -предприятия-шефы, на чьи плечи воз­лага­лось профобучение, не были заинтересованы в труде школьни­ков;

-профессиональная подготовка носила формальный харак­тер;

-школы не располагали материальной базой для профобучения;

-вы­пускники не желали работать по приобретённым специаль­но­стям.

Таким образом, духовное раскрепощение при Н.С. Хрущёве было неполным, сохранялись многочисленные идеологические барьеры.

Отрезок отечественной истории, который имеет тесную связь с персоной Никиты Сергеевича Хрущева, историки зачастую именуют "великим десятилетием". Происходящие в этот временной промежуток изменения затронули не только области политики и экономики, но и культуру, науку, образование, а также иные сферы духовной жизни социума.

Значение данного периода, особенно в области культурного развития страны, выдается далеко за рамки реформаторского движения самого Хрущева. Самым емким и образным определением данной эпохи стало название художественного романа Ильи Эренбурга "Оттепель", который увидел свет в 1954 году.

Самое значительное событие, радикально повлиявшее на сознание общества, была трансформация идеологии, которая была вызвана критикой сталинского правления. В годы "оттепели" было сформировано целое поколение интеллигенции Советского Союза, которое воспитали в стиле критики "деформаций социализма", которые непосредственно связанны с особой Сталина.

Образование

В сфере школьного образования в середине 1950-х годов приоритетным вектором развития стало "упрочение связей школы с жизнью". Уже в 1955-56 учебном году в средней школе вводились новые учебные планы, которые были направлены на получение политехнического образования, позволяющее выпускникам определить свое место в сфере производства.

Как гласил Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятый в декабре 1958 года, стало обязательным восьмилетнее общее образование. Период получения образования в полной средней школе продлевался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ вынуждены были сочетать процесс обучения с рабочей деятельностью на предприятии либо в сельской местности (колхозах).

Аттестат зрелости всем выпускникам вручали в одно время со свидетельством о полученной специальности. Вместо многочисленных профессиональных училищ и школ формировалась единая система профессионально-технических училищ (ПТУ), где срок обучения составлял от одного года до трех лет.

Стоит заметить, что лозунг связи школы с жизнью по факту был слабо реализован в жизни, так как лишь малая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. Также отмечалось снижение уровня общеобразовательной подготовки.

Во время вступления Советского Союза в эру научно-технического прогресса возросла потребность специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование. При этом больше внимания уделялось увеличению возможностей получения вечернего и заочного обучения.

Наука

Быстрые темпы развития научно-технического прогресса оказали ощутимое влияние на научную сферу Советского Союза. Особенное место в данный период отводилось теоретической физике. Успехи ученых-физиков Советского Союза получили огласку и широкое признание по всей планете.

Обладателями Нобелевских премий стали П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова-Черенкова (1958 год); Л. Д. Ландау за создание теории жидкого гелия (1962 год); Н. Г. Басов и А. М. Прохоров за опыты в сфере квантовой электроники (создание лазера и мазера, 1964 год).

В 1957 году в Советском Союзе впервые начал свою работу мощнейший ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Данное практическое открытие стало началом развития нового направления науки - физики высоких и сверхвысоких энергий, что, со своей стороны, повлекло за собой создание принципиально новых отраслей народного хозяйства: атомной промышленности и энергетики.

Уже в 1954 году была сконструирована и запущена первая в мире атомная электростанция (АЭС), расположенная в подмосковном научном центре Обнинске. Позже начали строительства более крупных Воронежской, Белоярской и Сибирской АЭС. В 1957 году отплыл от берегов первый в мире атомоход - ледокол "Ленин". Весомые и важные открытия сделали советские ученые в сферах автоматики и телемеханики, квантовой электроники, вычислительной техники и кибернетики, радиоэлектроники, физики полупроводников.

На стыке 1950-1960-х годов методы математического моделирования, которые разработали В. С. Кулебакин, Н. М. Крылов, Н. Н. Боголюбов, стали использовать в таких науках как биология, языкознание и даже история. Нобелевскую премию в 1956 году получил за свои труды академик Н. Н. Семенов, работающий в сфере теории цепных реакций. Успехи и высокие результаты в сфере теоретической химии дали возможность создавать новейшие сверхпрочные материалы - полимеры.

Вместе с физикой, химией и математикой отмечалось бурное развитие биологии. Но личная протекция Хрущева, оказываемая академику Т. Д. Лысенко жестко останавливала развитие в Советском Союзе таких ее направлений как молекулярная биология, генетика и генная инженерия.

Период "оттепели" вошел в историю мирового технического прогресса как эпоха колонизации космического пространства. С помощью достижений в сфере ракетно-космической техники, Советский Союз превратился на долгие годы в признанного лидера в изучении околоземного пространства.

4 октября 1957 года на базе сконструированных советскими учеными и конструкторами во главе с Сергеем Павловичем Королевым баллистических многоступенчатых ракет в Советском Союзе был запущен первый за всю историю человечества искусственный спутник Земли.

А 12 апреля 1961 года стало знаменательной датой для все планеты, так как впервые за всю ее историю на космическом корабле "Восток" летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся 108 минут (рисунок 1)

Наука

За три последующих года по программе "Восток" на кораблях этой серии, рассчитанных на одно место, было осуществлено еще шесть полетов, а в 1965 году летчик-космонавт А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос.

Значительных успехов советская наука достигла и в отрасли авиастроения.

В 1956 году взлетел первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, который был создан под руководством конструктора А. Н. Туполева, а спустя один год в 1957, группой инженеров и конструкторов, возглавляемых С.В. Ильюшиным, был создан четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, который стал надежнейшим самолетом гражданской авиации Отечества.

Развивающаяся бурными темпами космическая и авиационная техника Советского Союза стала фундаментом для расширения открытий астрономов и астрофизиков. Благодаря искусственным спутникам Земли, советские ученые смогли исследовать внешний радиационный пояс и магнитное поле нашей планеты, а также реализовать создание фотографии обратной стороны Луны, явить миру новые астрофизические объекты.

Обществоведение и история

Процессы духовной демократизации, уклонение от жестких правил "Краткого курса ВКП(б)" послужили новым импульсом для развития обществоведения.

С середины 1950-х до начала 1960-х годов опубликовали огромное число документальных сборников и литературы мемуарного характера, которые раскрыли проблемы истории советского социума, ранее запретные для исследователей. В то же время были показаны свету не публиковавшиеся ранее труды К. Маркса и Ф. Энгельса, статьи и письма вождя пролетариата - В. И. Ленина (в том числе "Письмо к съезду", которое содержало критические замечания в адрес И. В. Сталина), были намечены изменения и в фундаментальных, и в прикладных сферах общественных наук.

Прекрасным фактом стало открытие новых научных журналов типа "Мировая экономика и международные отношения", "История СССР", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и прочее. На страницах научных периодических изданий разгорались споры и дискуссии касательно актуальных проблем теории и методологии советского обществоведения, велся поиск новейших подходов к разрешению ключевых научных задач (например, велось обсуждение вопросов периодизации истории Отечества).

В этот период жизни из забвения возвращаются имена несправедливо репрессированных в годы правления Сталина деятелей советского государства, партийного руководства и военных офицеров. Несмотря на такую демократизацию общества, стоит отметить, что открытия в сфере общественного развития Советского Союза все также упирались в строгий контроль партии.

Запретными были целые перечни главных тем государственно-политического и социального развития. Внутренние противоречия, характерные эпохе "оттепели" в отрасли идеологии, не давали возможности обществоведам Советского Союза победить концептуальный консерватизм; определить объективные причины из-за которых зародился и развивался авторитаризм в нашей стране. Самые робкие попытки осуществить анализ всей системы социализма натыкались на решительное сопротивление.

Литература и кинематограф

Литературная отрасль того периода отмечается ярким возникновением кризиса идеологии советского общества после смерти Сталина. Художественная форма позволяла затрагивать лишь те злободневные жизненно важные проблемы, невозможные подверганию обсуждениям в открытую из-за цензурных рамок и преград.

Благодаря их помощи идеологи и политтехнологи партии хотели сохранить главенствующее влияние идеологии марксизма в среде творческой интеллигенции и осуществить контролирующие действия над литературно-художественными процессами. К концу 1950-х годов в среде творческой интеллигенции четко оформились два центра противостояния:

  • либеральный, который возник вокруг журнала "Новый мир" (главный редактор А. Т. Твардовский):
  • консервативный, который сплотил вокруг журнала "Октябрь" (главный редактор В. А. Кочетов).

Значительными произведениями периода "оттепели" помимо известной повести И. Э. Эренбурга, давшей название всей эпохе, стали романы В. Д. Дудинцева, Д. А. Гранина (Германа), А. Я. Яшина, повести А. Т. Гладилина, В. Н. Семина, пьесы В. И. Пановой, В. С. Розова, Л. Г. Зорина. Публикации этих авторов привели к бурным дискуссиям широкой аудитории читателей.

Массовый интерес, в частности в молодежной среде, вызывала поэзия. С помощью политической реабилитации у читателей всего Советского Союза возникла уникальная и неведомая до этого возможность познакомиться с творчеством А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама и многих других поэтов, которые были запрещены еще в 1930-е годы. Особенностью "оттепели" стало появление так называемой "эстрадной" поэзии Б. А. Ахмадуллиной, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского и прочих.

Значительные успехи в период "оттепели" были достигнуты кинематографом. Лучшие фильмы Советского Союза того периода были по достоинству признаны многомиллионной зрительской аудитории как в Советском Союзе, так и за его границами. На международных кинофестивалях премий удостоились ленты, которые были посвящены Великой Отечественной войне: "Летят журавли" (режиссер М. К. Калатозов, 1957 год), "Баллада о солдате" (режиссер Г. Н. Чухрай, 1959 год), "Судьба человека" (режиссер С. Ф. Бондарчук, 1959 год, рисунок 2).

Литература и кинематограф

После кончины Сталина к власти пришел Н. С. Хрущев. После жестокого правления жизнь народа круто переменилась. Некоторые поблажки стали своеобразным бальзамом на душу. Культура и духовная жизнь общества в период оттепели поднялась на несколько ступеней выше, страх быть сосланными постепенно стал уходить.

К власти пришел Н. С. Хрущев

Свобода слова и мышления

Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.

Период оттепели

Политическая сторона вопроса

После смерти Сталина в советской стране началась борьба за власть. В течение непродолжительного времени страной руководил Георгий Маленков (1953−1955 годы). Какое-то время Сталин еще считался великим лидером. Но в 1955 году на пост первого секретаря ЦК КПСС был назначен Никита Сергеевич Хрущёв. Был введён термин десталинизация. Это нужно было для формирования личной власти Н. Хрущева. Итогом стало формирование системы взглядов, дававших гарантию элите на сохранение своих должностей. Многие политические деятели встали на сторону Хрущева.

Некоторые особенности и недостатки преобразований в политической жизни страны кратко описаны в таблице:

Термин десталинизация

Изменения в искусстве и культуре

В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.

В музыкальном конкурсе имени Чайковского (1958 год) победил американский пианист Ван Клиберн. Ведущие режиссеры мечтали, чтобы их пригласили на Московский международный кинофестиваль, который состоялся в 1959 году.

Оттепель в литературном поприще

В СССР роман считался запрещённым, в газетах публиковались критические статьи в адрес Пастернака, а его самого исключили из Союза писателей. Это привело к тому, что из-за подобной травли писатель отказался от Нобелевской премии и вынужден был признать: подобные произведения не допускается публиковать в заграничных изданиях. Результатом стала смерть писателя в 1960 году.

Однако были и позитивные факты для советской литературы. Появилось много новых имен:

  • Евгений Евтушенко;
  • Андрей Вознесенский;
  • Роберт Рождественский;
  • Булат Окуджава;
  • Белла Ахмадуллина.

Реформы в просвещении и науке

Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.

Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:

  • была разработана атомная и водородная бомбы под руководством Курчатова и Сахарова
  • в апреле 1957 года на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли
  • 1961 год знаменателен тем, что в космическое пространство впервые полетел русский человек, и звали его Юрий Алексеевич Гагарин.

Духовная я культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъема науки и образования. С другой — общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг., наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП(б)”, пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”, альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались запрещенные стихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”, фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.). В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в ракетостроении). В Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилась нетерпимость к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

Духовная я культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъема науки и образования. С другой — общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг., наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП(б)”, пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”, альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались запрещенные стихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”, фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.). В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в ракетостроении). В Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилась нетерпимость к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

Также популярны были и другие писатели:

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Советская власть против литературы

В его защиту выступали многие поэты и писатели:

  • Чуковский;
  • Паустовский;
  • Маршак;
  • Ахматова;
  • Твардовский.

В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Также из-за вынужденной миграции пострадали:

Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.

Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:

  • Трифонов;
  • Распутин;
  • Белов;
  • Астафьев.

Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.

Театр и кино

Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:

Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:

Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:

  1. Музыкальный театр. Самые знаменитые оперные певцы – Образцова, Нестеренко, Вишневская.
  2. Балет – Плисецкая, Уланова, Лиепа.
  3. Эстрадная песня – Ротару, Кобзон, Магомаев, Пугачёва.

Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.

Живопись

В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.

Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.

Образование

Положения школьной реформы:

В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.

Архитектура и скульптура

Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.

Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был возведен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптор – Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискарёвском кладбище, скульпторы – Таурит и Исаева.

Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.

Читайте также: