Культуркампф это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этим именем обозначил впервые Вирхов, в 1873 г., борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанизма. После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии, опасаясь партикуляристских стремлений католического духовенства и влияния папского престола на политику Германии, перешло к новой системе церковно-государственного права. Инициатором этой политики был кн. Бисмарк, главным исполнителем его планов — прусский министр народного просвещения и исповеданий Фальк. Первым серьезным шагом в этом направлении было изгнание (1872) из Германии ордена иезуитов, по определению германского рейхстага; затем исследовали знаменитые "майские законы" (11, 12 и 13 мая 1873), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой.Органами надзора, кроме общих полицейских учреждений, с обер-президентами и министром во главе, был специальный государственный суд для церковных дел. Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них. После ряда протестов со стороны католических епископов, обошедшихся им во много лет тюрьмы и во много тысяч марок штрафов, папа, энцикликой 5 февраля 1875 г., объявил законы не имеющими силы; преследуемым епископам он, в той или иной форме, выразил свое благоволение (архиепископ познанский Ледоховский, приговоренный в 1874 г. к 2-годичному тюремному заключению, был возведен в сан кардинала). Прусское правительство отвечало прекращением всех выдач на католическую церковь из средств государственного казначейства и новыми законами об управлении церковными имуществами и диоцезами (1875-1876). Этим К. достиг кульминационной точки. Центр (см.) усилился (1871-63 депутатами в рейхстаге и 724000 голосов, 1874-91 депут. и 1445000 голосов) и образовал сильную оппозиционную партию, в союзе с другими представлявшую весьма опасную силу; консервативная партия также была недовольна. Для борьбы с социал-демократией и проведения других мер были нужны голоса центра — и правительство пошло мало— помалу на уступки. Фальк получил отставку; место его заняли сочувствовавшие клерикальным стремлениям сперва (1879) Путкаммер, потом (1881) Госслер. Большая часть майских законов была отменена; в 1891 г. были возвращены католической церкви даже не выданные ей 16 млн. марок, накопившиеся с 1875 г. См. Hans Blum, "Das Deutsche Reich zur Zeit Bismarcks" (Лпц., 1894); Schulte, Gesch. d. K. in Preussen" (Эссен, 1882); Wiermann, "Gesch. d. K." (2 изд., Лпц., 1886); Majunke, "Gesch. d. K. in Preussen-Deutschland" (Падерборн, 1886-87).

Лит.: Германская история в новое и новейшее время, т. 1, М., 1970, с. 334—37; Kissling J. B., Geschichte des Kulturkampfes im Deutschen Reiche, Bd 1—3, Freib., 1911—1916.

Культуркампф — Этим именем обозначил впервые Вирхов, в 1873 г., борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанизма. После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии, опасаясь партикуляристских стремлений католического духовенства и влияния папского престола на политику Германии, перешло к новой системе церковно-государственного права. Инициатором этой политики был кн. Бисмарк, главным исполнителем его планов — прусский министр народного просвещения и исповеданий Фальк. Первым серьезным шагом в этом направлении было изгнание (1872) из Германии ордена иезуитов, по определению германского рейхстага; затем исследовали знаменитые "майские законы" (11, 12 и 13 мая 1873), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой. Органами надзора, кроме общих полицейских учреждений, с обер-президентами и министром во главе, был специальный государственный суд для церковных дел. Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них. После ряда протестов со стороны католических епископов, обошедшихся им во много лет тюрьмы и во много тысяч марок штрафов, папа, энцикликой 5 февраля 1875 г., объявил законы не имеющими силы; преследуемым епископам он, в той или иной форме, выразил свое благоволение (архиепископ познанский Ледоховский, приговоренный в 1874 г. к 2-годичному тюремному заключению, был возведен в сан кардинала). Прусское правительство отвечало прекращением всех выдач на католическую церковь из средств государственного казначейства и новыми законами об управлении церковными имуществами и диоцезами (1875-1876). Этим К. достиг кульминационной точки. Центр (см.) усилился (1871-63 депутатами в рейхстаге и 724000 голосов, 1874-91 депут. и 1445000 голосов) и образовал сильную оппозиционную партию, в союзе с другими представлявшую весьма опасную силу; консервативная партия также была недовольна. Для борьбы с социал-демократией и проведения других мер были нужны голоса центра — и правительство пошло мало— помалу на уступки. Фальк получил отставку; место его заняли сочувствовавшие клерикальным стремлениям сперва (1879) Путкаммер, потом (1881) Госслер. Большая часть майских законов была отменена; в 1891 г. были возвращены католической церкви даже не выданные ей 16 млн. марок, накопившиеся с 1875 г. См. Hans Blum, "Das Deutsche Reich zur Zeit Bismarcks" (Лпц., 1894); Schulte, Gesch. d. K. in Preussen" (Эссен, 1882); Wiermann, "Gesch. d. K." (2 изд., Лпц., 1886); Majunke, "Gesch. d. K. in Preussen-Deutschland" (Падерборн, 1886-87). В. Водовозов.

(нем., культурная борьба). Борьба государства с католическою церковью, как назвал ее Вирхов, в Германии, в 1871-87 гг.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

борьба за культуру; борьба между прусским правительством и католическ.духовенством в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого столетия.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

(нем. kulturkampf борьба за культуру) принятое в литературе наименование мероприятий правительства о. бисмарка в Германии, проведенных под видом борьбы за культуру в 70-х гг. 19 в. против католической церкви в целях подрыва сепаратистских антипрусских тенденций.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

[ нем. Kulturkampf “борьба за культуру” ] – борьба германского правительства Бисмарка (в 70 гг. 19 в.) с католической церковью, вмешивавшейся в политику, претендовавшей на руководство народным образованием и поддерживавшей политический партикуляризм южных государств Германии; этой борьбе был придан вид борьбы за светскую культуру против клерикализма.

Культуркампф "Культуркампф" (нем. Kulturkampf- борьба культур), конфликт между герм, пр-вом во главе с Бисмар-ком и Римской католической церковью (1872-87), связанный с контролем над школами и назначением священников. Население в Юж. Германии, Эльзас-Лотарингии и польских пров. было преимущ. католич., в то время как осн. его масса в Германии исповедовала лютеранство. Бисмарк, стремившийся укрепить центр, власть в Германской империи, издал Майские декреты (1873), ограничивавшие права католич. церкви и предусматривавшие наказание для всех неподчинившихся. Начались аресты и высылки непокорных священнослужителей: к 1876 г. 1300 приходов лишились священников, неподчинившиеся стали "мучениками" в глазах прихожан. Нуждаясь в поддержке католиков в рейхстаге, Бисмарк вскоре отменил мн. из законов против церкви или не настаивал на их исполнении.

Всемирная история. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. — М.: Весь мир, ИД "Инфра-М", Oxford University Press . Гарри Джадж . 2003 .

Смотреть что такое "Культуркампф" в других словарях:

КУЛЬТУРКАМПФ — (нем., культурная борьба). Борьба государства с католическою церковью, как назвал ее Вирхов, в Германии, в 1871 87 гг. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУЛЬТУРКАМПФ борьба за культуру; борьба между… … Словарь иностранных слов русского языка

КУЛЬТУРКАМПФ — (нем. Kulturkampf борьба за культуру) наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в Германии в 1870 х гг. против католической церкви, выражавшей сепаратистские антипрусские тенденции. В 80 х гг. остались в силе лишь законы 1875 о… … Большой Энциклопедический словарь

Культуркампф — Этим именем обозначил впервые Вирхов, в 1873 г., борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанизма. После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КУЛЬТУРКАМПФ — (нем. Kulturkampf), борьба германского правительства с Римско католической церковью в 1872 1886. Провозглашение на I Ватиканском соборе (1870) догмата о папской непогрешимости привело к образованию в Германии т.н. старокатолической церкви,… … Энциклопедия Кольера

"КУЛЬТУРКАМПФ" — (Kulturkampf борьба за культуру) принятое в лит ре наименование мероприятий пр ва О. Бисмарка в 70 х гг. 19 в. против католич. церкви, гл. опоры католич. партии Центра , выражавшей сепаратистские, антипрусские тенденции, распространенные гл. обр … Советская историческая энциклопедия

Культуркампф — Культуркампфъ Культурная борьба. Борьба (неудачная) прусскаго и отчасти общеимперскаго германскаго права противъ ультрамонтанизма противъ притязанія католическаго духовенства. (Слово Рихтера.) Ср. Kulturkampf. Ср. Ich wollte damals (1873)… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Культуркампф — Принудительная лютеранизация Германии в конце XIX века под флагом борьбы за общую культуру нации. В результате католическая церковь в Германии была загнана в подполье. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины

[нем. Kulturkampf - борьба за культуру], направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью, вслед. чего возник конфликт между герм. гос-вом и нем. католиками. Политика К. приняла форму противостояния Германской империи при рейхсканцлере О. фон Бисмарке (1871-1890) и Римско-католической Церкви при папе Римском Пии IX (1846-1878). Официально К. объявили завершенной в 1887 г.

Гос. политика К. подразумевала проведение либеральных преобразований, отделение Церкви от гос-ва и учреждение регистрируемого гос-вом гражданского брака. Этому противились сторонники консервативных и религ., прежде всего католических, сил. Они выступали за сохранение влияния Церкви на нем. общество и гос. политику. К. затронул и протестант. Церкви в Германии, хотя они не находились в центре противостояния и даже не определяли своих позиций в этом конфликте. Ослабление влияния католич. Церкви в Германии было в интересах герм. протестантов, но жесткие меры Бисмарка в отношении католич. духовенства не раз критиковались представителями протестант. Церквей. В политическом смысле это противостояние свелось в Германии к борьбе представителей католич. меньшинства в парламенте, прежде всего католич. партии Центра, за влияние на внутреннее развитие гос-ва.

Предпосылки К.

В окт. 1870 г. в г. Зост группа католич. политиков Германии провозгласила политическую программу, целью к-рой была консолидация политических сил для защиты интересов католич. населения герм. гос-ва. 13 дек. в Прусском парламенте была восстановлена католическая партия Центра (Deutsche Zentrumspartei); в 1852-1867 гг. она была представлена в парламенте в качестве католич. фракции между консерваторами и либералами, что давало возможность привлекать депутатов-некатоликов. Основными требованиями партии Центра стали защита автономии и прав католич. Церкви, интересов герм. национальных меньшинств (поляков, эльзасцев и ганноверцев), создание и поддержка церковноприходских школ, противодействие введению светских браков. Нем. католики часто рассматривали государственно-церковные отношения с позиций ультрамонтанства - идейного течения в Римско-католической Церкви, постулировавшего строгое подчинение национальных католич. Церквей Римскому епископу, к-рый воспринимался как носитель верховной власти над светскими государями Европы.

В 1867 г. в Северо-Германском союзе, а затем в 1871 г. в Германской империи были введены выборы на основе всеобщего (для мужчин, достигших 25 лет и не являющихся военнослужащими) и прямого тайного голосования. Расширение электората привело к усилению политического представительства католиков. На состоявшихся в 1871 г. выборах в рейхстаг Германской империи партия Центра завоевала 63 из 382 депутатских мест. С партией Центра сотрудничали региональные католич. партии (Баварская патриотическая партия, Католическая народная партия Бадена). Поддержка политических требований жителей национальных окраин империи, особенно южногерм. (Бавария, Баден) и польск. (Познань) земель, Эльзаса и Лотарингии, со стороны партии Центра противоречила внутриполитическому курсу Бисмарка, направленному на дальнейшую централизацию и укрепление единства Германской империи.

Политика К.

Стремление Бисмарка ослабить и ограничить влияние католиков в политической и культурной жизни Германии было воплощено в ряде распоряжений и законов, направленных против католич. Церкви. Действие нек-рых из них распространялось на всю территорию Германской империи, другие вводились непосредственно в Прусском королевстве. Ограничение влияния католич. Церкви в Пруссии шло более последовательно и широкомасштабно, чем на общеимперском уровне. Наступление на ультрамонтанов началось именно в Пруссии, где 8 июля 1871 г. в королевском Министерстве просвещения и исповеданий был упразднен самостоятельный департамент по делам католиков, преобразованный в отделение при департаменте по делам протестантов.

Политика К. нашла последовательное воплощение в направленных против католич. Церкви т. н. Майских законах, к-рые были приняты в мае 1873, 1874 и 1875 гг. ландтагом Пруссии и рейхстагом Германской империи. Закон от 11 мая 1873 г. обязывал каждого служителя Церкви иметь оконченное школьное и университетское образование со сдачей гос. экзамена. Объявление о назначении на церковную должность переходило к полномочиям оберпрезидента, к-рого надлежало обязательно извещать о состоявшемся назначении (Anzeigepflicht), при этом оберпрезидент мог опротестовать назначение в случае, если имелись факты, доказывающие противодействие кандидата на должность гос. законам или предписаниям начальства, а также его участие в акциях, подрывавших общественное спокойствие (право протеста - Einspruchsrecht). Закон от 12 мая 1873 г. учреждал в Берлине суд по церковным делам. Несогласные с нововведениями епископы могли быть лишены кафедр. Новым законам было подчинено католич. и протестант. духовенство, однако активную борьбу с нововведениями вели преимущественно католич. священники. В небольшом вестфальском г. Кевелар в окт. 1873 г. Майнцский еп. Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер в присутствии 25 тыс. чел. осудил гос. политику вмешательства в церковные дела. Поскольку обсуждение гос. дел, согласно Кафедральному параграфу, было запрещено, епископ был схвачен и осужден на 2 года заключения в крепости, что вызвало народные протесты. Имперским законом от 4 мая 1874 г. (закон об экспатриации - Expatriierungsgesetz) в целях предотвращения некомпетентного исполнения консисториями своих обязанностей в отношении непослушных священников разрешалось использовать ограничение права проживания вплоть до высылки из страны. Принятый прусским ландтагом 31 мая 1875 г. т. н. антимонашеский закон запрещал на территории Прусского королевства деятельность всех монашеских орденов и конгрегаций, за исключением тех из них, основная деятельность к-рых была посвящена уходу за больными; учреждение новых отделений орденов и вступление в ордены новых членов запрещались.

К сер. 1875 г., когда противостояние с католич. Церковью в рамках политики К. достигло апогея, был наложен арест на церковное имущество общей стоимостью ок. 16 млн золотых марок, в тюрьмах находилось более 1800 католич. священников, в т. ч. Гнезненский архиеп. Мечислав Халька Ледуховский и Трирский еп. Маттиас Эберхард, приговоренный к 9 месяцам заключения и штрафу в 130 тыс. золотых марок. К этому времени суду были преданы 250 священнослужителей, 230 из 731 приходов Трирского еп-ства были вакантными.

Политика К. стала характерным для своего времени явлением, определив характер внутриполитического развития этого гос-ва в первые годы его существования. Несмотря на объявление об окончании К. в 1887 г., Церковь была отделена от гос-ва вплоть до падения Германской империи в 1918 г. Партия Центра играла незначительную роль во внутриполитической жизни империи. Иезуитский закон был отменен в 1917 г., а ряд норм К. о государственно-церковных отношениях сохранялись до вступления в силу Веймарской конституции (1919); при этом Кафедральный параграф оставался в силе до 1953 (отменен в ФРГ) и 1968 г. (отменен в ГДР). Необходимость предварительного заключения гражданского брака перед церковным отменена в Германии лишь с 1 янв. 2009 г., однако вслед. многочисленных гражданско-правовых норм, регулирующих семейные отношения, католич. Церковь не настаивает на определении венчания как единственной законной формы брака. Гос. контроль школьного образования сохраняется в Германии до наст. времени.

Ист.: Bismarck O., von. Die gesammelten Werke. B., 1935. Bd. 6c; 1925. Bd. 8; 1926. Bd. 9; 1930. Bd. 11-12; он же (Бисмарк). Воспоминания, мемуары. М.; Минск, 2002. 2 т.

Лит.: Franz-Willing G. Kulturkampf: Staat und katholische Kirche in Mitteleuropa. Münch., 1954; Gall L. Bismarck: Der weisse Revolutionär. Fr./M., 1980; Engelberg E. Bismarck: Das Reich in der Mitte Europas. B., 1990; Оболенская С. В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в кон. 70-х гг. XIX в. М., 1992; Pflanze O. Bismarck. Münch., 1997-1998. 2 Bde; Kulturkampf in Europa im 19. Jh. / Hrsg. Ch. Clark, W. Kaiser. Lpz., 2003; Borutta M. Antikatholizismus: Deutschland und Italien im Zeitalter der europäischen Kulturkämpfe. Gött., 2011.

В том же 1872 г. рейхстаг утвердил закон о запрещении деятельности иезуитских орденов и конгрегаций. В течение 1873—1875 гг. был осуществлен еще ряд мероприятий, чувствительно затронувших интересы католической церкви. Государство взяло в свои руки подготовку духовных лиц и само назначало их; была ограничена власть высшего духовенства по отношению к служителям церкви и верующим, отменены те статьи конституции, которые предусматривали автономию церкви, был проведен закон об обязательном гражданском браке.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VII. М., 1960, с. 72-73.

Читайте также: