Культура в россии на рубеже xix xx веков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 1890-х гг. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, в 1914 г. расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии, лишь в 1,5 раза

Конец XIX — начало XX в. ознаменовались интенсивным развитием отечественной науки. Крупными достижениями снискали себе заслуженную известность ученые-естественники. П. Н. Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н. Е. Жуковский и его ученик С. А. Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К. З. Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую известность приобрели исследования в области минералогии и геохимии В. И. Вернадского. Созданное им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей на планете в процессе сознательной деятельности человечества, сыграло огромную роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы. На рубеже двух веков успешно работал в области ботаники К. А. Тимирязев. Признание международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий. Их лауреатами были выдающийся физиолог И. П. Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И. И. Мечников (1908).

Конец XIX — начало XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская религиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны. Своеобразным религиозным ренессансом стало творчество плеяды блестящих философов — Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Л. Франка и др. Опираясь на соответствующие традиции русской философии, они видели важнейшее средство гармонизации общественных отношений в нравственном самосовершенствовании личности. Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала одной из вершин мировой философской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии истории и другим вопросам, вечно волнующим человеческий ум.

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П. А. Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Эмигрировавший в 1922 г. из СССР Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды М. И. Туган-Барановского, П. Б. Струве. Крупных успехов достигла и собственно отечественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России. Филолог и историк А. А. Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Ценные исследования по истории Древней Руси принадлежали Н. П. Павлову-Сильванскому. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А. Е. Пресняков, С. Ф. Платонов, С. В. Бахрушин, Ю. В. Готье, А. С. Лаппо-Данилевский и др. П. Н. Милюков прославился не только как политический деятель, но и как талантливый историк. Его магистерская диссертация, посвященная финансово-экономическим аспектам петровских преобразований, была с успехом защищена в Московском университете.

В поле зрения русских историков находилось, конечно, не только прошлое Отечества. Проблемы западноевропейского Средневековья и Нового времени исследователи П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Крупнейшим специалистом по всеобщей истории являлся Н. И. Кареев, чьи труды приобрели поистине всеевропейскую известность. В области антиковедения успешно работали С. А. Жебелёв, М. И. Ростовцев. Выдающимся египтологом и исследователем Древнего Востока был Б. А. Тураев. Для изучения истории и культуры народов Средней Азии существенное значение имели исследования В. В. Бартольда. Важную роль в развитии отечественной арабистики сыграли труды И. Ю. Крачковского. Работами, посвященными китайской культуре, прославился В. М. Алексеев. Успешно развивались на рубеже двух веков правоведение, филологические науки и т. п.

В первой половине 1890-х гг. началась писательская деятельность A. М. Горького, поставившего свой талант на службу революции. Значительным явлением в развитии реалистического направления в русской литературе были произведения таких писателей, как И. А. Бунин, В. В. Вересаев, А. И. Куприн, А. Н. Толстой, Н. Г. Гарин-Михайловский, Е. В. Чириков и др.

На рубеже двух веков началась творческая деятельность А. А. Блока, входившего в круг младших символистов. Поэзия Блока, проникнутая предчувствием неизбежности коренных перемен в жизни страны, исторических катастроф, была во многом созвучна общественным настроениям эпохи. В начале XX в. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева создают произведения, которые стали блестящими образцами русской поэзии. Незадолго до начала Первой мировой войны на литературной арене возникло новое течение — футуризм, представители которого объявили о разрыве как с традициями классики, так и со всей современной им литературой. В рядах футуристов началась поэтическая биография В. В. Маяковского.

Театр. Музыка. Балет.

В развитии отечественного театрального искусства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 г. К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко — крупнейшими режиссерами и теоретиками театра. Вокруг них собралась талантливая актерская группа, к наиболее выдающимся членам которой принадлежали

К началу XX в. все более широкое мировое признание завоевывает русская музыка (как классическая, так и современная). В это время продолжал творить великий мастер оперного искусства композитор Н. А. Римский-Корсаков. В области симфонической и камерной музыки создавали подлинные шедевры А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, М. А. Балакирев, Р. М. Глиэр и др.

Поистине всемирную известность завоевал русский балет. Особым успехом пользовалась представительница русской школы классического танца А. П. Павлова. Завоеванию отечественным балетным искусством первенства в мировой хореографии содействовали гастроли русских танцовщиц и танцоров за рубежом, в частности, спектакли, устраивавшиеся регулярно С. П. Дягилевым.

Одной из замечательных особенностей культурной жизни этого периода было меценатство. Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера С. И. Мамонтова, Московский художественный театр и т. п. Московский предприниматель П. Г. Шелапутин пожертвовал полмиллиона рублей на устройство учительской семинарии. Ф. П. Рябушинский на финансирование Камчатской экспедиции выделил 200 тыс. руб. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу российской буржуазии в деле развития и приумножения богатств отечественной культуры.

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в Образование и просвещение. Согласно Первой Всероссийской переписи 1897 г., доля грамотных людей в России составила 21,2 %. Однако это средние цифры. По отдельным регионам и слоям населения они колебались. Среди мужчин грамотных

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в Образование и просвещение. Согласно Первой Всероссийской переписи 1897 г., грамотных людей в России было 21,2 %. Отмечалось, что грамотных мужчин в два раза больше, чем женщин. Среди горожан грамотных было 45 %, среди сельских

Культура России в конце XIX — начале XX в.

Культура России в конце XIX — начале XX в. Конец XIX — начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную

Часть II РУСЬ В КОНЦЕ Х — НАЧАЛЕ XII В.

Часть II РУСЬ В КОНЦЕ Х — НАЧАЛЕ XII В. Да аще будете в любви межю собою, Бог будет в вас, и покорить вы противныя под вы и будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях и которающеся, то погыбнете сами, и погубите землю отець своих и дед своих, иже налезоша

IV Русская Церковь и русская культура

IV Русская Церковь и русская культура Православие не признает рационалистического разъединения веры и дел, зная только веру, любовью споспешествуемую, "веру живую", т. е. с органической необходимостью выражающуюся во всей полноте жизнедеятельности. Поэтому ни богословие,

Раздел 4 РОМЕИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ III - НАЧАЛЕ VIII в. РОМЕЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В КОНЦЕ VI — VII вв.

Раздел 4 РОМЕИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ III - НАЧАЛЕ VIII в. РОМЕЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В КОНЦЕ VI — VII вв. По мнению исследователя А.Г. Герцена, в конце правления Юстиниана I началось сооружение крепости в столице Дори — Доросе (на плато современной

Москва в конце XVI — начале XVII вв.

Москва в конце XVI — начале XVII вв. Иностранцы, посещавшие Москву на рубеже XVI–XVII вв., восхищались размерами города и многочисленностью его строений. Авторы дошедших до нас описаний Московии сообщают различные сведения о численности дворов, монастырей, церквей и

ЭКОНОМИКА В КОНЦЕ III — НАЧАЛЕ V в.

ЭКОНОМИКА В КОНЦЕ III — НАЧАЛЕ V в. Кризис III в. нанес Испании тяжелый удар. Ее экономика в конце этого века находилась в упадке. Эдикт Диоклециана о ценах, изданный в 301 г., из всех испанских продуктов упоминает только гарум, астурийскую шерсть и церетанскую ветчину. Нет

16. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ 16 В КОНЦЕ XV – НАЧАЛЕ XVI ВВ

16. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ 16 В КОНЦЕ XV – НАЧАЛЕ XVI ВВ Расцвет искусства в Германии в начале XVI в. был связан с Реформацией. Главой передовых художников здесь был Альбрехт Дюрер (1471–1528) – портретист, а также мастер гравюр. Дюрер создал серию иллюстраций к последней книге Библии –

79. АНГЛИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ

79. АНГЛИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ К концу XIX в. в Англии наметилось замедление темпов развития промышленности из—за усиленного вывоза капитала из страны. Английские предприниматели и банкиры предпочитали вкладывать свои капиталы в страны, где дешевле было сырье и

80. ГЕРМАНИЯ 80 В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ

80. ГЕРМАНИЯ 80 В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ К концу XIX в. было завершено объединение Германии. В новое государство вошли 22 монархии, сохранившие свою автономию, и 3 вольных города – Гамбург, Бремен и Любек. Весной 1871 г. первый императорский рейхстаг принял конституцию,

Глава 12 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Глава 12 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. 12.1. Общая характеристика периода Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий — экономических, политических и социальных — между

Глава 1 ИНДИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.

Глава 1 ИНДИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в. Социально–политическая ситуацияНа рубеже XIX и XX вв. Британская колониальная империя в Индии (юридически – Индийская империя), включавшая нынешние Республику Индия, Исламскую Республику Пакистан и Народную Республику Бангладеш,

Тема 15 Русская культура в конце XV–XVI в.

Тема 15 Русская культура в конце XV–XVI в. ПЛАН1. Особенности русской культуры на пороге Нового времени.2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания.2.1. Факторы роста потребности в грамотных людях.2.2. Развитие образования: Обучение при монастырях. – Обучение в

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века

Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

В начале века в архитектуре появляется одновременно 3 направления:

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

Образование

Уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму:

  1. Начальное образование. Сюда входили, которые строились при церквях, земствах, а также государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.
  2. Среднее образование. Сюда входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между этими учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах преимущественно изучали естественно-технические науки. В гимназиях наоборот, тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.
  3. Высшее образование. Для поступления в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без этого свидетельства поступить было невозможно. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. В конце XIX века появились университеты стали появляться во многих городах России. Затем стали появляться частные высшие учебные заведения.

Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы. А затем стали появляться народные учебные заведения, так называемые народные дома. Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

Издательство

Наблюдалось развитие книгопечатания и издательского дела в целом. К концу столетия число изданий, выходивших с определенной периодичностью, возросло в 3 раза.

Вместе с издательством книг росло и количество публичных библиотек. Они возникали при учебных заведениях и музеях, например, при Политехническом или Историческом. Музеи со своей стороны тоже принимали участие в развитии культуры страны. Среди них следует выделить:

  • собрание русской живописи Третьяковых, которое впоследствии стало основой для Третьяковской галереи;
  • Московский музей изящных искусств;
  • Петербургский Императорский Русский музей.

Деятельность этих музеев приобщала к культуре широкие слои граждан.

Наука

В XIX-XX веках наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

Естественные науки

Самые известные открытия, совершенные в то время:

  1. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова.
  3. Органический катализ Зелинского.
  4. Множественные химические открытия Каблукова

Математика

Самыми знаменитыми исследованиями в области математики того времени являются исследования, на которых построены теория чисел и теория вероятностей. Хотя исследования проводились и во многих других разделах, данные теории стали большим прорывом в математике. Они проводились Чебышевым, Ляпуновым и Ковалевской, которая являлась первой в мире женщиной-профессором.

Физика и механика

Важнейшие открытия в области физики и механики:

  1. Знаменитая свеча Яблочкова.
  2. Лампа накаливания Лодыгина.
  3. Исследования явлений фотоэлектрики Столетова.
  4. Исследования в области гидроаэродинамики Жуковского.
  5. Первый самолёт был создан Можайским.

География

Продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно:

  • Монголии;
  • Тибета;
  • Индонезийских островов;
  • Эфиопии;
  • Филиппинских островов;
  • Туркестана;
  • Тянь-Шаня.

На рубеже XIX-XX веков еще продолжались географические открытия. И русские ученые-географы принесли в них немалый вклад. Самые знаменитые достижения в области географии:

  • 2 плавания вокруг света совершил С. О. Макаров. Так же океанограф сделал описание Северного, Чёрного и Мраморного морей. Он же предложил исследовать Северный морской путь при помощи ледоколов.
  • Были отправлены экспедиции Толля и Колчака для изучения Арктики. Впоследствии эти экспедиции продолжились под командованием Г. Л. Седова.

В 1912-1914 годах прошла экспедиция к Северному полюсу, в которой проходили исследования побережья и островов Северного Ледовитого океана. Для этих исследований использовалась геодезическая съемка.

Гуманитарные науки

На развитие этой области оказывала влияние политическая ситуация в стране. Особенно сильное развитие получила история.

Самые знаменитые труды того времени:

Социальные конфликты и изменения в обществе задавали направление для развития. История Российского государства рассматривалось с разных сторон. Политик П. Н. Милюков описал историю государства с либеральной позиции, а историк Покровский с марксистской. Экономическое развитие страны тоже отражалось в некоторых работах.

Также в данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

Другие знаменитые достижения

В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

Литература

Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

В искусстве и литературе проявлялись принципы модернизма:

  1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.
  2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.
  3. Символистами являлись Блок, Брюсов, Бальмонт, Мережковский.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Кино

Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось уже около 30.

Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я. А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были Вера Холодная и Мозжухин.

Музыка

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

Живопись и скульптура

В конце XIX века в искусстве особенно выделялось несколько направлений:

  1. Исторический жанр, в котором присутствовали национальные сюжеты и народный эпос. Наиболее популярные живописцы исторического жанра – В.М. Васнецов и В.И. Суриков.
  2. Батальная живопись. Этот жанр использовал в своем творчестве Верещагин.
  3. Н.А. Ярошенко был мастером однофигурных жанровых композиций.

К концу столетия начались поиски новых направлений. Результатом этого поиска стали пейзажи, которые изображали на своих картинах И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи.

Часть живописцев выделялась среди остальных:

Эти художники объединяли в своем творчестве прошлое и будущее. Они сочетали традиции русского искусства с возникающими новыми направлениями.

  • К.А. Сомов;
  • Л.С. Бакст;
  • Е.Е. Лансере;
  • Н.К. Рерих;
  • А.Н. Бенуа;
  • Н.Э. Грабарь.

Самые знаменитые работы скульпторов:

На скульптуру конца XIX – начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени.

Архитектура

В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.

В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:

  1. Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
  2. Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
  3. Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).

Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.

Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.

Рубеж XIX-XX вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная русско-японская война 1904-05 гг. и революции 1905-07 гг., первая мировая война 1914-18 гг. и как следствие революции в феврале и октябре 1917 г., свергшие монархию, а затем власть буржуазии. В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение. Начался поиск новых идеологических концепций общественного развития.

В духовной жизни России отразились социальные противоречия эпохи и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство катастрофизма времени, завершенности культуры. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы. Это во многом определяет пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов.

Но в то же время эта эпоха представляется и временем духовного ренессанса, обновления, культурного подъема. Наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет.

В 1881 г. для широкой публики распахнулись двери частной картинной галереи известного купца и мецената Павла Михайловича Третьякова, в 1892 г. он передал ее в дар Москве. В 1898 г. открылся Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге. В 1912 г. по инициативе историка Ивана Владимировича Цветаева (1847- 1913) в Москве начал работу Музей изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).

Подъем общественных и духовных интересов начался с 90-х гг. и проявился в области литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, балета. Представители разных идейных и художественных течений признавали наступление новой эпохи. В философии сформировалось два русских течения, не существовавших на западе: русская религиозная философия (В. Соловьев, С. Булгаков, С. Франк, П. Флоренский, Н. Бердяев, Л. Шестов, В. Розанов) и философия русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

В 90-е годы XIX в. и в начале 900-х годов XX в. основным направлением в литературе оставался реализм. В творчестве Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко пути исторического развития общества обосновывались в категориях общедемократических идеалов. Первостепенным становится вопрос об интеллигенции, ее отношении к революции и народу, об ответственности искусства за происходящее в мире. Новые возможности реализма для выражения духовных запросов эпохи проявляются в творчестве А. Куприна, А. Серафимовича, С. Гусева-Оренбургского, И. Бунина и др.

А.П. Чехов обогатил литературу новыми художественными открытиями: предметом изображения становится внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценке им окружающих и самого себя. Новаторство Чехова обнаруживается в синтезе стилевых традиций разночинно-демократической литературы и русского психологического реализма. Чехов как бы подвел итог реализму XIX века, и открыл новый этап его развития в русской литературе. Новаторство Чехова особенно видно в его драматургии – он стал создателем новой формы реалистической драмы, предельно приближенной к жизни, в которой раскрывается мысль о неправомерности существующего социального и нравственного порядка.

Новое в настроении русского реалистического искусства проявилось в изобразительном искусстве и русской музыке в 90-е годы XIX в.

Итак, наиболее значимыми фигурами русской литературы рубежа веков являются

  • реалисты: Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович и др.;
  • неореалисты 1910-х гг.: С. Сергеев-Ценский, М. Пришвин, А. Толстой и др.:
  • неонатуралисты: М. Арцыбашев, В. Ропшин, В. Винниченко и др.;
  • новокрестьянские поэты 1910-х гг.: Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин и др.

В 1910-е гг. вновь обостряется интерес к философии Ф. Ницше и моралистическим идеям Л. Толстого и Ф. Достоевского.

Русская живопись рубежа столетий также отразила эту борьбу противоречий. В 90-900-е годы социально-бытовой реализм продолжает развиваться в творчестве С. Иванова, С. Коровина, Н. Касаткина, А. Архипова, С. Маковского, которые следуют традициям народничества. Они пишут о народном горе, разорении, жизни русской деревни. Высокой эмоциональной насыщенности достигает пейзаж И. Левитана.

Период рубежа веков в развитии русского изобразительного искусства, как и литературы, характеризуется большими внутренними противоречиями, кризисными явлениями и творческими открытиями.

В архитектуре эклектизм, как и реалистические традиции передвижников в живописи, их повествовательность и назидательный тон, уходили в прошлое. Им на смену пришел стиль модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощренным шрифтам и орнаментам в графике.

На рубеже XIX–XX вв. дискуссии о путях развития России и русской культуры, расходясь в выведенных чисто теоретически принципах, сходились в том, что не было удовлетворения действительностью национальной культурной специфики, а была жажда ее коренного преобразования. Так определялась ситуация к началу XX в.

Предельно поляризованное поле русской культуры явило собой новый социокультурный феномен, в котором стремление к единству, синтезу стало определяющим. Попытки осуществления синтеза русской культуры предпринимались неоднократно: в средневековье – на почве восточного христианства – православия, в XIX в. – попытка словесного синтеза, то есть этап литературоцентризма русской культуры. Третья попытка связана с расцветом русского культурного ренессанса.

Понятие творчества стало узловым понятием культурно-исторической эпохи. На первый план культуры выдвинулись задачи творческого переосмысления русской демократической общественной мысли, религиозных канонов православия, устоявшихся форм в искусстве. Так возникла почва для нового культурного синтеза. Творческое понимание искусства не только означало расширение его предметной области, но и перенос деятельности художника в сферы, лежащие вне искусства.

Новый культурный синтез, специфический для русского культурного ренессанса, образовался на фоне творческого понимания своих задач тремя компонентами культурной эпохи: искусство, понимаемого как индивидуальное творчество, философия как способ существования творческого духа, общественность, понимаемая предельно широко.

В 1901-03 гг. в Петербурге проходили Религиозно-философские собрания, осуществившие личные контакты между представителями русской интеллигенции и русским духовенством. Процесс крушения традиционных взглядов и начало художественного и религиозного возрождения интеллигенции, который вскоре, в 1909 г. затронул широкие круги интеллигенции и связан с выпуском в свет сборника “Вехи”, начался именно с плодотворных дискуссий на Религиозно-философских собраниях в Петербурге.


Символизм в русской живописи

Три временных отрезка соответствуют периодам истории русского символизма.

Первый охватывает сер. 1880-х – 1900г. – время зарождения и развития символистских тенденций в творчестве участников Абрамцевского кружка и художников Москвы, объединения “Мир искусства”.

Второй период ограничен 1900-14 гг. – временем расцвета символистского движения в литературе, театре и пластических искусствах, когда творят Врубель, Борисов-Мусатов, мастера “Мира искусства” и молодежь “Голубой Розы” и когда принципы символизма своеобразно претворяются в произведениях раннего русского авангарда.

Третий связан с эпохой Первой мировой войны и начавшейся в России революцией (1914 – сер. 1920-х гг.) – цельный по своей проблематике и достижениям.

Символизм не был привнесен в искусство России из Парижа или Мюнхена, как это порой хотелось консервативным критикам рубежа веков. Как и классицизм, реализм, импрессионизм или супрематизм, он – результат развития отечественной культуры в определенный момент ее эволюции. Как и на Западе, его корни – в наследии национального романтизма и академизма, в достижениях современной философии, музыки и литературы, живописи настроения, в национально-романтических исканиях.

В 1880-е гг., в разгар триумфа передвижничества, появились ранние символистские работы М.А. Врубеля. Дуализм пронизывал его творчество; в нем одновременно проявлялось поклонение натурфилософии Гете и идеализму Канта, Шопенгауэра и Ницше. Почти единовременно художник писал святых и Демона, воплощение богоборчества. Автор возвышенных и отвлеченных узоров, он был околдован микрокосмом растений, орнамента и узоров.

1890-е гг. дали широкий диапазон поисков в плане символизма, кристаллизацию, рождение тем и мотивов, образных ходов, которые, эволюционируя, будут постоянны и популярны в следующие два десятилетия развития этого течения.

Художественные объединения, артистические колонии

Начало столетия в декоративно-прикладном искусстве было отмечено ярко-символистским образным решением комплекса построек С.В.Малютина в имении М.К. Тенишевой Талашкино под Смоленском. В усадьбе всегда было множество гостей, среди которых художники А.Н. Бенуа, И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин, скульптор Трубецкой и многие др. Сюда приезжал художник Н.К. Рерих, который выполнил роспись в церкви Святого Духа, неподалеку от имения. Здесь жил художник С. Малютин, который спроектировал и оформил деревянный домик “Теремок”. В сопровождении художников, историков, археологов Тенишева ездила по русским городам и селам, собирая предметы декоративно-прикладного искусства: ткани, вышитые рушники, кружева, платки, одежду, глиняную посуду и т.д. Так было положено начало уникальному Музею русской старины, который открылся в Смоленске в 1898 г.

С усадьбой Арамцево связано немало интересных имен русской культуры: писатель С.А. Аксаков, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев. В 1870 г. имение купил С.И. Мамонтов – тонкий ценитель искусства. Именно он стал основателем творческого объединения, которое вошло в историю под названием “Абрамцевский художественный кружок”.

Мамонтов собрал вокруг себя таких выдающихся художников, как И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.Н. Нестеров, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов и других. Каждый из них приезжал в Абрамцево погостить и вносил свой вклад в жизнь “артистической колонии”.

  • с одной стороны, это история творческого направления, сложившегося в петербургской группе художников, возглавленной Бенуа и Сомовым;
  • с другой стороны – это история сложного культурно-эстетического движения, которое вовлекло в свою орбиту ряд крупных русских мастеров, чье творчество развивалось независимо от петербургской группы, оно подчас далеко от нее по своему идейному содержанию и изобразительному языку.

Это движение захватило не только живопись и графику, но и ряд смежных сфер культуры, и оказало влияние на русскую архитектуру, скульптуру, поэзию, балетный и оперный театр, а также на художественную критику и науку об искусстве.

В залах, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, разместились живописные и графические работы четырнадцати художников – П. Кузнецова, П. Уткина, Н. Сапунова, М. Сарьяна, С.Судейкина, Н. Крымова, А. Арапова, А. Фонвизина, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактова, В. Дриттенпрейса, И. Кнабе и Н. Рябушинского.
Здесь же располагались скульптурные работы А. Матвеева и П. Бромирского. Звучала музыка русских композиторов в исполнении лучших музыкантов, читали свои стихи А. Белый и В. Брюсов.

Голуборозовцы были связаны с московскими поэтами-символистами, с композиторами символистской ориентации Скрябиным и Метнером. Сравнивая их с поэтами-символистами, нельзя вместе с тем не констатировать существенного различия. Поэты создали свою теорию символизма, у всех поэтов, писавших о символизме в 1890-1900-х гг., в их теориях ясно выступает мысль о многозначительности образа, о неадекватности внешнего выражения внутреннему состоянию души, о неизреченности высшей духовности.

Русская архитектура рубежа веков

В 1890-1900 гг. в архитектуре России возникают два новых течения – модерн и неоклассицизм. Модерн проникает в русскую архитектуру с Запада, первые его проявления относятся к посл. десятилетию XIX в., неоклассицизм формируется в 1900-х гг.

Неоклассицизм был сугубо русским явлением, в западной архитектуре он не имел места. Лидерами неоклассицизма были: И. Фомин, В. Щуко, А. Таманян, И. Жолтовский. Это направление ставило своей целью возродить традиции русского классицизма втор. пол. XVIII и перв. трети XIX вв., связанные с деятельностью М. Казакова, А. Воронихина, А. Захарова, К. Росси, В. Стасова и др.

Мастера неоклассицизма создали много выдающихся сооружений, отличающихся гармоничностью композиции, изысканностью превосходно отработанных деталей.


Модерн поставил перед собой задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Он может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни.

Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями.

Не менее принципиальна для модерна была и его претензия быть именно стилем, его стремление воплотить дух современной эпохи полно и цельно, во всеобъемлющих и только ей принадлежащих художественных формах, как это было свойственно великим стилям прошлого.


Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире – московский Метрополь. Инициатором этого проекта стал С.И. Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России. Метрополь называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона.

Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов. Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с Метрополем не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно – “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” – работы художника А. Головина. Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.

Еще один шедевр, выполненный в стиле модерн, – особняк С.П. Рябушинского (1900-03) в Москве. Творец этого замечательного здания – Ф. Шехтель – воплотил в нем идеал, который он видел в сложном движении и переливах форм, отражающих многообразие и постоянное изменение окружающего мира. Четкая конструкция, удобная и рациональная планировка определили живописную асимметрию объемов. В их динамике, диссонансах ритма оконных проемов, остром рисунке набегающих плоскостей карниза, волнообразном движении чугунных узоров ограды выявляется драматическое и иррациональное начало, порождающее смутные, тревожные предчувствия, многозначительную недосказанность намека, что так близко поэзии символистов.

Творчество Шехтеля охватывает все виды архитектурного строительства – частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалы. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию. Особняк облицован светлым глазурированым кирпичом, что типично для здания в стиле модерн.

Лидером жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И. Лидваль. Ожерелье зданий начала Каменноостровского проспекта окружает жемчужину модерна – дом И.Б. Лидваль, матери Ф. И. Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. Им же построены дома на Лесном пр., на Малой и Большой Конюшенных, Малой Посадской и др. улицах. Его кредо – фактурная обработка, разнообразие, но равновесие и, главное, компромиссное сочетание всех направлений модерна.

Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе – А.Ф. Бубырь и Н.В. Васильев – в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Бубырь, будучи наиболее последовательным сторонником финского неоромантизма, предпочитал декорированной стене игру грубых, массивных объемов и оформлял здания необработанным камнем. Н.В.Васильев был более либерален и вносил в совместное творчество элементы рационализма: гладкая (но не всегда прямолинейная в плане) стена, остекление.

РУССКАЯ МУЗЫКА РУБЕЖА ВЕКОВ

В русской музыке рубежа веков велико было влияние литературно-художественных направлений, прежде всего символизма. Вырабатывались новые стили, которые связываются с именами крупных мастеров.

Для большинства музыкантов и слушателей сочинения С.В. Рахманинова – композитора и пианиста-виртуоза – художественный символ России. В то же время его музыка – важная часть позднего романтизма Европы. Его композиторская и, особенно, исполнительская деятельность стали явлением, без которого невозможно представить себе культурную жизнь Европы 20-40-х гг. ХХ в. В творчестве Рахманинова гармонично соединились традиции русского и европейского искусства.

Читайте также: