Культура в фашистской германии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Период с 1932 по 1934 гг. в Германии явился решающим поворо­том в сторону тоталитарной культуры:

1. обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искус­ства - "принципы фюрера";

2. был окончательно выстроен аппарат управления искусством и кон­троля над ним;

3. всем художественным стилям, формам и тенденциям, отличаю­щимся от официальной догмы, объявлена война на уничтожение.

Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства ис­кусством. Ни один европейский политический деятель не говорил о культуре столько, сколько Гитлер. Из его высказываний, скомпонован­ных в теоретические трактаты, нацистские идеологи составили то, что получило в Германии название принципов Фюрера и обрело характер непреложных догм, управляющих развитием искусства третьего рейха.

В Германии объектом культурной политики нацизма, в первую очередь, оказалось изобразительное искусство. Основное значение приобретает прямое воздействие на массы: живопись, скульптура и графика, имеющие некоторое преимущество перед литературой в каче­стве средства наглядной агитации. Идеалом тоталитарного искусства стал язык пропагандистского плаката, тяготеющего к цветной фотографии.

Для Гитлера, считавшего себя тонким знатоком искусства и ис­тинным художником, современные тенденции в немецком изобрази­тельном искусстве казались бессмысленными и опасными. В 1933 г. нацистами был закрыт Баухауз, а все современное искусство было объ­явлено дегенеративным. Не имея возможности работать в подобных условиях, многие наиболее известные германские художники оказа­лись в изгнании.

Культ обнаженного мужского тела был характерен для официаль­ного нацистского искусства. Мужчина-воин, мужчина-поработитель, сверхчеловек - излюбленный образ многих официальных нацистских художников, в чьих угрюмых, напряженных и устрашающих скульпту­рах - нагромождении мускулов и мяса, источающем силу и агрессию - отразилась гигантомания фашизма. В официальном искусстве Третьего рейха изображения обнаженного тела были не просто излюбленной те­мой - они играли ключевую роль. У парадного входа в Рейхсканцеля­рию стояли две обнаженные мужские фигуры работы главного скульп­тора Рейха А. Брекера: одна - с факелом в простертой руке, другая - с мечом. Они назывались - Партия и Вермахт. Пластически работы А. Брекера и других скульпторов этого направления воплощали идеологи­ческие ценности национал-социализма. В живописи также воспевались идеалы нордической красоты, арийские физические и душевные доб­родетели.

Стиль третьего рейха соединил в себе неоклассицизм, особенно ярко проявившийся в итальянской архитектуре, наполеоновский ампир и отдельные элементы Ар Деко. Главные черты искусства итальянского и немецкого фашизма - ретроспективность, консерва­тизм, гигантомания, антигуманизм. Отвергались все достижения новой архитектуры конструктивизма и функционализма, ее представи­тели были изгнаны и вынужденно уехали в США.

Мегаломания Гитлера проявила себя в архитектурных замыслах. Новая германская архитектура должна была продемонстрировать взаи­мосвязь дорической и тевтонской форм, что, по его мнению, являлось идеальным художественным сочетанием.

Нацистские архитекторы во главе с Троостом проектировали и возводили государственные и муниципальные здания по всей стране. По проекту Трооста в Мюнхене был построен Дворец немецкого ис­кусства. Помимо этого строились автобаны, мосты, жилье для рабочих, Олимпийский стадион в Берлине (1936 г.).

Музыка Третьего рейха

Вклад Германии в мировое музыкальное искусство в прошлом за­воевал широкое признание. Три величайших немецких композитора XIX в. - Ф. Мендельсон, Р. Шуман и Р. Вагнер - оказали громадное влияние на весь музыкальный мир. В конце XIX в. Й. Брамс создавал замечательные симфонии. XX в. принес радикальные изменения в му­зыке, связанные с именем работавшего в Берлине австрийского компо­зитора А. Шёнберга.

Ситуация изменилась после прихода к власти нацистов. Многие композиторы и музыканты были вынуждены покинуть страну. Произ­ведения композиторов еврейского происхождения были запрещены.

Германским оркестрам было запрещено исполнять музыку П. Хиндемита, ведущего национального композитора современности, за­воевавшего мировое признание и экспериментировавшего с новыми формами гармоничных рядов.

В основном исполнялась классическая музыка, произведения не­мецких композиторов XIX в. Нацистские власти поощряли исполнение сочинений Р. Вагнера, поскольку Гитлер был фанатичным привержен­цем его творчества. До 1944 г. проводились музыкальные фестивали, посвященные творчеству Вагнера, на которых в качестве почетных гос­тей присутствовали Гитлер и другие партийные функционеры.

Культура Германии в период нацизма потерпела значительный урон. На нее отрицательно повлиял массовый отъезд из страны широко известных писателей, публицистов, музыкантов, художников. Снижение уровня развития культуры было также связано с насаждением нацистами своего понимания искусства. Все области культуры должны были отвечать мировоззрению национал-социализма. Критические или иронические оценки отвергались. Чуждые в расовом или политическом отношении художники, интеллектуалы и ученые преследовались или ограничивались в своей работе.

4 октября 1933 г. был принят закон о прессе, согласно которому местная, конфессиональная и другая независимая пресса, не ориентировавшаяся на НСДАП, была запрещена. Из газет и журналов изгонялись расовые и политические противники. Ряд изданий был вытеснен экономическими методами. В течение только одного 1933 г. число ежедневных газет в Германии сократилось с 2703 до 1128.

В наибольшей степени от нацистской политики пострадала немецкая литература. Германию покинуло более 250 немецких писателей и драматургов, поэтов и литературных критиков, среди которых были всемирно известные: Г. Манн, Т. Манн, Б. Брехт, Э.-М. Ремарк, Лион Фейхтвангер (1884-1958), Стефан Цвейг (1881-1942) и др. Несмотря на тяжелые условия эмиграции, большинство из них плодотворно трудилось. Многие принимали участие в антифашистской работе, создали блестящие образцы антифашистского романа и публицистики. Эти люди, вместе с другими представителями немецкой эмиграции и деятелями Сопротивления, спасали честь нации от позора террористического режима.

В культурной политике нацисты стремились повлиять прежде всего на массового слушателя и зрителя. Вот почему так широко они использовали радио и кино, а упор делали на развлекательные программы и фильмы. Радиоречи фюрера были, конечно, большим событием, но и шлягеры популярных певцов, легкая музыка являлись обычной принадлежностью радиопрограмм. Образцы немецкой массовой культуры того времени мало чем отличались от соответствующих образцов других стран.

В этом же направлении работала и специфическая эстетика нацистского режима, родившаяся из сплава пропагандистской и культурной политики. Ее отличительными чертами стали праздничные и ритуальные действия с участием большой массы людей (парады, марши, факельные шествия), целенаправленное использование иллюминации, обилие флагов и штандартов. Все это должно было создавать у людей нужное нацистам настроение сопричастности власти.

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Все указы Петра, имеющие хоть какое–то отноше ние к культуре, сводятся к двум вариантам: это или попытки переносить на российскую почву нечто, казавшееся Петру полезным. Как пример ? те же косы–литовки, корабли голландского образца,

Политика в области просвещения

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 1 октября 1929-го прошло торжественное открытие в Риме Итальянской академии. В ней было четыре отделения: естественных наук, гуманитарных наук, литературы и искусства.15 членам академии положен оклад в 3 тыс. лир ежемесячно. Это очень серьезный оклад,

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

§ 9. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

§ 9. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ Совсем особое и выдающееся место занимают в истории русской политики в крае вопросы аграрной политики. Периодами русским правительством овладевала мысль создать в Белоруссии прочный землевладельческий класс из великороссов,

§ 5. Реформы в области культуры

§ 5. Реформы в области культуры С той же решительностью, с какой Петр брался, например, за реформирование армии, он приступил и к преобразованиям в области культуры. Петровская эпоха стала важным этапом в развитии отечественного просвещения, которое, как и культура в

28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?

28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)? Культура Возрождения не была достоянием одной только Италии, но она зародилась именно в Италии, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью.

Культуры, области, регионы и модели заселения

Культуры, области, регионы и модели заселения Пространственные единицы, на которые мы ссылались, ограничиваются границами одной общины. Они отражают деятельность максимального числа людей, живших в поселении в некоторое время некого цикла заселения (колонизации). Хотя

§ 1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

§ 1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики — оживилась деятельность

4. Политика в области образования и печати

1. Политика партии большевиков в области культуры

1. Политика партии большевиков в области культуры 1.1. С середины 20-х гг. особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и в художественной жизни страны. В начале 30-х гг. классовый подход к

Религиозная политика нацистов до прихода к власти

Религиозная политика нацистов до прихода к власти В послевоенном хаосе и гнетущей политической обстановке Веймарской республики большинство немцев видело проявление враждебных тенденций, победа над которыми носила для униженной нации огромное значение.

4. Украинизация в области культуры

4. Украинизация в области культуры Установление советской власти на Кубани оказало заметное влияние на украиноязычную культуру региона. Прежде всего, это проявилось в усилении государственного контроля. Украинская культура Кубани стала рассматриваться как инструмент

. Создание аппарата управления культурой

. Формы и методы руководства культурой

. Создание нацистской модели культуры

. Тоталитарная сущность нацисткой культуры

Список источников и литературы

Каким бы зловещим не представлялся в СМИ и литературе нынешнему и прошлому поколениям национал-социализм, он не перестает привлекать к себе внимания миллионов людей. Бесконечная, целенаправленная критика этого феномена переполнена цитатами деятелей национал-социализма. Всевозможные интеллектуальные школы и исследователи проводили самый глубокий, скрупулезный и разноплановый анализ этого явления. Написаны сотни тысяч работ и статей, по которым мы до сих пор судили и судим о национал-социализме, его деятельности.

Исследования германского фашизма велись в нашей стране с 30-х годов. В работах А. В. Немилова, Л. М. Волынского, И. И.Зильберфарба, Е И.Корнеевой, Е. Е. Тройнина и др. рассматривались социально-политические стороны германского фашизма, его агрессивная внешнеполитическая направленность. В период 30-50 - х гг. отечественные исследователи начали сбор и публикацию материалов о целях, формах и методах борьбы против прогрессивной культуры в фашистской Германии. В статьях и книгах отражена деятельность представителей немецкой культуры не покорившихся фашизму.

В 50-е годы работах А. А. Галкина А. С. Бланка и др., вышла в свет большая статья Л. М. Красноглядовой и В. Я. Шапиро "Фашизм и изобразительное искусство Германии". Это первая работа в советской исторической науке, непосредственно посвященная проблеме взаимоотношения нацизма и немецкой культуры. Интенсивное исследование проблем политики германского фашизма в области культуры в среде западногерманских историков стимулировало интерес к ним у отечественных ученых. В конце 70-х - начале 80-х годов появились диссертации Л. М. Макаровой и И. Ф. Карасюк, в которых проводился историографический анализ работ западногерманских исследователей, посвященных проблемам фашистской политики в области культуры. Самым фундаментальным исследованием, вышедшим в советское время и посвященным проблемам политики германского фашизма в области культуры является докторская диссертация М. Е Филатова "Критика эстетической идеологии и художественной практики нацизма".

-х гг. К числу самых заметных следует отнести вышедшую в 1993 году фундаментальную монографию И. Голомштока "Тоталитарное искусство". В своей книге Голомшток ставит задачу дать всестороннюю характеристику тоталитарного искусства, обладающего собственной идеологией, эстетикой, организациями, стилем и структурой, сопоставляя фашистскую Германию и Советский Союз.

В 1994 г. вышла в свет книга Е. Ржевской "Геббельс. Портрет на фоне дневника", в которой проводится анализ ценнейшего источника по истории Третьего рейха - фрагментов дневников министра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса.

Цель работы - выявить особенности культурной политики нацистского государства.

В соответствии с целью поставлены такие задачи:

Выявить роль аппарата управления культурой в реализации культурной политики;

Исследовать характер политики нацистов в области культуры

культурная гитлер нацистская

1. Культурологическая концепция Гитлера

«Третий рейх оказал на нашу цивилизацию глубокое воздействие, не ослабевшее за истекшие годы. Политика у национал-социалистов была не одной из сторон жизни и не одной из наук среди многих других, а точным выражением их мировоззрения. От каждого германца требовалось строгая приверженность этим взглядам, охватывающая все стороны человеческой натуры в проявлениях расы, крови и духовности.

Уже обладая всей полнотой власти, Гитлер на открытии Первой выставки германского искусства в июле 1937 года обнародовал свою концепцию культуры. Выставка, расположенная в новом, специально выстроенном здании, должна была наглядно продемонстрировать основное направление нацистской культуры. При этом главенствующую роль играли пейзажи, крестьянские и семейные мотивы. Искусство должно быть ясным, подчеркнул Гитлер, а идиллические картины символизируют верность традициям, в духе которых действует национал-социалисты.

2. Создание аппарата управления культурой

Тоталитарное государство рассматривает культуру преимущественно как инструмент для решения лежащих вне ее сферы целей и задач. Такой подход порождает культурную политику, для которой характерно вмешательство государства в творческий процесс. Для реализации партийно-идеологических установок в области художественной культуры нацистскому государству потребовались специально организованные управленческие структуры с командно-распорядительными функциями.

Сложилась бюрократизированная структура аппарата управления культурой. Верховным органом власти в данной сфере являлось Министерство просвещения и пропаганды. В своей работе оно опиралось на поддержку со стороны Рейхсовета по делам культуры и Рейхссената. Деятельность различных немецких земель дополнительно координировалась руководителем ведомства рейхспропаганды. Это давало возможность осуществлять всеобъемлющий контроль в сфере культуры.

Обособление каждой из палат вовсе не означало их автономию. Каждая из них ощущала мощное воздействие со стороны Рейхспалаты по делам культуры. Геббельс, наделенный практически неограниченными полномочиями в этой сфере, координировал работу палат. Он назначал председателей и их заместителей, в любой момент мог отменить решения, принятые палатой.

Таким образом, в нацистской бюрократической системе управления культурой доминировал принцип государственного монополизма, с помощью которого предстояло привести культурную жизнь страны к полному единообразию.

Итак, анализ нацистских преобразований позволяет сделать следующие выводы.

Формирование новых управленческих структур с разветвленной бюрократической системой имело своей целью подчинения сферы культуры государственному контролю.

Однако создание мощной мегамашины не стало самоцелью нацистского руководства. Бюрократизированный аппарат управления культурой был необходим для более эффективного проведения в жизнь культурной концепции, разработанной нацистами еще до прихода к власти.

. Формы и методы руководства культурой

Однако в 1936 году Главное управление НСДАП и Министерство пропаганды выработало более жесткие меры в отношении искусства. В ходе этой акции ликвидировали самое представительное в Германии собрание современного искусства Берлинской национальной галереи.

Выставки явились стартовой площадкой для усиления массовых чисток. Инициатором их проведения стал аппарат управления культуры. Благодаря ему конфискации подлежали как государственные, так и частные коллекции. Как правило, конфискованные картины вывозились за рубеж для продажи, причем за минимальные цены. С согласия идеологического отдела Главного управления НСДАП и Министерства пропаганды порой применялись еще более варварские методы в отношении картин художников-модернистов. В марте 1939 года многие картины сожгли. Но далеко не все нацисты позволяли себе так бесцеремонно обращаться с произведениями модернизма. Некоторые представители элиты пользовались возможностью дешевого приобретения шедевров современного искусства.

Широкий охват населения различного рода культурными мероприятиями способствовал формированию тоталитарного типа личности с особой ментальностью.

Итак, в основу методов нацистского руководства был положен террор с помощью инстанций, во главе которых находилось Главное управление НСДАП и Министерство народного просвещения и пропаганды. Можно сказать, что нацисты узаконили беспредел.

Создавая модель тоталитарного государства, нацисты создавали такую культуру, которая могла бы обслуживать это государство.

. Создание нацисткой модели культуры

Мощному давлению со стороны нового режима подвергалось изобразительное искусство. НСДАП и государственный аппарат управления культурой считали своим долгом не безучастно наблюдать за художественным творчеством, а повседневно вникать в него, руководить им. Задача изобразительного искусства заключалась в том, чтобы утверждать с помощью художественных образов нацистское мировоззрение, а значит способствовать укреплению новой политической системы. Задача художников заключалась в том, чтобы не выходить за рамки дозволенного, не пытаться затронуть более актуальные проблемы, а лишь шаблонно отображать основные этапы становления нового режима, раскрывать новый тип личности.

Наиболее распространенными стали картины с изображением рабочих, крестьян и солдат. Большое место отводилось историческому жанру, различным войнам, битвам, пропаганда была призвана изменить в сознании людей отношение к войне. Художникам этого жанра требовалось представить публике героическое прошлое, овеянное романтикой, а самих героев поистине легендарными.

Нацистская литература способствовала укреплению в обществе определенных норм поведения и морали. Ей предстояла достаточно сложная задача переделки сознания людей, в котором уживались старое и новое, рассудок и предрассудок, желание жить по-новому и недоверие к нему.

В годы нацизма в Германии и за ее пределами продолжало жить антифашистское искусство. Оно нашло выражение в работах художников Дикса, Панкока, Гейтера, Крамса, Вебера, Зейца. Они пронесли демократические традиции через годы борьбы с фашизмом.

Подводя итоги, сделаем ряд выводов.

Во-первых, в процессе реализации культурной концепции нацисты руководствовались прежде всего собственными политическими потребностями. Главным для них являлось упорядочить культурную жизнь страны.

. Тоталитарная сущность нацисткой культуры

Тоталитаризм представляет собой доктрину, которая объединяет три таких, казалось бы, разных движения, как ленинско-сталинская стадия большевизма, муссолиниевский фашизм и гитлеровский национал-социализм. Они произвели идентичную художественную концепцию и тот же самый вид официального искусства.

Список литературы и источников

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М. 1994.

Моссе Д. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма. М., 2003.

Паперный В. Культура два. М. 1996.

Пуховская Н. Е. Политика НСДАП в области культуры// Аникеев А. А., Кольга Г. И., Пуховская Н. Е. НСДАП: идеология, структура, функции. Ставрополь, 2001.

Теги: Особенности культурной политики нацистского государства Реферат История

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Культура Третьего Рейха

Изобразительное искусство

Архитектура

Литература

Данное направление искусства в период нацистской Германии было подвержено большому идеологическому давлению. По приказу Геббельса 10 мая 1933 года на улицах и площадях германских городов пылали костры, в которые нещадно выкидывались произведения выдающихся зарубежных и немецких классиков. В период нацистской власти в Германии получили право на существование всего четыре литературных жанра: фронтовая проза, партийная литература, расовая проза и патриотическая проза. Из-за жёстких идеологических рамок выдающиеся литераторы, как например Томас и Генрих Манны, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Арнольд Цвейг и др., эмигрировали из Германии, а те из писателей, например Гауптман, Фаллада, Келлерман, кто всё же остался на Родине, так и не смогли вписаться в эти рамки.

Театр

Первым, что сделали власти в этом направлении искусства, было изгнание всех евреев. Так, режиссёр Макс Рейнхардт, который руководил Немецким театром в Берлине, не мог оставаться в Германии и покинул её. Также эмигрировали драматурги Бертольт Брехт, Фридрих Вольф, Эрнст Толлер. Театры отличались постановками пьес, пронизанных расовой доктриной.

Кинематограф

Награды

Все награды являлись общенациональными (раньше, до прихода к власти нацистов, все награды носили сугубо территориальный характер — вручались правителями земель). Разработалась новая наградная система, в которой традиционные награды претерпели изменения в соответствии с новой атрибутикой. До начала Второй мировой войны Гитлер лично назначал и вручал все виды наград, затем это право было передано в войска различным уровням командного состава. Такие награды, как Рыцарский крест, фюрер вручал лично, либо это делали высшие командиры.

Культурное влияние

Кинематограф

* V — значит вендетта (англ. V for Vendetta) — режиссёр Джеймс Мактиг (2006) Фильм-антиутопия, изображающий тоталитарное государство, сложившееся в Великобритании в недалеком будущем. Многие массовые сцены, цветовая символика (красно-черные знамена), факты научных экспериментов над людьми возможно позаимствованы из истории Третьего рейха.


Фашизм (итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение) – это общее определение для политических движений и идеологий крайне правого толка, как правило, стремящихся к установлению тоталитарных (диктаторских) режимов. Основными отличительными чертами фашизма в Германии являются: национализм, ксенофобия, неприятие коммунизма и либерализма, стремление государства подчинить все сферы жизни людей, милитаризм, иногда расизм и геноцид.

Суть идеологии фашизма

В современной политической теории фашизм характеризуют и как идеологию, и как особый тип политического режима. В основе фашизма, как совокупности идейных представлений, лежит национализм.

Именно установление фашистских режимов дискредитировало само понятие национализма, которое развивалось в политической мысли, прежде всего, как стремление к защите интересов своей нации и признанию самой нации высшей ценностью. Такова суть фашизма.

Первостепенной задачей строительства так называемых национальных государств было именно создание высшей формы народного единства. Под этим подразумевалось единство всех народов и этносов на территории суверена. Национализм должен был объединять и препятствовать этническим конфликтам, а не порождать их.

Но фашистская идеология радикализирует и извращает суть национализма. Идея единства становится объектом политической манипуляции будущих диктаторов, поскольку на фоне затянувшегося кризиса она обеспечивает народную поддержку. Массы в условиях кризиса уже не ценят свою свободу, поскольку, пребывая в бедности и нужде, не могут воспользоваться теми благами, которые она приносит. Либерализм с его защитой прав, свобод и частной собственности, когда эта собственность ничего не стоит, представляется издевкой и становится нежизнеспособным.

Именно поэтому народ сам отдает остатки своих прав и свобод в руки фашистской власти, пребывая в вере, что только так и можно преодолеть сегодняшние беды: сплотившись всем вместе и отбросив личный эгоизм.

Фашистские же лидеры своими пламенными пропагандистскими речами раздувают этот уголек народной надежды, обещая скорый подъем, рассвет и процветание.

Таким образом, национализм становится навязчивой и, по сути, единственной политической программой фашизма.

Но обеспечение единства широких и во многом разобщенных социальных слоев — это долгий и тернистый путь. Основа же фашизма — популизм, обещание скорейших преобразований.

Единение нужно здесь и сейчас, а для этого необходим стимул, необходим толчок, который поможет преодолеть разногласия. Для фашизма подобным стимулом становится образ врага, крайняя форма которого — расизм.

Как раз в этом контексте отмечают разницу между итальянским и немецким фашизмом.

Сходства и различия фашизма в Италии и Германии

В Италии так и не случилось перехода ко второй стадии развития фашистской идеологии и установления тоталитаризма. Во многом это было обусловлено незрелостью итальянской доктрины, включавшей в себя множество противоречивых положений и лозунгов, да так и не сложившейся в целостный политический проект.

Масса с ее верой в фашистскую идеологию и фашистского лидера, фигура которого становится практически сакральной, — вот реальный фундамент фашистского режима.

Бенито Муссолини удалось прийти к власти в Италии, убедив народ в том, что единство может обеспечить только сила. Введенное им понятие фашизма в самом своем названии отражает эту идею.

Эмблема Национальной фашистской партии

Эмблема Национальной фашистской партии

Следует также отметить, что при Муссолини в Италии сохранялась монархия и католическая церковь.

Лидеры фашистской идеологии

Бенито Муссолини

Муссолини начал принимать участие в политической жизни Италии еще юношей. В 1900 году он вступил в социалистическую партию, писал статьи в соответствующие данному направлению газеты, организовывал рабочие забастовки. В 1919 году создал Итальянский союз борьбы, который в 1921 году был преобразован в Национальную фашистскую партию.

Лидер итальянского фашизма был пойман партизанским отрядом и расстрелян 28 апреля 1945 года.

Адольф Гитлер (1889–1945) — лидер и один из главных идеологов немецкого фашизма. Он родился в Австрии в городе Браунау-на-Инне. Так как семья часто переезжала, то Адольф постоянно менял школы, что сказывалось на его успеваемости. Постепенно он сконцентрировался на изучении того, что ему больше нравилось: истории, географии и рисовании. Повзрослев, дважды безуспешно пытался поступить в Венскую художественную академию. Несмотря на неудачу, достаточно неплохо зарабатывал, продавая свои картины.

Адольф Гитлер

После начала Первой мировой войны Адольф Гитлер записался добровольцем в немецкую армию и был отправлен на Западный фронт. Там несколько раз получил ранения.

Именно после поражения Германии Гитлер активно начал политическую деятельность. Он приехал в Мюнхен и вступил в Немецкую рабочую партию, которую позже возглавил, переименовав ее в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП).

Теоретическими основами немецкого фашизма стали переработанные идеи Фридриха Ницше и Артура Шопенгаура, а также расовая теория Жозеф Артюр де Гобино.

Понимая неизбежность поражения во Второй мировой войне, Адольф Гитлер совершил самоубийство вместе со своей женой Евой Браун 30 апреля 1945 года.

Причины возникновения фашизма в Германии

Главные причины становления фашистского режима в Германии:

• поражение в Первой мировой войне вызвало волну массового недовольства политикой действующей власти;

• тяжелые условия мирного договора сказывались на общем социальном настроении — реваншизм и идея пангерманизма стали главными опорами будущего фашистского режима;

• межвоенные экономические кризисы потрясли социальную структуру немецкого общества и обеспечили готовность масс к любым, даже насильственным мерам со стороны власти ради восстановления порядка и благополучия.

История возникновения и развития фашизма в Германии

11 ноября 1918 года Компьенским мирным соглашением закончилась Первая мировая война. На подписание перемирия Германию вынудили катастрофическая ситуация на фронте и в экономике, капитуляция всех союзников, а также начавшаяся 4 ноября восстанием матросов в Киле Ноябрьская революция. В условиях критически нарастающего в народе и армии недовольства властью кайзер Вильгельм II бежал в Нидерланды и отрекся от престола.

31 июля 1919 года в городе Веймар была принята новая конституция, по которой Германия становилась республикой во главе с президентом, назначавшим рейхсканцлера и министров, а парламент, Рейхстаг, формировался путем прямых и тайных выборов. Первым президентом стал лидер немецких социал-демократов Фридрих Эберт.

Слева направо: Фридрих Эберт и Вильгельм II

Слева направо: Фридрих Эберт и Вильгельм II

Германскую армию сократили до 100 тысяч человек. Стране запрещалось иметь военно-воздушные силы, а военно-морской флот, за исключением нескольких легких кораблей, должен был быть уничтожен или передан странам Антанты.

Германия должна была выплатить огромные военные контрибуции странам-победительницам. Также страна теряла все свои колонии.

Германия по итогам Версальского мирного договора

Германия по итогам Версальского мирного договора

В первые послевоенные годы страну сотрясали постоянные забастовки и восстания рабочих, политические кризисы; нарастала инфляция, переросшая вскоре в гиперинфляцию. Так, немецкая бумажная марка обесценивалась на 25% в день, цены удваивались буквально на глазах. Новые деньги с увеличивающимся количеством нулей печатались дважды в неделю. Дело дошло до выпуска банкнот номиналом в триллионы бумажных марок. Решением проблемы стало введение рентной марки, которая обменивалась по курсу 1 к 1 триллиону и положила конец инфляции. Но если многих мелких собственников, в том числе пенсионеров, инфляция разорила, то промышленники, гасившие кредиты обесценивающимися деньгами, наоборот разбогатели.

Гиперинфляция в Германии в 1921 — 1923 годах

Гиперинфляция в Германии в 1921 — 1923 годах

После разгрома сил Баварской социалистической республики весной 1919 года одним из главных центров праворадикальных настроений стал Мюнхен. Именно в этот период туда и приехал ефрейтор германской армии Адольф Гитлер, которого летом того же года командование отправило на курсы агитаторов для противодействия пропаганде коммунизма среди солдат. На этих курсах он поразил всех своим красноречием и темпераментом. Большое влияние на будущего фюрера там оказал Готфрид Федер — один из будущих теоретиков НСДАП.

Основными идеями этой программы были пангерманизм, антисемитизм, социальные реформы, требование отмены Версальского договора и другие.

В 1923 году в Германии разразился очередной политический кризис, и 26 сентября в стране было объявлено чрезвычайное положение. Вдохновленный захватом власти итальянскими фашистами в результате похода Муссолини на Рим, Гитлер собирался организовать подобный поход на Берлин.

Выйдя из тюрьмы, он возродил практически распавшуюся партию, в чем ему особенно помогли лидер ее штурмовых отрядов (СА) Эрнст Рём и лидер праворадикальных движений в Северной Германии Грегор Штрассер.

После этого НСДАП стала общегерманской политической силой. Но на парламентских выборах в 1924 и 1928 годах нацисты не получили какой-либо заметной поддержки избирателей.

В 1929 году начался мировой экономический кризис, который больно ударил по немецкой экономике. На фоне нараставшей безработицы и сокращения пособий популярность НСДАП стала быстро повышаться.

Парламентские выборы в рейхстаг

Парламентские выборы в рейхстаг

30 января 1933 года президент Пауль фон Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии. Менее чем через месяц коммунисты были обвинены в поджоге Рейхстага, многие лидеры Коммунистической партии Германии (КПГ) были арестованы, а после выборов в марте 1933 года КПГ и вовсе была запрещена. Были приняты два декрета, существенно ограничивавших свободу слова, прессы, собраний и другие.

После смерти президента Гинденбурга 2 августа 1934 года новые президентские выборы было решено не проводить, а функции канцлера и президента совмещал Адольф Гитлер, который принял титул фюрера и потребовал от армии присягнуть лично ему. На референдуме, проведенном 19 августа, действия Гитлера получили одобрение у 84,6% избирателей — в Германии установилась нацистская диктатура.

Фашизм в Германии в наши дни

Будучи свергнутыми, фашистские режимы подверглись суровой критике со стороны мирового сообщества. До сих пор они анализируются в рамках политической и социальной мысли с главной целью — не допустить подобного в будущем.

Тем не менее, не смотря на все ужасы деспотии и массовых убийств, которые стали итогом установления власти фашистов, в современном обществе время от времени появляются крайне правые движения.

Неофашизм несет в себе ту же привлекательность, которая способствовала распространению и принятию широкими социальными слоями идей классического фашизма.

Экономические проблемы, политическая нестабильность, этнические и религиозные конфликты продолжают потрясать современные государства. Из-за обострения подобных проблем всё большую популярность набирают антимигрантские и расистские настроения. На этой почве лозунги неофашистов опять могут найти своих сторонников.

Прививки от фашизма не существует, есть только горькое для принятия, но единственное лекарство — признание факта, что фашистская идеология питается нашими собственными страхами, суевериями и предрассудками.

Сегодня преодоление как внутригосударственных, так и глобальных проблем возможно лишь при нашем осознании и готовности к постепенной, долгой работе. Всегда есть опасность поддаться тому искушению, которое несет в себе фашистская пропаганда, — поверить, что избавление просто, а путь к процветанию очень близок, достаточно только переложить ответственность за все беды на других: на другой класс, этнос, народ или расу.

Читайте также: