Культура устной деловой речи кратко

Обновлено: 07.07.2024

устная деловая речь

Для овладения навыками устной деловой речи требуется желание и время. Желание обычно вызывается необходимостью: сменой работы или возможностью сменить работу.

Деловая речь или беседа применяются для общения между официальными представителями, должностными лицами, научными работниками и представителями учреждений. Ее отличают сложные речевые конструкции и обороты, высокая информативность и точность, наличие профессиональных терминов.

Деловой и научно-деловой стиль речи не допускают применения лексических конструкций, направленных на получение экспрессивного эффекта. Слова должны иметь нейтральную окраску, без намека на эмоции и отношение.

Жанры устной деловой речи

Выбор слов и вида предложений зависит от того, какой жанр устной деловой речи взят за основу. Выделяют такие жанры:

  • деловое совещание;
  • пресс-конференция;
  • деловая дискуссия;
  • телефонный разговор;
  • деловой спор;
  • публичная речь.

В пределах каждого жанра можно самостоятельно выбирать речевые конструкции, но все они не должны выходить за пределы официально-делового или научно-делового стиля речи.

деловая речь беседа

Для эффективного делового общения необходимы такие навыки и умения:

  • четко объяснить и показать свое мнение;
  • аргументировать свою точку зрения с помощью веских доказательств;
  • заранее предусмотреть возможные возражения и ответить на них;
  • предложить ответ на существующие потребности собеседника;
  • построить речь информативно и лаконично;
  • заинтересовать собеседника в начале общения или выступления;
  • удержать главную мысль в течение всей речи.

Правильная деловая речь всегда эффективна. Она не обязательно сразу приносит положительный результат, но заставляет увидеть в говорящем компетентного и заинтересованного партнера, что увеличивает шансы на дальнейший успех.

Культура речи делового человека

Культура делового общения предполагает наличие навыков деловой речи. В этой статье мы расскажем о правилах деловой речи и об основных ее качествах.

Деловой стиль речи

Деловой стиль речи является неотъемлемой частью не только делового общения, но и деловой культуры в целом. Эта статья расскажет о том, что из себя представляет деловой стиль речи и о его особенностях.

Официально-деловой стиль речи

В этой статье речь пойдет об обязательном навыке для многих сфер нашей жизни - официально-деловом стиле речи, его особенностях, признаках, структуре и целях.

Этические принципы общения

Общение - неотъемлемая составляющая существования и взаимодействия в социуме. Эта статья расскажет о моральных и этических принципах общения с точки зрения психологии.

Представителям сферы бизнеса важно соблюдать установленный свод правил делового общения. Это необходимо для того, чтобы успешно вести дела и производить хорошее впечатление на партнеров. Наиболее важную роль играет деловой речевой этикет .

Особенности делового речевого этикета: главные принципы

Во время беседы нельзя забывать правила делового речевого этикета. Даже если у вас свое мнение о том, что следует сказать собеседнику, нужно помнить общие принципы делового общения. Они едины для представителей всех сфер бизнеса и должны соблюдаться сотрудниками всех уровней.

Во время беседы нельзя забывать правила делового речевого этикета. Даже если у вас свое мнение о том, что следует сказать собеседнику, нужно помнить общие принципы делового общения. Они едины для представителей всех сфер бизнеса и должны соблюдаться сотрудниками всех уровней.

  1. Соблюдение иерархии. Деловой речевой этикет предписывает разные правила поведения для руководителей и подчиненных. Служащим необходимо помнить о субординации. Нельзя перебивать начальника или навязывать ему свое мнение. Также и руководителю не следует принижать достоинство подчиненных, используя повышенные тона или брань. Однако не нужно становиться на одну ступень с сотрудниками, навязывая им дружеское общение.
  2. Позитивность впечатления. Речевой этикет в деловом общении определяет, что общение между служащими любых уровней должно нести положительный настрой. Нельзя жаловаться или говорить о неприятных вещах, даже если ваш собеседник чем-то вам насолил.
  3. Уважение мнения партнера. Речевой этикет делового человека не позволит ему выразить негативную оценку во время разговора. Представители сферы бизнеса всегда должны уважать мнение собеседника, даже если не согласны с ним. Деловой речевой этикет предписывает вести диалог спокойно и приводить четкие аргументы в защиту собственной позиции. Но не следует навязывать свое мнение.
  4. Учитывайте уместность ситуации. Особенности речевого этикета в деловом общении подразумевают, что разговор будет вестись с учетом конкретной ситуации. В непринужденной обстановке необязательно вести сухой деловой диалог, можно позволить некоторые отступления от темы. Не все можно сказать в присутствии большого количества человек. Некоторые темы лучше обсуждать тет-а-тет.
  5. Будьте предсказуемы. Не стремитесь удивить партнера неординарными беседами. Речевой этикет в деловой сфере предписывает строить диалог согласно негласным правилам. Это позволит избежать неловких ситуаций и сэкономит время всем сторонам.

Речевой этикет и культура делового общения: общие правила

Правила делового речевого этикета предписывают человеку быть сдержанным, вежливым и внимательным. Особенности речевого этикета в деловом общении подразумевают, что к разговору предъявляются более серьезные требования, чем к обычной личной беседе.

Речевой этикет в деловом общении устанавливает следующие стандарты:

  • правильное сочетание речи и жестов. Всегда следите за своими манерами, если общаетесь с потенциальным партнером. Помните о принципе уместности ситуации и не используйте лишние фразы во время разговора;
  • применяйте понятные слова. Особенности делового речевого этикета предписывают использовать деловую лексику при общении. Разрешено пользоваться специфичными терминами, но только в том случаев, если и ваш собеседник понимает, о чем идет речь. В прочих ситуациях нужно подстроиться под партнера и говорить так, чтобы он вас понял;
  • будьте достоверны и информативны. Не отступайте от темы и не углубляйтесь в нее, если того не требует специфика беседы. Оперируйте только проверенными фактами и ни в коем случае не приводите заведомо ложные сведения;
  • помните об умеренности. Речевой этикет в деловой сфере подразумевает, что вы не будете злоупотреблять временем партнера, и изложите свои доводы быстро и информативно. Однако скудность представленных фактов тоже может сказать не в вашу пользу. Поэтому важно соблюдать баланс;
  • слушайте, что говорит собеседник. Это необходимо не только для того, чтобы проявить вежливость и произвести хорошее впечатление. Умение внимательно слушать и запоминать позволит вам лучше понять намерения потенциальных партнеров.

Речевой этикет делового человека: этапы общения

Речевой этикет в сфере делового общения устанавливает следующие этапы, которых следует придерживаться во время разговора:

  • приветствие. Этот этап предполагает также знакомство, если стороны ранее не встречались. От первого впечатления зависит успешность дальнейшего сотрудничества, поэтому следует сразу установить дружеский контакт. Приветствие первым произносит человек, который ниже по званию или младше по возрасту;
  • ведение диалога. На данном этапе стороны излагают свои позиции, не забывая о правилах, которые предписывают речевой этикет и культура делового общения;
  • решение проблемных вопросов. После того, как изложены доводы, партнеры переходят к обсуждению. На этом этапе важно помнить о вежливости и умении слушать собеседника;
  • прощание. На этапе завершения переговоров необходимо поблагодарить собеседника и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество.

Речевой этикет делового письма и общения по телефону

Важно соблюдать установленные стандарты общения не только при личной встрече, но и во время деловой переписки и при разговоре по телефону. Речевой этикет делового письма предписывает вести беседу также, как и при личном контакте. Важно помнить о главных правилах делового человека – вежливость, информативность, грамотная речь – и на их основании строить письмо.

Важно соблюдать установленные стандарты общения не только при личной встрече, но и во время деловой переписки и при разговоре по телефону. Речевой этикет делового письма предписывает вести беседу также, как и при личном контакте. Важно помнить о главных правилах делового человека – вежливость, информативность, грамотная речь – и на их основании строить письмо.

При ведении телефонных переговоров соблюдение действующих стандартов еще более важно, чем в переписке. У человека не будет времени на долгое обдумывание фраз, поэтому нужно сразу настроить себя правильно. Не забывайте следующие принципы:

  • корпоративное приветствие и прощание;
  • краткость фраз;
  • логичное изложение мыслей;
  • грамотная речь;
  • четкий голос с умеренной громкостью;
  • дружелюбность.

Ораторские качества

Залогом успешного разговора является умение грамотно и аргументировано излагать свою позицию. Немногие обладают ораторскими способностями с рождения. Однако их можно выработать путем регулярных тренировок. В ораторском искусстве выделяют следующие цели:

Деловой речевой этикет играет важную роль в жизни представителя сферы бизнеса. Без соблюдения правил общения невозможно добиться успеха. Люди, которые грамотно и четко излагают свои мысли, не боятся выступать перед публикой, всегда востребованы. Соблюдение делового стиля общения – своего рода залог профессионализма сотрудника.

Культура общения

Всем известны старые поговорки про то, что слово не воробей, да и из песни его не выкинешь. В корпоративной культуре эти поговорки действуют безотказно. Малейшая интонация или не вовремя сказанное слово руководителя может лишить сотрудника работоспособности на весь день. А незначительная похвала работы какого-нибудь одного отдела может в два раза увеличить прибыль компании. Форма делового общения имеет свои правила и нормы, которые обязан соблюдать каждый руководитель и подчиненный. Речь здесь даже не о субординации, хотя она тоже входит в культуру общения. В деловом общении смысл имеет каждая мелочь – начиная от интонации и заканчивая невербальной речью, т.е. жестами и расстоянием между партнерами.
Речь и язык делового общения

Любой руководитель признает, что основная часть рабочего времени уходит на всевозможные согласования, приказы, поручения и совещания. И в большинстве случаев от интонации и формы общения зависит исход сделки или решение рабочих моментов. А культура речи и деловое общение – это тот механизм, который позволяет установить психологический контакт между руководителями, подчиненными или определенной аудиторией.

общение

Речь в деловом общении принято делить на три составляющих – содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная речь характеризуется четкостью и логичностью мыслей. Выразительная сторона речи связана с эмоциональной окраской, которую в свои слова вкладывает говорящий. Побудительная речь способна оказывать влияние на чувства и мысли слушателей.
Культура речи в деловом общении проявляется в виде следующих показателей:

  • словарный запас. Чем большее количество слов в него входит, тем более яркой является речь и оказывает большее впечатление на окружающих;
  • словарный состав. Жаргонные и просторечные слова негативно воспринимаются обществом;
  • произношение. В современном русском языке самой приемлемой формой произношения является старомосковский диалект;
  • стилистика. Я стилистике деловой речи относятся такие характеристики как отсутствие лишних слов, правильный порядок слов в предложениях и отсутствие стандартных выражений;
  • грамматика. В деловой речи обязательно должны соблюдаться общие грамматические правила. Например, большее предпочтение в речи отдается именам существительным.

Культура речи и деловое общение нередко имеют второе название – корпоративная коммуникация. Главная цель такого общения – постановка определенных задач, а также их совместное решение. Еще одно важное отличие деловой речи – это невозможность прекратить коммуникацию без потери для одной из сторон. Роль речи в деловом общении в основном служебная, т.е. общение чаще всего происходит в рамках одной организации в определенные рабочие часы. Однако деловое общение в более широком смысле также подразумевает различные виды коммуникации партнеров, наемных работников и прочих участников рабочего процесса, как в организации, так и вне ее стен. Деловое или корпоративное общение может являться частью процесса переговоров и иметь несколько видов. К ним относятся – поучительный (менторский), одухотворяющий (вдохновляющий новые силы) конфронтационный (вызывающий возражения) и информационный (передача или восстановление в памяти определенных знаний).

деловое общение

Помимо видов, культура речи и деловое общение также имеют несколько форм:

  • деловое совещание – открытое обсуждение задач или проблем группой коллег или специалистов;
  • деловые переговоры – главное средство приятия решений в процессе коммуникации двух заинтересованных сторон, имеющее конкретные цели, задачи, и направленное на заключение контрактов и сделок;
  • деловая переписка – различные документы, связанные с особым способом передачи текста;
  • публичное выступление – передача одним человеком информации различной аудитории, с использованием ораторского искусства;
  • спор – столкновение мнений и разногласий, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.

Деловое общение позволяет людям организовать свою совместную деятельность, познать друг друга, а также сформировать и развить межличностные отношения. Соблюдение основных принципов и норм деловой речи - залог успешности любого делового человека.

Читайте также: