Культура украинцев в 17 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

25. Причины, цели и движущие силы Освободительной войны:

Причины:

1) Ухудшение положения крестьянства в условия засилья магнатов и панщигл-фольварочной системы хозяйствования. (происходило закрепощение крестьян, увеличивалась панщина, разнообразные формы налогов и отработок в пользу феодалов)

2) Возрастало недовольство украинского мещанства, страдающего от частных собственников и произвола королевских чиновников.

3) Ограничение прав казачества, введение мер, направленных на ликвидацию его, как сословия.

4) Насаждение католицизма.

Цели:

1) устранение польского политического, национально-религиозного и социального господства на украинских землях;

2) образование и развитие Украинского национального государства;

3) ликвидация крепостничества; завоевание крестьянами личной свободы;

4) приход к вершинам власти национальной по составу казацкой старшины;

5) ликвидация средней и большой феодальной собственности на землю;

6) утверждение нового типа хозяйствования на основе мелкой казацкой собственности на землю;

7) освобождение украинских городов из-под власти короля, магнатов, шляхты, католического духовенства.

Характер и движущие силы Национально-освободительной войны.По своему характеру это всенародное движение было национально-освободительным, религиозным, антифеодальным. Движущими силами Национально-освободительной войны стали казаки, крестьяне, мещане, православное духовенство, часть мелкой украинской шляхты. Важнейшую роль в Национально-освободительной войне играло казачество,которое вынесло на своих плечах основную тяжесть борьбы за независимость. Именно оно создало костяк армии, основу новой политической элиты.

Во второй половине XVII столетия условия для развития в украинских землях культурнического процесса несколько улучшилось. При многих церковных парафиях и монастырях действовали приходские школы, где странствующие дьяки учили детей письму, чтению и счету. В XVIII веке начальных школ в российской Украине оставалось еще достаточно: в Нежинском полку их действовало 217, Лубенском — 172, в Миргородском поменьше— 37. С 1789 года открылись, как и по всей России, народные училища, в которых обучение велось на русском языке. Именно этот подход стал причиной существования в селах Украины так называемой вторичной безграмотности.

Среднее образование давали коллегиумы в Киеве, Переяславе, Чернигове, Харькове. Харьковский коллегиум был открыт в 1727 году, здесь впервые в Украине стали изучать инженерное дело, артиллерию, геодезию. Тип высшего учебного заведения в Украине представлял с 1661 года Львовский университет, а с 1701-го — Киево-Могилянская академия. Хотя в последней с начала XVIII столетия изучались такие предметы, как французский, немецкий, древнееврейский языки, естественная история, география, математика, архитектура, живопись, сельская и домашняя экономика, медицина, однако эпоха Петра I наложила специфический отпечаток на саму систему и стиль обучения. Отсутствовало научное искание истины, под образованностью понималась прежде всего начитанность, грамотность, причем с уклоном в богословие. Распространенная германская структура образования нацеливала на подготовку узких специалистов, а не на получение элитарного, разностороннего университетского образования. В коллегиумах учились спудеи самого различного возраста — от 18 до 29 лет, хотя были и 10—14-летние дети. Курс обучения продолжался от 5 до 10 лет, в зависимости от успехов учеников. Характерны оценки: понят., непонят., средствен, туп. И все же, несмотря на открытие в 1640 году в Яссах, а в 1685 году в Москве Славяно-греко-латинских академий, авторитет Киево-Могилянской продолжал привлекать многих интеллектуалов из славянских регионов, в том числе болгар и сербов. В Киеве учились такие деятели России, как А. Ромодановский, Б. Шереметьев, К. Зотов, К. Истомин, П. Зеркальников, болгарин В. Черняев, серб А. Стойков, в 1733–1734 годах здесь слушал лекции М. В. Ломоносов. Уже в 1715 году в Киево-Могилянской академии насчитывалось 1100 студентов (спудеев), большинство их принадлежало к разночинцам. Библиотека академии считалась одной из лучших в Европе. К сожалению, пожары 1780 и 1811 годов уничтожили более 10 тысяч книг, погибли уникальные источники по истории Украины.

Из стен академии вышли С. Яворский — автор учения о пирамиде власти в Российской империи, Ф. Прокопович — создатель концепций о божественном происхождении царской власти, феодальной структуры общества в России и другие деятели.

Известно влияние и взаимопроникновение украинской и русской культур, интенсивно проходившее со второй половины XVII столетия. За 1701–1762 годы из 21 ректора и 25 префектов Славяно-греко-латинской академии в Москве (открыта С. Яворским на базе академии братьев Лихудов) соответственно 18 и 23 являлись выпускниками Киево-Могилянской академии, а 95 — работали профессорами. Многие украинцы стали епископами и митрополитами, основателями школьной сети на территории России. С. Полоцкий, будучи учителем наследника престола, написал ряд пьес религиозного содержания, положив начало русской драматургии.

Фундаментальные изменения внесли в музыкальную культуру М. Березовский, Д. Бортнянский, оказав влияние на стиль хоровой и инструментальной музыки в России и Украине. В 1736 году в Глухове была открыта первая в Украине школа певцов и музыкантов для хоровых оркестров. Лучшим оперным певцом в Российской империи второй половины XVIII столетия был уроженец Черниговщины М. Полторацкий, на равных соревновавшийся со знаменитыми итальянскими артистами. Являясь директором придворной певческой капеллы, он способствовал росту профессионализма певцов и музыкантов, обогащению репертуара.

С середины XVIII столетия украинская культура, потеряв значительную часть интеллектуально-творческих личностей, отданных имперским центрам, становится все более провинциальной, теперь на нее воздействует русская культура. В Украину едут российские архитекторы, инженеры, художники, медики, учителя. Так, в Глухове первую архитектурную школу в 1760–1780 годах создали А. Квасов и М. Мосципанов. Аналогичных примеров много. Однако, как и ранее, из-за инертности и консерватизма украинского общества новые идеи и направления искусства, архитектуры, литературы находили в нем слабый отклик.

Глава VIII Флот в период между первой и второй русско–турецкими войнами второй половины XVIII века

Глава VIII Флот в период между первой и второй русско–турецкими войнами второй половины XVIII века Состояние и деятельность Азовского флота по заключении мираНо вновь приобретенные земли не составляли еще конечных, естественных пределов русской границы. Положение южных

§ 60. Культура и быт второй половины XVIII в

§ 60. Культура и быт второй половины XVIII в Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII в. пронизывали идеи Просвещения. То, что способствовало усовершенствованию человеческой натуры – наука, театр, распространение образования, литература, искусство, –

§ 35 – 36. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в

§ 35 – 36. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в Просвещение и наука. К концу XVIII в. в России насчитывалось более 500 учебных заведений. Для огромной страны этого было слишком мало. В среднем учились лишь двое из тысячи человек.Главным советником Екатерины II по

§ 35-36. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В

§ 35-36. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В Просвещение и наука. К концу XVIII в. в России насчитывалось более 500 учебных заведений. Для огромной страны этого было слишком мало. В среднем учились лишь двое из тысячи человек.Главным советником Екатерины II по

Одежда и прически второй половины XVIII века

Одежда и прически второй половины XVIII века На русский костюм и прическу XVIII века большое влияние оказало польское и французское платье. Именно с изменения внешнего вида своих подданных Петр Великий и начал свои знаменитые реформы. Именно с 1698 года было предписано

Культура России середины — второй половины XVIII в.

Культура России середины — второй половины XVIII в. Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших

4. Художники второй половины XVII века

4. Художники второй половины XVII века Во второй половине века французская живопись во многом идет по пути, намеченному Пуссеном; при Людовике XIV создается одноименный стиль, с которым принято ассоциировать ту эпоху. Отличие от мотивов первой половины столетия заключается

ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА Поиски северо-западного и северо-восточного проходов. Во второй половине XVI в. инициатива в Великих географических открытиях переходит от испанцев и португальцев, сил которых едва хватало для удержания уже

Глава VIII Флот в период между первой и второй русско-турецкими войнами второй половины XVIII века

Глава VIII Флот в период между первой и второй русско-турецкими войнами второй половины XVIII века Состояние и деятельность Азовского флота по заключении мираНо вновь приобретенные земли не составляли еще конечных, естественных пределов русской границы. Положение южных

ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века

ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века 1. Общая характеристика эпохи 2-я половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением

Специфика Оренбургского корпуса второй половины XVIII века

Специфика Оренбургского корпуса второй половины XVIII века Оренбургский пограничный корпус заслуживает внимания исследователей потому, что в отличие от других формирований русской армии сохранил в XVIII веке некоторые черты войска допетровского типа. Во-первых, это

Е. Кунц Менталитет и культура сословий русского общества второй половины XVIII–XIX века

Е. Кунц Менталитет и культура сословий русского общества второй половины XVIII–XIX века Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет. Иоганн Вольфганг Гёте В этой статье речь пойдет о двух других важнейших системообразующих сословиях Российской империи

Культура Украины XVII века: История Украины

Культура Украины XVII века: История Украины

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Культура Украины XVII века: История Украины

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Видео: История культуры Украины

Похожие статьи:

  • Культура Украины XIX века: стили и направления
    Украинцы вообще странный народ. На протяжении всей своей истории они считали, что их обижают, притесняют и недооценивают. Несмотря на то, что .
  • Культура Украины ХХ века: особенности
    В ХХ веке национальная культура большинства народов существенно видоизменилась. Национальные культуры развитых стран образовали единую .
  • Украинское барокко XVII – XVIII века: развитие
    Так называемое украинское барокко стало первым направлением европейской культуры (в первую очередь архитектуры, но не только: украинское барокко .
  • Живопись в Украине ХХ века: История развития
    В начале ХХ века украинская живопись развивалась в тех направлениях, которые стали основополагающими в Европе. Украина в то время являлась частью .
  • Памятники архитектуры Украины: описание и фотографии
    Памятники архитектуры Украины чрезвычайно многообразны, что отражает бурную и неоднозначную историю этой страны. Здесь можно найти и образцы .

О чем поет щедрик

Украинцы - третий по численности этнос России. Всего в нашей стране живёт около пяти миллионов представителей этой национальности.

Хотя в последние годы появился ряд довольно экзотических версий о происхождении народа, признанные историки и этнографы единодушны: у русских, украинцев и белорусов общие предки – восточные славяне. Ряд источников называет их также русинами ("Повесть временных лет") и русичами ("Слово о полку Игоревом"). Общие славянские корни, схожесть в культурах, многовековая история соседства в рамках одной большой страны, - все это в плане традиций сблизило русских и украинцев как ни одних других представителей разных народов. В академических кругах считают, что название национальности произошло от древнерусского слова "оукраина": так на Руси называли пограничные земли, а их жителей, соответственно, - оукраинцами, а позднее - украинцами.

Украинский язык по степени распространённости на территории РФ стоит на седьмом месте, в Москве работает Библиотека украинской литературы.

При этом, в России нет и намёка на обособленные украинские диаспоры или, тем более, анклавы: украинцы и русские живут в добрососедстве. Особенно много представителей этой нации на южных и дальне-восточных территориях страны.

Культура и традиции украинцев

Народная культура украинцев тесно переплетается с обрядно-религиозными традициями. Многие обычаи и суеверия связаны с природными явлениями, сельскохозяйственным календарём. Чтобы убедится в этом, достаточно перечитать ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, родившегося и выросшего в Полтавской губернии Российской империи. Зимние колядования и радостное буйство молодёжи в ночь на Ивана Купала чередуются в его рассказах цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" с мистическо-сказочными мотивами народных поверий.


Существенная часть народных традиции и обычаев украинцев - семейные обряды. Самое любимое и почитаемое торжество – свадьба. Когда-то девочек к этому знаменательному событию готовили с самого раннего возраста. Примерно тогда же будущие невесты начинали мечтать о суженом и представлять "как это будет".

Свадебный "цикл" начинался с традиционного сватовства: жених и его родственники мужского пола шли знакомиться с родственниками будущей жены загодя. С собой несли калач хлеба, который, в знак согласия, должен был быть разрезан невестой. В случае же её отказа родственники жены выносили сватам тыкву.

Украинская помолвка также проходила по определённому народному ритуалу: руки молодожёнам завязывали над собранным зерном или свежеприготовленным хлебом. Хлеб символизировал достаток в будущей семье. А чтобы молодая семья уж точно горя не знала, выпечку свадебного каравая доверяли только счастливым в браке женщинам.


Гостей на торжество молодожены приглашали лично, причем, довольно затейливым образом: невеста шла по домам своих подружек и дарила им коржики. А те сразу догадывались – дело идет к свадьбе. Подружки тоже без работы не сидели: плели венки, которые дарили невесте и жениху.

Немало украинских традиций и примет связано с рождением детей. Например, беременным девушкам не стоит глядеть на змей и встречаться с больными людьми, заранее шить или покупать одежду будущему ребёнку. Естественно, со временем когда-то обязательные к исполнению правила смягчились. А некоторые и вовсе отошли в небытие. Так, когда-то первые 40 дней после рождения запрещено было показывать малыша мужчинам, включая его отца.

Народные праздники украинцев


Как и у других славянских народов, в праздничных традициях украинского народа сплелись язычество и православие.

Один из главных языческих праздников - связанный с днём солнцестояния день Ивана Купалы - отмечают в ночь на 7 июля. Девушки пускают венки по воде рек и водоёмов и водят хороводы вокруг большого ночного костра, через который в момент кульминации праздника перепрыгивает вся честная компания.

Зимние праздники украинцев начинались в декабре: 19.12 отмечался день Святого Николая, почитание которого восходит к традициям Римской империи. Со временем в странах Западной Европы Святой Николай "переродился" в Санта-Клауса, который дарит подарки в Рождественскую ночь.

В Рождественскую пору издавна было принято ещё и гадать, обращаясь к силам неподвластной человеку природы. С памятью ещё одной античной христианской святой связана дата, приходящаяся на современный Старый Новый Год. Тринадцатого января украинцы почитают Меланию Младшую (Римскую). В этот день дети и подростки ходят по домам и "меланкуют": поют песни, танцуют, изображают забавные сценки, получая от взрослых взамен сладости или мелочь.

Интересные факты об украинцах

Украинский язык считается одним из самых красивых и приятных в звучании. На языковом конкурсе, который проходил в 1934 году во Франции, он занял второе место, после итальянского, по критерию мелодичности и третье место, после французского и персидского, - по лексико-фонетическому и лексическому строению.

Украинская народная рождественская песня "Щедрик", в английском варианте известная под названием "Carol of the Bells", приобрела мировую популярность в музыкальной обработке композитора Николая Леонто́вича. Песня до сих пор очень востребована в кинематографе. Услышать ее можно, к примеру, в фильмах "Гарри Поттер и узник Азкабана", "Крепкий орешек – 2", "Один дома" и "Один дома – 2", а юмористические интерпретации фигурируют в популярных американских мультсериалах: "Южный Парк", "Гриффины", "Симпсоны".

Согласно данным книги рекордов Гиннеса, самым длинным ручным духовым инструментом считается украинская труба трембита. Её длина может составлять до 3-х метров, средний вес - 1,5 килограмма.

Памятники украинскому поэту Тарасу Шевченко установлены в 1200 городах по всему миру.

В среднем один украинец съедает 18 кг свинины в год.

Чаще всего слова на украинском начинаются с буквы "п", реже всего – с "ф" и "г’".

Читайте также: