Культура ссср в 50 60 годы кратко

Обновлено: 08.07.2024

После смерти Сталина в культуре вместе с внешними изменениями стали происходить и значительные содержательные перемены. На перемены в жизни общества, прежде всего, откликнулась литература.

Кино, поэзия. Н.С.Хрущев и интеллигенция

В 60-е годы в Политехническом музее на сцене Большого зала музея при громадном интересе аудитории выступали блистательные поэты своего времени - Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский.

С конца 50-х гг. начались новые гонения на Русскую Православную Церковь: резко сокращалось количество приходов, массово закрывались монастыри, тысячи священников лишились всех средств к существованию, у церкви отбиралось имущество и земля. Прошли аресты церковных иерархов. Эти меры предпринимались и в отношении других конфессий.

Спорт и образование

По мере развития советской экономики происходило развитие образования. В 1956-1957 гг. была отменена плата за обучение, взимавшаяся со старшеклассников и студентов вузов. Новые предприятия требовали ежегодного прироста количества квалифицированных рабочих. Для решения этой задачи была задумана и реализована реформа образования 1958 г., по которой вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа, десятилетняя школа преобразовалась в среднюю 11-летнюю с производственным обучением. С 1959 г. в старших классах в учебную программу был включен труд на производстве. Реформа образования имела неоднозначный результат, поскольку привела к падению образовательного уровня учащихся.

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру пытались поставить на службу административно-командной идеологии.

Особенно яркие результаты оттепели проявились в литературе и искусстве. Вновь начали издаваться произведения реабилитированных писателей. Оживлению культурной жизни способствовало появление большого количества новой литературы.

В литературе, кино, изобразительном искусстве появились молодые талантливые авторы, не боявшиеся говорить правду.

Поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, кинорежиссеры А. Тарковский, Г. Чухрай, скульптор Э. Неизвестный получили признание и мировую известность.

Со второй половины 60-х гг. стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученые получили возможность участия в международных конференциях.

Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 г. был организован Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновлена работа Московского кинофестиваля.

В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этому может служить формирование крупнейшего научного центра — Сибирского отделения Академии наук СССР. Общепризнанными в мире стали достижения в области фундаментальных исследований в различных областях науки.

Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4 октября 1957 г. СССР осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек — Ю.А. Гагарин.

Однако противоречия в проведении культурной политики все чаще приводили к конфликтам с деятелями культуры. Хрущев и его советники из числа деятелей культуры занимали консервативно-охранительные позиции.

На выставке в Манеже Хрущев лично устроил разнос художникам-авангардистам. Он продемонстрировал некомпетентность и непоследовательность в вопросах идеологии и культуры.

В период хрущевской оттепели началось движение диссидентов, которое положило начало неформальной культуре в обществе.

На Западе Хрущева ставили на одну ступеньку с Джоном Кеннеди и папой Иоанном ХХ III (миротворцем). ХХ съезд объявил о мирном сосуществовании двух систем, после Карибского кризиса научились идти на компромиссы. Начали разрабатывать новые принципы международных отношений (совещание в Хельсинки), основанные на экономическом, политическом и культурном сотрудничестве. СССР стал более открыт миру.

Демократизация затронула и национальный вопрос. Ни о какой полной самостоятельности речь не шла. Но все же, национальные республики начинают чувствовать себя увереннее и самостоятельнее. Неудивительно, что именно в это время происходит становление национальных художественных школ.

Впервые за годы советской власти стали говорить о проблемах культуры. Прозвучала тревога о состоянии памятников в СССР, об уничтожении храмов, могил, картин, икон, старинных книг. Не только широкому читателю, но и специалистам были недоступны многие работы по философии, истории, искусству. Речь шла и о том, что советские музеи, в большинстве своем, влачат жалкое существование. Работники культуры получают унизительно низкую зарплату.

Образование . Перестройка структуры народного образования проводилась в соответствии с предложениями Н.С. Хрущева, изложенными в сентябре 1958 г. Речь шла как о количественных, так и о качественных изменениях. По всей стране, включая национальные окраины, быстрыми темпами возводились новые общеобразовательные учреждения, открывались высшие учебные заведения.

Вместо существовавшей семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехниче­ская школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей или сельской молодежи (без отрыва от производства), либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу (с производственным обучением), либо техникумы, работающие на базе восьмилетки.

Укрепление связи школы с жизнью вылилось в подготовку мо­лодого поколения к активному участию в общественном производстве, вооружением его трудовыми навыками. Были введены новые учебные предметы: труд, практические занятия в мастерских и т. п. Выпускники получили вместе с аттестатами зрелости и свидетельства о присвоении специальности. Учебные заведения, по-прежнему оставались центрами коммунистического воспитания, с едиными учебниками и программами.

Наука сделала громадный шаг вперед. Быстро стала расти сеть научно-исследовательских институтов, открывались крупные лаборатории, обсерватории. Научно-исследовательские базы выросли в Якутии, на Сахалине, в Восточной Сибири, Дагестане, Крыму. Большое значение имело создание нового центра в районе Новосибирска.

Научный мир получил возможность более тесного взаимодействия с коллегами из других стран. В состав АН СССР были избраны свыше 40 видных ученых Америки, Европы и Азии. В тоже время многие академики и профессора Советского Союза стали почетными членами национальных академий, обществ и ряда университетов различных государств.

Серьезное внимание уделялось изучению природных богатств земли. На востоке страны были открыты новые алмазные месторождения, богатые залежи каменного угля, железных руд, молибдена, титана. Организовывались научные станции в Заполярье с целью изучения климата и природы Ледовитого океана. Впервые в истории СССР в широких масштабах развернулись исследовательские работы в стране вечного холода – Антарктиде. Несколько хорошо оснащенных экспедиций было направлено к Южному полюсу.

Воссоздавались и те отрасли наук, которые еще вчера объявлялись лженауками. Многие ученые поверили, что период мракобесия закончился. Хотя Лысенко и при Хрущеве оставался в почете. В области автоматики и телемеханики признанным лидером стал ака­демик В.А. Трапезников. Развивается кибернетика (школа академика А.И. Берга). Академики Е.О. и Б.Е. Патоны оставили позади все страны в области техники сварки. Коллектив научных работников под руководством акаде­мика С.А. Лебедева взялся за создание быстродействующих электронных машин. Исследования в области полупроводников возглавил прославленный академик А.Ф. Иоффе.

Особая роль отводилась химии. Она была признана тем звеном, потянув за которое можно вытащить всю цепочку научно-технического прогресса. Программа химизации народного хозяйства была очень обширной. Она включала увеличение выработки синтетических смол, пластических масс, химических волокон, намечалось повысить производство минеральных удобрений, создание крупных производственных комбинатов с полной переработкой сырья. Развитие химии повлекло за собой расширение добычи нефти и газа.

В период семилетки эта отрасль достигла действительно значительных успехов. Заново было построено свыше 500 заводов и крупных химических производств, а на большинстве действующих предприятий проведена реконструкция на новой технической основе. В тоже время, экологические вредные предприятия строились без очистных сооружений, сбрасывали отходы в реки и озера, в сельском хозяйстве увлеклись применением пестицидов. Очень скоро стало понятно – природе и человеку наносится непоправимый ущерб.

Важные открытия были сделаны в медицине. 300 научно-исследовательских институтов и лабораторий приступили к разрешению проблемы долголетия. Исчезли такие страшные болезни, как чума, холера, тиф, оспа, цинга, малярия. Академик Петровский впервые в Союзе в 1965 году начал серию пересадок почек от живых доноров-родственников.

Продолжаются исследования в области атомной энергии. Отрадно, что именно СССР первым начал говорить о необходимости запрещения атомного и водородного оружия. И.В. Курчатов на XX съезде КПСС подчеркнул, что в случае их массового применения у человечества не будет шансов выжить. Атомная энергия должна использоваться только в мирных целях.

В тоже время, из уст всех передовых советских ученых звучала тревога по поводу явной недооценки роли науки. Ее рассматривали лишь как инструмент для разрешения насущных трудностей, стоящих перед народным хозяйством. Правительство забыло (или не знало), что передовая наука не может идти на поводу у практики, она должна изучать закономерности окружающей нас природы, создавать принципиально новые направления в развитии материальной и духовной культуры общества.

Происходит становление национальных художественных школ. Вошло в традицию проводить массовые праздники песни и танца, встречи мастеров искусств союзных республик. В Москве регулярно проходят декады литературы и искусства разных национальностей.

Кино поистине оставалось самым массовый вид искусства. Посчитали, что за один 1963 г. на киносеансах в СССР побывало около 4 млрд. зрителей, из них 1,5 млрд. – в сельской местности. Однако кинофильмов выпускалось слишком мало, и они явно не отвечали запросам времени. В 1959 г. было принято решение о создании различных творческих объединений. В работе кинематографистов появился элемент состязательности. В течение одного 1961 г. было выпущено более 100 худо­жественных лент.

ОТТЕПЕЛЬ" И СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ 50-х - 60-е гг.

1. Изменения в в культурной жизни страны

1.1. Начало процесса десталинизации в культурной политике. Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе.

С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему фактически происходил некоторый отход ряда авторов от принципов социалистического реализма.

После смерти Сталина возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союза работников кинематографии СССР). Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.

1.2. В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений.

Культура и искусство оставались под жестким партийно-государственным контролем. Действовал отдел ЦК по культуре, было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой). В полной мере продолжал осуществляться принцип партийности в искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961 г.) перед творческой интеллигенцией вновь были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

1.3. Шестидесятники. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.

Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала Новый мир А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. В это время работади писатели критического направления Ю.Нагибин, А.Яшин, И.Эренбург и др. (авторы сборника Литературная Москва).

2. Система образования и коммунистического воспитания

2.1. На основании закона о реформировании средней школы (от 24 декабря 1958 г.), которое продолжалось до середины 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя школа заменялась трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования: вместо школ ФЗО, ремесленных и других создавалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ).

Однако перестройка школы, включая производственное обучение, оказалась малоэффективной, снизилась общеобразовательная подготовка школьников. В результате, к 1966 г. школа вернулась к десятилетнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного.

2.2. Высшая школа получила огромное развитие. В 1950-1955 гг. по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766 против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции).

В то же время не были преодолены пережитки классового подхода. Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.

2.3. Система коммунистического воспитания. ВСТАВКА

3. Научно-техническая революция в СССР

3.1. Ускорение темпов научно-технического прогресса. В качестве центральной проблемы в период реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры.

Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, Крыму, Поволжье и т.д. В целях развития производительных сил Сибири было организовано Сибирское отделение АН СССР, возникли новые республиканские Академии наук. Международный центр ядерных исследований был создан в подмосковном городе Дубна.

3.2.Основные направления научно-технических изысканий.

3.2.1. В области физики и химии. В рассматриваемый период активно велись исследования в области физики (Б.Н. Константинов, П.Л. Капица, А.А. Логунов и др.), атомной физики (И.В. Курчатов, А.П. Александров, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров и др.). Нобелевской премией были отмечены достижения советских химиков и физиков - Н.Н. Семенова, И.Е. Тамма, Л.Д. Ландау, П.А. Черенкова, И.М. Франка, Н.Г. Басова, А.М. Прохорова.

В 1957 г. вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон, что привело к развитию нового направления - физики высоких и сверхвысоких энергий. В СССР был создан первый молекулярный генератор - лазер; пластические массы, превосходящие по своим свойствам металлы.

3.2.2. Самолетостроение и космонавтика. Крупным достижением советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов (авиаконструкторы А. Туполев, С. Ильюшин, А. Яковлев, Н. Антонов). Выдающихся достижений удалось добиться советским ученым (С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Янгель и др.) в освоении космического пространства; были созданы баллистическая ракета и пилотируемые автоматические станции для исследований Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства.

3.2.3. Другие отрасли знаний. Велись разработки в области молекулярной биологии и биофизики, физиологии человека и животных, в области селекции растений. Был разработан и внедрен новый способ автоматической дуговой сварки сталей (научная школа академиков Е.О. и Б.Е. Патонов).

3.3. Гуманитарные науки.

3.3.1. После ХХ съезда КПСС общественные науки получили новый импульс, хотя административное руководство продолжало сдерживать их развитие.

Были изданы коллективные труды: Всемирная история, История Великой Отечественной войны, История русского искусства, этнографическая серия Народы мира. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения: Вестник истории мировой культуры, Мировая экономика и международные отношения, История СССР, Вопросы языкознания и др. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.

3.3.2. Одновременно гуманитарные науки продолжались использоваться в целях идеологизации сознания. Для дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах были введены новые общественные дисциплины Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма. Повсеместно вводилась система политзанятий на предприятиях, учреждениях, армии; открывались университеты марксизма-ленинизма. Еще раньше, сразу после войны, для подготовки руководящих партийных кадров в Москве была создана Академия общественных наук при ЦК КПСС, Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (позднее Всесоюзное общество Знание).

4. Новые тенденции в художественной жизни страны

4.1. Оттепель в литературе.

4.1.1. В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.

Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов (Юность, Иностранная литература, Наш соврменник и др.).

4.1.2. Развивалась новая тематика и углублялась старая. Новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны.

Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В.Д. Дудинцева Не хлебом единым, повести В. Гроссмана Все течет. Другим значительным произведением на эту тему стал Один день Ивана Денисовича А. Солженицына.

Проблемы нравственных деформаций в обществе поднимались в рассказах Д. Гранина, А. Яшина, Ю. Германа и др.

Для культурной жизни страны стали характерны литературные вечера известных писателей и поэтов.

4.1.3. Самиздат. В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу.

Первый самиздатовский машинописный журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Твардовского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков. В 1960 г. А. Гинзбург был арестован и сослан в лагеря. В самиздатах публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века.

Здесь же появлялись и произведения политической публицистики. К этому времени относится появление первого поколения диссидентов: Ю.Г. Галанскова, В.К. Буковского, Э. Кузнецова и др.

4.2. Живопись и скульптура. Происходило раскрепощение художественной жизни. Было реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ ХХ вв. и его теоретическое наследие. Были организованы моноэкспозиции живописи Филонова, Кандинского, Малевича, Шагала. Прошли персональные выставки Пикассо, Леже. Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани). Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (соцарт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм).

В этот период продолжали активно работать М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. Ленинских премий были удостоены М. Аникушин за памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, А. Кибальников за памятник В.В. Маяковскому в Москве.

4.3. Архитектура. В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе в 1949-1953 гг. здание МГУ на Ленинских горах, архитектор Л. Руднев).

Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др. В 1954-1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках (архитекторы А.Власов, Н.Уллас и др.). В 1961 г. по проекту М. Посохина был построен Кремлевский Дворец съездов, 1965-1967 гг. - здание СЭВ в Москве. В 1956-1957 гг. осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Дальнейший жилищный бум привел к застройке городов тысячами стандартных жилых комплексов из крупно-панельных блоков.

4.4. В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.

4.5. Кинематограф. В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфица Большая семья, Дорогой мой человек (с А. Баталовым в главной роли).

По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах Летят журавли (М. Калатозова), Баллада о солдата (С. Чухрая), Судьба человека (С. Бондарчука), в которых утверждалась окопная правда. На эти годы приходится начало творческой деятельности таких режиссеров, как Г.Данелия, Г.Панфилов, В.Наумов, А.Кончаловский и др.

Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

5. Новое идеологическое наступление

на интеллигенцию

В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди,годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушение дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.

6. Массовая культура.

Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды- Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. Важным каналом общей демократизации культуры становится также кино, телевидение, спорт (в зрительской части).

7. Народное искусство и художественные промыслы.

Продолжало развиваться устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, связанное с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Здесь существовали исторически сложившиеся направления. Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская обл.) готовило резчиков по дереву на основе кудринской и богородской резьбы. Благодаря этому промыслу существовал и развивался в г.Сергиев-Посад (тогда г.Загорск) центр русской деревянной игрушки. Не прекращали своей деятельности ростовские мастера финифти (в 1960 г. артель ростовских мастеров была преобразована в фабрику Ростовская финифть), артели, специализировавшиеся в области искусства черни по серебру (г.Великий Устюг, где работала фабрика Северная чернь). Север традиционно славился изделиями из бересты и художественной резьбой по кости. Достойное место в русском народном искусстве занимала палехская лаковая миниатюра.

Важное место в народной культуре занимало песенное и устное народное творчество. Многие коллективы народные хоры и ансамбли, сложившиеся еще в 30-50-е гг. во время деревенских гулянок и посиделок, являлись одной из форм бытования традиционного фольклора. В 50-60-е гг. происходило возрождение собирательской деятельности по различным районам России - песенного фольклора, свадебных обрядов, заговоров, быличек и других жанров.

6.1. Развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.

6.2. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.

6.3. С другой - в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.

6.4. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.

Читайте также: