Культура средневековой японии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Средневековая Япония – это время в истории страны, которое длилось с середины VII до середины XIX века.

Историю Японии средних веков условно делят на два периода: Нара и Хэйан (VII в. – первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в.— середина XIX в.).

Период Нара — это период в истории Японии с 710 по 794 гг., который начался с восстановления столицы (современный город Нара), к особенностям этого периода относится активная китаизация японского населения и расцвет культуры и поэзии.

Эпоха Хэйа́н в Японии длилась на протяжении 4 веков. Начинается период с того, что имперская столица Нара была по приказу императора перенесена в другой город Хэйан-кё (сегодня это современный Киото), а завершается морской битвой при Данноура, в которой род Минамото разбил род Тайра. Хоть и называется этот период "мирным" мирным и спокойным его назвать сложно.

Япония всегда развивалась обособленно, так как расположена была на островах, вдали от большинства других стран, единственной странной у которой Японцы часто заимствовали формы правления, законы, искусство, одежды был Китай, поэтому культуру средневековой Японии некоторые исследователи относят к островной форме китайской культуры. Письменность, религию японцы также заимствовали у Китая, со временем всё это видоизменялось, а потом и вовсе стало отличаться.

Правители средневековой Японии

Согласно истории средневековой Японии в это время страной управляли представители нескольких богатейших родов, постепенно императоры начинают вести новую политику и отстраняют от власти такие семьи, это делалось для того, чтобы укрепить государство и власть императора. В средние века жители Японии всё еще верят в божественное происхождение династии императоров.

После того как род Фудзивара утратил свою силу и был отстранен от двора императора, власть императора продолжает убывать, появляется самурайское правительство – сегунат в Камакуре.

Готовые работы на аналогичную тему

Сёгунат – это военно-феодальная система управления в Древней Японии, при ней император исполнял в основном церемониальные функции, а вся власть принадлежала военному командиру – сёгуну.

К 1221 году дворцовая аристократия была разгромлена, а император стал лишь распорядителем при организации праздников и церемоний, для того чтобы содержать двор императора начинают продавать должности самураям.

Императорский дом пребывает в упадке, больше не проводятся церемонии и ритуалы – вновь они начнут проводиться лишь в 18 веке с приходом к власти сегуната Токугава.

Культура и искусство средневековой Японии

В XII веке буддизм из аристократических кругов постепенно распространяется среди самураев и обычных жителей Японии. Последователь учений буддизма монах Хонэн, создал секту Дзёдо и начал вести проповеди о рае в следующей жизни при условии поклонения Будде Амида. После начинают появляться и другие секты, некоторые из них, в особенности дзен-буддизм, были весьма популярны у самураев.

Видоизменяется скульптура, она становится более реалистичной и экспрессивной. Шедеврами искусства в это временя считались работы мастера Ункэя в виде статуй Асанги и Васубандху. С уникальной точностью были исполнены фигуры отшельника Васу и монахини Мавара, расположенные в Сандзюсангэн-до в Киото. В изобразительном искусстве особую популярность приобретает жанр иллюстраций к книгам, главными темами которых были военные битвы, история монастырей и жизнеописания.

В Средневековье Япония поддерживала культурные и торговые отношения с соседними странами, многое заимствуя у них. Несмотря на это, длинный путь поиска привел развитию собственной уникальной культуры. Главной чертой развития Японии стала высокая динамика всех процессов, способность японцев воспринимать и адаптировать достижения других стран и империй. Особой спецификой обладало японское искусство. Типичной для Японии была поэзия хайку, происходящая от утонченной салонной игры.

Традиционное японское искусство сложно себе представить без каллиграфии, согласно легендам, иероглифы появились из божественных небесных образов. Живопись произошла от иероглифов. В 15 веке в Японии поэзия и живопись объединились в одно произведении. Японские живописные свитки состоят из двух видов знаков – письменных и живописных.

Развивается театральное искусство. Но и Кабуки – две самые известные формы театра. Театр Но пользовался популярностью у военных. В отличие от жесткой самурайской этики, эстетическая строгость Но была достигнута при помощи пластики актеров, что производило сильное впечатление. Кабуки уже появляется после Но. Кабуки представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы.

Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.

Исторические сведения

Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III–IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.

Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.

Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.

средневековая япония

Страна в Средневековье

Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации – религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.

Правители средневековой Японии

В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство – сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.

После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник – Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.

культура средневековой японии

Религиозные предпочтения

Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.

В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь – конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.

история средневековой японии

Концепция права

Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.

Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.

В средневековой Японии право предписывало только одно – подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином "рицу" указывались репрессивные нормы, а термином "рё" – административно-применительные.

экономика средневековой японии

Экономика

В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.

Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.

живопись средневековой японии

Политический уклад

С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.

После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.

Культура средневековой Японии

В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.

архитектура средневековой японии

Воспевание самураев

В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.

Архитектурные предпочтения

Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.

Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.

средневековая япония искусство

Светское строительство

С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.

Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.

Живопись

В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.


Недавно мы с вами начали изучать японскую культуру. Продолжая эту увлекательную тему, предлагаем побеседовать про искусство средневековой Японии.

Сегодня вы узнаете, когда взяло начало и закончилось средневековье в Японии и как развивались разные аспекты культурной жизни в это время. Архитектура, скульптура, живопись, театр, парки, бонсай, оригами – что еще развивали японцы в Средние века? Ответ на этот вопрос и подробный рассказ представлены в статье ниже.

Исторические рамки

Японское искусство развивалось достаточно плавно, не зная резких скачков в виде невероятного подъема и стремительного упадка. Большое влияние оказало географическое и политическое положение государства – находясь на Дальнем Востоке, на островах, оно было оторвано от других стран, вело закрытую политику.

Однако связь с соседями в лице китайского и корейского государств была сильная, и многие ценности и открытия были заимствованы оттуда, в частности, из Поднебесной. Так, к примеру, из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, художественные, архитектурные, скульптурные образцы. Последние три в Средневековье по большей части строились в соответствии с канонами буддизма, который в VII столетии также перекочевал в Японию и стал там основной религией.


Однако вещи, заимствованные у китайцев, в Японии быстро обретали собственный, исконно японский стиль. Именно поэтому ей всегда удавалось сохранять самобытность и уникальность, проявляющуюся в произведениях искусства.

Можно выделить несколько исторических этапов средневековья, в ходе которых происходила смена тенденций в мире искусства:

  • Асука (конец VI – начало VIII столетия) – культурные заимствования из Поднебесной;
  • Нара (VIII столетие) – появление первых литературных произведений, проникновение даосизма, конфуцианства и буддизма;
  • Хэйан (IX-XII века) – повсеместная постройка храмов, появление художественного направления ямато-э;
  • Камакура (конец XII – первая половина XIV века) – возникновение самурайского сословия;
  • Муромати (XIV-XVI столетия) – развитие театральных представлений, влияние европейской цивилизации;
  • Эдо (XVII – вторая половина XIX веков) – власть династии Токугава, развитие театрального и изобразительного искусства.

Далее рассмотрим более подробно развитие каждого культурного направления в течение этих эпох.

Архитектурное направление

На смену типичным синтоистским сооружениям с двускатными крышами вроде Идзумо и Исэ пришли буддистские храмы. Поначалу их архитектура повторяла китайскую, но впоследствии обрела типично японские черты.

Здания создавались из крепкого деревянного каркаса для большей сейсмоустойчивости, ведь в Японии, как известно, часто свирепствуют землетрясения. Фундамент строился из камня, а стены между каркасными балками наполняли глиной, деревом, камнем.

Самое главное в японских храмах – массивная крыша со слегка вздернутыми вверх концами. Такая форма объяснялась как с религиозной, так и с практической точки зрения.


Во-первых, согласно поверью, из-за изогнутости линий до храма не могли добраться злые духи. Во-вторых, такая конструкция сохраняла тепло и сухость при дожде, не давая намокнуть стенам.

Буддистское святилище – это не одиночно стоящее сооружение, а целый храмовый комплекс. Традиционно он состоит из нескольких построек:

Кроме этих сооружений, могли встречаться и другие открытые и крытые галереи, павильоны. Классическими образцами архитектуры раннего периода являются Хорю-дзи в Наре (первое десятилетие VII века) – самая древняя из сохранившихся на планете постройка из дерева, Тодай-дзи (середина VIII века) – крупнейшее в современном мире деревянное здание. Оно возвышается почти на 50 метров – это сравнимо с высотой 16-этажного дома, а фундамент представляет собой прямоугольник размером 60 на 55 метров.


Храм Хорю-дзи в Наре

Японские храмы отличались тем, что были в спокойных, чаще всего темных тонах. Такое решение отлично вписывалось в окружающий ландшафт, ведь главная черта архитектуры японцев – гармония с природой. А из-за того, что в Стране восходящего солнца территории преимущественно гористые, храмовые комплексы возводились асимметрично относительно главного здания.

В период Хэйан начали массово строиться города, что требовало четко продуманной городской архитектуры. Так появились аккуратные планы городов: в центральной части располагался дворец императора, а основные улицы шли параллельно и перпендикулярно друг другу. Раздробленность привела к тому, что каждый владелец крупных земельных участков стремился построить собственный замок – так появилась замковая архитектура.

Прекрасный дзенский образец архитектуры – Кинкаку-дзи в городе Киото, датированный концом XIV столетия. Храм был построен на столбах-сваях над водоемом и садовым комплексом, крыша покрыта позолотой, а само сооружение имеет три этажа. Постепенно, вплоть до XVI века подобная ярусная архитектура стала распространяться не только на храмовые, но и на светские постройки.


Кинкаку-дзи в Киото

Замковое строительство стало особенно процветать на рубеже XVI и XVII столетий. Центральным звеном комплекса всегда была башня посередине. Замки отличались величественностью вкупе с одновременной простотой, а самыми большими являлись Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, не дожили до наших дней.

Во время правления Эдо страна находилась под сильной властью сегунов из семейства Токугава, поэтому замки почти перестали строиться, а императорские дворцы – наоборот. Чудесный пример одного из них – дворец Кацура.

В целом средневековая архитектура Японии – хоть храмы, хоть дворцы, замки или жилища обычных людей – отличалась простотой, легкостью и изяществом. Здания, как правило, были окружены живописным садом, тем самым давая почувствовать людям единение с природой.

Скульптура

Скульптурное направление также во многом связано с буддизмом – большинство статуй изображали различных будд, божеств, бодхисаттв. В период Асука их количество было уже довольно внушительным.


Храм Сандзюсангэндо в Киото

Во времена Нара местные скульпторы еще больше совершенствовались в своем искусстве – пропорции становились все правильнее, а линии – плавнее. При этом все изображения были очень каноничными, изваяния были из самых разных видов материалов: деревянные, каменные, глиняные, лаковые, металлические.

Если к началу времени Хэйан работы создавались из цельного деревянного полотна, то позже появилась техника киесэ, по которой изготавливались отдельные блоки, которые затем тщательно присоединялись друг к другу.

Постепенно скульптура стала носить еще более светский характер. Во время Муромати стали делать скульптурные изображения животных, природы, театральные маски.

Выдающийся деятель Эдо – скульптор Энку. Он придерживался философии дзен, но при этом вдохнул в скульптуру новую жизнь: божества перестали выглядеть строго каноничными, а его статуэтки из дерева отличались динамичностью и простотой.


Скульптура Энку (1632 г. — 1695 г.)Будда. Токио

Живопись

В VII столетии из Поднебесной были привезены главные инструменты художника: бумага, тушь, кисти, краски, а значит – особые техники. В основе лежала монохромность и линейность рисунков: в композиции главными являлись плавные линии, а не законы перспективы и светотени.

Поначалу мотивы картин были традиционно буддийские: бодхисаттвы, фрагменты из жизни Будды, события из притч. Рисунки были простые, без лишних смыслов.

Картины были преимущественно в виде свитков. Выделяется два их вида: эмакимоно и какимоно. Первые ориентированы горизонтально и предназначены для того, чтобы рассматривать их на столе. Какимоно ориентированы вертикально и вешаются на стену.

Постепенно живопись перешла от религиозной тематики к светской. Произведения изобразительного искусства стали использовать в интерьерах замков и дворцов: на ширмах, веерах, настенных свитках, портретах, а также особых панно, выполненных на золотистой фольге яркими красками. Такие панно стали носить название дами-э.

На рубеже XVI-XVII веков появляются многочисленные живописные школы, например, Ункоку, Кайхо, Тоса, кано, с течением времени их заменяют новые. Города Нара, Киото, Нагасаки, Эдо становятся центром живописи того времени.

Особенной популярности добивается школа укие-э. Это особый вид деревянной яркой гравюры, который ушел в массы – ее могли купить почти все, даже небогатые слои населения. Укие-э изображали сценки из жизни обычных людей, продавцов, театралов, гейш.


Японская гравюра укие-э

Особенно в этом жанре стоит выделить мастеров Хисикава Моронобу (XVII столетие) и Кацусика Хокусая (XIX век). Хокусай также писал пейзажи и оказал огромное влияние на таких западных художников, как Ван Гог, Матисс, Гоген.

Другие виды

Японское искусство отнюдь не ограничивается перечисленными выше направлениями. Поговорим еще о некоторых видах искусства, так полно характеризующих Японию.

К этому виду относят целый спектр истинно японских искусств: изготовление традиционных кукол, керамических изделий для чайных церемоний, тканевая роспись, оригами – создание фигурок из бумаги, бонсай – выращивание деревьев в миниатюре, икебана – удивительные цветочные композиций, нэцкэ – скульптура в миниатюре, похожая на брелоки, тэмари – вышивание на шарах.

Сюда также относится множество различных направлений: дзюдо, джиу-джитсу, айкидо, сумо, иайдо, карате, кудо, нагината и многие другие.

Любой храмовый, замковый, дворцовый комплекс и даже чайный дом немыслим без прилегающего к нему садового массива. В японских садах и парках важную роль играют растения, а также камни, водоемы, мостики.


Сад камней Реан-дзи в Киото

Один из самых знаменитых садово-парковых комплексов – Реан-дзи – был создан в XV столетии в Киото. Характерная черта заключается в том, что всего там, на специальной площадке, находится пятнадцать каменных глыб разного размера, но, с какой точки на них ни посмотри, всегда будет видно лишь четырнадцать.

Если в Поднебесной сады предназначались в первую очередь для пеших прогулок, променадов, то в Японии – для созерцания.

На стыке XIV и XV столетий возник театр но – один из самых первых видов, отличающийся использованием изящных масок и богатых костюмов. Два века спустя появился знаменитый кабуки, где играли одни мужчины. Также популярностью пользуется бунраку – марионеточный театр.


Японский марионеточный театр бунраку

Заключение

Несмотря на то, что Япония во многом заимствовала техники искусства у китайцев и корейцев, здесь они приобрели совершенно иной, особенный, по-японски лаконичный и изысканный оттенок. Средние века стали периодом расцвета японской культуры: в архитектуре, скульптуре, изобразительном, декоративно-прикладном, парковом искусстве. Сегодня мы рассмотрели эти аспекты более подробно, ведь, проникшись культурой японцев, можно лучше понять их неповторимую душу.

древняя японская архитектура

Культура средневековой Японии тесно связана с китайской и корейской, ведь именно китайские и корейские переселенцы приезжая на остров, привозили с собой свои культурные ценности. Именно таким образом в Японии появилась китайская иероглифическая письменность, конфуцианство и буддизм. Хотя синтоизм возник без влияния этих культур.

Буддизм, синтоизм и конфуцианство

Древнейшей японской религией, которая возникла и развивалась на этих землях, без которой не представляется культура средневековой Японии является синтоизм. Истоками синтоизма считаются такие древние верования первобытных народов как магия, анимизм, тотемизм и многое другое. В синтоизме духи людей, которые умерли, невидимы, но при этом их влияние на события в жизни достаточно велико, ведь они вездесущи.

Синтоисты отрицают присутствие единого Творца, полагая, что мир создала деятельность божеств мужского и женского начала. Какие бы поступки не совершал человек при жизни, после смерти он становится объектом поклонения, которого называют ками.

sintoizm

С приходом буддизма, синтоизм поддался его сильному влиянию. Духи предков стали считаться покровителями буддизма. А со временем буддийские святые стали ассоциироваться с ками. Синтоистские храмы на своей территории стали размещать храмы буддизма. Сплетение буддизма и синтоизма становилось все теснее, свидетельством этого является изображение будды в храмах синто.

Хотя буддизм стал японской государственной религией, но при этом синтоизм не ослабил своего влияния на общество Японии в качестве национальной религии. Большая часть японского населения одновременно почитали две основные религии.

Конфуцианство в XII веке стало отдельной ветвью религии в Японии, отделившись от буддизма. По идеологии Конфуция дети должны не только были беспрекословно исполнять волю родителей, но и любить их всем сердцем.

Поэзия и искусство

Культура Японии в средние века была наполнена поэзией, название основного направления которой хайкай. Происхождение такого вида поэзии берет свои истоки с юмора, т.е. с комических трехстиший.

Каллиграфия является неотрывной частью искусства Японии. Если верить сказаниям, иероглифы возникли из небесных образов божества. Именно иероглифы вдохновили и повлияли на развитие японской живописи.

А в XV веке в Японии многие авторы стихов обязательно дополняли их картинами, создавая неповторимые творения искусства. Свитки живописи в Японии состоят из двух видов знаков. Одними из которых были письменные, а другие живописные.

Театр в Японии

456846244176

Театральная форма того времени носила название Кабуки. Излюбленным развлечение военных был именно театр, они посещали его довольно часто и были ценителями данного вида искусства.

Эстетичность театральных актеров кардинально отличалась от жестокой этики самураев, чем и вызывала бурю эмоций и положительных впечатлений у такого зрителя. Кабукская форма театра послужила переходом от религиозности к развитию светской жизни в Японии.

Архитектура

Что касается архитектуры, то в этот период особую популярность получили замки, павильоны для проведения чайных церемоний и дворцы. Стиль многих таких построек был перенесен корейскими мастерами из Китая. Культура Японии в средние века так же имела и типично японские зданиям, которым была присуща асимметрия.

Традиционно японская архитектура стремилась к простоте. Для построек использовали прямоугольные элементы, а сами здания строились открытыми и светлыми. Главным строительным материалом являлось дерево. Здания никогда не строились по одиночку, всегда это был ансамбль с прудами и аллеями.

Японская культура средневековья хоть и была подвержена влиянию других культур, но при этом сумела сохранить традиции своих земель, органично сплетая их с новыми веяниями.

Видео: Памятники японской архитектуры

Популярные и современные японские писатели 21 Апр 2014

Все мы знаем Японию как страну, выпускающую качественные автомобили и технику, но в последнее .

Первое древнее название Японии 04 Апр 2014

Народ Японии относительно молод, так же, как и цивилизация Японии в целом. Он был образован .

Самые почитаемые японские боги и демоны 19 Апр 2014

Япония – удивительная страна с великой историей и богатой культурой. Огромное влияние на .

Обычаи и традиции Японии – самой загадочной страны в мире 06 Апр 2014

Неповторимая и своеобразная культура и мировосприятие японцев определяются обособленным .

Обратная сторона страны Восходящего Солнца. Фестивали в Японии 06 Апр 2014

Практически все праздники и фестивали в Японии имеют богатую историю. Но и сейчас эти .

Новый год в Японии – традиции, дошедшие до современности 03 Апр 2014

Новый год в стране восходящего солнца является официальным праздником и отмечается с особым .

Европейское средневековье имеет четко очерченные хронологические рамки (V-XV вв.). По поводу Японии у ученых нет единого мнения. За точку отсчета берут эпоху Нара (VIII в.) или эпоху Камакура (XII в.) Датой окончания считается эпоха Адзути-Момояма (к. XVI в.) или начало эпохи Мэйдзи (середина XIX в.)

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Эпоха Нара (710-794) – период японской истории, когда столица государства располагалась в г. Ходзе (современное название – Нара). Это первая постоянная столица Японии. Она строилась по китайскому образцу. В этот период появились первые исторические хроники, наблюдался расцвет культуры и религиозной мысли.
  2. Хэйан (794-1185) – эпоха началась с переноса столицы в Хэйан-Ке (сейчас это город Киото). Завершилась битвой при Данноуре, когда представители аристократического рода Минамото одержали победу над правящей династией Тайра.
  3. Эпоха сегуната (1185-1868) – время правления сегунов – верхушки военной аристократии. Главным событием начала этого периода стало установление новой формы правления – сегуната. Окончилась эпоха упразднением сегуната и восстановлением императорской власти.

Государственный и общественный строй

Для государственного устройства средневековой Японии характерны черты, свойственные всем восточным цивилизациям:

  • большая роль религиозного фактора;
  • система безусловного иерархического подчинения;
  • преобладание государственных интересов над личными.

Но были и уникальные особенности: это не имеющая аналогов система управления – сегунат и институт самураев, отчасти напоминающий средневековое европейское рыцарство.

Сегун – военный правитель, главнокомандующий армией. Средневековая Япония представляла собой монархию во главе с императором. Но фактически вся полнота власти была сконцентрирована в руках сегунов.

Самураи – в широком смысле это все служилые люди дворянского происхождения в средневековой Японии. В узком – японские воины-рыцари со своим уставом и образом жизни.

Институт самураев зародился в VII в. и первоначально был подражательным. В нем было много заимствований из политической и военной структуры китайской династии Тан. Как отдельное сословие самураи выделились в XII в. и вскоре стали уникальным явлением.

Основную часть населения Японии составляли феодально-зависимые податные сословия:

На протяжении средних веков происходило постепенное закрепощение крестьян, они становились всё более зависимы от феодалов.

  • ремины – свободные крестьяне;
  • бэмины – полусвободные общинники.

Существовали также рабы – в основном это были военнопленные или их потомки. Но эта категория людей была немногочисленной – нехватка земель и островное положение Японии не способствовало развитию рабовладения.

Правители средневековой Японии

С 1185 г. власть в Японии находилась в руках военных диктаторов – сегунов. Наиболее прославились из них:

Минамото-но Еритомо – основал в 1192 г. первый сегунат в г. Камакура. Отличался блестящими организаторскими и военными способностями.

Асикага Еситанэ – единственный сегун, который правил дважды. В результате междоусобиц был отстранен от власти в 1493 г., но сумел вернуть себе титул в 1508 г. После 13 лет правления был вновь свергнут и последние годы провел в изгнании на острове Сикоку.

Формально во главе государства находились императоры. Самые известные из них:

Императрица Го-Сакурамати (1762-1771) – последняя из 8 женщин, занимавших императорский трон. С 1889 г. женщины официально исключались из очереди на престолонаследие. Оставила богатое мемуарное и поэтическое наследие.

Император Комэй (1846-1867) – был одним из наиболее последовательных сторонников изоляционистской политики. Враждовал с сегунатом, который пытался наладить контакты с США и Европой.

Культура и искусство средневековой Японии

Японская культура уникальна и самобытна, хотя и испытала влияние соседних стран.

Религиозные предпочтения

В Японии мирно сосуществовали 3 религии:

  • синтоизм;
  • буддизм;
  • конфуцианство.

Практически с самого начала своего существования синтоизм испытывал сильное влияние со стороны буддизма. Были позаимствованы многие элементы буддийского культа и философские идеи. На территории синтоистских храмовых комплексов нередко возводились буддийские храмы. С IX в. синтоистский буддизм становится государственной религией.

Конфуцианство проникло в Японию еще в V-VI вв., но на протяжении многих веков оставалось религией аристократических кругов. В стране действовали конфуцианские школы, которые были центрами просвещения и воспитания.

В XVII в. на основе конфуцианства и синтоизма была создана религиозная школа Суйка Синто. В то же время периодически возникали религиозные движения, целью которых было очищение синтоизма от конфуцианских и буддистских влияний и возвращение к первоистокам.

Архитектурные предпочтения

Японской архитектуре всегда были свойственны простота, удобство и практичность. Простые жители строили для себя минки – легкие деревянные каркасные дома с раздвижными дверями.

Красотой и своеобразием отличались храмы и замки феодалов. Обычно они возводились из дерева, но фундамент был каменный. Прямоугольные по периметру, они увенчаны изогнутыми крышами. Также в качестве культовых сооружений строились многоярусные башни – пагоды. Они не были очень высокими – это обусловлено особыми географическими и климатическими условиями Японии.

Возле замков богатых феодалов разбивались парки, сады, выкапывались пруды. Часто дополнительно возводились чайные домики для проведения церемоний. Вокруг замков для защиты сооружались рвы и валы. До настоящего времени сохранилось очень мало замковых сооружений – они есть в Наре, Киото и некоторых других древних городах.

Живопись и театр

Японская живопись тесно связана с искусством каллиграфии. Художники уделяли больше внимания линиям, чем цвету. Многие картины монохромны – содержат оттенки одного цвета. Доминируют мотивы природы как проявления божественного начала.

Достижением в развитии культуры стало становление в XV-XVII вв. национального театра кабуки. Отличительные характеристики японского театра:

  • сочетание драмы, музыки и танца;
  • актеры – только мужчины;
  • сложный грим;
  • роскошные костюмы;
  • большая символическая нагрузка спектакля.

Экономика и политический уклад

Земель в Японии немного, но благодаря трудолюбию местных жителей и теплому климату, крестьяне собирали неплохой урожай. Основной сельскохозяйственной культурой был рис. Также выращивались просо, пшеница, ячмень, овощи, фрукты.

Японцы производили холсты и шелка; добывали жемчуг, сапфир, киноварь, серебро.

Из-за отсутствия значительных территорий для пастбищ животноводство не получило большого распространения, но повсеместно была развита рыбная ловля.

Долгое время японцы не использовали деньги, и основной единицей обмена была мера риса. С открытием границ в страну пришли золотые монеты от иностранных купцов.

Для средневековой Японии характерны длительные периоды феодальной раздробленности, борьба между аристократическими кланами и противостояние двух ветвей власти – императоров и сегунов.

К окончанию эпохи сегуната Япония была отсталой аграрной феодальной страной. Главные причины этого – длительные периоды изоляции, борьба между династическими кланами, отсутствие сильной централизованной власти.

Читайте также: