Культура руси х начало xlll кратко

Обновлено: 03.07.2024

Данную презентацию можно использовать при закреплении материала по культуре X-XIII веков. В презентации дается краткая характеристика изменений в зодчестве на Руси, в большей части изменения приведены для церковной архитектуры.

ВложениеРазмер
arhitektura_9-nachala_13_veka.pdf 1006.47 КБ
tekst.docx 17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Говорят, что архитектура— это душа народа, воплощенная в камне. Всем известно о том, что к Руси это относится только с некой поправкой т.к. Русь долгие и длительные годы была страной деревянной и, ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В этом материале мастера выражали свое восприятие пропорции, строительной красоты, слияние с окружающей природой. Следует отметить, что древесная архитектура восходит в основном к Руси языческой, в то время как архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, деревянные постройки не сохранились до наших дней, но строительный стиль народа дошел до нас в позднейших древесных сооружениях, в старых описаниях и рисунках. Расцвет деревянного зодчества пришелся как раз таки на 10-13 века, домонгольский период.

Для российской древесной архитектуры была характерна многоярусность построек, увенчивание их башенками и теремами, наличие различного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Также, привычным украшением древесных строений на Руси была необычная, художественная резьба по дереву. Из дерева чаще всего строили именно жилые помещения.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами

На юге же массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5-1м врытая в грунт. Часто крышу покрывали землей.

Кроме деревянного зодчества, Киевская Русь славилась также каменной архитектурой. Практически единственными зданиями, построенными из камня были храмы и церкви. Их строительство началось в конце 10 века, почти сразу после крещения.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.

Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Первой каменной церковью была Десятинная церковь, построенная в 989-996 годах. Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.

Эта церковь и многие ранние храмы были построены полностью в византийском стиле. Однако Софийский собор, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами, был уже сочетанием византийской и русской культуры. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне,— константинопольскому Софийскому собору. В последующем, выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасопреображенский собор.

В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате, таким стал собор в Юрьеве -Польском . Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли. Князь построил церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

Брат Андрея Всеволод Большое Гнездо продолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире - величественный и одновременно скромный.

В XII— начале XIII в. строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимире-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах.

Развитие древнерусской культуры тесно связано с эволюцией восточнославянского общества и становлением Древнерусского государства, с укреплением его взаимоотношений с соседними странами. Определяющую роль в ее формировании сыграло христианство, которое задало модель русской культуры и определило перспективу ее развития на многие века.

Принятие христианства князем Владимиром в 988 году способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, создание фресок и мозаик, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело – все это пришло на Русь из Византии. Через Византию Русь познакомилась с наследием античности.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникли школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношение, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство.

В литературе Древней Руси можно выделить несколько направлений:

- мировая (переводная) – богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы и византийские хроники

Картину массовой грамотности рисуют частые находки берестяных грамот.

Развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах, герои-богатыри олицетворяли сам народ (Илья Муромец).

Каменное строительство начинается в конце 10 века. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат храмы Софии в Киеве и Новгороде.

В 12-13 веках вследствие упадка Киевской Руси и политической раздробленности формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая своего единства, становится значительно богаче и разнообразнее.

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI – начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII – началу XIII в. относится появление новгородских былин о “госте” Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо (“черты” и “резы”). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица – более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.

Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного. (В отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания – византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие”, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определенные политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием “Повесть временных лет” и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть”), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). “Повесть” отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов, она вобрала в себя тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее

Повесть временных лет”, в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов. С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если раньше центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое “Слово о Законе и Благодати” княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона (40-е гг. XI в.). Содержанием “Слова” стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. “Памяти и похвале Владимиру”, написанном монахом Иаковом, а также в “Сказании о Борисе и Глебе” – о первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются поучения ж хождения (путевые заметки). Наиболее яркими примерами служат “Поучение детям”, составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое “Хождение”, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор “Слова” принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главной идеей “Слова” стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русской земли, его призыв направлен к согласию в действиях, к прекращению междоусобий и княжеских распрей. Видимо, эти идеи автора “Слова о полку Игореве” не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи “Слова” – оно сохранилось в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение, сохранившееся в двух основных редакциях, – “Слово”, или “Моление”, Даниила Заточника (конец XII – первая четверть XIII в.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, возможно, дружинника, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного оградить их от произвола “сильных людей”, преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Хв., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор – замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за Киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045–1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII–XIII вв. отличает меньшая монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей – скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный.

Русское средневековое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению.

Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.
В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.

blank

Культура Руси домонгольского периода (IX- начало XIII века). Памятники архитектуры

Этой статьей открываем огромный цикл по развитию культуры России. В заданиях ЕГЭ по истории есть вопросы, в которых учащимся необходимо показать свои знания по культуре различных периодов истории России. Задания №18 и №19 напрямую могут быть связаны с культурой, где необходимо будет указать памятник архитектуры, произведения живописи, иконописи, литературы.

Факторы и предпосылки развития русской культуры

На формирование культурных направлений в Древнерусском государстве огромное влияние оказало культурное наследие восточнославянских племен. Своеобразие и самобытность язычества восточных славян стало основой развития культурных традиций и канонов Древней Руси.

Среди факторов стоит отметить многоэтнических состав русской державы.

Русская культура развивалась в тесных контактах с другими государствами, впитывая наилучшие образцы культурных проявлений Византии, Западной и Центральной Европы. Нельзя сбрасывать со счетов и контакты с кочевыми племенами Великой Степи, восточными государствами – Волжской Булгарией и Хазарским каганатом.

Этапы и особенности развития русской культуры домонгольского периода

Условно развитие культуры Древней Руси можно разделить на три этапа:

  1. Развитие дохристианских культурных традиций восточных славян.
  2. Культура периода Древнерусского государства от принятия христианства до начала феодальной раздробленности.
  3. Формирование и развитие культурных традиций удельных княжеств периода раздробленности.

Каковы же были особенности домонгольского периода русской культуры.

Во-первых, в основе культурного развития после 988 года лежало христианское религиозное мировоззрение, при довольно сильных пережитках язычества.

Во-вторых, самобытность русской культуры стала результатом гармоничного синтеза языческой культуры восточнославянских племен и христианских традиций.

В-третьих, это взаимодействие с другими культурами, в первую очередь византийской и народов Степи. Русская культура носила открытый характер. Нововведения ложились на благодатную национальную почву.

В-четвертых, огромный толчок развитию культуры дало принятие христианства и формирование собственной письменности.

После распада единого государства на удельные княжества, в каждом из них стали формироваться свои особенные черты и стили, что значительно обогатило русскую культуру, что впоследствии стало основой для формирования единого национального государства с единой культурой.

Письменность и просвещение

Письменность на Руси была еще задолго до принятия христианства, но собственных литературных произведений не было (или возможно, они не сохранились). Принятие христианства после 988 года только способствовала активному распространению грамотности и письменности. Активно переписывались произведения византийских и болгарских авторов, западноевропейские хроники.

На Руси существовала своя азбука, разработанная Кириллом и Мефодием (кириллица и глаголица, закрепленные в IX столетии).

blank

Среди жанров распространены были летописание, описание жизни святых, описание путешествий (хождений), поучения и исторические повести.

Литература

Первоначально славянские былины и сказки передавались их уст в уста, а в более поздние периоды были записаны. Эти сказания и стали основой развития русской литературы.

Живопись

Этот жанр русской культуры развивался под значительным влиянием византийских мастеров. Но со временем русские мастера живописи создали свои особые методы и стили.

Из Византии на Русь пришли техника мозаики, создание фресок, иконопись. Большого развития получила миниатюра, маленькие иллюстрации, которые украшали книги и летописи.

Первые иконы попали на Русь из Византии, а потом появились свои иконописцы. Наиболее известной и почитаемой иконой этого периода была Владимирская Богоматерь, написанная на рубеже XI-XII столетий.

Декоративно-прикладное искусство

На Руси домонгольского периода широко развивались ювелирное дело, стеклодельное. Славились своими изделиями оружейники, колоколитейщики, кузнецы.

Ювелирные мастера использовали при создании своих изделий несколькими приемами. Использовалась техника зерни, когда мелкие золотые или серебряные шарики напаивались на основу.

Техника чернь – это гравировка по золоту или серебру.

Изготавливали ювелирные изделия из тонких нитей. Эта техника называлась скань.

Финифть (эмаль) предполагала создание ювелирных шедевров, когда на металлическую основу путем обжига закреплялось прочное стеклообразное покрытие.

Зодчество

В церковной архитектуре Руси сложились свои особые приемы и традиции. До конца Х столетия на территории Руси не возводились каменные храмы, а первой церковью стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, боле известная, как десятинная церковь. Возвели ее в Киеве по инициативе Владимира Великого около 1996 года. К сожалению, до наших дней не сохранилась. Вот ее изображение по реконструкции М. Холостенка.

blank

На Руси возводились крестово-купольные храмы. В основе сооружения было прямоугольное помещение с четырьмя столбами. Они разделяли внутреннее помещение на девять частей. Стены и опоры расписывали фресками, украшались мозаикой.

В XII-XIII веках на огромных просторах Руси сложились свои архитектурные школы, отличавшиеся архитектурными элементами и приемами возведения храмовых сооружений.

Читайте также: