Культура руси 12 15 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

С XII в. начался новый этап в развитии русского зодчества. От архитектуры прошлого его отличают меньшая масштабность зданий, поиск простых, но выразительных форм. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой. Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское художественное влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой зодчеству Византии. Примерами таких построек являются собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), собор Михаила Архангела в Смоленске (1191–1194 гг.) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Устремленность зданий ввысь подчеркивается высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.

Если византийское влияние в XII в. ослабевает, то влияние романского стиля становится все заметнее. Оно не затрагивало основу древнерусского храма – крестово-купольную конструкцию, но сказывалось на внешнем оформлении храма: группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. Использование элементов романского стиля распространилось в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси.

Именно с XII в. при сохранении общих черт творчества, в разных центрах Руси вырабатывались его местные особенности. Наиболее яркими примерами расцвета местного зодчества являются владимирский и новгородский архитектурные стили.

Демократизм новгородской архитектуры выразился в таких чертах, как небольшие размеры и простота в оформлении фасадов. Церкви Благовещенья в Аркажах (1179 г.), Петра и Павла (1185–1192 гг.), Спаса-Нередицы (1198 г.) и Параскевы Пятницы (1207 г.) в Новгороде отличают именно эти признаки.

В результате монголо-татарского нашествия каменное строительство на Руси прекратилось на пятьдесят лет и возобновилось только с конца XIII в.

В XIV–XV вв. крупнейшим центром развития искусства был Новгород. Кладка из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов усиливала впечатление массивности, силы и монолитности. Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360–1361 гг.) и церковь Спаса на Ильине улице (1374 г.) Велось в Новгородской земле и гражданское строительство. В 1302 г. был заложен каменный детинец, в 1433 г. в Кремле построена Грановитая палата, в 1443 г. на владычном дворе возведена Часозвоня. Каменные палаты строили себе новгородские бояре, возводились крепостные укрепления Старой Ладоги, Копорья, Яма, Орешка и др.

Первым городом Северо-Восточной Руси, в котором возобновилось каменное строительство, была Тверь (собор Спаса-Преображения – 1285–1290 гг.). Со второй четверти XIV в. началось каменное строительство в Москве. При Иване Калите, были возведены четыре каменных храма в Московском Кремле – Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору – ни один из которых не дошел до нашего времени. Каменный Московский Кремль (единственный в Северо-Восточной Руси того времени) построил Дмитрий Донской в 1367 г. Сохранились такие древнейшие памятники московского зодчества, как Успенский сбор в Звенигороде (около 1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Ведущей тенденцией московского зодчества стало преодоление кубичности и созданию устремленной вверх композиции.

С конца XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества, который характеризуется расширением масштабов как светского, так и церковного каменного строительства; распространением кирпича, открывшим новые технические и художественные возможности и формированием общерусского архитектурного стиля.

С этого времени Москва становится не только столицей Российского государства, но и общерусским художественным центром. В ней развернулось грандиозное строительство. В конце XV в. в столицу приглашались лучшие мастера из других художественных центров, в том числе, и из Европы. Итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти было поручено возведение Успенского собора (1475–1479 гг.), псковские мастера воздвигли Благовещенский собор (1484–1489 гг.), в 1487–1491 гг. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари создали Грановитую палату, а с 1485 г. началось строительство кирпичных стен и башен Московского Кремля.




Основными видами живописи, пришедшими на Русь из Византии с принятием христианства, были фреска, мозаика и иконопись. Однако к началу XII в. дорогая и трудоемкая мозаика была полностью вытеснена фреской. В XII–XIII вв. в живописи отдельных удельных центров стали все заметнее проявляться местные особенности.

После смерти Ивана III на московский престол взошел его старший сын Василий III от второго брака с последней византийской принцессой Софьей Палеолог (1505–1533 гг.). Он во всем продолжал политику своего отца и считается государем, завершившим создание Российского централизованного государства. Важнейшими достижениями этого великого князя было создание официальной идеологии самодержавия, еще более укрепившей авторитет центральной власти и присоединение к Московскому государству обширных земель.

В русле своей идеологии Василий III вел активную и успешную внешнюю политику. Он продолжал военные действия против Великого княжества Литовского, начатые еще его отцом. В результате долгой войны в 1522 г. был заключен договор, по которому Москва присоединяла к своим владениям Смоленские и Новгород-Северские земли, ранее принадлежавшие Литве. При этом на службу к Василию III перешли многие православные литовские князья. В состав Московского государства были включены: территория Псковской республики (1510 г.), северная часть Дикого поля – бывшие владения Большой Орды (1520 г.) и Рязанское княжество (1521 г.).

В 1533 г. после смерти Василия III на престол взошел его трехлетний сын Иван IV Васильевич (1533–1584 гг.). Был создан опекунский совет для управления государством, который возглавляли мать великого князя Елена Глинская, её фаворит князь И.Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский и митрополит Даниил, также в него входили служилые бояре князья Шуйские, Бельские, Глинские и т.д. Елена Глинская оказалась решительной и властной правительницей, она продолжила политику мужа, направленную на уничтожение уделов. Зимой 1533 г. через неделю после смерти Василия III она арестовала его родного брата Юрия Ивановича Дмитровского (умер в тюрьме летом 1536 г.). В 1537 г. началась охота на еще одного дядю великого князя – Андрея Ивановича Старицкого. Хитростью его заманили в Москву и арестовали летом 1537 г., в декабре 1537 г. старицкий князь скончался в темнице. Стремление Елены Глинской сосредоточить всю власть в своих руках привело к тому, что княгиня расправилась и с собственным дядей – известным интриганом князем Михаилом Глинским. В августе 1534 г. он был брошен в тюрьму, а через два года умер в заточении.

3 апреля 1538 г. княгиня Елена Глинская скоропостижно скончалась. Смерть цветущей тридцатилетней женщины была такой внезапной, что породила упорные слухи, будто мать великого князя отравили. После этого начался период боярского правления. Он характеризовался острейшей борьбой за власть придворных группировок – Шуйских, Бельских, Глинских. В пылу борьбы бояре забывали о соблюдении государственных интересов. В стране началось резкое обострение социально-политических противоречий вызванное падением престижа центральной власти, самоуправством чиновников разного ранга, разгулом взяточничества и казнокрадства.

Иван IV рос в условиях боярской свары, сопровождаемой кровавым насилием. В этих обстоятельствах, одаренный от природы и получивший хорошее образование, великий князь приобретал такие черты характера, как лицемерие, жестокость и необузданность. Свой первый смертный приговор он вынес в тринадцать лет. По его приказу был затравлен псами князь Андрей Шуйский.

В марте 1547 г. царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой- Юрьевой, представительнице знатного московского боярского рода. Примечательно, что этой женщине суждено было стать связующим звеном между Рюриковичами и новой династией Романовых, пришедшей к власти в начале XVII в.

Развитие культуры происходило на основании объединения русских земель вокруг Москвы. Влияние на это развитие оказала ликвидация последствий ордынского нашествия.

Литература

В древнерусской литературе поднимались вопросы, касающиеся патриотизма, христианских ценностей, религиозного мировоззрения, историзма, традиционализма.

До нашествия монголов в литературе существовало только три направления:

  • летопись;
  • дворянская публицистика;
  • слово.

Первая светская проповедь – поучение Владимира Мономаха. Поучение было написано в последние годы жизни Владимира. Он оставил его как завещание своим детям. Произведение Мономаха призывает быть добрыми, честными, помогать нуждающимся и почитать стариков. Важную роль князь уделяет образованию, которое должно быть основано на христианских заповедях.

Другие знаменитые произведения до монгольского нашествия:

Живопись

Главным направлением в живописи была иконопись. Другие направления:

  • фресковая роспись – рисунок, который выполнялся на сырой штукатурке;
  • мозаика – картинка, собранная из небольших частей, в качестве которых использовались цветные камни или мрамор;
  • миниатюра – картинка в текстах.

Самые знаменитые живописцы XIII-XV веков:

Слава этих деятелей культуры не померкла даже сейчас.

Архитектура

Архитектура Руси в разных землях и княжествах была схожа. Преобладало белокаменное строение. Самые знаменитые строения Владимиро-Суздальского княжества:

  1. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
  2. Успенский собор во Владимире. Строили собор немецкие мастера. Их отправил король Германии Фридрих I Барбаросса. Немецкий король дружил с князем Андреем Боголюбским, которому принадлежала идея строительства Собора.
  3. Церковь Покрова на Нерли. Была построена в память об Изяславе Андреевиче, погибшем сыне Андрея Боголюбского.

Здания, построенные в Новгородском княжестве:

  1. Церковь Федора Стратилата на ручью. заложена по указу посадника Семёна Андреевича.
  2. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Стены церкви украшал Феофан Грек, прибывший из Константинополя.

В Московском княжестве с 1366 года по 1367 год проводилась замена стен Московского Кремля. Вместо деревянных стен возводились белокаменные.

Культура Киевской Руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен. Несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не очень быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции. Особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась Древняя Русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). Таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.

Двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на Руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции. В крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы. А вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.

Особенности культуры 12 века

Однако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию русской культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. Более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, литературе. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство. Основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной. Именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским историям, к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.

Таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.

Архитектура 12 века

Влияние Греции и Византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. Первым подобным собором был Софийский собор в Киеве, у которого было 13 куполов, затем Собор Святой Софии в Новгороде, а следом за ним и множество других храмов. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. Появляются церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире – символы новой архитектурной традиции. Успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые придают архитектуре ажурность, некоторую легкость.

Живопись в 12 веке

Живопись также развивалась под влиянием христианства. Все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. Ярким примером может служить мозаика Богоматери в Софийском Соборе в Киеве.

Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. Постепенно русские иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться русская школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. Профессионализм мастеров растет.

Литература в 12 веке

Вопрос 12. Вопрос №12. Образование русского централизованного государства. Политика Ивана 3 и Василия 3.

Образование русского централизованного государства.

В XIII-XIV веках сложились предпосылки образования русского централизованного государства - экономические и политические. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики стало быстрое развитие сельского хозяйства, происходит освоение заброшенных земель. Возникла необходимость в большем количестве новых, более совершенных орудий труда, что привело к отделению ремесла от сельского хозяйства, а значит и росту городов. Происходит процесс обмена в виде торговли между ремесленником и земледельцем, т.е. между городом и деревней. Разделение труда между отдельными районами страны требовало политического объединения русских земель. Особенно в этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники. Усиление экономических связей стало одной из причин образования единого русского государства. В этот период усиливается эксплуатация крестьян, что приводит к обострению классовой борьбы. Феодалы стремятся юридически подчинить себе крестьян, закрепить их за своей собственностью. Такую функцию способно выполнить только централизованное государство. Угроза нападения извне ускорила процесс централизации Русского государства, т.к. в борьбе против внешнего врага были заинтересованы все слои общества.

В процессе образования единого русского государства можно выделить три этапа.

Первый этап (конец 13 века) – возвышение Москвы, начало объединения. Москва становится главным претендентом считаться центром русских земель.

Второй этап (1389-1462 гг) – борьба с монголо-татарами. Усиление Москвы.

Третий этап (1462-1505 гг) – завершение образования единого русского государства. Свергнуто монголо-татарское иго, завершился процесс объединения Руси.

В отличие от стран Западной Европы образование русского централизованного государства имело свои особенности:

Объединение происходило на фоне позднего феодализма, а не расцвета, как в Европе;

Объединением русских земель руководили московские князья, а в Европе – городская буржуазия;

В первую очередь Русь объединялась по политическим причинам, а потом уже по экономическим, в то время как для европейских стран главными были экономические причины.

Первым царем всея Руси и высшим судьей стал Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия 3. Удельные князья были теперь под контролем ставленников из Москвы.

Молодое централизованное государство в XVI в. стало называться Россией. Страна вступила на новую ступень своего развития.

Внешняя и внутренняя политика Ивана 3

Внутренняя политика Ивана 3

В процессе присоединения земель к Московскому княжеству, которые были основным направлением внутренней политики, действия Ивана 3 были, возможно, немного медлительными, но это окупалось с лихвой тем, что он старался решать вопросы, не используя военной силы, и всегда действовал, когда был уверен в положительном результате. Однако это не всегда получалось.

Однако царь многое делал не только для объединения, но и для развития государства. Так, по приказу Ивана 3 был введен судебник, это событие произошло в 1497 году.

Внешняя политика Ивана 3

После подчинения Новгорода, границы Московского княжества расширились, что привело к напряженности в российско-ливонских отношениях. Ливонцы осадили Псков, но потерпели поражение. В 1481 году был подписан мирный договор на десять лет. Однако, для усиления защищенности границы с Ливонией, было возведена крепость Ивангород, в 1492 году. Впоследствии, на протяжении трех лет с 1501 по 1503 годы, вновь происходили стычки русских войск с ливонскими рыцарями, но, в конце концов, было заключено перемирия на шесть лет.

Во времена правления Ивана Васильевича, Россия, практически не прекращая, вела войны с Литвой, которая не желала объединения русских земель. В период, русско-литовских войн, длившихся, с 1492 по 1503 годы к Московскому княжеству присоединилось множество городов.

Также во внешней политике Иван 3 был ориентирован на дружбу с крымским ханством, вплоть до заключения союзного договора и хан Менгли-Гирей неоднократно помогал Руси.

После свадьбы Ивана Васильевича и Софьи Палеолог, московский герб был объединен с византийским двуглавым орлом и появился обычай венчания на царство.

За время своего правления Иван 3, из фактически раздробленной Руси создал мощное централизованное государство, имевшее серьезный вес и на международной арене.

Внешняя и внутренняя политика Василия 3

Внутренняя политика Василия 3, являлась закономерным продолжением действий Ивана 3, предпринятых им для отстаивания интересов православной церкви и централизации государства. Его деятельность привела к присоединению к княжеству Московскому значительных территорий. В 1510 г. – Пскова, в 1514 г. – Смоленска, в 1521 г. – Рязани. Через год, в 1522-м были присоединены Стародубское и Новгород-Северское княжества. Реформы Василия 3 привели к тому, что привилегии княжеско-боярских русских родов были заметно ограничены. Все серьезные государственные решения принимал князь лично, советуясь лишь с узким кругом доверенных лиц.

Внешняя политика Василия 3 имела четко определенную цель – оградить земли княжества от набегов, периодически совершаемых отрядами Крымского и Казанского ханств. С этой целью была введена довольно своеобразная практика. На службу стали приглашать татар из знатнейших родов, выделяя им при этом земельные владения. Дружественно был настроен князь и к более далеким государствам. Он стремился к развитию торговли с европейскими державами. Рассматривал возможности заключения унии (направленной против Турции) с Папой Римским и так далее.

Читайте также: