Культура россии в 15 веке кратко

Обновлено: 07.07.2024

Жилища и поселения

Одежда и пища

В XVI в. сложился своеобразный костюм крестьян и горожан — понева, сарафан, кокошник у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне и валенок (головной убор) у мужчин. Еще более значительно стали выделяться по своему внешнему виду социальные верхи — богатые шубы, горлатные шапки зимой, нарядные кафтаны — летом видел народ на боярах и богатых купцах.
Распространенной пищей были капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, лук, чеснок, рыба, овсяной кисель; по праздникам ели пироги с начинкой, блины, яйца, икру, привозную рыбу, пили пиво и мед. В 50-х годах XVI в. открылись царевы кабаки, продававшие водку. У богатых людей стол был иной — здесь и в будни всегда были икра и осетрина, мясо (за исключением постных дней), дорогие заморские вина.

Религия

Народное творчество

Грамотность и письменность

Книгопечатание

Общественно-политическая мысль

Зачатки научного знания и борьба церкви с ними

Зодчество

Живопись

Музыка и театр

Культура Руси 15 века.

История российского государства охватывает несколько этапов или циклов. Каждый из них представлен характерными культурными особенностями. Упадком Киевской Руси заканчивается первый этап в развитии русской культуры. XIV – XVII век – зарождение Московского царства и формирование московской культуры, которая будет отлична от прежней. Время раздробленности закончилось, присоединение русских княжеств сформировало могучую централизованную державу: Россию. С падением Константинополя Русь становится защитницей православного христианства в связи с чем, возрастает роль церкви, оказывающей большое влияние на жизнь государства и людей.

С ликвидацией зависимости от Золотой Орды начинает развиваться русская культура, очагами её были города, получившие в XV веке статус самоуправления. Заново отстраивается Москва. Приглашенные итальянские мастера сооружают из кирпича стены и башни Кремля. Замечательными произведениями искусства становятся соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, где органично соединены традиции русского зодчества и передовых технических достижений западноевропейской архитектуры. Знаменитая Грановитая палата, сооруженная в 1487-1491 годах, являясь тронным залом царского дворца, считается одним из лучших сооружений на территории Кремля. Её стены расписаны картинами с изображениями сцен из священного писания и русской истории.

Материальная культура Руси 15 века навёрстывала упущенные за время золотоордынского ига возможности созидать. Для возведения церквей, крепостей и новых городов необходимы знания. Были написаны пособия по прикладным наукам математике и геометрии.
По деревням и городам отбиралась смышленая детвора. При монастырях их обучали грамоте. Государству требовались технические работники. Нужно соединять каналами озера, строить мосты, мельницы. Освоили литье медных пушек. В это же время появились государственные учреждения. Их называли приказами. Были земельные , войсковые, судебные, мирские, посольские, градоустроительные и другие приказы. Ими заведовали бояре, помощников набирали из среды монашества или служивого дворянства.

Христианская мораль оказывала влияние на бытовую жизнь: брак, семейную жизнь, воспитание детей. Были установлены церковные праздники и воскресение, когда запрещалось работать, нужно посвящать время молитвам и благочестивым делам. На Пасху, Рождество, Крещение устраивались уличные представления и народные гуляния. Разрешались всякие игры и забавы: карусели, качели, скоморошные театры, выступления акробатов, кукольников. Любимыми играми были городки, жмурки, чехарда, бабки. Азартные игры в карты не одобрялись. На увеселительные кабаки была государственная монополия. В праздники на площадях устраивали общественные пиры, где угощали за одним столом всех собравшихся. Еда была простая – каша, пироги с горохом, капустой, яйцами, овсяный кисель.
Русская культура 15 века отразила идеи духовного единения народа в становлении централизованного государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КУЛЬТУРА XIV—XV вв.

С середины XIV в. начинается подъем русской культуры, которая испытывает влияние церкви. Это связано и с тем, что в XV в. после падения Византии Россия становится центром православия.

С XIV в. используется бумага, что сделало более доступнымобучение грамоте. В XV в. появилась скоропись. Продолжалось летописание. Первым общерусским сводом стала Троицкая летопись

(Москва, начало XV в.), возник Московский свод (1479).В литературе - исторические песни, воинские

Появились ереси — течения, отклоняющиеся от официального церковного учения. Так, в конце XV в. возникла новгородско-московская ересь, отрицавшая богатства церкви, ее авторитет и многие догмы. Иосиф Волоцкий, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, выступил за богатую церковь. Его сторонники иосифляне назывались стяжателями. Их противники нестяжатели объединились вокруг Нила Сорского, проповедовавшего нравственное самоусовершенствование, аскетизм, личный труд служителей церкви. Победу одержали в 1504 г. иосифляне.

Развитие архитектуры связано с восстановлением каменного строительства. Развивались местные школы, среди которых выделялась новгородская. В XIV в. там построены церковь Федора Стратилата, церковь Спаса на Ильине. Крупное строительство осуществлялось в Москве при Иване Калите. Иван III отстраивает город как центр православия. При нем возводятся стены Кремля, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, начинается сооружение колокольни Ивана Великого. В Россию приглашаются итальянские мастера Аристотель Фиорованти, Солярио, Алевиз Новый.

В литературе XV-XVI вв. важное место занимает тема борьбы с захватчиками, борьба за справедливость. Образ героя из народа простого, но честного и мудрого. Образ Царя в фольклоре отражает положительное отношение к нему народа, упование на его справедливость. На северных рубежах в народе была еще жива память о героях былин.

Большую роль в литературе играли произведения "Куликовского цикла", в который входили: "Задонщина","Сказание о Мамаевом побоище".Они воспевали в отличии от былин, не условных эпичных героев, а исторических лиц, таких как Дмитрий Донской.

Большой интерес представляют "Повести о Вавилонском царстве" Они сыграли важную роль в создании политической теории Московского государства. В состав повестей входит "Притча о Вавилоне граде", в которой сообщаются легендарные сведения о царе Навуходоносоре, создании им нового Вавилона и запустении этой мировой державы и "Сказание о Вавилоне граде".

В XVI веке появились сложные произведения, претендующие на историческое значение. Так известна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. В данной переписке князь много уделял внимания проблемам государственной власти и рекомендовал царю искать хороших советников.

Развитии общественно-политической мысли нашло отражение в трудах монаха Филофея. Он подчеркивал важность Москвы и называл её третьим Римом, так как она являлась наследницей Константинополя и центром православия.

В период XV-XVI веков в фольклоре идеализируется образ Ивана Грозного. Он предстает как борец с боярами, защитник бедняков. В этот период отмечается расцветает жанра исторической песни. Одной из частых тем является хвалы взятию Казани.

Развитие литературы получило новый виток после появления в 1553 году русского книгопечатания. Несколько позже появился московский печатный двор. Первая печатная книга с датой вышла в 1564 году. Она называлась "Апостол".

Первой печатной книгой в России долго считался "Апостол". В его послесловии основание типографии в Москве отнесено к 1553 году. Но сохранилось несколько книг без дат, которые можно считать напечатанными в Москве раньше "Апостола". Одна из них – Евангелие, с грубым шрифтом, с неправильной сверсткой и с неравными строками.

Апостол книгопечатанье

Чуть позже церковные писатели под руководством митрополита Макария написали книгу о житии русских святых. Конец XV века ознаменован созданием общерусских летописных сводов. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение "Сказание о великих князьях Владимирских". Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе.

Важным произведением XV-XVI вв. стала книга-свод правил "Домострой". Он был составлен монахом Сильвестром и одобрен церковью.

В рассматриваемый период центрами образования и просвещения остаются монастыри. При церквях появляются библиотеки.

Архитектура России XV-XVI вв.

XV-XVI века отмечены бурным развитием архитектуры и зодчества. После того, как последствия ига ослабли произошло разрушение рамок местных школ архитектуры. Вместе с появлением новых течений в архитектуре и строительстве, все чащи стали приглашать иностранцев с целью получения нового опыта. Чаще всего приглашали итальянцев, так как они считались признанными мастерами в архитектуре и строительстве. Они привнесли русскую архитектуру веяния Возрождения. В этот период началась реконструкция московского Кремля. В 1475 г. в Москву прибыл Аристотель Фиораванти, известный мастер, работавший в Больнье, Милане, Риме. Он создал Успенский собор в Московском Кремле (1475–1479). Собор уникален по причине того, что впервые здесь было применено глубокое заложение фундаментов. Новаторство постройки в геометрически правильном членении плана и фасада здания с использованием правила "золотого сечения".

Успенский Собор

Успенский Собор Кремля. Автор Аристотель Фиораванти

Кроме того архитектор известен тем, что участвовал в походах на Новгород, Казань и Тверь как начальник артиллерии и военный инженер. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и – на много лет раньше – Италии.

В период XV – XVI вв. были возведены такие шедевры архитектуры как Успенский собор, Благовещенский собор и колокольня Ивана Великого.

Архитектуру 15-16 столетий следует охарактеризовать как новаторский, так как тогда появилась особенность русского зодчества называемая "шатровый стиль". В данном стиле построены такие шедевры, как храм Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади.

Строительство развернулось не только в столице, но и по всей России. Были возведены кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Нижнем Новгороде.

В первой половине XVI века было построено новое укрепительное сооружение, которое опоясало ремесленную часть столицы, которая носила название Китай-город. Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2567 м и 12 башен.

Живопись в России в XV-XVI вв.

Живопись в России 15-16 веков развивалась параллельно с архитектурой. Особое развитие получила иконопись. В живописи того времени присутствует строгая регламентация сюжетов. Это обосновано тем, что все силы государства направлены на централизацию и укрепление православия.

Тем временем существуют различные школы живописи. Так московская школа знаменита такими представителями как Дионисий. Он родился, вероятно, около 1440, умер после 1503. Дионисий не был иноком. Его два сына – Владимир и Феодосий – также были живописцами и помогали ему в его работах.

Дионисий икона фреска

Фреска за авторством Дионисия. Святитель Николай Чудотворец Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Андрей Рублев считается величайшим живописцем России всех времен. Его произведения уникальны по исполнению и духовной наполненности. ОН был иконописцем московской школы. Первое летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1405 г. Тогда он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Святая Троица. Андрей Рублев

Святая Троица. Андрей Рублев

Произведения Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия различаются по эмоциональному наполнению. Тут переход от волнения к спокойствию и даже безмятежности.

Особенности русских городов XV-XVI вв.

Города развивались в тот период по радиально-кольцевому принципу. Это обусловлено особенностями укрепительных сооружений тех лет. В 15-16 веках отмечено развитие ремесел. Это обеспечило приток населения в города. При этом в начале 15 столетия городов было не много. Они развивались не равномерно. так, большой всплеск строительства и ремесла в 15 веке отмечен в Новгороде, Пскове и Москве. Тем временем другие города оставались деревянными и могли быть уничтожены пожарами. Так, в мае 1491 г. сгорел весь Владимир с девятью церквами и 200 дворами, а в июле того же года – весь Углич (более 500 дворов и 15 церквей). В 1499 г. в Вологде сгорело 330 дворов и пять церквей.

Города в период 15-16 вв. являлись административными центрами уездов и средоточием их торговой и ремесленной жизни. Отдельно нужно упомянуть о городах-крепостях. Их жители – преимущественно военные и их семьи.

О высоком уровне ремесла в России говорит тот факт, что в 1586 году была отлита Царь-пушка. Автор Андрей Чохов.

Царь пушка

Царь-пушка на углу здания Оружейной палаты. 1905 год

Города в России в XV-XVI веках были аграрными образованиями в большинстве своем. Они были тесно связаны с сельской округой. Миграция сельского населения в города приводит к появлению термина "городские крестьяне", обозначавшего жителей поселений, формально еще не признанных "государевыми посадами".

Читайте также: